Научная статья на тему 'Жестокое обращение с детьми в семье: к проблеме определения понятий'

Жестокое обращение с детьми в семье: к проблеме определения понятий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1048
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Очирова А.В.

Concepts connected with the topical problem of violence in a contemporary family are defined and put in an orderly way. Official statistical data on the spread of this kind of violence were used. Methodological approaches to concept definition are considered, with the author''s own view given on applicability of some concepts to the study of violence as it is and violence to others.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Violence to children in families: on defining concepts

Concepts connected with the topical problem of violence in a contemporary family are defined and put in an orderly way. Official statistical data on the spread of this kind of violence were used. Methodological approaches to concept definition are considered, with the author''s own view given on applicability of some concepts to the study of violence as it is and violence to others.

Текст научной работы на тему «Жестокое обращение с детьми в семье: к проблеме определения понятий»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2003, вып. 4 (№30)

А. В. Очирова

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ: к проблеме определения понятий

Феномен жестокого обращения с детьми в семье стал объектом внимания обществоведов относительно недавно, в 60-70-е гЪды XX в. Причина актуализации проблемы в этот период связана с участившейся фиксацией в медицинской практике у детей следов насилия и побоев. Именно врачи впервые широко и открыто заговорили о проблеме родительской жестокости.

В начале 60-х годов американский врач, детский рентгенолог, профессор университета штата Колорадо С. Г. Кемп (С.Н. Кетре) с соавторами опубликовал статью, в которой описал так называемый «синдром избитого (избиваемого) ребенка» (Child battered syndrome). Симптомокомплекс синдрома наблюдался преимущественно у детей дошкольного возраста и включал такие физические травмы, как синяки, кровоподтеки, открытые раны, переломы костей, сотрясения и гематомы головного мозга. Этиология указанных повреждений до этого момента широко в обществе не обсуждалась.

Исследования «синдрома избиваемого ребенка» и публикация результатов научной группой доктора Кемпа способствовали выходу проблемы жестокого обращения с детьми за рамки чисто медицинской и потребовали общественного вмешательства. Практически во всех штатах США были приняты юридические законы, предусматривающие уголовную ответственность родителей, опекунов или попечителей за жестокое обращение с детьми. Кроме того, они обязывали медицинских и социальных работников, педагогов, других людей, работающих с детьми, сообщать соответствующим службам о возможных (подозрительных) и обнаруженных фактах родительской жестокости в отношении детей. В настоящее время по указанным каналам в США ежегодно регистрируется от полутора до двух миллионов случаев жестокого обращения с детьми, в 10% семей имеет место явное физическое насилие и пренебрежение нуждами ребенка, от 3 до 5 тыс. детей ежегодно умирают от побоев и других форм жестокого обращения1. Во Франции ежегодно фиксируется более 50 тыс. тревожных сигналов насилия, 7 тыс. из которых — случаи физического насилия —подтверждаются2.

Официальная статистика масштабов жестокого обращения с детьми в современной России выглядит следующим образом:

— ежедневно убегают из дома по причине жестокого обращения родителей более 200 детей, ежегодно — примерно 50 тыс., 10% из них погибают на улице в результате различных причин3;

— около 2 млн детей попадают под «тяжелую родительскую руку», каждый 10-й ребенок гибнет, 2 тыс. — кончают жизнь самоубийством4;

— число зарегистрированных убийств матерями своих новорожденных детей в 2000 г. составило 231 (в 1990 г.— 102) и, по данным исследователей, наблюдается увеличение числа преступлений подобного рода5;

— ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей (в 1999 г.— 113,9 тыс.), большинство из которых — социальные сироты, брошенные или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка6. Необходимо пояснить, что, с нашей точки зрения, социальное

© А. В. Очирова, 2003

сиротство — разновидность депривации, которую в рамках данной проблематики можно обозначить понятием «пренебрежение основными нуждами ребенка», т. е. оно может выступать в качестве одной из форм жестокого обращения либо его следствием;

— в 1999 г. комиссиями по делам несовершеннолетних были рассмотрены дела на 187,6 тыс. родителей, пренебрегающих родительскими обязанностями (в 1998 г.— 183 тыс.)7;

— подразделениями по делам несовершеннолетних МВД РФ в 1999 г. было подготовлено и направлено на рассмотрение в суды более 338 тыс. материалов в отношении родителей или лиц, их заменяющих, злостно не выполняющих обязанности по обучению и воспитанию детей (на 28% больше по сравнению с 1998 г.), в том числе 30,4 тыс. — о лишении родительских прав8.

