ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2017. № 3
М.Н. Старикова
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МУСУЛЬМАНСКОЙ СРЕДЕ
(НА ПРИМЕРЕ ИНДИЙСКОГО ШТАТА УТТАР-ПРАДЕШ)1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
119991, Москва, Ленинские горы, 1
Мусульмане составляют одну из наиболее отсталых религиозных общин современной Индии. Их низкое социально-экономическое положение в обществе обуславливает невысокий уровень грамотности, и в особенности это касается женщин. Ситуация в области образования наиболее слабая на севере Индии, в частности, в штате Уттар-Прадеш - самой густонаселенной (200 млн человек по состоянию на 2011 г.) административно-территориальной единице Индии. Проживающие там мусульманки в большинстве случаев не имеют возможности посещать учебные заведения, которые расположены далеко от мусульманских анклавов: это во многом обусловлено крайней напряженностью в межконфессиональных (индусско-мусульманских) отношениях, имеющей следствием нарастание атмосферы страха и недоверия в регионе. Несмотря на целый ряд принятых в 2000-х годах программ для мусульманских женщин по улучшению условий и качества их образования, серьезных результатов пока не удалось достигнуть.
Ключевые слова: мусульманская община; гендерный фактор; уровень грамотности; Уттар-Прадеш.
Мусульманская община2 Индии занимает второе место в стране по численности (после индусов) и по данным переписи
Старикова Мария Николаевна - аспирант кафедры истории Южной Азии, Институт стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).
1 Статья подготовлена в рамках НИР ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова по теме «Религиозные системы Востока: традиции и современность».
2 Данное понятие применяется в индийском контексте условно: мусульманские общины, проживающие в разных частях страны, сильно отличаются друг от друга по этническим, лингвистическим, социокультурным и иным параметрам. Как отмечал российский индолог Б.И. Клюев, «разные по численности и удельному весу группы мусульман расположены вкраплениями в различных этнолингвистических и конфессиональных средах, что неизбежно накладывает на каждые из таких групп своеобразный отпечаток». Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. М., 2002. С. 55.
2011 г.3 объединяет 172,2 млн человек или 14.6% населения страны. За десятилетие она выросла на 24.64%: по состоянию на 2001 г. в Индии проживало около 138 млн последователей ислама. Практически половина (47%) мусульман сосредоточена в трех густонаселенных северных штатах: в хиндиязычных Уттар-Прадеше и Бихаре, а также в Западной Бенгалии, причем только на Уттар-Прадеш с его 200-миллионным населением приходится 38,5 млн мусульман (19,2% жителей штата). В рамках этой административно-территориальной единицы они также расселены неравномерно, но практически всюду представляют собой конфессиональное меньшинство; лишь в дистрикте Рампур мусульмане составляют 51%.
По состоянию на 2011 г. грамотными являются 67.6% индийских мусульман при среднеиндийском показателе в 74%, в то время как процент грамотности среди женской части общины еще ниже - 62%4 (65,5% в среднем по Индии). Начальные классы школы заканчивает лишь 19.3% мусульманских девочек, а высшее образование получают всего 3.9% девушек5. Учитывая это, правительство Индии и мусульманские политические и общественные деятели осознают важность разработки и проведения соответствующих программ для улучшения ситуации в области образования, однако ощутимых результатов их действия пока не приносят. В настоящей статье пойдет речь о проблемах, препятствующих мусульманкам в получении достойного образования в современной Индии.
С 1961 г. проводившиеся в Индии раз в десятилетие переписи неизменно фиксировали значительную разницу в уровне образования трех категорий населения мусульман, зарегистрированных каст и племен, а также «прочих [религиозных] меньшинств»6. Согласно исследованиям, выполненным в середине 2000-х годов авторитетной
Другой отечественный исследователь А.Г. Бельский также справедливо указывал, что многие в индийской научной и политической литературе ошибочно рассматривают последователей ислама не сквозь призму существующий в мусульманской общине различных социально-экономических слоев и классов, региональных особенностей, лингвистических и культурных групп, а в качестве компактной и внутренне сплоченной общности. Бельский А.Г. Мусульманский коммунализм в Индии: возникновение, идеология и политика. Научно-аналитический обзор, Академия наук СССР. М., 1988. С. 36.
