Научная статья на тему 'ЖЕНСКИЙ ВОПРОС У МАСОНОВ РУССКОГО ПАРИЖА'

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС У МАСОНОВ РУССКОГО ПАРИЖА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОЖА "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА" / МАСОНСТВО РУССКОГО ПАРИЖА / ГАЙТО ГАЗДАНОВ / М. ТЕР-ПОГОСЯН / М. ОСОРГИН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вендитти Микела

Статья вводит в научный оборот протоколы заседаний русской ложи «Северная Звезда» в Париже, на которых шли дискуссии о допущении женщин к масонству. Публикуемые архивные материалы, отложившиеся в Национальной библиотеке Франции (NBF) в Париже, относятся к 1945 и к 1948 гг. Женский вопрос стал особенно актуальным после Второй мировой войны в связи с тем, что масонские ложи должны были восстановить работу и рекрутировать новых адептов. Предлагается краткий обзор женского вопроса в истории масонства и, в частности, в масонской среде русских эмигрантов. Писатель М.А. Осоргин, один из основателей ложи «Северная Звезда», в 1930-е гг. решительно высказывался против допущения женщин к масонским ложам. В дискуссиях 1940-х гг. братья-масоны повторяют его мнение почти буквально. Участие женщин в масонстве отвергается с применением либо гендерных, либо социальных аргументов. Русские масоны, в основном, прибегают к гендерной аргументации: женщинам нет места в масонстве, потому что они не мужчины. Масонство, согласно Осоргину, является культом мужского творческого начала, не свойственного женщинам. Дискуссии о женском вопросе среди русских масонов-эмигрантов являются немаловажным источником также для изучения их литературного творчества; в частности, послевоенные литературные произведения Гайто Газданова тесно связаны с масонской идеологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WOMEN'S QUESTION AMONG THE MASONS OF RUSSIAN PARIS

The article is a introduction to the publication of the minutes of the meetings of the Russian lodge "Northern Star" in Paris, concerning the discussion on the admission of women to freemasonry. The proposed archival materials, deposited in the National Library of France in Paris, date back to 1945 and 1948. The women's issue became more relevant after the Second World War due to the fact that Masonic lodges had to recover and recruit new adherents. The article offers a brief overview of the women's issue in the history of Freemasonry in general, and in the Russian emigrant environment in particular. One of the founders of the North Star lodge, M. Osorgin, spoke out in the 1930s against the admission of women. In the discussions of the 1940s, the Masonic brothers repeat his opinion almost literally. Women's participation in Freemasonry is rejected using either gender or social arguments. Russian Freemasons mostly cite gender reasons: women have no place in Freemasonry because they are not men. Freemasonry, according to Osorgin, is a cult of the male creative principle, which is not peculiar to women. Discussions about the women's issue among Russian emigrant Freemasons are also an important source for studying their literary work; in particular, the post-war literary works of Gaito Gazdanov are closely connected with the Masonic ideology.

Текст научной работы на тему «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС У МАСОНОВ РУССКОГО ПАРИЖА»

Литературный факт. 2021. № 2 (20)

Literaturnyi fakt [Literary Fact], no. 2 (20), 2021

Научная статья с публикацией архивных материалов УДК 821.161.1.0

https://doi.org/10.22455/2541-8297-2021-20-314-332

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

Женский вопрос у масонов русского Парижа

© 2021, М. Вендитти Университет Неаполя Л'Ориентале, Неаполь, Италия

Аннотация: Статья вводит в научный оборот протоколы заседаний русской ложи «Северная Звезда» в Париже, на которых шли дискуссии о допущении женщин к масонству. Публикуемые архивные материалы, отложившиеся в Национальной библиотеке Франции (NBF) в Париже, относятся к 1945 и к 1948 гг. Женский вопрос стал особенно актуальным после Второй мировой войны в связи с тем, что масонские ложи должны были восстановить работу и рекрутировать новых адептов. Предлагается краткий обзор женского вопроса в истории масонства и, в частности, в масонской среде русских эмигрантов. Писатель М.А. Осоргин, один из основателей ложи «Северная Звезда», в 1930-е гг. решительно высказывался против допущения женщин к масонским ложам. В дискуссиях 1940-х гг. братья-масоны повторяют его мнение почти буквально. Участие женщин в масонстве отвергается с применением либо гендерных, либо социальных аргументов. Русские масоны, в основном, прибегают к гендерной аргументации: женщинам нет места в масонстве, потому что они не мужчины. Масонство, согласно Осоргину, является культом мужского творческого начала, не свойственного женщинам. Дискуссии о женском вопросе среди русских масонов-эмигрантов являются немаловажным источником также для изучения их литературного творчества; в частности, послевоенные литературные произведения Гайто Газданова тесно связаны с масонской идеологией.

Ключевые слова: Ложа «Северная Звезда»; масонство русского Парижа; Гайто Газданов; М. Тер-Погосян; М. Осоргин.

Информация об авторе: Микела Вендитти, профессор русской литературы, Университет Неаполя Л'Ориентале, Via Duomo 219, 80138 Napoli, Italia. ORCID ID: orcid.org/0000-0003-4072-4604 E-mail: mvenditti@unior.it.

Для цитирования: Вендитти М. Женский вопрос у масонов русского Парижа // Литературный факт. 2021. № 2 (20). С. 314-332. https://doi. org/10.22455/2541-8297-2021 -20-314-332

Русская ложа «Северная Звезда» была основана в 1924 году в Париже. Она работала в союзе с ложами Великого Востока Франции и Великой Ложей Франции, державшимися Древнего и принятого шотландского устава. «Северная Звезда» представляет собой интересное и значительное явление в культурно-историческом контексте первой волны эмиграции. С самого начала ложа отличалась, как утверждает один из ее основателей М.А. Осоргин, своей элитарностью, культурностью:

Ложа наша составилась из квалифицированных интеллигентов и в этом отношении вероятно является исключительной по своему составу из всех Л л Великого В[остока].'. Ф[ранции] л [4, с. 179].

