Научная статья на тему 'ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ: ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ, ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ПО МАТЕРИАЛАМ КРУГЛОГО СТОЛА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФС РФ, 10 ФЕВРАЛЯ 2020 Г.)'

ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ: ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ, ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ПО МАТЕРИАЛАМ КРУГЛОГО СТОЛА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФС РФ, 10 ФЕВРАЛЯ 2020 Г.) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ЖИЗНИ / НОВЫЙ ГЕНДЕРНЫЙ ПОРЯДОК / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СЕЛЬСКИЕ И УДАЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ / SOCIOLOGY OF LIFE / NEW GENDER ORDER / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL RESOURCES / RURAL AND REMOTE AREAS / COMMUNICATIVE ACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Милованова М. Ю.

Делается попытка ответить на вопросы, что уходит, меняется, а что остается в разделении труда и властных отношениях, какова роль государства (макросреда) и сообществ и личностей как акторов социальных изменений (мезо- и микросреда) для развития малого и среднего предпринимательства в сельской местности. Сделан вывод о необходимости комплексного долгосрочного планирования развития сельских удаленных территорий и применения научных методик по увеличению доли сельских жителей и их деловой активности. Страновая специфика формирования нового гендерного порядка перспективна как гендерно-сбалансированная модель, выражением которой является семейное предпринимательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN’S ENTREPRENEURSHIP IN RURAL AREAS: SOURCES OF DEVELOPMENT, SUPPORT FOR FAMILY ENTREPRENEURSHIP (BASED ON THE MATERIALS OF THE ROUND TABLE DISCUSSION, THE STATE DUMA OF THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION, FEBRUARY 10, 2020)

The results of the round table discussion “Women’s entrepreneurship in rural areas: sources of development, support for family entrepreneurship” (the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, February 10, 2020) are analyzed in the article. An attempt is made to answer the questions concerning what goes away, changes, and what remains in the division of labour and power relations, the role of the state (macro environment), as well as communities and individuals as actors of social change (meso and micro environment) in development of small and medium enterprises in rural areas. The following questions are under consideration in the article: the role of communities combined with values and career development factors of women’s business activity, rationalization and communicative action. It is concluded that there is a need for comprehensive long-term development planning of rural remote areas and the use of scientific methods to increase the share of rural residents and their business activity. The country specifics of the new gender order formation looks promising as a gender-balanced model, reflection of which family entrepreneurship could be.

Текст научной работы на тему «ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ: ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ, ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ПО МАТЕРИАЛАМ КРУГЛОГО СТОЛА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФС РФ, 10 ФЕВРАЛЯ 2020 Г.)»

ГЕНДЕРНЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Woman in Russian Society 2020. No. 4. P. 27—36 DOI: 10.21064/WinRS.2020.4.3

Женщина в российском обществе 2020. № 4. С. 27—36 ББК 60.561.22

DOI: 10.2Ш64/ЩпН5.2020.4.3

ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ: ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ, ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (По материалам круглого стола, Государственная дума ФС РФ, 10 февраля 2020 г.)

М. Ю. Милованова

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация, m_milovanova@mail.ru

Делается попытка ответить на вопросы, что уходит, меняется, а что остается в разделении труда и властных отношениях, какова роль государства (макросреда) и сообществ и личностей как акторов социальных изменений (мезо- и микросреда) для развития малого и среднего предпринимательства в сельской местности. Сделан вывод о необходимости комплексного долгосрочного планирования развития сельских удаленных территорий и применения научных методик по увеличению доли сельских жителей и их деловой активности. Страновая специфика формирования нового тендерного порядка перспективна как гендерно-сбалансированная модель, выражением которой является семейное предпринимательство.

Ключевые слова: социология жизни, новый гендерный порядок, устойчивое развитие, предпринимательство, социальные ресурсы, сельские и удаленные территории, коммуникативное действие.

