ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТРАДИЦИОННОЙ КОРЕЙСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ И СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Корнеева Екатерина Руслановна
студентка 4 курса СахГУ, Южно-Сахалинск
Корнеева Инна Владимировна
к.ф.н., доцент СахГУ, Южно-Сахалинск
АННОТАЦИЯ
Положение женщины в корейском обществе было и остается весьма и весьма противоречивым. Основой воспитания были конфуцианские нормы. Женщинам вменялось выполнять обязанности почтительной дочери, послушной невестки, верной жены и заботливой матери, соблюдая все предписанные конфуцианством правила. Ярким примером является главная героиня «Повести о Симчхон», которая пожертвовала собой ради исцеления слепого отца. Понятно, что литература стала своего рода зеркалом, отразившим конфуцианские требования к тем качествам, которыми должна была обладать женщина в средневековом корейском обществе. Сегодня этот образ изменился и стал противоположностью того, что сформировался под влиянием конфуцианства.
ABSTRACT
The article is dealing with the concept of woman in Korean medieval literature and modern society which was Pressed for special behavior patterns like loyalty, respect for husband, charity for women under the influence of Confucian social norms and cu^oms, dominated Korean life and way of thinking over the centuries. The famous Korean novel about young girl who sacrificed herself to help her blind father is a good example of Korean literature. Since Confucian values represent in many genres predominated Korean literature is the mo& important resource to analyze and get information about women's figure and women's role in Korean society.
Ключевые слова: Корейская литература, женское воспитание, корейское общество
Keywords: Korean literature, women education, Korean society
Положение женщины в корейском обществе было и остается весьма и весьма противоречивым. С одной стороны, принято считать, что с древности женщина находилась в абсолютном подчинении нормам патриархальной конфуцианской системы, с другой же стороны, история Кореи дает примеры необыкновенного успеха и значительных достижений женщин во всех сферах жизни. Так, например, в период Объединенного Силла (668-935) женщины могли исполнять роль главы семьи, где им предоставлялась значительная экономическая свобода. Известны имена трех королев, которые успешно управляли страной в этот период, кроме того, во многих эпизодах корейской истории ключевую роль в управлении страной порой играли властные и влиятельные регентши при малолетних королях, приходившиеся им матерями.
В период Коре (918-1392) женщины имели равные с мужчинами права на наследство, возможность второго брака, свободу передвижения и др.
С приходом к власти династии Ли (1392-1910), взгляды и жизнь корейцев изменились под влиянием неоконфуцианства. Основой воспитания стали конфуцианские нормы, регулировавшие отношения людей в семье и поведение людей в обществе.
В связи с этим интересны рассуждения молодой девушки о необходимости знаний в беседе с даосом-отшельником в романе «Сон в нефритовом павильоне». Оказавшись вдали от родных мест, девушка жила в горах у даоса. Однажды он решил передать ей все свои знания, но девушка, не понимая намерений своего наставника, отказалась, так как уверена, что место женщины на кухне, где она должна уметь варить рис и приготавливать вино.
Женщина должна была жить интересами семьи и не делать ничего, что затрудняло бы ее выживание. Женщинам
вменялось выполнять обязанности почтительной дочери, послушной невестки, верной жены и заботливой матери, соблюдая при этом все предписанные конфуцианством правила.
Ярким примером дочерней почтительности является главная героиня «Повести о Симчхон» (XIX в.), которая пожертвовала собой ради исцеления слепого отца. Она не приняла покровительство знатной особы, которая была готова взять ее в свой дом и заботиться о ней. В конце концов, она решила продать себя китайским купцам, чтобы заплатить настоятелю буддийского монастыря, который обещал вернуть отцу зрение. Ведь истинное счастье для нее - быть почтительной дочерью.
Понятно, что литература стала своего рода зеркалом, отразившим конфуцианские требования к тем качествам, которыми должна была обладать женщина в средневековом корейском обществе.
Покорность и преданность - чувства, очень близкие корейским женщинам: они не смели перечить воле мужа и всегда ему подчинялись, принимая это как должное. К семи порокам женщины относились также непочтительное отношение к родителям мужа, бесплодие, неверность, ревность, дурная болезнь, болтливость, и все они могли стать причиной развода.
Семь пороков противопоставлялись главному предназначению женщины, которое заключалось в рождении детей и продолжении рода. Главная героиня повести «Жизнеописание королевы Инхён», прекрасно осознает свое непростое положение: «день и ночь словно хожу по тонкому льду», и, несмотря на все свои добродетели, называет себя недостойной женой, так как не может родить королю наследника. Ведь одно из главных предназначений женщины заключалось в рождении детей и продолжении рода.
Интересным является и тот факт, что отсутствие детей, а особенно сыновей, считалось одним из трех видов сыновней непочтительности также и для мужчин. Интересным является тот факт, что отсутствие детей, а особенно сыновей, считалось одним из трех видов сыновней непочтительности также и для мужчин. Так, например, читаем у Пак Тусе в новелле «Ночная беседа в Ёровоне» (1678): «Ведь еще в древние времена говорили: «Есть три вида сыновней непочтительности и самый худший из них - не иметь потомства. Мне вот уже почти тридцать, а я еще не женат. Ну, как тут не печалиться?» [1, с. 48]. Из этих слов легко понять переживания молодого человека, но женщинам приходилось намного сложнее, т.к. отсутствие детей могло стать причиной развода, и женщина могла навсегда остаться одна, в то время как мужчина мог жениться второй раз или привести в дом наложницу.