И действительно, в числе собратьев были такие видные личности, как Марк Алданов, Антонин Ладинский, Вадим Андреев, Михаил Осоргин, Гайто Газданов, Владимир Сосинский-Семихат, художник Иван Билибин, Василий Маклаков и Михаил Тер-Погосян.

Девиз ложи «Северная Звезда», как и всего масонства, — братство и терпимость, то есть принципиальное уважение ко всем верованиям и мировоззрениям, в том числе и к атеизму. Русская ложа определила себя по существу своему как аполитичная, в ней было строго запрещено говорить о политике. Согласно Осоргину, масоны

не ставят, или, во всяком случае, не должны ставить ограничений ни расовых, ни национальных, ни социальных, ни религиозных, ни кастовых, ни политических. Основной принцип братства — величайшая терпимость к чужим взглядам и убеждениям, только бы эти взгляды и убеждения были искренними [3, с. 9].

Несмотря на эти благородные, либеральные убеждения, когда речь шла о женщинах, толерантные интеллигенты, представлявшие цвет культуры русского Парижа, обнаруживают взгляды порою очень даже патриархальные.

Вопрос о допущении женщин к масонству ставился уже в XVIII веке. В Великобритании ложи определялись как «monosexuee» и в общем уставе было указано «No women» [9, с. 294 -296]. В более «либертинской» Франции этот вопрос начали обсуждать в 1740 году. В течение XVIII века образовались так называемые «адоптированные» женские ложи, работавшие под опекой мужского правления с особенным упрощенным ритуалом. Надо было ждать до 1893 года, пока во Франции не появилась первая в мире смешанная ложа «Le

Droit Humain»; ее создали Мария Дерэм (Maria Deraismes, 1828-1894) и Жорж Мартен (Georges Martin, 1844-1916), яркие личности, активные борцы за гражданские и политические права [9, с. 223-226].

В эмиграции вопрос о русском женском масонстве возникает в 1920 году в связи с тем, что жену одного из русских масонов посвятили в ложу «Le Droit Humain». В 1927 году в союзе с этой смешанной ложей образуется русская ложа «Аврора», где в числе активных членов были жены и родственницы масонов, например, Ирина Те-рапиано и секретарь издательства «Числа» Августа Клодницкая [4, с. 296-301]. Ложа «Аврора» продолжала свою деятельность (не без затруднений из-за внутренних разногласий) до 1935 года. В итоге, как заключает А.И. Серков, «несмотря на наличие ярких лидеров (Е.А. Нагродская), женское и смешанное масонство не прижились в среде русской эмиграции» [4, с. 301].

Мотивировка, с которой оправдывали как в XVIII, так и в XX веке отказ от участия женщин в масонстве, была двоякой. С одной стороны, отклоняли представительниц прекрасного пола по чисто гендерным соображениям: их присутствие могло серьезно нарушить правила братства [8, с. 44]; с другой стороны, указывалась «объективная» причина: масон — человек принципиально свободный, а женщина попросту не могла быть независимой. При обсуждении вопроса о допущении женщин обе позиции встречаются в различных оттенках. У русских масонов, однако, преобладает «грубо» гендерная аргументация: женщинам нет места в ложах, потому что они не мужчины.

Прежде чем перейти к теме, необходимо сослаться на мнение Осоргина, одного из вдохновителей ложи «Северная Звезда», высказанное в докладе «О ЛЛ.: Усыновления» на комитетском собрании от 17 декабря 1934 г. (посвященном проблеме женских лож). Осоргин определяет следующим образом женское масонство:

Это псевдо-масонские кружки женщин, со специально придуманным для них ритуалом, совершенно не связанным с символами, мифами и традициями масонства [6, с. 271].

Французские Ложи Усыновления, продолжает он, возникли не в связи с концепцией равноправия полов, а скорее наоборот:

в основе ритуала — легенда об Еве, вся символика сводится к ликвидации женской болтливости (знак — палец на губах, при посвящении замазываются губы особой замазкой, при испытаниях — ловушки

для слишком любопытных, девиз «работать, молчать и повиноваться» и пр.) [6, с. 272].

Следовательно, французы отнюдь не «прогрессивны» по отношении к женщинам, как могло бы казаться:

Смущают их и некоторые особенности женской природы; например, в уставе «Лож Усыновления» существует статья 5, воспрещающая прием женщин беременных или «dans le temps critique» [при менструации] [6, с. 272].

Русские, наоборот, давно решили вопрос о равноправии; в России, утверждает Осоргин, даже не было феминистического движения, потому что оно не имело смысла, тем более после революции. Осоргин продолжает свои размышления в неожиданном направлении:

Женщина потому не может быть принята в масонские ряды, что истинное, традиционное, веками сложившееся масонство есть организация мужская по традициям, по идеологии, по символике, так сказать — по половому признаку. В основу ее положено возвеличение до степени культа мужского творческого начала, активной творческой силы, женщине не свойственной по самой природе [6, с. 273-274].

Писатель и масон Осоргин, всегда крайне внимательный к символике и к ритуалу, провозглашает как самые важные принципы масонства «познание, независимость, творчество», но с мужской точки зрения: присутствие женщин в масонстве «даже при отсутствии препятствий идеологического характера, внесло бы элемент известного, скажем, полового неспокойствия» [6, с. 275]. На заседаниях собратья чувствовали себя свободными, как отметил Яков Шефтель, «наша прекрасная традиция — мысли вслух — и составляет самый ценный элемент нашего общения» (1945). Осоргин утверждал:

Лично за себя со всей простотой я сказал бы, что мне Братство ценно, дорого и приятно, как общество мужчин, людей моего пола, моей психологии, моего, мужского, направления мыслей [6, с. 275].