Итак, обозначилась острая социальная проблема, которая зафиксирована в статистике, судебной практике, уголовном процессе, законодательной деятельности и науке. Каковы особенности ее анализа в науке вообще и в социологии в частности? Начнем с того, что жестокое обращение с детьми в семье — сложный, многомерный социальный феномен, который служит предметом изучения многих наук (психологии, психиатрии, психотерапии, педагогики, права, криминологии, философии и т.д.), но объектом социологии стал в 1990-е годы. В целом социологическое знание на данный момент не идет дальше выявления и изучения его социальных и социокультурных факторов. Конечно, есть опыт проведения социологических исследований, но они, как правило, преследуют узкоспециализированные цели и задачи, следовательно, не отличаются достаточной полнотой и глубиной охвата проблемы.

В социальных и гуманитарных науках данная тема преимущественно рассматривается в рамках психологии, права, социальной работы и, как правило, в практическом ключе. Например, в теории и практике социальной работы определены формы насильственных действий в семье, разработаны технологии выявления и распознавания случаев, в том числе и тех, которые протекают в латентной форме, специальные технологии социальной работы с семьями и детьми, подвергшимися насилию, причем с акцентом на использование психосоциальных технологий и методов психопрофилактического характера. В зарубежной науке, напротив, накоплен солидный опыт исследований феномена жестокого обращения с детьми как теоретического, так и прикладного плана.

Первая трудность, с которой сталкивается исследователь, начавший изучение проблематики семейного насилия, заключается в сложности формулировки понятийного аппарата, неоднозначности понимания, трактовки основных терминов и расплывчатости их границ. Причины такого положения кроются, с одной стороны, в научной новизне и слабой разработанности данной проблемы, а с другой — в ее многоаспектности и многосторонности. Насилие как таковое и семейное в частности является предметом научных исследований большого числа дисциплин, каждая из которых считает необходимым в соответствии со своими интересами выстроить собственную систему понятий. Именно отсутствие согласия в толковании основных понятий специалистами разных областей, как теоретиками, так и практиками, создает наблюдаемую в отечественной литературе терминологическую путаницу. Другая причина такой ситуации состоит в том, что подавляющее большинство имеющихся у нас теоретических и практических разработок основываются на формальном восприятии научных исследований зарубежных ученых без проникновения в их суть.

Цель настоящей статьи заключается в рассмотрении подходов к определению основных понятий и упорядочении терминологического аппарата проблемы жестокого обращения с детьми в семье. Достижение обозначенной цели представляется чрезвычайно

актуальным для науки и практики, поскольку может способствовать научному обоснованию проблемы семейного насилия для ее законодательного регулирования, разработке профилактических программ и технологий адекватного, эффективного вмешательства специалистов разного профиля в ситуацию семейного насилия. Точные определения терминов необходимы для более глубокого теоретического осмысления данного социального феномена, проведения эмпирических исследований. Однако прежде чем начать рассмотрение заявленной темы, необходимо оговорить один важный момент.

Анализ отечественной литературы четко обозначил наличие в данном проблемном поле пяти основных понятий: «насилие», «жестокое обращение», «плохое обращение», «дурное обращение», «злоупотребление правами». Указанные понятия используются как синонимы, одно свободно подменяется другим, что, на наш взгляд, не совсем правильно и корректно. Здесь имеет место ситуация понятийной загруженности данной проблематики. В англоязычной литературе проблема понятийной загруженности тематики и толкования основных терминов не стоит так остро: применительно к проблеме жестокости в отношении детей используются только два понятия — «child abuse» и «neglect» («жестокое обращение» и «пренебрежение нуждами ребенка»), объединенные в аббревиатуру CAN и не требующие дополнительного уточнения их содержания. Авторы научных публикаций не вправе подменять эти понятия их синонимами, например, такими, как «violence» («насилие»), «maltreatment» или «mistreatment» («дурное обращение»), «omission» («упущение, оплошность») и другие, которые могут внести в контекст иной смысл, размыть содержание и затруднить понимание проблемы. Говоря о проблеме CAN, зарубежные специалисты однозначно понимают ее в нужном контексте.

