Научная статья на тему '«Жертвенные комплексы» пьяноборских могильников бассейна Р. Вятки'

«Жертвенные комплексы» пьяноборских могильников бассейна Р. Вятки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
399
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАССЕЙН Р. ВЯТКИ / VYATKA RIVER BASIN / I-V ВВ. Н.Э / ПЬЯНОБОРСКАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / THE PYANOBORYE CULTURAL-HISTORICAL COMMUNITY / МОГИЛЬНИКИ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / FUNERAL RITE / "ЖЕРТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ" / I-V CENTURIES AD / BURIAL GROUNDS / "SACRIFI CIAL SETS"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лещинская Надежда Анатольевна

Объектом исследования в статье выступает четко фиксируемый элемент погребальных традиций финно-угорских культур с раннего железного века до развитого средневековья, обозначенный В.Ф. Генингом понятием «жертвенный комплекс». Автором дается характеристика основных признаков «жертвенных комплексов», зафиксированных в пьяноборских могильниках I-V вв. н.э. в бассейне р. Вятки. Проводится сравнительный анализ с синхронными памятниками Камско-Вятско-Волжского междуречья. Само словосочетание «жертвенный комплекс» используется в статье как описательный термин. Автором отмечается многоплановость содержания этого понятия применительно к вятским материалам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Sacrifi cial sets» of the Pyanoborye burial grounds in the Vyatka river basin

The article focuses on a funeral element to be clearly defi ned in traditions of Finno-Ugric cultures from the Early Iron Age till the Middle Ages. V.F. Ghening specifi ed this element as a “sacrifi fcial set”. The author characterizes main features of “sacrifi cial sets” fi xed in the Pyanoborye burial grounds from the I-V centuries AD which have been located in the Vyatka River region. Comparative analysis with synchronous monuments of the Kama-Vyatka-Volga interstream area has been given. The combination of words “sacrifi cial set” is used in the article as a descriptive term. The author drew attention to the diversity of this concept according to the materials from the Vyatka River region.

Текст научной работы на тему ««Жертвенные комплексы» пьяноборских могильников бассейна Р. Вятки»

УДК 903.5(470.51)"00/04"(045)

«ЖЕРТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ» ПЬЯНОБОРСКИХ МОГИЛЬНИКОВ БАССЕЙНА р. ВЯТКИ*

© 2014 г. Н.А. Лещинская

Объектом исследования в статье выступает четко фиксируемый элемент погребальных традиций финно-угорских культур с раннего железного века до развитого средневековья, обозначенный В.Ф. Генингом понятием «жертвенный комплекс». Автором дается характеристика основных признаков «жертвенных комплексов», зафиксированных в пьяноборских могильниках 1-У вв. н.э. в бассейне р. Вятки. Проводится сравнительный анализ с синхронными памятниками Камско-Вятско-Волжского междуречья. Само словосочетание «жертвенный комплекс» используется в статье как описательный термин. Автором отмечается многоплановость содержания этого понятия применительно к вятским материалам.

Ключевые слова: бассейн р. Вятки, 1-У вв. н.э., пьяноборская культурно-историческая общность, могильники, погребальный обряд, «жертвенные комплексы».

Древняя и средневековая история Вятского края неразрывно связана с именем В.Ф. Генинга. В середине 50-х гг. ХХ столетия, возглавляя Удмуртскую археологическую экспедицию, одним из перспективных направлений исследований он видит обследование р. Вятки с целью выявления места археологических памятников региона в схеме развития древнеудмуртского этнического массива. Раскопки в это время Азелинского, Суворовского могильников, первые материалы исследования Буйского городища послужили основой для авторской концепции истоков происхождения вятских памятников азелинского типа, особенностей формирования и развития материальной культуры, погребальной обрядности, уровня социально-

* Работа выполнена при финансовой поддержке со стороны Минобрнауки РФ на выполнение базовой части государственного задания (НИР №2174) в сфере научной деятельности в 2014-2016 гг.

общественного развития, форм проявления эпохи великого переселения народов и многих других аспектов, не утративших актуальность и сейчас (Лещинская, 2000). Одной из частных тем, введенных В.Ф. Генингом в научную дискуссию о позднепьяно-борском этапе древностей Камско-Вятского междуречья, стала объяснительная схема часто фиксируемого в древней погребальной практике обычая помещения части вещей компактным скоплением, иногда в контейнере, в определенной части могильной ямы. В.Ф. Генинг не только вводит понятие «жертвенный комплекс», но и предлагает первые трактовки его как элемента обрядовых погребальных действий, имеющих ритуальный характер (Генинг, 1967, с. 15-17). Понятие «жертвенный комплекс» широко входит в научную практику, но содержание понятия, его семантическое поле до сих пор до конца еще не разработано. Это отражает и появление

альтернативных понятий в литературе: «подарочные наборы» (Голдина, 1999, с. 215; Голдина, Бернц, 2010, с. 80), «дары», «погребения с дарами» (Белоцерковская, 1997; Ошибкина, 2010, с. 40), «жертвенно-ритуальные комплексы» (Никитина, 2002, с. 76).

В системе погребальных традиций населения бассейна р. Вятки в пьяно-борскую эпоху жертвенные комплексы являются также четко фиксируемым элементом. При характеристике его по вятским пьяноборским могильникам будет использоваться словосочетание «жертвенный комплекс» (ЖК) как описательный, а не содержательный термин.

Археологическая карта вятского локального варианта пьяноборской культурно-исторической общности на сегодняшний день насчитывает 17 погребальных памятников с 413 изученными захоронениями кон. I - V в. н.э. (рис. 1). Возможностью для анализа погребальной практики по признаку ЖК обладает выборка из 411 погребений 11 некрополей. В ней ЖК зафиксированы в 19 захоронениях, что составляет 4,6%. При этом ЖК не встречены в 6 могильниках: Городищенском, Воробьевском, Кордон, Азелинском, Вичмарском, Уржумском (табл. I). Среди некрополей с ЖК наибольший процент их встречаемости наблюдается в Ошкинском могильнике (15,6%), значительно меньше показатели для Тюм-Тюмского (9%) и Суворовского (6,5%) некрополей. Самое небольшое количество погребений с ЖК зафиксировано для Первомайского (1,3%) и Худяковского (3,3%) могильников. Однако относительно Худяковского могильника стоит сделать несколько замечаний. На памятнике погребений со скоплением вещей фиксируется

больше, чем учтено в статистике по ЖК. Помимо последних, такие скопления инвентаря есть, по крайней мере, еще в 3-х захоронениях (пп.56, 76, 106) с обрядом частичной кремации. Специфика размещения инвентаря в этих захоронениях состоит в том, что элементы погребального костюма умершего или орудия труда складывались компактно и не всегда их можно однозначно интерпретировать как ЖК.

