УДК 008(=512.212)
АРКТИКА. XXI век. Гуманитарные науки. 2014. № 1(2)
С. ИВАНОВА
ЖЕНСКИЕ ТАБУ В КУЛЬТУРЕ ЭВЕНКОВ WOMEN TABOOS IN THE EVENKS'S CULTURE
В работе рассматривается женская тематика в системе табу эвенков, являющихся составной частью эвенкийских одё - запретов-оберегов. В ходе исследования выделены следующие разновидности запретов, предназначенные лицам женского пола: пищевые, связанные с родственными отношениями, беременностью и взаимоотношениями матери и ребенка.
Ключевые слова: культура эвенков, одё эвенков, система запретов, пищевые запреты, женские табу.
This paper is devoted to the placenof wemen in the sistem of Evenks taboo. The following kinds of women taboo were defined and considered during the research: according to food, pregnancy and mother-and-child relationships, relative relationships.
Key words: culture of Evenks, одё Evenks, system of a ban, food ban, female taboos.
В данной работе мы рассматриваем систему запретов эвенков, регламентирующую поведение человека в обществе и его отношения с окружающей средой. Данную систему запретов эвенки обозначают словом одё, дословный перевод которого означает «запрет, оберег, табу». Запреты в своей основе были направлены на предупреждение от разных неприятностей.
Исследуя данную тему, мы обратились к работам известных исследователей Г.М. Василевич, С.И. Николаева, А.В. Романовой, А.Н. Мыреевой, Г.И. Варламовой.
Особое внимание в ходе исследования нами было уделено «женской тематике» в системе запретов эвенков. Отметим, что наиболее распространенным видом женских табу являются пищевые запреты. Довольно много примеров пищевых запретов, в том числе касающихся лиц женского пола, представлено в работе С.И. Николаева [4]. Им выделено более 20 запретов, связанных с пищей. Например, девочкам запрещалось есть мозг и голову налима, иначе в будущем у них дети будут слюнявыми; также им запрещалось есть голову и головной мозг лося, по причине того, что в дальнейшем во время грудного вскармливания молока может не быть.
Рассматривая подобные пищевые запреты, мы приходим к мнению, что наши предки были довольно суеверными в вопросах питания. Очевидно то, что существование подобных запретов объяснялось не только обычным суеверием, но и заботой о здоровье будущих детей.
Информационно-научное издание
Об этом свидетельствуют также запреты, приведенные в работах Г.М. Василевич [4]. Исследуя оде, известный тунгусовед также выделяет в культуре эвенков запреты, предназначенные женщинам: пищевые, охотничьи и касающиеся взаимоотношений матери и ребенка.
Приведем некоторые из них: женщинам запрещалось есть брюшину медведя, чтобы не заболеть во время беременности, мясо с его головы, почки печень - чтобы роды не были тяжелые; также женщинам запрещалось перешагивать через одежду мужа, его посуду, тропу охотника, подстилку, на которой свежевали зверя; беременной женщине запрещалось трогать подвесной крюк для котла, иначе ребенок будет глупым, вешать этот крюк, чтобы он не родился немым, наступать на нож, перешагивать через пилу и топор, чтобы не было резей в животе во время родов; ночью ребенка нельзя выносить на улицу, чтобы злой дух их «не съел»; на ночь ребенку не мыли лица, чтобы он его не узнал.
Подобных примеров можно привести достаточно много. Далее следует обратиться к работе А.В. Романовой и А.Н. Мыреевой, из которой нами выделено 17 запретов, связанных с беременностью.
Например: беременная женщина не может наступать на олений недоуздок. Если наступит, то ребенок в животе может запутаться в пуповине или по это же причине могут быть тяжелые роды [1]. По данной тематике нам удалось рассмотреть 27 за-претов-одё.
В заключение отметим, что на данном этапе исследовательской работы нами выявлено и рассмотрено 36 пищевых запретов, в числе которых 7 образцов оде, связанных с охотой, 5 - с родственными отношениями, 27 - с беременностью, 9 -с отношениями матери и ребенка. Все рассмотренные нами одё свидетельствуют о бережном отношении эвенков к девочкам как к будущим матерям-продолжателям рода, женщине - как к матери и хранительнице семейного очага.
В настоящее время многие из этих запретов утеряны. Задача нынешнего поколения эвенков заключается в сохранении и возрождении самобытной культуры предков, в том числе такого важного аспекта нравственного и этического воспитания, как система запретов-оберегов - одё.
Литература
1. Романова, А.В. Фольклор эвенов Якутии / А.В. Романова, А.Н. Мыреева. -Л. : Наука, 1971. - 329 с.
2. Варламова, Г.И. Мировоззрение эвенков: отражение в фольклоре / Г.И. Варламова. - Новосибирск : Наука, 2004. - 185 с.
3. Василевич, Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII- начало XX в.) / Г.М. Василевич. - Л. : Наука, 1969. - 304 с.
4. Николаев, С.И. Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии / С.И. Николаев. -Якутск : Якутское книжное изд-во, 1964. - 202 с.