В послевоенных возражениях братьев ложи «Северная Звезда» против участия женщин часто повторяются мысли Осоргина. В ложе женский вопрос впервые дебатируется в 1945 году. В протоколе от

13 декабря зафиксированы разные темы, в том числе, привлечение новых адептов. Проблема рекрутирования стала особенно актуальной после войны, когда масонская организация должна была восстановиться после долгого перерыва (ложи были запрещены в годы оккупации) и искала новые формы сотрудничества. Вопрос о принятии женщин возник в ложе Великого Востока Франции. На общих заседаниях (ежегодных конвентах) делегатов лож Великого Востока и Великой ложи Франции обсуждались возможные формы участия женщин. Ложа Великого Востока решила оставить разрешение данного вопроса на совести каждой отдельной ложи.

На заседании 1945 г. по вопросу о принятии женщин имеются лишь краткие наблюдения:

[Бр л Новоселов] В женском вопросе можно, разумеется, возражать против смешанных лож, хотя чисто женские ложи и существуют. Но им необходим руководитель-мужчина, который должен выработать чёткую и ясную идеологию. Если женщины окажутся способными воспринять ее, дальше они смогут пойти сами [...]

[БрлШефтель] масонство является как-бы синтезом рыцарской и монашеской идей. Разумеется, смешанное рыцарство очень трудно представить.

В 1948 году ложа посвящает три заседания обсуждению так называемого вопроса «С» — о допущении женщин. Возможно, под этим сокращением имеется в виду «смешанная ложа».

На первом заседании от 22 января присутствовало 11 человек. Против допущения женщин выступил писатель Гайто Газданов:

Бр л Газданов опасается, что присутствие и участие в работах женщин не только не обогатит нас, но в некоторых случаях может лишить беспристрастности и объективности. Хотя женщина вообще выше мужчины, но в некоторых областях она менее мужчины способна проявлять активность и творчество. Не следует рисковать упадком серьезности и подъема, котор[ые] составляют главную ценность мас л работы.

Высказался также Михаил Тер-Погосян1:

1 И. Бабич предполагает этнические корни некоторых членов ложи — осетина Газданова и армянина Тер-Погосяна — одной из причин, почему они были против участия женщин в масонстве [1, с. 195].

Бр л Тер-Погосян считает, что вопрос об участии женщин надо ставить именно абсолютно и решает его для себя в отрицательном смысле. Вся символика и философия млва построена на участии одних мужчин, и для многих в этом мож[ет] быть их прелесть. Если эту традицию изменить, то получиться уже не мас л во, а нечто иное.

Александр Маршак, в свою очередь, отметил, что это «чисто французский вопрос». За допущение женщин высказались Михаил Кивелиович и Семен Луцкий. На втором собрании от 26 февраля присутствовало 10 человек:

Дл Мл [Досточтимый Мастер А.С. Альперин. — М.В.] напоминает, что в прежние времена в Лл существовала решительная оппозиция допущению женщин. Причина ее была в пережитках прежнего отношения к женщине. Сейчас присутствие женщин могло бы быть даже стимулом для оживления заседаний.

На третьем и последнем собрании, посвященном данной проблеме, Кивелиович сообщил, что на конвенте вопрос был решен отрицательно (195 против 100 голосов), и женщины не были приняты.

Кроме историко-культурного значения, протоколы масонской ложи «Северная Звезда» являются интересным источником для изучения литературы. В составе ложи были многие представители интеллигенции, в особенности писатели. Их выступления на собраниях, актуальные темы, дебатировавшиеся в ложе, как представляется, способны дать определенный материал и для понимания литературной деятельности писателей-масонов. В случае Гайто Газданова, например, из протоколов мы узнаем, почему он вошел в братство вольных каменщиков и каким образом его романы, особенно последние, связаны с миром масонства [2; 10, с. 109-131]. Представления Газданова о женщине как таковой, выраженные в дискуссии 1948 года, бросают, думается, некий свет на мир женских персонажей его прозы.

Ниже публикуются четыре протокола собраний ложи «Северная Звезда», хранящиеся в Масонском фонде Национальной библиотеки Франции в Париже (BNF. FM 8. Boîte 2). Священные для масонов слова (ложа, братья, масонство и т.п.) в протоколах даются сокращенно, что отмечается особым знаком — три точки в образе пирамиды: л (например, Дл Лл = Достопочтенная Ложа) [6, с. 141]. В примечаниях приведены объяснения условных терминов масонства; источ-

ником сведений являются архивные материалы Масонского фонда. Лаконичность протоколов исходит из правил ложи: «В протоколах устранить характеристику докладов. Протокол должен быть деловит и сух».

Основные архивные материалы Масонского фонда находятся в четырех коробках (boîte) без определенного порядка. Все следующие цитаты, приведенные в примечаниях в скобках, относятся ко второй коробке (Boîte 2).

Протокол заседания 1945 года представляет собой машинопись; три протокола собраний 1948 года — рукописные.

Список участников, упомянутых в публикуемых протоколах [5; 7]

Альперин Абрам Самойлович (1881-1968)

Андреев Вадим Леонидович (1902-1976)

Бурышкин Павел Афанасьевич (Северные братья) (1887-1953)

Вайнштейн Лев Ефимович (1893- ?)

