Научная статья на тему 'Женское предпринимательство в период социально-экономических трансформаций: опыт второй половины XIX начала XX вв'

Женское предпринимательство в период социально-экономических трансформаций: опыт второй половины XIX начала XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2780
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ЭКОНОМИКЕ / ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мельников Максим Викторович

Рассматривается процесс становления женского предпринимательства в Российской империи во второй половине XIX начале XX в. Особое внимание уделяется правовому статусу женщин-предпринимателей, исследованы сферы экономической деятельности, структура предприятий, основные бизнес-стратегии. На основе исследованного материала сделан вывод о значительном вкладе женщин-предпринимателей в процесс экономической модернизации дореволюционной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женское предпринимательство в период социально-экономических трансформаций: опыт второй половины XIX начала XX вв»

УДК 94(47).083

М.В. Мельников ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ:

ОПЫТ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

Рассматривается процесс становления женского предпринимательства в Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. Особое внимание уделяется правовому статусу женщин-предпринимателей, исследованы сферы экономической деятельности, структура предприятий, основные бизнес-стратегии. На основе исследованного материала сделан вывод о значительном вкладе женщин-предпринимателей в процесс экономической модернизации дореволюционной России.

Ключевые слова: гендерный подход в экономике, женское предпринимательство, экономическая модернизация, правовой статус женщины.

Во второй половине XIX - начале XX века в Российской империи значительно активизировался процесс экономической модернизации и социальной трансформации общества. Политика правительства, направленная на стимулирование отечественной экономики способствовала дальнейшему развитию передовых институтов рыночной экономики в стране, важнейшим результатом этого процесса явился бурный рост частного предпринимательства.

В настоящее время, изучение истории российского предпринимательства является одной из наиболее актуальных проблем социально-экономического развития России во второй половине XIX - начале XX вв. При этом существенный научный интерес представляет изучение гендерных аспектов этой проблемы, в частности, роли женщин в предпринимательской деятельности в период реформирования страны. Исследование темы женского предпринимательства позволяет сделать выводы о том, насколько российскому обществу удалось преодолеть стереотипы традиционной патриархальной культуры, отказаться от старых общественных установок и выработать новую ценностно-нормативную базу. Особую роль в этой теме играет процесс трансформации в пореформенное время общественного сознания основной части российского населения в вопросах, касающихся социального статуса женщины и ее роли в обществе.

Именно во второй половине XIX века в России начался процесс изменения положения женщин в различных сферах общественной жизни. Социальные потрясения пореформенной эпохи вызвали разнообразные прецеденты расширения прав женщин в вопросах доступности образования, в том числе и высшего, выбора профессиональной деятельности. Значительное влияние на этот процесс, именно в России, оказывал западный феминизм, распространившийся в нашей стране в ходе европеизации российского общества.

При этом необходимо отметить, что в России наибольшее раздражение в обществе вызывало стремление женщин к публичной общественной деятельности, профессиональному равноправию, то есть то, что наносило удар по исторически сложившимся традиционным правилам поведения. В свою очередь, участие женщин в предпринимательской деятельности, имевшее место и в дореформенное время, воспринимались как нечто естественное, особенно в сложной личной ситуации, воспринималось как жизненная необходимость, стремление обеспечить достойную жизнь себе и своим детям [8, с.42-44].

Особенность правового положения женщины в России второй половины XIX-начала XX в. заключалась в том, что, играя в социальной жизни традиционную роль жены, матери, хозяйки дома, она одновременно могла иметь самостоятельный статус собственника и руко-

водителя в предпринимательстве. Право ведения коммерческой деятельности женщинами обосновывалось в Российской империи законодательно. По законам о лицах купеческого звания руководство делами фирмы после смерти хозяина переходило к вдове или, при отсутствии наследников мужского пола, к незамужней дочери. Закон гласил: «По смерти начальника семейства может заступить место его вдова, взяв на свое имя купеческое свидетельство, со внесением в оное сыновей, незамужних дочерей... и внуков» [7, с. 312].

Часто, даже при активной деятельности взрослых, коммерчески опытных сыновей, вдовы формально и фактически вели дела. В случае передачи фирмы дочери - и после выхода замуж руководительница фирмы продолжала вести самостоятельное дело.

