Научная статья на тему 'Живая Этика в универсуме Третьего тысячелетия'

Живая Этика в универсуме Третьего тысячелетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этика / обучение / воспитание и развитие / Ethics / teaching / education and development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Засорина Лидия Николаевна

В статье дан краткий обзор тенденций непрерывного образования, отмечено формирование новой научно-образовательной парадигмы, сделан вывод, что «Живая Этика» в нашей жизни имеет неоценимое идеологическое значение для воспитания новых поколений людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Living Ethics» in universum of third millennium

The article is given the brief review of continuous education tendencies, it is marked the formation of new scientifi c and educational paradigm, it is concluded that «Living Ethics» has in our life the inestimable ideological signifi cance for the education of new generation of people.

Текст научной работы на тему «Живая Этика в универсуме Третьего тысячелетия»

Л.Н.Засорина Живая Этика в универсуме Третьего тысячелетия1

В статье дан краткий обзор тенденций непрерывного образования, отмечено формирование новой научно-образовательной парадигмы, сделан вывод, что «Живая Этика» в нашей жизни имеет неоценимое идеологическое значение для воспитания новых поколений людей.

Ключевые слова: этика, обучение, воспитание и развитие

L. N. Zasorina «Living Ethics» in universum of third millennium

The article is given the brief review of continuous education tendencies, it is marked the formation of new scientific and educational paradigm, it is concluded that «Living Ethics» has in our life the inestimable ideological significance for the education of new generation of people. Keywords: Ethics, teaching, education and development

Как растолковать, что без единения миров жизнь на земной коре - нелепость?!

Учение Живой Этики. Община. § 135

Второе десятилетие XXI века ознаменовано провозглашением «Века Рериха». Именно такой слоган был выдвинут организаторами Выставки произведений великого мастера в Манеже (апрель, 2010 год). Открытие памятника художнику на Васильевском Острове в Санкт-Петербурге продолжает развертку культурологических мероприятий города в этом направлении. Эстафету подхватил и Институт культуры в Санкт-Петербурге, впервые собирающий конференцию по рериховедению.

В этом году исполняется 20 лет «перестройки» в России, которая, в частности, открыла доступ к наследию семьи Рерихов в нашем Отечестве. На переходе к «Золотому Веку» земной цивилизации (2012-2092 годы) Знамя культуры Н. К. Рериха остается величайшим космическим символом-оберегом «воинов Огненного шествия».

Программа конференции чрезвычайно объемна по содержанию. Она охватывает все информационное пространство науки, образования, культуры, все многообразные истолкования Трех компонентов в круге вечности, которые отражены в «Знамени культуры» Н. К. Рериха. Доминантой этого компендиума выступает ЭТИКА.

В конце XX века еще бытовало представление об этике как разделе философии. В новой парадигме науки XXI века область этики становится предметом междисциплинарного знания. Устаревают также, отходят на периферию и противопоставления этики как теории и практики. «Живая Этика» провозглашает Единство

нравственных универсалий человечества как высший принцип жизнеустроения и всего Живого Космоса.

Тенденция космизации сознания (расширения его до граней глобализации, ноосферизации, космологического, ведического мировоззрения) проявляется как неизбежное условие биовыживания человека новой эпохи. В последние годы в океане творческих прорывных концепций по духовному развитию и воспитанию будущего человека, в том числе религиозно-конфессиональных движений (Учение Виссариона, общины-поселения анастасийцев, Партия Мира В. Новикова, Мудрос-лавие А. Н. Малюты, технология нейролингвистического программирования, сайентология Р. Хаббарда, духовные движения Востока - Международный университет Брахма-Кумарис, Сахаджи Йога, Лайа Йога и многие «оздоровительные центры») Учение Жизни возвышается как нерушимая скала. Не случайно, что в противостоянии науки и религии в целом Агни Йога выдерживает позицию Универсума Третьего Тысячелетия, переданного Высшим Разумом на русском языке.

В отечественном рериховедении накоплен огромный материал, имеющий бесценное значение для обновления мировоззренческого базиса метасовремен-ной эпохи. Творческий коллектив ученых, педагогов, врачей, сотрудников ФПНО «Университет развития» обнародовал итоги своей работы по осмыслению «Живой Этики» в сфере образования2. Признано, что Учение Жизни, переданное Учителями Шамбалы, можно считать закрывающей педагогической технологией ХХ века. Успешные опыты по лекционной и просветительской работе в рериховедении, учебные культурологические программы для школ, вузов, фундаментальные исследования по изучению наследия Рерихов представляют надежное основание для продвижения их в образовательные стандарты, которые поставлены на повестку дня при разработке национальной программы «Новая школа» в РФ.

