Ю.ОО.ОО.ИЛМ^ОИ ФИЛОЛОГИ Ю.ОО.ОО.ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ lO.OO.OO.PHILOLOGICAL SCIENCES
10.01.00. АДАБИЁТШИНОСИ 1О.О1.ОО.ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
10.01.00.LITERATURE
10.01.01. АДАБИЁТИ РУС 10.01.01. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 10.01.01. THE RUSSIAN LITERATURE
УДК 8Р2 М.А.ШАРИПОВА
ББК 83.2Р
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОВЕСТИ Б. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...»
Прошло более 71 года со дня победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Великая Отечественная война носила общенародный характер. Люди разных национальностей и возрастов, мужчины и женщины, приняли участие в ней. Дорогой ценой досталась победа: миллионы загубленных жизней, потерянного здоровья, тысячи разоренных городов и деревень.
Горькая судьба минувших поколений, опыт Великой Отечественной войны нашли свое художественное воплощение на страницах произведений разных родов и жанров. Много было написано и о произведениях, посвященных военной тематике. Однако вопрос этот исчерпанным быть не может, ибо вечно будет жить в памяти грядущих поколений мысль о величии подвига отцов, дедов и прадедов, отстоявших свободу и независимость нашей Родины.
В деле достижения победы над врагом велик был вклад женщин и девушек: Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Любови Шевцовой, Ульяны Громовой и многих им подобных. О бессмертном подвиге их сверстниц, пятерых совсем юных девчат пишет в своей повести «А зори здесь тихие...» Борис Васильев. Произведение, как известно, было написано в 1969 году. Прошло более 47 лет, однако глубиной своего идейно-художественного содержания, захватывающим сюжетом, великолепно обрисованными образами старшины Васкова, сержанта Риты Осяниной, рядовых бойцов Жени Комельковой, Сони Гурвич, Гали Четвертак и Елизаветы Бричкиной оно продолжает волновать всё новые и новые поколения народов СНГ и дальнего зарубежья. Исследованию системы женских образов из данной повести посвящается наша статья.
Не как художественные образы, плод авторской фантазии, а как живые предстают перед нами эти разные по характеру, уровню образования, социальному происхождению, отношению к врагу, по своим личным счетам с ним, но примерно одинаковые по возрасту девчата, «.для которых тихие зори стали часом их бессмертия во имя свободы Родины».
Ни одного из центральных героев произведения нельзя отнести к старшему поколению. Самому старшему из них - Федоту Васкову - 32 года. Его подчиненным девушкам и того меньше,по 18-20 лет. Они, если судить по возрасту, еще не дошли до уровня человека взрослого, у которого определенный багаж жизненного опыта, сформировавшее мировоззрение. Однако тяжелые испытания, выпавшие на их долю, многие из них, особенно Осянина,Комелькова, Бричкина, выдерживают с честью.
Основными средствами характеристики персонажей в повести становятся речь, их поступки, а также авторская оценка. Другие же средства, как портрет, пейзаж, внутренний монолог, предметы интерьера, художественная деталь и т.п., по степени значимости уступают указанным выше средствам.
Развёрнутая предыстория большинства из них, рассказанная автором, дается перед их смертью. Это касается образов Бричкиной, Гурвич и Четвертак.
Помощником старшины является сержант Осянина. Информация о годах довоенной жизни Риты и обстоятельствах, приведших ее под начало Васкова следует сразу после предыстории старшины.
Война была трудной, много горя и испытаний выпало на долю тех, кто сражался с фашизмом. Трудно было определить ту меру физических и духовных сил, отданных каждым из участников боев против фашистов. Но в повести больше делают для достижения победы над группой диверсантов прежде всего старшина Васков, Комелькова и Осянина. По своему духовному и физическому потенциалу с ними могли сравняться Бричкина, к сожалению, слишком рано погибшая (она утопла в болоте) и Гурвич, несмотря на запреты командира, отправившаяся за забытым старшиной кисетом и наткнувшаяся на немцев.
Лишь Галя Четвертак с первых страниц произведения не привлекла к себе внимания читателя ни своими физическими данными, ни каким-либо исключительным душевным качеством, отсутствие которых в конце концов привели ее к ранней, глупой и бессмысленной смерти.