Ключевую роль в возникновении значительного слоя женщин-предпринимателей сыграло русское брачное законодательство в вопросе о раздельности собственности супругов. По российским законам каждый из супругов мог иметь и вновь приобретать свою отдельную собственность (через куплю, дар, наследство или иным законным способом). Принцип раздельности собственности в браке давал женщине имущественную самостоятельность.

Но в тоже время личные правоотношения характеризовались юридически зафиксированной зависимостью замужних женщин от супругов, и дочерей от отцов. Личная зависимость проявлялась в том, что жена не могла жить отдельно от мужа, наниматься в услужение и на другую работу без позволения мужа, давать на себя векселя, добиваться развода. Этот парадокс был причиной непохожести российской модели женского предпринимательства на западную, поскольку парадигма правового регулирования была иной [9, с. 87-88].

Одной из причин развития женского предпринимательства была воспитательная основа в купеческих семьях. В ходе образования и воспитания купеческих девочек готовили к коммерческой деятельности. Их могли не обучать музыке или танцам, но зато они знали необходимые торгово-экономические основы [3, С. 69-70].

Процесс трансформации статуса женщины из-за ее профессиональной деятельности и эволюции их социальной психологии активнее всего проходил в крупных столичных городах, так как, традиционно, в них женщины играли более значительную роль в социальнокультурной жизни, чем на периферии. В Санкт-Петербурге и Москве проживала основная часть наиболее влиятельной аристократии, финансово-промышленных кланов и интеллигенции. Жительницы столичных городов существенно отличались от провинциалок, живших в условиях сохранения патриархальных традиций и жесткой регламентации норм поведения. Тем не менее, в крупных губернских городах можно было встретить своеобразное сочетание столичных тенденций изменения статуса женщин с характерным для провинции традиционных гендерных пережитков сословного общества [8, с. 39-40].

Все это сказывалось на положении женщин в российской провинции и непосредственно влияло на их участие в предпринимательской деятельности. Следует отметить, что динамика участия женщин в экономической жизни во второй половине XIX - начале XX в. отставали от аналогичного показателя у мужчин. Это объяснялось многими причинами: традиционным положением женщины в провинциальном обществе, низким уровнем образования и профессиональной подготовки, невысоким уровнем финансовой культуры, отсутствием социальных связей. Женщины-предприниматели предпочитали заниматься мелким промышленным производством. Чрезвычайно редко можно было встретить представительниц прекрасного пола среди менеджмента крупных промышленных предприятий фабрик. В основном женщины могли владеть мелкими, реже средними, предприятиями: водяными мельницами, стекольными, кирпичными, крахмальными, свечными, кожевенными, химическими, винокуренными и пивомедоваренными заводами [1, с. 56-59].

В то же время, женщины-собственницы осваивали новые сферы экономики. В начале XX века уже сотни промышленных предприятий и торговых фирм принадлежали женщинам. Перенимая эстафету от мужчин своей семьи, они вставали у руля чугунолитейных, машиностроительных, химических, текстильных, водочных, мебельных, кирпичных заводов и фаб-

рик. При этом наиболее часто наблюдалась преемственность владения фирмой по схеме «от мужа к жене».

Самой распространенной формой женской предпринимательской деятельности, естественно, оставалась торговля. Чаще всего, была распространена розничная торговля широким ассортиментом продовольственных (хлеб, молоко и молочные продукты, речная и морская рыба, мясо и колбасные изделия, виноградные вина и др.) и непродовольственных товаров (галантерея, кожаные изделия, табак и даже оружие).

Со временем, из мелких розничных торговых лавок, в соответствии с требованиями времени, стали появляться первые магазины, которые серьезно потеснили своих мелких «собратьев», особенно в сфере торговли непродовольственными товарами. Магазины ориентировались на более представительных и платежеспособных клиентов, их помещения отличались в лучшую сторону большим пространством, специальным торговым оборудованием, ассортиментом товаров и сервисом. Тем не менее, продукты (особенно первой необходимости) и дешевый ширпотреб люди продолжали покупать именно в мелких лавках.

В основном розничные торговые предприятия были привязаны к местному рынку и ориентировались на спрос конкретных потребителей (иногда в границах одной улицы или квартала). Производственное направление, за редким исключением, связанным с изготовлением специфических изделий, отсутствовало практически у всех предприятий, контролируемых женщинами.