В средневековом корейском обществе женщины не имели права на повторный брак, они должны были хранить верность, прислуживая родителям мужа, и больше не выходить замуж, оставаясь при этом лишенными всех прав.
И что касается литературы, то это повлекло за собой создание образа покорной и преданной жены, которая смыслом жизни видела заботу о муже и исполнение его воли. Так, например, в известном романе «Записки о добрых деяниях и благородных сердцах» (XVII в.) автор говорит о том, что девушка, выходя замуж, должна непременно следовать за своим мужем. В другом романе «Облачный сон девяти» молодая девушка, мечтающая о замужестве, уверена, что дело всей жизни женщины - следовать за мужчиной, супругом, и с ним будут связаны все ее беды и радости.
Порядок отношений в обществе предопределил и то, что в Корее не существовало школ для девочек. Иногда при необходимости создавались лишь специальные классы. Считалось, что женщине при ее обязанностях «быть внутри дома» совершенно не обязательно принимать участие в общественной жизни и тем более посещать школу. Кроме того, женщины, олицетворяющие темное начало, долгое время не имели морального права изучать китайские иероглифы, так как они считались откровением небесной воли, а небо всегда относилось к светлому началу. Первая женская школа Ихва - «Цветы груши» открылась в Корее только в 1886 г. [12, с. 987].
Конфуцианский идеал женщины отражал две стороны: она должна быть скромной и покорной, но в тоже время сильной и ответственной, таким образом, с одной стороны - идеал добродетели, с другой - бесправная заложница сложившихся норм и правил.
После второй мировой войны в Корее произошли не только серьезные экономические изменения, но и изменения в социальной сфере, связанные, прежде всего, с изменениями системы патриархальной семьи и гендерной политикой правительства. Изменения в структуре семьи были связаны, прежде всего, с тем, что сократилось количество детей в семьях: от 6 в 1960-х годах до 1.6 в 1990-х. Если общее количество членов семьи было 5.5 по данным на 1965 г. то в 1988 цифра была 3.86.
Изменения в гендерной политике правительства были связаны, прежде всего, с тем, что женщины стали более свободны в праве распоряжаться собственной судьбой. Ярким примером равных прав может считаться возможность посещать школу: уже в 1955 г. соотношение мальчиков и дево-
чек в школе составило 66% на 58%. Сегодня правительство Республики Корея реализует различные образовательные программы и оказывает всяческую поддержку развитию образования в стране. Благодаря чему уровень образованности населения составляет почти 100%, показатель обучения в колледжах различных направлений один из самых высоких в мире, и 92% родителей стремятся к тому, что бы их дети поступили в высшие учебные заведения.
Кроме того, что женщины Кореи получили право на образование, теперь им была обеспечена свобода в выборе профессии. Пропорция соотнесения показателей занятости женщин в различных сферах производства составила 27% в 1960 и 41.3% в 1990. Именно в 1960-х годах корейская женщина впервые вышла на работу. В конституции Республики Корея прописано равноправие полов. Другим важным достижением борьбы различных общественных организаций стало принятие в 1987 г. постановления о равных трудовых правах: устройство на работу, повышение квалификации, карьерный рост, декретный отпуск (неоплачиваемый) и др.
Таким образом, образ корейской женщины кардинально изменился, благодаря тем событиям, которые происходили в корейском обществе послевоенного периода. Образованная, грамотная, идущая в ногу со временем, корейская женщина была абсолютной противоположностью того образа, который сформировался под влиянием конфуцианской идеологии.
Список литературы:
на русском языке
1. Восточная новелла. М., 1963. - 318 с.
2. Елисеев Д.Д. Новелла корейского средневековья. М., 1977. - 256 с.
3. Записки о добрых деяниях и благородных сердцах. Средневековая корейская проза. Л., 1985. - 464 с.
4. Корейские классические повести Х^1-Х1Хвв. М., 1990. - 383 с.
5. Концевич Л.Р. Корееведение. Избранные работы. М., 2001. - 637 с.
6. Курбанов С.О. Курс лекций по истории Кореи: с древности до конца XX века. СПб., 2002. - 625 с.
7. Сон в нефритовом павильоне. Пер. с кор. Г. Рачкова. М., 1982. - 768 с.
8.Толстокулаков И.А. Роль религиозного фактора в жизни корейского общества. Владивосток, 2004. - 360 с.
9.Троцевич А.Ф. История корейской традиционной литературы (до ХХв.). СПб, 2004. - 320 с.
на корейском языке
10.Тонасиамунхак кибонкудо (Основные исследования по литературе Восточной Азии). Т. 2. Сеул, 1995. - 195 с.
11.Чосон юхагый кинёмдыль (Конфуцианские идеи периода Чосон). Сеул, 2002. - 738 с.
12. Чунъанпэкквасаджон (Энциклопедичесий словарь). Сеул, 1999. - 2785 с.
13.Чхораксава мунхакса туринга ханаинга (История философии и литературы как единое целое или два абсолютно разных процесса). Сеул, 2000. - 290 с.