Научная статья на тему '«ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» В ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ НАЧАЛА XX в. (ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)'

«ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» В ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ НАЧАЛА XX в. (ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Волго-Уральский регион / татарская культура / ислам / гендерная история / социальная история / Volga-Ural region / Tatar culture / Islam / gender history / social history

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Габдрафикова Лилия Рамилевна

Одним из ключевых в татарской культуре начала ХХ в. был вопрос женской эмансипации. Он постоянно обсуждался на страницах печати. Основными авторами выступали, как правило, мужчины. Но насколько их публичные взгляды коррелировались с повседневным опытом? В статье анализируется частная жизнь деятелей татарской культуры начала ХХ в. (Ризаэтдина Фахретдина, Фатиха Карими, Хади Атласи, Фазыла Туйкина) в контексте «женского вопроса»: роль матерей в их развитии, семейные взаимоотношения, влияние на сестер, особенности воспитания дочерей и т.д. Исследование базируется на разноплановых источниках, в том числе материалах личного происхождения – письмах и воспоминаниях. Автор приходит к выводу о том, что в установках обозначенных деятелей прослеживаются две тенденции: первая – образование татарской женщины рассматривалось как необходимость для семейной жизни и воспитания детей; вторая – женская эмансипация и развитие считались немаловажным условием для самостоятельности женщины в быту. Оба направления были итогом социального опыта авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“WOMEN’S ISSUE” IN TATAR CULTURE OF THE EARLY XX CENTURY (HISTORICAL AND BIOGRAPHICAL ANALYSIS)

The problem of women’s emancipation is one of the key issues of Tatar culture at the beginning of the XX century. The question was constantly discussed on the pages of the press. The main authors were men. But how did their public views correlate with their everyday experiences? The article analyzes the private life of Tatar cultural figures of the early XX century (Rizaetdin Fakhretdin, Fatih Karimi, Hadi Atlasi, Fazil Tuikin) in the context of the “women’s issue”: the role of mothers in their development, family relationships, influence on sisters, features of raising daughters, etc. The research is based on diverse sources, including materials of personal origin – letters and memories. The author comes to the conclusion that there are two trends in the attitudes of these figures: the first – the education of a Tatar woman was considered a necessity for family life and child rearing; the second – female emancipation and development were considered an important condition for a woman’s independence in everyday life. Both directions were the result of the social experience of the authors.

Текст научной работы на тему ««ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» В ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ НАЧАЛА XX в. (ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)»

УДК 94(470.41)

DOI: 10.62669/30342139.2024.1.3

Л. Р. Габдрафикова

«ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» В ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ НАЧАЛА XX в. (ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Одним из ключевых в татарской культуре начала ХХ в. был вопрос женской эмансипации. Он постоянно обсуждался на страницах печати. Основными авторами выступали, как правило, мужчины. Но насколько их публичные взгляды коррелировались с повседневным опытом? В статье анализируется частная жизнь деятелей татарской культуры начала ХХ в. (Ризаэтдина Фахретдина, Фатиха Карими, Хади Атласи, Фазыла Туйкина) в контексте «женского вопроса»: роль матерей в их развитии, семейные взаимоотношения, влияние на сестер, особенности воспитания дочерей и т.д. Исследование базируется на разноплановых источниках, в том числе материалах личного происхождения - письмах и воспоминаниях. Автор приходит к выводу о том, что в установках обозначенных деятелей прослеживаются две тенденции: первая - образование татарской женщины рассматривалось как необходимость для семейной жизни и воспитания детей; вторая - женская эмансипация и развитие считались немаловажным условием для самостоятельности женщины в быту. Оба направления были итогом социального опыта авторов.

Ключевые слова: Волго-Уральский регион, татарская культура, ислам, гендерная история, социальная история.

Развитие отечественной исторической науки ставит новые задачи в изучении региональной истории, особое внимание уделяется детальному исследованию социокультурных аспектов прошлого народов России. В этой связи актуальным представляется анализ разных явлений татарской культуры начала ХХ в., в том числе с использованием новых инструментариев гуманитарной науки (гендерной истории, повседневной истории, микроисторического подхода, научно-биографического анализа и т.д.).

Целью данного исследования является сопоставление фактов частной жизни известных деятелей татарской культуры начала ХХ в. (Ризаэтдина Фахретдина, Фатиха Карими, Хади Атласи, Фазыла Туйкина) с их публичной позицией по «женскому вопросу». Необходимо проследить насколько их общественные взгляды коррелировались с повседневным опытом.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в татарском обществе все чаще поднимался «женский вопрос».

В татарско-мусульманской культуре эта проблема была неразрывно связана с идеями народного просвещения [ХХ гасыр башы 2020]. О правах и статусе женщин в семье и обществе постоянно полемизировали на страницах татарской печати. Этому вопросу были посвящены просветительские произведения, авторами которых были, как правило, мужчины. В начале XX в. «женский вопрос» фигурировал как в татарской литературе, так и в публицистике [Никишина 2004]. Активными авторами тех лет были писатели и общественные деятели Ризаэтдин Фахретдин (1859-1936), Фатих Карими (1870-1937), Хади Атласи (1876-1938), Фазыл Туйкин (1888-1938) и др. Все обозначенные литераторы родились или проживали в Бугульмин-ском уезде Самарской губернии, в некоторых случаях были связаны и родственными отношениями. Их происхождение, особенности татарских селений Бугульминского уезда в конце XIX - начале XX в. детально рассмотрены в нашей коллективной монографии [Татарские селения 2019], а в этой

публикации мы попытаемся сопоставить частную жизнь данных деятелей с их публичной позицией по «женскому вопросу».

В научной литературе в контексте женской проблематики наиболее изученным является творчество Р. Фахретдина, и всеми авторами подчеркивается его несомненно позитивная роль в формировании нового образа женщины в татарском обществе рубежа Х1Х-ХХ вв. [Тухва-туллина 2003; Никишина 2004; Гимранова 2011; Кадымова 2013]. В этом направлении гораздо меньшее внимание было уделено литературно-публицистическому наследию остальных героев публикации. Вместе с тем они тоже сталкивались с этой стороной татарской повседневности, не менее активно выступали по «женскому вопросу» в печати, поэтому освещение данной социальной проблемы в их творчестве также заслуживает внимания.