Газданов Гайто (1903-1971)

Емельянов Виктор Николаевич (1899-1963)

Ерухманов Абрам Исакович (1886-1966)

Иванов Петр Семенович (1889-1962)

Иорданский Михаил Юрьевич (1882-1972)

Кадиш Михаил Павлович (1886-1962)

Кафьян Христофор Гаврилович (1900-1976)

Кивелиович Михаил Петрович (1889-1965)

Кобецкий Яков Яковлевич (1883 -1945)

Курилов Виктор Антонович (1895-1975)

Лозовский (Лазовский) Яков Борисович (1885- не ранее 1973)

Луцкий Семен Абрамович (1891-1977)

Маклаков Василий Алексеевич (1869-1957)

Маршак Александр Осипович (1892-1975)

Маршак Виктор Акимович (1908-1966)

Маршак Исаак Осипович (1879- не ранее 1954)

Новоселов Кирилл Петрович (1909-1979 ?)

Островский Александр Абрамович (1904-1994)

Парониан Александр Арутюнович (1880-1947)

Петровский Николай Валерьянович (1891-1971)

Позняк Александр Иоакимович (1889- после 1974)

Роговский Евгений Францевич (1888-1950)

Сосинский-Семихат Владимир Брониславович (1903-1987)

Тер-Погосян Михаил Матвеевич (1890-1967) Шварцман Яков Иосифович (1890- ?) Шефтель Яков Михайлович (1882-1973)

Протокол торжественного заседания Достопочтенной Ложи «Северная Звезда» на Востоке города Париж 13 декабря 1945 года

Заседание открывает Досточтимый мастер бр.'. Альперин в 21 ч. Присутствуют братья: Альперин, Андреев, Газданов, Иорданский, Кафьян, Кивелиович, Курилов, Лозовский, Луцкий, Маршак Александр, Маршак Виктор, Новоселов, Роговский, Сосинский и Шефтель.

Извинения прислали: братья Тер-Погосян с оболом, Ерухма-нов, Емельянов. Брат Островский в отъезде, братья Исаак Маршак и Параньян болны. За отсутствием некоторых должностных лиц, Досточтимый Мастер приглашает занять брата Кивелиовича место брата-оратора2, брата Новоселова — место Обрядоначальника3 и брата Курилова — место Секретаря.

Из полученной Досточтимым Мастером корреспонденции братья узнают об установлении собраний «теню блянш»4 в конце каждого месяца, начиная с января 1946 года. Собрания эти будут происходить в большом зале на рю Кадэ5.

Имущество Великого Востока Франции освобождено от секвестра6.

В порядке дня стоит обсуждение доклада бр.'. Луцкого, которому и предоставляется слово.

Резюмируя свой доклад, прочтенный на ноябрьском торжественном собрании, бр.'. Луцкий отмечает, что он хотел в своем докладе

2 «На обязанности бр.'. ОРАТОРА лежит следить за исполнением конституции, возражать против решений, с нею не согласованных, вносить свои возражения в протокол и доводить их до сведения СОВЕТА ордена. [...] Возражения Оратора с ссылкой на конституцию может обсуждаться только в следующем заседании. Оратор имеет слово в любой момент преимущественно перед всеми. По всем обсуждаемым вопросам он дает свое заключение без мотивировки. После его заключения прения не допускаются».

3 «Обрядоначальник. Обязан отлично знать ритуал и руководить им».

4 Tenues blanches (фр.): «открытые» собрания, на которых могут участвовать не-масоны, чтобы слушать выступление масона.

5 Rue Cadet 16: адрес ложи Великого Востока Франции в Париже.

6 Ложа Великого Востока Франции была закрыта немцами в 1940.

проверить пути, по которым масонство шло до войны и те пути, которыми оно должно следовать теперь. С полной откровенностью он указывает на большие пороки масонства в прошлом: оно не сумело достойным образом воспитать человечество, несмотря на наличие богатых данных, находившихся в его руках. К порокам масонства бр л Луцкий относит и тайну масонства. Стараясь духовно очиститься, стремясь к действительному познанию и исправлению человека, мы не должны иметь особой тайны, какая была у египетских жрецов и пифагорейцев, у которых не соблюдалась даже тайна имен. Бр.'. Луцкий считает, что хорошее дело не следует облекать покровом тайны, что она даже вредна. Второй вопрос, затронутый докладчиком, — женский. Этот вопрос желательно разрешить широко, в истинно масонском духе, принимая во внимание громадную и ответственную роль, которую играет женщина в воспитании детей. Следующий вопрос — смена, привлечение в масонские ряды новых молодых и идейно настроенных кадров. Докладчик считает желательным организацию спортивных кружков, руководимых масонами, на подобие уже существующих скаутских организаций.

Преувеличенное занятие символикой брл Луцкий считает излишним. Самый основной порок современного масонства — его беспламенность, вялость, погружение в мир чисто профанских дел. Необходима практика доброты. Создание групп в 2-3 человека из числа масонов для помощи страждущим в профанском мире докладчик считает чрезвычайно желательным. Брл Луцкий предлагает довести эти пожелания до сведения В л В л Ф л и, хотя, он почти не сомневается в том, что эти предложения будут отвергнуты французами, он считает, что такой шаг нужно сделать, даже если это не изменит дела.

Считая критику желательным и необходимой, бр л Луцкий возражает против скептицизма бр л Газданова. Если свободная критика есть признак силы, то скептицизм иногда бывает признаком сомнения и даже неверия. Не нужно смущаться нашей малочисленностью: посколько это возможно, мы все должны быть апостолами нашей правды. Отвечая брл Кивелиовичу докладчик говорит о том, что нельзя отрицать религии, даже относясь отрицательно к церкви. Необходима связь с миром и неустанные поиски правды-истины. Нельзя отрываться от земли и гнаться за летящей птицей. Раньше и прежде всего нужно думать о поднятии нравственного облика человечества. Кратчайшее расстояние от сердца к сердцу и есть истинное братство. Бр л Луцкий считает, что бр л Андреев употребил неточное сравнение, уподобив масонов бегуну с факелом. Последний знает наверное,

что его ждет в каком-то месте другой бегун, которому он передаст свой факел. Нас-же, масонов, не ждет никто.

