Научная статья на тему 'ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ОТСТАВАНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА'

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ОТСТАВАНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕМЬИ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хакимова Елена Николаевна, Крещенецкая Оксана Анатольевна

В статье предоставлено исследование нарушений развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста из семей социального риска. Для оценки эмоционального развития детей проводились естественное наблюдение и диагностика, с помощью заданий Минаевой В.М. Выявлено, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации не умеют использовать выразительные средства в проявлении своих эмоций и затрудняются в понимании чужих. Показано, что у детей в условиях семейной депривации страдает развитие эмоциональной сферы по целому ряду характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хакимова Елена Николаевна, Крещенецкая Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABUSIVE TREATMENT AS A FACTOR OF THE EMOTIONAL DEVELOPMENT GAP OF CHILDREN FROM THE SOCIALLY CHALLENGED FAMILIES

The article features research of failures of emotional-volitional realm in preschool and elementary-school children from the socially challenged families. The estimation of emotional development of children was performed through natural observation and characterization within the scope of V.M. Minaeva’s assignments. It has been exposed that children under dire living conditions cannot use expressive means to express their emotions and find it hard to understand others. It has been shown that children subject to family deprivation lack of the emotional sphere development in a number of characteristics.

Текст научной работы на тему «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ОТСТАВАНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА»

Лидерский стиль межличностного поведения: при умеренной степени выраженности - самостоятельности при принятия решений, предприимчивость и стремление быть ведущем, а не видовым, при высокой степени выраженность - самоуверенность, неумение соблюдать субординацию по отношению к старшим по должности и по возрасту лицам, черты самовлюбленность и мании величия. Признаки инфантилизма [3, С. 359.] ><><.

Конфликтный стиль межличностного поведения: сочетание с устойчивостью собственного мнения с тенденцией к агрессивной манере самоутверждение вопреки интересам окружающих.

Стиль межличностного поведения - индивидуализм: устойчивость собственного мнения, временами достаточно самобытного и субъективного. Системный, синтетический, прагматичный стиль мышления.

Зависимый стиль межличностного поведения: взаимодействие с микро социумом определяется с одной стороны, чувствительностью и ранимостью в отношение средовых воздействий, с другой стороны выраженной потребностью в глубокой и постоянной привязанности и в

защите со стороны более сильной личности, что создает почву для поведения, направленного на избегание конфликта и поиска щадящий социальной ниши.

Стиль межличностного поведения по конфликтному типу: избыточная ориентированность на обще принятые нормы поведения.

Литература

1. Петрулевич С.А. Эмоциональная составляющая неконструктивных стереотипов межличностного взаимодействия в ситуации семейного конфликта: Дис. ...канд. психол. наук. - М., 1999. - 178 с.

2. ><><Фрыгина Н.И. Факторы превращения когнитивного конфликта в межличностный конфликт в условиях группового обсуждения: Дис. .канд. психол. наук. - М., 1980. - 179 с.

3. Камнева Н.А. Исследование индивидуально-типологических свойств личности //5 International Conference on European Science and Technology October 3 - 4 Munich, Germany, 2013г. С. 359.

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ОТСТАВАНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

Хакимова Елена Николаевна

педагог - психолог государственного учреждения, социального обслуживания населения Тульской области, «Социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних Ефремовского района», г. Ефремов

Крещенецкая Оксана Анатольевна

педагог - психолог государственного учреждения, социального обслуживания населения Тульской области, «Социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних Ефремовского района», г. Ефремов

ABUSIVE TREATMENT AS A FACTOR OF THE EMOTIONAL DEVELOPMENT GAP OF CHILDREN FROM THE SOCIALLY CHALLENGED FAMILIES

Khakimova Elena, educational psychologist of the Public Social Services Institution of Tula Region, "Efremov District Social Rehabilitation Center for Minors", city of Efremov, educational psychologist of the Public Social Services Institution of Tula Region, "Efremov District Social Rehabilitation Center for Minors", city of Efremov

АННОТАЦИЯ

В статье предоставлено исследование нарушений развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста из семей социального риска. Для оценки эмоционального развития детей проводились естественное наблюдение и диагностика, с помощью заданий Минаевой В.М. Выявлено, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации не умеют использовать выразительные средства в проявлении своих эмоций и затрудняются в понимании чужих. Показано, что у детей в условиях семейной депривации страдает развитие эмоциональной сферы по целому ряду характеристик.

ABSTRACT

The article features research of failures of emotional-volitional realm in preschool and elementary-school children from the socially challenged families. The estimation of emotional development of children was performed through natural observation and characterization within the scope of V.M. Minaeva's assignments. It has been exposed that children under dire living conditions cannot use expressive means to express their emotions and find it hard to understand others. It has been shown that children subject to family deprivation lack of the emotional sphere development in a number of characteristics.

Ключевые слова: жестокое обращение. Эмоциональное развитие. Семьи социального риска. Трудная жизненная ситуация.

Keywords: abusive treatment. Emotional development. Socially challenged families. Dire living conditions.