Анализ распределения погребений с ЖК по хронологическим периодам (Лещинская, 2012) выявил следующую ситуацию (табл. II). Из 19 захоронений с ЖК кон. II - нач. III в. относятся 4 (21,1%), и все они происходят из Ошкинского могильника (пп.12, 26, 28, 30). В III в. процент встречаемости ЖК в погребениях - 26,3% (5 погребений - Ошкинский могильник: п.14; Худяковский могильник: пп.1, 84, 88, 100). Для позднего пьяноборья (IV - нач. V вв.) этот процент в целом составляет уже 52,6% (10 погребений - Суворовский могильник: пп.5, 28; Тюм-Тюмский могильник: пп.33, 45, 79, 94, 102, 134, 141; Первомайский могильник: п.1). При этом пик встречаемости ЖК в этих погребениях приходится на IV в. (скорее всего, без последней четверти) - 8 захоронений из 10 (42,1% из 52,6%).

Учитывая, что в позднепьянобор-ское время бассейн р. Вятки - это лишь часть общего этнокультурного пространства, включающего памятники азелинского типа Нижней Камы и левобережья марийского течения р. Волги, представляет интерес сопоставление локальных территорий «азелинской ойкумены» по основным признакам ЖК. Что касается степени встречаемости захоронений с ЖК на

нижнекамских могильниках, то с учетом опубликованного материала - это 6 захоронений из 101 (пп.8, 23, 33, 73, 173, 235) на Рождественском У некрополе (Старостин, 2009), одно (п.10) из 15 погребений Нармонского могильника (Старостин, 2002), одно (п.30) из 7 захоронений Тетюшского II могильника (Бугров, 2004; Казаков, 2009), что в целом составляет 6,5%. В поволжской группе - это одно захоронение (Мари-Луговской могильник: п.40) из 123 погребений 4 опубликованных могильников - 0,8% (Халиков, 1962, с. 171, 172; Никитина, 1999). Учитывая, что в этих территориальных группах азе-линских памятников погребения с ЖК относятся в основном к IV в., то было бы корректнее сравнение производить с вятской группой погребений с ЖК этого же времени: 10 погребений из 229 (табл. I) - 4,4%. Как видно, степень встречаемости ЖК в погребениях нижнекамского варианта чуть выше, но в целом близка к вятским показателям. Этот вывод подтверждают и сравнительные параллели по отдельным памятникам: Рождественский V, Нармонский могильники - 6 и 6,7% соответственно к вятским Суворовскому и Тюм-Тюмскому могильникам - 6,5% и 9%. Значительно снижены показатели встречаемости ЖК в азелинских могильниках марийского течения р.Волги.

Практически абсолютное большинство захоронений с ЖК вятской группы осуществлено по способу ин-гумации, за исключением п.1 Худяков-ского могильника, где зафиксирован обряд частичной кремации. Корреляция ЖК с ингумацией - норма для всех территорий распространения памятников азелинского типа.

Большая часть захоронений (1578,9%) содержит по 1 ЖК, только в 3 погребениях обнаружено по 2 ЖК (15,8%) и одно парное погребение включало 3 ЖК (5,3%). В целом в 19 вятских погребениях зафиксировано 24 ЖК (табл. II).

Тип контейнера ЖК удалось определить в 19 случаях (табл. II). Наиболее традиционной формой контейнера выступает берестяная емкость. Обнаруженная в 9 ЖК (47,3% при показателе исчисления 19) вятских могильников, она абсолютно преобладает в погребениях с ЖК на нижнекамских азелинских могильниках. Берестяная емкость для ЖК, зафиксированная на Вятке с рубежа II-III вв. (Ошкинский могильник: п.30), характерна затем для всех последующих хронологических периодов. Конструктивные особенности берестяных контейнеров прочитываются плохо, как правило, мы имеем дело только с их фрагментами, но безусловно их форма и размеры зависели от типа и количества инвентаря ЖК. Чаще изготовлялись берестяные коробочки, короба. Большее разнообразие форм берестяных контейнеров характерно для Тюм-Тюмского могильника. Автор раскопок - С.В. Ошибкина - отмечала находки емкости из бересты по типу кошеля с тканью внутри (п.79); принцип заворачивания предметов ЖК в ткань и бересту (п.134), при этом в единичных случаях береста могла заменяться лубом (п.94В); сочетание с берестой таких материалов как кожа и мех (п.45) (Ошибкина, 2010, с. 18, 24, 28, 34).

Оригинальным типом контейнера для ЖК в погребениях II в. Ошкинско-го могильника (пп.26, 28; рис. 2) выступали крупные перевернутые эполетоо-бразные застежки (Лещинская, 2000а,

рис. 24-28). В более позднее время (IV в.) такой контейнер зафиксирован лишь в единственном случае в п.33 Тюм-Тюмского могильника (Ошиб-кина, 2010, с. 13, рис. 7). В целом по отношению к общему количеству комплексов с контейнерами ЖК в эполето-образных застежках составляли 15,8%. В таком же процентном соотношении в погребениях III-IV вв. (Ошкинский могильник: пп.12, 14; Тюм-Тюмский могильник: п.141) встречаются кожаные емкости (по типу мешочка или кошеля) для ЖК (Лещинская, 2000 а, с. 15, 16, рис. 11, 13; Ошибкина, 2010, с. 35). В двух случаях (10,5%) вещи заворачивались в ткань (Первомайский могильник: п.1; Тюм-Тюмский могильник: п. 102) (Ошибкина, 2010, с. 29). Уникален принцип ограничения пространства для ЖК в форме прямоугольника, выложенного из 11 боевых топоров с находками внутри кожаных поясов с бронзовой гарнитурой, бисера и инструментария ювелира (п.94А) (Ошибкина, 2010, с. 27). Сравнивая по этому признаку ЖК вятские памятники с нижнекамскими, где зафиксирован один тип контейнера - берестяная емкость, можно констатировать большее разнообразие здесь форм контейнеров.