Терминологическая путаница и понятийная загруженность в отечественной литературе возникают, с нашей точки зрения, из-за свободного перевода слова «abuse», имеющего в английском языке множество значений (оскорбление, плохое обращение, жестокое обращение, злоупотребление и др.)9, каждое из которых в русском языке используется в качестве самостоятельного термина. В связи с этим хотелось бы поставить под сомнение использование понятий «плохое» и «дурное» обращение в рамках данной проблемы. С нашей точки зрения, их употребление в научных текстах не корректно, поскольку, характеризуя одно и то же явление, они вносят в его понимание дополнительное, лишнее значение. Например, в обыденном языке «плохое обращение» по силе и последствиям значительно уступает «жестокому обращению» и в первую очередь ассоциируется с пренебрежением нуждами ребенка, в частности с плохим уходом, а лексическое значение понятия «дурное обращение» отягощено преобладанием оценочных моментов.

В отношении термина «злоупотребление» необходимо учитывать следующее. Понятия «жестокое обращение» и «злоупотребление» в английском языке лексически совпадают, тождественны и, как уже было замечено, являются вариантами перевода на русский язык слова «abuse». В отечественной литературе это вызывает трудности в адекватном понимании понятия «злоупотребление правами», не только потому что в русском языке оно упоминается исключительно в правовом контексте, но вследствие того, что в специализированной литературе по проблеме семейного насилия используется его буквальный перевод. Так, в некоторых переводных изданиях можно встретить такие словосочетания: «злоупотребления детьми», «сексуальные злоупотребления детьми» и т. д., что, на наш взгляд, неверно. В русском языке данный термин чаще всего используется во множественном числе и означает «проступки, состоящие в незаконном,

преступном использовании своих прав, возможностей»10. Кроме того, «злоупотребить» значит «употребить, использовать что-либо во здо, незаконно или недобросовестно»11. Возможно ли в данном случае использовать во зло ребенка? Смысл словосочетания искажается, так как злоупотреблять можно правами, обязанностями, дружбой, доверием и т. д., но не детьми. Таким образом, понятие «злоупотребление» в подобном контексте правильнее было бы использовать в сочетании с понятием «право» — «злоупотребление правами» или «злоупотребление родительскими правами».

Рассмотрим основные подходы к содержательному определению понятий проблемы жестокого обращения с детьми в семье. В нашем теоретическом исследовании понятийный аппарат включает в себя следующие понятия: «насилие», «жестокое обращение», «злоупотребление (родительскими) правами». Представляется важным начать анализ понятия «насилие» с изучения близких ему по смыслу понятий «утверждение» и «агрессия». Это необходимо для более детального определения содержания и уяснения соотношения между указанными конструктами.

«Утверждение» («assertion»)— наиболее общее понятие, под которым понимаются действия человека, направленные на признание его прав, мнений, взглядов, установление собственной позиции, свободы12 и т. д. Одним из самых распространенных способов утверждения (самоутверждения в том числе) человека в обществе выступает агрессия, которая определяется как «любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему такого обращения»13. Согласно приведенному определению, агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как мотив, эмоцию или установку. Агрессия — действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. Данный критерий исключает случайные нанесения повреждений, действия, совершенные неосознанно или без наличия умысла. Таким образом, важно определить агрессию-не только как поведение, причиняющее вред или ущерб другим, но и как любые действия, цель которых — негативные последствия для физического и психического здоровья. Далее, согласно определению, только те действия, которые причиняют ущерб или вред живым существам, могут рассматриваться как агрессивные по своей природе. Несмотря на то, что люди часто разбивают или наносят удары по различным неодушевленным предметам, подобное поведение не может рассматриваться как агрессивное до тех пор, пока не будет причинен вред живому существу. Из определения видно, что мы можем говорить об агрессии только тогда, когда жертва стремится избежать подобного обращения. В большинстве случаев объекты физического насилия или оскорбительных вербальных нападок хотят избежать подобного неприятного опыта.

