Научная статья на тему 'ЖИЛ-БЫЛ ДОЦЕНТ НА МОЙКЕ, ИЛИ КРИВОЕ ЗЕРКАЛО "ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ"'

ЖИЛ-БЫЛ ДОЦЕНТ НА МОЙКЕ, ИЛИ КРИВОЕ ЗЕРКАЛО "ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
325
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / ПРОФАЙЛИНГ / СМИ / PSYCHOLOGY / EXAMINATION / PSYCHOLOGICAL PORTRAIT / PROFILING / MEDIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чупров Л.Ф., Селицкий О.Н., Мантикова А.В.

В статье представлен анализ «психологического портрета» конкретного человека, чье имя широко обсуждалось в СМИ. Ряд специалистов (врачей и психологов) попытались на основе, получаемой из СМИ информации составить психологический портрет этого человека. Авторы статьи анализируют и сравнивают полученные специалистами разного профиля опубликованные в открытых источниках «психологические портреты». На основании полученных данных авторы приходят к выводу, что попытки составить психологический портрет на основе информации из СМИ изначально обречены на неудачу. Для большей объективности необходим больший объем сведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONCE UPON A TIME THERE WAS AN ASSOCIATE PROFESSOR AT THE MOIKA, OR A CROOKED MIRROR OF "PSYCHOLOGICAL PORTRAITS"

The article presents an analysis of the “psychological portrait” of a particular person whose name has been widely discussed in the media. A number of specialists (doctors and psychologists) tried to draw up a psychological portrait of this person on the basis of information received from the media. The authors of the article analyze and compare the “psychological portraits” published in open sources by specialists of various profiles. Based on the data obtained, the authors conclude that attempts to compose a psychological portrait based on information from the media are initially doomed to failure. For greater objectivity, more information is needed.

Текст научной работы на тему «ЖИЛ-БЫЛ ДОЦЕНТ НА МОЙКЕ, ИЛИ КРИВОЕ ЗЕРКАЛО "ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ"»

Психологические науки

УДК 159.99

ЖИЛ-БЫЛ ДОЦЕНТ НА МОЙКЕ, ИЛИ КРИВОЕ ЗЕРКАЛО «ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ»

Л.Ф. Чупров

Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири (Черногорск, Россия); ORCID: 0000-0002-7878-5245

О.Н. Селицкий (А.М. СялцК)

Городская поликлиника № 16. (Минск, Республика Беларусь)

А.В. Мантикова

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (Абакан, республика Хакасия, Россия); ORCID: 0000-0002-6429-228X

Аннотация. В статье представлен анализ «психологического портрета» конкретного человека, чье имя широко обсуждалось в СМИ. Ряд специалистов (врачей и психологов) попытались на основе, получаемой из СМИ информации составить психологический портрет этого человека. Авторы статьи анализируют и сравнивают полученные специалистами разного профиля опубликованные в открытых источниках «психологические портреты». На основании полученных данных авторы приходят к выводу, что попытки составить психологический портрет на основе информации из СМИ изначально обречены на неудачу. Для большей объективности необходим больший объем сведений.

Ключевые слова: психология, экспертиза, психологический портрет, профайлинг, СМИ

UDC 159.99

O NCE UPON A TIME THERE WAS AN ASSOCIATE PROFESSOR AT THE MOIKA, OR A CROOKED MIRROR OF «PSYCHOLOGICAL PORTRAITS»

L.F. Chuprov

Bulletin of Pedagogy and Psychology of Southern Siberia (Chernogorsk, Russia); ORCID: 0000-0002-7878-5245

O.N. Selitsky

City polyclinic № 16. Minsk, Republic of Belarus

A.V. Mantikova

Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia)

Abstract. The article presents an analysis of the "psychological portrait" of a particular person whose name has been widely discussed in the media. A number of specialists (doctors and psychologists) tried to draw up a psychological portrait of this person on the basis of information received from the media. The authors of the article analyze and compare the "psychological portraits" published in open sources by specialists of various profiles. Based on the data obtained, the authors conclude that attempts to compose a psychological portrait based on information from the media are initially doomed to failure. For greater objectivity, more information is needed.

