Научная статья на тему '«Женский вопрос» в свете победы исламской революции в Иране'

«Женский вопрос» в свете победы исламской революции в Иране Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1564
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА / ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ / ПРАВА ЖЕНЩИН / ИМАМ ХОМЕЙНИ / WOMEN'S RIGHTS / WOMAN / ISLAMIC REVOLUTION / CONSTITUTIONAL NORMS / IMAM KHOMEINI

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иноземцева Елена Николаевна

В статье приводится краткая характеристика положения иранских женщин в семье, на работе и в политике; излагаются основы государственной политики после революции, в том числе в области положения и прав женщин, заложенные исламской идеологией «хомейнизма», манифестом которой является Конституция Исламской Республики Иран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article briefly characterizes the position of Iranian women in family, at work, and in politics, expounds the fundamentals of state policy after the revolution including the sphere of women's position and rights which were established by Islamic ideology of «khomeinism», manifested in the Constitution of the Islamic Republic of Iran.

Текст научной работы на тему ««Женский вопрос» в свете победы исламской революции в Иране»

Елена ИНОЗЕМЦЕВА

«ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» В СВЕТЕ ПОБЕДЫ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ИРАНЕ

В статье приводится краткая характеристика положения иранских женщин в семье, на работе и в политике; излагаются основы государственной политики после революции, в том числе в области положения и прав женщин, заложенные исламской идеологией «хомейнизма», манифестом которой является Конституция Исламской Республики Иран. The article briefly characterizes the position of Iranian women in family, at work, and in politics, expounds the fundamentals of state policy after the revolution including the sphere of women's position and rights which were established by Islamic ideology of «Khomeinism», manifested in the Constitution of the Islamic Republic of Iran.

Ключевые слова:

женщина, исламская революция, конституционные нормы, права женщин, имам Хомейни; woman, Islamic revolution, constitutional norms, women's rights, Imam Khomeini.

11

ИНОЗЕМЦЕВА Елена

Николаевна —

аспирант

Сибирского

института

международных

отношений и

регионоведения,

г. Новосибирск;

атташе Посольства

Российской

Федерации

в Исламской

Республике Иран

alia@inbox.ru

февраля 1979 г. в Иране произошло одно из важнейших политических событий ХХ в. — победа исламской революции в Иране. Она не была исключительно внутренней сменой существовавшего режима новым народным строем1.

Исламская революция заслуживает изучения с разных точек зрения. Ее следствием явился новый метод государственного управления, основанный на исламских критериях, повлиявший на многие народы и правительства. Это воздействие развивалось в течение трех десятилетий и «представило исламский Иран как могущественное и активное в мировых процессах государство»2.

В каждую годовщину празднования дня победы исламской революции в стране подводятся итоги изменений, происшедших после свержения шахского режима в 1979 г. В 2009 г. отмечалось тридцатилетие исламской революции в Иране3. Выступая в Конгрессе, президент Ирана М. Ахмадинежад заявил, что в годы исламской революции активное участие женщин в научной, культурной, политической и оборонной деятельности в интересах страны получало поддержку со стороны государства. «Женщина является олицетворением любви, терпения и самоотверженности», «Всевышний сотворил человека, чтобы он стал отражением его качеств. В нашей стране женщины сознательно и добровольно избрали "священную войну" во имя Бога», — отметил президент. Учитывая большую роль женщин на фронтах революции, организаторы Конгресса постарались продемонстрировать силу и потенциальные возможности женщин в интеллектуальной, политической и социальной сферах.

Надо признать, что общество в Иране, даже по истечении тридцати лет после победы исламской революции, не стало полностью ни исламским, ни правовым. Положение в социуме до сих не соответствует требованиям законов, в которых прописано точное соблюдение исламских норм в отношении женщин4. Иранское общество, пытаясь приспособиться к уровню развития современного мира, модернизируется, хотя руководство страны стремится к сохране-

1 Торжество тридцатилетия исламской революции // http://www.shianet.ru, 12.02.2009 г.

2 Исламская революция — новый метод государственного управления, основанный на исламских критериях // http://www.shianet.ru, 25.01.2009 г.

3 Женщины-мученицы, олицетворение стойкости // www.irib.ir / пер. с фарси. - Тегеран, 12.02.2009.

4 Непонятное существо — женщина // периодическое издание «Хозур» («Присутствие»), специальный выпуск / пер. с фарси. — Тегеран, 2009, с. 1.

124

ВЛАСТЬ

201 0' 01

нию довольно жестких исламских норм и традиций. Можно констатировать, что Иран еще не полностью соответствует понятию «правового государства», в котором женщины могли бы пользоваться правовой и материальной защитой в той же степени, в какой это принято в ведущих странах мира.

Анализируя материалы по положению женщин после победы исламской революции в Иране, можно выделить две точки зрения по этому вопросу. Согласно первой, в послереволюционные годы законодательные процессы продвигались в сторону ограничения законных прав женщин. Другая говорит о том, что эти процессы упростили и укрепили присутствие женщин в социальной и политических сферах. Скорее всего, оба эти утверждения верны. С одной стороны, правовые ограничения для женского населения страны действительно ужесточились после революции. С другой стороны, нет сомнений в том, что вследствие свержения шахского режима роль женщин, особенно представительниц средних и низших слоев общества, а также тех, к которым можно применить определение «религиозные», заметно усилилась и расширилась в сфере общественного развития1.

Основы государственной политики после революции, в том числе в области решения «женского вопроса», были заложены исламской идеологией «хомейнизма», манифестом которой является Основной закон (Конституция) Исламской Республики Иран (ИРИ), принятый в 1979 г.

