СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009
УДК 338.22:316.346.2-055.2
Е. Л. КИПЕРВАР М. Л. СЕВЕЛОВА
Омский государственный технический университет
ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РЕГИОНАХ
(НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)_______________________
В данной статье рассматриваются основные причины, побудившие женщин к занятию малым бизнесом, характерные особенности женского предпринимательства и основные проблемы, возникающие у женщин в этой сфере деятельности. Также обосновывается важность поддержки женского предпринимательства со стороны государства и регионов и выделяются основные направления этой поддержки. Это становится особенно актуальным в условиях дискриминации женщин на рынке труда, низких заработных плат и высокого уровня женской безработицы, характерной для страны, и в частности Омской области.
Ключевые слова: предпринимательство, женщины, рынок труда.
Женское предпринимательство — сравнительно новое явление для России, и его возникновение было обусловлено не только значительными экономическими преобразованиями в России, связанными с переходом к рыночной экономике, но и постепенным ухудшением социально-экономического положения женщин.
Во многом к занятиям предпринимательской деятельностью женщин побуждают многочисленные проблемы и факторы дискриминации, существующие на рынке труда. Среди таких факторов — дискриминация женщин в оплате труда, при продвижении по карьерной лестнице и при приеме на работу. Женщины зачастую вытесняются в сферу менее квалифицированного и престижного труда, они преобладают в бюджетной сфере, где уровень оплаты труда более низкий (так, по Омской области в образовании заняты 18,2% женщин и 4,2% мужчин, в здравоохранении — 12,9% женщин и 2,6% мужчин) [1]. По данным Росстата, средний заработок женщин составляет 64% от среднего заработка мужчин. Кроме того, уровень официально зарегистрированной безработицы среди женщин выше, чем среди мужчин (так, по состоянию на 2006 год в Омской области 64,3% всех безработных — женщины и только 35,7 % — мужчины). Женская рабочая сила менее конкурентоспособна на рынке труда, найти новую работу женщинам труднее, чем мужчинам, поиск нового места работы занимает у них больше времени (по Омской области 38,7 % женщин и 32,8 % мужчин заняты поиском работы более года).
Этот вопрос обостряют современные демографические тенденции. Рост количества неполных семей с малолетними детьми, возрастающее число разводов (если в 2005 году по области было в среднем 4 развода на 1000 населения, в 2006 — 4,5, в 2007 — 4,8) [1] актуализируют необходимость получения женщинами самостоятельного дохода.
Кроме того, для женщин зачастую оказывается затрудненным продвижение по карьерной лестнице, что связано как с прерывностью карьеры женщины,
вызванной периодом декретных отпусков, так и с дискриминацией работающих женщин со стороны руко-водителей-мужчин. Отсутствие карьерного роста вызывает у женщины чувство неудовлетворенности трудом и, как следствие, желание начать собственное дело, в котором не будет препятствий для роста со стороны руководства. В таком случае собственный успешный бизнес является для женщины фактором самореализации и местом приложения ее деловых и творческих потенциалов, которые она не могла реализовать на наемной работе.
Таким образом, немаловажную роль в развитии женского предпринимательства играют дискриминационные факторы, которые делают процесс становления женского предпринимательства во многом вынужденным процессом.
Определив основные причины перехода женщин в сферу самозанятости, выделим отличительные особенности женского предпринимательства.
Предпринимательство до сих пор остается преимущественно мужской сферой деятельности. Сегодня по экспертным оценкам среди российских предпринимателей женщины составляют 25 — 30 %, большинство их занято малым бизнесом. При этом при распределении женщин и мужчин по различным отраслям предпринимательства сохраняется своеобразное разделение по гендерному принципу.
Так, к отраслям, наименее освоенным женщинами, относятся строительство и транспорт. В группу отраслей, не имеющих явно выраженной гендерной составляющей, входят промышленность, сельское хозяйство, оптовая торговля, деятельность по обеспечению функционирования рынка, финансовая сфера, где доля женщин-предпринимателей составляет от 13 % (в промышленности) до 20 % (финансы). И, наконец, к группе отраслей, наиболее активно осваиваемых женщинами, принадлежат розничная торговля, общепит, наука, культура, здравоохранение, где доля жен-щин-предпринимателей составляет от 39 % (в розничной торговле) до 56 % (в науке). Например, в России активно развиваются женские инициативы в области
современных информационных технологий, образования, формирования новых видов социальных услуг. Это предпринимательство современного типа, требующее высокой квалификации, ориентированное на рынок социальных, информационных, образовательных и других услуг. Оно создает новые высококвалифицированные рабочие места для женщин, помогает решать многие социальные проблемы семьи и общества, пробуждает инициативу и выступает в роли своеобразного «инкубатора идей» для развития рынка в целом. Таким образом, отраслевая специфика женского бизнеса оказывается явно выраженной.