Бр л Новоселов подробно и внимательно останавливается на всех пунктах доклада. По его мнению, бр л Луцкий не отрицает символов и не отказывается от них. Нашей тайны, во всяком случае, тайны посвятительной, мы действительно не открываем. В женском вопросе можно, разумеется, возражать против смешанных лож. Хотя чисто женские ложи и существуют, но им необходим руководитель-мужчина, который должен выработать четкую и ясную идеологию. Если женщины окажутся способными воспринять ее, дальше они смогут пойти сами.

Истинно масонского действия во время последней войны почти не было проявлено. Участия отдельных масонов в «резистанс» явно недостаточно7. Нам всем предстоит пережить трудную и тяжелую эпоху. Идеями апостолата почти никто не горит. Для этого у нас мало темперамента и горения.

Бр л Иорданский говорит о том, что масонские символы можно сравнивать только с религиозными символами, а не с математическими. Он указывает, что в Западной Европе, да и повсюду, не может быть настоящего общества без христианской культуры, приводя ряд примеров.

Бр л Кафьян отмечает в кратком слове, что цели масонства очень высоки, а возможности к их осуществлению малы. Мы должны избегать постоянных напоминаний о морали, иначе рискуем впасть в ханжество. Символика во многих обстоятельствах — спасительная вещь. Нельзя говорить ежедневно о своей любви. Нормально честный человек говорит о ней два-три раза в течение всей своей жизни. Нельзя относиться к своим словам без уважения. Постоянное повторение одной и той же фразы измельчает ее.

Бр л Шефтель сожалеет о том, что не имел возможности присутствовать на докладе бр л Луцкого, который вызвал столько глубоких и волнующих для каждого масона вопросов. Он напоминает, что в средние века, до возникновения масонства, церковь играла громадную роль в государственном, общественном и семейном быту. Когда рационализация разрушила или подорвала устои церкви было совершенно необходимо что-то поставить на ее место. Нетерпимость теократического мира вызвала к жизни масонство. Это, конечно, был

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Многие русские масоны участвовали в движении французского Сопротивления. Г. Газданов написал о своем, вместе с женой, опыте подпольной работы в Сопротивлении в книге «На французской земле» (1946, 1995) [10, с. 103-108].

иной резонанс. В наш век дело обстоит иначе. Нельзя отнимать от масонства основных элементов его бытия. Масонская тайна тоже была вызвана историческими условиями. Масонство является как-бы синтезом рыцарской и монашеской идей. Разумеется, смешанное рыцарство очень трудно представить. Масонство оставило много красивых традиций. В наши тяжелые дни масонство является, может быть, непозволительным уютом для людей, переживших три войны и невероятное количество революций. Героем нашей эпохи является не масон, а летчик.

Не нужно, разумеется, преувеличивать и значения символики. Вся обстановка наших собраний и бесед создает особый, ни с чем не сравнимый эмоциональный климат, такой близкий и дорогой для многих. Наша прекрасная традиция — мысли вслух — и составляет самый ценный элемент нашего общения.

Бр л Позняк отмечает, что бр л Кивелиович рассматривает природу и ее явления, как ученый. Наш покойный и незабвенный брат Осоргин рассматривал ее же, как художник. Отсюда и различный подход к людям. Презирая человечество, Михаил Андреевич с большой нежностью и любовью относился к человеку. Таково же должно быть и наше отношение, и наша цель — создать благородного человека. Выступление нашего брата Луцкого с докладом очень своевременно и показательно. Не нужно бояться говорить о любви. Сейчас наступила страшная реакция. Все мыслящее человечество очень тяжело переживает моральную депрессию последних лет. Разбудить уснувшую человеческую совесть было нужно и брл Луцкий сделал это очень хорошо. Призыв к укреплению солидарности и любви между братьями можно только приветствовать.

Брл Кивелиович говорит о страшном разочаровании, которое постигло весь культурный мир. Мы искренно верили в неизбежную эволюцию человеческого общества, в прогресс, думали о наступлении лучших времен, о приходе лучшего и просвещеннейшего человечества. Теперь этого больше мы не думаем.

Не будем останавливаться, как и почему Сов[етская] Россия наделала «гомункулусов» и роботов. Германия подхватила советские идеи и на самых научных основаниях создала свое новое человеческое общество, напоминающее муравейник или пчелиный улей. Это была навязчивая мысль покойного бр л Осоргина перед войной и во время ее. Если у нас отнять наше маленькое, тесное масонское общение, у нас больше не останется н и ч е г о. Нельзя вычеркнуть из нашей памяти и нашей жизни того, что произошло в мире за последние десять лет. Молодые немцы, охотно шедшие в масонские

ложи, еще более охотно наполняли ряды гитлеровского «югенбунд». Приезжающие сейчас из Германии люди рассказывают, что почти поголовно немцы не высказывают ни малейшего раскаяния, ни сожаления в том, что произошло в мире по их вине. В этом настоящий ужас наших дней. Мы потеряли веру в лучшее человечество. Чем можно вылечить настоящее. После таких событий почти планетарного характера, которые мы пережили, у нас родились сомнения, иной раз почти неразрешимые.

Однако, посмотрим вокруг себя. Даже сейчас мы все-таки приносим что-то от масонства в профанный мир. Коренной вопрос в нас самых. Попытаемся собрать вокруг себя хотя бы самый маленький кружок верных братьев-масонов.

Досточтимый мастер переносит дальнейшее обсуждение доклада бр л Луцкого на наше комитетское собрание 27 декабря. Он сообщает также о письме, полученном им от больного бр л Пароньяна в ответ на письмо, адресованное ему по поручению наших братьев. Брл Пароньян просит передать всем братьям Ложи его братский привет и благодарность.

