Научная статья на тему 'Житие священномученика Георгия Богоявленского'

Житие священномученика Георгия Богоявленского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / STATE POWER / ИСПОВЕДНИЧЕСТВО / ПРАВЕДНАЯ ЖИЗНЬ / RIGHTEOUS LIFE / ПОКАЯНИЕ / REPENTANCE / КОНТРРЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COUNTER-REVOLUTIONARY ACTIVITIY / CONFESSION OF FAITH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильев Павел Андреевич, Капинос Роман Валерьевич

В данной статье описывается житие священномученика Георгия Богоявленского. Особый акцент делается на сложных обстоятельствах жизни и служения священномученика. К основным выводам можно отнести следующие: тяжелый период революционного времени не смог явиться дестабилизирующим фактором для веры православных людей, тем более находящимся в священном сане, большинство служителей Церкви оказались достойными высокого призвания учеников Христа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Life of Holy Martyr George Bogoyavlensky

In the article it is described the life of St. George Bogoyavlensky. Special emphasis is done on difficult circumstances of the life and ministry of the Martyr. The main conclusionsare as following: severe period of the revolutionary time could not be a destabilizing factor for the faith of the Orthodox people, especially of clergy most of clergymenof the Church were worthy of the high callingof Christ disciples.

Текст научной работы на тему «Житие священномученика Георгия Богоявленского»

В начале марта 1938 гола владыка Антоний был перевезен из лагеря заключения в Благовещенскую тюрьму. 17 марта его приговорили к расстрелу. В течение всей весны мученик, заключенный в тюрьму и только иногда слышавший звуки окружающего мира: шум речных вод, пение птиц, держался мужественно, пребывая в постоянной молитве, готовясь к встрече со своим Создателем. 1 июня 1938 года, в первый день лета, епископ Антоний был расстрелян. Смерть он встретил короткой молитвой, успев осенить себя крестным знамением и бесстрашно глядя в глаза своих палачей.

Священномученик Антоний, моли Бога о нас.

Библиография

1. Антоний (Панкеев) [Электронный ресурс] // Древо. Открытая православная энциклопедия: сайт. - URL:http://drevo-info.ru/artides/26149.html (дата обращения 20.09.2017).

2. Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомученников и исповедников Российских ХХ века. -Тверь: Издательство «Булат», 2007. - 448 c.

3. Кобец О., протоиерей. Новомученики земли святого Белогорья. -Белгород: Издательский дом Белгородской и Старооскольской епархии, 2003. -36 c.

4. Никулина Е.Н. Агиология / Н.Е. Никулина [Электронный ресурс] -URL: https://religion.wikireading.ru/62031 (дата обращения 20.09.2017).

5. Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский [Электронный ресурс] // Соловки энциклопедия. Международный дайджест -проект: сайт. - URL:http://www.solovki.ca/new_saints_12/12_12.php(дата обращения 20.09.2017).

УДК 27-75

Васильев Павел Андреевич, студент Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород pasha_balt@mail.ru

Капинос Роман Валерьевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник, наставник

Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород rkapinos@yandex.ru

Житие священномученика Георгия Богоявленского

Аннотация: В данной статье описывается житие священномученика Георгия Богоявленского. Особый акцент делается на сложных обстоятельствах жизни и служения священномученика. К основным выводам можно отнести следующие: тяжелый период революционного времени не смог явиться дестабилизирующим фактором для веры православных людей, тем более находящимся в священном сане, - большинство служителей Церкви оказались достойными высокого призвания учеников Христа.

Ключевые слова: государственная власть; исповедничество; праведная жизнь; покаяние; контрреволюционная деятельность.

Vasilyev Pavel A., student of the Belgorod Theological seminary(with missionary orientation), Russia, Belgorod pasha_balt@mail.ru

Kapinos Roman V.

PhD in economic sciences, researcher, mentor of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation), Russia, Belgorod rkapinos@yandex.ru

The Life of Holy Martyr George Bogoyavlensky

Abstract: In the article it is described the life of St. George Bogoyavlensky. Special emphasis is done on difficult circumstances of the life and ministry of the Martyr. The main conclusionsare as following: severe period of the revolutionary time could not be a destabilizing factor for the faith of the Orthodox people, especially of clergy - most of clergymenof the Church were worthy of the high callingof Christ disciples.

Keywords: state power; confession of faith; righteous life; repentance; counter-revolutionary activitiy.