Несмотря на то, что в сфере торговли некоторые женщины-предприниматели добивались значительных успехов, возглавляя крупные торговые сети, основная часть не поднималась выше розничной торговли. При этом оптовые торговые операции, чаще всего, были исключением и представляли собой разовые крупные сделки розничного товарооборота. Xо-зяйки торговых предприятий либо сами лично осуществляли или контролировали работу своих заведений, либо нанимали так называемых «сидельцев», торговавших по специальной доверенности и получавших за работу жалование или процент от прибыли. В магазинах и торговых сетях управленческие функции выполняли специально нанятые приказчики.

Помимо управления своим бизнесом, женщины купеческого происхождения активно занимались общественной, преподавательской и благотворительной деятельностью - оказывали поддержку и лично работали в городских воспитательных заведениях, училищах и гимназиях, являлись членами многих благотворительных обществ. Таким образом, многие купеческие жены, особенно в небольших провинциальных городах, содействовали развитию не только экономической, но и гуманитарной сферы жизни общества [11, с. 62-64].

Во второй половине XIX века в российском законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, произошло несколько значимых изменений. Либеральный закон о гильдиях 1863 года открывал путь в купечество представителям самых разных сословий и способствовал бурному развитию торгово-промышленной деятельности, в том числе и женщин-предпринимателей, особенно в провинциальных городах. Положительную динамику всплеска предпринимательской активности можно наблюдать вплоть до 1898 года, когда с введением в Российской империи нового промыслового положения численность купечества стала резко сокращаться. Эта тенденция связана с потерей привлекательности купеческого сословия по сравнению с потомственным почетным гражданством, которое было гораздо проще и выгоднее получить и которое давало уже наследственные привилегии купечества. В начале XX века купеческое сословие постепенно утрачивало свой профессиональный статус предпринимателей, занимающихся, прежде всего торгово-промышленной деятельностью и превращалось в некую закрытую социальную группу, члены которой имели некий набор привилегий в рамках существующей в то время сословной структуры российского общества [1, с. 43-47].

Тем не менее, несмотря на сокращение численности купеческого сословия, женская предпринимательская деятельность не утрачивала своей активности. Значительную роль в этом процессе играли не столько экономические, сколько психологические факторы. Разви-

тие женского образования стимулировало стремление представительниц прекрасного пола к разным формам самореализации и финансовой независимости от мужчин. Для девушек купеческого сословия становится нормой получение среднего образования, некоторые из них заканчивали и высшие женские курсы.

В конце XIX- начале XX века - а в России существовала достаточно сложная система коммерческого образования. Специальные учебные заведения этого профиля (как общественные, так и частные) делились на четыре типа - курсы коммерческих знаний, торговые классы, торговые школы, коммерческие училища. Обучение проходило отдельно для молодых людей и девушек, в редких случаях допускалось совместное обучение (например, в частном коммерческом училище Н.М. Глаголевой). Все типы учебных заведений коммерческого профиля находились под контролем государства, при этом заведения не могли рассчитывать на финансовую поддержку государства и содержались за счет учредителей и широкого круга частных и общественных спонсоров (земских и городских советов, сословных организаций и частных лиц). Для коммерческих школ значительной статьей дохода являлась плата за обучение. В этих специфических экономических условиях женское коммерческое образование активно развивалось, так как выпускницы подобных учебных заведений, обладающие специальными знаниями, были широко востребованы в различных торговых предприятиях империи.

В структуре коммерческих учебных заведений существовала строгая иерархия, место в которой зависело от множества факторов: размер бюджета учебного заведения, величина платы за обучение, статус и сфера деятельности родителей. Начальный уровень составляли торговые школы, торговые классы и курсы коммерческих знаний, при этом обучение в них носили прикладной характер. Женские коммерческие училища по качеству и программам обучения были сопоставимы с частными и государственными женскими гимназиями, и учебными заведениями Мариинского ведомства, но они были доступны лишь ограниченному кругу лиц и основной контингент учащихся составляли дети предпринимателей и управляющих торговых заведений [2, с. 318-319].

Женское предпринимательство развивалось не только в столицах, но и на всем пространстве страны. Наиболее активно оно было представлено в традиционных промышленных регионах: в Поволжье, на Урале, в центральных губерниях.