Привлечение разноплановых материалов личного происхождения [Ризаэтдин Фэхретдин 1999; Фатыйх Кэрими 2000; Ьади Атласи 2007; Бертуган Туйкиннар 2007] открывает широкие возможности для научно-биографического анализа «женского вопроса» в публичном и частном аспекте.

Ризаэтдин Фахретдин:

воспитание «матерей нации»

Ризаэтдин Фахретдин, как и многие выпускники медресе, начинал свой путь как мусульманский священнослужитель (мулла). Приглашение на работу в Уфу в качестве казыя (судьи) Оренбургского магометанского духовного собрания, а в дальнейшем переезд в Оренбург и редактирование татарского журнала «Шура» задали новый вектор его жизни.

Р. Фахретдин обратился к «женскому вопросу» еще на рубеже Х1Х-ХХ вв.: женская проблематика фигурирует и в его просветительских романах «Салима или целомудрие», «Асьма или деяние и кара» и в книгах педагогической направленности («Воспитанная мать», «Воспитанная супруга», «Трактат о нормах поведения девочек и женщин» и т.д.). Энциклопедический труд «Знаменитые женщины» имеет документальный характер и представляет собой свод биографий женщин разных эпох и народов [Гимранова 2011: 16-21]. Таким образом, почти в каждой его работе можно увидеть отсылку к «женскому вопросу» и идею о том, что для формирования образованной нации нужны прежде всего образованные матери.

Р. Фахретдин родился в семье муллы в д. Кичу-чатово Бугульминского уезда Самарской губернии (совр. Альметьевский район РТ). Особую роль в его воспитании сыграла мать Махуба, он хранил в сердце романтичный образ родительницы. Мать ученого и литератора происходила из семьи мусульманских священнослужителей: отцом Ма-хубы был имам Рахимкул из Старого Иштиряково, а ее дед Гисматулла-хазрат руководил Нижне-Чер-шилинским медресе (совр. Лениногорский район РТ). Мать привила маленькому Ризаэтдину первые знания об окружающем мире, учила 6-летнего мальчика чтению и письму.

Как и многие супруги мусульманских священнослужителей, Махуба-абыстай еще в 1840-е гг. организовала у себя дома обучение девочек своего прихода. По словам детей Р. Фахретдина, они запомнили свою мать как трудолюбивую и заботливую хозяйку и вместе с тем как начитанную женщину, находившую время и для обучения детей, и для самообразования. Для 14-летнего Ризы внезапная смерть матери стала сильным потрясением. Махуба умерла в возрасте 52 лет [Ризаэтдин Фэхретдин 1999: 40-43]. В этот грустный период жизни его поддержала старшая сестра Магсума. Р. Фахретдин был очень благодарен ей за это участие и заботу.

Интересно, что в более позднюю версию книги «Знаменитые женщины» Р. Фахретдин включил и рассказ о собственной матери. Но этот вариант так и не был опубликован при его жизни и сохранился лишь в рукописном виде.

Очевидно, и под влиянием работ Р. Фахрет-дина в начале ХХ в. в татарской печати начали употреблять выражение «миллэт аналары» (матери нации), тем самым подчеркивая важную роль женщины в делах нации. Вместе с тем ряд исследователей считает, что взгляды Р. Фахретдина в отношении женской эмансипации были довольно традиционными. Для него женщина - хранительница домашнего очага, он не воспринимал ее вне семьи и основные ее обязанности сводил к воспитанию детей. «...Он рассматривает личность женщины не как особую ценность, а относится как к социальному фактору», — отмечает Р. Р. Кадымова [Кадымова 2013: 21]. По мнению Л. И. Тух-ватуллиной, Р. Фахретдин приравнивал ценность жены к ценности вещи, передаваемой от отца к мужу: женщина как аманат (залог). В то же время ученый подчеркивал, что грубое или любое неосторожное обращение с ней - грех, а хранители будут

держать ответ за свои проступки перед Всевышним [Тухватуллина 2003: 321].

Семейная жизнь ученого тоже в какой-то степени является отражением его взглядов. Супруга Р. Фахретдина - Нурджамал - во многом напоминала его мать. Она выросла в семье Габденасыр-ахуна Тухватуллина, в д. Чубыклы Мензелинского уезда Уфимской губернии (совр. Заинский район РТ). Некоторое время молодожены проживали в д. Ильбяково (совр. Азнакаевский район РТ), куда Р. Фахретдин был назначен приходским муллой. Дальнейшая жизнь семьи была связано с Уфой и Оренбургом. Нурджамал занималась лишь домом и детьми. У супругов было восемь детей, двое из них умерли в младенчестве.

Свою супругу Р. Фахретдин не ограничивал в передвижениях. Как известно, до 1917 г. женщины были приписаны либо к документу отца, либо мужа. Это было дополнительным инструментом контроля над супругой или дочерью. Напротив, в паспорте ученого, выданном в 1906 г., была приписка о том, что его жена Нуризиган (44 года) и дочь Зайнаб (13 лет) имеют отдельные виды на жительство. Вероятно, такой документ им понадобился для передвижения без сопровождения мужа и отца [Кутушев 1988: 58].

Р. Фахретдин в своих произведениях представлял идеальный образ татарской девушки - образованной, рассудительной и нравственной. Для этого, по его мнению, необходимо женщинам дать некоторую свободу.

В 1914 г. в редакцию журнала «Шура» обратились с вопросом о том, можно ли женщинам совершать общественный намаз. Р. Фахретдин ответил, что женщина не может быть имамом (руководить общественным молением) для верующих мужского пола, но в шариате нет запрета на совершение такого же действия в женском обществе, т.е. она может руководить публичным намазом мусульманок [Риза казый 2019: 60-61]. Развитием этой же мысли было и его мнение о том, что неправильно запрещать женщинам посещение мечетей. В общем невежестве, в том числе духовной неразвитости и предрассудках ученый видел главную опасность для семейной жизни [Тухватуллина 2003: 318]. Правом посещения мечетей российские мусульманки были наделены только в 1917 г.