Местоположение ЖК в погребениях определено в 19 случаях (табл. Па). Для вятских пьяноборских могильников более выражена тенденция размещения ЖК в области ног (10 случаев - 52,6%). При этом в погребениях II в. ЖК чаще встречаются в области ног справа (Ошкинский могильник: п.12), слева (Ошкинский могильник: п.26), между ног (Ошкинский могильник: п.28) на уровне колен и костей голени (рис. 2). С III в. преобладает позиция ЖК в ногах (Худяковский мо-

гильник: п.88; рис. 3; Тюм-Тюмский могильник: пп.94В, 102; Суворовский могильник: п.28). Значительно реже (5 случаев - 26,3%) ЖК зафиксированы в области пояса, костей таза в погребениях, преимущественно, IV в. (Тюм-Тюмский могильник: пп.45, 79, 134, 141; Худяковский могильник: п.84) и только для двух погребений (4 ЖК - 21,1%) Ш-ГУ вв. характерно размещение ЖК в области головы: справа/слева (Ошкинский могильник: п.14) и в изголовье (Суворовский могильник: п.5). Такая же тенденция в размещении ЖК относительно ко -стяка проявляется и для 8 погребений с ЖК на нижнекамских азелинских могильниках: 5 - в области ног (Рождественский V могильник: пп.33, 73, 235; Нармонский могильник: п.10; Тетюшский II могильник: п.30), 2 - в области головы (Рождественский V могильник: пп.8, 173), 1 - в области пояса (Рождественский V могильник: п.23). Жесткой корреляции местоположения ЖК с определенным типом контейнера нет. Не прослеживается и своеобразие женских и мужских погребений с ЖК по этому признаку.

Антропологическая характеристика захоронений с ЖК в связи с небольшим количеством антропологических определений в основном основывается на особенностях погребального инвентаря. С этим обстоятельством связаны затруднения в интерпретации некоторых погребений. Так, например, в п.88 Худяковского могильника зафиксированы 2 ЖК, один из которых содержит комплекс вещей, характерных для мужского захоронения: обувные пряжки, чаще входящие в мужской обувной набор, удила, топор, скобель, кольчуга и т.д. (рис. 3, 4). Рядом с этим ЖК находился шлем.

Рис. 1. Карта-схема распространения основных пьяноборских погребальных памятников конца I - V вв. н.э. Камско-Вятско-Волжского междуречья. Бассейн р. Вятки: 1 - Первомайский м-к; 2 - Баевский м-к; 3 - Городищенский м-к; 4 - Кошкинский м-к; 5-Худяковский м-к; 6 - Суворовский м-к; 7 - Ошкинский м-к; 8 - Красный Ключ м-к; 9 - Уржумский м-к; 10 - Тюм -Тюмский м-к; 11 - Воробьев-ский м-к; 12 - Хлюпинский м-к; 13 - Вичмарский м-к; 14 - Сунцевский м-к; 15 - Азелинский м-к; 16 - Атамановы Кости м-к; 17 - Кордон м-к. Бассейн Нижней Камы: 18 - Гремячкинский м-к; 19 - Масловский м-к; 20 - Усть-Брыскинский м-к; 21 - Нармонский м-к; 22 - Рождественский V м-к; 23 - Айшинский м-к; 24 - Казанский I (старый стекольный завод) м-к; 25 - Сюкеев-ский м-к; 26 - Тетюшский II м-к. Марийское течение р. Волги: 27 - Лушморский м-к; 28 - Мари-Луговской м-к; 29 - Арзебелякский м-к; 30 - Уржумкинский м-к

Рис. 2. Ошкинский могильник. Погребения с жертвенными комплексами

Рис. 3. Худяковский могильник. Погребение 88. Жертвенный комплекс 1: 1 - льячка; 2 - фрагмент пояса с пронизями; 3 - браслет; 4-7 - пряжки. 1 - глина; 2 - кожа, бронза; 3, 5-7 - бронза; 4 - железо

Рис. 4. Худяковский могильник. Погребение 88. Жертвенный комплекс 1: 1 - удила; 2 - мотыжка; 3-5 - пряжки; 6 - скобель; 7 - топор; 8 - фрагмент изделия; 9 - спекшийся фрагмент кольчуги и лома цветного металла. 1-4, 6, 7 - железо; 5, 9 - бронза, железо; 8 - дерево, железо

Рис. 5. Худяковский могильник. Погребение 88. Жертвенный комплекс 2: 1-4 - височные подвески; 5 - бусы, бисер; 6 - фрагмент изделия; 7-11 - накладки; 12 - перстень; 13 - фрагмент пояса; 14 - фрагмент контейнера для ЖК; 15, 16 - бляхи-застежки; 17 - эполетообразная застежка; 18 - диск. 1-4, 7, 8, 11, 12, 15-17 - бронза; 5 - стекло; 6 - железо; 9, 10, 13 - бронза, кожа; 14 - береста; 18 - халцедон, бронза

Второй ЖК включал женский набор инвентаря: височные подвески, пояс с эполетообразной застежкой, бисер и другие предметы (рис. 5). При этом в погребении в области фрагментов черепа и зубов зафиксированы бусы. Из всех возможных вариантов интерпретации более реалистичным в данном случае выглядит предположение, что захоронение было парным. Не противоречат этому и размеры могилы 349х146 см и наличие двух углистых пятен. Сложности возникли и с антропологической идентификацией пп.45, 94 Тюм-Тюмского могильника (см. далее).

Возвращаясь к характеристике ЖК по признаку антропологической принадлежности, стоит констатировать, что из 24 ЖК 15 сопровождали женские захоронения (62,5%) и 9 ЖК - мужские (37,5%). Возможности провести полный половозрастной анализ вятских погребений с ЖК нет, но можно отметить, что, по крайней мере, в женских захоронениях ЖК встречаются во многих возрастных группах: 11 лет (Ошкинский могильник: п.12), 16-18 лет (Ошкинский могильник: п.28), 25-35 лет (Ошкинский могильник: п.26; Суворовский могильник: п.5); 50-60 лет (Первомайский могильник: п.1). Если рассмотреть соотношение женских и мужских захоронений с ЖК по хронологическим периодам, то во II в. (4 захоронения) ЖК встречаются только в женских погребениях, в III в. (6 захоронений) -количественное соотношение: 4 женских - 2 мужских; IV - нач. V в. - 6 женских к 4 мужским погребениям с ЖК. Сочетание женских и мужских ЖК примерно в таких же пропорциях встречается и на нижнекамских азе-линских могильниках: Рождествен-

ский V могильник: 4 женских (пп.8, 23, 33, 173) - 2 мужских (пп.73, 235) (Старостин, 2009).

