УДК 316.346.2-055.2
ЖЕНСКИЙ ПОЛ В КАЛЕЙДОСКОПЕ ОБРАЗОВ
С.А. Ильиных
Новосибирский государственный университет экономики и управления
В статье излагаются идеи авторской типологии фемининности. Предлагаемые типы рассматриваются на базе тендерной теории. Автор анализирует типы фемининности с позиции власти/ подчинения и с позиции потребления. В первом случае предлагаются такие типы фемининности, как нормативная, инверсионная, андрогинная, инфантильная, деформированная. Во втором случае — престижная и имитационная. Все выделенные типы получают эмпирическую иллюстрацию.
Ключевые слова: нормативная фемининность, инверсионная фемининность, андрогинная фемининность, инфантильная фемининность, деформированная фемининность, престижная фе-мининность, имитационная фемининность.
Ведя речь о женщинах как представительницах пола, мы нередко отождествляем их с абстрактным женским образом. В действительности же представительницы женского пола являют собой примеры не однозначной и четко зафиксированной фе-мининности, а, напротив, как в калейдоскопе, предстают в виде многочисленных женских образов и типов. В самом общем виде фемининность представляет собой набор установок, ролей, норм поведения, иерархию ценностей, свойственных женскому полу в каждом конкретном обществе. Если же перейти с общего уровня на более конкретный уровень, то мы обнаружим, что о фемининности необходимо говорить во множественном числе. Для того чтобы выяснить эту множественность, важно использовать адекватную научную методологию. Мы полагаем, что к таковой относится гендерная методология и теория, базирующаяся на социально-конструктивистской парадигме. Гендерная теория конструирования реальности позволяет сделать несколько важных выводов: во-первых, фе-
мининность — это постоянно воспроизводимая реифицированная реальность; во-вторых, фемининность сопровождается множественными конвенциональными актами; в-третьих, фемининность управляет ситуациями независимо от их специфики.
Иными словами, поскольку феминин-ность множественна, то постоянно воспроизводимая реифицированная реальность, в которой и существует фемининность, также множественна. Конвенциональные акты, «сопровождаемые» фемининностью, весьма и весьма разнообразны. И, наконец, тот или иной тип фемининности управляет нашими впечатлениями, да и в целом складывающимися ситуациями.
Что же касается типологии феминин-ности, то в рамках социологии многозначностью фемининности исследователи пока не занимаются так же основательно, как это происходит в отношении маскулинности. В связи с этим мы можем предложить некоторые авторские варианты фемининности, не претендуя на завершенность и полноту.
Теоретическое описание женских типов
Ведущими понятиями гендерной теории являются власть и подчинение. С позиции методологических понятий власть/ подчинение нами предлагаются такие типы фемининно-сти, как нормативная, инверсионная, андро-гинная, инфантильная, деформированная. Нормативная и инверсионная представляют собой два полюса. Между этими полюсами располагаются остальные. Укажем сразу, что «плотность» представленных типов незначительна. Иными словами, у ученых, работающих в гендерной проблематике, еще остаются скрытые ресурсы для исследования иных типов фемининности.
Нормативная фемининность соответствует женскому хабитусу с ориентацией на традиционно закрепившиеся в общественном сознании женские ценности. К таковым в первую очередь относятся ценности семьи и материнства. В соответствии с ними выстраиваются все модели женского поведения. Ориентация на семью и материнство так или иначе сказывается и на чертах характера: конформности, эмпатичности, доброте, простоте, заботливости.