Вероятно, некоторые труды Р. Фахретдина тесно связаны и с его отцовской ролью. Например, книгу «Знаменитые женщины» (первая публикация

в 1903 г.) он посвятил старшей дочери Зайнаб. Именно в отношении к дочерям Р. Фахретдин проявил некоторую либеральность. Зайнаб и Асьма получили не только образование религиозного характера, но и обучались в светских учебных заведениях. Их отец, постоянно призывающий к необходимости просвещения татарских девушек, реализовывал эти идеалы и в жизни. Зайнаб окончила Оренбургскую женскую гимназию [Биктимирова 2000: 77]. Этот факт не стал лишь частным семейным событием: в 1915 г. об успехах дочери Р. Фахретдина, как о положительном примере женской эмансипации, было сказано в статье «Оренбургские женщины» в журнале «Сююмбике» [ХХ гасыр башы 2020: 169]. Асьма тоже училась в гимназии. Но в постреволюционных условиях ее образовательная программа была сведена к учебе в средней и фармацевтической школах в Уфе [Байбулатова 2021: 45].

Фатих Карими:

мужская редактура женского творчества

Родной племянник Р. Фахретдина - Ф. Карими (сын его старшей сестры Магсумы) тоже стал одним из ярких сторонников идеи женского просвещения. Более того его волновали вопросы женского равноправия, свободы выбора и т.д. На рубеже XIX-XX вв. он опубликовал рассказы «Дочь мурзы Фатима», «Приемная дочь» («Асрау кыз»), продолжающие просветительские традиции в татарской литературе. Рассуждая о роли женщины в обществе, Ф. Карими, как и Р. Фахретдин, считал самым главным ее материнские обязанности. Он призывал развивать женское просвещение, т.к. связывал прогресс общества с воспитанными и образованными матерями [Гатин 2008: 94].

Фатих Карими был уроженцем д. Миннибаево Бугульминского уезда Самарской губернии (совр. Альметьевский район РТ). Он получил разностороннее образование: учился в Чистопольском медресе и в частной школе «Мулькийа» в Стамбуле. Впоследствии после переезда в Оренбург Ф. Карими трудился редактором татарской газеты «Вакыт», занимался научно-просветительской, общественной работой.

Мать Ф. Карими Магсума - образованная для своего времени женщина из семьи мусульманского духовенства, с широким кругозором, поддерживала начинания мужа Гильмана. Семейная пара прожи-

вала в д. Миннибаево, где Гильман Карими служил имамом местной мечети, а позднее был назначен ахуном Бугульминского уезда.

У Гильман-ахуна и Магсумы-абыстай, как и в семье Р. Фахретдина, было восемь детей. Но двое из них тоже умерли в младенчестве. Гиль-ман Карими отличался оригинальным взглядом на воспитание детей. Он считал, что необходимо создавать условия для всестороннего развития и мальчиков, и девочек, потому поощрял физическую активность своих дочерей, которые часто ходили купаться в укромное место на речке, где имелась оборудованная купальня. Старшая дочь Фахира до замужества любила кататься верхом и стреляла из ружья [Фатыйх Кэрими 2000: 306]. Семья Карими в 1899 г. переехала в Оренбург.

В этом городе Ф. Карими получил известность как литератор, журналист, общественный деятель. Во всех сферах его деятельности, так или иначе, возникал и «женский вопрос». Например, показателен эпизод 1906 г.: Оренбургское мусульманское благотворительное общество под руководством Ф. Карими принимает решение о допустимости посещения местной татарской женской школы в качестве экзаменаторов лишь представительницами женского пола, ибо аналогичные действия мужчин-экзаменаторов порождали осуждение со стороны мусульманского сообщества - «даже если там малолетние дети» [XX гасыр башы 2020: 86]. В этот период активисты реформаторского движения пытались добиться компромисса с широкими массами, чтобы преобразования не вызывали сильного отторжения.

Однако позднее, с точки зрения широких обывателей, не допускавших наделения татарских женщин широкими правами в повседневной жизни, публичная позиция Ф. Карими становится более радикальной. Он не только в литературных произведениях, но и на страницах редактируемой им газеты «Вакыт» обращался к женской проблематике. Например, в этом издании появлялись публикации, пропагандирующие свободу передвижения и экономическую самостоятельность мусульманок. В итоге Ф. Карими получил среди местных мусульман репутацию человека радикальных взглядов, а его редакция полемизировала с журналом «Дин вэ магишат» [Габдрафикова 2015: 113, 264, 289]. Неслучайно сбежавшая в 1915 г. из родительского дома поэтесса Гиффэт туташ (Захида Бурнашева) написала открытое письмо именно в редакцию га-

зеты «Вакыт» и попросила защиты [Габдрафикова 2015: 285]. В какой-то мере она повторила поступок Фатимы - героини произведения Ф. Карими. Но в отличие от литературной героини, ее целью был не брак с любимым человеком, а обычная жизнь, не ограниченная традиционными рамками. З. Бурнашева обосновалась в Москве, работала учительницей в одной татарской семье. А ее стихи стали появляться в печати.

Несмотря на поддержку женской эмансипации в публичном пространстве, в частной жизни Ф. Карими демонстрировал традиционные установки. Его супруга Саида не участвовала в общественной жизни. Она посвятила себя семейным заботам. Родственники Ф. Карими характеризовали ее как «девушку из обычной татарской семьи, всю жизнь чтившую мужа за его ум, образованность, такт и доброту». Они поженились в 1903 г. Интересно, что в этот период Фатих Карими вечерами давал уроки не только своей младшей сестре Закире, но и вместе с ней обучал и молодую супругу Саиду [Фатыйх Кэрими 2000: 95, 303]. Конечно, он хотел видеть матерью своих будущих детей образованную женщину. Впоследствии у супругов родилось четверо сыновей, но два из них умерли в младенчестве. Саида была верной спутницей мужа долгие годы, Ф. Карими тяжело переживал ее смерть в 1936 г.

