и корреспонденция, репортаж. Примерами же информационных, но не новотнъх жанров можно считать аннотацию, мини-обозрение, блиц-портрет, информационный комментарий, мини-совет и т. п.
Литература
1. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М., 2005.
2. Негрышев А. А. К макроструктурной типологии текстов новостных жанров // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2011. № 1. С. 228-244.
3. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. Учеб. пособие / З. С. Смелкова и др. М., 2007.
4. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2002.
5. Тырыгина В. А. Жанровая стратификация масс-медийного дискурса. М., 2010.
Наталия Васильевна Данилевская
Пермский государственный национальный исследовательский университет
ЖЕНСКИЙ ЖУРНАЛ КАК ГИПЕРЖАНР
СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ:
грант № 14-04-00575а
В статье рассматривается вопрос о речежанровой характеристике женских журналов. Женский журнал представлен в качестве гипержанра, подчиненного созданию и раскрытию коммуникативной ситуации «рассказ об успешной женщине».
Ключевые слова: гипержанр, женские журналы, медиакомму-никация.
The article discusses the problem of media communication characteristics in women's magazines. Women's magazine presented as hyper genre subordinate creation and disclosure of communicative situation — "the story of a successful woman".
Keywords: hyper genre, female magazines, media communication.
В общем массиве современной публицистической продукции большое место занимают так называемые женские журналы, в число которых входят, например, такие, как «Лиза», «Добрые советы», «Домашний очаг», «Крестьянка», «Vogue», «Cosmopolitan», «Glamour» и др. Это печатный или электронный тип журнальной медиапродук-ции, предназначенный специально для женщин разного возраста и содержащий тексты, повествующие о тех или иных известных личностях в основном женского пола, т.е. об успешных женщинах.
Любой из женских журналов содержит стандартный набор тем, оформленных как беседы о карьере, моде, косметике, бижутерии, фитнесе, здоровье, мужчинах, детях, семье и т. п. Эти тематически однотипные для любого женского журнала темы представлены в виде однотипных же (типизированных) текстовых жанров — интервью, рассказа, диалога со специалистом, ответа на письмо в редакцию, советов знатока, поучения / наставления, рекламного сообщения. При этом все тексты распределены по рубрикам, также почти однотипным для каждой разновидности журнала. Ср., например, полный список рубрик и жанров журнала «Cosmopolitan»:
1) Оглавление; 2) Письмо редактора; 3) Письмо в редакцию; 4) Истории с обложки (рассказы о звёздах, интервью со звёздами); 5) Ты & он (рассказы о взаимоотношениях мужчины и женщины, советы психолога/ бывалого, ответы на вопросы читательниц); 6) Всё о нём (рассказы о взаимоотношениях мужчины и женщины, советы психолога/бывалого, ответы на вопросы читательниц); 7) Твоя жизнь (рассказы о звёздах, интервью со звёздами, истории из жизни звезд, советы бывалого); 8) Дневники (рассказы от первого лица о жизни и судьбе); 9) Твоя карьера (рассказы об успешных карьерах женщин, ответы на вопросы читательниц, интервью); 10) Интервью (беседы со звёздами); 11) Сексsex (рассказы об интимных отношениях между мужчиной и женщиной, о женском здоровье, советы врачей); 12) Путешествие (информация об интересных местах для отдыха и туризма, интервью со звёздами, советы бывалого); 13) Мода & красота (рассказы о спорте и физкультуре, советы диетолога/тренера/косметолога, информация о сезонной моде и модных новинках); 14) Твоё здоровье (рассказы специалистов, беседы с доктором, советы специалиста); 15) Cosmo-чтение (рассказы об исторических/ всемирно известных личностях); 16) Гороскоп.
1) Оглавление; 2) письмо; 3) интервью; 4) рассказ; 5) совет; 6) поучение / наставление; 7) ответы на вопросы.
В целом таким же образом будет представлена жанрово-тема-тическая структура любого другого женского журнала. Формально-содержательная однотипность рассматриваемых изданий продиктована их общей (одинаковой) целеустановкой — показать красивую, материально обеспеченную и потому привлекательную жизнь. При этом исходный принцип такого «показа» заключается в том, что в центре этой красивой жизни стоит женщина, обладающая в настоящее время (или обладавшая в прошлом) высоким социальным статусом, имеющая успешную карьеру и являющаяся публичной (известной, знаменитой) личностью.
Однотипность вербально-визуальной репрезентации содержания рассматриваемых журналов позволяет объединить их в один гипержанр — женский журнал. Совокупно женские журналы представляют собой один из гипержанров массовой культуры, т. е. сверхсложное, многослойное речевое событие, функционирующее в рамках массовой коммуникации и направленное на реализацию гедонистических (развлекательных) коммуникативных установок. Перечислим общие черты женских журналов как особого современного гипержанра:
1. Повторяемость и однотипность рубрик (см. табл.), которые оформляются посредством таких одинаковых для всех изданий жанров, как интервью, рассказ, письмо, совет, поучение, ответы на вопросы читателей.
2. Общей, объединяющей все рубрики и жанры является тема успешной женщины, которой легко жить в окружающем мире, которой все удается, у которой все получается и поэтому она может давать советы другим, учить их, наставлять, очерчивать для них ориентиры будущего. Можно сказать, что образ успешной женщины является стереотипным и проходит через «тело» всех журналов, как бы сшивая пунктиром их содержательное пространство.
3. Все женские журналы сопровождаются обращением редактора к своим читательницам.
4. Практически для всех журналов характерна такая рубрика, как «Письмо в редакцию», или «Письмо месяца», или «Письма
читателей». Эксплицируя непринужденный доброжелательный диалог редакции с адресатом, данные рубрики усиливают воздействующий эффект всего издания.
5. Общей для всех женских журналов является и тема «Мужчины». Рассказы об известных, красивых, успешных (зведных) мужчинах присутствуют здесь как одна из обязательных рубрик. Мужчины представлены в них в качестве героев — любви, семьи, бизнеса, работы, изобретений, моды, стиля и под. При этом нет рассказов о неудачниках, о слабых личностях, но только о тех, кто добился известности, успеха в карьере или личной жизни.
6. Непременный атрибут всех рассматриваемых изданий — массивный блок рекламных текстов. Причем рекламные тексты — фото, постеры, коллажи, рисунки — пронизывают, как правило, весь журнал и отличаются яркими цветами, четкостью линий, объемностью и множественностью изобразительных планов.
7. Все журналы политематичны по своему содержанию. Однако эта политематичность «бьет в одну точку»: с ее помощью создается изображение жизни той социальной группы, к которой принадлежит или стремится (хочет) принадлежать читательская аудитория. Всякий журнал как бы показывает адресату, как ему нужно жить, что носить и покупать, чем заниматься, как поступать в трудных ситуациях, каким образом необходимо вести себя с окружающими и т. д.
Обобщая, отметим, что однотипные речевые жанры, формирующие женские журналы как гипержанр, реализуются и однотипными, во многом стереотипными речевыми действиями — диалог, монолог, описание (дома, одежды, драгоценности, запаха духов и т. п.), рассказ (о жизни, дружбе, друзьях, родителях, работе, отдыхе и т. п.), ответ на вопрос и др. Однако все пространство женских журналов — вербальное и невербальное — скрепляется одним общим концептуальным смыслом «успешная женщина».