Инверсионная фемининность. Фактически женщины с этим типом феминнности обладают чрезмерной маскулинизацией. В литературе чаще всего таких женщин рассматривают как маскулинных. В данном случае уместнее использовать термин «инверсионная», а не «маскулинная» фемининность для того, чтобы заострить внимание на радикальных изменениях нормативной феми-нинности. В чем состоят эти трансформации? Во-первых, инверсионная фемининность — это жизнь в соответствии с хабиту-сом уверенности в себе, большей степени личностной автономности, независимости
во взглядах и поведении, низкой конформности. Женщины, обладающие такой фе-миннностью, нередко вспыльчивы, склонны к гневу, злобе, эмоциональной неустойчивости. Они утрированно деловиты и активны, себя обеспечивают самостоятельно. Модель поведения в соответствии с этим типом фе-мининности отражает умение женщины сознательно планировать свою жизнь, что обусловливает ее эмоциональную насыщенность, а также веру в собственные возможности. Их поведение и черты расцениваются окружением как «мужские». Во-вторых, трансформации сопровождаются появлением авторитарных черт характера, дефицитом эмоционального сочувствия, близости. В-третьих, к числу проблемных сторон этого типа фемининности относятся сложные отношения с мужчинами и детьми. Молодые женщины вообще предпочитают избегание семьи, мужчин, материнства. И в данном случае дело не в отсутствии образцов нормативной фемининности, а именно в инверсии — переворачивании стереотипов, касающихся «женщин» и «женского». Итак, инверсионная фемининность — это жизнь в соответствии с хабитусом независимости целеустремленности, неконформности, уверенности в себе, деловитости, трудоголизма, профессионализма, гордости, амбициозности, агрессивности, соревновательности, в том числе с мужчинами.
Если схематично представить себе два полюса (а в нашем случае — это нормативная и инверсионная фемининности), то посередине можно наблюдать андрогинную фе-мининность. Модели поведения здесь отличаются высоким уровнем сочетания и «женского», и «мужского». Женщины, у которых наблюдается достаточно высокий уровень андрогинной фемининности, имеют большую степень спонтанности и эмоциональ-
ной насыщенности жизненного процесса. Они могут выражать разные эмоции: и те, что «приличны» для нормативной фемининности (плакать, проявлять сентиментальность, бояться и т. п.), и те, что «приличны» для инверсионной фемининности (гневаться, быть вспыльчивой и т. д.). Женщины с андрогинной фемининностью отдают предпочтение таким качествам, как уравновешенность и рассудительность. Обладательницы такой фемининности успешно сочетают «лед и пламень», рассудок и эмоции, холодный расчет и интуицию, смелость и сдержанность.
Инфантильная фемининность. В этом типе женщины поведенчески берут инициативу в свои руки, пытаются занимать активную лидерскую позицию и быть самодостаточными. Иногда внешне их поведение напоминает поведение женщин, обладающих инверсионной фемининностью. Однако, если у последних их паттерны поведения продиктованы личной убежденностью в лидерстве, независимости, то у первых — это «игра во взрослых». В действительности они часто даже опасаются признаться самим себе, что они испытывают страх быть по-настоящему взрослыми, принимать решения и исполнять их. Личностная незрелость проявляется в таких чертах характера, как неумение проявлять необходимый конформизм, стремление контролировать других, недостаток эмпатии, нетерпимость. Представительницы инфантильной фемининности опасаются традиционных женских ролей — жены и матери. Они, безусловно, скрывают этот страх от других, бравируя феминистскими лозунгами независимости и отказа от семьи. Инфантильная фемининность нередко развивается из-за отсутствия влиятельных образцов нормативной фемининности в ближайшем окру-
жении, иными словами — из-за наличия такой же фемининности у матери.
Деформированная фемининность. Женщины с таким типом имеют модели поведения, которые сопряжены с алкоголизмом, наркоманией, отказом от своих родившихся детей и другими деструктивными паттернами. Эти женщины могут даже иметь черты характера, внешне соответствующие нормативной фемининности, однако по содержанию противостоящие им. К примеру, отказываясь от детей (оставляя их в детском доме, бросая на произвол судьбы и т. д.), представительницы деформированной фемининности, с одной стороны, отдают себе отчет, что только женщина может выполнить необходимую для общества функцию деторождения и материнства, но, с другой стороны, они не имеют ценностных ориентаций нести ответственность за своих детей. Деформация феминин-ности проявляется не столько в том, что материнство не занимает приоритетного положения, сколько в отсутствии такой важной потребности, как стремление личности к самореализации, воплощению в потомстве себя.