Феномен жестокого обращения с детьми является объектом внимания ученых очень давно, начиная с античных философов и, заканчивая исследованиями последователей идеологии марксизма в первой половине XX в.

Однако, признание семейного насилия в качестве актуальной социальной проблемы современности и его активное изучение началось во второй половине XX в. Причина

актуализации проблемы в этот период связана с ее фиксацией в медицинских науках, главным образом в педиатрии, рентгенологии и травматологии.

В начале 60-х годов американский врач, детский рентгенолог, профессор университета штата Колорадо С.Г. Кемп с соавторами опубликовал статью, в которой описал так называемый «синдром избитого (избиваемого) ребенка» [8]. В исследованиях ученого симптомокомплекс данного синдрома наблюдался преимущественно у детей дошкольного возраста и включал такие физические травмы, как синяки, кровоподтёки, открытые раны, переломы костей, сотрясения и гематомы головного мозга. Этиология указанных повреждений до этого момента была неизвестна и широко в обществе не обсуждалась. Американские врачи напрямую связали причины травм с негуманными способами воспитания в семье.

В СССР вплоть до середины 80-х годов XX в. врачи придерживались мнения, что проблемы жестокого обращения с детьми в советской семье не существует. Такую позицию отражал, например, публицист-международник

B.А. Сырокомский, обличавший «синдром жестокости» в семьях за рубежом и отрицающий наличие этого синдрома и насилия по отношению к детям в советской семье [6].

Заслуга наиболее полной разработки проблемы семейного насилия по отношению к детям в отечественной медицинской науке принадлежит выдающемуся ученому

C.Я. Долецкий, который заявил о существовании проблемы жестокого обращения с детьми в советских семьях. Совокупность симптомов физического и психического нездоровья, обнаруженных у детей-жертв родительской жестокости, была названа исследователем «синдромом опасного обращения с детьми» (СООСД) [2].

Проблема жестокого обращения с детьми регулярно поднимается в педагогике, социальной педагогике и возрастной психологии, много научных трудов издано Ю.Б. Гиппенрейтер, B.JI. Леви, Т.В. Лодкиной, A.A. Реа-ном3.

Таким образом, принимая во внимание вышесказанное жестокое обращение с несовершеннолетними -любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода. В зависимости от характера преобладающего вреда, причиненного ребенку следует говорить о следующих формах жестокого обращения:

• физическое насилие - это преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми, в результате чего у ребенка возникают нарушения физического и/или психического здоровья и развития, либо наступает летальный исход;

• эмоциональное насилие - однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию;

• сексуальное насилие или развращение - это вовлечение ребенка с его согласия или без такового36 в прямые или непрямые акты сексуального характера с целью получения сексуального удовлетворения, или выгоды. В результате таких действий наносится вред физическому и психическому здоровью ребенка, его психосексуальному развитию и появляются отклонения в поведении, затрудняющие социальную адаптацию;

• пренебрежение нуждами ребенка - недобросовестное выполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, вследствие чего ребенок испытывает острую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития. Пренебрежение нуждами ребенка может начаться еще во внутриутробном периоде, когда мать употребляет алкоголь, наркотики, игнорирует необходимость медицинского наблюдения и не следит за своим собственным здоровьем [4]. Для нас тема жестокого обращения с детьми стоит

наиболее остро, это обусловлено тем, что наш Центр осуществляет реабилитацию детей из семей находящихся в трудной жизненной ситуации и семей социально опасного положения. В этих семьях, родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, где часто жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. В целом в нашем Центре находятся дети, воспитание которых происходило в асоциальной среде, где отсутствует нормальное общение. Они чаще всего были предоставлены сами себе. В таких семьях не редкость унижение, оскорбление, побои детей. Все это не способствует формированию полноценной личности ребенка, где одной из первых страдает эмоционально-волевая сфера.

С целью диагностики нарушений развития эмоционально-волевой сферы детей мы использовали наблюдение и задания, разработанные Минаевой В.М., цель которых исследование эмоционального развития ребенка [5]. Нами были проанализированы результаты диагностики детей за последние 5 лет. В исследовании приняли участие дети дошкольного и младшего школьного возраста от 3 до 10 лет в количестве 64 человек из них 29 мальчиков и 35 девочек.

При выполнении задания 1, цель которого, изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции, где детям предлагалось продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого и удивленного мальчика (девочку), большинство детей 75% (из них 27 девочек и 21 мальчиков) затруднялись в передаче таких эмоциональных состояний как испуг, удивление, печаль. И всего лишь 25% детей (8 девочек и 8 мальчиков) смогли правильно продемонстрировать все предложенные эмоции. Эмоции веселья и злости большинство детей выразили правильно. Результаты показывают, что дети не умеют использовать выразительные средства, такие как мимика, пантомимика при проявлении своего эмоционального состояния. Это обусловлено отсутствием эмоционального

контакта с родителями, а так же ограниченным спектром сенсорных впечатлений в результате эмоциональной де-привации со стороны родителей, которые формируют эмоциональный опыт ребенка еще в раннем возрасте.

