Научная статья на тему 'ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ – ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДОВ УЗБЕКИСТАНА В 1917-1941 ГОДАХ'

ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ – ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДОВ УЗБЕКИСТАНА В 1917-1941 ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
советское правительство / жилищное строительство / планировка. / Soviet government / housing construction / planning.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шадманов, Турдибай

В статье высказывалось предположение, что Советское правительство планировало строить дома и города в Узбекистане. Самой важной в первые годы советской власти была жилищная проблема, которая обострялась в связи с неуклонным ростом городского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOUSING POLICY OF THE SOVIET AUTHORITY IN UZBEKISTAN PLANNING FOR THE CONSTRUCTION OF UZBEKISTAN CITIES IN 1917-1941

The article suggested that the Soviet government planned to build houses and cities in Uzbekistan. The most important problem in the first years of Soviet power was the housing problem, which was exacerbated by the steady growth of the urban population.

Текст научной работы на тему «ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ – ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДОВ УЗБЕКИСТАНА В 1917-1941 ГОДАХ»

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 2

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ - ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДОВ УЗБЕКИСТАНА В 1917-1941 ГОДАХ

Турдибай Шадманов

Ст. преподаватель кафедры «Всемирная история» исторического факультета Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека

АННОТАЦИЯ

В статье высказывалось предположение, что Советское правительство планировало строить дома и города в Узбекистане. Самой важной в первые годы советской власти была жилищная проблема, которая обострялась в связи с неуклонным ростом городского населения.

Ключевые слова: советское правительство, жилищное строительство, планировка.

ABSTRACT

The article suggested that the Soviet government planned to build houses and cities in Uzbekistan. The most important problem in the first years of Soviet power was the housing problem, which was exacerbated by the steady growth of the urban population.

Keywords: Soviet government, housing construction, planning.

ВВЕДЕНИЕ

По данным переписи 1921 г., в новогородской части Ташкента было 6.228 домов с общей жилой площадью 180.242 кв. саженей1. Из общего числа указанных домов 39 процентов было занято под торговые помещения и учреждения. На каждого жителя города в среднем приходилось не более 1 кв. сажени жилья2.

Жилищный вопрос городов УзССР в связи с успешным экономическим ростом хозяйственного развития, являлся чрезвычайно серьезной социальной проблемой, которая могла быть разрешена путем максимального притока средств на ликвидацию жилищного кризиса и при самых льготных условиях их использования.

Развитие промышленности, по всем ее видам, а также перестройка сельского хозяйства на принципах колхозного и совхозного объединения, требовала развития строительства жилищ с целью прикрепления рабочих к

1 Сажень - 2,1336 метра

2 Государственный архив города Ташкента, ф. 10, оп. 1, д. 360, л, 135.

558

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 2

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

производству, концентрации рабочих жилищ поблизости к производству, культурно-бытового обслуживания в связи с осуществлением задач по перестройке старого быта на новых коллективных началах. Как отмечалось в документах этого периода. значительная часть рабочих проживала в одном конце города, а производственную деятельность осуществляла в другом -необходимо было распыленные, рассыпанные по различным частям города рабочие массы сосредоточить, сконцентрировать в районах расположения предприятий там, где они осуществляли свою трудовую деятельность3. Наряду с этим, существовавшие дома советская власть считала необходимым снести, а на их месте возвести новые просторные здания4.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Эта проблема, с учетом еще вопроса перестройки старых городов по новым социалистическим планам, была тесно связана с планированием и типом современного рабочего жилища.

Проблемой в жилищном строительстве было отсутствие планирования городов Узбекистана, в связи с чем строительство зачастую осуществлялось на специально отводимых участках вне условий перспективного строительства5. Отсутствие планирования городов подменялось принятием и утверждением «правил застройки»6, в соответствии с которым отдельно для каждого случая осуществлялся порядок отвода и изъятия земельных участков, возлагавшийся на городские советы.

Широкий размах строительства в городах Узбекистана как в части коммунальной застройки, так и особенно по новому промышленному строительству, положил начало переустройству городов «по-советски» и вызвал необходимость организованного размещения этого нового строительства в плане городов, т.е. предварительного составления планов их развития и социалистической реконструкции.

Первые попытки выполнения работ по планированию городов УзССР были проведены с 1928/29 гг. по 1931/32 гг. московскими проектными организациями (Гипрогор и главное геодезическое управление) и охватывал крупнейшие города - Ташкент, Самарканд, Бухара, Маргилан, Наманган,

3 НА РУз, ф.Р.95, оп.1, д.2588, л. 12.

4 НА РУз, ф.Р.95, оп.1, д.1892, л. 122.

5 НА РУз, ф.Р.95, оп.1, д.1892, л.88.

6 НА РУз, ф.Р.837, оп.32, д.1057, л.1.

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 2

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

Андижан7. Однако ни одна из работ, выполненных этими организациями, не была принята, главным образом в силу господствовавших в то время формалистических тенденций в решении проектов городов, недостаточной обоснованности их и целому ряду неверных уклонов хозяйственно -политического значения.