Корреляция захоронений с ЖК по признакам «антропологическая принадлежность» и «тип контейнера» показала, что для мужских ЖК характерно большее разнообразие типов контейнеров: кожаные, тканевые емкости, если берестяная емкость, то в форме кошеля. Только для женских ЖК использовалась перевернутая эпо-летообразная застежка, а более традиционной формой был берестяной ко -роб, туесок. Существенных различий по антропологическому признаку в местоположении ЖК в погребениях нет. И для женских, и для мужских ЖК общая тенденция - преимущественное расположение в области ног, но если мужские ЖК зафиксированы только «в ногах», то женские ЖК -чаще в области колен, костей голени справа, слева, между ногами.

Состав ЖК напрямую связан с антропологической характеристикой погребенного. Для женских захоронений (табл. III) типична бронзовая пластика основных элементов костюмного комплекса. Чаще встречаются шейно-нагрудные украшения: различного вида пронизки, бусы, бисер, с III в. - халцедоновые диски, бляхи, нагрудники, подвески, металлическая гарнитура пояса. Реже зафиксированы детали головного убора (височные подвески, налобные венчики, шапочки) и браслеты. В единичных случаях встречаются гривны, перстни. Нередко комплект украшений дополнялся ножами, шильями, в исключительных случаях - гребешком, серебряным блюдцем. Категории украшений, входящие в состав женских ЖК II - нач. III в. (Ошкинский могильник), не ду-

блировали элементы погребального костюмного комплекса, а сам состав ЖК был более богатым. Чаще не повторялись составы ЖК и костюма и в III в. (Худяковский могильник), иногда только дублировались бусы и элементы поясной гарнитуры. Эта тенденция характерна и для ЖК IV в. Первомайского и Тюм-Тюмского могильников. Можно сказать, что во всех перечисленных случаях в ЖК входили, как правило, дополнительные элементы костюмных наборов. Несколько иная картина прослеживается в Суворовском могильнике. Погребения с ЖК (пп.5, 28) отличаются богатством бронзовой пластики погребальных костюмов. При этом в п.28 шапочка из ЖК полностью дублировала головной убор погребенной. Один из ЖК п.5 с бронзовыми украшениями по категориям вещей частично совпадал с основным набором захоронения, но уступал ему в количестве и выразительности. В сочетании со вторым ЖК, где присутствует инструментарий ювелира, он скорее воспринимается как набор готовой продукции, заготовок мастера (Генинг, 1963, с. 111-112, 122-123). Кроме ЖК из п.5 Суворовского могильника, ЖК, связанный с профессиональной идентификацией погребенного, обнаружен и в п.45 Тюм-Тюмского могильника. Здесь в берестяном коробе зафиксированы предметы женского костюмного комплекса: браслеты, бисер, детали нагрудника, пронизки-уточки, пояс с накладками, кольцевидные подвески, бляхи, серебряное блюдечко. Над ним - инструментарий, связанный с профессиональными занятиями в области цветной металлургии: наковаленка, напильник, нож, клещи, молоток (Ошибкина, 2010, с. 17-18).

По составу ЖК погребение относится к группе захоронений «женщин-литейщиц» (смущают только находки «кос-горбуш», характерных для мужских погребений), которые встречаются кроме вятских могильников и в нижнекамской группе памятников азелинского типа - п.33 Рождественского V могильника (Старостин, 2009, с. 8-9, рис. 11), п.10 Нармонского могильника (Старостин, 2002, с. 14, рис. 12), п.30 Тетюшского II могильника (Бугров, 2004, с. 81-83).

В набор мужских ЖК (табл. IV) входило оружие: наконечники стрел, боевые топоры, редко «косы-горбуши», наконечники копий, мечи, при этом, чаще всего, оружие сопровождало ЖК, располагаясь рядом или над емкостью ЖК (Тюм-Тюмский могильник: пп.94А, 94Б, 102) (Ошибкина, 2010, с. 26-30, табл. 40-53). Нередко в ЖК входили элементы конской упряжи (Ошкинский могильник: п.14; Ху -дяковский могильник: п.88), кольчуги (Худяковский могильник: п.88; Тюм -Тюмский могильник: п.102), орудия труда: топоры, скобели, мотыжки, инструментарий для металлургического производства (молотки, клещи, пробойники - Тюм-Тюмский могильник: п.102; льячка, лом цветного металла

- Худяковский могильник: п.88). Особое своеобразие наборов мужских ЖК

- довольно часто фиксируемые украшения. Среди них встречаются детали поясной, обувной гарнитуры, реже браслеты, перстни, халцедоновые диски. В Тюм-Тюмском могильнике повторяющийся элемент мужских ЖК - зооморфные пронизки-уточки с фрагментами ремешков, с нанизанными на них пронизками, бисером (пп.79, 141). Во всех случаях они располагались в области пояса, в кожаном

контейнере по типу кошеля-сумочки, с возможным их креплением к ремню. Близкие украшения (пронизки-бубенчики на пронизях) встречались в мужских погребениях этого памятника без ЖК (пп.44, 118) (Ошибкина, 2010, табл. 17, 56). Вероятно, этот тип украшений в ЖК можно рассматривать как дополнительные элементы костюмного комплекса. Стоит заметить, что набор металлической пластики мужского костюмного комплекса по материалам Тюм-Тюмского могильника отличается большей выразительностью, чем на других памятниках: ажурные подвески, сюль-гамы, бляшки, гривны, перстни и т.д. Однако некоторые типы украшений в мужских ЖК Тюм-Тюмского могильника, вероятно, в большей мере отражают поминально-дарственные обрядовые действия по отношению к умершему мужчине со стороны женщины. Наиболее наглядный пример - парное захоронение п.94. Состав сопровождающего инвентаря (оружие, сбруя, котлы, шлем, инструменты) говорит о двух воинских захоронениях мужчин высокого социального положения. Вместе с тем в ЖК основного захоронения (костяк А) встречено много бисера (Ошибкина, 2010, с. 27). Еще более интересное захоронение 94Б - над скоплением оружия зафиксированы фрагменты женского головного убора, коньковая подвеска, 3 разбитых халцедоновых диска, нож и шило (Ошибкина, 2010, с. 28). Именно находки головного убора, который всегда выступал как сложная знаковая система этнической, половозрастной, социальной идентификации женщин, наталкивают на возможность различных трактовок женского типа ЖК в мужском захоронении. Во-первых,