Бесспорным лидером женского предпринимательства в России и по величине личных капиталов, и по степени влияния являлась Мария Федоровна Морозова (1830-1911), мать знаменитого промышленника и мецената Саввы Морозова. В 1889 г., сразу после смерти мужа, Тимофея Саввича, она возглавила крупнейшее в России текстильное предприятие — Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°». Глава легендарной династии по праву считалась одной из богатейших женщин России. От мужа по наследству к ней перешел капитал в 6 миллионов рублей, своим же наследникам Морозова по духовному завещанию оставила имущество, которое оценивалось в 30 миллионов. Эта московская купчиха была не только высокообразованной женщиной, хорошо знавшей языки и литературу, но и блестящим руководителем, в высшей степени грамотно строившим бизнес-стратегию фамильной фирмы [5, с.190-191].

С приходом Марии Федоровны к руководству фирмой была преобразована система менеджмента: принцип единоличного управления заменен на коллегиальный с четким распределением обязанностей между четырьмя директорами компании. Возглавил производство и взял на себя вопросы технического оборудования и качества продукции 27-летний Савва Морозов (по образованию инженер-химик, учившийся в Англии). 29-летний старший сын Сергей (по образованию юрист) формально числился директором, но от фабричных дел чаще всего самоустранялся: его влекла меценатская деятельность, поддержка русского искусства. Третьим директором стал зять Морозовых Александр Назаров, муж дочери Саши. Он ведал поставками сырья, расчетами с иностранными партнерами, а также головным офисом фирмы

(московской конторой товарищества) и бумаготкацкой фабрикой. Четвертый директор, Иван Андреевич Колесников, отвечал за торговлю и документооборот [6, с.301-302].

В 1889-1890 гг. была осуществлена техническая модернизация предприятий, задуманная еще Тимофеем Саввичем, но проведенная уже под руководством Марии Федоровны, - в частности, установлено электрическое освещение взамен прежнего газового. Также был обновлен парк прядильных машин, что позволило вырабатывать пряжу высоких номеров, то есть более тонкую и прочную. Затем, в конце 1890-х гг., вместо старых английских паровых машин были поставлены более мощные и экономичные паровые двигатели машиностроительного завода в Гёрлице (Германия) ишвейцарской фирмы «Братья Зульцер», а также изготовленные на собственном механическом заводе товарищества.

При Марии Федоровне компания отказалась от использования банковских кредитов (прежде ссуды получали в Московском Торговом банке и Московской конторе Государственного банка) и стала финансироваться из личных капиталов владельцев. В этом случае удавалось одним выстрелом убить двух зайцев: за кредитование собственного предприятия владельцы получали «интересы» в размере 3%, что было ниже обычной банковской кредитной ставки в 6-7%, а совладельцы получали дополнительный доход. Так, с весны 1882 г. по весну 1883-го Мария Федоровна из своих средств предоставила Никольской мануфактуре вексельный кредит на 3,4 миллиона рублей, а с весны 1903 г. по весну 1904-го - 2,25 миллиона [4, с. 119-120].

Не исключено, что эта схема, исключавшая инициирование банкротства фирмы внешними кредиторами, была придумана самой Марией Федоровной. Выделяя паи дочерям, зятьям, а затем и внукам, хозяйка морозовского дела привлекала младшую родню к кредитованию семейного дела, прививая чувство хозяина по отношению к семейной фирме [10, с. 117-118].

Что касается стратегии продаж, то в соответствии с велением времени акцент был перенесен с оптовых сезонных продаж (Нижегородская и другие ярмарки) на круглогодичную оптовую торговлю через постоянные представительства фирмы, устроенные в Петербурге, Нижнем Новгороде, Xарькове, Ростове-на-Дону, Ирбите. Главной конторой оставалась московская, располагавшаяся в сердце деловой Москвы - Китай-городе, - через нее реализовывали до 60% товара. Продукция Никольской мануфактуры пользовалась огромным успехом по всей России, а также экспортировалась в Китай, Персию и ряд европейских стран. Тому способствовало высокое качество тканей, которые отличались изящным рисунком и прочным окрасом. Образцы выпускавшихся фирмой тканей из «Памятной книги Тимофея Саввича Морозова», дошедшей до нас в составе семейного архива Морозовых, и сегодня, спустя более ста лет, сохранили свежесть красок и особую шелковистую отделку лицевой стороны. Объемы производства и продажи тканей, ваты, ниток, пряжи возрастали с каждым годом. В результате основной капитал Никольской мануфактуры возрос с 5 миллионов (в 1873 году) до 15 миллионов рублей (в 1907-м). За этим стояла дальновидная стратегия хозяйки дела, которая, по словам директора правления Колесникова, «кроме процентов на капитал... трижды вернула пайщикам внесенные ими» деньги. О ее коммерческом таланте говорит и тот факт, что к моменту кончины состояние Марии Федоровны оценивалось почти в 30 миллионов рублей. Жизнь показала, что вера Тимофея Савича в деловые способности жены вполне оправдалась: за 20 лет Марии Федоровне удалось увеличить семейный капитал в пять раз [4, с.120-121].

