Научная статья на тему 'Живая Этика: от космической мысли к литературному слову'

Живая Этика: от космической мысли к литературному слову Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
671
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духо-материя / интеллект / сознание / Живая Этика

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Канищева О. А.

Живая Этика о космической мысли как высшей энергии и основополагающем моменте Бытия. Факторы работы с мыслью, требования Живой Этики к слову. Особенности литературного языка текстов Живой Этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Живая Этика: от космической мысли к литературному слову»

374 ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ТВОРЧЕСКИЙ ИМПУЛЬС КОСМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

О.А.КАНИЩЕВА,

переводчик, преподаватель иностранных языков лингвистического центра ВГБИЛ им. Рудомино

ЖИВАЯ ЭТИКА: ОТ КОСМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ К ЛИТЕРАТУРНОМУ СЛОВУ

Как важно осознание, что каждая мысль приложима к жизни! Не словами, а мыслью двигается мир. Так каждая мысль поможет космической энергии.

Учение Живой Этики. Беспредельность, 750

Вестники иных миров, мысли, имеют различную степень утончения и вибраций, зависящих от качества Духа человека, в котором они проявляются. Мысль огненная, возникшая в таком пространстве, обладает огромным энергетическим потенциалом и может послужить импульсом для складывания целой исторической эпохи. Именно мышление такого огненного свойства создает условия для дальнейшего продвижения человечества по лестнице Космической эволюции и обусловливает совершенствование его общественного бытия.

Л.В.Шапошникова. Град Светлый

Люди должны понять, что каждое слово, как стрела громогласная, и слово, как педаль мысли.

Учение Живой Этики. Община, 47

За пределами человеческих понятий нужно искать Истину.

Учение Живой Этики. Беспредельность, 460

Мы живем в век новых технических достижений и новых информационных технологий, которыми так гордится человечество. Однако сам человек, лишенный духовности и мыслетворчества, потерявший ориентиры Красоты, остается в массе своей эгоистичным, духовно робким, если не сказать мертвым. Более того, он противопоставил себя Космосу. «Туман народов растет. Цветок пламенный не виден на пространстве планеты», — читаем мы на страницах «Агни Йоги» [1, 157]. § 603 книги «Беспредельность» указы-

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

375

вает на то, что «человечество запрещает космическим силам входить в орбиту планеты, что «каждая энергия Космоса притягивается Космическим Магнитом, но восприятие зависит от человечества» [2, 603]. Пришло время «одним пробужденным духом встретить явление Земли и Неба» [3, ч.3, I, 10]. Таким явлением стала серия книг, составивших Учение Живой Этики. Данное человечеству в начале ХХ века Учителем Востока и принесенное на Землю семьей Рерихов, оно стало мощным импульсом в творчестве космической эволюции, потому что явилось, прежде всего, учением нового космического мышления. Сегодня пути обычного мышления должны быть оставлены. Время диктует необходимость земного утверждения нового мышления, основанного на энергетическом мировоззрении. Новое мышление совсем не означает ниспровержения всего старого, умаления предыдущих достижений, отказ от всего еще непонятного. Оно «бережно отложит непонятную формулу», «будет лучшим другом уже найденного», «не забудет об основных законах <...> и значении вибраций» [4, 223]. «Истинно огненное время, и Агни Йога заменяет все уходящие энергии» [2, 732].

В одном из своих писем Елена Ивановна Рерих писала: «Со всею силою духа и моим личным опытом утверждаю, что нет другого Учения, которое бы вмещало столько сокровенного Знания, но, увы, немного тех, кто умеет понять намеки на великие законы, явленные на страницах книг Учения. Часто узость, неподготовленность сознания и предубеждение с предрассудками, отравившие с детства наше сознание и ум, лишают нас легкости усвоить сокровенный смысл, явленный в символах и намеках» [5, с. 508].

Живая Этика — это учение о новых возможностях жизни, и венцом этих возможностей справедливо считают мысль и сознание. Мысль прокладывает для сознания путь в беспредельном пространстве Космоса и создает новые возможности. Именно мысль является двигателем духа, это самый совершенный инструмент, данный человеку.

УЧЕНИЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ О МЫСЛИ

Полюбите одиночество мысли,

когда искры разумения плетут венок познания.

Озарение, ч. I, VIII, 3

Жизненная сила всякого существа заключена в пране; самое тонкое и самое высокое действие праны есть мысль. «Мысль, как

376

ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ТВОРЧЕСКИМ ИМПУЛЬС КОСМИЧЕСКОМ ЭВОЛЮЦИИ

высшая энергия, — гласит § 95 «Иерархии», — нерастворима и может быть отлагаема» [10, 95]. А в книге «Беспредельность», в § 456, говорится о том, что «только тогда энергии принимают форму, когда они прикасаются к человеческому сознанию» [2, 456]. Высший уровень мысли — сознание. «Мысль, — пишет Елена Ивановна Рерих, — есть энергия сознания на яром прохождении через центры человека» [6, с. 244]. «Высшей формой мысли, — сказано в «Гранях Агни Йоги», — будет ее светоцветовая субстанция. Цветной луч проникает в человеческое сознание и, сам по себе не имея формы, порождает ее в сознании человека» [7, 292]. Мысль творит и за пределами планеты. В Космосе — где мысль, там и сознание. Если мы откроем «Тайную Доктрину» Е.П.Блаватской (часть II, Эволюция символизма), то прочтем там цитату из Плутарха: «Космос есть “Сын”, согласно Платону, имеющий Отцом и Матерью Божественную Мысль и Материю» [8, с. 431]. Живая Этика, развивая учение о мысли, вводит понятие духо-материи, Материи Светоносной, дает нам уникальную возможность прикоснуться к Великой Реальности Космоса и задуматься над явлением космической мысли как над основополагающим моментом Бытия. Она призывает нас неутомимо стремиться к знаниям и учиться ежедневно растить пламенную мысль, которая станет «зовущим началом Нового Мира» [1, 101].