Младшие сестры Ф. Карими тоже не отличались особой публичной активностью. Но Гасима и Закира Карими были образованными девушками. Они обе читали на татарском, турецком, арабском, фарси, русском языках [Фатыйх Кэрими 2000: 109, 303]. При этом сестры Карими получили домашнее образование, учил их сам Гиль-ман-ахун и старший брат Фатих. Для отдельных предметов, например, по русскому языку приглашали гувернантку.

Гасима Карими вышла замуж за журналиста, издателя и коммерсанта Тимершу Соловьева. Супруги воспитали двоих сыновей. О своих родителях они вспоминали как о начитанных и разносторонних людях, окруживших и детей своих книгами [МНК. КП-10966/31: 5]. Пожалуй, это был пример практической реализации идеи о «матери нации» как образованной родительнице.

Закира Карими стала супругой журналиста Бургана Шарафа, сотрудника газеты «Вакыт». В молодости она печаталась в журналах и газетах, некоторые рассказы были изданы в виде отдельных книжечек [Фатыйх Кэрими 2000: 303]. Писатель-

ские способности Закиры поощрялись ее семьей, в особенности братьями. Поэт и журналист З. Ба-шири в мемуарах вспоминал о том, как в 1909 г. в редакции газеты «Вакыт» к печати готовили ее рассказ. Он обнаружил, что произведение написано не почерком Закиры, а ее двоюродного брата Габдрахмана (сына Р. Фахретдина). «...передавая мне текст, добавил: "Посмотри хорошенько, отредактируй как надо, пусть будет красиво. Ведь это первый рассказ, написанный от имени татарской женщины!"». Автор мемуаров хотел подчеркнуть, что девушка не сама написала рассказ [Бэшири 1968: 219-220]. Несмотря на кривотолки, мемуары о Ф. Карими, написанные Закирой Шараф уже в советские годы, являются лучшим подтверждением ее литературного таланта.

Хади Атласи:

критический реализм муллы

Ярким публицистом, в том числе автором разных рассуждений о татарском «женском вопросе», был Хади Атласи. Уроженец д. Нижнее Чекурское Буинского уезда Симбирской губернии (совр. Буинский район РТ), в начале ХХ в. служил имамом в д. Альметьево Бугульминского уезда, в 1907 г. стал депутатом Государственной думы. Из-за судебного расследования был отстранен от должности муллы. До 1917 г. он занимался научно-публицистической работой.

Х. Атласи критиковал традиционные установки мусульманского общества, в особенности - ограничения передвижения женщины. Из-за этого многие были вынуждены соблюдать условные рамки приличия, не могли участвовать в хозяйственной жизни и выполняли работу лишь по дому. Описывая проблемы татарских солдаток, в одной из публикаций 1915 г. в газете «Юлдуз» он писал: «Они, проснувшись утром, доят коров, выгоняют в поле скот, готовят обед, моют посуду, кормят телят, ложатся спать, а на другой день повторяют то же самое с начала до конца». Именно из-за такого уклада многие татарские хозяйства в военное время пришли в запустение. «Татары слишком много потеряли от того, что до сих пор не могли разрешить практически и теоретически женский вопрос», - сокрушался по этому поводу Х. Атласи [Габдрафикова 2015а: 271-272].

Интересно, что сторонника женской эмансипации, ученого и общественного деятеля Х. Атласи порой обвиняли и в дискриминации женщин. В 1912-1913 гг. на страницах татарских журна-

лах «Ац» и «Ялт-Йолт» произошла характерная публичная полемика. В центре скандала оказались казанская мугаллима Магруй Музаффария и Хади Атласи. Обсуждая вопрос о необходимости открытия татарской женской гимназии, Х. Атласи упомянул и ее имя, когда писал о недостаточном уровне профессиональной подготовки татарских учительниц. Общественный деятель не указал в своей статье даже полное имя мугаллимы, а ограничился обозначениями «жена Ходжиахмета муллы», «вдова казанского имама». Очевидно, что такое упоминание в прессе задело М. Му-заффарию, которая более десяти лет работала вероучительницей в первой русско-татарской женской школе в Казани. В ее защиту выступил Габдулла Тукай, близкий друг семьи Магруй-ха-ным. Поэт подчеркивал, что «жена Ходжиахмета муллы» — это «знаменитая на всю Казань Магруй Музаффария». Продолжая полемику в стиле ген-дерного дискурса Х. Атласи, Тукай называет его «альметьевским муллой» и «мужем некой остаз-бики Биби» и подчеркивает, что ничто не дает ему права касаться личности ханым [Габдрафикова 2019: 312-313].

Х. Атласи прекрасно представлял предмет своих рассуждений, ведь он неоднократно пытался организовать женскую школу в Альметьево. В первый раз он осуществил задуманное в годы своего служения приходским муллой еще до 1909 г. Ему удалось собрать около 10-15 учениц. Верным соратником в этих начинаниях Х. Атласи была его супруга - Хусникамал-абыстай.

Безусловно, взаимоотношения в частной сфере лучше всего иллюстрируют взгляды человека и его истинное отношение к тому или другому вопросу. Так история жизни Х. Атласи показывает, что супруга его была единомышленницей и помощницей во многих его делах. Публикации о необходимости большей самостоятельности татарским женщинам тоже были продиктованы его жизненным опытом.

Важную роль в жизни Хади Атласи занимали его мать и сестры. Сарвиджан была второй супругой нижне-чекурского имама Мифтахутдина-хаз-рата, значительно моложе его [Галлям 2013: 58]. Отец Х. Атласи умер в возрасте 76 лет. В то время Хади еще учился в Буинском медресе, заботы о матери легли на плечи юного шакирда (студента).