В течение второй половины XIX - начала XX в. сотни женщин смогли реализовать провозглашенное в законодательстве Российской империи право на занятия коммерцией наравне с мужчинами и войти в группу экономически активного населения. Главным импульсом к этому был контроль женщин над собственностью. Можно говорить о высокой корреляции прав собственности и главенства в хозяйстве. Контроль над собственностью либо делал женщин независимыми в распоряжении имуществом и ведении бизнеса, либо давал возможность активного партнерства с членами семьи, главным образом, взрослыми сыновьями.

Женщины, особенно вдовы, были фактическими главами хозяйств и в этом случае, в контексте прослеживаемого в дальнейшем длительного предпринимательского срока династии, женщины выполняли связующую функцию. По предварительной оценке, участие женщин -предпринимателей в экономической сфере достигло к рубежу XIX- XX вв. уровня от 15% до 20% и играло важную роль в модернизации России [9, с. 88].

Библиографический список

1. Барышников, М. Н. Женщина в структуре российского предпринимательства в начале ХХ века [Текст] / М. Н. Барышников // Факты и версии: Историко-культурологический альманах. -СПб.: Международный институт менеджмента, 2001. С. 134-152.

2. Вахромеева, О. Б. Высшее женское образование в России и Санкт-Петербургский университет во второй половине XVIII - начале XX столетия [Текст] / О. Б. Вахромеева // Празднование 275-й годовщины основания Санкт- Петербургского университета: Документы и материалы / сост. Г.А. Тишкин. - СПб. : СПбГУ, 2003. С. 292-324.

3. Вахромеева, О. Б. Женщины-предприниматели в Санкт-Петербурге на рубеже XIX-XX вв. [Текст] / О. Б. Вахромеева // Вестник С.-Петербургского университета. 2008. Вып. 1. С. 68-73.

4. Петров, Ю. А. Деловые женщины [Текст] / Ю. А. Петров // one2one magazine. 2007. № 3. С.116-122.

5. Петров, Ю. А. Документы о личных состояниях крупных московских капиталистов конца XIX-начала XX вв. [Текст] / Ю. А. Петров // Вопросы историографии и источниковедения дооктябрьского периода. - М.: Наука, 1992. С. 181-196.

6. Петров, Ю. А., Ульянова, Г. Н., Лифлянд, Л. И. Защита капитала. Опыт российской бизнес-элиты XIX - начала ХХ века [Текст] / Ю. А. Петров, Г. Н. Ульянова, Л. И. Лифлянд. - М. : УРАЛСИБ, 2006. - 346 с.

7. Положение женщин в правовом поле Российской империи на рубеже XIX-XX вв.: публикация законодательных актов / вступит. статьи к разделам, комм., предметн. и библиографич. указатели О. Б. Вахромеевой. - СПб. : Б.и., 2006. - 342 с.

8. Тихомирова, М. Н. Участие женщин в промышленном производстве России в конце 60-начале 70 годов XIX века [Текст] / М. Н. Тихомирова // Женщины. История. Общество. - Тверь : ТвГУ, 1999. - С. 34-46.

9. Ульянова, Г. Н. Банк данных о московском купечестве, 1860-1914 гг. [Текст] / Г. Н. Ульянова // Экономическая история. 2002. Вып. 8. С. 87-88.

10. Ульянова, Г. Н. Женщины семьи Морозовых: благотворительность как семейная традиция [Текст] / Г. Н. Ульянова // Труды Первых Морозовских чтений. - Ногинск : Просвет, 1996. С. 115121.

11. Юрина, Н. В. Женское предпринимательство в провинциальных городах (вторая половина XIX - начало XX вв.) [Текст] / Н. В. Юрина // Социальная история российской провинции в контексте модернизации аграрного общества в XVIII-XX вв. : материалы международной конференции (май 2002 г.). - Тамбов : ТГУ, 2002. - 341 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.