© Милованова М. Ю., 2020

WOMEN'S ENTREPRENEURSHIP IN RURAL AREAS: SOURCES OF DEVELOPMENT, SUPPORT FOR FAMILY ENTREPRENEURSHIP (Based on the materials of the round table discussion, the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, February 10, 2020)

M. Yu. Milovanova

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation, m_milovanova@mail.ru

The results of the round table discussion "Women's entrepreneurship in rural areas: sources of development, support for family entrepreneurship" (the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, February 10, 2020) are analyzed in the article. An attempt is made to answer the questions concerning what goes away, changes, and what remains in the division of labour and power relations, the role of the state (macro environment), as well as communities and individuals as actors of social change (meso and micro environment) in development of small and medium enterprises in rural areas. The following questions are under consideration in the article: the role of communities combined with values and career development factors of women's business activity, rationalization and communicative action. It is concluded that there is a need for comprehensive long-term development planning of rural remote areas and the use of scientific methods to increase the share of rural residents and their business activity. The country specifics of the new gender order formation looks promising as a gender-balanced model, reflection of which family entrepreneurship could be.

Key words: sociology of life, new gender order, sustainable development, entrepreneurship, social resources, rural and remote areas, communicative action.

Введение

Круглый стол по теме «Женское предпринимательство в сельской местности: источники развития, поддержка семейного предпринимательства», организованный Клубом успешных женщин в Государственной думе Федерального собрания РФ, проходил 10 февраля 2020 г. Данное собрание рассматривается как фокус-группа экспертов, в состав которой вошли 55 человек из 14 субъектов России, из них 5 депутатов Государственной думы ФС РФ, включая заместителя председателя Государственной думы ФС РФ О. Н. Епифанову, 5 депутатов законодательных собраний субъектов РФ, 2 муниципальных депутата, 3 представителя исполнительных органов власти (Министерство экономического развития и Министерство сельского хозяйства). Торгово-промышленная палата РФ была представлена в лице вице-президента Е. Н. Дыбовой, от института омбудсмена в работе круглого стола принимала участие уполномоченный по правам предпринимателей в г. Москве Т. В. Минеева. По данным анкетирования, 27 человек отнесли себя к предпринимателям, ведущим собственный бизнес или занимающим одну из руководящих должностей, 22 участника входят в состав общероссийских общественных объединений («Союз женских сил»1, «Опора России»2,

1 URL: https://союзженскихсил.рф/

2 URL: https://opora.ru/

«Деловая Россия»3, «Движение сельских женщин»4, «Социал-демократический союз женщин России»5), научное сообщество представили 7 ученых из вузов и академических структур г. Москвы.

Целью работы круглого стола стало определение источников развития малого и среднего предпринимательства в сельской местности в рамках эффективной коммуникации власти, экспертного сообщества и практиков. В своих выступлениях участники опирались на данные статистики и социологических исследований, личный опыт, а также успешные примеры бизнеса и семейного предпринимательства, стартапов и социальных проектов в сельской местности. Автор имела возможность не просто быть включенным наблюдателем и активным участником процесса обсуждения, но и провела анализ события для его репрезентации как case-study. В ходе обсуждения были апробированы ранее полученные данные авторского исследования [Милованова, 2020].

Продвижение этой темы на уровне властных отношений связано с необходимостью реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», исполнения Указа Президента от 7 мая 2018 г., достижения целевых показателей Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 г. по стабилизации численности сельского населения на уровне 35 млн человек, а также увеличения ожидаемой продолжительности жизни сельского населения до 75,6 лет, уменьшения миграционного оттока сельского населения до 74,1 тыс. человек.