Родился Георгий Богоявленский 1 января 1883 года в селе Матренка Нижняя Усманского уезда Тамбовской губернии (ныне село Нижняя Матренка Добринского района Липецкой области) в семье псаломщика Александра Богоявленского, позже ставшего священником [1-5]. Два брата Георгия также стали священнослужителями. С детства мальчику прививалась любовь ко Господу и к Его Святой Церкви, и он и сам был рад духовному учению, старался взять все доброе и полезное из того, что ему давали его наставники и учителя.

Георгий окончил сельскую школу, в 1905 году был призван в армию, и во время Первой мировой войны служил полковым писарем. Не забывая в условиях военной службы о Боге, Георгий не ослабевал в вере и честно отдавал свой долг Родине.

После революции Георгий был псаломщиков в храме, явно на себе ощущая в условиях гражданской войны, всеобщей разрухи, нищеты, озлобления народа, что началось исповедничество его веры. Но это было лишь начало испытаний, Господь готовил своему избраннику нелегкий, но поистине святой путь.

В 1930 году Георгий Александрович был рукоположен во священника, местом его службы стал Покровский храм в селе Верхний Телелюй Липецкой области. Пастырь Христов верно служил Господу и народу Божию, всеми своими силами и возможностями давая укрепление веры и сил своей пастве.

Жил отец Георгий со своей семьей в доме священника, расположенном около храма. В семье у батюшки было шестеро детей. Но ни многочадие, ни праведная жизнь священника с семьей не давали безбожной власти умерить злобу и ненависть в отношении иерея Божия: незадолго до ареста семью священника выселили из дома, и им пришлось жить непосредственно в храме. «Слава Богу за все!», -молился батюшка со своим семейством молитвой святого Иоанна Златоуста.

На что только не шла безбожная власть, каких только гнусностей не делала, пытаясь сломить веру народу и похулить имя Божие! В конце 1934года в здании храма был устроен пункт «Заготзерна» (зернохранилище). С огромной скорбью отец Георгий смотрел на происходящее, непрестанно молился, умоляя Господа даровать вразумление безбожникам, направить их на путь покаяния, а всем верующим даровать возможность открыто славить Бога во Святей Троице Единого и приобщаться Святых Христовых Тайн. В годину этих тяжелых испытаний отец Георгий совершал богослужения на дому у прихожан.

Весной 1935 года власти приняли решение окончательно закрыть храм, а для этого арестовать священника. Несколько местных колхозников,

председатель колхоза и секретарь сельсовета, давно питавших ненависть к пользовавшемся любовью и авторитетом среди односельчан священнику, оговорили о. Георгия, заявив:

«Священник Георгий Богоявленский ругал Советскую власть, вел антиколхозную агитацию, говорил, что колхозы распадутся, а в доме колхозника Столповского, перед совершением по приглашению хозяина всенощного бдения, агитировал против советской власти и спаивал колхозников» [2].

Это была гнусная ложь против праведника, посему и вызванный в качестве свидетеля Столповский решительно опроверг лжесвидетельства. Горели сердца православных верой и надеждой в годину испытаний!

8 мая 1935 года отец Георгий был арестован по обвинению в «организации контрреволюционной деятельности и антисоветской пропаганды» (что было стандартной статьей обвинений в те годы - статья 58.10 ч.1 УК РСФСР) и заключён в тюрьму города Усмани.

23 июня того же года Специальной коллегией Воронежского облсуда осуждён на 5 лет исправительно-трудовых лагерей.

На допросе, состоявшемся на следующий день после ареста, о. Георгий мужественно и твердо заявил: «По поводу колхозов разговоров никаких... не вел, а равно и не ругал советскую власть...» [2].

о. Георгий рассказал, что в декабре 1934 года он был в пункте Загот-зерно, помещающемся в церкви, и при входе в церковь заметил расхищение: снята церковная шелковая занавесь, не оказалось стекол в иконах, пропали и листы железа для ремонта крыши церкви, с лицевой стороны церкви сняты совсем водосточные трубы. Сторож при храме ответил, что теперь «здесь все народное». В ответ ему о. Георгий сказал: «Здесь не народное, а государственное имущество, за него целиком отвечает церковь и группа верующих...». О. Георгий также показал, что церковная община законопослушно платила государству причитающиеся с неё налоги в четко установленные сроки.

В заключение батюшка потребовал от следователя вызова дополнительных свидетелей, которые действительно покажут, что никаких разговоров против советской власти ни им, ни прихожанами не велось.

