Научная статья на тему 'Жилой трейлер как феномен американской культуры: история и специфика дизайна'

Жилой трейлер как феномен американской культуры: история и специфика дизайна Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Америка / переселенцы / социальная мобильность / жилой трейлер / рекреация / путешествия / трейлерный парк / America / immigrants / social mobility / residential trailer / recreation / travel / trailer park

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Анисимова Татьяна Александровна

В статье рассматривается история возникновения и развития жилого трейлера (Mobile house) в двух интерпретациях – рекреационный транспорт и сооружение для длительного проживания. Социальная мобильность, свойственная американцам в целом, способствовала формированию этого феноменального аспекта национальной культуры. Специфика дизайна жилого трейлера представлена некоторыми яркими характеристиками как в отношении функционального зонирования и наполнения, так и в отношении огромного разнообразия представленных на рынке видов средств передвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Residential Trailer as a Phenomenon of American Culture: History and Specificity of Design

The article examines the history of the emergence and development of a residential trailer (Mobile house) in two interpretations – recreational transport and a structure for long-term living. The mobility characteristic of Americans as a whole contributed to the formation of this phenomenal aspect of national culture. The specific design of a residential trailer is represented by some striking characteristics, both in terms of functional zoning and content, and in terms of the huge variety of types of vehicles on the market.

Текст научной работы на тему «Жилой трейлер как феномен американской культуры: история и специфика дизайна»

Т.А. АНИСИМОВА

жилои трейлер как феномен американском

культуры: история и специфика дизайна

T. Anisimova

RESIDENTIAL TRAILER AS A PHENOMENON OF AMERICAN CULTURE: HISTORY AND SPECIFICITY OF DESIGN

В статье рассматривается история возникновения и развития жилого трейлера (Mobile house) в двух интерпретациях - рекреационный транспорт и сооружение для длительного проживания. Социальная мобильность, свойственная американцам в целом, способствовала формированию этого феноменального аспекта национальной культуры.

Специфика дизайна жилого трейлера представлена некоторыми яркими характеристиками как в отношении функционального зонирования и наполнения, так и в отношении огромного разнообразия представленных на рынке видов средств передвижения.

Ключевые слова: Америка, переселенцы, социальная мобильность, жилой трейлер, рекреация, путешествия, трейлерный парк.

The article examines the history of the emergence and development of a residential trailer (Mobile house) in two interpretations - recreational transport and a structure for long-term living. The mobility characteristic of Americans as a whole contributed to the formation of this phenomenal aspect of national culture.

The specific design of a residential trailer is represented by some striking characteristics, both in terms of functional zoning and content, and in terms of the huge variety of types of vehicles on the market.

Keywords: America, immigrants, social mobility, residential trailer, recreation, travel, trailer park.

Американское общество, начиная со времен освоения Запада в первой трети XIX в. и до сегодняшних дней, в нашем представлении характеризуется весьма активной социальной мобильностью. Сегодня - и это подтверждают данные правительственного Бюро статистики - гражданин США в среднем за свою жизнь переезжает около 10-12 раз (в рамках своего города, штата, страны), при этом не учитываются переезды в другие страны. Причины этого процесса могут быть разные, в первую очередь социально-экономические: более половины американцев (53%) работают в одной и той же фирме (на одном месте работы) не более 4-х лет, а 30% из них не задерживаются в одной компании

более двух лет, как отмечает экономист Фарид Хусаинов1. Причиной переезда могут быть также поступление американской в университет или колледж, вступление в брак или развод, но наша задача - постараться разобраться, как возник жилой трейлер и как с его помощью американская нация, выросшая на культуре иммигрантов, решает жилищную проблему и организацию комфортабельного отдыха.

В американской культуре эта особенность социальной жизни общества ярко отображалась исторически. Достаточно назвать произведения Френсиса Паркмана «Путь через Орегон» (The Oregon Trail, 1847), Германа Мэлвилла «Моби Дик» (Moby-Dick, 1851), Марка Твена «Жизнь на Миссисипи» (Life on the Mississippi, 1883). Джека Керуака «В дороге» (On the Road, 1951) и многих других литераторов.

Как отмечал известный американский историк и социолог профессор Калифорнийского университета (Сан Диего) Макс Лернер, «в рамках своего города, штата, страны каждая дорога, которая вела к туманной цели, была магистралью надежды. Наши нынешние надежды и наша нынешняя ностальгия, соединившись, бросают идиллический отсвет на непроходимые тропы, разбитые дороги и заставы прежних дней и еще на почтовую карету, фургон, дилижанс»2.