Keywords: psychology, examination, psychological portrait, profiling, media

В начале ноября 2019 года в Санкт-Петербурге произошло обыкновенное бытовое убийство с последующим расчленением трупа жертвы и попыткой сокрытия следов преступления. Убийцей оказался доцент Санкт-Петербургского государственного университета, а жертвой - его сожительница, по совместительству, его аспирантка и соавтор публикаций. Это преступление, во многом, благодаря активности

защитника экс-доцента, адвоката Александра Михайловича Почуева и известности фигуранта среди кругов историков, реконструкторов и «звезд» современного шоу-бизнеса, стало резонансным.

Естественно, не обошли его вниманием и известные эксперты медицинского профиля, а также психологи, написавшие «психологические портреты» на основе той дозированной и тщательно отредактированной информации, что появлялась в СМИ. На то, что психологи часто выдают свои сообщения в СМИ, мня, фактически, согласно Ш. Руставели, «себя стратегом, видя бой со стороны», мы уже обращали свое внимание в предыдущих публикациях [9]. Как и на то, что актуальная психологическая экспертная практика оставляет желать лучшего [4; 7; 8]. По этой причине, прежде чем будет описано разнообразие опубликованных в российских СМИ портретов, остановимся на значении и месте портрета в экспертной и криминалистической работе.

Российский потребитель информации, будь то зритель или читатель, хорошо знаком с бытовым пониманием термина «психологический портрет». Осведомлён он из детективов, узкоспецифичных ТВ-программ типа «Следствие вели» с Леонидом Каневским (формат: художественно-документальный сериал, посвященный самым громким уголовным делам советской эпохи), сводкам криминальных новостей из интернет-ресурсов или ТВ-программ формата типа «Чрезвычайное происшествие». Чаще всего, на этом обывательский опыт познания психологических портретов исчерпывается, не выходя за рамки диады «преступник-жертва».

Вместе с тем, научный «психологический портрет» как собирательный образ, может относиться к представителю определённого этноса, профессии, рода деятельности, а с развитием маркетинга высокое прикладное значение в сегментации рынка имеет психологический портрет потребителя определённых товаров и услуг. Поэтому, очевидно, что составление психологического портрета -научный метод, применяемый не только в криминалистике, который в реализации имеет свои алгоритмы и протоколы.

Известнейший на постсоветском пространстве пример создания

такого портрета в целях криминалистики принадлежит авторству психиатра Александра Олимпиевича Бухановского (1944 — 2013). Он создал психологический портрет ростовского маньяка А. Чикатило за длительный период до его ареста47.

В общих чертах профиль, созданный А. Бухановским, выглядел так: «Возраст - за 40. Рост 170 плюс-минус 10 см. Неброская внешность. Замкнут. Увлечён фильмами ужасов. Астеник. Физической силой не отличается. Хронические желудочно-кишечные заболевания, в прошлом туберкулёз. Возможно, женат, хотя решился на это довольно поздно. Образование среднетехническое или высшее. Долго работал преподавателем или воспитателем. Характер работы разъездной, например, в снабженческой организации. Не гомосексуалист, не шизофреник. Психопат на основе изменений личности, достигших степени болезни. Остановиться может лишь ненадолго, почувствовав опасность» [1].

Первоначально, следователи не уделили должного внимания данным выводам. Вместе с тем, когда А. Чикатило был арестован, было отмечено высокоточное совпадение его портрета с профилем, составленным психиатром.

В США в области расследования преступлений распространена функция профайлера, и профайлинг как метод психологического профилирования. Профайлер - прежде всего, человек, обладающий незаурядной способностью к аналитике, иметь аналитический склад ума недостаточно. При этом, у профайлера должно быть выражено одновременно и дивергентное мышление, чтобы просчитывать вариабельность поведения субъекта, и уметь находить информацию о нём из различных источников. Здесь же мы имеем и выражение принципа множественности как важного аспекта при составлении психологического портрета, не представляется возможным считать психологический профиль или портрет субъекта валидным, если вся информация о нём взята из одного типа источников (например, из

47 «Подавляющее большинство самых жестоких преступлений совершается психически нормальными людьми!» (Интервью с.А. Бухановским)//161.ш [Электронный ресурс]. URL: https://161.ru/text/gorod/62922.html (30 марта 2020).

социальных сетей).

Нельзя обойти стороной и широко используемый в науке принцип необходимости и достаточности, который, в преломлении на процесс составления психологического портрета, трактуется как сохранение фокуса внимания к задачам и цели, с которой составляется портрет, тем самым, избегая избыточных подробностей, мало влияющих на цель, но «зашумляющих» её, в то же время, безусловное вычленение из массива информации о субъекте тех данных, которые составляют «каркас» его личности и индивидуальности.