В Учении Живой Этики неоднократно подчеркивается, что воспитание мысли должно проходить последовательно, а нравственное образование должно предшествовать учению о мысли. Прежде всего, нужно позаботиться о том, чтобы очистить свое сознание. «Люди прикрываются самыми громкими названиями, но таят внутри себя низкие намерения. Сколько злоупотреблений происходит! Нужны самые разумные меры, чтобы не проникали приемы мощи к злоумышленникам <...> Мыслитель указывал: “Сперва поймем добро и тогда пошлем его мысленно в мир”» [9, 487].

Непременными факторами в работе с мыслью должны стать:

— устремленность, постоянная, ровная и упорная, ибо огонь устремления накапливает и кристаллизует энергии, а пламя — магнитно. При этом «ценно не только стремиться, но и уничтожать сор позади» [10, 184], и в этом, указывает Учение, есть два важнейших знака: отрыв от старого и эволюция. «Замените желание непреложным приказом чистой мысли. В этом приказе вы призываете все светлые силы и заставляете их токи действовать в соответствии с вашим чистым устремлением», — записано в «Иерархии» [11, 96];

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

377

— соединение мышления с развитием чувствознания, ментала с сердцем, ибо способность накапливать психическую энергию основана на умении вызывать нужные для этого чувства;

— одиночество: понятие, смысл которого должен быть осознан во всей полноте и даже пересмотрен. Еще А.Шопенгауэр (1788— 1860) писал, что общительность людей «зависит от их неспособности переносить одиночество, а в нем — самих себя» [12, с. 151]. В книге «Община» сказано: «Никакая лекция не научит мыслить, качество мышления образуется одиночеством во всей разумной устремленности. Именно мысль высекает искру жизни из вещества материи» [10, 135]. Однако, одиночество — понятие очень глубокое и отнюдь не означает отшельничества. Многих, не знающих о Тонком Мире, оно тяготит, но для духовно развитого человека это состояние необходимо. Полного одиночества не существует: в Космосе нет пустоты, он наполнен энергиями, а относительное одиночество принадлежит уже четвертому измерению: провод сердца должен соединить с близкими по духу. Понятию одиночества уделено много внимания на страницах книг Учения Живой Этики. «Духом одиночество неизбежно» [1, 260]. Общение же должно быть целесообразным. Целесообразно оно, только когда служит эволюции;

— сосредоточение: умение собирать мысли, не допускать хаотичного мышления. Это необходимо для очищения сознания. Однако в «Мире Огненном» записано: «Овладение мыслью не заключается только в углублении и сосредоточении мысли, оно должно также знать, как освободиться от несвоевременных и унижающих мыслей, тем мысль утвердится, когда мы будем владеть ею. Нелегко бывает освободиться от извне залетевших и трудно бывает уйти от горестных и тягостных размышлений. Но нужно одинаково мочь как послать мысль вперед, так и оставить ненужную» [4, ч. II, 227]. «Рогатое» [3, ч. III, II, 1] и «мохнатоемышление» [3, ч. III, III, 11] вредит духовному развитию человека;

— умение управлять мыслями, не теряя направления, борясь с иллюзиями двойственности. Сюда относятся: соблюдение полного равновесия, преодоление таких полюсных явлений, как восторг, чрезмерная радость или горе; постоянный самоконтроль, обуздание себя и сдержанность;

— монолитное мышление, то есть преодоление половинчатости мышления, последовательность в мыслях и действиях. Это необходимо для расширения сознания. Лишь монолитное мышление

378

ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ТВОРЧЕСКИМ ИМПУЛЬС КОСМИЧЕСКОМ ЭВОЛЮЦИИ

отвечает требованиям эволюции. «Думайте монолитно», — указано в книге «Община» [10, 238].

— умение оформлять мысль, ибо «явление оформления мысли может создавать цепь лучших следствий» [2, 757], и как вершина оформления мысли — умение дать краткую «зовущую формулу».

В книгах Живой Этики неоднократно подчеркивается, что Учение будущей эпохи — это учение синтеза, соединения духа с интеллектом. Понятия духовности и интеллекта — одни из ключевых в данном Учении. Елена Ивановна Рерих в своих письмах часто объясняет корреспондентам, что духовность как основа Бытия развивается на «яром росте врожденного инстинкта» [5, с. 322], и есть наличие синтеза и соизмеримости в мышлении и поступках. «Нужно помыслить о высшей энергии, которая понимается как духовность», — записано в книге «Братство» [13, 171]. Интеллект, или способность распознавания противоположений в мире проявленном, не есть мудрость, а есть рассудок. Он растет медленнее, чем духовность, встречая огромные препятствия в противоположениях, и ведет к самоутверждению личности. Елена Ивановна пишет: «Ярый интеллект проявляется при осознании своей обособленности от всего существующего и окружающего. Такое осознание обособленности развивается позднее в страстный эгоизм и яро создает особую индивидуальность, которая становится высоким благом, или страстным злом в Мире Проявленном, в человеке <...> Человек становится подчиненным своему эгоизму, и только проснувшаяся любовь к Высшему Идеалу может спасти его от разложения, именно Любовь к Прогрессу, к Красоте Высшей определенно способствует возвышению духа и росту страстного распознавания, и тогда Интеллект становится Высоким Умом, который преображается в Высший Разум» [5, с. 322]. Высокая духовность в синтезе с интеллектом является великой мощью в Космосе.

Следует отметить, что слово ум по-разному понимается на Востоке и на Западе. На Западе его связывают с мозгом. На Востоке же ум полагается в сердце, мозг есть местоположение рассудка, а память, хранящаяся в мозгу, на следующие воплощения не распространяется. Сила мысли проистекает из сердца. Мысли от мозга не имеют силы. « Человеческая мысль творит только рычагом сердца. Глагол, не насыщенный сердцем, не создаст ничего <...> только взрыв в пространстве», — сказано в «Беспредельности» [2, 736]. Все эти знания крайне необходимы нам для понимания важности распозна-

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

379

вания и вмещения противоположений и неустаннного труда для развития в себе последовательного мышления и утончения духовности.