Общественная занятость и ряд других причин надолго отрывали Х. Атласи от семьи. В 1907 г. он стал депутатом и был вынужден уехать на

четыре месяца в Санкт-Петербург. В 1909 г. его публикация «Нововведения в образовании и наши ученые» всколыхнула общественность и привела к судебному разбирательству, в результате которого он на три месяца угодил в тюрьму. Все это время функция главы семьи лежала на хрупких плечах его супруги, поэтому Х. Алтаси хорошо представлял, как важны для благополучия хозяйственная хватка и педагогические способности Хусникамал-абыстай. У супругов было две дочери и два сына. В дореволюционные годы Х. Атласи даже не мог представить, что спустя 20 лет он оставит семью на попечение супруги и лишь его редкие письма-наставления из лагеря будут ориентиром для них.

Хусникамал Атласова происходила из известного рода религиозных деятелей, берущего начало от основателя Нижне-Чершилинского медресе, ахуна Гисматулла бин Габдрахман ат-Тайсугани. Ее отцом был Габдулфаттах бин Габдулкаюм, а Ризаэтдин Фахреддин приходился ей троюродным братом. Один из ее родных братьев Габдул-бари стал преемником отца и служил мударрисом Нижне-Чершилинского медресе в начале ХХ в., учился он у Галимджана Баруди в «Мухамма-дии». Скорее всего, в семье нижне-чершилинских хазратов не понаслышке знали об успехах казанских женских школ, что в свою очередь оказало существенное влияние на становление личности Хусникамал, на формирование ее мировоззрения. Брак с таким же развитым и образованным имамом Хади Атласи открыл новые возможности для ее самореализации.

Организация работы женской школы в Аль-метьево стала общим делом супругов Атласовых. После закрытия школы в 1909 г. во второй раз они открыли ее спустя шесть лет, в годы Первой мировой войны. Женская школа работала с 1915 г. во флигеле их собственного дома. Х. Алтаси содержал ее на личные средства, покупал учебные принадлежности, вел уроки истории и географии. Его супруга Хусаникамал обучала девочек чтению и письму. К тому времени ученый уже успел выпустить ряд исторических трудов, в числе которых «Сююмбике». Обращение к фигуре казанской царицы в научной работе, выделение ее исторической роли стали показателем лояльного отношения Х. Атласи к женской эмансипации. К сожалению, образовательное учреждение проработало недолго и было закрыто властями под предлогом незаконности его функционирования [Ьади Атласи 2007: 29].

После февральской революции Х. Атласи переехал из Альметьево в Бугульму, и в уездном центре он продолжал активную деятельность по разрешению многих национальных проблем, в том числе «женского вопроса». Например, в этот период в журнале «Шура» была опубликована статья Х. Атласи «Женский вопрос», он читал лекции в обществе мусульманских женщин

г. Бугульмы. Общество это было новым и основной целью его организации было просвещение татарских женщин. Хусникамал Атласова тоже участвовала в работе этой организации, была помощницей председателя [Мухаметдинова 2003: 57]. Стараниями Х. Атласи в Бугульминском уезде были организованы краткосрочные курсы по подготовке мугаллима - учительниц татарских школ. Для этого он пригласил из Казани супругов-преподавателей Мирзу и Шарифджамал Алиевых [Ьади Атласи 2007: 351]. В этот революционный период все усилия Хади Атласи были направлены на просвещение татарской молодежи, и он совершенно не делал различий между юношами и девушками.

Фазыл Туйкин:

«каждому человеку полезны

новые знания и навыки»

Молодой коллега Х. Атласи - Фазыл Туйкин тоже в это время работал в Бугульме. Уроженец

д. Зай-Каратай Бугульминского уезда (совр. Лени-ногорский район РТ) рано остался без отца и рос в попечении овдовевшей матери Гайши. Она была на сорок лет моложе своего супруга зай-каратаев-ского муэдзина Ахметкарима. Будучи второй его женой Гайша Фахретдинова родила двух сыновей: Мухаметкабира (1878) и Ахметфазыла (1887). Младшему сыну Гайши было 7 лет, когда скончался их отец. Мать братьев Туйкиных приходилась родной сестрой каракашлинского муллы Харра-са-хазрата. Поэтому именно в его медресе Кабир и Фазыл получили начальное образование. Далее они прошли курс обучения в знаменитом Байря-кинском медресе. Фазыл Туйкин, по совету того же дяди Харрас-хазрата Фахретдинова, отправился в Казань для учебы в медресе Г. Баруди - «Мухам-мадии», там он окончил средний курс.

Главным призванием братьев Туйкиных была педагогическая работа. Они были одержимы идеей создания собственной школы в годы первой русской революции. И именно мать оказала определенную помощь в реализации их идеи.

В 1907 г. с помощью младшего брата Гайши -муллы Хади Фахретдинова - братья организовали в родной деревне новометодную школу. Для этого они построили специальное здание. Но школа просуществовала совсем недолго, уже в 1909 г. был арестован К. Туйкин, который впоследствии провел 10 месяцев в Самарской тюрьме.

После этого, взяв с собой всю семью, К. Туйкин уехал в Оренбург. В это тяжелое время прибежищем для них стала редакция журнала «Шура» (редактор - Р. Фахретдин). Ф. Туйкин уже публиковался в некоторых периодических изданиях и был известен как молодой поэт. Однако жизнь в губернском Оренбурге не понравилась их матери Гайше-ханым. Она скучала по своему сельскому укладу и родным местам. В итоге семья Туйки-ных вернулась обратно в Бугульминский уезд. К. Туйкин считался политически неблагонадежным, поэтому вместе с семьей он обосновался вновь в д. Зай-Каратай. Там он занимался земледелием, т.к. ему запретили вести просветительскую работу в деревне [Бертуган Туйкиннар 2007: 70-71].