Также, важно отметить, что специалист, выполняющий функции профайлера, должен владеть научным методом анализа массива данных - контент-анализом, и иметь высокий уровень развития рефлексии для проведения мысленных экспериментов а-ля «побыть в шкурах» исследуемого субъекта.

Все эти и другие базовые принципы психологического профилирования, подробно описанные в зарубежных и отечественных научных публикациях, интегративно свидетельствуют о том, что к личности специалиста, составляющего целевые психологические портреты как в криминалистике, так и в любой другой области практики, предъявляются высокие требования в аспектах внимания, мышления, профессиональных навыков, владения методами и достаточного количества практики. Безусловно, не любой специалист-психолог способен квалифицированно реализовывать практический запрос по составлению психологического портрета.

Очевидно что ситуация с доцентом Олегом Соколовым является обратной - психологический портрет есть, как есть и убийца. Крайне интересна личность самого преступника - поэтому и изучаются его особенности.

Дело представляет загадку - убийца не был типичным преступником. Ну не свойственно профессиональным ученым расчленять.

К слову, разница в психологических портретах, - явление типичное для такой сферы как поведенческий анализ. Бояться этого? Видимо, не стоит. Иначе всё закончится шутками над судебными

аналитиками поведения в духе «опять тот самый белый мужчина от 20 до 50».

Рассмотрим в отношении портрета преступника самую провальную работу отдела анализа поведения. Этим случаем будет процесс охоты на Унабомбера. ФБР ловило бомбиста Качинского с 1978 по 1995 год. А, поймав, стали оценивать самую дорогую охоту на человека в истории. Параграфы 204 и 205 в докладе ФБР констатируют, что ФБР и эксперты-профессора, создали много ошибочных профилей Унабомбера:

«204. Ваш ответственный свидетель в курсе, что другие эксперты, исследовав рукопись Унабомбера, заключили, что её автор не Качинский, а другой подозреваемый. 205. Кроме того, представлено ещё множество заключений экспертов о возможной личности Унабомбера. Ни одно из них не рассматривает Теодора Качинского как возможного автора бомб»48.

Создание портрета убийцы подчинено определенным правилам, в которых говорится, что ученый не способен на преступления. Тем не менее, восхищён личностями, которые готовы пойти на нарушение закона.

Это было одной из причин столь длительных поисков Унабомбера. Многие годы он мнился следователям человеком умным, но не ученым. Максимум, на уровне заводского инженера, но, ни как не доктора наук. При отсутствии свидетелей и улик, портрет становится единственной нитью. Однако, специалисты по анализу поведения до последнего отрицали увидеть террориста в своем портрете.

Но куда бы пришли сегодняшние сыщики со своими разными версиями психологического портрета убийцы с Мойки?

Как ни странно - к истине.

Кандидат психологических наук, врач Игорь Вагин обращает внимание на этот аспект работы следователя. Анализируя работу следователя-новичка, советует проверять все версии, а не только

48 TruTV.com. URL:

http://www.trutv.com/shows/haunting_evidence/mysterious_ways.html (Дата обращения 10 апреля 2010). .Архивировано 15 июня 2013 года.

очевидную. Вот фрагмент из его книги:

«Секрет был прост: мозги у Антона оказались "не следовательские". Пришлось рассказать ему, как должен мыслить настоящий сыщик.

Антон взялся за проведение всех полагающихся мероприятий. Раньше он цеплялся за первую версию, которая казалась ему правдоподобной, а остальные отрабатывал для галочки. Теперь же он тщательно отрабатывал версию за версией. Каково же было его удивление, когда после долгих поисков доказательств и привлечения экспертов подтвердилась именно самая неправдоподобная версия. Квартиру ограбила... двоюродная сестра хозяйки...» [3].

В деле американского бомбиста произошло подобное. Благодаря вееру версий, удалось заронить подозрения в близкое окружение террориста. Именно психологи ФБР, анализирующие поведение, выделили регион проживания Унабомбера. Точнее, одна из групп ФБР, придерживающаяся альтернативной версии: «Унабомбер стал одним из самых дорогих расследований в истории ФБР. Параграфы 204 и 205 в докладе ФБР констатируют, что эксперты-профессора, на постоянной основе консультирующие ФБР, полагали, что манифест был написан не Теодором Качинским, а другим человеком. Лишь немногие полагали, что Теодор Качинский был Унабомбером»49.