В книге «Надземное» подчеркивается, что и в мышлении необходим синтез: «Ты слышал о тройственном мышлении, ему отвечают мозг, сердце и сознание. Мозг — разумен, сердце — чувствительно, и сознание — мудро» [9, 489].

Осознание Беспредельности также является важнейшим условием для космического мыслетворчества, ибо мышление и сознание связаны с энергетическими процессами в самом Космосе. В книге «Агни Йога» читаем: «Задумайтесь над явлением мысли, осознайте распространение ее, и радуйтесь лаборатории мысли, которая от клетки минерала до Беспредельности соединяет начала. Магнитная волна, искра электричества и мысль — эти три путника встречают стремящихся в Беспредельность» [1, 80].

ЗНАНИЕ И СОЗНАНИЕ

Согласно Учению Живой Этики, Знанием называется опыт человека, накопленный в течение целого ряда земных воплощений, в этом заключается смысл существования на планете. Знание приходит только при готовности духа. сознание является земным проявлением такого космического процесса, как мышление. Л.В.Шапошникова в своей книге «Град Светлый» пишет, что сознание — это «Знание, полученное через мысль из Высшего Источника и постигнутое в соответствии с уровнем самого сознания» [14, с. 6].

Существует два вида знания: знание, выражаемое словами, и знание точное, понимаемое духом, но не вложенное в слова. «Со временем личное вытесняется общим сознанием и по одному слову строится сложное построение — получается шифр духа». [3, ч. I, VIII, 5].

«Самым высоким считалось знание, идущее изнутри без всяких видимых условий» [3, ч. II, VIII, 9]. Учение Живой Этики говорит нам о том, что существует Высшее Знание иерархии света. Знание духа является нашим мощным руководителем, оно всегда приводит к Иерархии. Понятие же Иерархии следует принять как высшее Служение. «Иерархия и создание нового сознания утверждаются как камень эволюции» [11, 322].

Важно понимать, что существует различие между сознанием и знанием духа. «Сознание не есть знание духа. Сознание есть одно сочетание Skandhas. Сознание есть заключенное знание духа» [3, ч. II,

380

ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ТВОРЧЕСКИМ ИМПУЛЬС КОСМИЧЕСКОМ ЭВОЛЮЦИИ

XII, 3]. Сочетанием Сканд управляет закон сроков, который также, как и закон кармы, очень важен. Один закон порождает другой. «Заметьте, — говорится в Живой Этике, — карма личная, карма групповая и карма космическая должны сочетаться, и тогда срок явится истинным <...> Некоторые духи управляются целиком кармою, то есть знание духа минимально, тогда карма является единственною возможностью эволюции» [3, ч. II, XII, 5]. Знание духа указывает нам направление пути и даже показывает, как размер цели создает и размер возможностей. «Цель жизни, — сказано в «Мире Огненном», — очутиться в Огненном Мире со всеми накоплениями сознания» [4, 195]. Накопления нашего сознания и составляют карму. Существуют и негодные накопления, которые следует изживать. Живая Этика утверждает, что карма — это не возмездие, «в истинном значении карма есть труд» [2, 20]. «Атомистическая энергия кармы, сознательно ткущейся, — сильнейший рычаг» [11, 26]. Как люди осознают понятие кармы, видно из их действий. Сознание же человека может претворить несущуюся, как поток, карму «в прекрасный священный союз». § 25 «Иерархии» гласит: «Явление утверждения кармы и союза утверждается Нами как самая великая Истина», а § 310 «Беспредельности» определяет понятие кармы как «действие высшее, являющее эволюцию».

Говоря о сознании, следует отметить, что и в лингвистике для познания и изучения языков, как иностранных, так и родного, сознание — вещь наиважнейшая. Ведь язык понимается не ухом, не заучиванием новых слов, а внутренним сознанием. Вспомним данную в Учении Живой Этики легенду о Вавилонском столпотворении, когда высокая жрица сидела на восьмом этаже и принимала послов из дальних стран. Они говорили ей на своем языке, она понимала их, так возникло предание о вечном языке Вавилона [3, ч. III, III, 13].

Не забудем также, что всеми системами познания движет устремленность. Следовательно, необходимо не только сохранять ее, но и поднимать до уровня Огнеустремленности [10, 180].

ОТ МЫСЛИ К СЛОВУ

Слово Высшего понимается как Вибрация или Движение.

Е.И.Рерих

Как ни странно и ни парадоксально это звучит, но в начале XXI века мы должны учиться и мыслить, и говорить. Речь современных людей изобилует грубыми и двусмысленными выражения-

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

381

ми. «Речь, — написано в «Агни Йоге», — должна быть прекрасна, ясна и глубока значением» [1, 106]. Книги Учения Живой Этики становятся в этом смысле настольными. Они учат мыслить «монолитно» и планетарно. Говорить же надо уметь не просто коротко, а как можно короче, ибо «не слова, но скороходы мысли ткут ауру» [3, ч. II, VI, 9], а «Учение Христа может быть записано на ладони» [3, ч. II, VI, 7]. Для этого необходимо постоянно работать над расширением сознания: «Чем шире сознание — тем кратче формула» [1, 59].

Пытаясь разобраться в таком сложном процессе перехода не просто от мысли к слову, а от космической мысли, идущей из мира Высшего, к литературному слову, иметь дело необходимо именно с понятиями, и здесь всегда следует помнить, что Истина лежит за пределами человеческих понятий.