В задании 2, целью является изучение выразительности речи, здесь детям предлагалось произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно. Лишь некоторым 45% (18 девочек и 11 мальчиков) удалось произнести эту фразу радостно и грустно. Передать в интонации злость получилось у 23% (9 девочек и 6 мальчиков) детей. Произнести испуганно и удивленно не смог никто. Внешнее проявление эмоциональных состояний определяется и по «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрации голоса), что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, так же не умеют использовать в качестве выразительного средства своего эмоционального состояния. Причиной этого является недостаточное общение родителей со своим ребенком, то есть он не слышит примера выражения различных эмоций с помощью речи. В семье не происходит обсуждения эмоций, особенно их причин, вследствие чего ребенок не усваивает слова, обозначающие ту или иную эмоцию.

В задании 3 с целью изучения детьми графического изображения эмоций, детям предлагали карточки с графическими изображениями радости, горя, страха, гнева, удивления. Предлагали их по одной с вопросом «Какое это лицо?». Здесь большинство детей 92% (27 мальчиков и 32 девочки) смогли правильно назвать пиктограмму радость и грусть. Некоторым 30% (8 девочек, 11 мальчиков) удалось правильно назвать гнев. Большинство детей 84% (27 мальчиков, 32 девочки) затруднились с определением страха и удивления. Результаты показывают, что дети испытывают затруднения в правильном понимании чужих эмоций, что так же связано с недостаточностью эмоционального контакта ребенка со своими родителями.

Анализируя результаты наблюдения, можно отметить, что детям, находящимся в трудной жизненной ситуации характерны следующие нарушения в эмоциональном развитии: они редко стремятся завоевать положительной оценки сверстников и сами отрицательно оценивают их; не проявляют заботы по отношению к сверстникам. Дети не умеют конструктивно выражать свои эмоции и дифференцировать эмоции окружающих. Часто наблюдаются конфликтные ситуации между детьми не редко с агрессивными тенденциями в поведении. В совместной деятельности не признают права других детей. Не имеют навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.

Подводя итог можно говорить о том, что эмоционально - волевая сфера детей, переживших жестокое обращение различной формы, отстает в развитии относительно выражения своих эмоций и понимании чужих эмоций и чувств и требует коррекции.

Согласно возрастным нормативам развития эмоционально-волевой сферы дети дошкольного возраста осваивают экспрессивные формы выражения эмоций - интонация, мимика, пантомимика. Дети младшего школьного возраста уже используют социальные формы выражения своих эмоций. Овладение выразительными средствами, кроме того помогает им глубже осознать переживания другого. Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться

чувство долга [3]. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми уже в 6-7 лет [1]. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. А благодаря речевому развитию эмоции становятся осмысленными.

Эмоции детей, переживших жестокое обращение, как правило, бедны, а зачастую дети испытывают большие затруднения в правильном выражении своих эмоций, а так же в понимании чужих, установлении контакта со сверстниками и взрослыми. В их эмоциональной сфере преобладают негативные эмоции - страх, гнев, безразличие. Не сформированы навыки саморегуляции и правильного поведения. Во многом это обусловлено скудностью эмоционального опыта, приобретенного ребенком в семье и отсутствием положительных эмоций по отношению к детям и между родителями. Как известно особенности мира чувств и переживаний тесным образом связаны с умственным развитием ребенка. Как показывает практика в нашем Центре, дети демонстрируют пассивное освоение материала, они постоянно ориентируются на оценку взрослого. В целом интеллектуальный статус детей снижен относительно нормы и в общей своей характеристике эти задержки в интеллектуальном развитии относятся на счет общей социальной ситуации развития ребенка и говорят о депривационном синдроме. У детей в условиях семейной депривации, жестокого обращения страдает развитие эмоциональной сферы по целому ряду характеристик. Они менее разнообразны и бедны в эмоциональных проявлениях, чем дети из благополучных семей. За скудностью эмоциональных проявлений стоит бедность переживаний детей, наблюдается менее точное различение эмоций окружающих людей.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. - 512 с.

2. Долецкий С.Я. Критические ситуации в здоровье и воспитании детей: Лекции. М., 1986. С. 15.

3. Ермолаева М.В и Ерофеева И.Г Эмоциональная сфера дошкольников

4. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям // Под редакцией Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.И. М., 2001. - ст.8,25,31,32,36,40.

5. Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников».-М.:АРКТИ, 2000

6. Сырокомский В.А. Враги. Партнеры. Друзья. Записки специального корреспондента. М., 1980. См. гл. «Преступление против детства. «Синдром жестокости» и его жертвы».

7. Цымбал Е.И., Сафонова Т.Я. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М., 1993. С. 10.

8. Kempe C.H., Silverman F.N., Steele B.F., Droegemueller W., Silver H K. The battered child syndrome // Journal of the American Medical Association, 1962. № 181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.