Поэтому, хоть поведенческий анализ, - дело запутанное, но иногда это единственный способ остановить зло.

Итак, исходя из опыта гуманитарных экспертиз и рецензий экспертных заключений [7; 8], а также опыта анализа текста [10], переходим к рассмотрению некоторых из сообщений, и, так называемым, «психологическим портретам», что были представлены в российских СМИ.

Все эти публикации по горячим следам и «психологические портреты» можно, вне зависимости от объема произведения, подразделить на несколько типов.

49 TruTV.com. URL:

http://www.trutv.com/shows/haunting_evidence/mysterious_ways.html (Дата обращения 10 апреля 2010). .Архивировано 15 июня 2013 года.

1. «Портрет - не портрет».

2. Эмоциональная оценка.

3. Упражнения в заочной психиатрии.

4. Упражнения в психологическом (психоаналитическом) эскизе.

5. Поиск и реконструкция параллелей с образом Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Теперь обо всех публикациях, выбанных из всего массива данных из СМИ.

«Портрет - не портрет»

Среди публикаций под названием «психологический портрет» можно назвать этот материал. Блогер ^еппа Vetrenaya на «Я.Дзен» фактически собирает из сети информацию об О. Соколове. Собственно, до настоящего психологического портрета здесь как до Луны пешком50.

Эмоциональная оценка

Мастером эмоциональной оценки показал себя врач и известная медийная личность, Александр Леонидович Мясников51. Являясь врачом, но не специалистом в психиатрии, доктор заявил: «во "всем поведении" Соколова "вылезет несомненная патология", если рассмотреть его с точки зрения Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам — номенклатуры психических расстройств, принятой в США». По его словам, «Соколов несомненно не является нормальным человеком "с точки зрения общепринятых представлений"». «Жалкая гнида!» — подытожил врач.

Упражнения в заочной психиатрии.

Не только психологи вызвались опубликовать по горячим следам «психологические портреты». Врачи-психиатры тоже.

50 Katerina Vetrenaya Психологический портрет Олега Соколова //Яндекс Дзен [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d35c7c0a98a2a00ae8c4bcc/psihologicheskii-portret-olega-sokolova-5dcbcb391322b67386d198be (13 ноября 2019)

51 «Жалкая гнида!»: Мясников поставил «диагноз» доценту Соколову // Рамблер [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/incidents/43180389-zhalkaya-gnida-myasnikov-postavil-diagnoz-dotsentu-sokolovu/?readmore (18 ноября 2019).

Среди них и профессор, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук Михаил Михайлович Решетников (Санкт-Петербург). «Если искать психиатрическую патологию, ее всегда можно найти -абсолютно здоровых нет, есть недообследованные. Что касается преступников, то практически у каждого можно выявить патологию. Большинство из них реально патологические типы, с моральными и прочими девиациями». Там же: «Повторю. Одно дело, когда кто-то совершает непреднамеренное убийство по неосторожности или в состоянии аффекта, с последующим чувством вины и раскаяния. Конечно, правовую оценку может дать только суд. И совсем другое дело, когда один человек осознанно лишает жизни другого человека и пытается скрыть свое преступление, как Олег Соколов. Я не сторонник смертной казни, но считаю, что такой человек должен быть похоронен заживо в одиночной камере, и никаких книг, никаких газет, никаких очков, никаких изданий их трудов, никакого патологического гуманизма и т.д.» 52 Наиболее точным, на наш взгляд, следует считать мнение врача-психиатра Игоря Лазарева. Не будем делать репостинг этого небольшого интервью, просто отошлем к соответствующей ссылке53. Кратко же суть интервью в следующем: «В психиатрии есть понятие «истерическое расстройство личности», то есть человек всю жизнь склонен к демонстративным выходкам и вычурным поступкам. Такой тип личности признается абсолютно вменяемым, но в стрессовых ситуациях, под алкогольным опьянением, все это в 10 раз усугубляется», - говорит Лазарев. Также психиатр считает, что историк не был в состоянии аффекта. По его словам, такой тип личности на стрессовые ситуации реагирует истериками, что объясняет действия Соколова. «Тем не менее, психологическое состояние доцента не является оправданием и

52 М. Решетников прокомментировал дело О. Соколова // Психологическая газета [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/7765/ (Опубликовано 29 ноября 2019).