при отсутствии антропологических определений, есть вероятность, что это захоронение женщины, принадлежащей к высокой социальной страте тюм-тюмского общества с проявлением значительной степени милитаризованности в условиях активных этнических контактов в Камско-Вятском междуречье в эпоху великого переселения народов. С другой стороны, есть аргументы рассматривать это как своеобразный поминальный дар мужчине от женщины. Находки украшений встречаются и в других мужских погребениях Тюм-Тюмского могильника, к примеру в п.79 в засыпи могилы найдено типичное женское украшение - арочная шумящая подвеска в меховом чехле (Ошибкина, 2010, с. 24, табл. 35-1). Женские по набору ЖК (чаще всего бусы, бисер и височные подвески) характерны для мужских (по антропологическим определениям) погребений пьяноборского Тарасовского могильника вв. н.э. на Средней Каме (пп.15, 36, 65, 101а, 128 а, 137, 1004 б; Голдина, 2003, т. I, II). Это явление отмечается для рязано-окских могильников первой половины I тыс. н.э. (Белоцерковская, 1997). Возможно, что помещение в могилу не только отдельных височных, шейных женских украшений, а целого головного убора имело более глубокий семантический смысл, чем просто «дар».

Упомянутые параллели с Тарасов-ским могильником по признаку ЖК не случайны, прежде всего, по факту принадлежности памятников Уд -муртского Прикамья и Камско-Волго-Вятского междуречья в первой пол. I тыс. н.э. к пьяноборской культурно-исторической общности на уровне локальных вариантов. Кроме того,

хронологический период функционирования Тарасовского могильника, I-V вв. н.э., совпадает со временем выявленных на сегодняшний день погребальных памятников худяковской археологической культуры - вятского локального варианта пьяноборской общности (Лещинская, 2012). Сравнение вятского комплекса погребений и выборки захоронений с ЖК Тарасовского могильника, проанализированной Т.Р. Сабировым (2011, с. 51-54, табл. 42-47, диаграммы 32-35, рис. 23), показывает, что степень встречаемости ЖК в пьяноборских погребениях Средней Камы значительно выше (17,3%), чем на Вятке (4,6%), но распределение погребений с ЖК по хронологическим периодам имеет общую тенденцию: возрастание доли ЖК к позднему пьяноборью. Так, сопоставив выборку тарасовских погребений с ЖК (Сабиров, 2011, табл.42) с вещевыми комплексами (Голдина, 2003) мы можем констатировать, что только 23,9% ЖК относится ко II -самому началу III в., а 76,1% - это погребения с ЖК середины III - V в. н.э., при этом пик встречаемости ЖК, также как и на Вятке, приходится на IV в. Близкие выводы были получены и О.В.Арматынской при характеристике ЖК погребальных памятников Удмуртского Прикамья II-V вв. н.э. (1987, с. 69, 72) - при высоких показателях встречаемости ЖК в погребениях, только 10,3% захоронений к началу III в. содержали ЖК.

К всеобщим признакам ЖК сравниваемых территорий относится сочетание ЖК с ингумацией; помещение в погребение чаще всего одного ЖК; более высокая степень корреляции ЖК с женскими захоронениями, чем с мужскими. Локальная специфи-

ка погребений с ЖК больше фиксируется по признакам местоположения ЖК относительно костяка и составу ЖК. Так, если на вятских могильниках преобладает позиция ЖК в области ног (52,6%), то для среднекамских некрополей более выражена тенденция размещения ЖК в области головы (справа, слева, изголовье): 41,6% погребений с ЖК на Тарасовском могильнике (Сабиров, 2001, с. 52, диаграмма 33), 76,3% в мазунинской группе памятников Камско-Бельского междуречья (Останина, 1997, с. 26). В составе ЖК пьяноборских памятников Средней Камы и низовьев р. Белой преобладают украшения костюмного комплекса, чаще всего височные подвески, бисер, бусы, чуть меньше браслеты, накладки, пронизки, фибулы, реже встречаются мелкие бытовые вещи (Сабиров, 2011, с. 53, рис. 24; Арматынская, 1987, с. 71; Останина, 1997, с. 26). В отличие от этого вятские наборы ЖК более разнообразны и включают орудия труда, оружие, элементы конского снаряжения, а в состав бронзовой пластики костюмных комплексов чаще входят шейно-нагрудные украшения, реже -детали головного убора. Больше вариантов на Вятке и типов контейнеров для ЖК, в отличие от использования только берестяного короба на среднекамских памятниках.

Определенные параллели вятских погребений с ЖК уместно провести и с материалами Красноярского могильника I-V вв. н.э., который расположен в бассейне р. Тулвы, левого притока р. Камы, - археологической области, ко -торая в свое время В.Ф. Генингом рассматривалась как территория особой осинской культуры III в. до н.э. - II в. н.э., Ю.А. Поляковым как локальный вариант гляденовской культуры. Ав-

тор раскопок Красноярского могильника О.А. Казанцева считает его гля-деновским (2012, с. 52). Р.Д. Голдина находит перспективной идею рассматривать этот археологический микрорайон локальным (красноярским) вариантом пьяноборской культурно-исторической общности (1999, с. 254). При всей вариативности этнокультурных построений Красноярский могильник проявляет определенные параллели по признаку ЖК и с вятскими, и с камско-бельскими (чеган-динскими) пьяноборскими могильниками. Помимо всеобщих признаков, характерных для большинства погребений с ЖК значительных территорий Камско-Вятского междуречья первой пол. I тыс. н.э., по степени встречаемости ЖК в погребениях (10,4%) Красноярский могильник занимает промежуточное положение между вятскими и чегандинскими некрополями, но по признакам «местоположение ЖК», где преобладает положение в области предполагаемой головы и «состав ЖК», где чаще фиксируются бусы, бисер (Казанцева, 2012, с. 2526, табл. IV-VI) наибольшая близость проявляется с могильниками Удмуртского Прикамья и низовьев р. Белой.