Затем, по предложению Досточтимого Мастера, братья переворачивают ленты. Досточтимый Мастер сообщает о скоропостижной кончине нашего брата Якова Яковлевича Кобецкого, последовавшей 4 сего декабря в Монте-Карло. Брат Кобецкий был молчаливым и стесняющимся братом. Он почти не выступал на наших собраниях не потому, что ему было нечего сказать, а потому, что он стеснялся что его способ выражения мыслей может оказаться ниже уровня, который существует в нашей Ложе. Брл Кобецкий пришел сюда не давать, а брать. Его душа была открыта для всех братьев. Он подходил к Ложе эмоционально, всем своим чистым и большим сердцем. Да будет ему земля легка.

После ритуального поминовения ушедшего на Вечный Восток брл Кобецкого кружка Вдовы и Предложений обходит колонны храма. Первая возвращается чиста и незапятнанна, вторая приносит плоский камень весом .. .фунтов.

За исчерпанием порядка Торжественного Собрания Досточтимый Мастер приступает к ритуальному перерыву работ Ложи. Заседание закрывается в 22 часа 30 минут. Председатель Собрания Досточтимый Мастер Исп. обязанности Секретаря Собрания Бр л Курилов (подпись)

Протокол Комитетского заседания Д.\ Л л «Северная Звезда»

2 января 1948 г.

Председательствует в отсутствии Дл Мл Альперина 1й страж брл Тер-Погосян. Присутствуют брл брл Лозовский, Кивелиович, Виктор Маршак, Ерухманов, Газданов, Петровский, Александр Маршак, Иса<а>к Маршак, Луцкий, Позняк.

Кроме бр л Альперина, в отъезде был бр л Островский.

Протокол предыдущего собрания утвержден. бр л Луцкий говорил с профл Давидовым8 о вступлении в брл во; последний просил дать ему время подумать и иметь еще беседы по этому поводу. Бр л Тер-Погосян сообщает то же о своей беседе с проф л Трушиным9.

Бр л бр л делятся впечатлениями и откликами гостей на траурное собрание л л 8го января. Впечатление у всех исключительно хорошее. Дл Мл замечает, что при некотором напряжении можно достигнуть соответствующего настроения. По предложению Дл Мл. доклад брл Кивелиовича переносится на торжл собл в марте, совместно с Д л Л л Вехи и с приглашением бр л бр л всех русских лож.

Брл дародатель10 обращает внимание брл брл на необходимость впредь устраивать агапы11 проще и дешевле, так как средства л л ограничены.

Дл Мл просит брл Виктора Маршака сделать доклад на торжл собл 12 февраля.

Брл Луцкий оглашает тезисы В[еликого]л В[остока]л по вопросу С о допущении к работам женщин.

Брл Кивелиович напоминает, что на конвенте обсуждалось компромиссное предложение — допускать женщин лишь на tenues blanches. Ввиду происходящих переговоров между obédiences12 в международном масштабе, следует избегать всего, что могло бы сорвать эти переговоры. Его личное мнение: желательно провести резолюцию, поддерживающую крайнее предложение; может быть в результате сможет быть принято компромиссное. Брл Ерухманов напоминает опыт Droit Humain в этом направлении, который по мнению некоторых бр л бр л дал плачевный результат. Тем не

8 Неустановленное лицо.

9 Неустановленное лицо.

10 «Дародатель ведает кружкой вдовы. Естественно, ему следить и за степенью нужды бр л и приходить на помощь».

11 Агапа, или трапеза это одна из форм работы ложи, наряду с заседаниями. Во время ритуального обеда или ужина братья-масоны продолжают беседу и дискуссию о докладе, прочитанном на собрании.

12 То есть различными масонскими послушаниями.

менее он присоединяется к мнению бр л Кивелиовича о желательности крайней резолюции.

Бр л Луцкий считает, что в пользу допущения к работам женщин надо высказаться не с профанской, а с мас л точки зрения.

Бр л Газданов опасается, что присутствие и участие в работах женщин не только не обогатит нас, но в некоторых случаях может лишить беспристрастности и объективности. Хотя женщина вообще выше мужчины, но в некоторых областях она менее мужчины способна проявлять активность и творчество. Не следует рисковать упадком серьезности и подъема, котор<ые> составляют главную ценность мас л работы.

Бр л Ал. Маршак считает, что присутствие в Л л женщин было бы стеснительно и мешало бы проявлению тех чувств и настроений, к[о]т[о]р[ые] он ищет в мас л работе. Самый вопрос, по мнению бр л Маршака, чисто французский и для нас чуждый.

С этим не согласен бр л Кивелиович. Французское мас л очень выросло и заслуживает доверия. Оно может сделать большое дело и привлечь к своей работе много людей. Возможно, что и нам придется подумать о создании смешанной французско-русской Л л Если доводы бр л Газданова и важны, то в данном случае речь идет не о внутренней работе Л л К вопросу о допущении женщин не надо подходить слишком абсолютно. Если на первых порах существования ложи опасно было впускать в нее разнородные элементы, то сейчас вопрос этот можно ставить исключительно в области чисто моральной силы. Смешанные ложи Droit Humain произвели на бр л Кивелиовича отличное впечатление. Мы видели женщин высокой моральной силы в окружении Ганди, и видели поразительные результаты, которых достиг опыт Ганди.

Брл Луцкий считает, что надо думать не только о том, что женщины могут внести, но и о том, что они могут получить в Лл Лл При религиозном настроении женщина рядом с мужчиной не помешает этому религиозному настроению. То же и в мас л

Бр л Ал. Маршак настаивает на том, что Л л скорее монастырь, чем храм, и что он хотел бы в каждом чувствовать брата.