В кино, особенно в вестернах, также непременно демонстрировалось передвижение в специальных фургонах караванов переселенцев из Европы для освоения территорий Дикого Запада (рис. 1).

В современном американском кино сформировался особый жанр, связанный с сюжетами постоянного перемещения героев в поисках приключений и лучшей доли (Road movie).

Хусаинов Ф.И. Занимательная статистика. URL: https://f-

husainov.livejournal.com/763555.html (дата обращения: 4.07.2023).

2 Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня: 2 т. Т. 1. М.: Радуга, 1992. С. 121.

Рисунок 1. Повозки первых завоевателей и в дальнейшем - путешественников Во время остановок в целях безопасности повозки ставились близко друг

3

к другу, образуя своеобразный лагерь (camp) (рис. 2) .

Рисунок 2. Лагерь переселенцев (camp) во время остановки на ночь

Такие же повозки долгое время использовались и путешественниками. Это позволяло им какое-то время быть обеспеченными самым нужным для жизни во время передвижения.

В XVIII в. крытая повозка первых переселенцев, путешествовавших на лошадях, именовалась конестогским фургоном (по месту производства в Коне-стога-Вэлли, шт. Пенсильвания) (рис. 3). Большой крытый фургон, удобный для

3 Our Native Land: or Glances at American Scenery and Places, with Sketches of Life and Adventure. N.Y.: D. Appleton and Company, 1882. Р. 72, 432.

дальних путешествий, пользовался популярностью и у переселенцев на Дальний Запад. В длину фургон достигал 7,5 м, в высоту 3,8 м, весил около 2 тонн, поэтому запрягался шестью лошадьми. Передние колеса для маневренности были меньше задних, на которые приходилась основная нагрузка. Издали его

~ 4

силуэт напоминал судно, поэтому его называли «шхуной прерий» .

Рисунок 3. Конестогский фургон

Мы можем смело утверждать, что именно это транспортное средство стало прообразом современных трейлеров, которые на сегодняшний день развиваются в двух основных направлениях - трейлеры для путешествий и мобильные дома для постоянного проживания. В том и другом случае для американцев, любящих и ценящих комфорт, оба варианта имеют комплект оборудования и наполнения для удобства, только объем и ассортимент такого наполнения может быть различным, о чем мы поговорим позже, а сейчас посмотрим, как зарождалось и развивалось в Америке такое направление.

В ХХ в. символом социальной мобильности американцев стал автомобиль Ford T, также известный как «Жестяная Лиззи» (англ. Tin Lizzie), который производился Ford Motor Company с 1908 по 1927 г. и был первым в мире автомобилем, выпускавшимся миллионными сериями (рис. 4). Генри Форд, по мнению многих, «посадил Америку на колеса», сделав новый легковой автомобиль

4 URL: http://www.grinchevskiy.ru/books/pervaya-encicljpediya-dikogo-zapada/conestoga.php (дата обращения: 4.07.2023).

сравнительно доступным для американца среднего класса, и он способствовал бурному развитию массового автотуризма5. Всего за двадцать лет было построено более 15 млн «Жестянок Лиззи». Но поскольку в то время хороших дорог в современном значении этих слов в Америке еще не было, поэтому поездки на

автомобиле напоминали рискованные вылазки по бездорожью с палатками и

6

заготовленным провиантом .

Рисунок 4. Автомобиль Ford T

С середины ХХ в. в связи с активным строительством федеральных современных автострад (тысячи миль так называемых interstate highways были сооружены по специальным программам администрации Д. Эйзенхауэра), мобильные дома стали широко использоваться для отдыха, а также стали обычным явлением на дорогах сельской Америки. Дома на колесах и сейчас очень популярны среди пожилых американцев, которые, живя на пенсии и сбережения, часто не могут позволить себе оплатить отдых в дорогих отелях и на курортах. Такой мобильный дом, например, был у одного нашего знакомого профессора Мэнсфилдского университета (Пенсильвания), и они с женой регулярно использовали этот комфортабельный трейлер для путешествий, в том числе для поездок к родственникам в Канаду.

Еще одним преимуществом дома на колесах является то, что он обеспечивает конфиденциальность во время пребывания в общественных местах

5 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ford_Model_T (дата обращения: 4.07.2023).

6 Консервный туризм: 110 лет домам на колесах в Америке. URL: https://www.drive2.ru/b/606299299931779494 (дата обращения 10.06.2023).

(национальных парках, заповедниках, рекреационных зонах и т.д.). Поначалу мобильные дома для отдыха не в полной мере обладали удобствами. Термин «дом на колесах» применяется в целом к любому транспортному средству, позволяющему кому-либо комфортно спать во время поездки: например, пикап с «раковиной» сзади в качестве укрытия, в котором можно разместить матрас; специальный прицеп со спальным местом над кабиной грузовика; фургон и т. д. и чем дальше, тем все более продуманно производители организовывали комфорт для путешественников.