Этот первый опыт показал необходимость организации и выполнения планировочной работы на местах специальной планировочной организацией в тесной увязке с самими городами и Госпланом УзССР, поэтому в 1933 при НККХ УзССР был образован Узжилкомпрогор (жилищно-коммунальное проектирование городов), впоследствии в 1933/35 гг. реорганизованный в Узпланпроект, который в этот период проводил работы по Бухаре, Самарканду, Коканду, Фергане и Намангану8.

Работы по планированию указанных городов в системе Узпланпроекта проходили с большими затяжками в сроках и за трехлетний период, в сущности, были выполнены лишь социально-экономические установки и схемы распределения территории по Бухаре, Фергане и Коканду9.

Главными причинами затягивания работ была, по мнению представителей советской власти их особая планировочная сложность в специфических условиях Средней Азии, заключавшееся в наличии почти в каждом городе двух противопоставленных частей - старого и нового города, резко различной планировочной структуры с самым разнообразным по качеству и амортизации строительным фондом, наличием большого количества памятников древней архитектуры. Кроме того, исключительно трудными были естественно-исторические условия городов Узбекистана, среди которых факторы первостепенной планировочной значимости как геология, гидрогеология, климат, ирригация являлись совершенно не исследованными и не проработанными. Отсутствовали также материалы по материально-технической характеристике большинства населенных пунктов, материалы инвентаризации застройки и даже о численности населения в них. Как общее явление, города не имели точных геодезических планов10.

В условиях такой неподготовленности городов к планировочным работам, необходимо было выполнение целого ряда предварительных съемочных и изыскательских работ, на что требовались огромные суммы, которых у

7 НА РУз, ф.Р.2182, оп.1, д.192, л.95.

8 НА РУз, ф.Р.2182, оп.1, д.192, л.95.

9 НА РУз, ф.Р.2182, оп.1, д.192, л.94.

10 НА РУз, ф.Р.2182, оп.1, д.192, л.95.

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 2

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

советской власти не было в связи с проводимыми масштабными индустриализацией и коллективизацией и поэтому ежегодно отпускаемые советской властью денежные средства были совершенно недостаточными и не позволяли полного окончания даже отдельного цикла работ. По плану 1936 года на работы по перепланировке городов Узбекистана было выделено лишь 475 тыс. рублей. А по плану на 1937 год на все виды работ было выделено 1 млн. рублей, при этом большая часть из этой суммы была использована на дополнительные изыскания и съемку городов, в результате чего ни один объект не был закончен полностью11.

Помимо перебоев и совершенно недостаточного финансирования, на задержку работ по планированию влиял также недостаток квалифицированных кадров, отсутствие проработанных установок и либо полное отсутствие, либо случайный подбор и частая смена руководства по этим работам.

В результате сложившихся условий, выполняемые работы по планированию не оказывали благоприятного влияния на развитие городов Узбекистана и размещение текущего строительства в них, что подтверждается таблицей о готовности проектов планируемых городов по состоянию на 1

января 1936 г. По представленным в таблице данным в процентах показана

1?

готовность проектов планируемых городов12:

Планируемые Готовность проектов планировки в % по стадиям

города

Социально-экономические Ген проект Ген проект

установки и схема планирования застройки

распределения территории

Ташкент 100 - -

Самарканд 20 - -

Бухара 30 - -

Фергана 20 - -

Коканд 100 - -

Поэтому перед советским руководством настоятельно всплывал вопрос поиска возможностей по осуществлению строительства дешевого и удобного рабочего жилья, который бы отвечал требованиям и запросам социального и

11 НА РУз, Ф.Р.2182, оп.1, д.192, л.97.

12 НА РУз, ф.Р.2182, оп.1, д.192, л.96.

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 2

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

бытового порядка будущих обитателей жилищ и, особенно, представителей местной, основной национальности.

Дешевое и удобное рабочее жилье в разрешении этой проблемы было, по мнению представителей советской власти, наиболее целесообразной системой, так как преследовало цели предоставления своим членам соответствующих жилищ, учитывало бытовые и культурные запросы рабочей массы, стремилось к проведению новых форм жизни на коллективных началах, дифференцировало рабочую массу с учетом предоставления наиболее льготных условий низкооплачиваемым группам трудящихся13, увеличивая удельный вес рабочего состава по социальному признаку. При этом в строительство вкладывались финансовые средства и привлекалась общественность участием, личным трудом и осуществлением общественного контроля14.

Исходя из поставленных задач, Исполбюро ЦК КП (б) УзССР в целях обеспечения жилищем рабочих промышленных предприятий Узбекистана просило Совет Народных Комиссаров поручить НКВД, Узжилсоюзу, ВСНХ и Наркомтруда определить потребность в жилищном строительстве для рабочих промышленности УзССР до конца пятилетки, а НКВД принять меры к отводу участков под такое строительство и выдавать их в тех районах, где в рамках работ по планированию должно было вестись рабочее жилищное строительство15.