Бр л Тер-Погосян считает, что вопрос об участии женщин надо ставить именно абсолютно и решает его для себя в отрицательном смысле. Вся символика и философия млва построена на участии одних мужчин, и для многих в этом мож[ет] быть их прелесть. Если эту традицию изменить, то получиться уже не мас л во, а нечто иное.

Бр л Луцкий считает, что эту традицию сейчас можно изменить. Дл Мл закрывает собрание, обещая еще вернуться к вопросу об участии женщин.

Протокол Комитетского собрания Дл Л л «Северная Звезда» 26 февраля 1948 г.

Bibliothèque Nationale de France. FM 8. Boîte 2

Председательствует Дл М л Альперин, присутствуют бр л бр л Тер-Погосян, Кивелиович, Ерухманов, Лозовский, Газданов, Луцкий, Андреев, Позняк. Получены извинения от Иванова и Александра Маршака.

Дл Мл оглашает поступившую корреспонденцию. Дл Мл предлагает брл брл к 25и-летию Л л поручить брл Бурышкину написать историю Лл «Северная Звезда». Предложение это принимается. — Л л поручает бр л дарователю послать ее взнос в размере 1400 фр. в orphélinat13 масл

Заслушав протокол ком л собрл 22 января, Л л возвращается затем к вопросу «С» о допущении женщин в мастерские.

Бр л Тер-Погосян находит, что в резолюции, которую желательно было бы принять по этому вопросу, должны быть отмечены оба противоположных течения существующих в ложе по этому вопросу. Бр л Луцкий отмечает, что в настоящий момент вопрос идет лишь о допущении сестер из Droit Humain в качестве гостей и дает на это положительный ответ. Положительный ответ дает и бр л Ерухманов, считающий, что сестры из DV. Нпл должны иметь право приходить к нам, как имеют право на это брл брл из DV. Нпл Ложи от этих посещений лишь выиграют. Точка зрения брл А. Маршака неправильна, вопрос это не «чисто французский», мы должны принимать участие во всех сторонах жизни лож.

Брл Кивелиович возражает против предложения брл Тер-По-госяна. Резолюция ложи всегда выражает мнение большинства, но указывается затем и мнение меньшинства.

Дл Мл напоминает, что в прежние времена в Лл существовала решительная оппозиция допущению женщин. Причина ее была в пережитках прежнего отношения к женщине. Сейчас присутствие женщин могло бы быть даже стимулом для оживления заседаний.

Предварительное голосование дает след[ующие] результаты: за допущение женщин 7, против 1. Мотивировка положительного ответа поручается брл Луцкому, мотивировка возражений — брл Тер-Погосяну.

Бр л Тер-Погосян затем выражает пожелание, чтобы члены Л л Северная Звезда чаще посещали собрания русских Л л Л л на rue de Puteaux14. Это пожелание поддерживает и Дл Мл, мотивируя его внутренней стройкой, происходящей в этих ложах, с тенденцией поставить мас л вне и выше происходящих событий.

13 Детский дом (фр.).

14 Адрес Великой Ложи Франции.

В нашей ложе была и есть верность основным положениям масл — терпимости и свободному выражению мыслей. В ложах на РШеаих об этом говорят как о некоем синтезе, к которому надо прийти. Присутствие наших братьев на их собраниях ободряет и поддерживает их в их исканиях.

Д л М л напоминает всем бр л бр л о необходимости погашения долга казначею ложи.

Собрание закрывается в 22 часа.

Протокол Комитетского собрания Дл Л л «Северная Звезда» 28 октября 1948 г.

Председательствует Д л М л Альперин, присутствуют бр л бр л Тер-Погосян, Андреев, Лозовский, Маршак Ал., Исак и Виктор, Газданов, Луцкий, Вайнштейн, Кивелиович, Шефтель, Шварцман, Роговский, Петровский и Позняк.

Бр. Кивелиович делает сообщение о работах Конвента 1948г. Центральным пунктом конвента был вопрос С. В результате продолжительных прений вопрос о допущении женщин — посетителями решен отрицательно большинством 195 гол[осов] против 100. Брл Кивелиович считает, что уже самая постановка вопроса о допущении женщин на обсуждение лож и конвента является огромным прогрессом.

Д л М л сообщает о намеченных докладах: бр л Кадиша о Ложе «Северные братья»; брл брл Кивелиовича и Тер-Погосяна «об ордене русской интеллигенции»; брл Луцкого о Ганди и вероятно брл Маклакова о Толстом. Ложа выражает пожелание, чтобы Дл Мл Альперин председательствовал на торжественных собраниях совместных с Лл Вехи.

Д л М л возбуждает вопрос о бр л бр л не посещающих собрания ложи. Ложа поручает комиссии из Дл Мл, 1го Стража и Секретаря составить список непосещающих и сообщить им, что они считаются выбывшими (с возможностью восстановления в дальнейшем).

Дл Мл возобновляет призыв к большей аккуратности в выполнении обязательств, принятых на себя братьями в отношении кассы дарователя.

Собрание происходило на квартире бр л Тер-Погосяна.

Литература

1. Бабич И.Л. Гайто Газданов и масонская ложа «Северная Звезда» (1932-1971 годы) // Новый исторический вестник. 2016. № 3 (49). С. 184-199.

2. Вендитти М. Об эпиграфах к двум поздним романам Г. Газданова // Across Borders: 20th Century Russian Literature and Russian-Jewish Cultural Contacts. Essays in Honor of Vladimir Khazan / ed. by L. Fleishman and F. Poljakov. Berlin [et al.]: Peter Lang, 2018 (Stanford Slavic Studies; Vol. 48). P. 623-630.

3. ОсоргинМ. Вольный каменщик: Повесть, рассказы / под ред. О.Ю. Авдеевой и А.И. Серкова. М.: Московский рабочий, 1992. 336 с.