«Airstream Trailer Company» - ведущая американская компания, которая в далеком 1929 г. начала свою деятельность, признанную на сегодняшний день во всем мире. Караваны и трейлеры - или дома на колесах, используемые для путешествий и отдыха, - имели гладкую поверхность, форму без углов и конструкцию для прицепа их к автомобилю.

Основал компанию «Airstream Trailer Company» Уолли Байем, он рос в семье овцеводов и в подростковом возрасте на несколько месяцев уезжал с отарой на дальние пастбища. Небольшая крытая непромокаемой тканью повозка была «оборудована» лишь печкой на дровах, примусом и местом для сна - небольшой деревянной кроватью. А передвижение этой конструкции обеспечивал маленький ослик. Как вспоминает Уолли, «именно эта повозка и послужила прототипом его будущих комфортных и вместительных караванов», что представлены ниже (рис. 5) .

Рисунок 5. Уолли Байем у своего детища и конструктивные чертежи трейлера

7 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Airstream (дата обращения: 4.07.2023).

В 1936 г. был представлен первый Airstream, названный «Клиппер», он был продан за 1 200 долларов и имел четыре места для сна, был оборудован электрическим освещением и водопроводом. Вскоре трейлеры стали варьироваться по размерам, оснащению и характеру внутренней отделки, но общими чертами этой торговой марки были серебристый цвет и обтекаемая форма, которая способствовала уменьшению сопротивления воздушному потоку при движении (рис. 6).

Популярность этого передвижного средства резко выросла, и множество американских компаний стали производить туристические трейлеры, но Air-stream была единственной, пережившей Депрессию8.

Владельцы трейлеров позиционировали себя отдельно от других путешественников, и в 1930-х и 1940-х гг. они начали вместе путешествовать в караванах, а позже был создан Международный караванный клуб Уолли Байема для регистрации трейлеров, организации поездок и информирования членов клуба. Ежегодно для владельцев Airstream проводилось более 1 500 мероприятий9.

Рисунок 6. Независимо от размера, трейлеры объединяет характерная обтекаемая форма

В середине 50-х, как отмечает М. Лернер, до 60 млн американцев проводили свой ежегодный отпуск вдали от дома - в стране или за ее пределами, «словно воздействие машинной цивилизации на нервные центры Америки по-

8 URL: https://www.google.com/search?q=retreiler_airstream_history (дата обращения: 4.07.2023).

9 American Quilt: A Reference Book on American Culture (Американское «лоскутное одеяло»: справочник по американской культуре). Владивосток: Из-во Дальневост. ун-та, 1999. С. 22.

родило вечное движение, вызванное то ли скукой, то ли любопытством, то ли неизбывным чувством свободы, - такое движение, по сравнению с которым великие перемещения, характерные для американской истории, кажутся незначительными и эпизодическими»10.

В отличие от трейлера мобильный (передвижной) дом - это промышлен-но изготовленное компактное здание на постоянном колесном шасси, имеющее большие габариты (длину до 12 м), при этом ширина не более 3 м, чтобы его можно было транспортировать тягачом к месту установки по стандартным автомобильным дорогам.

Закон о строительстве передвижных домов и стандартах их безопасности 1974 г. (National Mobile Home Construction and Safety Standards Act of 1974) определяет его как «конструкцию, приспособленную для постоянного проживания», и в этом заключается его основное отличие от трейлеров для путешествий в виде прицепов и управляемых водителем, сидящим непосредственно внутри, рекреационных автомобилей (recreational vehicle (RV))11.

Предшественником передвижного дома был трейлер, пользовавшийся особым успехом во время Второй мировой войны и после нее в связи с нехваткой жилья. В 1950-е, когда жилищная проблема была решена, часть производителей трейлеров перешла на изготовление более крупных и комфортабельных конструкций. Начиная с 1976 г. Министерство жилищного строительства и городского развития (Department of Housing and Urban Development, U.S.) осуществляет контроль за дизайном и соблюдением стандартов передвижных до-

12

мов, которые именуются «готовыми домами» (manufactured homes) . Выделение мест для установки таких домов контролируется местными властями, которые разрешают размещать их лишь на территории т.н. «трейлерных городков» (trailer park).

10 Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. С. 124.

11 Американа: англо-русский страноведческий словарь. М.: Изд-во «Полиграмма», 1996. С. 60.

12 Там же.

