Научная статья на тему 'ЖЕНСКИЙ ЖУРНАЛ КАК ГИПЕРЖАНР СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ'

ЖЕНСКИЙ ЖУРНАЛ КАК ГИПЕРЖАНР СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРЖАНР / ЖЕНСКИЕ ЖУРНАЛЫ / МЕДИАКОММУНИКАЦИЯ / FEMALE MAGAZINES / HYPER GENRE / MEDIA COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Данилевская Наталия Васильевна

В статье рассматривается вопрос о речежанровой характеристике женских журналов. Женский журнал представлен в качестве гипержанра, подчиненного созданию и раскрытию коммуникативной ситуации «рассказ об успешной женщине».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the problem of media communication characteristics in women's magazines. Women's magazine presented as hyper genre subordinate creation and disclosure of communicative situation - “the story of a successful woman”.

Текст научной работы на тему «ЖЕНСКИЙ ЖУРНАЛ КАК ГИПЕРЖАНР СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ»

и корреспонденция, репортаж. Примерами же информационных, но не новотнъх жанров можно считать аннотацию, мини-обозрение, блиц-портрет, информационный комментарий, мини-совет и т. п.

Литература

1. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М., 2005.

2. Негрышев А. А. К макроструктурной типологии текстов новостных жанров // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2011. № 1. С. 228-244.

3. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. Учеб. пособие / З. С. Смелкова и др. М., 2007.

4. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2002.

5. Тырыгина В. А. Жанровая стратификация масс-медийного дискурса. М., 2010.

Наталия Васильевна Данилевская

Пермский государственный национальный исследовательский университет

ЖЕНСКИЙ ЖУРНАЛ КАК ГИПЕРЖАНР

СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ:

грант № 14-04-00575а

В статье рассматривается вопрос о речежанровой характеристике женских журналов. Женский журнал представлен в качестве гипержанра, подчиненного созданию и раскрытию коммуникативной ситуации «рассказ об успешной женщине».

Ключевые слова: гипержанр, женские журналы, медиакомму-никация.

The article discusses the problem of media communication characteristics in women's magazines. Women's magazine presented as hyper genre subordinate creation and disclosure of communicative situation — "the story of a successful woman".

Keywords: hyper genre, female magazines, media communication.

В общем массиве современной публицистической продукции большое место занимают так называемые женские журналы, в число которых входят, например, такие, как «Лиза», «Добрые советы», «Домашний очаг», «Крестьянка», «Vogue», «Cosmopolitan», «Glamour» и др. Это печатный или электронный тип журнальной медиапродук-ции, предназначенный специально для женщин разного возраста и содержащий тексты, повествующие о тех или иных известных личностях в основном женского пола, т.е. об успешных женщинах.

Любой из женских журналов содержит стандартный набор тем, оформленных как беседы о карьере, моде, косметике, бижутерии, фитнесе, здоровье, мужчинах, детях, семье и т. п. Эти тематически однотипные для любого женского журнала темы представлены в виде однотипных же (типизированных) текстовых жанров — интервью, рассказа, диалога со специалистом, ответа на письмо в редакцию, советов знатока, поучения / наставления, рекламного сообщения. При этом все тексты распределены по рубрикам, также почти однотипным для каждой разновидности журнала. Ср., например, полный список рубрик и жанров журнала «Cosmopolitan»:

1) Оглавление; 2) Письмо редактора; 3) Письмо в редакцию; 4) Истории с обложки (рассказы о звёздах, интервью со звёздами); 5) Ты & он (рассказы о взаимоотношениях мужчины и женщины, советы психолога/ бывалого, ответы на вопросы читательниц); 6) Всё о нём (рассказы о взаимоотношениях мужчины и женщины, советы психолога/бывалого, ответы на вопросы читательниц); 7) Твоя жизнь (рассказы о звёздах, интервью со звёздами, истории из жизни звезд, советы бывалого); 8) Дневники (рассказы от первого лица о жизни и судьбе); 9) Твоя карьера (рассказы об успешных карьерах женщин, ответы на вопросы читательниц, интервью); 10) Интервью (беседы со звёздами); 11) Сексsex (рассказы об интимных отношениях между мужчиной и женщиной, о женском здоровье, советы врачей); 12) Путешествие (информация об интересных местах для отдыха и туризма, интервью со звёздами, советы бывалого); 13) Мода & красота (рассказы о спорте и физкультуре, советы диетолога/тренера/косметолога, информация о сезонной моде и модных новинках); 14) Твоё здоровье (рассказы специалистов, беседы с доктором, советы специалиста); 15) Cosmo-чтение (рассказы об исторических/ всемирно известных личностях); 16) Гороскоп.