Ученые справедливо диагностируют, что «село подвергается деформационным и неоднозначным процессам, происходящим в производственно-экономической, демографической, социальной и духовно-культурной жизнедеятельности людей под воздействием не столько природно-географических, сколько сконструированных социально-экономических условий существования его жителей» [Тощенко, 2018: 284] (см. также: [Великий, Бочарова, 2012: 128]). Указанные деформационные процессы наглядно выражаются демографическими показателями соотношения городского и сельского населения, постоянным снижением доли сельских жителей. Кроме того, в сельской местности уровень бедности в 3 раза выше, чем в городской. Так, по статистике, количество бедных составляет в стране 13,1 %, при этом в городе — 8,0 %, в сельской местности — 25,0 %. Несмотря на кризисные демографические показатели, Россия продолжает обладать всеми факторами производства для развития сельских территорий (по Д. С. Миллю — земля, труд, капитал). В этой триаде предприниматель как субъект изменений выполняет роль инноватора, способного увидеть новую конфигурацию возможностей и ресурсов. Заметим, однако, что в научных дискуссиях идет полемика, стоит ли сохранять население в депрессивной сельской местности.

Ведущими круглого стола выступили О. Н. Епифанова6, заместитель председателя Государственной думы ФС РФ, заместитель председателя Комиссии

3 URL: https://deloros.ru/

4 URL: http://www.dsg-novgorod.ru/

5 URL: http://sdwomen.ru/

6 URL: http://duma.gov.ru/duma/persons/99111830/

по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства нижней палаты парламента, поддержавшая в 2019 г. идею женщин-предпринимателей о создании Клуба успешных женщин, и Н. Д. Боева7, член комитета по аграрным вопросам Государственной думы, предприниматель, четверть века руководившая предприятием по переработке молока в Краснодарском крае.

Ход обсуждения

Во вступительном слове Н. Д. Боева дала оценку образу сельской жительницы, труженицы по природе, на которой «держится сельская семья, ее традиции, нравственные корни. Не в обиду будет сказано мужчинам, но сегодня на селе в большинстве семей именно женщины взяли на себя ответственность не только за семью, но и за бизнес». Депутат констатировала, что в стране проводятся ежегодные форумы для предпринимателей «Дело за малым», в 2019 г. такой форум собрал 25 тыс. человек из 70 регионов России и малого зарубежья, но «бизнес в деревне имеет, как и в любом другом месте, свои проблемы и риски. Успех бизнеса в сельской местности зависит не от расположения, а от способности предпринимателя адаптировать идею под конкретные условия». Докладчик обратила внимание на актуальность законодательной и финансовой поддержки со стороны местных и федеральных властей, которая помогает встать на ноги, поставила в пример гранты — агростартапы, предусматривающие 2 млн рублей безвозмездно, плюс 1 млн рублей для организаторов и членов кооперативов8.

Руководитель Департамента развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства РФ Н. Н. Осокина сделала акцент на данные мониторинга состояния сельских территорий, показавшего нехватку трудоспособного женского населения: «По общей статистике у нас мужчин проживает 18 млн на сельских территориях, 19,3 млн — это женщины. Но именно трудоспособного возраста женщин там намного меньше, потому что видно, что этот отток идет в города, потому что они там могут найти себе работу и трудоустроиться» (С, 8). В выступлении были обозначены основные направления государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», вступившей в действие с 1 января 2020 г.9, и планы Министерства сельского хозяйства по разработке концепции развития сельского туризма. Кроме этого, представитель исполнительной власти привела конкретные данные: «За последние 5 лет грантовую поддержку по линии Минсельхоза РФ получили 4617 женщин — глав крестьянских фермерских хозяйств, или 25,9 % от общего числа получателей гранта. <... > Средства на поддержку начинающих фермеров у нас получили 3857 тыс. женщин, на развитие семейных животноводческих ферм — 763 женщины — главы КФХ» (С, 6—8).

7 URL: http://duma.gov.ru/duma/persons/99112734/

8 Стенограмма заседания Клуба успешных женщин на тему «Женское предпринимательство в сельской местности: источники развития, поддержка семейного предпринимательства» (архив автора). Далее ссылки на этот источник приводятся в тексте статьи в круглых скобках с указанием после буквы «С» страницы.

