Научная статья на тему 'ЖИСМОНИЙ ТАЙЁРГАРЛИК ВА СПОРТ СОҲАСИДА ИЛМИЙ-ПЕДАГОГИК ИННОВАЦИОН ТАЪЛИМ ТИЗИМИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ'

ЖИСМОНИЙ ТАЙЁРГАРЛИК ВА СПОРТ СОҲАСИДА ИЛМИЙ-ПЕДАГОГИК ИННОВАЦИОН ТАЪЛИМ ТИЗИМИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГИКА / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СПОРТ / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абдурахмонов А.Э.

Мақолада жисмоний тайёргарлик ва спорт соҳасида таълим-тарбия ҳамда илмий тадқиқотлар асосида шаклланадиган кўникмаларга эга бўлган замон талабларига жавоб берадиган, малакали, етук профессионал илмий-педагогик мутахассисларни тайёрлашда инновацион таълим фаолиятини ташкил қилишнинг асосий жиҳатлари акс эттирилган.В статье отражены основные аспекты организации инновационной образовательной деятельности при подготовке квалифицированных зрелых профессиональных научно-педагогических специалистов, отвечающих современным требованиям, обладающих навыками, формирующимися на основе образования и научных исследований в области физической подготовки и спорта.The article reflects the main aspects of the organization of innovative educational activities in the preparation of qualified professional scientific-pedagogical specialists who meet the modern requirements of skills, which are formed on the basis of education and research in the field of physical training and sports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЖИСМОНИЙ ТАЙЁРГАРЛИК ВА СПОРТ СОҲАСИДА ИЛМИЙ-ПЕДАГОГИК ИННОВАЦИОН ТАЪЛИМ ТИЗИМИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ»

е-таН: fan_sportga@uz-djti.uz

Средний показатель результатов по нормативам, приведенным в таблице 1, выражен в гистограмме 1 по каждой возрастной группе. Там отмечены показатели высоких результатов 17-летних

футболистов в "скоростном беге на 30 метров";отмечено, что самые высокие результаты по нормативам "скоростной бег на 10 метров", в "челночном беге 5x30м", «8» у 16-летних футболистов.

Гистограмма 1

Средний показатель нормативов ,бега на 10 метров с высокого старта, скоростного бега на 30 метров, челночной бег 5x30 м и тест "8" у 14-17-летних футболистов

(п=12 в каждой возрастной группе)

40

30

20

10

X"

10 метров с Скоростной бег высокого старта на 30 метров

ш

■■К V

■ 14 лет

■ 15 лет

■ 16 лет

■ 17 лет

тест "8'

Челночный бег 5x30 м.

Однако эти показатели не отвечают уровню нормативов. В книге профессора И. Кошбахтиева «Управление подготовки футболистов» даны следующие нормативы в беге на 30 метров по возрастным группам:

• нормативные показатели в беге на 30 метров футболистов 15-летнего возраста: 4,4-4,45 секунд;

• нормативные показатели в беге на 30 метров футболистов 16-летнего возраста: 4,3-4,2 секунд;

• нормативные показатели в беге на 30 метров футболистов 17-летнего возраста: 4,1-4,15 секунд.

Из вышеприведенных результатов (гистограмма 1) видно, что внедрения И.Кошбахтиева не отвечают нормативным требованиям [5].

Результаты исследования и их сравнительный анализ. У 14-летних футболистов в «скоростном беге на 30 метров» без мяча и «челночном беге 5x30 метров» с мячом корреляционный коэффициент равен 1=0,7. По сравнению с данными других возрастов, это самый лучший показатель г=0,7, который указывает на присутствие высокой статистйческой связи.

А у 15-летних футболистов результат показателя равен г=0,6. Здесь видно, что средний показатель корреляционной связи общей и специальной скоростных качеств у

15-летних футболистов развит ниже по отношению к показателям спортсменов 14-летнего возраста.

У 16-летних футболистов результат показателя г=0,5. г=0,5 указывает на существование слабо-средней

статистической связи. При этом видно, что средний показатель корреляционной связи общей и специальной скоростных качеств у

16-летних футболистов на слабо-среднем уровне ниже по отношению к показателям спортсменов 15-летнего возраста.

У 17-летних футболистов результат показателя г=0,08. г=0,08 указывает на отсутствие корреляционной связи. Однако, хотя результаты группы 17-летних спортсменов в беге на 30 метров были выше остальных возрастных групп (таблица 1), мы можем наблюдать непропорциональную связь общей скоростной и специальной выносливости. И поэтому корреляционная связь общей и специальной выносливости показывает слабый статистический результат (таблица 2).