53 Психиатр оценил поведение доцента СПбГУ Соколова после убийства девушки // Газета ВЗГЛЯД. [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fvz.ru%2Fnews%2F2019%2F11%2F11%2F100 7735.html&promo=navbar&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com%2F%3Ffrom%3D special&utm_source=YandexZenSpecial (11 ноября 2019).

не должно освободить его от наказания».

Упражнения в психологическом (психоаналитическом)

эскизе.

Психолог, психоаналитический психотерапевт Юлия Терёшкина в статье на портале «Психологи на b17.ru» видит причину в нарциссизме О. Соколова: «Соколов не является маньяком-психопатом, который душит людей в подъездах. Это явный нарцисс, любующийся собой на лекциях, ассоциирующий себя с Наполеоном и имеющий раздутое ложное Эго. Единственный вид общения, который допустим с такой личностью это поклонение. Если отойти от восхищения хоть на шаг, это может спровоцировать срыв. Нарциссическая уязвимость это та кнопка, которая переключает блестящего и обаятельного преподавателя в агрессивного социопата с плохим пониманием реальности. Происходит это благодаря расщеплению» 54. Но психоаналитический психотерапевт забывает, что нарциссизм - это только симптом. Кстати, истерической личности он тоже присущ [8].

Психиатр-криминалист Михаил Викторович Виноградов: «И гениальность, и злодейство, если вспомнить Ламброзо, конечно, идут рука об руку. И очень многие злодеи в истории оказывались высокоинтеллектуальными людьми, и очень многие высокоинтеллектуальные люди пускались если не в злодейство, то в какие-то ненормативные отношения с коллегами, обществом, вплоть до убийства» 55.

Экскурс в психиатрию присутствует и в размышлениях о полезности и вреде реконструкторского движения в России трех собеседников: Александра Тимофеева, Павла Тихомирова и Алексея Мыселева: «Посчитал себя Наполеоном, сросся с ним, и решил, что

54 Гений и злодейство. Терёшкина Юлия. Меньше жертв "Олега Соколова" // Психологи на b17.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.b17.ru/article/160149/ (13 ноября 2019).

55 Гений и злодейство. Психиатр-криминалист об «интеллектуальном» убийце-профессоре // НСН [Электронный ресурс]. URL: https://nsn.fm/society/genii-i-zlodeistvo-psihiatr-kriminalist-ob-intellektualnom-ubiitse-v-spbgu?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (9 ноября 2019).

имеет право, что ему дозволено. В этом опасность - заигрался. Одержимость Наполеоном или иным историческим персонажем уже повреждает психику человека, самоидентификацию. Реальность исчезает в наполеоновском угаре, поэтому могут быть и вопросы о психической неадекватности доцента»56.

В определенной степени к указанным выше авторам можно добавить и мнение актера Сергея Андреевича Селина: «Психотип ученого-убийцы весьма распространен в обществе: мы сталкиваемся с подобными людьми каждый день. Эти "наполеончики" широко представлены в нашем обществе. Как правило, так ведут себя руководители небольших компаний с визитками "директоров" (директор ларька ведь тоже директор!). Я встречался с такими людьми уже в постсоветское время — и практически всегда у них у всех схожие замашки. Только в случае с Соколовым это приняло наиболее уродливую форму» 57.

Поиск и реконструкция параллелей с образом Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Эссе Дмитрия Семушина - это очень красивое размышление о взаимосвязи недавнего происшествия с тканью романа Ф.М. Достоевского. По своей фактуре это тот самый краеугольный камень: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Псалтирь, 1:22.).

Не будем пересказывать полностью статью Д. Семушина. Этот материал просто надо почитать самостоятельно, насладившись красотой слога, полету воображения автора и умению устанавливать «исторические мостики» на зыбком фундаменте литературы,

56 Тимофеев А., Тихомиров П., Мыселев А. Одержимость или безобидная игра в исторических персонажей? URL: http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/13/oderzhimost_ili_bezobidnaya_igra_v_istoricheskih_person azhei?utmj"eferrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (14.11.2019).

57 Тимофеев А., Старцев Игнат. Актер Селин сравнил историка-расчленителя Соколова с Ганнибалом Лектером // ФАН [Электронный ресурс]. URL: https://riafan.ru/1256527-akter-selin-sravnil-istorika-raschlenitelya-sokolova-s-gannibalom-lekterom?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (5 Марта 2020).