В зарубежной литературе подчеркивается, что агрессия может проявляться в двух формах: насильственной и ненасильственной14, т. е. с применением насилия или без его применения. Насильственная агрессия — форма поведения, направленного на причинение физического вреда, нанесение физической боли другому человеку. С этой точки зрения насильственно-агрессивные действия — проявления именно физического насилия. К ненасильственной агрессии относят вербальную и невербальную формы агрессии, содержащие угрозу физической расправы или демонстрирующие намерение совершить физическое насилие: это оскорбление, унижение, запугивание действиями и жестами, т. е. причинение морального вреда без непосредственного физического контакта с телом человека. Проще говоря, это то, что чаще всего мы называем психологическим (эмоциональным) насилием.

Агрессия — психологический механизм, «программное обеспечение» насилия, поведенческая характеристика или одно из его проявлений. Насилие — социально, тогда как

агрессия может быть детерминирована не только особенностями социального окружения, но и психическими и биологическими факторами.

Итак, в зарубежной науке насилие ассоциируется прежде всего с физическим принуждением, воздействием на организм человека и некоторые авторы употребляют этот термин как синоним физической силы.

Дополнительное подтверждение этому положению можно обнаружить в универсальном Оксфордском словаре английского языка, где насилие определяется как «использование физической силы для нанесения телесных повреждений или разрушения»15. В словаре современного английского языка издательства «Лонгман» подчеркивается, что «насилие —это использование физической силы по отношению к другому»16. Аналогичное определение насилия содержится в словарях американского варианта английского языка: «Насилие —это физическая сила, используемая для нанесения телесных повреждений, порчи или разрушения»17. В немецком языке под насилием понимается грубое, физическое, телесное воздействие с целью подчинения другого своей воле. Из ученых данную точку зрения поддерживают, например Г. Грэхэм и Т. Гурр, которые определяют насилие как «поведение, направленное на нанесение физического вреда людям или их собственности»18. В классических толковых словарях русского языка насилие трактуется как «применение физической силы к кому-либо; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие; опора на силу, действие с помощью силы»19; «принуждение, неволя, силование; действие обидное, стеснительное, незаконное, своевольное»20. Большой толковый социологический словарь определяет насилие как «причинение физического ущерба телу или собственности человека с помощью силы или оружия»21.

С Нашей точки зрения, при толковании понятия «насилие» в современной литературе используются два подхода: расширительный и узкий. В первом случае под насилием понимается причинение любого ущерба (в том числе и морального), во втором —применение физической силы, т. е. всяческое ущемление физических потенций человека. Анализ литературы позволяет сделать некоторые выводы относительно особенностей толкования данного понятия. Как уже было отмечено, в зарубежной науке исследователи, как правило, придерживаются узкого понимания, в то время как в отечественной науке это было характерно для ранних исследований и в настоящее время доминирует расширительное толкование. Причем заслуга разработки расширительного подхода и его использования принадлежит юристам, которые, на наш взгляд, первые выделили в содержании данного понятия две составляющие: физическую и психологическую.

Расширительный подход к насилию отличает тех авторов, для которых оно является синонимом «нанести любой ущерб человеку». Так, X. Гирветц считает насилием «действия индивидов или групп, которые нацелены на нанесение вреда другим». Н.Татт также отмечает, что.насилие может быть определено как вид «поведения, наносящий вред другим». Ш. Стэнадж называет конкретные проявления этого вреда, начиная от физических оскорблений и отказа от поддержки в трудную минуту и заканчивая жестоким обращением с кем-либо22.