1. Живая Этика в универсалиях образования

Знание, наконец, должно построить научно мост устремления к духу.

Напутствие вождю. § 77.

2011 год отмечен празднованием Пятидесятилетия со дня покорения Космоса человеком - исполняется 50 лет со дня полета Ю. Гагарина на космическом корабле «Союз». Какими вехами можно было бы определить преображение общественного сознания на этом рубеже?

Формирование новой научно-образовательной парадигмы в практических ее приложениях отражается, прежде всего, в коммуникативной активности человека. С позиций биоинформационного подхода способы и средства общения между людьми существенно изменились за столетие. Не претендуя на детальную аналитику этого процесса, полезно остановиться на педагогических аспектах образования.

Педагогика, совместно с психологией и философией, выдвигается на высокую (третью) страту «башни знаний» (см. рис. 1).

На этой схеме взаимодействие основных отраслей знания, сгруппированных по крестообразным противоположениям нескольких слоев сложного «древа», имеет в базе противоположений 4 первостихий материи: Огонь-Вода, Воздух-Земля. Фундамент естествознания составляют две пары наук: геология-биология и физика-химия. На втором витке спирали в объект познания включен человек (условно это область метафизики): логика-физиология и экономика-экология. Гуманитарные науки занимают третью страту пирамиды. Четвертый срез башни фокусирует области внерационального познания - духоразумения.

Именно с высшей ступени познания духовных ценностей, как известно из «Живой Этики», начнутся преобразования всех предшествующих (классических) областей знания в направлении космогенеза и универсалий эволюционного развития планеты.

✓Пч

Рис. 1. «Башня знаний»3

Педагогическая практика в свете сказанного должна рассматриваться как биологическое предназначение каждого землянина. В том или ином виде каждый субъект на своем жизненном маршруте «работает» как педагог - в семье, труде, интимной жизни, социальной и профессиональной самореализации, оставляя след и после ухода в мир вечности. На рис. 2. показана «Радуга образования» (разработка «Университета развития»).

3

Рис. 2. Сфера образования4

Непрерывная «модернизация» образования в РФ (с 1990-х годов), как очевидно, значительно отстает от реальных изменений в среде обитания наших современников. Управляющие гражданским обществом структуры преимущественно «работают» по «ветхим стереотипам» прошлых времен, о которых написано много страниц в «Живой Этике». К этому добавляются уклоны к супертехнотронным инновациям, жестким, «ручным» методам руководства, которые представляют опасность для нормального существования людей всех возрастов. Развитие сознания, общественного и индивидуального, непомерно отстает от требований Новой Эпохи.

Идея развития становится и уже является сильнейшим магнитом современного прогнозирования в целом. Она определяет проектную деятельность во всех сферах жизнеустройства - от экономики и геополитики до духовного воспитания5.

В теоретической педагогике компонент развития включен в базовые категориальные понятия, наряду с обучением и воспитанием. По вектору образованиеве-дения (новое направление исследований) проработка целевого компонента органично связывается с процессом развития.

За пределами административной системы повышения квалификации кадров, и педагогов в том числе, творческое взаимодействие ученых и специалистов разного профиля складывается в формате открытых коллективов, организующихся по общности интересов и устремлений. В России активно работают многие общественные образовательные учреждения, в их числе немало академий, университетов, негосударственных институтов, школ и более узких центров, преимущественно сплоченных вокруг насущных проблем оздоравливания и выживания, духовного развития.

Десятилетний опыт работы «Университета развития» позволяет очертить схему основных компонентов образовательной деятельности его сотрудников. На рис.

3 представлена «Биомодель педагогической системы» в виде пятилучевой звезды, с прямой и обратной связью между ее структурными компонентами (прототипом схемы является модель педсистемы Н. В. Кузьминой)6.

Рис. 3. Биомодель педагогической системы7

Три уровня энергоинформационного обмена выделяются на этой схеме: корневой срез образуют взаимодействия субъектов Я и МЫ. «Два во имя Третьего» -универсальный закон счисления, самоорганизации жизни. Индивид в спиралях образования занимает положение начальной точки отсчета в надстройке усложня-

ющихся связей: непосредственная смежность с родителями, учителями, воспитателями, далее группами, коллективами - спутниками по жизни.