Все указанные типы фемининности мы рассматривали с позиции власть/подчинение. Как мы уже указывали, представленными типами не исчерпывается весь калейдоскоп женских образов. Гендерная методология позволяет нам проанализировать феми-нинности также и в другом аспекте, а именно потребления. С позиции потребления мы предлагаем выделить такие типы феминин-ности, как престижная и имитационная.
Престижная фемининность. Женщины — обладательницы такой фемининности являют собой пример потребителей престижных товаров для достижения определенного общественного статуса и демонстрации его окружающим. Представительницы престижной фемининности с помощью статус-
ных вещей стремятся не только выделяться среди других, но и привлекать людей с равным и большим достатком, формировать «свой круг». Примеров престижной фемининности достаточно много в сфере бизнеса, в том числе шоу-бизнеса, а также в среде политических деятелей, предпринимательства. Стоит сказать, что представительницы рассматриваемой фемининности есть и в научной среде, а также в сфере искусства и культуры. На престижную фемининность «работают», а также постоянно подкрепляют элитная недвижимость, дорогие средства передвижения — автомобили, мотоциклы, яхты, самолеты, вертолеты, учреждения сферы услуг — элитные клубы, элитные салоны красоты, магазины с эксклюзивными и брен-довыми товарами, рестораны, отели, одежда и аксессуары, дорогие украшения, престижные средства связи — мобильные телефоны, компьютеры, охрана, гувернантки, дорогой туристический отдых и т. д.
Имитационная фемининность. Обладательницы этого типа являют собой слабый и незрелый тип личности. Факторы выбора того или иного аспекта, предмета, формы потребления у них зависят от влияния внешних обстоятельств и окружающих людей. Представительницы имитационной фемининности главным в своей жизни считают финансовое благосостояние и достижение уверенности за счет окружающих. Именно поэтому женщины чрезвычайно ценят общение и поддержку как друзей, семьи, так и поддержку влиятельных людей. Они полностью зависят от мнения более сильных личностей. Женщины, имеющие имитационную фемининность, склонны следовать модным трендам в питании, одежде, прическе, отдыхе. Имитируя жизнь значимых влиятельных людей, они могут создавать сложности в своей семье,
заставляя остальных членов «соответствовать» неким канонам.
Итак, в теоретическом аспекте нами представлены семь типов фемининности. Далее представим эмпирическую иллюстрацию этих типов.
Уровни эмпирического
анализа фемининности
Задача эмпирического изучения фемининного хабитуса видится возможной на различных уровнях: количественном (репрезентативное исследование) и качественном (фокус-группа, биографии и другие). Первый из них — классический репрезентативный опрос, в рамках которого ставится целью обнаружение массовидных форм женского социального поведения и стереотипного мнения женщин относительно целого комплекса публично-приватной сферы. Второй уровень исследования фемининного хабитуса — в биографической реконструкции пройденного жизненного пути. Биографическое глубинное интервью дает возможность отследить индивидуальные процессы doing gender на анализе нарративно зафиксированных интеракций, отражающих события автобиографического рассказа.
Описание социальных интеракций в поло-специфическом контексте и манифестирующих в нем жизненных практик, разумеется, не будет представлять репрезентативность данного типа поведения, но позволит воссоздать в темпоральном наслоении сменяющие друг друга траектории жизненного пути, контекстуализировать их и, возможно, связать с тем или иным фемининным хабитусом конфигурацию жизненных практик. В рамках биографического подхода на первый план выступает перспектива субъекта. Именно поэтому здесь равно важны как рефлексивность, переживание, опыт, так и категория социального действия.
Эмпирическая иллюстрация нормативной, андрогинной и инверсионной фемининно-стей. Вначале мы представим корреляцию результатов количественных исследований Е.В. Ярославкиной и Е.В. Кулаевой с тремя выделенными типами фемининно-сти — нормативной, андрогинной и инверсионной. Е.В. Ярославкина1 исследовала 350 женщин, предварительно с помощью опросника С.Бем распределив женщин на три типа гендерной идентичности: маскулинный, фемининный, андрогинный. Если провести корреляцию этих типов идентичности с авторскими типами фемининно-сти, то оказывается, что фемининная ген-дерная идентичность соответствует нормативной фемининности, маскулинная ген-дерная идентичность — инверсионной фемининности, андрогинная гендерная идентичность — андрогинной фемининности.