культурологи, игры в реконструкции: «Потрясшее в последние дни до основания российское информационное пространство дело интеллигента-душегуба доцента Олега Соколова — это достоевщина в чистейшем, кристальнейшем виде, более того, представленная в форме «петербургского культурного текста». Это очевидный (но в реальности) сиквел «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, продолженный в эпоху постмодерна, только все в тех же старых и хорошо знакомых декорациях — проклятого при основании города на Неве». Там же: «В новейшем реалити-сиквеле «Преступления и наказания» тема Наполеона не просто повторена — она заполняет собой всю личность новейшего преступника. Доцент Соколов — это homo ludens (человек играющий), по определению Йохана Хейзинга58. Карнавал с переодеванием затрагивает не просто внешнюю сторону с мундиром и треуголкой, но и сущностное содержание личности преступника. Доцент Соколов требовал, чтобы товарищи по карнавалу называли его "Сир", т. е. французским вариантом обращения "Ваше Величество", используемым подданными применительно к королю или императору» 59.

На наш взгляд, все попытки найти взаимосвязь между романом Ф.М. Достоевского и содеянным О. Соколовым - пэчворк, шитый белыми нитками.

М.М. Решетников в своем интервью в своем блоге высказал предположение: «Соколов, скорее всего, скоро начнет писать новые труды или книгу о своей жизни, или о женщинах в его жизни, и найдутся желающие ее издать» 60.

Собственно, ждать, долго не пришлось. Бывший доцент О. Соколов решил и в сложившейся ситуации продолжить игру61.

58 Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д.Э. Харитоновича. М.: Прогресс - Традиция, 1997. 416 с.

59 Семушин Д. Интеллигент-душегуб Олег Соколов. Его достоевщина и его бесы. URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/11/14/intelligent-dushegub-oleg-sokolov-ego-dostoevshchina-i-ego-besy?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (14 ноября 2019).

60 М. Решетников прокомментировал дело О. Соколова // Психологическая газета [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/7765/ (Опубликовано 29 ноября 2019).

61 Расчленитель Олег Соколов - правозащитникам: "Хочу написать книгу о

Реконструктор, он всегда остается реконструктором. Не удалось поиграть в Наполеона, есть шанс поставить представление по мотивам романа: Гамарра Пьер. Убийце — Гонкуровская премия (URL: https://www.litmir.me/br/?b=9387&p=1).

P.S.

Все психологи, врачи и прочие специалисты слегка поторопились. Сказался общий накал эмоциональности ситуации, подогреваемой СМИ. Слишком уж неординарное событие, и, к тому же, убийца — далеко не рядовой гражданин, а доцент, кандидат исторических наук, довольно известный публицист.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кто в России 19 столетия не восторгался Наполеоном? Неоднозначна его оценка и в нынешней России. Восторгались Наполеоном и Родион Раскольников (из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»), и Жюльен Сорель (Стендаль «Красное и черное»). Оба литературных героя вошли в типологию «Акцентуированные личности» К. Леонгарда. Как видим — это разные типы личности. Мы больше склонны к принятию мнения врача-психиатра Игоря Лазарева. Но, в свою очередь, еще раз отмечаем, что специалисты и неспециалисты поторопились с «психологическими портретами». До момента публикации официального акта судебной психолого-психиатрической экспертизы делать этого не стоило. Тем более, по результатам публикаций в СМИ.

Мужской диалог62

О.С. - Что мы имеем в сухом остатке, Леонид Федорович? Психологического портрета не получилось. В принципе, он был и не нужен. И жертва, и убийца были известны. Большинство авторов вместо портрета поупражнялись в диагностике. Кто-то

случившемся" // mk.ru Московский комсомолец [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/incident/2019/12/02/docentraschlenitel-sokolov-pravozashhitnikam-khochu-napisat-knigu-o-sluchivshemsya.html (02.12.2019).

62 Беседу ведут Олег Николаевич Селицкий (О.С.) и Леонид Федорович Чупров

(Л.Ч.).

справился хорошо, кто-то не очень. Но в подробной подводке и в процитированных мнениях, опубликованных в СМИ, есть один общий момент - упоминание о так называемой «педагогической жилке», Как шутили мы в студенчестве: «Что такое педагогическая жилка? Это склонность к садизму».

Л.Ч. - Олег Николаевич, у вас есть желание поговорить о тех социально-психологических механизмах, что лежали в основе данного преступления?