3 Официальный сайт переписи населения Индии. URL: www.censusindia.gov.in
4 URL: http://www.censusindia.gov.in/2011census/population_enumeration.html
5 Ibidem.
6 Сюда входят христиане, парсы, буддисты и др. Уровень грамотности этой категории населения был и остается ниже соответствующего показателя в среде индусов (если учитывать данные по средним и высоким кастам), но выше показателя по мусульманам.
государственной комиссией Сачара, фокусно изучавшей положение мусульманской общины в Индии, разрыв между мусульманами и «прочими меньшинствами» в городах демонстрировал тенденцию к сокращению, но в сельской местности показатели оставались примерно на том же уровне7. При этом темпы роста грамотности среди зарегистрированных каст и племен в последние десятилетия заметно возросли по сравнению с аналогичным показателем в среде мусульман8.
Исследователи9 называют целый ряд причин, объясняющих отсталость последователей ислама в сфере образования. В их числе: бедность большинства мусульман Индии; большие размеры семьей; отсутствие надлежащего образования преподавательского состава; неграмотность родителей; недостаток средств в мусульманских школах для организации адекватного образовательного процесса; устаревшие методы обучения в школах; недостаточный уровень профессионально-технического образования; неправильная социальная политика мусульманских лидеров; невысокий образовательный уровень в мусульманских институтах. Особо отмечается нехватка школ для девочек и в целом неодобрительное отношение в семьях к их обучению.
Неудивительно, что в мусульманской среде остро стоит проблема гендерного неравенства при получении образования. Данные комиссией Сачара свидетельствуют, что по уровню женской грамотности наибольший разрыв в показателях между религиозными общинами характерен для городов. Проживающие в городах мусульманки менее образованы10 по сравнению с женщинами из других общин - при том, что они обладают равными условиями для получения образо-вания11.
7 Sachar Committee Report. Social, Economic and Educational Status of the Muslim Community of India, Prime Minister's High Level Committee. Cabinet Secretariat Government of India. New Delhi, 2006. P. 54.
8 Ibidem.
9 Например: Chanana K. The dialectics of tradition and modernity and women's education in India // Sociological Bulletin. 1990. 39 (1&2). P. 75-91; Dwarakanath H.D. Policies and programmes to improve school education in rural India - A critical evaluation // Social Action. 2002. 52. P. 399-411; Siddiqui M.H. Educational Backwardness of Muslims in India and its Possible Remedies // Indian Journal of Applied Research. Vol. 2. Issue: 3 December. 2012. P. 50-53.
10 Уровень грамотности мусульманских женщин составляет 55%, в то время как у индусов он равен 68, христиан - 81, сикхов - 73, буддистов - 70,5, джайнов - 86,2%. URL: http://www.censusindia.gov.in/2011census/population_enumeration.html
11 Sachar Committee Report... P. 53.
Исключением являются южные штаты Индии, прежде всего Тамилнаду и Керала, где разница в грамотности между религиозными группами минимальна
В сельской местности этот разрыв меньше, но и общий уровень женской грамотности намного ниже. На уровень образования мусульман, проживающих вне городов, значительное влияние оказывает ограниченность доступа к школам, дающим качественное образование. Посещаемость школ также определяется развитостью местной инфраструктуры (возможность добираться до школ и пр.); из-за часто встречающихся недостатков в этой области медресе нередко оказываются единственными образовательными учреждениями в сельских районах, где проживают мусульмане. Однако повсеместно медресе посещает лишь небольшое количество последователей ислама (не более 5% мусульман школьного возраста12; в основном мальчики13): большинство отдают предпочтение светскому образованию, предоставляющему в перспективе большие возможности для устройства на работу.
Фактором, препятствующим мусульманам в особенности мусульманским девушкам в получении высшего образования, является малодоступность банковских кредитов, а также недоверие самих мусульман по отношению к системе кредитования из-за их религиозных взглядов14. Процесс получения ссуд очень сложен. Одна из причин состоит в том, что большинство мусульман не могут предоставить банку гарантии о возврате кредита, для того чтобы получить ссуды на обучение. Несмотря на правительственные указы, индийские банки с неохотой дают кредиты мусульманам в случае отсутствия твердых гарантий со стороны потенциальных получателей кредита на последующую выплату ссуд. В результате те мусульмане, которые могли бы претендовать на поступление на курсы по профессиональной подготовке кадров, не могут получить банковскую поддержку и вынуждены отказываться от своих планов15.