К основным причинам приоритетности сферы обслуживания и торговли в развитии женского предпринимательства можно отнести следующие [2]:
— предыдущий опыт женщин, в том числе домашний труд, формирует навыки и знания, адекватные работе в этих отраслях;
— женщины реже имеют техническое образование, что препятствует созданию ими предприятий в области строительства, транспорта и промышленного производства;
— женщинам труднее найти заемный капитал, а именно «нетрадиционные» для женщин отрасли требуют большего объема первоначального капитала;
— предпочтения по складу характера, имитация «домашности» в отношениях с коллегами.
С точки зрения оборота и численности занятых доля мелких предприятий в женском бизнесе значительно выше, чем в мужском. Так, среди всех предприятий малого бизнеса, возглавляемых женщинами, доля предприятий с численностью сотрудников до 20 человек составляет 80 %, с численностью от 21 до 100 человек — 15 %, более 100 человек — 5 % (для сравнения: среди предприятий, возглавляемых мужчинами, эти показатели составляют 58, 26 и 17 % соответственно) [2].
Эту тенденцию можно объяснить несколькими особенностями женского предпринимательства:
— женское предпринимательство преимущественно сконцентрировано в отраслях, технология которых не претендует на многочисленность работников;
— женщины-предприниматели более ориентированы на контроль за своим временем, нежели на рост прибыли. Попытка найти удачный баланс между работой и домом выступает ограничителем расширения масштаба предприятия;
— небольшой размер женского бизнеса во многом определяется незначительным «возрастом» возглавляемых женщинами предприятий, так как женщины пришли в эту сферу позднее, чем мужчины, следовательно, многие из них еще не успели развить свое дело.
Таким образом, по уровню развития бизнеса жен-щин-предпринимателей можно условно разделить на следующие группы:
1) женщины-совладельцы и, зачастую, одновременно руководители крупных акционерных обществ, как правило, созданных путем приватизации государственной собственности. В большинстве своем это предприятия легкой промышленности, для которых женское руководство является не результатом реализации частной предпринимательской инициативы женщин, а скорее наследием советской практики и традиций;
2) женщины-учредители вновь созданных малых предприятий. Как правило, они же являются и главными их менеджерами. Нередко их частная предпринимательская деятельность связана с прежней профессией. Бывшие специалисты крупных государ-
ственных предприятий, обладая опытом и необходимыми ресурсами, создают собственное производство аналогичной продукции или услуг. Примером тому могут служить малые предприятия по выпуску кож-галантерейной продукции, швейные ателье и мастерские, рестораны, парикмахерские, зубоврачебные, косметологические кабинеты и др. Иногда имеет место и смена рода занятий и открытие новых, ранее вообще не присутствовавших на рынке видов деятельности: туристические услуги, операции с ценными бумагами, рекламные услуги и др.;
3) женщины, занятые индивидуальной предпринимательской деятельностью. Это, как правило, высококвалифицированные бухгалтеры, финансисты, архитекторы, педагоги и т.д., самостоятельно работающие аудиторами, дизайнерами, репетиторами, консультантами и т.д.
Проведенные исследования в ряде городов России показали, что большинство женщин среди мелких предпринимателей — это в основном возрастная группа старше 40 лет (70%) [3], с высокой долей разведенных и вдовых женщин. Их бизнес развивался без финансовой поддержки, стартового капитала, почти никогда не использовался банковский кредит. Доходы от их предпринимательской деятельности почти полностью уходят на семейное потребление. Женщины — мелкие предприниматели рассматривают занятие бизнесом не как источник богатства, а как способ прокормить семью и детей.
Среди женщин-предпринимателей преобладают женщины с высшим и средним специальным образованием, высококвалифицированные специалисты среднего и зрелого возраста (группа потенциального риска по безработице). При этом проявить инициативу и самостоятельную творческую активность решаются в основном женщины, имеющие значительный опыт руководящей работы, либо обладающие не только высокой квалификацией, но и необходимыми материальными ресурсами и связями для основания и развития своего дела. Таким образом, речь идет о женщинах с высокими конкурентными возможностями, доля которых в нашем обществе не столь высока.
Следует также выделить основные черты, характерные для ведения бизнеса женщиной.
По оценкам Всемирного банка, основанных на исследованиях, проведенных в разных странах, женское предпринимательство строится на более высоких «этических стандартах» [4]. Женщины демонстрируют большую склонность к компромиссу во взаимодействии с партнерами, большее стремление учитывать моральные принципы и этические нормы. Они значительно чаще уделяют внимание социальной стороне бизнеса.