Интересно, что в резком повороте судьбы -переезде Ф. Туйкина в Уфу сыграл свою роль все тот же родственник матери - Хади-хазрат. После закрытия Зай-Каратаевской школы в 1909 г. он уехал в Османскую империю и продолжил совершенствование собственных знаний. После возвращения его пригласили в Уфу служить муллой при 4-й соборной (Хакимовской) мечети. Основным попечителем этого мусульманского прихода Уфы был известный татарский купец Абдулатиф Хаки-мов. Он же организовал и медресе «Хакимия» при новой мечети. Именно там, в медресе прихода своего дяди-муллы, работал учителем (мугаллимом) и Ф. Туйкин [Бертуган Туйкиннар 2007: 95-97].

Дочь Хади-хазрата - Зайнаб Фахретдинова работала мугаллимой в Акзегитовской женской школе (Цивильский уезд Казанской губернии) в 1909-1911 гг. Она училась в Альметьево и Чистополе, а также в Иж-Бубинском медресе. Одной из ее учительниц была известная журналистка, уроженка Чистополя - Фатима-Фарида Вагапова (Наурузова). Наличие среди родственников учительницы Туйкиных говорит о самых передовых взглядах этой семьи, допускавшей самостоятельность даже незамужней девушки. При этом в их родной деревне Зай-Каратай широкие слои населения демонстрировали разное отношение к женской эмансипации. Были и те,

кто резко осуждал молодых учительниц даже в начале 1920-х гг.

В уфимский период жизни появляются первые публикации Фазыла Туйкина, связанные с «женским вопросом». Например, в одной из его пьес «Жертвы жизни» («Тормыш корбаннары»), датируемой 1912 г., поднимается вопрос о насильном бракосочетании, когда ни у невесты, ни у жениха родители не спрашивали согласия на заключение брачного союза. Другая пьеса Ф. Туйкина «Сюю-мбике» (1914) считается утерянной [Бертуган Туй-киннар 2007: 36]. Тем не менее, судя по названию, и здесь тоже угадывается женская проблематика, но уже через образ знаменитой казанской царицы Сююмбике. Интересно, что к теме Сююмбике обратился в это же время и Х. Атласи.

Женская проблематика стала также главным объектом научных изысканий Ф. Туйкина. Например, в 1913 г. в казанском журнале «Сююмбике» была опубликована статья «Тормыш майданында хатыннар» («Женщины перед обстоятельствами жизни»). В этой публикации автор обращает внимание читателей на разные варианты воспитания деревенских девушек: если в одном случае они закрыты в четырех стенах и избегают любого общества, то в другом - женщины принимают участие в самых разных сельских работах вместе с мужчинами. Первая практика была характерна для материально обеспеченных слоев сельского общества, а второй подход был распространен среди простых слоев населения (например, мужчины и женщины вместе отправлялись на полевые работы). Ф. Туйкин не видел в такой практике ничего неприличного («эдэпсезлек»), а наоборот считал таких женщин сильными и достойными [Бертуган Туйкиннар 2007: 165-168].

Примерно такого же подхода он придерживался и в жизни. Первая его супруга рано скончалась из-за неизлечимого заболевания, а вторая жена Хуршидсара (была родом из д. Какре-Елга), брак с которой состоялся в 1914 г., делила с ним все тяготы и радости жизни долгие годы. После 1917 г. семья жила некоторое время в Бугульме. Жены братьев Туйкиных вели самостоятельно домашнее хозяйство: ходили за водой, готовили дрова, топили печь и т.д. На замечание супруги бугульминского Шакир-бая, что негоже, будучи учеными людьми, загружать жен как прислугу, Фазыл Туйкин ответил просто: «жизнь сложная, и каждому человеку полезны новые знания и навыки» [Бертуган Туйкиннар 2007: 98]. Конечно, тогда

еще Туйкины не знали, что предстоит пережить их близким в конце 1930-х гг.

Идеалом для братьев Туйкиных всегда оставалась их мать Гайша. Она была главой всего семейства, две семьи проживали в одном доме. 52-летний Кабир Туйкин в 1930 г. посвятил ей стихи «Энкэмэ» («Моей маме»). Вероятно, жизненный опыт Гайши, вдовы, поднявшей на ноги почти самостоятельно двух сыновей, был лучшим подтверждением силы женщины.

В заключение необходимо отметить, что в установках и взглядах обозначенных нами исторических личностей прослеживаются две тенденции. Сторонниками первой были Ризаэтдин Фахреддин и Фатих Карими, которые считали, что самореализация татарской женщины возможна лишь в рамках семейной жизни. Поэтому ратовали за развитие женского образования, ибо воспитание детей должны осуществлять достойные, образованные матери. При этом упускались из виду возможные жизненные трудности. Они не обращали внимания на такие исключительные обстоятельства, когда женщина не могла иметь семью. Хотя, спустя много лет после этих публикаций, мы видим, что старшая дочь

Р. Фахретдина - Зайнаб не имела своей семьи и собственных детей. Но она окончила в 1929 г. медицинский факультет Казанского университета и реализовалась как профессионал своего дела, долгие годы работала врачом. Полученные когда-то в Оренбургской женской гимназии знания, действительно, стали хорошей базой.

Вторая тенденция прослеживается в рассуждениях Хади Атласи и Фазыла Туйкина, которые ратовали не только за женское просвещение, но и за самостоятельность женщин в хозяйственной жизни. Они призывали отбросить стереотипы, дать женщинам большую свободу и не ограничивать их пределами домашней усадьбы. Обращает на себя внимание, что и Х. Атласи, и Ф. Туйкин рано лишились отцов, они видели своих овдовевших матерей без мужской поддержки, но ограниченных традиционными установками. Поэтому разрешение «женского вопроса» стало и для них насущной задачей.

Но всех обозначенных выше авторов объединяло общее стремление - это развитие женского образования, распространение новых знаний, которые позволили бы преодолеть косность мышления, невежество и беспомощность.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Байбулатова Л. Ризаэтдин Фахретдин. Казань: Татарское книжное издательство, 2021. 45 с.

