Научная статья на тему 'Живая история. Образы постсоветской России'

Живая история. Образы постсоветской России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Живая история. Образы постсоветской России»

ских систем данной культуры. Поскольку в большинстве развитых стран существует традиция объединения науки и образования в университетах, то высшее университетское образование предполагает ориентацию прежде всего на интеллектуалов. Однако технологизация всех сфер жизни и демократизация социальной практики привели к переориентации на подготовку не интеллектуала, а прежде всего специалиста и гражданина. Сегодняшняя ориентация на компетентностный подход предполагает, как нам кажется, возрождение фундаментальной подготовки, несущей интеллектуальную и этическую нагрузку.

Н.Б. ШИПУЛИНА (Волгоград)

ЖИВАЯ ИСТОРИЯ. ОБРАЗЫ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

18 ноября 2008 г. в Волгоградской академии государственной службы состоялась научно-методическая конференция «Живая история. Образы постсоветской России». Ее организаторами, помимо ВАГС, были Клуб политического действия «4 ноября» (Волгоградский филиал), Волгоградский государственный университет, газета «Деловое Поволжье». Событие это было связано с выходом в свет учебного пособия для высших учебных заведений «История современной России: поиск и обретение свободы. 1985 - 2008 гг.» профессора Г.И. Герасимова (г. Москва) и по сути посвящено его презентации и обсуждению на разных уровнях. Учебное пособие опубликовано первым тиражом в 3000 экземпляров и в настоящее время проходит научно-методическую апробацию в российских регионах, ведущих высших учебных заведениях России. Автору учебного пособия доктору исторических наук Г.И. Герасимову, чей доклад-презентация открывал конференцию, было важно узнать, как воспринимается и сама идея учебника новейшей истории России, и его содержание разными аудиториями - студентами вузов, аспирантами, преподавателями, уче-

ными, представителями общественных организаций.

Доклады волгоградских ученых, преподавателей вузов «Учебники истории на постсоветском пространстве: наука, образование и “историческая политика”» доктора исторических наук, профессора И.И. Ку-риллы (ВолГУ) и «Вызовам XXI века - новые стандарты и новые учебники» доктора исторических наук, профессора Г.В. Орлова (ВолГАСУ) были посвящены не столько учебнику Г.И. Герасимова, сколько более широкой проблеме - теоретическому осмыслению позднесоветского и постсоветского периодов как завершенного этапа российской истории и поиску возможностей для адаптации такого анализа в вузовских учебных пособиях. В этих докладах и во время их обсуждения высказывались оценки нового учебника, отмечались его своевременность и необходимость для преподавания истории, социологии, политологии, культурологии в современной высшей школе. И в самом деле опыт создания такого рода учебных пособий весьма невелик, задача их написания нетривиальная и непростая, поэтому факт издания учебника Г.И. Герасимова, безусловно, значим. Проблема в том, как написан такой учебник, как представлена в нем современная история России. Сам автор и в предисловии к учебному пособию, и в его презентации на конференции так сформулировал свою позицию: «Поиск и обретение свободы предстали как основа для консенсуса в обществе по поводу оценок главных событий новейшей истории России. Придание российской истории высокого смысла дало возможность прекратить рассматривать ее как непрерывную череду ошибок, преступлений и предательства национальных интересов, представить исторические события как диалектическое единство процессов разрушения старого, возникновения и становления нового. На такой истории можно воспитывать в гражданах страны чувство причастности к Российскому государству и его прошлому». Иными словами, в учебнике (написанном, кстати, не историком - преподавателем академического вуза, а историком - сотрудником исследовательского

© Шипулина Н. Б., 2009

института - Института общественного проектирования) представлена идеализированная, «положительная» постсовременная история России. Поэтому весьма живой и остро полемичный характер обсуждение учебного пособия «История современной России: поиск и обретение свободы. 1985 -2008 гг.» приобрело уже на уровне беседы автора издания со студентами волгоградских вузов, которые хотели получить ответ на главные вопросы: «О какой именно свободе идет речь в концепции учебника по новейшей истории России?», «Каковы понятийные границы этого центрального концепта?».

Вторая часть конференции проходила в форме круглого стола на тему «Новейшая история России: актуальные проблемы преподавания в высшей школе». В его работе принимали участие эксперты - ученые, преподаватели социально-гуманитарных дисциплин волгоградских вузов, представители волгоградских общественных организаций. В выступлениях участников круглого стола, помимо оценок, были серьезные вопросы и замечания по содержанию учебного пособия, в особенности по его концепции - идее либеральной истории постсоветской России, ее «положительной истории», состоящей в «поиске и обретении свободы», что сформулировано в самом названии учебника. Заведующий кафедрой зарубежной истории и мировой политики ВолГУ И. И. Курилла отметил даже, что учебное пособие Г.И. Герасимова в этой его «позитивности» напоминает сталинскую «Историю ВКП(б)».

В учебнике представлена «дневная» постсоветская история, история «сверху», хотя автором и избран интригующий концепт «свобода» для осознания новейшего периода российской истории. Такой поиск формата для репрезентации идеи свободы как центральной в новейшей истории России весьма уязвим, особенно когда автор учебника концентрирует свое внимание на анализе современной социально-политической, экономической жизни и представ -ляет институциональную сторону «перемен», тогда как сложные вопросы духовной жизни россиян последних 20 лет нашей истории, повседневная ее сторона, история «снизу» остаются «за кадром». Именно об этом высказывались участники круглого стола, в частности, открывший фо-

рум ректор ВАГС доктор исторических наук, профессор И. О. Тюменцев, который этот период российской истории видит скорее в понятиях «смута» и «неопределенность», чем «свобода» и «выздоровление».

Принявшие участие в работе круглого стола эксперты отметили богатый иллюстративный аппарат учебного пособия, включающий в себя статистические данные, фотоматериалы, иногда неожиданные в их не-официальности, результаты опросов Фонда общественного мнения и др. Все это дает некоторое ощущение «реальности» той новейшей истории России, которая представлена в учебном пособии Г.И. Герасимова. Но «простой советский человек», точнее, постсоветский, в нем отсутствует, равно как и современное российское самосознание на уровне альтернативного искусства: «другой» литературы и «другого» кино, российской рок-культуры и т. п. Осторожно обходит автор учебного пособия и серьезную сферу духовной жизни современной России - философию как область осмысления перемен на фундаментальном уровне. Это зияние отметил в своем выступлении директор НИИ социальной антропологии города ВАГС В. А. Пи-липенко, когда мягко упрекнул автора учебного пособия в однобокости изложения разделов, посвященных духовной культуре современной России.

Сопредседатель Волгоградского филиала клуба «4 ноября», главный редактор газеты «Деловое Поволжье» А.В. Степнова говорила об общественной значимости учебника, его патриотическом потенциале. Доктор политических наук, доцент кафедры истории и теории политики ВАГС В.А. Колесников и кандидат политических наук, доцент той же кафедры К.А. Лота-рев отметили достоинства и недостатки вышедшей книги как вузовского учебника и размышляли о создании подобного пособия по школьному курсу истории.

Таким образом, быть может, вопреки ожиданиям автора, конференция (как на уровне выступлений студентов волгоградских вузов, так и на уровне высказываний представителей профессионально-экспертного сообщества) была весьма продуктивной и оказалась не просто проблемной и даже остро дискуссионной, а в некотором смысле эвристической для дальнейшей работы над текстом учебника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.