9 URL: http://government.ru/docs/36905/

Аудиторией была позитивно воспринята информация депутата Госдумы О. В. Окуневой о том, что нижней палатой парламента России принят в первом чтении закон, который разрешает использование материнского капитала на садовых участках, — как мера поддержки семьи и многодетных семей прежде всего (С, 13). Выступление представителя Министерства экономического развития РФ О. А. Тетериной было посвящено развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, способной оказать комплекс различных услуг в образовательной сфере, осуществлять консультации, юридическую поддержку, сопровождение проектов, помогающих в разработке бизнес-идей.

Участниками был поднят вопрос о вкладе в развитие многоукладной экономики стабильно работающих сельских кооперативов. По их численности лидерами кооперативного движения являются Пензенская и Липецкая области, а также Республика Саха (Якутия). Были приведены данные о пространственной дислокации малого и среднего бизнеса в России, а именно: 22 % предпринимателей проживают в городах-миллионниках (включая Москву), 26 % — в городах от 100 тыс. до 1 млн жителей, 21 % — в малых городах, 32 % — в поселках городского типа и селах. Примечательно, что в поселках городского типа и селах пространство для деятельности шире. Гендерная структура предпринимательства характеризуется преобладанием мужчин — 55,9 %10.

В выступлениях депутатов О. Н. Епифановой, О. Ю. Бадма-Халгаевой (Калмыкия), предпринимателя Л. В. Андреевой (г. Саратов) сообщалось о территориально-региональном неравенстве, об оттоке населения из сельской местности. Так, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Г. Г. Силласте с тревогой говорила о 10 % пустых сельских бывших поселений: «Они вообще никак и никем не заселенные... это позабытые ресурсы», а депутат Законодательного собрания Оренбургской области О. В. Набатчикова подтвердила: «445 сел у нас. За пять лет у нас исчезло с карты 84 села, 27 тыс. людей выехали» (С, 22). Участники круглого стола отмечали, что в России наблюдается сочетание достаточно низких оценок наличия предпринимательских возможностей в регионе проживания (29,6 %) и сравнительно низких оценок уверенности в достаточности предпринимательских знаний и навыков (35,6 %), а также зафиксирован наименьший уровень устоявшейся предпринимательской активности в сельской местности (2018 г. — 3,5 %, 2019 г. — 3,1 %) (С, 23). Россия продолжает урбанизироваться, наибольшую роль в экономическом развитии играют города-миллионники, агломерации, растут агрохолдинги. Агрохолдинги стоят на трех китах: гигантомании, корпоративной бюрократии и индустриальной дисциплине, а курс на моноцентричный характер власти все более диссонирует с идеей многоукладной аграрной экономики, восходящей к инициативе и хозяйственной свободе широких слоев населения [Барсукова, 2016: 72].

О рассмотрении обозначенной темы с позиции гендерного подхода и необходимости соблюдения баланса интересов полов как равноправных в условиях формирования нового гендерного порядка говорила Г. Г. Силласте. Отметим, что в работах последних лет Г. Г. Силласте относит Россию к шестому

10 Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства, Россия, 2019—2020». URL: https://www.gemconsortium.org/report (дата обращения: 03.05.2020).

гендерному анклаву11, характеризуемому резкой гендерной асимметрией в пользу женщин, составляющих в структуре населения от 52,3 до 54,2 %, высоким уровнем эмансипации женщин, достигнутой за социалистический период высокой степенью их занятости в экономике. Она пишет: «В данной группе стран исторически доминантным является православное понимание традиционной роли института семьи, его социальной, психологической и нравственной ценности; признается неоспоримость биологической идентификации признака пола как основы разделения мужских и женских репродуктивных ролей, отцовства и материнства, приоритет родительского воспитания ребенка над общественным» [Силласте, 2019: 8]. По факту мы имеем гендерно-асимметричную национальную социальную структуру: в России проживают около 147 млн человек, из них женщин — 53,7 %, мужчин — 46,3 %; женщин проживает на сельских территориях больше, чем мужчин.