Базовый треугольник (триглав) завершает вершина - целеполагания, наиболее неопределенный, открытый для вариаций компонент системы образования. Вопрос «Зачем?» - самый трудный для осознания участниками образовательного процесса. Последовательное приближение и коррекция целей деятельности, общения и самой жизни происходит по мере взросления человека.

Второй срез структурных связей образует пара компонентов - ИГЭ и СППИ: Информационно-голографический экран (по Судакову) и Способы-средства приема-передачи информации. Они формируют своеобразный «шлем» в тонких полях жизнеустроения, укрепляющий адаптацию учащегося к информационному пространству Живого Космоса, развивающему сетевые структуры коммуникаций между людьми. Важнейшие механизмы восприятия, преобразования и передачи информации определяют успешность социализации ученика, продвижение его к вершинам творчества.

Уникальный, божественный способ общения дан человеку - это естественный язык. Биоинформационная функция языка до конца еще не осознана в науке и образовании8. Однако заметно возрастание интереса среди общественности к словесному выражению, точности высказывания, смыслу речи, смыслообразам и глубинным механизмам речи-мысли.

Три уровня связей в пентаграмме образования находят соответствие с универсальными мировоззренческими представлениями древнейших культур. Так, в пантеоне древних русов, языческих верованиях различались три стадии проявленности мира: Явь, Навь и Правь. Их принято трактовать как три формы Бытия - в предметно-понятийной среде, в научном осмыслении фактов и в высшем эволюционном аспекте. Параллельно можно указать рядоположение форм сознания - практическое, научное знание и осознание. Последнее понимается в контексте «Живой Этики» как сверхсознание, или чувствознание, свойственное людям, устремленным к Иерархии Света.

2. Учение Жизни в «моих университетах»

Человек должен постоянно быть на пороге к будущему. Человек нов каждое мгновение.

Напутствие вождю. § 66.

Многомерность структурных отношений в пентаграмме образования позволяет очертить ресурсы самообразования человека новой эпохи. Минимум четыре вектора-луча энергоинформационных связей открыты для активации каждой личности (ср. на рис. 3 прямые, исходящие из узла Я). Оптимума продуктивности и самореализации человек достигает при высокой мобильности взаимодействий с

другими людьми, посредством интенсивной биокоммуникации, при условии богатства знаний - экранировании информационных потоков и приближении к акмео-логической страте своего творчества.

Каким можно представить себе Человека будущего? Эта проблема привлекала многие умы прошлых столетий. Не оставляет она равнодушными и современных гуманитариев. Эта тема многократно обсуждалась на научных конференциях, не сходит со страниц СМИ (см. Общественный национальный проект «Русские XXI века» и др.).

Смыслообраз Проективного Человека получил развернутое очертание на завершающем этапе научно-образовательного проекта «Биоинформационный ресурс человека» в 2006 году. Это понятие не имеет аналогов в иностранных языках (транслитерировано в виде Homo projektus).

Внутренняя форма термина подсказывает существенный признак наименования - проект, проектор, прожектор, собирающий лучи Света для отражения их в пространстве. Увлечение проектами и проецированием в последние годы стало модным. При этом не следует упускать из виду, что отражение в зеркале может быть двояким: кривым, загрязненным, искажающим реалию (тогда в голографическом экране возникает «прожектер» и обман) или, напротив, чистым, ясным, ведущим к Истине. Иначе, двуплановость отражения действительности - левое и правое «зазеркалье» - является природным свойством человеческого ума. Различение добра и зла - вечная проблема Этики.

«...Учение несет кование новой жизни. Оно говорит: «Вы слышали; вы должны понять - с этого часа вы приняли ответственность за извращение»9. Эти строки получают особую востребованность теперь, в связи с нарастающим хаосом информационных воздействий «темных». «Туман народов растет. Цветок пламенный не виден на пространстве планеты»10. «Ложь и ущемление лежат в природе паразитов, они тайно собирают богатства и не прочь пожинать роскошь»11. Прямая «борьба» с плутократией не приведет к успеху до тех пор, пока не нарастет критическая масса ревнителей Прави.

В свете биоинформационных воззрений категория Проективного Человека рассматривается в трех координатах универсалий - информация, энергия, биосистема. Фундаментальные принципы метанауки приводят к расширенному толкованию проекта как способа самоорганизации цивилизации. Это способ проявления топоса (генокода) в реальной действительности12.