Осознавая остроту и многомерность проблемы образования в стране, в последние десятилетия правительство Индии принимало
как в городах, так и в сельской местности. Во многом это связано с общим высоким уровнем грамотности в южной части страны, а также с ролью местных мусульманских политических организаций и объединений в выработке и реализации конструктивных программ по улучшению социально-экономического положения членов своей общины.
12 Sachar Committee Report... P. 77.
13 Existing System of Madrasa Education in India. URL: http://www.deoband.net/blogs/ existing-system-of-madrasa-education-in-india
14 AhmadM. Educational uplift of Indian Muslims: a national priority. URL: http:// www.iosworld.org/educational_uplift_of_indian_muslim.htm
15 Ibidem.
серьезные шаги для улучшения ситуации в сфере образования, однако большинство мер лишь частично затронули мусульманскую общину. Так, в 2004 г. была образована Национальная комиссия по образовательным учреждениям для меньшинств (National Commission for Minority Educational Institutions, NEMEI), которая призвана давать рекомендации центральному и штатовским правительствам по любым вопросам, касающимся сферы образования и учреждения образовательных заведений для мусульманской общины16. В 2006 г. были созданы Национальный комитет по мониторингу образования среди меньшинств (National Monitoring Committee for Minority Education, NMCME) и Министерство по делам меньшинств, играющее важную роль в вопросах планирования, координации и разработки программ по улучшению положения меньшинств, в том числе и в области образования.
Министерство по делам меньшинств разработало и начало воплощать с 2013 г. стратегию по развитию таких групп населения с особым учетом гендерного фактора. В рамках этой стратегии девушкам из общин меньшинств предоставляются стипендии, и минимум 30% мест в образовательных учреждениях закрепляются за ними17. Также стипендии девочкам, обучающимся в 11 и 12 классах школ, предоставляет образовательный фонд Мауланы Азада18 (автономная структура при министерстве). Тем не менее отсталость в образовании по-прежнему является одной из основных забот мусульманской общины.
Наиболее тяжелая ситуация с общим уровнем грамотности и образования женщин наблюдается в хиндиязычном ареале на севере страны, в первую очередь в вышеупомянутом штате Уттар-Прадеш -самой густонаселенной административно-территориальной единице Индии, где доля мусульманского населения составляет 19.2% при среднеиндийском показателе 14.2%. По индексу развития человеческого потенциала в 2012 г. Уттар-Прадеш занимал последнее место
16 Narula M. Educational Development of Muslim Minority: With Spécial Reference to Muslim Concentrated States of India // Journal of Education and Research. March 2014. Vol. 4. No. 1. P. 93-108.
17 Muslim Women in Uttar Pradesh are Least Educated Group in India. January 15. 2014. URL: http://islamicvoice.com/muslim-women-in-uttar-pradesh-are-least-educated-group-in-india/
18 Маулана Абул Калам Мухуддин Ахмад Азад (1888-1958) - индийский политический деятель, один из лидеров движения за независимость Индии и сторонник индусско-мусульманского единства. В 1947 г. стал министром образования Индии.
среди всех штатов страны19; уровень грамотности населения штата составляет 67.68 %, а женской грамотности - 57.18 (в 2001 г. - 42%). Уровень грамотности мусульман в штате - 48.71%; мусульманских женщин - 41.95%. Таким образом, показатель женской грамотности в Уттар-Прадеше ниже среднего по стране более чем на 8%20.
В штате немало дистриктов (районов), где уровень грамотности женщин не превышает 30% (Балрампур, Бахраич, Рампур, Гонда), а наименьший уровень грамотности (15.21%) зафиксирован в дистрикте Шравасти21 на границе с Непалом. В первую очередь это обусловлено уровнем экономического развития дистриктов: в более индустриально развитых западных дистриктах Уттар-Прадеша образование доступнее, чем в приграничных с Непалом и ориентированных на традиционное (кустарное) производство районах.