Со стороны вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Е. Н. Дыбовой поступило предложение реализовать проект «Семейное предпринимательство». Отметим, что действительно «семейность на селе достаточно высока: 62,5 % указали на официально зарегистрированный брак, однако сельская семья перестала быть многодетной, все меньше молодых людей и людей среднего возраста остаются жить в сельской местности, что дает снижение рождаемости, как в общей численности, так и по количеству детей в семье» [Тощен-ко, 2018: 271]. По словам Г. Г. Силласте, проект «Семейное предпринимательство» «наиболее перспективный, гендерно-сбалансированный, имеющий колоссальный потенциал воспитательного, экономического, политического регионального фактора развития, локомотив в развитии предпринимательства в сельской местности России» (С, 34). Е. Н. Дыбова была эмоциональна: «Есть регионы, где вообще пустота, где все заросло, как в Тверской области, где живут последние бабушки, вы знаете, я вот в Кемерово была, мы в декабре проводили форум по семейному бизнесу... в нашей стране не выжить женщинам. Нам надо семьями пробиваться» — и конкретизировала: «.. .законодательно закрепить понятие "семейное предприятие" в России, ввести понятие "семейный патент"; упростить систему отчетности для семейных предприятий; урегулировать трудовые отношения для "самозанятых" граждан в семейном бизнесе; реализовать пилотный проект налогового режима для семейных предприятий; предоставить льготы семейным компаниям и упростить для них процедуры, связанные с получением заемных средств и кредитов» (С, 22).

Эмоциональный отклик получило выступление автора о деятельности Г. Санжаповой12 — социальном пассионарии и социальном предпринимателе, чья позиция такова: «Простое зарабатывание денег не имеет смысла. Мне всегда хотелось заниматься чем-то, что приносит пользу». По нашему мнению, «подобные инновационные подходы проверяют индексы солидарного общества, предложенные исследовательской группой ЦИРКОН13. Первый — это индекс потенциала кооперации. У Гузель (Санжаповой. — М. М.) как предпринимателя

11 К шестому гендерному анклаву отнесены также Армения, Венгрия, Беларусь, Украина, Литва, Эстония, Латвия.

12 URL: https://cocco-bello.com (дата обращения: 03.05.2020).

13 URL: http://doverie.zircon.tilda.ws/

очень высокий индекс потенциала кооперации — показателя, интегрально отражающего готовность человека к взаимодействию с другими людьми. Социальная валентность — еще один показатель, способность индивида к образованию социальных связей. Она может солидаризироваться и поэтому добивается успеха» (С, 51).

Для решения задачи по развитию малых городов и сел, удаленных территорий необходимо действительное снижение налоговой нагрузки, размеров тарифов и увеличение мер поддержки. По мнению руководителя «Опоры России» А. С. Калининой, «целесообразно пересмотреть Государственной думе вместе с Федеральной антимонопольной службой тарифы на газ, на электроэнергию, на транспорт в сельских территориях, а также провести кардинальные изменения в регулировании межбюджетных отношений в части подоходного налога, лишь 15 % которого остается муниципалитетам» (С, 25—26). Прозвучали предложения разработать новые модели для развития предпринимательства, позволяющие доводить льготные кредиты до непосредственного исполнителя, субъекта малого и среднего предпринимательства, без растворения в госструктурах, призванных быть лишь посредниками между государством и бизнесом, а не «пожирателями» государственных средств (федеральные министерства, Фонд развития промышленности, Корпорация МСП и др.).

На круглом столе представители власти, бизнеса и науки говорили о необходимости мер распространения налоговых каникул для одиноких молодых и многодетных матерей; о создании специализированных финансово-кредитных продуктов для женского предпринимательства, для всех, занимающихся бизнесом в небольших городах; об обеспечении контроля за программами наделения земельными участками многодетных семей на предмет создания и наличия инфраструктуры и необходимых коммуникаций (электричество, газ, вода, дороги); о разрешении получения мер государственной поддержки для развития предпринимательства не только гражданам с сельской пропиской, но и всем, кто готов развивать сельскую и потребительскую кооперацию, всем, кто хочет работать на земле; о пересмотре кадастровой стоимости земли для желающих ее обрабатывать. Назрела острая потребность в разработке и реализации специальных образовательных менторских программ для действующих и начинающих женщин-предпринимателей, в ретрансляции и поддержке информационно-просветительских проектов по консультированию желающих развивать сельхоз- и потребкооперацию. Положительными примерами являются программа «Мама-предприниматель», действующая в 57 регионах РФ, пилотный проект «Офис на колесах» в Оренбургской области, клубы цифровой экономики.