В качестве общих итоговых замечаний по характеристике жертвенных комплексов вятских погребений первой половины I тыс. н.э. можно отме-

тить, что при достаточно устойчивой тенденции его проявления в погребальной практике процент встречаемости захоронений с ЖК невысокий. Скорее всего, семантическое поле этого элемента погребальной обрядности было многоплановым. Для большинства женских погребений ЖК - это погребальный набор с дополнительными комплектами украшений и частей одежды. При этом порой фиксируется, что чем беднее сам погребальный костюм, тем выразительнее по составу ЖК (погребения с ЖК Ошкинского могильника), или наоборот (п.28 Суворовского могильника). Богатые воинские наборы ЖК могли символизировать особый социальный ранг погребенного, значимость ко -торого особенно повышается в условиях активизации процессов взаимодействия. Вероятное назначение ЖК с орудиями труда, сырьем и готовой продукцией - профессиональная идентификация умершего. Женские ЖК в мужских захоронениях больше связаны с поминально-дарственными обрядовыми действиями. В наиболее общем виде все это ритуальные вещевые комплексы с различными семантическими оттенками значения. Безусловно, стоит осознавать гипотетичность современных объяснительных реконструкций для погребальных традиций древности.

Таблица I

Встречаемость жертвенных комплексов в погребальных памятниках I-V вв. н.э. Вятского бассейна

Общее

Название Датировка число Количество %

могильника погре- погребений с ЖК

бений

Ошкинский кон. I - III в. н.э. 32 5 (пп.12, 14, 26, 28, 30) 15,6

Воробьевский II-III вв. н.э. 4 - -

Городищенский II-III вв. н.э. 2 - -

Худяковский III - нач. IV в. н.э. 120 4 (пп.1, 84, 88, 100) 3,3

Кордон III в. н.э. 24 - -

Первомайский кон. I - V в. н.э. 76 1 (п.1) 1, 3

Азелинский IV в. н.э. 19 - -

Суворовский IV в. н.э. 31 2 (пп.5, 28) 6,5

Вичмарский IV в. н.э. 23 - -

Уржумский кон. IV -нач. V в. н. э. 2 - -

Тюм -Тюмский IV-V вв. н.э. 78 7 (пп.33, 45, 79, 94, 102, 134, 141) 9

Всего 411 19 4,6

Таблица И

Характеристика жертвенных комплексов

Название могильника № пп. Дата погр. (вв.) Пол, возраст Кол- во ЖК в погр. Тип контейнера

берестяной короб берестяной «кошель» заворачивание в ткань и бересту чехол из луба кожаная емкость заворачивание в ткань прямоугольник из боевых топоров эполетообразная застежка не определено

Ошкинский 12 кон. II -нач. III Ж*, ребенок 11 л. 1 +

14 III М, 50-60 2 + +

26 II Ж, 25-35 1 +

28 II Ж, 16-18 1 +

30 кон. II -нач. III Ж* 1 +

Худяковский 1 III Ж* 1 +

84 III Ж* 1 +

88 III М* +

Ж*? +

100 III Ж* 1 +

Первомайский 1 IV Ж, 50-60 1 +

Суворовский 5 IV Ж, 25-35 2 +

+

28 IV Ж* 1 +

* Антропологическая идентификация по характеру погребального инвентаря.

33 IV Ж* 1 +

45 IV Ж?* 1 +

79 IV -нач. V М* 1 +

Тюм- 94 IV М* 3 +

Тюмский М?* + +

102 IV -нач^ М* 1 +

134 IV Ж* 1 +

141 IV М* 1 +

Всего 19 24 7 1 1 1 3 2 1 3 5

Таблица На

Характеристика жертвенных комплексов (продолжение)

Название могильника № пп. Дата погр. Пол Кол-во ЖК в погр. Местоположение ЖК в погребении

в области ног в области головы в области пояса, таза не определено, слева не определено, справа

справа слева между ног в ногах справа слева за головой справа слева не определено

Ошкинский 12 кон. II -нач. III Ж*, ребенок 11 л. 1 +

14 III М, 5060 2 + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 II Ж, 2535 1 +

28 II Ж, 1618 1 +

30 кон. II -нач. III Ж* 1 +

Худяков-ский 1 III Ж* 1 +

84 III Ж* 1 +

88 III М* 2 +

Ж*? +

100 III Ж* 1 +

Первомайский 1 IV Ж, 50-60 1 +

Суворовский 5 IV Ж, 25-35 2 +

+

28 IV Ж* 1 +

* Антропологическая идентификация по характеру погребального инвентаря.

33 IV Ж* 1 +

45 IV Ж?* 1 +

79 IV -нач.V М* 1 +

Тюм- 94 IV М* 3 +

Тюмский М?* + +

102 IV -нач.V М* 1 +

134 IV Ж* 1 +

141 IV М* 1 +

Всего 19 24 3 1 1 5 1 1 2 2 1 2 2 3

Таблица III

Характеристика женских жертвенных комплексов по составу предметов

Могильники Ошкинский Худяковский Пер-во-майский Суворов-ский Тюм-Тюмский Всего

№ погребений 12 26 28 30 1 84 88 100 1 5 28 33 45? 134

Датировка (вв.) II -нач. III II II II -нач. III III III III III IV IV IV IV IV IV

Элементы жертвенных комплексов:

височные подвески + + 2

детали шапочки и налобных венчиков + + 2

зооморфные пронизки + + 2

спиралевидные пронизки + + + + + 5

бронзовые бусы-пронизки + + 2

стеклянные бусы, бисер + + + + + + + 7

халцедоновые диски, бусы + + 2

гривна + 1

нагрудник + + + + + + 6

бляхи + + + 3

бляхи-застежки + + 2

бляшки + + + 3

подвески + + + + + + 6

пояс с гарнитурой + + + + 4

эполетообразные застежки + + + + + 5

пряжки + + 2

накладки + 1

браслет + + + + 4

перстень + 1

инструментарий, сырье металлурга + + 2

нож + + + + 4

шило + 1

гребешок + 1

серебряное блюдце + 1

Таблица IV

Характеристика мужских жертвенных комплексов по составу предметов

Могильники Ошкин-ский Худяков-ский Тюм-Тюмский Всего

№ погребений 14 88 79 94А 94Б 94В 102 141

Датировка (вв.) III III IV -нач. V IV IV -нач. V IV

Элементы жертвенных комплексов:

детали шапочки и налобных венчиков + 1

зооморфные пронизки + + 2

спиралевидные пронизки + 1

бронзовые бусы-пронизки + 1

стеклянные бусы, бисер + + + 3

халцедоновые диски, бусы + + + 3

бляшки + 1

подвески + + 2

пояс с гарнитурой + + 2

пряжки + + + 3

накладки + 1

браслет + 1

перстень + 1

наконечники стрел + + + 3

наконечники копий + 1

меч + 1

боевые топоры + + 2

«косы-горбуши» + 1

кольчуга + + 2

предметы конской упряжи + + + 3

скобель + + + 3

мотыжки + 1

топор + + + 3

инструментарий, сырье металлурга + + 2

нож + + 2

шило + + 2

сафьяновая кожа + 1

бронзовые котлы + 1

ЛИТЕРАТУРА

1. Арматынская О.В. Жертвенные комплексы в погребальных памятниках Уд -муртского Прикамья 11-У вв. н.э. // Новые археологические исследования на территории Урала. - Ижевск, 1987. - С. 69-75.