Не следует забывать и о законе соизмеримости: «Условие Братства — полная соизмеримость мысли и выражения» [3, ч. II, VII, 19]. В этом процессе также важен синтез наименования и глубины вложенного в него понятия. Наименование произвольное искажает направление мысли, ошибочное — ведет к новым заблуждениям. Люди пытаются часто заменить емкие, объединительные понятия вымышленными. Об этом говорит Учение и неоднократно пишет Елена Ивановна Рерих своим многочисленным корреспондентам: «Кто лишен синтеза, пусть не прикасается к жизни Мироздания» [15, с. 477]. Зная и помня о синтезе наименования и понятия, не следует забывать и о том, что сама эволюция или движение создает относительность всех понятий, из которой и происходят противоположения: «Слово содержит тысячу мыслей. Слишком грубо приписать слову точную выразительность. Только сопоставление понятий может определить качество мышления». [10, 241]. В той же книге «Община», в § 245, говорится о том, что люди сужают свои понятия перед неожиданностью: «Сурово приучайте себя к восприятию противоположных ощущений, к овладению неожиданностью. Все жданно, ибо все осознано». Здесь же упоминаются люди несвободные, «мыслящие из себя и для себя». Такой человек и речь перестраивает по-своему, переставляет ударения в словах чужих наречий, вопреки смыслу, филологии, искажая звук. Следует замечать таких людей, ибо они будут лишены сознания эволюции. «Чуткий человек предпочтет обойтись простыми выражениями, чтобы неразрушить неведомого ему смысла» [10, 246]. В нашей окружаю-

382

ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ТВОРЧЕСКИМ ИМПУЛЬС КОСМИЧЕСКОМ ЭВОЛЮЦИИ

щей жизни часто слова с делами расходятся, на это много сетуют, однако мало понимается тот факт, что главное лежит гораздо глубже, в сфере мысли. «Заботиться надо не о произнесенных словах, но о мыслях. В течение одного слова десять мыслей рождаются» [3, ч. II, V, 9] и «Слово лишь пыль удара творческой мысли» [16, 30.05.1922].

Язык символов Востока — краткий и емкий. «Каждый символ содержит сложное описание свойств материи» [10, 224]. В книге «Агни Йога», в § 19, речь идет о том, что увенчает мысль не точное знание, а легенда, как образ истинного значения, ибо «оболочка символа означает мировой знак — как мировой язык, который неминуем в эволюции». Поэтому Учение Живой Этики приветствует искателей общего языка, создателей легенд мира. Из общего языка вышли, к общему языку и вернемся. Сокровенным языком Великого Братства является Сензар, и он, по словам Елены Ивановны Рерих, состоит из наиболее ярких определительных, взятых из наречий всех веков и народов [17, с. 221]. Однако в Живой Этике Учитель говорит: «У нас поверх священного языка есть язык молчания» [3, ч. II, VII, 16]. «Великое молчание окружает ухо открытое» [16, 17.06.1922]. Вселенский, космический язык передается при помощи мысли. «Сосредоточенность в молчании, — гласит § 139 «Иерархии», — собирает особую энергию, которая в потенциале своем мощнее слов, даже громоподобных. Немногие понимают молчание как часть действия». Существуют и молчаливые поручения, и молчаливая молниеносная молитва, когда «без слов мгновенно человек ставит себя в непрерывность всей цепи в Беспредельность» [3, ч. III, IV, 1].

Правильно поступали очень древние народы: «Они во время опасности на мгновение обращались к Небу безмолвно и бездумно. Они открывали сердце свое для принятия Силы Высшей» [11, 384].

ОБРАЗНОСТЬ ЯЗЫКА, ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО И КОСМИЧНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ ЖИВОЙ ЭТИКИ

Истинно, в едином вздохе понимаем пространство.

И никакое слово не передает необъятность.

И никакая мысль не вместит Света.

Озарение, ч. II, VI, 19

Известно, что научные тексты не отличаются образностью, им присущи сухость языка, конкретность, обилие фактического ма-

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

383

териала, подробных описаний различных явлений, доказательств, выводов. Учение Живой Этики — не просто научный трактат, это уникальный пример литературных текстов, органично сочетающих в себе науку и поэзию, интеллект и духовность, ритмичную музыку спирального восхождения космической мысли и ее философскую глубину. Все это вместе и составляет их космичность. Они принадлежат Великой Космической Реальности, трудность выражения которой часто заключается в ее несказуемости.

«Вселенная — книга, написанная перстом Божьим, — писал Д.С.Лихачев, — Письменность расшифровывала этот мир знаков. Ощущение значительности и величия мира лежало в основе литературы» [18, с. 235]. Многое роднит Живую Этику с древнерусской литературой, которая, по словам Д.С.Лихачева, до XVII века не знала условных персонажей, имена действующих лиц были исторические, открытый вымысел не допускался, и на ее страницах торжествовала правда. Русский человек в древности воспринимал мир как единое целое, ощущал свое место в этом мире, понимал, что все в нем значительно и полно сокровенного смысла. Он даже дом свой располагал красным углом на восток. Современный человек утратил это понимание и мироощущение. Тексты Учения Живой Этики, обладающие всеохватывающим внутренним единством и космическим взглядом на мир, возвращают нам утраченное восприятие мира и являются тем творческим импульсом, который напрягает потенциал нашего духа, столь необходимый для Космической эволюции. Они полны символов и образов, несущих глубокие и сокровенные понятия, сложных терминов, представляющих интерес, как для науки современной, так и для науки будущего, литературных слов и выражений, значение которых надо осознать во всей полноте или переосмыслить.

Сокровенные понятия заключены в символах Матери Мира и Иерархии Света, в символе огня, чаши, змия, спирали, меча, молота, в Законе Космического Магнита, в словах Культура и Учитель, а также в других символах и образах.

Матерь Мира. «Символ Женского Начала в новых эпохах» [3, ч. II, V, 2], ибо встает необходимость показать духовную совершенную сторону женщины. Мистерии древности знали выражение — «работать с биением сердца Матери Мира» [3, ч. III, VI, 9].

384

ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ТВОРЧЕСКИМ ИМПУЛЬС КОСМИЧЕСКОМ ЭВОЛЮЦИИ

Сегодня мы должны осознать его и взять на вооружение в нашей повседневной жизни.