Весы общественного мнения качнулись в пользу благоприятного имиджа предпринимательства. Так, большинство россиян (74 %) положительно относятся к людям, решившим открыть свое дело. В результате образ предпринимателя в сознании россиян меняется: если ранее предпринимательство ассоциировалось с нестабильной ситуацией 1990-х гг., «диким бизнесом» и «челноками», то сегодня предприниматель воспринимается как успешный и самостоятельный человек, который трудолюбив и решителен. Тем не менее участники круглого стола убежденно говорили о необходимости новой информационной политики и заинтересованного отношения средств массовой информации для организации

интегрированных социальных кампаний с участием ведущих СМИ, создании при них общественных советов по социальной рекламе с целью формирования положительного образа сельской женщины-предпринимателя, ее активного участия в экономических и социальных практиках, популяризации лидеров изменений в сельских и удаленных территориях, искоренении гендерных стереотипов. Нужны качественные медиапроекты, продукты социальной рекламы на примере лучших практических кейсов о сельском туризме, сельских школах, вузах, обучающих сельских жителей для работы в сельской местности, о расширении дополнительного образования сельских предпринимателей России.

На круглом столе было уделено внимание международному опыту поддержки женского предпринимательства. В частности, Л. И. Кулик, директор Корейского делового совета, рассказала об особом пути женщин Республики Корея на примере развития малых агротерриторий. Прозвучали мнения о повышенном внимании к участию женщин в экономике на многочисленных международных форумах14, включая форум We-Fi15, повестку международных организаций АТЭС, БРИКС, ШОС, «Диалоговое партнерство Россия — АСЕАН», программы развития ООН (ПРООН)16. В последние годы даже появился термин «вименомика» ^отепот^), означающий, что женщины как демографическое большинство являются основной движущей силой экономики.

Современные реалии требуют определить, какая государственная поддержка необходима конкретному населенному пункту, а следовательно, нужны особые стандарты развития инфраструктуры сельских территорий: фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, детских садов, школ, домов культуры, спортивных площадок, сети автомобильных дорог с твердым покрытием.

Результаты обсуждения

По итогам работы круглого стола Клуба успешных женщин в Государственной думе ФС РФ по теме «Женское предпринимательство в сельской местности: источники развития, поддержка семейного предпринимательства» сделаны выводы о социальном запросе на дальнейшее комплексное долгосрочное планирование, учет сбалансированного распределения миграционных потоков на территории России для решения демографической проблемы снижения уровня дотационности регионов.

Деятельное обсуждение проблемы членами сообщества, объединенного общими ценностями и смыслами, благоприятными для обмена опытом, профессионального роста, реальное коммуникативное действие позволили выработать рекомендации, направленные в соответствующие профильные министерства и парламентские комитеты. Подчеркнуто, что пришло время проводить экспертизу современного законодательства на предмет гендерного равноправия. Женщины-

14 См., напр.: Евразийский женский форум. URL: https://eawf.ru/ (дата обращения: 03.05.2020).

15 Финансовая инициатива для женщин-предпринимателей. URL: https://we-fi.org/ (дата обращения: 03.05.2020).

16 URL: https://www.un.org/ru/ga/undp/

предприниматели представляют собой источник и ресурс экономического развития, в том числе в сельских и удаленных территориях, но их социальный ресурс иного качества: зарплата в 2,5 раза ниже городской, количество специалистов с высшим образованием в 2,5 раза меньше, чем в городе, со средним специальным образованием — в 1,5—1,8 раза.