БОЛАЛАР - УСМИРЛАР СПОРТИ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ

Таблица 2

В подсчете корреляционной связи общей специальных и скоростных качеств футболистов участники сдачи норматива "скоростной бег на 30 метров" -X и

"челночный бег 5x30"- К

\ X (бег на 30&[/с) У (челночный бег 5x30 м/с) Х1 "Х У< -У Хо Йо г

14 лет 4,74 33,58 0,11 0,09 0,220 2.525 0,7

15 лет 4,60 31,92 0,02 0,01 0,296 1,336 0,6

16 лет 4,47 30,89 0,02 0,07 0,138 0,934 0,5

17 лет 4,37 31,20 -0,02 ' 0,18 0, 195 1,795 0,08

- в соответствии с группой каждого возраста (п=12) означает по одному футболисту. Х- в беге на 30 метров в среднем н=12.

У. — в соответствии с группой каждого возраста (п=12) означает по одному футболисту.

У- в челночном беге 5x30 метров в среднем п=12.

средняя разность от п=12 результатов контингента.

Ха ва У о - показатель сигмыХ и У.

г - показатель корреляционного коэффициента.

Выводы. На современном этапе интенсивного футбола - скорость - одно из основных условий организации эффективности качества игры. В профессиональном футболе скоростное качество необходимо развивать с детских лет. В настоящее время в мировой практике разрабатываются все новые и новые средства и методы, применяемые в воспитания скоростных качеств юных футболистов. Выполнение технических движений (приёмов) в быстром темпе (в скоростном режиме) во время тренировок свидетельствует о приспособлении темпа учебно-тренировочных занятий к темпу игры. При этом современный футбол делает упор на то, чтобы футболист, при возникновении сложных ситуаций во время игры, мог продемонстрировать высокое мастерство выполнения технического приема на большой скорости.

Из принятых нормативов (скоростной бег на 30 метров далее бег на 10 метров с высокого старта, челночный бег 5x3 0м, а также тест «8») видно, что у 16-17-летних футболистов при высоких показателях прослеживается слабая пропорциональная связь между общей скоростной (бег на 10 метров и 30 метров) и специальной выносливостью (челночный бег 5x30м).

Хотя, по принятым 4 нормативам, самые низкие результаты в группе

футболистов 14-17-летнего возраста были у 14-летних юных футболистов, их показатель уровня оптимальной взаимосвязи общей и специальной выносливости оказались самыми высокими по отношению к остальным старшим возрастным группам. Из литературы, изученной во время исследования, стало известно то, что с возрастом в организме спортсмена происходит процесс нейрогуморальных регуляций, при котором за счет увеличения мышечной массы происходит увеличение скоростных способностей. Однако их общее скоростное качество должно развиваться

пропорционально (соразмерно)

специальной выносливости. Подобное развитие мы можем наблюдать в высоком темпе роста у 14-летних футболистов (таблица 2). У них в измерении норматива общего скоростного качества «скоростном беге на 30 метров», по отношению к нормативу измерения специальной выносливости в «челночном беге 5x30 метров», есть оптимальная корреляционная связь, которая равна г=0,7.

Если взять группу футболистов 16-летнего возраста, у которых по четырем принятым нормативам в трех были самые высокие результаты, мы можем наблюдать среднюю степень пропорциональной статистической связи между общей

e-mail: fan_sportga@uz-djti.uz

скоростной и специальной выносливостью У спортсменов 16-17-летного возраста не

(г=0,5), хотя у них и были высокими достаточно уделяется время на развитие

результаты общих скоростных качеств. специальных качеств.

Литература:

1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 марта 1993 года за №144 "О мерах по дальнейшему развитию футбола в Республике Узбекистан".

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 16 марта 2018 года за №ПП3610 «О мерах по дальнейшему развитию футбола».

3. Филин В.П., Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Издательство Физкультура и спорт, 1972. ✓

4. Сиренко Д.В. Методика развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. 2008.

5. Кошбахтиев И.А. Управление подготовкой футболистов. -Т.: УзГИФК, 2001.

Ш.Ш.Эркинов

Маколада 14 ёшдан 17 ёшгача булган футболчиларнинг умумий ва махсус тезлик жисмоний сифатларининг бир-бирига оптимал боглищшги даражасини тахлил этишда тезлик жисмоний сифатини улчовчи тест меъёрларидан фойдаланилди. Тестлар тахлили натижасида умумий ва махсус тезлик сифати богликлиги оптимал булган ёш гурухлари аникланди.

In the analysis of the optimal interrelation between the general and special high-speed physical qualities of young footballers of 14-17 years old, normative tests were used to measure speedy physical performance. It was determined the optimal age group in the test analysis processes of general and special speedy performance young group footballers.

ПЕДАГОГИК КАДРЛАРНИ ТАЙЁРЛАШ/ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

ЖИСМОНИЙ ТАЙЁРГАРЛИК ВА СПОРТ СОХДСИДА ИЛМИЙ-ПЕДАГОГИК ИННОВАЦИОН ТАЪЛИМ ТИЗИМИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ

А.Э.АБДУРАХМОНОВ1

^збекистон Республикаси К^уролли Кучлар Академияси, Тошкент

Аннотация. В статье отражены основные аспекты организации инновационной образовательной деятельности при подготовке квалифицированных зрелых профессиональных научно-педагогических специалистов, отвечающих современным требованиям, обладающих навыками, формирующимися на основе образования и научных исследований в области физической подготовки и спорта.