4. Серков А.И. История русского масонства, 1845-1945. СПб.: Издательство им. Н.И. Новикова, 1997. 480 с.

5. Серков А.И. Русское масонство. 1731-2000 гг. Энциклопедический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. 1224 с.

6. Серков А. М.А. Осоргин и его масонское наследие. М.: Ганга, 2018. 624 с.

7. Серков А. «Северная Звезда» // Серков А.И. Российские масоны. 1721-2019. Биографический словарь. Век ХХ. М.: Ганга, 2020. Т. IV. С. 217-237.

8. Bauer A., Dachez R. Les 100 mots de la franc-maçonnerie. Paris: Presses Universitaires de France, 2017. 128 p.

9. Saunier È. [dir.] Encyclopedie de la franc-maçonnerie. Paris: Le Livre de Poche, 2000. 928 p.

10. VendittiM. Il volo sospeso di Gajto Gazdanov. Vita e opere di uno scrittore russo emigrato a Parigi. Milano-Udine: Mimesis, 2018. 168 p.

Research Article and Publication of Archival Documents

The Women's Question among the Masons of Russian Paris

© 2021, Michela Venditti Universita degli Studi di Napoli — L'Orientale, Italy

Abstract: The article is a introduction to the publication of the minutes of the meetings of the Russian lodge "Northern Star" in Paris, concerning the discussion on the admission of women to freemasonry. The proposed archival materials, deposited in the National Library of France in Paris, date back to 1945 and 1948. The women's issue became more relevant after the Second World War due to the fact that Masonic lodges had to recover and recruit new adherents. The article offers a brief overview of the women's issue in the history of Freemasonry in general, and in the Russian emigrant environment in particular. One of the founders of the North Star lodge, M. Osorgin, spoke out in the 1930s against the admission of women. In the discussions of the 1940s, the Masonic brothers repeat his opinion almost literally. Women's participation in Freemasonry is rejected using either gender or social arguments. Russian Freemasons mostly cite gender reasons: women have no place in Freemasonry because they are not men. Freemasonry, according to Osorgin, is a cult of the male creative principle, which is not peculiar to women. Discussions

about the women's issue among Russian emigrant Freemasons are also an important source for studying their literary work; in particular, the post-war literary works of Gaito Gazdanov are closely connected with the Masonic ideology

Keywords: North Star Lodge; freemasonry of Russian Paris; Gajto Gazdanov; Michail Ter-Pogosjan; Michail Osorgin.

Information about the author: Michela Venditti, Professore Associato di Sla-vistica, Università degli Studi di Napoli L'Orientale, Via Duomo 219, 80138 Napoli, Italia. ORCID ID: orcid.org/0000-0003-4072-4604. E-mail: mvenditti@unior.it.

For citation: Venditti M. "The Women's Question among the Masons of Russian Paris". Literaturnyj fakt, 2021, no. 2 (20), pp. 314-332. https://doi. org/10.22455/2541-8297-2021-20-314-332

References

1. Babich, I.L. "Gaito Gazdanov i masonskaia lozha «Severnaia Zvezda» (1932-1971 gody)" [Gaito Gazdanov and freemason's lodge "Severnaia Zvezda", 1932-1971]. Novyi istoricheskii vestnik, no 3 (49), 2016, pp.184-199. (In Russ.)

2. Venditti, M. "Ob epigrafakh k dvum pozdnim romanam G. Gazdanova" [On the epigraphs in G. Gazdanov's two late novels]. Across Borders: 20th Century Russian Literature and Russian-Jewish Cultural Contacts. Essays in Honor of Vladimir Khazan, ed. by L. Fleishman and F. Poljakov. Berlin [et al.], Peter Lang, 2018 (Stanford Slavic Studies, vol. 48), pp. 623-630. (In Russ.)

3. Osorgin, M. Vol'nyi kamenshchik: Povest', rasskazy [A Freemason: a tale, short stories], ed. By O. Avdeeva, A. Serkov. Moscow, Moskovskii rabochii publ., 1992. 336 p. (In Russ.)

4. Serkov, A.I. Istoriia russkogo masonstva 1845—1945 [History of the Russian Freemasonry, 1845-1945]. St. Petersburg, 1997. 480 p. (In Russ.)

5. Serkov, A.I. Russkoe masonstvo. 1731-2000 gg. Entsiklopedicheskii slovar' [Russian Freemasonry, 1731 — 2000. Encycolpedic dictionary]. Moscow, Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia publ., 2001. 1224 p. (In Russ.)

6. Serkov, A. M.A. Osorgin i ego masonskoe nasledie [M.A. Osorgin and his Masonic legacy]. Moscow, Ganga publ., 2018. 624 p. (In Russ.)

7. Serkov, A. "Severnaia Zvezda" ["Severnaia Zvezda"]. Serkov, A.I. Rossiiskie masony. 1721—2019 gg. Boigraficheskii slovar'. Vek XX [Russian Freemasons, 1721 — 2019. A Dictionary of Biography. 20th century]. Moscow, Ganga publ., 2020, vol. IV, pp. 217-237. (In Russ.)

8. Bauer, A.; DachezR. Les 100 mots de la franc-maçonnerie. Paris, Presses Universitaires de France, 2017. 128 p. (In French)

9. Saunier, È. [dir.] Encyclopedie de la franc-maçonnerie. Paris, Le Livre de Poche, 2000. 928 p. (In French)

10. Venditti, M. Il volo sospeso di Gajto Gazdanov. Vita e opere di uno scrittore russo emigrato a Parigi. Milano-Udine, Mimesis, 2018. 168 p. (In Ital.)

Статья поступила в редакцию: 02.02.2021 Одобрена после рецензирования: 08.03.2021 Дата публикации: 25.06.2021

The article was submitted: Approved after reviewing: Date of publication:

02.02.2021 08.03.2021 25.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.