Е.В. Ярославкина выявила, что для женщин с маскулинной идентичностью характерна направленность на ценности, познавательную сферу и креативность, самоуважение, что вполне соответствует нашему представлению об инверсионной феми-нинности.
Для женщин с андрогинной и фемининной идентичностью характерна направленность на ценности, межличностные контакты, концепцию человека. Если преломить эти результаты к нашей типологии, то это означает, что нормативная и ан-дрогинная фемининности в большей мере человекоцентричны.
Выделенные нами типы фемининно-сти, представленные в соответствии с типами гендерной идентичности, можно проиллюстрировать и с помощью факторного
1 Ярославкина Е.В. Ценностно-смысловая сфера женщин с разной гендерной идентичностью / автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. — Ю)жно-Сахалннск, 2009. — 25 с.
анализа, исследующего нейтральные, мужские и женские ценности.
Факторная структура маскулинности (в нашей типологии — инверсионности) оказалась следующей. Ведущими факторами (вклад общей дисперсии 60,92 %) являются:
— фактор 1 (вклад фактора 20,42 %): отдых (0,837), праздник (0,770);
— фактор 2 (вклад фактора 16,31 %): счастье (0,783), успех (0,767), дружба (0,645), здоровье (0,539);
— фактор 3 (вклад фактора 12,78 %): творчество (0,692), учеба (0,590);
— фактор 4 (вклад фактора 11,70 %): семья (-0,842), ребенок (-0,769), спорт (0,655), жизнь (0,642).
Факторная структура андрогинности представлена следующими результатами. Ведущими факторами (вклад общей дисперсии 52,28 %) являются:
— фактор 1 (вклад фактора 16,83 %): любовь (0,749), жизнь (0,664), развитие (0,578), отдых (0,546), учеба (—0,507);
— фактор 2 (вклад фактора 12,77 %): красота (0,746), дружба (—0,580), деньги (0,579);
— фактор 3 (вклад фактора 11,81 %): ребенок (—0,780), праздник (0,779), здоровье (0,650), творчество (—0,570);
— фактор 4 (вклад фактора 10,87 %): счастье (0,785).
Факторная структура фемининности (в нашей типологии — нормативности) такова. Ведущими факторами (вклад общей дисперсии 65,61 %) являются:
— фактор 1 (вклад фактора 22,91 %): дом (0,793), праздник (—0,747), здоровье (—0,736), красота (—0,632), спорт (0,531);
— фактор 2 (вклад фактора 18,17 %): деньги (0,893), творчество (—0,792), отдых (0,683), счастье (0,595);
— фактор 3 (вклад фактора 13,05 %): успех (0,901), дружба (—0,774), развитие (0,719);
— фактор 4 (вклад фактора 11,48 %): семья (0,609), учеба (0,574), работа (0,551), свобода (-0,507).
Если результаты исследования представить в нашей терминологии, то можно увидеть, что для женщин с инверсионной феминнностью ведущие факторы - отдых, праздник, успех, творчество, учеба, спорт и т. д. А вот ребенок и семья имеют отрицательные корреляции.
Факторная структура андрогинности такова, что наряду со многими положительными корреляциями (любовь, отдых, здоровье и т. д.) имеют место и отрицательные корреляции, которые с позиции нормативной фемининности могут показаться необычными. Например, отрицательные корреляции, отражающие ценность ребенка, дружбы, творчества.
И, наконец, мы можем говорить о том, что у женщин с нормативной фемининно-стью также имеются особенности. Как видим, праздник, здоровье, красота, дружба, свобода и др. имеют отрицательные корреляции.
Безусловно, сопоставление результатов исследования женщин с разной гендерной идентичностью и соотношение их с разными типами фемининности достаточно условно. Но вместе с тем в самом общем виде мы можем видеть различия в ценностях у трех групп женщин.