В России налицо феминизация бедности. Женщины составляют до 70 % от числа безработных. Около половины опрошенных женщин не имеют стимула заниматься предпринимательством из-за отсутствия достаточной опоры в лице мужчины. В группе риска одинокие женщины-пенсионеры, женщины предпенсионного возраста с достаточным опытом, но недостаточными компетенциями в условиях цифровизации и роботизации труда, неполные семьи с детьми, женщины-мигранты. Россию относят к ряду стран, где преобладает «вынужденное предпринимательство»17, процент которого в 2018 г. был значительно выше у женщин-предпринимателей. Так, 34,3 % мужчин и 48,8 % женщин включаются в организацию бизнеса в связи с отсутствием других вариантов работы18.

Страновая специфика формирования нового гендерного порядка перспективна как гендерно-сбалансированная модель, выражением которой является семейное предпринимательство, а сам проект Торгово-промышленной палаты РФ может стать новаторской основой политической стратегии, ориентированной как на решение демографической проблемы в условиях пространственного сдвига населения России, так называемого «западного дрейфа», так и на стимулирование деловой активности в целом.

Библиографический список

Барсукова С. Ю. Дилемма «фермеры — агрохолдинги» в контексте импортозамещения // Общественные науки и современность. 2016. № 5. С. 63—74.

Великий П. П., Бочарова Е. В. Раскрестьянивание как индикатор деструктивной трансформации российской агросферы // Социологические исследования. 2012. № 1. С. 126—134.

Милованова М. Ю. Женское предпринимательство: устойчивость тренда в цифровом обществе // Женщины в профессиях XXI века: тенденции, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Москва, 3 марта 2020 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2020. С. 39—47.

Силласте Г. Г. Социальные транзиции и формирование нового тендерного порядка // Женщина в российском обществе. 2019. № 2. С. 3—16.

Тощенко Ж. Т. Жизненный мир сельских жителей: векторы изменений // Двадцать пять лет социальных трансформаций в оценках и суждениях россиян: опыт социологического анализа. М.: Весь мир, 2018. С. 269—302.

17 Mastercard Index of Women Entrepreneurs. URL: https://newsroom.mastercard.com/ru/ press-releases/рейгинг-mastercard-index-of-women-entrepreneш•s-шказал.php (дата обращения: 03.05.2020).

18 Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства, Россия, 2019—2020».

References

Barsukova, S. Iu. (2016) Dilemma "fermery — agrokholdingi" v kontekste importozameshcheniia [Dilemma "farmers — agricultural holdings" in the context of import substitution], Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 5, pp. 63—74.

Milovanova, M. Iu. (2020) Zhenskoe predprinimatel'stvo: ustoïchivost' trenda v tsifrovom obshchestve [Women's entrepreneurship: sustainability of the trend in the digital society], in: Zhenshchiny v professiiakh XXIveka: tendentsii, problemy, perspektivy: Materialy Vserossiïskoï nauchnoï konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Ivanovo: Ivanovskiï gosudarstvennyï universitet, pp. 39—47.

Sillaste, G. G. (2019) Sotsial'nye tranzitsii i formirovanie novogo gendernogo poriadka [Social transitions and the formation of a new gender order], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 2, pp. 3—16.

Toshchenko, Zh. T. (2018) Zhiznennyï mir sel'skikh zhiteleï: vektory izmeneniï [The life world of rural residents: vectors of change], in: Dvadtsat' piat' let sotsial'nykh transformatsii v otsenkakh i suzhdeniiakh rossiian: Opyt sotsiologicheskogo analiza, Moscow: Ves' mir, pp. 269—302.

Velikiï, P. P., Bocharova, E. V. (2012) Raskrest'ianivanie kak indikator destruktivnoï transformatsii rossiïskoï agrosfery [Raskrest'yanivanie as an indicator of the destructive transformation of the Russian agricultural sphere], Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 1, pp. 126—134.

Статья поступила 13.05.2020 г.

Информация об авторе /Information about the author

Милованова Марина Юрьевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры политической социологии, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Россия, m_milovanova@mail.ru (Cand. Sc. (History), Associate Professor at the Department of Political Sociology, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.