Ключевые слова: физическое воспитание, система образования, инновации, педагогика, инновационное образование, педагогическая техника, педагогические способности, спорт, концепция.

ПЕДАГОГИК КАДРЛАРНИ ТАЙЁРЛАШ/ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Мавзунинг долзарблиги. Бугунги кунда ривожланган мамлакатлар каторига

ихтисодии омилларнинг узи билангина утиб булмайди. Бу борада барча омилларнинг ахамияти бехдд каттадир. Жамиятда янги к;адриятлар тизимини шакллантиришда кищиларнинг рухцятини узгартириш, уларда ислох,отларнинг талабига мое келадиган янги тафаккур тарзини шакллантириш них,оятда му\им. Агар кишиларнинг онгида мамлакатимизда амалга оширилаётган ислохотларнинг муваффаьщятларига ишонч рух,и пайдо булмас экан, унда янгича тафаккурни шакллантиришнинг иложи йук.Бу борада Ватанига содик;, миллий кадриятлар рухдда тарбияланган, етук тафаккурга эга, ахборот ва ккковаццок теккологкяладдак бокабар булган илмий-педагогик кадрларни тайёрлаш барча даврларда давлат ва жамият таракдиётини белгиловчи омиллардан бири булиб келган.

Зеро, инсоннинг шахе сифатида шаклланиб боришида таълим-тарбия хдмда инновацион илмий-тадци^отлар асосида шаклланадиган куникмаларнинг урни ва ахдмияти бекиёсдир. Узбекистонда ушбу тизим доирасида бугунги кунга цадар бир канча ислох,отлар амалга оширилди. Хусусан, кадрлар тайёрлаш тугрисидаги конун ва миллий дастурнинг к;абул ^илиниши сохднинг ривожланишида мухим кадамлардан бири булиб келмокда.

Мутахассисларнинг таъкидлашича, кадрларда илмий лаёкатнинг

ривожланмаётганлигининг асосий

сабабларидан бири улардаги билим, куникма ва малакаларнинг талаб доирасида шаклланмаётганлигидир. Бу борада ёшлардаги интилиш ва кизикиш лаё^атларини инобатга олиш билан бирга илмий-тадкикот ишларида иштирок этишларини таъминлаш, лойих,аларни тугри расмийлаштиришни уРгатиш> маълумотларни электрон тармоцларда тугри жойлаштириш куникмаларини шакллантириб бориш хам мухдм а^амият касб этади.Айник;са, лойи^аларни тайёрлашдан кура уларни тугри расмийлаштиришни урганиш ва билиш бугунги кунда муаммоли вазиятлардан бири булиб ^олмокда. Чунки катта

авлоднинг лойихаларни ишлаб чикишнп билса-да, электрон

тармок-ттрчя ишляи олмас.илн, кичик

авлод электрон тармокда ишлай олса-да, лойихаларни ишлаб чикиш малакасига эга эмаслиги икки авлод уртасида илмий х,амкорлик муносабатларини янада ривожлантириб бориш зарурлигини курсатмокда. Бугун тараккиётнинг суръатлари тобора тезлашиб бормокда, бу эса жисмоний тарбия ва спорт тизимига /турли сох^аларнинг кириб келишини кучайтириш билан биргаликда, жисмоний тарбия ва спортнинг ^амкорликда ривожланишини белгилаб бермокда. Хусусан, жисмоний тарбия ва спортдаги ижтимоий-маданий муаммолар

ак^амняпшннг ортнб борншн т^амда кариб келаётган техника ва технологияларнинг турли даражадаги таъсирлари

спортчиларнинг социал киёфасини урганиш, маънавий кадриятлар, дин, маданият призмаси оркали караган холда муаммоларнинг хусусиятларини

таснифлаш асосида таджик; этиш заруриятини вужудга келтирмовда.

Мавзунинг максад ва вазифалари. Узбекистон илм-фани бугун бозорнинг узгариб бораётган эхтиёжларига тез мослаша оладиган, мамлакатимиз ва бутун дунёда харидоргир булган, илмталаб, юцори технологик мах,сулот (хизмат)лар курсатишга йуналтирилган том маънодаги инновацион и^тисодиётнинг технологик базасини яратишга каратилган.

Илм-фан ва замонавий

технологияларни модернизациялаш

Узбекистан Республикасининг жисмоний тарбия ва спорт сохдсини ривожлантириш борасида х,ал этилиши лозим булган устувор вазифалардан бири саналади.

Узбекистонда жисмоний тарбия ва спортни оммалаштириш, ах,оли, айникса, ёшлар уртасида соглом турмуш тарзини таргиб щлиш учун зарур шарт-шароитлар ва инфратузилмани яратиш, мамлакатнинг халк;аро спорт майдонларида муносиб иштирок этишини таъминлаш ва муносиб уринларни эгаллаши учун илм-фаннинг инновацион ютукларидан кенг куламда фойдаланиш мухцм ахдмият касб этади. Бундай масъулиятли вазифани мукаммал

8

№2/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.