1) Оглавление; 2) письмо; 3) интервью; 4) рассказ; 5) совет; 6) поучение / наставление; 7) ответы на вопросы.

В целом таким же образом будет представлена жанрово-тема-тическая структура любого другого женского журнала. Формально-содержательная однотипность рассматриваемых изданий продиктована их общей (одинаковой) целеустановкой — показать красивую, материально обеспеченную и потому привлекательную жизнь. При этом исходный принцип такого «показа» заключается в том, что в центре этой красивой жизни стоит женщина, обладающая в настоящее время (или обладавшая в прошлом) высоким социальным статусом, имеющая успешную карьеру и являющаяся публичной (известной, знаменитой) личностью.

Однотипность вербально-визуальной репрезентации содержания рассматриваемых журналов позволяет объединить их в один гипержанр — женский журнал. Совокупно женские журналы представляют собой один из гипержанров массовой культуры, т. е. сверхсложное, многослойное речевое событие, функционирующее в рамках массовой коммуникации и направленное на реализацию гедонистических (развлекательных) коммуникативных установок. Перечислим общие черты женских журналов как особого современного гипержанра:

1. Повторяемость и однотипность рубрик (см. табл.), которые оформляются посредством таких одинаковых для всех изданий жанров, как интервью, рассказ, письмо, совет, поучение, ответы на вопросы читателей.

2. Общей, объединяющей все рубрики и жанры является тема успешной женщины, которой легко жить в окружающем мире, которой все удается, у которой все получается и поэтому она может давать советы другим, учить их, наставлять, очерчивать для них ориентиры будущего. Можно сказать, что образ успешной женщины является стереотипным и проходит через «тело» всех журналов, как бы сшивая пунктиром их содержательное пространство.

3. Все женские журналы сопровождаются обращением редактора к своим читательницам.

4. Практически для всех журналов характерна такая рубрика, как «Письмо в редакцию», или «Письмо месяца», или «Письма

читателей». Эксплицируя непринужденный доброжелательный диалог редакции с адресатом, данные рубрики усиливают воздействующий эффект всего издания.

5. Общей для всех женских журналов является и тема «Мужчины». Рассказы об известных, красивых, успешных (зведных) мужчинах присутствуют здесь как одна из обязательных рубрик. Мужчины представлены в них в качестве героев — любви, семьи, бизнеса, работы, изобретений, моды, стиля и под. При этом нет рассказов о неудачниках, о слабых личностях, но только о тех, кто добился известности, успеха в карьере или личной жизни.

6. Непременный атрибут всех рассматриваемых изданий — массивный блок рекламных текстов. Причем рекламные тексты — фото, постеры, коллажи, рисунки — пронизывают, как правило, весь журнал и отличаются яркими цветами, четкостью линий, объемностью и множественностью изобразительных планов.

7. Все журналы политематичны по своему содержанию. Однако эта политематичность «бьет в одну точку»: с ее помощью создается изображение жизни той социальной группы, к которой принадлежит или стремится (хочет) принадлежать читательская аудитория. Всякий журнал как бы показывает адресату, как ему нужно жить, что носить и покупать, чем заниматься, как поступать в трудных ситуациях, каким образом необходимо вести себя с окружающими и т. д.

Обобщая, отметим, что однотипные речевые жанры, формирующие женские журналы как гипержанр, реализуются и однотипными, во многом стереотипными речевыми действиями — диалог, монолог, описание (дома, одежды, драгоценности, запаха духов и т. п.), рассказ (о жизни, дружбе, друзьях, родителях, работе, отдыхе и т. п.), ответ на вопрос и др. Однако все пространство женских журналов — вербальное и невербальное — скрепляется одним общим концептуальным смыслом «успешная женщина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.