В его преамбуле в пункте «Женщина в Конституции» отмечается, что в процессе «восстановления самобытности и прав иранского народа после исламской революции соответствующие привилегии женщины будут более значительны, поскольку она подвергалась большим притеснениям со стороны прежнего режима». Здесь же определено понятие семьи как «основополагающей ячейки общества, главного фактора, обеспечивающего развитие и совершенствование личности». В связи с этим отвергается «эксплуатация женщины и потребительское отношение к ней», указывается на ее роль в качестве «соратника мужчины во всех сферах», которая «приобретает с точки

1 Материалы общей аналитической радиопрограммы «Замане» («Время») / пер. с фарси. — Тегеран, 08.09.2009.

зрения ислама более высокую ценность и благородство»2. В п. 4. ст. 3 Конституции зафиксирована обязанность государства «использовать все его возможности в целях обеспечения всесторонних прав мужчин и женщин, справедливой юридической защиты для всех, а также всеобщего равенства перед законом»3. Кроме этого, в ст. 20 и 21 особо оговаривается, что мужчины и женщины «в равной степени находятся под защитой закона и пользуются всеми политическими, экономическими, социальными и культурными правами человека на основе соблюдения исламских норм», а государство «обязано гарантировать права женщин, соблюдая положения ислама»4.

Тем не менее особенность Основного закона ИРИ заключается в том, что его положения не имеют приоритетного характера. Действие и универсальность всех конституционных норм, а также иного законодательства ограничиваются требованием их соответствия исламским критериям. Этот принцип закреплен в ст. 4 Конституции, ответственность за соблюдение которого закрепляется за Наблюдательным советом, формируемым из религиозных правоведов и светских юристов.

Итогом исламской революции явилось изменение государственного строя, создание новой Конституции и новых законов, в том числе закона об исламских наказаниях, и, соответственно, увеличилось число фактов, свидетельствующих об ограничении прав женщин. На существование такой ситуации обращают внимание такие международные правозащитные организации, как Комиссия по правам человека ООН, «Международная Амнистия» и «Взгляд на права человека».

Революция — процесс, постоянно находящийся в движении, и изменения в обществе неизбежны. Женщины внесли большой вклад в победу исламской революции. Более того, как ни парадоксально, но, по мнению иранских правозащитниц, революция была предназначена именно для иранских женщин. Однако, с одной стороны, революция нуждалась в их со-

2 Конституция Исламской Республики Иран. Преамбула / пер. с фарси. — Тегеран : Министерство культуры и исламской ориентации, 2006, с. 12.

3 Там же, с. 13.

4 Там же.

действии для победы и ее последующего закрепления. С другой стороны, поскольку революция имела исламское содержание, то она обязана была подчиниться решениям религиозных наставников, формулирующих юридические положения в отношении женщин.

После революции сложилась ситуация, при которой женская часть населения страны осталась без какой-либо поддержки со стороны политических партий и лидеров женского движения. Неорганизованная женская «масса» не смогла противодействовать принятию решений, ограничивавших ее права. Только в конце 1980-х гг. в рамках Высшего совета культурной революции ИРИ впервые был создан Совет по социально-культурным проблемам женщин, в обязанности которого входило практическое изучение проблем и потребностей иранских женщин, защита их прав.

В целом Исламская Республика Иран применяет всевозможные меры для укрепления семьи с целью уберечь основополагающую ячейку общества от вреда, чтобы она оставалась в естественном и здоровом виде. Понятно, что семья является неотъемлемым фактором развития. Поэтому иранские женщины, являя свое конструктивное присутствие в обществе, стоят на страже семьи в качестве священной единицы общества и воспитательной базы. Соблюдение хиджаба (с арабского: покрывало; в исламе — любая одежда, однако в современном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок и платье, закрывающее женщину) женщинами также является вопросом, достойным внимания. Мусульманские женщины Ирана, соблюдая хиджаб, внушают обществу ту мысль, что общественная среда является местом работы и деятельности и поэтому в ней не должно быть

места никаким проявлениям самодемонстрации1.

Можно отметить следующие положительные результаты победы исламской революции применительно к решению «женского вопроса».

• Создание условий для образования для женщин в возрасте до 29 лет. Уровень грамотности женского населения на 2008 г. составил 80,33%, что на 52% выше по сравнению с показателями 1996 г.

• Обеспечение относительной безопасности для женщин в обществе.

• Увеличение степени участия женщин в таких сферах, как кино, музыка, СМИ, литература.

• Возросла роль женщин в науке.

Можно отметить и обозначившийся в течение последних 10—15 лет определенный прогресс в вопросе о месте и роли женщин в иранском обществе. В частности, в 2001 г. Иран присоединился к Конвенции об уничтожении всех форм дискриминации женщин (Convention on the all Forms of Discrimination against Women, 1979). И, тем не менее, на пути к более широкому участию иранских женщин во всех сферах жизни общества остаются еще многочисленные практические и психологические препятствия, которые еще предстоит преодолеть.

Женщины формируют огромный пласт активных сил любого общества. Несмотря на многие трудности и препятствия, в ИРИ за последние три десятилетия произошли кардинальные идейные и культурные преобразования, касающиеся повышения роли женщин в обществе. И хотя эти преобразования являются лишь началом пути, они подготовили соответствующую атмосферу для восстановления прав женщин2.

1 Исламская революция, новый взгляд на права женщин // http://www.shianet.ru, 12.02.2009 г.

2 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.