О.С. - Я бы расширил вопрос. Не вырисовывается ли зависимость, что педагог, как человек, стремящийся к руководству, всеми средствами, иногда может проявлять себя как садист, или совершить убийство?

Л.Ч. - Олег Николаевич, вы явно намекаете на такую дидактогению, как диппольдизм.

О.С. - Видимо да. Как оказывается это явление, а не одиночные мнения жертв воспитания или совпадения профессии у серийных убийц. Насколько известно психиатр создававший ориентировку на Чикатило указывал профессию педагога или воспитателя. На чем он основывал это мнение?

Л.Ч. - За А.О. Бухановского говорить не буду. Его нет уже в живых, а я не был с Александром Олимпиевичем Бухановским знаком. А.О. Бухановским было точно подмечено, что ускользало из-под внимания следователей, что убийца имел определенный опыт управления людьми, педагогический опыт. Педагогическая профессия, как любая другая, со временем изменяют личность, как бы деформируют ее, обнажая и заостряя то, что в профессии было заложено еще тысячелетия назад.

О.С. - Быть может, А.О. Бухановский строил ориентировку на деле маньяка Сливко? Его задержали и судили в 1986 за 6 лет до поимки Чекатило. Сливко был заслуженным учителем РСФСР. Эпоним «Диппольдизм» вошел в словари медицинских терминов и

в психологию тоже как «разновидность садизма, наблюдающаяся у учителей и воспитателей, проявляющаяся в истязании ими учеников. Назван по имени студента-юриста и домашнего учителя Андреаса Диппольда, от истязаний которого, получаемых с целью сексуального наслаждения, умер его ученик Гейнц Кох» [2, с. 110]. Хотя, Альбер Молль высказывает сомнения в наличии садистских мотивов преступления А. Диппольда: «Дети из одной богатой берлинской семьи были насилованы домашним учителем, и один из них даже умер. Насколько мне известно, ни разбор дела, ни имевшийся в распоряжении материал не мог доказать присутствие специально садистских мотивов преступления» [6, с. 192]. Тем не менее, диппольдизм утвердился как разновидность педагогического садизма.

Л.Ч. - Кроме того, как и любой профессионал, долго работающий с людьми, педагог выгорает. Мы с Анной Владимировной писали об этом [5].

О.С. - Здесь же прослеживается следующая связь. О. Соколов преподаватель и, судя по поведению на видео, тиражированном в СМИ, уже достиг состояния профессионального выгорания. Второй момент - отношения между ним и его сожительницей не только сексуальные, но и «воспитатель -ученица». Она его аспирантка и полностью зависима от научного руководителя.

Л.Ч. - Да. Здесь явно прослеживается диппольдизм. Сочетание алкогольного опьянения у субъекта демонстративного типа с признаками профессионального выгорания в ситуации с полностью подчиненной жертвой привели к тому, что и произошло.

О.С. - Получается некий новый, пугающий образ педагога?

Л.Ч. - Просто мы вспоминаем традиционное значение этого слова. Политик Перикл63, узнав о том, что некий раб сломал

63 Перикл (Пер1кАп^) (ок. 495-449 до н.э.) афинский государственный деятель.

ногу, воскликнул: «Одним педагогом больше!». В Древней Греции педагогами называли рабов, которые сопровождали отпрысков богатых семей на занятия к схоластам, учителю музыки или в гимнасии. Их обязанности заключались в том, что бы оберегать молодого отпрыска хозяина, ограничивать свободу школьников, педагоги имели право наказывать их.

0.С. - Вроде последний штрих нанесен, и картину можно считать завершенной.

Литература

1. Аляутдинов Д.Р. Основные приёмы и правила составления психологического портрета // Юридическая психология. 2010. № 1. С. 24.

2. Блейхер В.М. Эпонимические термины в психиатрии, психотерапии и медицинской психологии. Словарь. М. - К.: Вища школа. Головное изд-вд, 1984. 448 с.

3. Вагин И.О. Умейте мыслить гениально. СПб.: Питер 2004..

215 с.

4. Мантикова А.В., Чупров Л.Ф. К вопросу о проведении судебно-психологической экспертизы в современных условиях // Наука. Мысль. 2016. № 5-1. С. 88-92.