По данным Министерства по делам меньшинств Индии (2014), то обстоятельство, что мусульманки Уттар-Прадеша составляют наименее образованную группу населения страны, во многом обусловлено исторически - чрезвычайной бедностью мусульманской общины штата, состоящей в основном из некогда принявших ислам низкокастовых групп населения22. В связи с этим родители чаще всего не могут позволить себе ни оплачивать обучение в частных школах, ни обучать детей на дому; часто девочки остаются следить за своими младшими братьями и сестрами, пока родители работают. В штате мало государственных школ для девочек, к тому же большинство из них находится далеко от мусульманских районов, и при них нет общежитий. Также из-за увеличившегося с 1990-х годов количества коммуналистских (индусско-мусульманских) столкновений23 девушки зачастую вынуждены оставаться дома, опа-
19 Mukherjee S., Chakraborty D., Sikdar S. Three Decades of Human Development across Indian States: Inclusive Growth or Perpetual Disparity? National Institute of Public Finance and Policy, No. 2014-139. New Delhi, 2014. P. 15.
20 Literacy rate Male and Female India 2011. URL: http://www.censusindia.gov.in/2011-prov-results/datajfiles/india/Final_PPT_2011_chapter6.pdf
21 Sheikh M.U.D., Jahan D.Q. Op. dt. P. 58.
22 Muslim Women in Uttar Pradesh are Least Educated Group in India, January 15, 2014. URL: http://islamicvoice.com/muslim-women-in-uttar-pradesh-are-least-educated-group-in-india/
23 Ключевую роль в нарастании коммуналистских настроений сыграл затяжной конфликт из-за территории в Айодхъе, на которой располагалась мечеть Бабура. Индусы полагают, что до строительства мечети в XVI в. в Айодхъе находился индусский храм на месте рождения бога Рамы, который был разрушен при завоевателе Бабуре. Ряд индусских организаций развернули движение за воссоздание храма. Первоначальным итогом этого движения стало разрушение мечети в 1992 г.,
саясь добираться до школы на общественном транспорте24. По этой причине многие девушки не завершают школьное образование или не получают его вовсе.
Некоторые исследователи отмечают, что первичным фактором, влияющим на уровень образованности мусульманок как в Уттар-Прадеше, так и вне его, является консервативность религиозной традиции и стремление родителей ограничить своих дочерей рамками дома и семьи25. Согласно исламским традиционным представлениям, девочки не могут учиться в общественных учреждениях26. Кроме того, в среде мусульман Уттар-Прадеша довольно часто встречается убеждение в том, что образование в первую очередь необходимо мужчинам, для женщин же оно необязательно. В целом такие стереотипы характерны для мусульман, в основном занятых в кустарном производстве и сельском хозяйстве штата. В то же время в вышеупомянутом докладе комиссии Сачара отмечается, что данные утверждения являются всего лишь одним из мифов, приписываемых мусульманской общине27: последователи ислама, напротив, стремятся дать должное образование детям, включая дочерей, но ввиду социально-экономических проблем и/или сложностей с инфраструктурой, они в большинстве случаев вынуждены отказываться от своей мечты28.
Важным фактором, препятствующим получению образования мусульманками в Уттар-Прадеше, является несоответствие школ требованиям и стандартам, предписанным государством, ввиду чего девочки чаще всего не посещают их. Как показано в ряде работ29,
приведшее к обострению межконфессиональных отношений по всей стране и дальнейшему затягиванию судебного процесса, который начался еще в середине ХХ в. Тимофеева М.В. Конфликт в Айодхъе: история вопроса и современное состояние // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2014. № 1. С. 73.
24 Sheikh M.U.D., Jahan D.Q. Literacy Rate of Muslim Women in Uttar Pradesh (India) // Educationia Confab. Vol. 2. 2013. No. 4. April. P. 52-61.
25 Begum R. Education and Muslim women in rural West Bengal: A case study in two villages. In Siddiqui M.A. (ed.), Muslims in free India: Their social profile and problems. New Delhi, 1998. P. 98-109.