Но следователи проигнорировали справедливые, законные требования арестованного человека, священника, сам смысл служения которого исключает всякую неправду, отметив, что «обстоятельство, о котором ходатайствует обвиняемый, в достаточной степени установлено», и материалы дела были направлены в суд.

В условиях тюремного заключения батюшка вел активную работу с осужденными, в части своей честных, также лживо оклеветанных, как и он сам. Многих привел в вере, спас от уныния и отчаяния многих рабов Божиих.

На суд были вызваны свидетели, но не во всех замолчал голос совести - далеко не каждый давал лживые показания против иерея Божия Георгия, основных же свидетелей и вовсе не обязали явиться.

В последнем слове отец Георгий заявил, что ему «обвинение было предъявлено на почве личных счетов, и все это клевета» [2].

Приговор был зачитан и приведен в исполнение в тот же день - отец Георгий был направлен на Дальний Восток юридически для отбывания наказания, в действительности же - для прославления Имени Божия и для просвещения людей русских верой Христовой.

Заключение батюшка отбывал в лагпункте Среднебельского совхоза Дальлага НКВД, был занят как инвалид на подсобных работах, но при этом очень ответственно подходил к любой работе, любому труду, возложенному на него, принимая это как послушание от самого Бога. Очень многим людям отец Георгий помог делом, словом и молитвой.

В феврале 1938 года в лагере было начато новое следственное дело. Отец Георгий был арестован вместе с архиепископом Курским Онуфрием (Га-галюком), епископом Белгородским Антонием (Панкеевым) и другими священнослужителями. Обвинялся в участии в «контрреволюционной группировке на четвертом участке лагпункта» и «ведении террористически-пораженческой агитации» среди заключенных. Батюшка виновным себя не признал, отказался подписывать лжесвидетельства. В начале марта вместе с другими заключенными был переведён в тюрьму города Благовещенска.

17 марта 1938 года особой Тройкой УНКВД по Дальневосточному краю был приговорён к расстрелу. С этого момента молитва батюшки стала еще более пламенной, он просил у Господа милости к себе и другим осужденным, чтобы Господь до самой смерти не оставил его, дал непостыдно принять мученический венец.

1 июня 1938 года отец Георгий Богоявленский был расстрелян в городе Благовещенске. Погребён в безвестной общей могиле.

Уже по смерти мученика знавшие его люди келейно молились батюшке, прося защиты от всякой неправды и гонений, а в 1991 году он был реабилитирован. И сегодня люди, верящие в заступничество пред Господом иерея Божия Георгия могут соборно помолиться: «Священномучениче Геор-гие, моли Бога о нас!»

Библиография

1. Богоявленский Георгий Александрович [Электронный ресурс] // Древо. Открытая православная энциклопедия: сайт. - URL: http://drevo-info.ru/articles/26149.html (дата обращения 15.09.2017).

2. Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомученников и исповедников Российских ХХ века. - Тверь: Издательство «Булат», 2007. - 448 c.

3. Житие священномученика Георгия Богоявленского [Электронный ресурс] // Алчевск православный: сайт. - URL: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/mucheniki-zhitie-svyatyx/muchenik-georgij-grigorij-bogoyavlenskij-psalomshhik.html (дата обращения 15.09.2017).

4. Житие священномученика Георгия Богоявленского [Электронный ресурс] //Липецкая епархия РПЦ МП: сайт. - URL: http://mitropoHa-lip.ru/zhitie-svyashchennomuchenika-georgiya-bogoyavlenskogo (дата обращения 15.09.2017).

5. Священномученик Георгий Богоявленский, пресвитер [Электронный ресурс] // Азбукару: сайт. - URL: https://azbyka.ru/days/sv-grigorij-bogojavlenskij (дата обращения 17.09.2017).

УДК 27-75

Кириллов Владимир Александрович, студент Харьковской духовной семинарии,

Украина, г. Харьков aetos@mail.ru

Капинос Роман Валерьевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник, наставник Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород rkapinos@yandex.ru

Библейские антиномии о богатстве и накоплении и современная позиция Церкви

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о библейском антиномичном учении о богатстве и накоплении, анализируется современное учение Церкви о богатстве. Показано, что, несмотря на кажущееся противоречие между учением о богатстве как между Ветхим и Новым Заветом, так и в границах каждого из Заветов, существует единое православное понимание богатства как благого дара, если оно используется на благие дела. Современная концепция Церкви вполне отвечает библейскому учению о богатстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.