Весьма широкий подход к теме заметен и в работах, в которых дается дефиниция «политическое насилие». В энциклопедическом словаре «Политология» выделяются две разновидности данного феномена: во-первых, государственное — в лице «государственной власти, опирающейся на право и ограниченное правом»; и, во-вторых, насилие в прямом смысле этого слова, охватывающее «модус действия, направленного на нанесение ущерба субъектам действия или вещам либо на уничтожение последних»23. Аналогичное понимание насилия отражено в другом справочном издании по политологии:

«Сущность насилия состоит в нанесении ущерба человеку, социальной группе, лишении свободы, здоровья, жизни»24. Г.И.Козырев также под насилием понимает «нанесение любого ущерба (физического, морального, психологического, идеологического и др.) или любые формы принуждения в отношении других индивидов или групп»25. Для А. А. Гусейнова — это «такой тип человеческих, общественных отношений, в ходе которого одни индивиды и группы людей подчиняют себе других, узурпируют их свободную волю; это внешнее воздействие на человека и по преимуществу его физическое принуждение»"26. Необходимо заметить, что расширительное толкование насилия (как синонима вреда, ущерба, принуждения вообще) лишает понятие предмета качественной определенности, что серьезно затрудняет его изучение. Если понимать под насилием ограничение возможностей и прав личности, свободы воли, то оно растворяется в категориях «угнетение», «подавление». В этом случае глубокое и всестороннее рассмотрение данного феномена становится непосильной задачей, открывается возможность для произвольной трактовки его сущности.

Что касается отождествления насилия только с физической силой, то данный подход также представляется спорным, поскольку понятия «насилие» и «сила» имеют существенные различия. «Сила» — понятие многомерное. В академическом словаре русского языка приводится тринадцать его значений. Среди наиболее близких к проблеме можно назвать «способность, возможность совершать, делать что-либо, требующее внутреннего напряжения, производить какую-либо работу, производить физические движения, действия, влиять, физически воздействовать на кого-либо, способность к духовной деятельности»27. Как видим, полисемантический характер открывает варианты различных его интерпретаций. Многие исследователи рассматривают силу как желание действовать, добиваться поставленных целей. Так, А.И. Желтухин пишет, что «сила определяется, как возможность прилагать к чему-либо эффективное по результативности действие»28. Однако сила предполагает способность действовать не только физически, но и духовно, она не ограничивается «уровнем взаимодействия физических объектов»29. Поэтому по своему содержанию понятие «сила» шире понятия «насилие», которое, на наш взгляд, предполагает лишь физическое воздействие на объект.

Итак, понятие «насилие» не тождественно ни понятию «сила», ни понятию «физическая сила». Понимание насилия как физического принуждения более точно отражает его специфику как междисциплинарной категории. Почему именно физическое принуждение следует рассматривать в качестве сущности насилия? Прежде всего, как уже отмечалось, это соответствует русской филологии, которая под насилием подразумевает не просто принудительное, но и физическое воздействие. Такой подход к сущности насилия характерен не только для русского, но и для других языков. Следует подчеркнуть, что те авторы, которые придерживаются широкого толкования данного понятия, фактически ограничиваются в своих работах анализом его чисто физической стороны. Основываясь на указанных положениях в рамках данного исследования, насилие трактуется как исключительно применение физической силы или причинение физического вреда, и словосочетание «насилие над детьми» однозначно понимается как одна из форм жестокости в семье. Для адекватного описания данного социального феномена предлагается использовать термин «жестокое обращение», так как анализ соотношения понятий свидетельствует о том, что термин «жестокое обращение» шире понятия «насилие» и охватывает почти все стороны деструктивных действий, совершаемых в отношении ребенка в семье, следовательно, он более уместен для идентификации данной проблемы. Исходя из тех же соображений, желательно данное понятие рассматривать в качестве универсального, которое использовалось бы в науке и социальной практике

только применительно к случаям проявления жестокости к детям в семейном окружении. Говоря об агрессивных действиях по отношению к детям, например со стороны педагогов, воспитателей или посторонних лиц, в литературе уместно употреблять понятие «насилие».