Интересны воспоминания Джоржа Клэка о своем детстве, проведенном в таком доме с родителями и сестрой: «Наша семья жила в металлической коробке на колесах размером приблизительно 2,7 х 11м прежде всего потому, что мы были бедные... Через дорогу от участка, где около сотни владельцев жилых трейлеров арендовали места для стоянки, стояли массивные нефтяные цистерны... На старых фотографиях видно, что этот так называемый "трейлерный

13

парк" не имел ничего общего с парком» (рис. 7) .

Рисунок 7. Трейлерный парк в штате Пенсильвания (1950-е)

Дж. Клэк, описывая, как же можно жить в таких условиях, в качестве примера приводит семью Муньон, живущих в Нейплсе (штат Флорида), и эта семья входит в число 1 250 000 флоридцев, живущих в мобильных домах, предварительно изготовленных на предприятии. Такие дома выполняются «под ключ», не регистрируются в качестве прицепов и порой не имеют атрибутов автомобильного прицепа (в этом случае их перевозят на грузовой платформе). В течение долгого времени ширина традиционного мобильного дома была не более 4,3 м, а длина 14,6-23,2 м. Как пишет Клэк (и это видно на фотографии), такие пропорции вызывали определенные неудобства в функциональном плане, так как в узком длинном пространстве и жилые помещения приобретают удлиненную форму (рис. 8). Их дизайн без особых изысков, как и планировка: на

13 Клэк Дж. Эволюция трейлера // Америка. Март 1994. №448. С. 20-21.

левой фотографии мы видим входную дверь и за ней эркер, на правой фотографии этот же фрагмент изнутри - эркерное окно придает гостиной некоторый уют, но вот входная дверь ведет непосредственно в эту основную комнату, без какого-нибудь тамбура, прихожей или коридора. Кстати, такой прием встречается довольно часто и в стационарных жилых домах американцев. Во время нашего длительного проживания в Пенсильвании именно так было в университетском доме для приглашенных профессоров, и это было для нас непривычно и совсем неудобно, особенно в сырую погоду.

Рисунок 8. Дом семьи Муньон во Флориде. Общий вид и гостиная

Первый шаг к изменению пропорций жилого трейлера заключался в соединении двух зеркальных половинок дома без продольной внутренней стены, в результате увеличенная в два раза ширина дома позволяла более разнообразно решать размещение функций в доме, и это было намного комфортабельнее односекционных узких домов.

Позднее появился многосекционный тип жилого трейлера с размерами 7,3-8,5 м в ширину и 11-21,3 м в длину, «они состоят из нескольких сегментов заводского изготовления, доставляются на грузовых платформах на место постоянной установки и там собираются. Многие из них настолько напоминают традиционные дома в пригородах, что их трудно отличить»14. И чтобы избавиться от социального клейма «трейлер», производители их стали называть

14 Там же.

«сборными домами заводского изготовления», но при этом суть остается та же со всеми неудобствами и недостатками дешевого жилья: меньшая устойчивость против сильного ветра (торнадо, урагана), мало места для хранения вещей и значительные потери тепла в отопительный сезон. Все это, по мнению Клэка, определяет большую сосредоточенность жилых трейлеров в солнечных штатах (Флориде, Калифорнии, Техасе).

Однако в других штатах тоже встречаются трейлерные парки. Например, в г. Мэнсфилд (Пенсильвания) на границе университетского кампуса такой парк насчитывал 20-25 трейлеров, и выглядели они, прямо скажем, простовато, были не совсем ухоженными. Хотя во время путешествий нам встречались трейлерные парки с развитой инфраструктурой - с бассейном, клубным домом (Clubhouse) и игровыми площадками для детей, и отдельные мобильные дома, которые было интересно рассматривать, - например, с крытым зимним садом (оранжереей), соединяющим два рядом расположенных трейлера. Еще попадались такие комбинации, как, например, трейлеры, сблокированные перпендикулярно, образующие в плане букву «Г», и в этом случае получался небольшой персональный дворик.

И совсем другой пример, когда мотивация «сделай сам» (do it yourself) и нежелание бросать деньги на ветер побудили 25-летнего американского студента Джоэля Вербера из Техаса собственноручно для себя построить мобильный мини-дом площадью 15 кв. м. Стоимость строительства со всеми материалами и всем необходимым наполнением стала почти двадцать тысяч долларов, но это меньше, чем ему пришлось бы во время обучения в университете выложить за съемную квартиру или комнату в общежитии (рис. 9). Конечно же, он пригласил в помощь специалистов - электрика и сантехника, да и друзья ему также помогали.