Женщины-предприниматели демонстрируют более мягкие «конфликтные стратегии» во взаимодействии с властями всех уровней, более компромиссное поведение. Более 30% женщин уверены, что установление конструктивного взаимодействия с властью — вполне выполнимая задача.
Женщины отличаются более высоким уровнем консолидации и ориентированы, прежде всего, не на финансовую, а на правовую и информационную поддержку государства, на укрепление и повышение статуса женского предпринимательства. Характерно, что, по данным социологических исследований, около 80% российских женщин-предпринимателей не ждет помощи от государства, надеясь на свои силы [5].
Женщины склонны развивать устойчивые деловые стратегии, ведут свой бизнес более ответственно и осторожно, предпочитая «умеренный консерва-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009
тизм». Все это служит своеобразным гарантом защищенности государственных инвестиций, вложенных в женское предпринимательство.
И, наконец, женский бизнес находится под гораздо меньшим давлением криминальных структур, что делает вклады в его развитие более эффективными.
Также представляется необходимым выделить основные проблемы и преграды, препятствующие занятию женщинами предпринимательской деятельностью.
К общим проблемам малого бизнеса, также характерным и для женского предпринимательства, можно отнести следующие:
— негибкая, чересчур усложненная система налогообложения, лицензирования и отчетности, коррупция и бюрократизм;
— отсутствие доступных кредитов для социально значимых коммерческих проектов;
— сложности в нахождении гарантий для получения кредитов;
— отсутствие эффективной системы страхования рисков;
— невозможность приобретения новых производственных технологий в лизинг;
— систематические неплатежи по контрактам;
— недостаточная поддержка малого бизнеса со стороны государства.
К специфическим барьерам, препятствующим развитию исключительно женского предпринимательства, относятся [6]:
— отсутствие у женщин необходимого опыта работы в бизнесе;
— проблема получения средств для организации собственного дела и обеспечения его функционирования, неравный доступ к кредитным и финансовым ресурсам;
— нехватка времени для занятий бизнесом, так как женщина-предприниматель вынуждена совмещать руководство своим предприятием с функциями воспитания детей и ведения домашнего хозяйства;
— сложившиеся в обществе гендерные стереотипы, препятствующие участию женщины в бизнесе наравне с мужчинами на уровне восприятия ее как бизнес-партнера;
— низкий статус женщин в обществе, политике и культуре и связанные с этим ограниченные возможности.
Таким образом, женщина, стремящаяся открыть или продолжать развивать собственное дело, вынуждена преодолевать не только основные проблемы, характерные для российского малого бизнеса в целом, но и те специфические преграды, которые определяются ее принадлежностью к слабому полу. Этими двойными барьерами во многом объясняется низкая предпринимательская активность женщин.
Следовательно, для обеспечения гендерного равенства, создания условий для самореализации личности и творческой активности женщины и формирования посредством этого новых источников устойчивого экономического роста необходима система целенаправленных действий государства и общества по поддержке и развитию женского предпринимательства.
В настоящий момент проблеме развития малого предпринимательства уделяется внимание на всех уровнях власти. Активно обсуждаются вопросы, связанные с облегчением системы налогообложения малого бизнеса с целью стимулирования роста новых и выхода «из тени» существующих мелких предпри-
ятий; снижением административного давления, прежде всего, со стороны надзорных органов и инспекций. Особое внимание уделяется и развитию женского предпринимательства. Так, в Общественной палате РФ в 2006 году была создана отдельная рабочая группа по оценке условий с целью повышения конкурентоспособности женского предпринимательства в России и мире.
Однако для полноценного развития женского предпринимательства требуется также конкретная поддержка со стороны субъектов федерации. Как отмечают аналитики, решение проблем регионального предпринимательства, в том числе малого бизнеса все больше переносится в регионы. Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно решать большинство вопросов с учетом местной специфики.
Поэтому для достижения реальной динамики в области развития женского предпринимательства необходима разработка и реализация на уровне отдельного региона специальных программ и проектов, ориентированных на конкретную цель повышения конкурентоспособности женского предпринимательства. Данные региональные программы должны представлять собой комплекс мер по вовлечению экономически активных женщин в частную предпринимательскую деятельность, включающий не только обучение тому или иному бизнесу, но и помощь в получении подходящего помещения, финансовую поддержку, предоставление налоговых льгот, организацию практикумов по вопросам управления бизнесом и т.д.
Кроме программ по стимулированию и поддержке предпринимательской деятельности женщин, для регионов большое значение имеет также активизация бизнеса, обеспечивающего занятость женского населения. В качестве стимулирующих мер в данном случае также могут быть: предоставление льгот по местным налогам и сборам, помещений для функционирования бизнеса (на приемлемых условиях), а также осуществление профессиональной переподготовки женщин в соответствии с потребностями развивающегося бизнеса.