Как нам представляется, достаточно интересными являются результаты исследования Е.В. Кулаевой2, которые могут дополнить наши рассуждения о нормативной, андрогинной и инверсионной феминин-ностях. В исследовании приняли участие 310 женщин г. Ярославля в 2007-2008 гг., которые были распределены на те же три груп-
2 Кулаева Е.В. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности / автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. — Ярославль, 2009. — 28 с.
пы, что и в предыдущем исследовании. Для женщин с фемининной гендерной идентичностью (нормативная фемининность — в нашей типологии) характерны следующие особенности самоопределения: в особенностях самоотношения они характеризуются физическим, коммуникативным и рефлексивным показателями идентичности, самоценностью и самопринятием, в особенностях мотивационно-потребностной сферы — гармоничностью личности, потребностью в общении, семье, заботе о своем здоровье, самоуважении и самозащите, а также — ценностно-потребностным способом принятия решений.
Женщинам с андрогинной гендерной идентичностью (аналогично и в нашем исследовании) свойственны следующие особенности самоопределения: они характеризуется в особенностях самоотношения коммуникативным и рефлексивным показателями идентичности, внутренней конфликтностью, в особенностях мотивационно-потребностной сферы — гармоничностью личности, потребностью в общении, семье, заботе о своем здоровье, самоуважении, самозащите, автономии, демократизации и ценностях общества, а также — ценностно-потребностным способом принятия решений.
Женщинам с маскулинной гендерной идентичностью (инверсионной феминин-ности — в нашей типологии) свойственны следующие особенности самоопределения: они характеризуются в особенностях самоотношения рефлексивной идентичностью, внутренней конфликтностью и самоценностью, в особенностях мотивационно-потребностной сферы — потребностью в семье, профессиональном и личностном росте, материальном благополучии, саморазвитии и автономии, а также логическим способом принятия решения.
Е.В. Кулаева обнаружила возрастные особенности. Фемининная женщина с возрастом меньше стремится к общению, но больше — к реализации себя. Для маскулинной женщины с возрастом на первый план выходят социальный статус, групповая принадлежность, но снижается значимость своих психофизических данных (внешность и т. д.) и ухода за собой. С возрастом у андро-гинных женщин на первый план выходит забота о безопасности и автономности своей будущей жизни.
Итак, количественные показатели отражают различия в ключевых ценностях у женщин с разной фемининностью.
Другие типы фемининности не представляется возможным исследовать в массовых опросах, поэтому мы использовали биографический метод.
Приведем результаты исследования инфантильной фемининности. Одна из представительниц — Юлия Г. (42 года). У Юлии противоречиво осуществлялась социализация, что и послужило основанием для формирования такого рода фемининности. Основным агентом противоречий выступала ее мать, которая также является обладательницей рассматриваемой фемининности. Достаточно поздно выйдя замуж, Юлия длительное время не могла понять роль жены, впадая то в одну, то в другую крайность. Муж и его родственники воспринимали ее как странную, поскольку у нее наблюдались инфантильные рассуждения и модели поведения в сочетании с лидерскими качествами, с желанием настаивать на собственных решениях, хотя и не всегда уместных. К примеру, она могла вечером после работы пойти в фитнес-зал, зная, что дома полностью отсутствует ужин. «Конечно, мне было неловко от того, что я не готовлю. Но я не могла отказать себе в удовольствии позаниматься фитне-сом. Ведь мне это больше нужно, чем стоять за пли-
той». После рождения ребенка Юлия оставила работу на очень длительное время (15 лет), но при этом «мысленно находилась в поисках некоего места работы, где бы она могла по-настоящему раскрыться». Реальных действий не предпринимала, мотивируя тем, что «это не понравится мужу. Он хочет, чтобы я была дома». Юлия считала, что для самораскрытия ей нужно второе высшее образование, но не могла определиться, в какой именно области знаний оно должно быть. В конце концов, она нашла то, что, как ей кажется, искала — курсы по астрологии, «так как только здесь можно понять, что происходит». И, несмотря на крайне негативное отношение к такому роду занятий со стороны мужа и других родственников, поступила на них, считая за полноценное второе высшее образование. Ее аргументация сводилась к следующему: «Просто у нас пока не понимают, что такое астрология. Зато в Оксфорде я бы могла получить настоящий диплом». Такое сочетание наивного мышления, незрелых поступков наблюдалось в течение всей ее личной и семейной жизни. Юлия часто проявляла отсутствие конформизма, стремление контролировать других, недостаток эмпатии, элементы нетерпимости и даже истерии.