Хоть пространство в доме и ограничено, но оно рационально спроектировано в плане размещения всех функций - здесь есть все, что и в обычных жилищах: душевая кабинка, подведена канализационная система и электрика, тут

есть газовая плита и раковина из мангового дерева15. Спальное место, как и обычно в таких передвижных домах, размещено на втором уровне с небольшой высотой. Под лестницей организовано рабочее место с компьютером и хранение необходимых в быту вещей.

Дом на колесах может быть и очень дорогим, А^Б^еашБ сегодня выпускает линейку привлекательных и статусных трейлеров на самый различный вкус и кошелек (рис. 10). Наполнение трейлеров может быль различным, здесь представлены базовые модели. Стоимость трейлеров, как видим, начинается от 40 тыс. долларов (минимум) и доходит до без малого 200 тыс. долларов. А старые брошенные трейлеры, потерявшие свою покупательскую привлекательность, могут до их утилизации служить прибежищем для бездомных.

Рисунок 9. Мобильный дом Джоэля Вербера

НАСА использовало большой трейлер Airstream в качестве карантинной установки для возвращающихся из космоса астронавтов.

15 URL: https://leafclover.land/hitryj-student-postroil-dom-chtoby-ne-platit-za-obshhagu-ya-obaldela-uvidev-chto-tam-vnutri/ (дата обращения: 4.07.2023).

Трейлеры на 4 места для сна

Трейлеры на 6-8 мест для сна

Трейлеры на 5-6 мест для сна, с более дорогими отделкой и наполнением

Рисунок 10. Трейлеры для путешествий, предлагаемые на сегодняшний день

После 2010 г. Airstream начинает производить караваны кемпингового типа, с крепежом для байдарок, велосипедов, с Wi-Fi, кабельным телевидением, герметичным санузлом. Примечательно, что многие виды техники в них работают от солнечных батарей16.

В настоящее время пользуются популярностью в США следующие известные фирмы, которые производят уникальные внушительных размеров автодома на колесах: Motorhome Class A и Diesel-Pusher Class A, Winnebago,

17

Newell Coach, Forest River . Основанные на полноразмерных автобусах, они делают путешествие вполне комфортным, даже если оно будет продолжаться

16 Airstream Travel Trailer Aluminum Quality Luxury RV. URL: https://www.airstream.com/ (дата обращения: 4.07.2023).

17 URL: https://1gai.ru/publ/516585-amerikanskiy-roskoshnyy-kemping-avtobus.html (дата обращения: 4.07.2023).

месяцами. Их стоимость начинается от 300 тыс. долларов и может доходить до нескольких миллионов долларов. Такие дорогостоящие автодома на колесах имеют роскошный внутренний интерьер, здесь используются эксклюзивные материалы для внутренней отделки, телевизоры с плоским экраном, встроенная мебель для спальни и кухни, а также холодильники с генератором льда и многое другое (рис. 11, 12). Под полом основного уровня (салона) на выдвижной платформе может размещаться даже небольшой автомобиль для поездок по городу. Ну просто как в фантастическом фильме. Все это сделано для того, чтобы путешественники в полной мере ощущали комфорт и ни в чем не нуждались во время длительной поездки.

Рисунок 11. Автодом на колесах Berkshire Forest River: внешний вид и интерьер

Рисунок 12. Автодом компании «Newell Coach»: внешний вид и интерьер

Мобильная «недвижимость» малой и средней ценовой категории пользуется большой популярностью и сейчас, в первую очередь как способ удешевить расходы на покупку жилья и его содержание. Несколько лет назад идея передвижных или, другими словами, мобильных домов вновь стала актуальной по

понятной причине - «благодаря» начавшемуся в 2008 г. в США ипотечному кризису, последствия которого время от времени возникают и поныне.

Мобильные дома по-прежнему составляют важный компонент американской экономической и социальной жизни. Поселки трейлеров можно видеть и в пригородах больших городов и в отдаленных районах «одноэтажной Америки», в индейских резервациях и вблизи университетских кампусов. Зоны их размещения строго регулируются местными властями и должны соответствовать правилам безопасности, экологическим и санитарным нормам. Они должны быть в обязательном порядке подключены к электричеству и канализации, то есть иметь на внешней стороне специальные выходы внутренних инженерных коммуникаций.

В заключение еще раз отметим, что мобильные дома в полной мере отражают знаковые черты американского национального характера - стремление к свободе, индивидуализм, предприимчивость, склонность к перемене мест и перемене участи. Именно поэтому повозка покорителей Дикого Запада, трейлер пионеров автомобильной эры и современное бунгало на колесах остаются важным элементом развития американского общества, маркером американской национальной истории и культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.