Глубинный триадный синтез знаний современного человековедения позволяет вычленить три начала Проективного Человека: потенциал проецирования (способности проектировочной, конструктивной деятельности), опережающего отражения действительности (гностическая деятельность) и устремления к будущему (умения целеполагания и реализации целей).

Эти качества проявляются у человека, стоящего в Круге «Живой Этики» и фокусе Развития13. Идеализация образа Проективного Человека не исключает оценочной метрики разумности с учетом истинной реальности среды обитания. Каким становится русский человек в XXI веке? На перепутье, перекрестье напряжений по принятию решений ответ неизбежно будет условным. Важно при этом определиться с пространственно-временными координатами здесь и сейчас. Кто берется отвечать? От чьего имени? Когда?

«Живая Этика» - это духовное наследие нашему веку. Оно дано для перехода от общества потребления в западном его варианте и злоупотребления в некоторых направлениях Востока - к обществу Духа и Мировой Общины. В известном смысле концепцию совершенствования по-русски (наследуемую от русского космизма) можно рассматривать как альтернативу глобализации по-американски. «Возражатель не понимает, что Учение духа или Учение Живой Этики есть лучший панцирь для тела»14.

Мудрость веков, собранная Рерихами и переданная в Россию, приобретает свойства космичности и сакральности ведического знания, которые открыты для Проективного Человека, проникновенного искателя подлинной реальности мира Прави.

Краткий обзор тенденций непрерывного образования, представленный выше, приводит к заключению о том, что «Живая Этика» в нашей жизни имеет неоценимое идеологическое значение для воспитания новых поколений людей. Им предстоит переход к эпохе высокой духовности. «Конечно, в наше время нужен синтез. Но синтез не может быть принят и осознан большинством, ибо синтез, или, иначе говоря, Свет Духа - явление редчайшее... Синтез, возвещенный с лекционной платформы, не может принести желательных результатов. Но, конечно, водители должны иметь синтез в духе и являть его мудро, давая лишь то, что нужно в каждом особом случае, не обременяя ношей непомерной»15, так писала Е. И. Рерих, отмечая, что именно Н. К. Рерих обладал таким даром синтеза. Не этим ли объясняется растущее число его последователей в метасовременной эпохе?

Примечания

1 Статья опубликована на сайте независимого интернет-проекта «Грани эпохи» в электронном журнале: Грани эпохи. 2011. № 47, дата публикации: 03.09.2011. URL: ИИрУ/дгат. agni-age.net (дата обращения: 01.07.2014).

2 Информация о публикациях см.: Засорина Л. Н. Смысловое прочтение Учения Живой Этики // Рериховское наследие: междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2009. Том. 4. С. 406-412.

3 Рисунок автора.

4 Рисунок автора.

5 Успехи Китая в овладении рынком на мировой арене во многом связаны с органическим принятием национальной идеи развития в общественном сознании. В этой

стране практикуется целая система практических процедур по организации межличностного взаимодействия на производстве, в образовании, досуговой сфере с публичным оглашением самоотчетов по вопросу: «Что ты сделал для развития страны?».

6 См. подробнее: Засорина Л. Н. и др. Ноосферная миссия образования // Ноосферное образование в Евразийском пространстве. СПб., 2010. Т. 2: От ноосферного образования - к ноосферной России, кн. 1. С. 167-181.

7 Рисунок автора.

8 Библиотека «Университета развития» имеет несколько публикаций по этой проблеме, упомянем некоторые из них: Грамотность в новом веке: материалы науч.-метод. семинара, 11-12 мая 2001 г. СПб, 2001. 120 с.; Засорина Л. Н. О биоинформационной функции языка: психолого-педагогическая реабилитация // Ананьевские чтения-2004. СПб., 2004. С. 258-260; Шишкина-Ярмоленко Л. С. Язык и познание: опыт лингвист. антропологии. СПб., 2004. 264 с.

9 Учение Живой Этики: Знаки Агни-Йоги. § 211.

10 Учение Живой Этики: Знаки Агни-Йоги. § 157.

11 Напутствие вождю, 16.

12 См.: Калашников М. Третий проект: погружение: кн.-расследование. М., 2006. С. 60.

13 См. подробнее: Биоинформационный ресурс человека: резервы образования: материалы Междунар. науч.-образоват. конф. Вып. 3. Проективный человек в фокусе развития. СПб.: Астерион, 2006. 138 с.

14 Рерих Е. И. Письма. Минск, 1992. Т. 3. С. 291.

15 Там же. Т. 2. С. 1210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.