Иерархия Света. «Следует принять Иерархию как эволюционную систему» [11, 351], на ней стоит все Мироздание. В Учении Живой Этики хорошо показана ведущая созидательная и охранительная роль Иерархии.

Сокровенными являются понятия, заключенные в таких глубоко научных терминах, как Materia Matrix, Materia Lucida и так называемый Фохат.

Materia Matrix. Первичная Материя, не проникающая до земных сфер вследствие зараженности их низших слоев, и лишь Фохат, грануляция ее в виде искр, достигает земной поверхности. Так говорит о Первичной Материи Учение Живой Этики.

Materia Lucida. Материя Светоносная «между мирами, как нити, протянута» [10, 42] и «является сознанием космических лучей. Правы, называя Материю Люциду Матерью Мира <...> Космической Любовью» [1, 52]. Лишь сознание духовное может воспринять в земной сфере эту Светоносную Материю. Значение ее для новой эволюции неоценимо: «Питая психическую энергию, Фохат прокладывает путь к дальним мирам, между тем как Материя Лю-цида ткет укрепление сознания. Одно укрепляет, другое толкает в беспредельную бездну совершенствования» [1, 144].

«Символ знания духа — цветок» [3, ч. II, III, 14]. Как цветок, знание духа расцветает изнутри, когда приходит срок.

Символ огня. «Земля — покровительница ветхого мышления, огонь — мятеж эволюции» [1, 121]. Стихия огня, давшая название этой йоге, никогда не обособляется. Огонь как связующий элемент проявляется везде, способствует познанию тончайших энергий, служит проводником в дальние миры. «Наступает Эра Огня, найдите мужество и разум принять ее» [2, 10]. Космически глубокие понятия заключены в неологизмах огнесердие [19, 183] и огнеустремленность [12, 180]. Интересен смысл слова свето-носец — «это носитель огня, чуткий служитель эволюции, творец людей» [2, 722].

Символ чаши. «Прежде Нашим символом был голубь, теперь же — чаша подвига» [3, ч. III, 4]. «Опыт, накопленный в центре “чаши”, будет как бы основанием чувствознания. Каждое разумное наблюдение, сохраненное в Чаше, дает непоколебимое знание» [1, 156].

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

385

Символ [Закон] Космического Магнита. «Связующий элемент жизни есть принцип Магнита. Во всем найдем уявление его мощи беспредельной» [2, 266]. «Символ строительства напряженного Магнита утверждается как великий, вечный закон притяжения» [2, 635]. «Магнит кует проекцию эволюции планеты <...> Он претворяет идеи пространства в действие» [3, ч. III, II, 7].

Символ змия. «Символ змия, удерживающего свой хвост, есть круг событий эволюции» [2, 10].

Символ спирали. «Спираль применима к пути восхождения» [2, 10] «По физическому плану спиральное вращение есть основание накопления вещества, но совершенно тем же приемом действует и мысль. От Вершин до хаоса пространство напряжено спиралями сознания. Мысль спирально преображается в вещество, наполняя все Мироздание» [4, 646].

символ меча. «Меч есть жезл героя» [10, 147]. «Меч есть символ очищения духа огнем» [2, 569]. «Прошу заострить мысль, как меч. Учиться можно без конца» [3, ч. III, I, 8]. «Меч космический напрягается сознанием смещения» [2, 687]. «Явление мировых задач — лучшая закалка меча» [1, 113]. «Приказ обозначается символом меча и стрелы» [3, ч. II, III, 14];

символ молота. «Молот — символ развития новых напряжений [16, 271]. «Молот духа — лучшее орудие для достижения» [1,40]; «Кто не ждет внешней помощи, тот знает ценность своего молота» [12, 189].

Образ героя. «Герой тот, кто действует самоотверженно, неуклонно, сознательно и... во имя Общего Блага, тем приближает течение космической эволюции» [10, 147]. В книге «Община» говорится, что не следует считать понятие героя неприложимым к настоящему времени. В нашей современной жизни оно практически забыто, его даже боятся произносить, но это недопустимо, ибо этим «мы преграждаем себе путь в “страну правды”» [10, 147]. Геройство необходимо в жизни каждого дня, необходимо «бесстрашие переднескончаемостьюработы» [3, ч. II, IV, 6], ибо не для успокоения дается Учение Живой Этики, а «для труда восставшего духа» [3, ч. III, VI, 21]. «Герой несет бережно сосуд, готовый отдать его на созидание мира» [1, 261].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образ общины. «Община — стоокий страж, община — ураган вестника, община — знамя завоевателя» [10, 183]. «Смысл Общины в едином помысле о развитии мира» [1, 29].

386

ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ТВОРЧЕСКИМ ИМПУЛЬС КОСМИЧЕСКОМ ЭВОЛЮЦИИ

Образ потока. «Кого пугает шум потока, тот еще не родился в духе» [1, 36]. «Течение кармы несется как поток, и сознание может претворить поток в явленный прекрасный, священный союз» [11,25].

Образно и метафористично на страницах Учения Живой Этики пишется о мысли: «Может ли мысль греметь? Теория эха показывает, что мысль, так же как звук, в магнитных волнах будет расти и слово гром мысли (выделено мной. — О.К.) будет не гиперболой» [1, 8]. «Не по приказу, не по гармонии, но молнией мысли (выделено мной. — О.К.) соединяются сотрудники» [1, 101].

Яснозов, ясновидение, яснослышание, ясносознание, яснообо-няние, яснопонимание, яснознание — эти термины относятся уже не к разряду символов с аллегорическим смыслом, они устремляют нас к точному, огненному восприятию явлений космического бытия и как раз граничат с тем высоким знанием, которое идет изнутри. К этому разряду относятся и слова чувствознание, психодуховность, вышнезоркость, неусыпность.