Бертуган Туйкиннар 2007 - Бертуган Туйкиннар: тарихи-документаль жыентык / Тез.-авт. Э. Ханнанова-Галимжанова. Казан: Рухият, Дыен, 2007. 592 с.

Бэшири 1968 - Бэшири З. Замандашларым белэн очрашулар. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1968. 292 с.

Биктимирова 2002 — Биктимирова Т. А. Татар хатын-кызлары мэгърифэт юлында. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 2002. 140 с.

Габдрафикова 2015а — Габдрафикова Л. Р. Татарское буржуазное общество: стиль жизни в эпоху перемен (вторая половина XIX - начало XX века). Казань: Татарское книжное издательство, 2015. 367 с.

Габдрафикова 20156 — Габдрафикова Л. Р., Абдуллин Х. М. Татары в годы Первой мировой войны (19141918). Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2015. 396 с.

Габдрафикова 2019 - Габдрафикова Л. Р. Мугаллима: новая социально-профессиональная роль татарской женщины начала ХХ в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия История России. 2019. Т. 18. № 2. С. 312-313.

Галлям 2013 — Галлям Р. Г. Хади Атласи: новые сведения по биографии и родословной // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2013. № 3. С.55-63.

Гатин 2008 — Гатин А. А. Фатих Карими: педагогическая и общественно-политическая деятельность. Дисс. ... канд. ист. наук. Казань, 2008. 370 с.

Гимранова 2011 — Гимранова Д. Г. Проблема женщин в литературных трудах Ризаэтдина Фахреддина: Автореф. дис. ... канд. филолог. наук. Казань, 2011. 24 с.

Кадымова 2013 — Кадымова Р. Р. Вклад Ризаэтдина Фахреддина в формирование нового статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв.: Автореф. ... канд. ист. наук. Казань, 2013. 24 с.

Кутушев 1988 — Кутушев Р. Р. Материалы к биографии Ризы Фахретдинова // Творчество Ризы Фахретдинова: сб. статей. Уфа, 1988. С. 55-61.

Мухаметдинова 2003 — Мухаметдинова А. Х. Хади Атласи как историк: Дисс. ... канд. ист. наук. Казань, 2003. 149 с.

Никишина 2004 — Никишина С. Р. Проблема феминизма в татарской литературе начала XX века (эволюция творческого метода и героя). Елабуга, 2004. 126 с.

hади Атласи 2007 - Ьади Атласи: Тарихи-документаль жыентык / тоз.-авт. Р.Мицнуллин h.6. Казан: Ж^ыен, 2007. 315 с.

Ризаэтдин Фэхретдин 1999 - Ризаэтдин Фэхретдин: Фэнни-биографик жыентык / сост. Р.Марданов и др. Казан: Рухият, 1999. 223 с.

Риза казый фэтвалэре / тез. А. М. Гайнетдинов. Казан: ТР ФА Ш. Мэржани исем. Тарих институты, 2019. 104 с.

Татарские селения 2019 - Татарские селения юго-восточного Закамья: очаги просвещения и культуры / отв. ред. А. И. Ногманов. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2019. 388 с.

Тухватуллина 2003 — Тухватуллина Л. И. Специфика гендерных представлений Ризаэтдина Фахретдинова // Ризаэддин Фэхреддин: мирасы hэм хэзерге заман. Мэкэлэлэр жыентыгы. Казань: изд-во Института истории АН РТ, 2003. С. 316-328.

Фатыйх Кэрими 2000 - Фатыйх Кэрими: Фэнни-биографик жыентык / сост. Р. Марданов и др. Казан: Рухият, 2000. 224 с.

ХХ гасыр башы татар вакытлы матбугатында хатын-кыз мэгарифе мэсьэлэлэре (документлар жыентыгы) / тез.-авт. Мортазина Л.Р, Зиннэтуллина А.Э. Казан: ТР ФА Ш. Мэржани исем. Тарих институты, 2020. 588 с.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Baibulatova L. Rizaetdin Fakhretdin [Rizaetdin Fahretdin]. Kazan': Tatar Book Publishing House, 2021. 45 p. (in Russian)

Bertugan Tuikinnar: tarihi-dokumental' ^yentyk = Brat'ya Tuikinnar: istoriko-dokumental'nyi fil'm [The Tuikin brothers: historical and documentary collection]. Kazan: Ruhiyat, ^yen Publ., 2007. 388 p. (in Tatar)

Bashiri Z. Zamandashlarym belan ochrashular = Vstrecha s sovremennikami [Meetings with my contemporaries]. Kazan: Tatarstan book Publishing House, 1968. 292 p. (in Tatar)

Biktimirova T. A. Tatar hatyn-kyzlary m3g"rifat yulynda = Tatarskie zhenshchiny na puti k prosvetleniyu [Tatar women on the path of education], Kazan: Tatarstan book Publishing House, 2002. 140 p. (in Tatar)

Gabdrafikova L. R. Tatarskoe burzhuaznoe obshchestvo: stil' zhizni v epohu peremen (vtoraya polovina XIX -nachalo XX veka) [Tatar bourgeois society: lifestyle in the era of change (secondhalf of theXIX- earlyXXcentury)]. Kazan: Tatar book Publishing House, 2015. 367 p. (in Russian)

Gabdrafikova L. R. Mugallima: novaya social'no-professional'naya rol' tatarskoj zhenshchiny nachala XX v. [Mugallima: a new socio-professional role of the Tatar woman of the early XX century], In: Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya Istoriya Rossii [RUDN Journal of Russian History]. 2019. Vol. 18. No 2. Pp. 312-313. (in Russian)

Gabdrafikova L. R., Abdullin H. M. Tatary v gody Pervoi mirovoi voiny (1914-1918) [Tatars during the World War I (1914-1918)]. Kazan: Institut istorii im. Sh. Mardzhani Publ., 2015. 396 p. (in Russian)

Gallyam R. G. Hadi Atlasi: novye svedeniya po biografii i rodoslovnoi [Khadi Atlasi: new information for biography and pedigree], In: Iz istorii i kul'tury narodov Srednego Povolzh'ya [From the history and culture of the peoples of the Middle Volga region]. 2013. No 3. Pp. 55-63. (in Russian)