26 Ruhela S.P. (Ed.). Empowerment of the Indian Muslim women. New Delhi, 1998. P. 1-21.
27 Sachar Committee Report... P. 85.
28 Ibidem.
29 Abidi A., Abbas S. Educational marginalization of Muslim in a metropolitan: A sociological study of Jamia Nagar Government Schools // New Delhi. Islam and Muslim Societies: A social Science Journal. 2011. 4 (1). P. 1-12; Husain S. Educational attainment of Muslim women in India: Obstacles and interventions. In A. Waheed (ed.). Minority education in India: Issues of access, equity and inclusion. New Delhi, 2010. P. 52-69.
среди наиболее важных причин отсталости в сфере образования мусульманок фигурирует халатное отношение правительства к выполнению программ по налаживанию инфраструктуры, строительству ограждений вокруг школ, библиотек, общежитий и т.д. Недостаток женского персонала в школах также является одной из причин нежелания отправлять девочек из мусульманских семей в учебные заведения: мусульмане в большинстве своем не хотят отдавать дочерей в школы, где практикуется смешанная форма обучения или же где большинство преподавателей - мужчины. По этим же причинам высшее образование в Уттар-Прадеше имеет только 3.9% мусульманок30.
Отсталость мусульман Уттар-Прадеша как в экономическом плане, так и в сфере образования обусловлена многими факторами. Помимо вышеупомянутого низкокастового происхождения многих последователей ислама в Северной Индии, исследователи также часто отмечают и другие исторические обстоятельства, в частности, относительную пассивность мусульман в борьбе за независимость, их оппозицию британской системе образования и, как следствие, ориентацию на создание большего количества своих учебных заведений - медресе31. В независимой Индии такие «внешние» для общины факторы, как весьма распространенные в северной части страны кампании коммуналистских организаций по «демонизации» и поношению мусульман, негативное отношение к ним со стороны полиции и правоохранительных органов, а также, как правило, местной администрации во время межконфессиональных столкновений, дискриминация в государственных учреждениях и необъективность средств массовой информации при освещении проблем общины, сказывались и продолжают сказываться на ухудшении положения мусульман32. Это, в свою очередь, отталкивает многих мусульман от посещения государственных или созданных членами других общин частных школ, где мусульманские девочки нередко сталкиваются с негативным отношением к себе.
При справедливости таких аргументов внутриобщинные факторы все же представляются более значимыми и опасными. Например, политолог Дж. Абдельхалим в их числе называет в целом безраз-
30 URL: http://www.censusindia.gov.in/2011census/population_enumeration.html
31 Abdelhalim J. Spaces for Jihäd: Indian Muslims and Conceptions of Citizenship. Ruprechts-Karls University Heidelberg, 2012. P. 163.
32 Ibidem.
личное отношение мусульман к образованию, в частности, в женской среде, слабую мотивацию к новым достижениям, разобщенность и распри между членами общины, их недостаточно активное участие в жизни общины, безынициативность и отсутствие стремления к самосовершенствованию, а также отсутствие достойного руковод-ства33. В Уттар-Прадеше, как и в других хиндиязычных штатах, мусульмане представляют довольно аморфное образование, которое не может сформировать крупных партий или общественных объединений, способных отстаивать права своей общины. Следовательно, в данном регионе активность мусульманских женских организаций (а здесь их присутствие минимально) крайне низка по сравнению с аналогичными организациями в южных штатах, где они добиваются заметных результатов в сфере образования34. Однако обычно именно мусульманские организации и партии играют важную роль в образовании: занимаются строительством медресе, школ, колледжей, выдают гранты на обучение в университетах.
Большинство крупных мусульманских организаций - Джамаат-и-ислами хинд (Jamaat-e-Islami Hind), Джамиат-улама-и-хинд (Jamiat Ulama-i-Hind), а также женские мусульманские организации Всеин-дийский комитет мусульманских женщин по персональному праву (The All India Muslim Women Personal Law Board) и Движение мусульманок Индии (Bharatiya Muslim Mahila Aandolan) - не занимаются активной благотворительной и образовательной деятельностью в Уттар-Прадеше, несмотря на то что именно он является одним из наиболее отсталых по уровню грамотности на севере Индии. Важно, что Уттар-Прадеше в принципе нет ни одной крупной мусульманской партии, которая могла бы отстаивать интересы общины в правительстве. Несмотря на то что Джамаат-и-ислами хинд исторически считалась организацией, присутствующей в основном на севере Индии, сегодня она ведет наиболее активную деятельность в южных штатах: показательно, что кроме официального основного интернет-сайта Джамаат имеет дополнительные сайты южных представительств35 организации, но не северных.