Важнейшим в Учении Живой Этики является понятие чувствознания. Сложный термин, трудно переводимый на иностранные языки. В иностранных изданиях Учения Живой Этики на английском, французском и итальянском языках он переведен как прямое знание. Чувствознание — это знание, основанное на чувствах, на интуиции, складывается из накоплений в прошлых жизнях, хранится в Чаше и пробуждается при напряжении действия психической энергии. «Осознание озарения можно понять как чувствознание» [1, 127].

Основополагающим в Учении Живой Этики является понятие Культуры, которое в нашей современной жизни понимается плохо, зачастую ошибочно. Согласно Живой Этике, означает оно «почитание Света» [11, 173], в которое вложено глубокое уважение к слову и огромная ответственность перед Светом за каждую мысль, которая может либо затемнить, либо очистить пространство. Слагается Культура творческим отношением к тонким энергиям и мышлению, устремленностью в высшие сферы и еще раз ответственностью. Низкое сознание современного человечества не позволяет ему видеть преображение нашей планеты посредством Культуры, осознать все величие Культуры. Оно вообще путается в значении этого слова. Так, в еженедельном интеллектуальном ток-шоу А.Архангельского «Тем временем», на

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

387

телеканале «Культура», неоднократно звучало мнение, что культура, к сожалению, не может быть общей, что она многообразна и вообще существует много культур. Учение Живой Этики говорит нам обратное: «Могут быть многообразия в обычаях, верованиях, языках, но каждое культурное действие будет общим для всего человечества. Такое обобщение Мира есть первая ступень к преображению всей жизни» [9, 373]. Под фразой же «каждый народ имеет свою культуру» скрывается не понятие культуры, а обычаи. Культура общечеловечна, она — in pluribus unum, т.е. едина в множественности, ибо едина устремленность человека к миру Горнему и едины задачи на этом пути.

Особое внимание заслуживают уникальные русские слова подвиг и подвижник. Поистине, глубина слова подвиг бездонна, в нем заключено столько понятий:

«Самое практичное действие — это подвиг» [3, ч. II, V, 6]; «Всякое желание вредно, но стремление к подвигу нужно <...> Подвиг есть осознание необходимости» [3, ч. II, VII, 16]. «Подвиг рождается чистыми мыслями» [3, ч. III, III, 2]; «Подвиг не есть отказ, но есть вмещение и движение» [3, ч. III, III, 2]. При этом в Учении указывается, что вмещение есть сознательное понимание. «Подвиг бывает или сравнительно кратковременным, или моментальным. Усвоение необходимости выразить определенное действие принесено издавна, и как просто жизненный шаг совершается» [3, ч. II, V, 17]; «Подвиг безрассуден, ибо творится не по рассуждению, но по чувствознанию» [9, 575]; «Гордость духа — ступень к подвигу» [3, ч. II, XII, 5]; «Подвиг тонкого сердца утверждается Служением Высшей Иерархии» [11, 352]. Е.И.Рерих делает очень важное добавление: «И подвиг возможен лишь при наличии несломимого терпения» [5, 500]. Но основное его понятие — это деяние во имя Общего Блага: «Побольше сознания подвига без ожидания личных выгод» [3, ч. II, VII, 18]. Это лишь малая толика значений этого слова. Вот почему оно практически непереводимо на иностранные языки, как и производное от него слово подвижник. Переводчики, осознавшие их глубокие понятия, так и оставляют их в текстах.

Понятия подвига и ясноподвига отличны, ибо вспышку подвига остановить можно, но вот огонь ясноподвига нет: «Пламя ясноподвига может трепетать от космических вихрей, но снять его с головы нельзя» [3, ч. II, VIII, 10].

388

ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ТВОРЧЕСКИМ ИМПУЛЬС КОСМИЧЕСКОМ ЭВОЛЮЦИИ

Учение Живой Этики раскрывает глубину понятий, заключенных в словах духотворчество (это творчество мысли, которая напрягается космическим лучом) и духоразумение (принцип, который показывает человеку путь сознания и ведет к следующей, более высокой ступени).

Интересно слово добро и его отличие от доброты. Они часто взаимозаменяемы, но это неправомерно. «Добро твори не порывом, а устремлением» [16, 03.01.1922]. Добро в современном мире понимается однобоко, а иногда и совершенно неправильно. Ограниченное сознание приписывает слову добро понятие покорности, бездеятельности, полнейшего смирения, «непротивления злу», но его основное понятие имеет основу духовную: удержание духовного равновесия и мужество. « Человечество в массе своей все еще стоит на таком низком уровне сознания, что добро и эволюция могут утверждаться лишь “тактикой адверза”, — пишет Елена Ивановна в одном из писем. — Нужны величайшие потрясения, катастрофы, преступления и кровавые жертвы, чтобы добро стало, наконец, таким же упорным и воинствующим, как зло. Добро из-за утраты в нем деятельного противодействующего начала стало бездарным почти во всех своих проявлениях. Конечно, добро не может призывать к насилию, но оно обязано защищаться, оно должно уметь бороться и противостоять злу, иначе зло затопит мир <...> Если мы получаем удар судьбы с одной стороны, мы должны найти в себе мужество быть готовым принять его и с другой, именно, не пасть духом и удержаться на пути продвижения» [20, c. 264]. И если добро должно стать синонимом Общего Блага, то слово доброта должно быть забыто. Учение Живой Этики говорит нам, что доброта не есть благо. «Доброта есть суррогат справедливости. Духовная жизнь соизмеряется соизмеримостью. Человек, не отличающий малое от большого, ничтожное от великого, не может быть духовно развитым» [10, 67]. Конечно, на каждом плане степень того или иного явления оценивается сознанием человека по уровню его развития. Добро на низшем плане может стать злом на плане высшем и наоборот. Это говорит об относительности всех понятий в мире проявленном, которую создает сама эволюция.