Престижную фемининность проиллюстрируем результатами биографического изучения жизнеописания Алены М. (40 лет). Она является владелицей крупной престижной фирмы. Знает несколько иностранных языков, увлекается модными видами спорта, занимается фитнесом. Имеет элитную недвижимость. Пробует на себе все модные тенденции, характерные для звезд шоу-бизнеса: косметология, отдых в элитных зонах, посещение статусных салонов и клубов для vip-персон. В течение длительного времени получает разного рода дипломы, сертификаты, удостоверения, которые могут повысить ее значимость и статус. «Вы знаете, как меняется
отношение, когда я говорю, что закончила Президентские курсы повышения...». Для этой же цели при общении, даже кратковременном, она стремится показать свои «связи»: «Я была во многих странах Европы и Америке. Имею контакты на самом высоком уровне. Могу решить многие вопросы». Дорогая одежда, автомобили, украшения — все преподносится с позиции недостижимого для многих уровня благосостояния и «кичливого» пренебрежения этим: «Да Вы знаете, все это (показывает на собственные украшения, одежду — С.И.)... Да, это безумно дорого ... Но сейчас это все так неважно. Да я на все это могу очень быстро заработать... Важны настоящие отношения». При этом «настоящие отношения» для Алены М. — это отношения на высоком статусном уровне. Во всем сквозит не просто кокетство избалованной женщины, но желание показать сверхдостаточное, имиджевое, статусное потребление всего, с чем ей приходится сталкиваться, — вещей, отношений, образования и т. д.
В качестве примера имитационной феми-нинности хотелось бы привести отдельные аспекты биографии Фаины Г. (52 г.) Не имея достаточных личных финансов для того, чтобы приобретать дорогие предметы потребления, она постоянно использует банковские кредиты. При этом ей иногда приходится брать кредит в одном банке, чтобы погасить проценты по кредиту в другом банке. «Ну да, живу в постоянных долгах, зато у меня есть все, что и у других. Но иначе ведь не проживешь. Да и кому интересно знать, что денег у меня фактически нет. Как раз наоборот, я хочу показать, что живу на уровне». Фаина пытается произвести впечатление состоятельной женщины за счет имитации. Для этого она использует разные способы: имитация высоких доходов, имитация отдыха богатых людей. Для имитации больших финансов респондентка занимается
распространением косметики «Орифлейм» и стремится доказать другим, что занимается доходным бизнесом. «Было собрание сотрудников Орифлейма в Москве. Я, конечно, поехала, взяла кредит и поехала. Конечно, там было все за мой счет. Дорога, проживание. Но не могла же я не поехать. Конечно, потом год расплачивалась, но я не жалею. Никто же не знал, что я в кредит ездила, зато многие говорили мне, что молодец». На отдых Фаина также берет кредиты, чтобы произвести впечатление статусной женщины. Имитация состоятельности отрицательно сказывается на здоровье ре-спондентки, но она уже не может отказаться от такого образа жизни и мышления.
Подведем итоги. Мы выявили, что женский пол не однозначен. В русле гендерного подхода можно вести речь о множественной фемининности. С точки зрения наличия/ отсутствия власти нами выделены нормативная, инфантильная, инверсионная, деформированная и андрогинная фемининности. С позиции потребления нами представлены престижная и имитационная феминин-ности. Рассмотренная типология, безусловно, не претендует на полноту, но вместе с тем отражает имплицитную множественность аспектов пола. Стоит предположить, что ожидают своего исследования другие женские типы, у которых обнаружатся новые аспекты отношения к себе и окружающему миру.
Литература
Кулаева Е.В. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Е.В. Кулаева. — Ярославль, 2009. — 28 с.
Ярославкина Е.В. Ценностно-смысловая сфера женщин с разной гендерной идентичностью: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.В. Ярославкина. — Южно-Сахалинск, 2009. — 25 с.