33 Ibidem.
34 Bharatiya Muslim Mahila Aandolan [online source]. URL: https://bmmaindia. com/
35 Karnataka [online source]. URL: http://jihkarnataka.org/en/ Kerala [online source]. URL: http://jihkerala.org/ Goa [online source]. URL: http://jihgoa.org/ Maharashtra [online source]: http://jihmaharashtra.org/eng/
Однако следует отметить, что одна из крупных благотворительных организаций Фонд благополучия человечества (Human Welfare Foundation), в которую входит Джамаат-и-ислами хинд, каждые десять лет разрабатывает программы по улучшению благосостояния бедных слоев населения36. В результате программы «Перспективы-2016» было построено шесть новых школ в штате Уттар-Прадеш37. По программе «Перспективы - 2026» планируется строительство 1000 начальных школ на севере Индии38, но будет ли реализован этот проект - неизвестно.
Таким образом, в Уттар-Прадеше с его высоким уровнем межобщинной напряженности и с низким уровнем вовлеченности мусульман в дела общины мусульманки вынуждены преодолевать множество препятствий (определяющихся прежде всего совокупностью гендерного и религиозного факторов) на пути к получению образования. Несмотря на относительное увеличение уровня грамотности по штату за последнее десятилетие, уровень грамотности мусульманских женщин все равно остается на низком уровне. При общем понимании того, что правительственным структурам и лидерам мусульманской общины необходимо предпринимать меры по улучшению экономического положения мусульман и развитию инфраструктуры (что непосредственным образом влияет на доступность образования в отсталых дистриктах штата), а также разрабатывать действенную систему льгот и стипендий для школьниц и студенток высших учебных заведений, ситуация с женским образованием в мусульманской среде практически не меняется.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бельский А.Г. Мусульманский коммунализм в Индии: возникновение, идеология и политика. Научно-аналитический обзор, Академия наук СССР. М., 1988.
2. Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. М., 2002.
3. Тимофеева М.В. Конфликт в Айодхъе: история вопроса и современное состояние // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2014. № 1.
4. Abdelhalim J. Spaces for Jihäd: Indian Muslims and Conceptions of Citizenship. RuprechtsKarls University Heidelberg, 2012. P. 394.
36 Vision 2026 [online source]. URL: http://www.hwfindia.org/education/establishment-of-primary-schools
37 Vision 2016 [online source]. URL: http://web.archive.org/web/20130918102617/ http://www.vision2016.org.in/vision2016_education.php
38 Establishment of Primary Schools, Vision 2026 [online source]. URL: http://www. hwfindia.org/education/establishment-of-primary-schools
5. Abidi A., Abbas S. Educational marginalization of Muslim in a metropolitan: A sociological study of Jamia Nagar Government Schools // New Delhi. Islam and Muslim Societies: A social Science Journal. 2011. 4 (1). P. 1-12.
6. About The All India Muslim Women Personal Law Board [online source]. URL: http://www. muslimwomenpersonallaw.com/about-us/
7. AhmadM. Educational uplift of Indian Muslims: a national priority. URL: http://www.iosworld. org/educational_uplift_of_indian_muslim.htm
8. Ansari Nazneen S., Nasreen Nakhat. Status of Female Literacy in Various Districts of Uttar Pradesh // International Journal of Education & Literacy Studies. Vol. 2. 2014. No. 2. April. P. 24-30.
9. Begum R. Education and Muslim women in rural West Bengal: A case study in two villages. In Siddiqui M.A. (Ed.), Muslims in free India: Their social profile and problems. New Delhi, 1998. P. 98-109.