В литературе представлены самые различные толкования данного понятия, начиная с самых широких, согласно которым под жестоким обращением понимается большой спектр наносящих вред ребенку действий родителей и опекунов, заканчивая такими, которые просто ограничиваются кратким перечислением его основных форм и конкретных проявлений, как, например, в следующих определениях: «жестокое обращение — это умышленное нанесение физического или психологического насилия в виде избиения, издевательств, лишения пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведение до самоубийства»30; «намеренное нанесение детям психологических или физических травм»31; «все формы физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти»32. Общий недостаток перечисленных толкований, на наш взгляд, заключается в их неполноте и поверхностности, они лишены указания на конкретные признаки, кроме умышленности действий, а также не включают форму бездействия в качестве неотъемлемого элемента жестокого обращения с детьми. В связи с этим более выверенным можно считать следующее определение: жестокое обращение — любые умышленные, повторяющиеся действия или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, в результате чего нарушаются его здоровье и благополучие или создаются условия, мешающие оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

В предложенном нами определении имеются две взаимосвязанные части: описание действий, которые взрослые совершают по отношению к ребенку, и определение вреда, наносимого этими действиями. Первая часть указывает как на характер действий, которые совершаются по отношению к ребенку, так и на их активность. Например, когда взрослые преднамеренно наносят физические травмы, оскорбляют и нравственно растлевают ребенка, — это активные действия. Если же они ничего не делают, чтобы обеспечить ребенку безопасность, медицинскую помощь, образование, — это бездействие, которое в такой же степени наносит вред, как и побои. Вторая часть определения жестокого обращения с детьми отражает вред, который наносят здоровью и развитию детей те или иные преднамеренные действия взрослых или их бездействие. Эта трактовка жестокого обращения, по нашему мнению, наиболее уместна, поскольку в ней учтены современные подходы, используемые в зарубежной и отечественной литературе.

В начале статьи было упомянуто, что в научной литературе используются разные варианты рассматриваемого понятия («плохое обращение» и «дурное обращение»), но в пользу применения в данном проблемном поле понятия «жестокое обращение» помимо указанных причин можно привести такую, которая заключается в объяснении прилагательного «жестокое». Оно определяется как свойство явления, процесса или личности, заключающееся в безразличии к страданиям других людей (или в стремлении к их причинению), и как осознанные действия, направленные на причинение мучений, страданий другим людям для достижения определенной внешней цели и удовлетворения потребностей. Так же как и для агрессии, важнейшей особенностью способа действий, характеризуемого как жестокий, является не объективная сторона, а психологический

подтекст. Непреднамеренные неосторожные действия (либо когда деяние по той или иной причине не осознается субъектом) даже с самыми тяжкими последствиями не являются жестокими. Таковыми можно считать деяния, мучительный характер которых осознается субъектом и входит в его намерения, т. е. при наличии прямого или косвенного умысла. Очевидно, что пояснение данного прилагательного очень точно отражает специфику анализируемого феномена, выделяя такие его неотъемлемые признаки, как осознанность действий субъектом жестокого обращения и нацеленность на причинение вреда.

В рамках проблемы жестокого обращения с детьми в семье необходимо затронуть не менее сложный вопрос о толковании понятия «злоупотребление (родительскими) правами». Некоторые особенности определения и применения этого понятия были уже в статье рассмотрены. Данный термин входит в понятийный аппарат проблематики жестокого обращения с детьми и понимается как «осуществление родительских прав в противоречии с их назначением, в процессе которого причиняется вред интересам детей»33. Это — принуждение детей работать, запрещение посещать школу, принуждение к участию в религиозной секте, деятельность которой опасна для психического и физического здоровья ребенка, вовлечение детей в преступную деятельность, проституцию, употребление наркотических веществ, а также физическое и психическое насилие над ними.

В заключение проведем краткий анализ соотношения понятий, рассмотренных в рамках темы, для наглядности представим его в виде таблицы:

Понятие Критерий сравнения

Эквивалент на английском языке Форма проявления Особенности применения Тип воздействия Объем понятия

Насилие violence активные действия термин специалистов-теоретиков, применяется практически во всех областях социального и гуманитарного знания физическое, психологическое самое узкое понятие

Жестокое обращение child abuse активные действия/ бездействие термин специалистов-практиков, применяется преимущественно в психологии, педагогике, теории и практике социальной работы физическое, психологическое, сексуальное, экономическое, социальное, пренебрежение нуждами наиболее общее понятие

Злоупотребление родительскими правами child abuse активные действия термин юристов, семейных криминологов физическое, психологическое, сексуальное, экономическое, социальное узкое понятие

Таковы основные подходы автора к определению понятий, образующих терминологический аппарат проблемы жестокого обращения с детьми в семье.