2. Белоцерковская И.В. Погребения с дарами из могильника Кораблино (по материалам раскопок 1986-1991 гг.) // Археологический сборник. - Вып. 93. - М., 1997. - С. 20-28.

3. Бугров Д.Г. Погребение женщины-«ремесленницы» из Тетюшского II могильника // Краеведческие чтения, посвященные 135-летию Общества естествоиспытателей при КГУ и 110-летию М.Г. Худякова. - Казань, 2004. - С.77-92.

4. Генинг В.Ф. Азелинская культура 111-У вв. Очерки истории Вятского края в эпоху великого переселения народов // ВАУ. - Вып. 5. - Ижевск, 1963. С. 7-8.

5. Генинг В.Ф. Мазунинская культура в Среднем Прикамье // Памятники мазу-нинской культуры / ВАУ. - Вып. 7. - Свердловск, 1967. - С. 7-84.

6. Голдина Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. - Ижевск, 1999. - 464 с.

7. Голдина Р.Д. Тарасовский могильник 1-У вв. на Средней Каме. - Т. II. -Ижевск, 2003. - 724 с.

8. Голдина Р.Д., Бернц В.А. Тураевский I могильник - уникальный памятник эпохи великого переселения народов в Среднем Прикамье (бескурганная часть). -Ижевск, 2010. - 494 с.

9. Казаков Е.П. Тетюшский могильник азелинской культуры // Материалы и исследования по средневековой археологии Восточной Европы. - Казань, 2009. -С. 31-44.

10. Казанцева О.А. Красноярский могильник !-У вв. н.э. в бассейне р. Тулвы Среднего Прикамья. - Ижевск, 2012. - 180 с.

11. Лещинская Н.А. Некоторые итоги археологического изучения Вятского бассейна в I - начале II тыс. н.э. в связи с исследованиями В.Ф. Генинга // Российская археология: достижения ХХ и перспективы XXI в. - Ижевск, 2000. - С. 210-215.

12. Лещинская Н.А. Ошкинский могильник - памятник пьяноборской эпохи на Вятке. - Ижевск, 2000а. - 55 с.

13. Лещинская Н.А. Хронология и периодизация пьяноборских могильников !-У вв. н.э. бассейна р. Вятки // Древности Прикамья эпохи железа (VI в. до н.э. -XV в. н.э.): хронологическая атрибуция. - Ижевск, 2012. - С. 124-163.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Никитина Т.Б. История населения Марийского края в I тыс. н.э. (по материалам могильников) / Тр. МАЭ. - Т. У. - Йошкар-Ола, 1999. - 160 с.

15. Никитина Т.Б. Марийцы в эпоху средневековья (по археологическим материалам). - Йошкар-Ола, 2002. - 432 с.

16. Останина Т.И. Население Среднего Прикамья в III—V вв. - Ижевск, 1997. -327 с.

17. Ошибкина С.В. Вятские древности: могильник Тюм-Тюм III-IV вв. - М., 2010. - 211 с.

18. Сабиров Т.Р. Погребальный обряд Тарасовского могильника I-V вв. на Средней Каме: Дис. ... канд. ист. наук. - Ижевск, 2011 / Архив ИИКНП УдГУ. - Ф. 4/1. - Д. 173.

19. Старостин П.Н. Нармонский могильник. - Казань, 2002. - 62 с.

20. Старостин П.Н. Рождественский V могильник / Археология Евразийских степей. - Вып. 9. - Казань, 2009. - 143 с.

21. Халиков A.X. Очерки истории населения Марийского края в эпоху железа // Железный век Марийского края / Тр. МАЭ. - Т. 2. - Йошкар-Ола, 1962. - С. 7-187.

Информация об авторе:

Лещинская Надежда Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент, научный сотрудник, Удмуртский государственный университет (г. Ижевск, Российская Федерация); [email protected]

«SACRIFICIAL SETS» OF THE PYANOBORYE BURIAL GROUNDS IN THE VYATKA RIVER BASIN

N.A. Leshchinskaya

The article focuses on a funeral element to be clearly defined in traditions of Finno-Ugric cultures from the Early Iron Age till the Middle Ages. V.F. Ghening specified this element as a "sacrififcial set". The author characterizes main features of "sacrificial sets" fixed in the Pyanoborye burial grounds from the I-V centuries AD which have been located in the Vyatka River region. Comparative analysis with synchronous monuments of the Kama-Vyatka-Volga interstream area has been given. The combination of words "sacrificial set" is used in the article as a descriptive term. The author drew attention to the diversity of this concept according to the materials from the Vyatka River region.

Keywords: Vyatka River basin, I-V centuries AD, the Pyanoborye cultural-historical community, burial grounds, funeral rite, "sacrificial sets".

REFERENCES

1. Armatynskaya O.V. Zhertvennye kompleksy v pogrebal'nykh pamyatnikakh Udmurtskogo Prikam'ya II-V vv. n.e. [Sacrificial sets in the burial grounds of the Udmurt Kama River region in the II-V centuries AD]. In: Novye arkheologicheskie issledovaniya na territorii Urala [New archaeological research in the Urals territory]. Izhevsk, 1987, рр. 69-75.

2. Belotserkovskaya I.V. Pogrebeniya s darami iz mogil'nika Korablino (po materialam raskopok 1986-1991 gg.) [Burials with gifts from the Korablino cemetery (according to the excavations in 1986-1991)]. In: Arkheologicheskiy sbornik [Archaeological collection of works]. Moscow, 1997, issue 93, pp. 20-28.

3. Bugrov D.G. Pogrebenie zhenshchiny-«remeslennitsy» iz Tetyushskogo II mogil'nika [Burial of a craftswoman from the Tetyushi II cemetery]. In: Kraevedcheskie chteniya, posvyashchennye 135-letiyu Obshchestva estestvoispytateley pri KGU i 110-letiyuM.G. Khudyakova [Regional studies Readings devoted to the 135th anniversary of

the Society of Naturalists attached to Kazan State University and to the 100th jubilee of M.G.Khudyakov]. Kazan, 2004, рр. 77-92.