10. Daily Pakistan. 2016. August 04. URL: http://dailypakistan.com.pk/international/04-Aug-2016/424560
11. Bharatiya Muslim Mahila Aandolan [online source]. URL: https://bmmaindia.com/
12. Chanana K. The dialectics of tradition and modernity and women's education in India // Sociological Bulletin. 1990. 39 (1&2). P. 75-91.
13. Dwarakanath H.D. Policies and programmes to improve school education in rural India -A critical evaluation // Social Action. 2002. 52. P. 399-411.
14. Education level by religious community and sex for population age 7 and above. URL: http:// www.censusindia.gov.in/2011census/population_enumeration.html
15. Establishment of Primary Schools, Vision 2026 [online source]. URL: http://www.hwfindia. org/education/establishment-of-primary-schools
16. Existing System of Madrasa Education in India. URL: http://www.deoband.net/blogs/existing-system-of-madrasa-education-in-india
17. Husain S. Educational attainment of Muslim women in India: Obstacles and interventions / A. Waheed (Ed.). Minority education in India: Issues of access, equity and inclusion. New Delhi, 2010. P. 52-69.
18. Literacy rate Male and Female India 2011. URL: http://www.censusindia.gov.in/2011-prov-results/data_files/india/Final_PPT_2011_chapter6.pdf
19. Mukherjee S., Chakraborty D., Sikdar S. Three Decades of Human Development across Indian States: Inclusive Growth or Perpetual Disparity? National Institute of Public Finance and Policy. 2014. June. No. 2014-139. New Delhi.
20. Muslim Women in Uttar Pradesh are Least Educated Group in India. 2014. January 15. URL: http://islamicvoice.com/muslim-women-in-uttar-pradesh-are-least-educated-group-in-india/
21. Narula M. Educational Development of Muslim Minority: With Special Reference to Muslim Concentrated States of India // Journal of Education and Research. 2014. March. Vol. 4. No. 1. P. 93-108.
22. Ruhela S.P. (ed.). Empowerment of the Indian Muslim women. New Delhi, 1998. P. 1-21.
23. Sachar Committee Report. Social, Economic and Educational Status ofthe Muslim Community of India, Prime Minister's High Level Committee. Cabinet Secretariat Government of India. New Delhi, 2006. P. 403.
24. Sheikh M. U.D., Jahan D.Q. Literacy Rate of Muslim Women in Uttar Pradesh (India) // Edu-cationia Confab. 2013. April. Vol. 2. No. 4. P. 52-61.
25. Siddiqui M.H. Educational Backwardness of Muslims in India and its Possible Remedies // Indian Journal of Applied Research. 2012. December. Vol. 2. Issue: 3. P. 50-53.
26. Vision 2026 [online source]. URL: http://www.hwfindia.org/education/establishment-of-primary-schools
Maria N. Starikova
MUSLIM WOMEN'S LITERACY IN INDIA
(A CASE STUDY OF UTTAR-PRADESH)
Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991
Muslim community of India ranks among the most backward ones in the country. Muslims' low social and economic status determines their unsatisfactory education level, especially in the case of women. Undereducation is most typical for the Muslim residents of North India, particularly for Uttar Pradesh - the most populous state (200 mln in 2011) within the Hindi Belt. In a majority of cases Muslim women living in this region are not able to go to schools located far from Muslim enclaves. Communal tensions in Uttar Pradesh result in building up the atmosphere of fear and mistrust thus preventing Muslim girls from attending schools. Though several programs aimed at improving the conditions and quality of education for Muslim women were launched in the 2000s, no visible results have been achieved so far. Key words: Muslim community; gender; literacy rate; Uttar-Pradesh.
About the author: Maria N. Starikova - post-graduate student, Department of South Asian History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]).
REFERENCES
1. Belskiy A.G. Musulmanskiy kommunalizm v Indii: vozniknoveniye, ideologiya i politika. (Muslim communalism in India: origin, ideology, politics). Nauchno-analiticheskiy obzor. Akademiya nauk USSR, Moscow, 1988.
2. Kluev B.I. Religiya i konflikt v Indii (Religion and conflict in India). Moscow, IV RAN, 2002.
3. Timofeyeva M.V. Konflikt v Ayodkhye: istoriya voprosa i sovremennoye sostoyaniye. (Conflict in Ayodhya: the History of the issue and the modern day situation). Vestnik Moskovskogo universiteta, seriya 13, vostokovedeniye, № 1, 2014.