Gatin A. A. Fatih Karimi: pedagogicheskaya i obshchestvenno-politicheskaya deyatel'nost': Diss. ... kand. ist. nauk [Fatih Karimi: pedagogical and socio-political activities: PhD thesis]. Kazan, 2008. 370 p. (in Russian)

Gimranova D. G. Problema zhenshchin v literaturnyh trudah Rizaetdina Fahreddina: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [The problem of women in the literary works of Rizaetdin Fakhreddin: Extended abstract of PhD thesis]. 24 p. Kazan, 2011. (in Russian)

Kadymova R. R. Vklad Rizaetdina Fahreddina v formirovanie novogo statusa zhenshchiny v tatarskom obshchestve konca XIX - nachala XX vv: Avtoref. diss. ... kand. ist. nauk [The contribution of Rizaetdin Fakhreddin

to the formation of the new status of women in Tatar society of the late XIX and early XX centuries: Extended abstract of PhD thesis]. 24 p. Kazan, 2013. (in Russian)

Kutushev R. R. Materialy k biografii Rizy Fahretdinova [Materials for the biography of Riza Fakhretdin]. In: Tvorchestvo Rizy Fahretdinova: sb. statei [The work of Riza Fakhretdinov: collection of articles]. Ufa, 1988. Pp. 55-61. (in Russian)

Muhametdinova A. H. Hadi Atlasi kak istorik: Diss. ... kand. ist. nauk [Khadi Atlasi as a historian: PhD thesis]. Kazan, 2003. 149 p. (in Russian)

Nikishina S. R. Problema feminizma v tatarskoi literature nachala XX veka (evolyuciya tvorcheskogo metoda i geroya) [The problem offeminism in Tatar literature of the early XX century (the evolution of the creative method and hero)]. Elabuga, 2004. 126 p. (in Russian)

Hadi Atlasi: Tarihi-dokumental' ^yentyk = Hadi Atlasi: Istoriko-dokumental'nyi sbornik [Khadi Atlasi: historical and documentary collection]. Kazan: ^yen Publ., 2007. (in Tatar)

Rizaetdin Fahretdin: Fanni-biografik ^yentyk = Rizaetdin Fakhretdin: Fanni-biograficheskii ocherk [Rizaetdin Fakhretdin: scientific and biographical collection]. Kazan: Ruhiyat Publ., 1999. (in Tatar)

Riza kazyi fatvalare=Fetvy Rizy-kazyya [Fatwas of Riza-kazy]. Kazan: Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan named after Sh. Marjani. Institute of History, 2019. 104 p. (in Tatar)

Tatarskie seleniya yugo-vostochnogo Zakam'ya: ochagi prosveshcheniya i kul'tury [Tatar villages of southeastern Zakamye region: centers of education and culture]. Kazan: Institut istorii im. Sh. Mardzhani Publ., 2019. 388 p. (in Russian)

Tuhvatullina L. I. Specifika gendernyh predstavlenij Rizaetdina Fahretdinova [Specifics of gender ideas of Rizaetdin Fakhretdin]. In: Rizaeddin Fahreddin: mirasy ham hazerge zaman [Rizareddin Fahreddin: Heritage and modernity]. Kazan: Institut istorii AN RT Publ., 2003. Pp. 316-328. (in Russian)

Fatyih Karimi: Fanni-biografik ^yentyk = Fatikh Karimi: nauchno-biograficheskii sbornik [Fatih Karimi: scientific and biographical collection]. Kazan: Ruhiyat Publ., 2000. 224 p. (in Tatar)

XX gasyr bashy tatar vakytly matbugatynda khatyn-kyz magarife mas'alalare (dokumentlar ^yentygy) = Voprosy zhenskogo obrazovaniya v tatarskoi periodicheskoi pechati nachala XX veka (sbornik dokumentov) [Issues of women's education in the Tatar periodical press of the beginning of the XX century (collection of documents)]. Kazan: AN RT named after Sh. Marjani. Institute of History of the Russian Academy of Sciences, 2020.588 p. (in Tatar)

L. R. Gabdrafikova

"WOMEN'S ISSUE" IN TATAR CULTURE OF THE EARLY XX CENTURY (HISTORICAL AND BIOGRAPHICAL ANALYSIS)

The problem of women's emancipation is one of the key issues of Tatar culture at the beginning of the XX century. The que&ion was con&antly discussed on the pages of the press. The main authors were men. But how did their public views correlate with their everyday experiences? The article analyzes the private life of Tatar cultural figures of the early XX century (Rizaetdin Fakhretdin, Fatih Karimi, Hadi Atlasi, Fazil Tuikin) in the context of the "women's issue": the role of mothers in their development, family relationships, influence on sixers, features of raising daughters, etc. The research is based on diverse sources, including materials of personal origin - letters and memories. The author comes to the conclusion that there are two trends in the attitudes of these figures: the fir& - the education of a Tatar woman was considered a necessity for family life and child rearing; the second - female emancipation and development were considered an important condition for a woman's independence in everyday life. Both directions were the result of the social experience of the authors.

Keywords: Volga-Ural region, Tatar culture, Islam, gender hi&ory, social hi&ory

Габдрафикова Лилия Рамилевна,

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник,

Лаборатория многофакторного гуманитарного анализа

и когнитивной филологии,

ФИЦ «Казанский научный Центр РАН»;

главный научный сотрудник,

Институт истории им. Ш. Марджани

Академии наук Республики Татарстан

(Казань, Россия)

bahetem@mail.ru

Gabdrafikova Liliya Ramilevna,

Doctor of Sciences (History), Leading Researcher,

Laboratory of Multifactorial Humanitarian Analysis and Cognitive Philology, FRC "Kazan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences"; Principal Researcher,

Sh. Maijani Institute of History of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (Kazan, Russia) bahetem@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2024 Received 20.03. 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.