4. Gening V.F. Azelinskaya kul'tura III-V vv. Ocherki istorii Vyatskogo kraya v epokhu velikogo pereseleniya narodov [The Azelino culture of the III-V centuries. Essays on the history of the Vyatka Land during the Grait Migration Epokh]. Voprosy arheologii Urala [Issues on the Urals Archaeology]. Izhevsk, 1963, issue 5, 195 p.

5. Gening V.F. Mazuninskaya kul'tura v Srednem Prikam'e [The Mazunino culture in the Middle Kama River region]. In: Pamyatniki mazuninskoy kul'tury. Voprosy arheologii Urala [Monuments of the Mazunino culture. Issues on the Urals Archaeology]. Sverdlovsk, 1967, issue 7, рр. 7-84.

6. Goldina R.D. Drevnyaya i srednevekovaya istoriya udmurtskogo naroda [Ancient and medieval history of Udmurt people]. Izhevsk, 1999, 464 р.

7. Goldina R.D. Tarasovskiy mogil'nik I-V vv. na Sredney Kame [The Tarasovo cemetery of I-V centuries AD on the Middle Kama River]. Izhevsk, 2003, vol. II, 724 p.

8. Goldina R.D., Bernts V.A. Turaevskiy I mogil'nik - unikal'nyy pamyatnik epokhi velikogo pereseleniya narodov v Srednem Prikam'e (beskurgannaya chast') [The Turaevo I cemetery - unique monument of the Great Migration Epokh in the Middle Kama River region (non-mound burial part)]. Izhevsk, 2010, 494 p.

9. Kazakov E.P. Tetyushskiy mogil'nik azelinskoy kul'tury [The Tetyushi cemetery of the Azelino culture]. In: Materialy i issledovaniya po srednevekovoy arkheologii Vostochnoy Evropy [Materials and Researches on the medieval Archaeology of Eastern Europe]. Kazan, 2009, pp. 31-44.

10. Kazantseva O.A. Krasnoyarskiy mogil'nik I-V vv. n.e. v basseyne r. Tulvy Srednego Prikam'ya [The Krasnoyarskiy cemetery of the I-V centuries AD in the Tulva River basin of the Middle Kama River region]. Izhevsk, 2012, 180 p.

11. Leshchinskaya N.A. Nekotorye itogi arkheologicheskogo izucheniya Vyatskogo basseyna v I - nachale II tys. n.e. v svyazi s issledovaniyami V.F. Geninga [Some results of the archaeological studies of the Vyatka River basin during the I - early II millennia AD in connection with V.F.Ghening's works]. In: Rossiyskayaarkheologiya: dostizheniya ХХ i perspektivy XXI v. [Russian Archaeology: achievements of the 20 and perspectives of 21 centuries]. Izhevsk, 2000, pp. 210-215.

12. Leshchinskaya N.A. Oshkinskiy mogil'nik - pamyatnik p'yanoborskoy epokhi na Vyatke [The Oshki cemetery - the Pyanoborye monument on the Vyatka River]. Izhevsk, 2000a, 55 p.

13. Leshchinskaya N.A. Khronologiya i periodizatsiya p'yanoborskikh mogil'nikov I-V vv. n.e. basseyna r. Vyatki [Chronology and periodization of the Pyanoborye cemeteries of the I-V centuries AD in the Vyatka River basin]. In: Drevnosti Prikam'ya epokhi zheleza (VI v. do n.e. - XVv. n.e.): khronologicheskaya atributsiya [Antiquities from the Kama River region during the Iron Age (VI century BC - XV century AD): chronological attribution]. Izhevsk, 2012, pp. 124-163.

14. Nikitina T.B. Istoriya naseleniya mariyskogo kraya v I tys. n.e. (po materialam mogil'nikov). Trudy Mariyskoy arkheologicheskoy ekspeditsii [History of Mari Land population during the 1st millennium A.D. (according to materials of the burial grounds). Proceedings of Mari Archaeological expedition]. Yoshkar-Ola, 1999, vol. V, 160 p.

15. Nikitina T.B. Mariytsy v epokhu srednevekov'ya (po arkheologicheskim materialam) [The Mari during the Middle Ages (according to archaeological materials)]. Yoshkar-Ola, 2002, 432 p.

16. Ostanina T.I. Naselenie Srednego Prikam'ya v III-V vv. [Population of the Middle Kama River region in the III-V centuries]. Izhevsk, 1997, 327 p.

17. Oshibkina S.V. Vyatskie drevnosti: mogil'nik Tyum-Tyum III-IV vv. [Antiquities from the Vyatka region: the Tyum-Tyum cemetery of the III-IV centuries]. Moscow, 2010,211 p.

18. Sabirov T.R. Pogrebal'nyy obryad Tarasovskogo mogil'nika I-V vv. na Sredney Kame [Funeral rite of the Tarasovskiy burial ground of I-V centuries on the Middle Kama River]. Dis. ... kand. ist. nauk [Dissertation... Ph.D. (inHistory)]. Arkhiv Instituta istorii i kul'tury narodov Priural'ya Udmurtskogo gosudarstvennogo universiteta [Archives of Institute of History and Culture of the Cis-Urals Region Peoples attached to Udmurt State University]. Izhevsk, 2011, f. 4/1, d. 173.

19. Starostin P.N. Narmonskiy mogil'nik [The Narmonsky burial ground]. Kazan, 2002, 62 p.

20. Starostin P.N. Rozhdestvenskiy V mogil'nik [The Rozhdestvensky V burial ground]. Arkheologiya Evraziyskikh stepey [Archaeology of Eurasian steppes]. Kazan, 2009, issue 9, 143 p.

21. Khalikov A.X. Ocherki istorii naseleniya Mariyskogo kraya v epokhu zheleza [Essays on the population of the Mari Land during the Iron Age]. In: Zheleznyy vek Mariyskogo kraya. Trudy Marijskoj arheologicheskoj jekspedicii [The Iron Age of the Mari Land. Proceedings of the Mari Archaeological Expedition]. Yoshkar-Ola, 1962, vol. 2, pp. 7-1.

Information about the author:

Leshchinskaya Nadezhda A., Ph.D. (History), docent, research scientist, Udmurt State University (Izhevsk, Russian Federation); [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.