Космическая мысль пульсирует на страницах Живой Этики в кратких и удивительно емких словосочетаниях: точки желания, скала необходимости, истины поток, руда доверия, светильник

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

389

сердца, клинок положительной действительности, пути Необозримости и Неповторяемости, колесо необходимости, учение непреложности, Храм Духоразумения, зовущая формула, монастыризмы содержания, бревно самомнения, труба одиночества, сживание сознания (с каким-то новым приобретением), стена неразумия, мгла довольствия, гримаса недовольствия, сумрак невежества, лавочник духа, лохмотья лживой обычности, крылатая дерзновенность;

— в выражениях, становящихся крылатыми: «Мост духа дает крылья истины» [3, ч. II, VIII, 7]; «Смотря далеко, близко увидишь» [2, 01.04.1923]; «Приходит знание не скоро, если дух волнуется» [19,

22.02.1921] ; «Помни о трудном начале лучших дел» [19, 26.10.1921]; «Опасность есть венец подвига» [1, 159]; «Клевета есть топливо костра подвига» [1, 21]; «Насыщенность трепета возможностей даст ритм работе» [4, 135]; «В понятии потери заключается нечто приобретенное» [10, 39]; «Вера должна равняться точному знанию» [1, 87]; «Верность — качество духа высокого напряжения» [3, ч. III, III, 2]; «Что уснувший дух пожелает, то проснувшийся получит» [1, 113]; «Если враг — тень, то клевета — трубный звук» [1, 270]; «Орлиный глаз нужен не гору распознать, но малую песчинку» [1, 262]; «Считайте случай предначертанием» [16, 05.10.1921]; «Чистые мысли творят у сильных духом сущность явлений жизни» [16, 14.05.1921]; «Всегда путь добра не песнопение, а труд и служение» [16, 10.04.1922]; «Сурово знать лучше, чем умиляться» [16,

01.04.1921] ; «Правда Вечности в красоте духа. Дух знает, где красота» [16, 19.09.1922]; «Сужденное дойдет и открытое сердце воспримет» [9, 176]; «Лучшеезнание — сердце» [16, 7.07.1921] и другие;

— в архаизмах, например в книге «Озарение»: «...не надевая вретища» [3, ч. I, VII, 9]; «У чести узнаете Дома чистого соявление красоте <...> Не возьму ни обола, но воздам десницею сторицею» [3, ч. I, VI, 15]; «Лыком чудным подвязана обувь» [3, ч. I, VI, 1], в словах: обитель, лик, око, уловление, уявление, уповать, вопрошать, разуметь, приличествовать, заповедовать и т.д..

— в неологизмах: светоносец, духо-материя, духоразумение, мыслетворчество, духотворчество, добротворчество, психотворчество, психодуховность, огнеустремленность, огнесердие, огнетушение, недреманно, темнодушие, злобедствие, малодумие, стародумы.

При изучении текстов Живой Этики, встает необходимость пересмотреть значения некоторых хорошо известных нам слов.

390

ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ТВОРЧЕСКИМ ИМПУЛЬС КОСМИЧЕСКОМ ЭВОЛЮЦИИ

Так, на страницах «Агни Йоги», в § 52, говорится, что слово «раскаяние отсутствует в словаре Сензара. Оно заменено <...> выражением разумное сотрудничество», а в § 45 указывается, что «уходящему мышлению» принадлежит слово «завоевание».

Посвящение, медитация, концентрация — «отсталые понятия», они должны быть выражены в действиях [1, 156].

«Люди испортили значение слова Гармония, — написано в книге «Озарение». — В это слово внесено нечто клерикальное <...> Лучше без арф заменить это высушенное понятие более энергичным — скажем чуткость Сотрудничества» [3, ч. III, VI, 1].

Покой — «это понятие изобретено темными» [1, 268]. «Поро-дитель покоя может вызвать злейший взрыв, но одна вспышка огня духа в унисон с Космосом может вызвать умиротворение целого народа» [2, 28].

Поклонение — отжившее понятие. «Не поклонение, но подражание Учителю. В слове подражание жизненная действенность» [1, 13]. В книге «Озарение» говорится, что поклонения не существовало в Учении Владыки Будды, существовало знание и личный подвиг: «Он хотел сделать Учение Свое единственным источником и потому уничтожил личные проявления» [3, ч. III, I, 3].

В книге «Агни Йога» сказано: «Пора заменить библейские термины четкими понятиями». Так слово пророчество звучит ненаучно, лучше сказать Указ [1, 24].

Необходимо отличать возмущение духа от раздражения.

Это сочетание слов заключает в себе высокое понятие, и в книге «Иерархия» оно стоит рядом со словом дерзновение: «Каждый Махатма начал свое восхождение из гущи народной, лишь дерзнув избрать трудный путь Великой Души. Также рядом с дерзновением он открыл в сердце возмущение духа, ибо как же иначе вспыхнут огни?» [11, 304].

«Книги, — сказано в «Общине», — не уносят мысль в прошлое, но свидетельствуют лишь опыт будущего» [10, 199]. Тексты Живой Этики, которые обладают огромным богатством лексики русского языка, научных терминов и литературных слов высокого стиля, поэтичных, звучных, кратких, четких и удивительно емких, переносят сознание читателя в будущее, напоминают ему о ценности мысли, звука и слова. Это особенно важно сегодня, ибо состояние современного русского языка — более чем плачевное. Идет уже

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

391

не просто обеднение словарного запаса, но происходит инфляция слова, забалтывание высоких понятий, бесстыдство, переходящее из быта в язык, а затем в литературу, кинематограф, театр. В обществе отсутствует понимание того, что вседозволенность не является синонимом свободы, что истинно свободный человек никогда не унизит себя бранью, не будет потакать своей низшей природе. Слова-паразиты и сквернословие — беда нашего современного мира и унижение языка. Между тем § 172 книги «Община» гласит: «Отмена сквернословия признает ценность звука».

ЧТЕНИЕ КНИГ УЧЕНИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ - ПРОЦЕСС ОГНЕННЫЙ

Слово произнесенное — это клапан, открывающий выход энергии, заключенной в мысли.