В Омской области отсутствует отдельная программа по поддержке женского предпринимательства, однако во многих регионах такие программы уже доказали свою эффективность. Так, в Челябинской области количество предприятий, возглавляемых женщинами, составляет 35 — 40%, в сельскохозяйственных районах — 60 — 65 % [3]. В регионе принята областная программа поддержки и развития малого предпринимательства на 2006 — 2008 гг., в которой предусмотрены меры по финансовой поддержке женщин-предпринимателей в различных формах (компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам кредитных организаций, по займам кредитных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, лизинговых платежей по договорам лизинга; компенсации части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства для экспорта товаров; компенсации части расходов по участию в торгово-экономических миссиях, выставках, ярмарках), программы микрокредитования; подготовка и переподготовка кадров для женского и семейного бизнеса.
Таким образом, развитие женского предпринимательства позволят рационально использовать трудовые возможности женщин, смягчить гендерное неравенство, снизить уровень безработицы, содействует росту материального благосостояния женщин. Кроме того, женский бизнес чаще всего ори-
ентирован на улучшение качества жизни общества, следовательно, является социально значимым. Однако, несмотря на высокий образовательный и деловой потенциал женщин-предпринимателей, без государственной и региональной поддержки достичь успеха в развитии массового женского предпринимательства не удастся.
Библиографический список
1. Омский областной статистический ежегодник : стат. сб. в 2 ч. Ч.1 // Омскстат. — Омск, 2007.
2. Чепуренко А.Ю. Отношения в малом предпринимательстве : проблемы работающих женщин / Чепуренко А.Ю., Обыденнова Т.Б. // Общественные науки и современность. — 2000. -№ 4. — С. 41-50.
3. http//www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики.
4. Стрекалова Н.Д. Деловая женщина в современном бизнесе. - СПб. : СПбГУЭиФ, 1999. - 199 с.
5. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы / Рос. Акад. наук. Ин-т социологии. — М., 1998. — 357 с. Г98-10368 ч/з1.
6. Барсукова С.Ю. Женское предпринимательство : специфика и перспективы // Социологические исследования. - 1999. -№ 9. - С. 75-84.
КИПЕРВАР Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Экономика и организация труда» Омского государственого технического университета. СЕВЕЛОВА Мария Александровна, студентка гр. ССОБ-51 факультета «Связи с общественностью» Череповецкого государственного университета.
Статья поступила в редакцию 26.03.2009 г.
© Е. А. Кипервар, М. А. Севелова
УДК 330.34.011 м. д. КУРОЕДОВА
Т. Ю. ХВАТОВА
Санкт-Петербургский политехнический университет
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ
(НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)_______________________
Статья посвящена исследованию инновационной деятельности в Омской области. Проводится анализ основных элементов региональной инновационной системы (РИС) Омской области, рассматриваются сильные и слабые стороны инновационной системы, приводятся методы реформирования РИС Омской области. Особое внимание уделяется способам совершенствования предпринимательского сектора.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная система, предпринимательский сектор.
Для обеспечения устойчивого роста экономики принципиально важным является переход к «экономике знаний», становление национальной инновационной системы (НИС). Для Российской Федерации в процессе формирования НИС обязательно должен учитываться региональный аспект, то есть особое внимание следует уделить развитию региональных инновационных систем (РИС). Конкурентоспособность национального бизнеса на мировом рынке обеспечивает именно региональная среда, региональная инновационная политика, эффективность которой является одним из важнейших условий формирования целостной и динамичной национальной инновационной системы.
Одним из первых разработчиков концепции РИС можно назвать профессора Ф. Кука из Центра специальных исследований Кардиффского университета (Великобритания). Ф.Кук рассматривает РИС как «набор узлов в инновационной цепочке, включающий в себя непосредственно фирмы, генерирующие знания, а также организации, предприятия, применяющие эти знания, и разнообразные структуры, вы-
полняющие специализированные посреднические функции: инфраструктурное обеспечение, финансирование инновационных проектов, их рыночную экспертизу и политическую поддержку» [1, с. 10]. Необходимо отметить, что в настоящее время не существует единого определения термина РИС, мы предлагаем рассматривать РИС как часть национальной экономической системы, обеспечивающую органичное встраивание инновационных процессов в поступательное развитие экономики регионов.
Несмотря на то, что в регионах действуют различные программы, включающие финансирование проектов, направленных на развитие научно-технического и инновационного потенциала страны, их, как правило, ни по масштабам, ни по содержанию деятельности нельзя считать удовлетворительными. В связи с этим приобретают актуальность исследования на предмет формирования региональной политики в сфере науки, техники и технологий, которая позволила бы стимулировать инновационные сферы регионов РФ, использовать уже имеющийся научный потенциал.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