5. Мантикова А.В., Чупров Л.Ф., Шерошенко Г.П. Особенности эмоционального выгорания у педагогов пожилого возраста и средства помощи // «Стареене, здраве, гериатричнигрижи» 18-19 май 2017 г. Сборник с доклади и резюмета от научна конференция с международно участие. Старозагорскиминерални бани. Стара Загора: Тракийски университет медицинскиколеж. 2017. С.156-162.

6. Молль А. Половая жизнь ребенка. М.: НПО «Образование», 1994. 264 с.

7. Чупров Л.Ф., Белобрыкина О.А., Хохлов Н.А., Завоеванная Н.С. О критериях качества психологической экспертизы (по материалам четырёх дискуссионных сетевых площадок) или психологический «Балет дроздования» в шести действиях с эпилогом [электронный ресурс] // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2019. № 1. С. 13—41.

8. Чупров Л.Ф., Хохлов Н.А. Экспертиза как проекция эксперта: ревизия (рецензия) экспертизы творчества Егора Крида [электронный ресурс] // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2019. № 4. С. 20-31.

9. Чупров Л.Ф. Циркуляция негативной информации от психологов и журналистов как криминогенный фактор // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2018. № 4. С. 101-107.

10. Селицкий О.Н. Ричард Бах как иллюзия Карла Роджерса // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2019. № 4. С. 12-19.

11. Якубик А. Истерия: пер с польск. М.: Медицина, 1982. 344 с.

References

1. Aljautdinov D.R. Osnovnye prijomy i pravila sostavlenija psihologicheskogo portreta // Juridicheskaja psihologija. 2010. №1. Pp. 2-4.

2. Blejher V.M. Jeponimicheskie terminy v psihiatrii, psihoterapii i medicinskoj psihologii. Slovar'. M. - K.: Vishha shkola. Golovnoe izd-vd, 1984. 448 p.

3. Vagin I.O. Umejte myslit' genial'no. SPb.: Piter 2004. 215 p.

4. Mantikova A.V., Chuprov L.F. K voprosu o provedenii sudebno-psihologicheskoj jekspertizy v sovremennyh uslovijah // Nauka. Mysl'. 2016. № 5-1. Pp. 88-92.

5. Mantikova A.V., Chuprov L.F., Sheroshenko G.P. Osobennosti jemocional'nogo vygoranija u pedagogov pozhilogo vozrasta i sredstva pomoshhi // «Stareene, zdrave, geriatrichnigrizhi» 18-19 maj 2017 g. Sbornik s dokladi i rezjumeta ot nauchna konferencija s mezhdunarodno uchastie. Starozagorskimineralni bani. Stara Zagora: Trakijski universitet medicinskikolezh. 2017. Pp.156-162.

6. Moll' A. Polovaja zhizn' rebenka. M.: NPO «Obrazovanie», 1994.

264 p.

7. Chuprov L.F., Belobrykina O.A., Hohlov N.A., Zavoevannaja N.S. O kriterijah kachestva psihologicheskoj jekspertizy (po materialam chetyrjoh diskussionnyh setevyh ploshhadok) ili psihologicheskij «Balet drozdovanija» v shesti dejstvijah s jepilogom [jelektronnyj resurs] // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri, 2019. № 1. Pp. 13-41.

8. Chuprov L.F., Hohlov N.A. Jekspertiza kak proekcija jeksperta: revizija (recenzija) jekspertizy tvorchestva Egora Krida [jelektronnyj resurs] // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri, 2019. № 4. Pp. 20-31.

9. Chuprov L.F. Cirkuljacija negativnoj informacii ot psihologov i zhurnalistov kak kriminogennyj faktor // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2018. № 4. Pp. 101-107.

10. Selickij O.N. Richard Bah kak illjuzija Karla Rodzhersa // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri, 2019. № 4. Pp. 12-19.

11. Jakubik A. Isterija: per s pol'sk. M.: Medicina, 1982. 344 p.

— • —

Сведения об авторах

Леонид Федорович Чупров - dr. h. c. mult., кандидат психологических наук, профессор Российской академии естествознания (РАЕ), дмсний член МНждисциплшрно! академинаук (МАН), The Full Member of the European Academy of Natural History (Черногорск, Россия).

Олег Николаевич Селицкий (Алег СялщкО, Городская поликлиника № 16, медицинский психолог (Минск, Беларусь), e-mail: sten330q@mail.ru

Анна Владимировна Мантикова, старший преподаватель кафедры психологии, социальной работы, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (Абакан, Россия); email: anetdomanet@mail.ru

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.