Слово написанное — это выкристаллизованная, отлитая в форму мысль.

Чем выше мысль, тем сильнее ее воздействие на сознание. «Значение книг в жизни современного человека огромно, — читаем мы в «Гранях Агни Йоги». — Их сила — в огненности, а польза — в близости, или созвучии, с космическими законами. Огни светлые, в книгах заключенные, огни того же порядка в существе человека вызывают, а темные огни порождают такие же. Велик вред неполезных, и велика польза хороших книг: в каждой — или яд, или благо. <...> Чтение книг Учения Живой Этики, насыщенных особою силой кристаллизованного огня, по существу, является процессом огненным. Происходит как бы постоянное соприкосновение проводов в точке контакта, порождающее искры и вспышки огня, который может стать постоянным и ровно горящим, если постоянен и ровен контакт. Когда соответствующие условия соблюдены, чтение становится сияющим, или светоносным...» [21, 348].

В чтении главное — синтез вмещения. «Невежество не излечивается перелистыванием книг, но синтезом вмещения». [10, 193] Вмещение возможно только при медленном чтении и осознании прочитанного. Иногда достаточно прочесть всего лишь абзац, но размышлять над ним весь день. В современном образовании много бед, и одна из них — скоростное чтение. В школах учат читать быстро и снижают отметку, если ученик не укладывается в определенное время. Результат такого обучения — повсеместное невеже-

392

ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ТВОРЧЕСКИМ ИМПУЛЬС КОСМИЧЕСКОМ ЭВОЛЮЦИИ

ство. Люди не умеют вникать в читаемое, они пропускают незнакомые слова, им неинтересно, что они значат, они следят только за сюжетом. Дмитрий Сергеевич Лихачев много писал и говорил на эту тему. «Надо учиться не скоростному чтению, а медленному чтению, — говорил он в одном из интервью. — Пропагандистом медленного чтения был академик Щерба. Мы с ним за год успевали прочесть только несколько строк из “Медного всадника”. Каждое слово представлялось нам как остров, который нам надо было открыть и описать со всех сторон» [18, с. 281]. Каждое слово Учения Живой Этики — это непознанный материк, который ждет своих открывателей и исследователей.

«СПЕШИ, НЕ ОГЛЯДЫВАЯСЬ»

Умейте внести Учение в каждую мысль Агни Йога, 98

Вся Природа является ареной борьбы, упорной, мужественной, бесстрашной.

Йоге нельзя отводить часы ленивого досуга. Агни Йога — это, прежде всего, Йога Жизни, Живая Этика в действии. Слово Живой Этики — это зовущее слово. Оно выводит из неподвижности, побуждает к действиям. Действия должны отвечать направлению эволюции. Устремленное сознание никогда не оглядывается. Учение Живой Этики называют также древней Книгой Дерзания. Слово это исчезает из современного лексикона. Если его и произносят, то с известной долей иронии. «Дерзновение обычно незамечаемо людьми, ибо в природе своей оно необычно. Необычность является судорогой для сердец. Где же ты, превозмогший? Где же ты, обративший судорогу в прыжок к свету? Услышь, дерзновенный!В темноте ночи Подойду благословить обувь твою и Осыплю искрами света изголовье твое, ибо сон дерзновенного подобен затиханию лютни, когда все семь струн полны тайны; сон дерзновенного подобен затишью перед вихрем, перед которым недвижны даже тончайшие стебли <...> Лучшую песнь поем дерзновению» [1, 10]. Следовательно, мы должны не только читать и размышлять над книгами Живой Этики, но утверждать Учение в каждом дне своей жизни, в каждой мысли, четко создавая мыслеформу будущего Нового Мира в каждом слове, зная и помня всегда о Надземном, ибо «не для себя

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

393

мы мыслим, но для неведомых наследников» [15, с. 480]. Елена Ивановна Рерих отмечала, что «при больших научных завоеваниях люди сильно отстали в познании надземных заданий» [15, с. 480]. И книга «Община» обращает на это наше внимание: «Научиться углубить и вознести мысль о будущем — значит занять в нем место, которое будет расти вместе с сознанием» [10, 83].

В XXI веке мы должны мыслить лишь в новых формах, ставить себе задачи с конкретным решением вопросов жизни и считать день потерянным, если не осмыслен и не приближен Новый Мир.

Литература

1. Учение Живой Этики. Агни Йога.

2. Учение Живой Этики. Беспредельность.

3. Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение.

4. Учение Живой Этики Мир Огненный.

5. Рерих Е.И. Письма. Т 9. М.: МЦР, Благотворительный Фонд им. Е.И.Ре-рих, Мастер-Банк, 2009.

6. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2007.

7. Грани Агни Йоги. 1958 г. Новосибирск: Алгим, 2007.

8. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т 1. Кн. 2. М.: Сиринъ, 1993.

9. Учение Живой Этики. Надземное.

10. Учение Живой Этики. Община.

11. Учение Живой Этики. Иерархия.

12. Шопенгауэр А. «Афоризмы житейской мудрости». СПб.: «Азбука», Книжный Клуб «Терра», 1997.

13. Учение Живой Этики. Братство.

14. Шапошникова Л.В. Град Светлый. М: МЦР, Мастер-Банк, 1998.

15. Рерих Е.И. Письма. Т 6. М.: МЦР, Благотворительный Фонд им. Е.И.Ре-рих, Мастер-Банк, 2006.

16. Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Книга первая. Зов.

17. Рерих Е.И. Письма. Т 5. М.: МЦР, Благотворительный Фонд им. Е.И.Ре-рих, Мастер-Банк, 2003.

18. ЛихачевД.С. Избранное. М.: Р1К, 2006.

19. Учение Живой Этики. Сердце.

20. Рерих Е.И. Письма. Т 7. М.: МЦР, Благотворительный Фонд им. Е.И.Ре-рих, Мастер-Банк, 2007.

21. Грани Агни Йоги. 1955 г. Новосибирск: Алгим, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.