Summary

Concepts connected with the topical problem of violence in a contemporary family are defined and put in an orderly way. Official statistical data on the spread of this kind of violence were used. Methodological approaches to concept definition are considered, with the author's own view given on applicability of some concepts to the study of violence as it is and violence to others.

1 Статистика Национального центра по проблемам жестокого обращения (США) // Энциклопедия социальной работы / Под ред. JT. Э. Кунельского, М. С. Мацковского. М., 1993. Т. 1. С. 197.

2 Бенаму Э. Жестокое обращение с ребенком и родительская психопатология // Дети России: насилие и зашита: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 1-3 окт. 1997 г. М., 1998. С. 33.

3 Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н. К. Асановой. М., 1997. С. 12.

4 Там же. С. 8.

5 Кургузкина Е. Б. Причины убийств матерью новорожденного// Криминальная ситуация на рубеже веков в России / Под ред. А.И.Долговой. М., 1999. С. 76.

6 О положении детей в Российской Федерации: Ежегодный государственный доклад. М., 2000. С. 53.

7 Там же. С. 52.

8 Там же. С. 53.

9 Мюллер В. К. Англо-русский словарь, 70000 слов и выражений. СПб., 1996. С.18; Словарь. Русско-английский. Англо-русский. Collins Gem. М., 2000. С. 370.

10 Ожегов С. И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992. С. 236.

11 Там же. С. 235.

12 Children and violence/ Ed. by С. Chiland, J.G.Young. Vol. 11. Child in the family. London, 1994. P. 15.

13 Бэрон P., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1999. С. 26.

14 Children and violence. P. 16-17 (Figure 2.1).

15 Oxford Universal English Dictionary / Prepared by W. Little et.al. Oxford, 1990. Vol. X. P. 1937.

16 Longman Dictionary of Contemporary English: New edition. Burnt Mill, Harlow: Longman, 1987. XXVI. P. 175.

17 Webster's New World dictionary of American English / Ed.-in-chief V. Neufeldt. New York, 1988. P. 1490.

18 Graham H. D., Gurr T. R. The history of violence in Ameriks: historical and comparative perspektives. New York, 1969. P. 27.

19 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1983. С. 344.

20 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 5. С. 468.

21 Большой толковый социологический словарь: В 2 т. Т. 2. М., 1999. С. 454.

22 Reason and Violence: philosophical investigations / Ed. by Sh. Stanage. Oxford, 1974. XV. P. 216.

23 Политология. Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. А.М.Аверьянов. М., 1993. С. 191.

24 Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий. М., 1993. С. 86.

25 Козырев Г. И. Проблема насилия в теории, массовом сознании и реальной жизни // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2000. №6. С. 85.

26 Гусейнов А. А. Понятие насилия// Философия. Наука. Цивилизация. М., 1999. С. 293.

27 Словарь русского языка: В 4 т. Т.-4. 2-е изд. / Под ред. Евгеньевой. М., 1981. С. 91.

28 Желтухин А. Я. Социологическая концепция конфликта// Социс. 1994. №4. С. 142.

29 ГидденсЭ. Социология// Социс. 1994. №2. С. 15.

30 Реан А. А. Психологические деформации семьи// Психология подростка. Полное руководство/ Под ред. А. А. Реана. СПб., 2003. С. 189.

31 Никитина О. А. Жестокое обращение с детьми. Магнитогорск, 2000. С. 54.

32 Насилие и его влияние на здоровье: Доклад о ситуации в мире/ Под ред. Э. Г. Круга и др.; Пер. с англ. М., 2003. С. 63.

33 Малиновский А. А. Злоупотребление правом. М., 2002. С. 74.

Статья поступила в редакцию 25 июня 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.