Научная статья на тему 'ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"'

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2773
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАН / ЛЕРМОНТОВ / ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ / ЛЮБОВЬ / ПЕЧОРИН / МЕРИ / ВЕРА / БЭЛА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Часыгова Л.М., Аушева Т.А.

В статье рассматриваются женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Образ Бэлы, Образ Княжны Мери, Образ Веры, Образ Ундины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"»

УДК 1

Часыгова Л.М.

студент 4 курса филологического факультета Ингушский государственный университет (Россия, г. Магас)

Аушева Т.А.

студент 4 курса филологического факультета Ингушский государственный университет (Россия, г. Магас)

Научный руководитель: Хадзиева А.А.

к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ингушский государственный университет (Россия, г. Магас)

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Аннотация: в статье рассматриваются женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Образ Бэлы, Образ Княжны Мери, Образ Веры, Образ Ундины.

Ключевые слова: Роман, Лермонтов, женские образы, любовь, Печорин, Мери, Вера,

Бэла.

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» пестрит разнообразием женских образов. Героини отличаются по внешности, характеру и принадлежат разным социальным сословиям. Но все они несут в себе одну

функцию, они помогают нам раскрыть внутренний мир главного героя (Григорий Печорин) и его отношение к любви.

В произведении есть несколько ключевых женских образов. Наша первая героиня дочь князя, молодая черкешенка - Бэла. О ней мы узнаем в первой части романа, которая носит одноименное название. Великий русский критик В.Г. Белинский писал: «И с каким бесконечным искусством обрисован грациозный образ пленительной черкешенки! Она говорит и действует так мало, а вы живо видите ее перед глазами во всей определенности живого существа, читаете в ее сердце, проникаете все изгибы его...» [2, с. 57]. Печорин увлекается ею с первого взгляда добивается ее любви и внимания: «Дьявол, а не женщин! но только вам даю мое честное слово, что она будет моя.» [1, с. 246] Но когда Бэла отвечает ему взаимными чувствами, герой начинает терять к ней былой интерес: «Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно.» [1, с. 259] «Любовь Бэлы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он выпил зараз, не оставив в нем не капли; а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его», - утверждает В.Г. Белинский [2, с. 44]. История этой любви заканчивается трагически. Юная черкешенка погибает: «Глубокое впечатление оставляет после себя «Бэла»: вам грустно, но грусть ваша легка, светла и сладостна; вы летите мечтою на могилу прекрасной, но эта могила не страшна» [2, с. 57]. Однако, как отмечает один из персонажей романа: «Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось рано или поздно» [1, с. 264].

Еще один значительный женский образ в произведении - Вера, бывшая возлюбленная Печорина: «Воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей; я ей это повторял всегда» [1, с. 350]. Она была женой дальнего родственника княгини Лиговской, муж был намного старше нее: «Она его уважает, как отца, - и будет обманывать, как мужа» [1, с. 312]. С Печориным же

ее связывало большое чувство любви и преданности: «...я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит» [1, с. 370]. В.Г. Белинский пишет: «Лицо Веры особенно неуловимо и неопределенно. Это скорее сатира на женщину, чем женщина. Только что начинаете вы ею заинтересовываться и очаровываться, как автор в тот час же разрушает ваше участие и очарование какою-нибудь совершенно произвольною выходкою» [2, с.150]. Критик считает, что иногда Вера предстает перед нами женщиной глупой и слабой, а порой она кажется нам безгранично влюбленной и преданной: «Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться.и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!» [1, с.325] Он говорит, что Вера стала жертвой любовной тирании Печорина, тирании, которую она допустила из-за отсутствия гордости и чувства собственного достоинства: «Она обожает в Печорине его высшую природу, и в ее обожании есть что-то рабское» [2, с.151]. В конечном итоге их отношения заканчиваются тем, что вера вместе со своим мужем уезжает из города: «Если бы я могла быть уверена, что ты всегда меня будешь помнить, - не говорю уж любить, - нет, только помнить» [2, с. 371].

По словам В.Г. Белинского, княжна Мери изображена писателем удачнее. О ней мы узнаем из дневника Печорина. Это молодая девушка становится предметом соперничества между Печориным и Грушницким. Одного, это соперничество губит, а второго забавляет. Мери признается Печорину в любви, но остается отвергнутой: «Княжна, сказал я, - вы знаете, что я над вами смеялся? Вы должны презирать меня» [1, с. 375]. «Она обернулась ко мне бледная, как мрамор, только глаза ее чудесно сверкали я вас ненавижу...-сказала она» [1, с. 378]. В отличие от Веры, почувствовав себя оскорбленной и обманутой, она страдала безмолвно, но без унижения: «Она допустила обмануть себя; но. Когда увидела себя обманутою, она, как женщина, глубоко почувствовала свое оскорбление и пала его жертвою, безответною, безмолвно страдающею, но без унижения, - и сцена ее последнего свидания с Печориным возбуждает к ней сильное участие и обливает ее образ блеском поэзии. Но,

несмотря на это, и в ней есть что-то как будто недосказанное, чему опять причиною то, что ее тяжбу с Печориным судило не третье лицо, каким бы должен был явиться автор? - писал Белинский [2, с. 151].

Еще один интересный женский образ в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - Ундина. Она словно тень промелькнула в жизни Печорина исчезла: «Решительно, я никогда подобной женщины не видывал» [1, с, 286]. Она таинственна, и в ней как будто есть какая-то загадка, которую очень хочется разгадать. Печорина привлекает в ней как он сам выразился «породистая внешность». «Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, отлив слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно» [1, с. 286]. В.Г. Белинский писал: «Это какая-то дикая, сверкающая красота, обольстительная, как сирена, неуловимая как ундина, страшная, как русалка, быстрая, как прелестная тень или волна, гибкая как тростник. Ее нельзя любить, нельзя и ненавидеть, но ее можно только и любить и ненавидеть вместе» [2, с.70]. Однако Печорин едва не поплатился своей жизнью из-за знакомства с этой девушкой. Девушка занималась контрабандой опасаясь того, что Печорин может им как-то навредить она решила его утопить: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!» [2, с. 291]. Разгадав ее замысел Печорин сбрасывает ее в воду. Он думал, что она утонула, но потом увидел, что она самостоятельно выплыла на берег: «Я мог хорошо видеть с утеса все, что внизу делалось, и не очень удивился, а почти обрадовался, узнав мою русалку» [1, с. 289].

Таким образом, мы проанализировали женские образы в романе «Герой нашего времени» великого русского писателя М.Ю. Лермонтова. Все четыре героини, безусловно - необыкновенные, яркие личности, которые привлекают к себе внимание с первых строчек. Они достаточно выразительны и разнообразны.

И все же, ни одна из них не стала для Печорина вечной любовью. Он не смог найти успокоение в любви ни одной из своих женщин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

М.Ю. Лермонтов // «Герой нашего времени» издательство АСТ, 2019. - 414., В.Г. Белинский // Статьи / Издание первое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.