4. Abdelhalim J. Spaces for Jihäd: Indian Muslims and Conceptions of Citizenship. RuprechtsKarls University Heidelberg, 2012, p. 394.
5. Abidi A., Abbas S. Educational marginalization of Muslim in a metropolitan: A sociological study of Jamia Nagar Government Schools. New Delhi. Islam and Muslim Societies: A social Science Journal, 4 (1), 2011, pp. 1-12.
6. About The All India Muslim Women Personal Law Board [online source]. URL: http://www. muslimwomenpersonallaw.com/about-us/
7. Ahmad M. Educational uplift of Indian Muslims: a national priority. URL: http://www. iosworld.org/educational_uplift_of_indian_muslim.htm
8. Ansari Nazneen S., Nasreen Nakhat. Status of Female Literacy in Various Districts of Uttar Pradesh, international. Journal of Education & Literacy Studies, Vol. 2, No. 2, April 2014, pp. 24-30.
9. Begum R. Education and Muslim women in rural West Bengal: A case study in two villages. In Siddiqui M.A. (Ed.), Muslims in free India: Their social profile and problems. New Delhi, 1998, pp. 98-109.
10. Daily Pakistan, August 04, 2016. URL: http://dailypakistan.com.pk/international/04-Aug-2016/424056
11. Bharatiya Muslim Mahila Aandolan [online source]. URL: https://bmmaindia.com/
12. Chanana K. The dialectics of tradition and modernity and women's education in India. Sociological Bulletin, 39 (1&2), 1990, pp. 75-91.
13. Dwarakanath H.D. Policies and programmes to improve school education in rural India -A critical evaluation. Social Action, 52, 2002, pp. 399-411.
14. Education level by religious community and sex for population age 7 and above. URL: http:// www.censusindia.gov.in/2011census/population_enumeration.html
15. Establishment of Primary Schools, Vision 2026 [online source]. URL: http://www.hwfindia. org/education/establishment-of-primary-schools
16. Existing System of Madrasa Education in India. URL: http://www.deoband.net/blogs/ existing-system-of-madrasa-education-in-india
17. Husain S. Educational attainment of Muslim women in India: Obstacles and interventions. In A. Waheed (Ed.), Minority education in India: Issues of access, equity and inclusion. New Delhi, 2010, pp. 52-69.
18. Literacy rate Male and Female India 2011. URL: http://www.censusindia.gov.in/2011-prov-results/data_files/india/Final_PPT_2011_chapter6.pdf
19. Mukherjee S., Chakraborty D., Sikdar S. Three Decades of Human Development across Indian States: Inclusive Growth or Perpetual Disparity? National Institute of Public Finance and Policy, No. 2014-139, June 2014, New Delhi.
20. Muslim Women in Uttar Pradesh are Least Educated Group in India, January 15, 2014. URL: http://islamicvoice.com/muslim-women-in-uttar-pradesh-are-least-educated-group-in-india/
21. Narula M. Educational Development of Muslim Minority: With Special Reference to Muslim Concentrated States of India. Journal of Education and Research, March 2014, Vol. 4, No. 1, pp. 93-108.
22. Ruhela S.P. (ed.). Empowerment of the Indian Muslim women. New Delhi, 1998, pp. 1-21.
23. Sachar Committee Report. Social, Economic and Educational Status of the Muslim Community of India, Prime Minister's High Level Committee. Cabinet Secretariat Government of India, New Delhi, 2006, p. 403.
24. Sheikh M.U.D., Jahan D.Q. Literacy Rate of Muslim Women in Uttar Pradesh (India). In Educationia Confab, Vol. 2, No. 4, April 2013, pp. 52-61.
25. Siddiqui M.H. Educational Backwardness of Muslims in India and its Possible Remedies. In Indian Journal of Applied Research, Vol. 2, Issue: 3, December 2012, pp. 50-53.
26. Vision 2026 [online source]. URL: http://www.hwfindia.org/education/establishment-of-primary-schools