В связи с тем, что на крупных промышленных предприятиях Узбекистана таких как маслобойная, хлопкоочистительная, металлообрабатывающая, то есть крупнейших отраслей промышленности, работало большое количество рабочих, то при таких предприятиях жилищное строительство необходимо было вести по типу социалистических городков.

Общая идея такого типа строительства была указана в постановлении СНК СССР по вопросу о строительстве Магнитогорского комбината, а также постановление сталинградского Окрисполкома (окружного исполкома) по вопросу о постройке в Сталинграде социалистического города16.

Для проработки всего комплекса вопросов, связанных с такого рода строительством, необходимо было создание особой межведомственной комиссии, участие в которой было бы обеспечено и инженерно-техническими

13 НА РУз, ф.Р.95, оп.1, д.2588, л.12.

14 НА РУз, ф.Р.95, оп.1, д.2588, л.16.

15 НА РУз, ф.Р.95, оп.1, д.1892, л.121.

16 НА РУз, ф.Р.95, оп.1, д.1892, л.122.

* ГТСК - государственная трудовая сберегательная касса

562

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 2

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

силами, и представителями заинтересованных ведомств, такими как НКВД, Наркомтруд, Наркомздрав, Наркомпрос, ГТСК*, Наркомсобес, коммунбанк, Узсовпроф, Узжилсоюз и др.)17

По этому вопросу у советского руководства имелось несколько точек зрения, при этом эти точки зрения зачастую были диаметрально противоположными. Некоторые представители советского руководства при планировании строительства социалистических городков высказывались за постройку многоэтажных, многоквартирных домов-коммун, где брался радикальный принцип строительства, в рамках которого по кругу должны были строиться жилые здания, а внутри должны были организовываться детские площадки, учреждения массового контакта людей (кино, театры, клубы и также здания культуры (музеи, библиотеки и т.п.). За этими учреждениями должна была идти полоса зеленых насаждений, а сзади учреждений, непосредственно примыкая к природе, жилые дома. При чем дома не каменные, многоэтажные ящики, а дома хотя многоквартирные, но в форме коттеджей, построенных по обе стороны улиц, с хорошо мощеной дорогой18.

Другие представители советского руководства при планировании строительства социалистических городков считали, что дома предназначены только для пребывания в них ночью и должны были представлять собой небольшую площадь для семьи взрослых, при этом дети с родителями не должны были жить. Для детей должны были строиться отдельные здания, одноэтажные, с таким расчетом, чтобы из комнаты дети выходили сразу на детскую площадку или зеленую лужайку. Дети круглые сутки должны были находиться в обособленном виде от родителей, но последние имели право на свободный доступ к своему ребенку19.

Столовая, в домах социалистического города должна была быть общей. При этом города должны были обслуживаться фабрикой-кухней, а прачечные находиться в особых зданиях.

В какой мере тот или иной вид того или иного типа строительства социалистического города, соответствовал бы условиям Узбекистана, невозможно было предсказать. Можно лишь отметить, что основные проблемы общности коллективной жизни в таких городах разрешены и при строительстве таких городов в УзССР необходимо было учитывать климатические условия

17 НА РУз, ф.Р.95, оп.1, д.1892, л.121.

18 НА РУз, ф.Р.95, оп.1, д.1892, л.122.

19 НА РУз, ф.Р.95, оп.1, д.1892, л.122.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

УзССР, рельеф той местности, где расположены промышленные предприятия. В целях единства такого строительства не исключалась возможность снесения ряда существовавших при предприятиях или вблизи них построек, и подчеркивалась необходимость организации работ по древонасаждениям в районах, которые должны были стать зеленым поясом, отделяющим жилые помещения от промышленных предприятий, а также высадка зеленых

насаждений на тех участках, которые в будущих, социалистических городах

20

могли стать парками культуры и отдыха20.

Так как советская власть считала, что жилищное строительство в большинстве случаев мелких 1 -2-4 квартирных домов, с отдельным двором для каждой квартиры, ни в коей степени не способствовало обобществлению быта рабочего, а укрепляло индивидуально-обывательские тенденции, было решено сделать ставку на строительство многоэтажных домов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать, что в условиях неподготовленности городов к планировочным работам, необходимо было проведение предварительных съемочных и изыскательских работ, на что требовались значительные суммы, которых у советской власти не было в связи с проводимыми масштабными индустриализацией и коллективизацией, и значительно больше тех, которые советская власть отпускала на ежегодной основе, и которых было совершенно недостаточно и не позволяли полного завершения даже отдельного цикла работ. REFERENCES

1. Государственный архив города Ташкента, ф. 10, оп. 1, д. 360, л, 135.

2. НА РУз, ф.Р.95, оп.1, д.2588, л.12.

3. НА РУз, ф.Р.837, оп.32, д.1057, л.1.

4. НА РУз, ф.Р.2182, оп.1, д.192, л.95.

20 НА РУз, ф.Р.95, оп.1, д.1892, л.122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.