В повести уделяется значительное внимание обстоятельствам, в которых рос герой и формировался его характер. Так, Женя Комелькова была дочерью кадрового офицера Красной Армии, полковника. Информация о предыстории Жени совсем немного опережает ее смерть. Таким образом, лишь предыстория Осяниной, также героически погибшей, не предшествует ее непосредственной смерти, а дается намного раньше, сразу после предыстории старшины.
Таким образом, в авторской характеристике персонажей, как части экспозиции произведения, содержится информация о первоначальном положении действующих лиц, об условиях их формирования и роста, о сложившихся или складывающихся чертах их характеров, которые имели место до развертывающегося в сюжете движения событий. Все это нужно автору для того, чтобы показать закономерность последующего поведения героинь при возникшем конфликте. К примеру, почему Четвертак не было суждено погибнуть героической смертью или совершить более или менее заметный поступок. Коэффициент полезного действия у Гали и Елизаветы равен нулю, то есть ни одна, ни другая не смогли совершить ничего существенного в деле ликвидации немецких диверсантов. Однако смерть Бричкиной каждым из читателей воспринимается болезненно, и по значимости она равносильна смерти героической, так как (не в пример Четвертак) Лиза пожертвовала собой ради спасения товарищей и ликвидации немецких диверсантов, то есть она погибла во время выполнения серьезного боевого задания своего командира. Да и потенциальные духовные и физические возможности Лизы были гораздо выше, чем у Четвертак. Если бы не болото, не случайность, кто знает, как она повела бы себя в непосредственном столкновении с врагом. В любом случае, лучше, чем Галя. Это можно заявить с уверенностью. Поэтому назначение экспозиции в повести, как в любом другом произведении, -мотивировать последующее поведение действующих лиц.
Своеобразие экспозиции в повести «А зори здесь тихие...» заключается в том, что она разбросана по всему произведению, но и в этом случае экспозиция знакомит с обстановкой, в которой формировались характеры действующих лиц, опираясь на что, писатель приводит доводы во имя объяснения дальнейших поступков герое.
Точно в такой же ситуации, в какой погибла Галя Четвертак, до нее была Рита Осянина, когда, возвращаясь в часть рано утром после самовольной отлучки (она навестила мать и сына), она обнаружила на дороге немцев, но не дрогнула, не побежала, как это было потом с Четвертак. Ее погубило именно отсутствие силы духа, смелости, выдержки, умения побороть в себе чувство страха.
А Рита? В первые дни войны она потеряла мужа, у нее были свои счеты с фашистами, и она их не боялась, напротив, считала своим долгом отомстить за любимого человека, за свой народ. Вот как мужественно перенесла Рита первую встречу с диверсантами: заметив немецких диверсантов в двух шагах от себя, девушка не испугалась, не побежала, как это сделала потом, в лесу, Галя. Она замерла. Фашист, сильный и опасный враг, вооружённый до зубов, стоял рядом, но, глядя назад. Далее даётся описание вражеских диверсантов, сначала одного, потом другого. И эти портретные данные, их детали (рослый, в пятнистой плащ-палатке, с автоматами и тюками, в высоких шнурованных башмаках) и образ действия, направление движения (шли молча; пошли прямо на нее; ступая неслышно; прошли рядом; один коснулся плечом ветки, за которым она стояла; прошли беззвучно), сравнение (как тени) говорят о предельной напряженности, опасности обстановки, когда не только молодая женщина, пусть боец и красноармеец, но и воин-мужчина
пришли бы в состояние крайнего психологического напряжения. Нервы Гали в такой обстановке не выдержали, Рита же проявила твёрдость духа, смелость и отвагу.
Такой же пример героизма проявила Женя Комелькова, когда вместе со старшиной Васковым они расправились с фашистами, убившими Соню Гурвич.
В полном соответствии с характером поступила в данном эпизоде Женя Комелькова, поддержавшая старшину в критический момент, проявив смелость и героизм. Мы имеем в виду не веселый, озорной нрав Комельковой, а ее настоящие бойцовские качества, сильно развитое чувство патриотизма, бесстрашие, ненависть к врагу. Несомненно, такому воспитанию способствовало и влияние отца, кадрового офицера, когда-то бравшего ее на охоту на кабана. Правда, эта охота была на двуногих зверей, но и здесь Женя была на высоте.
Прав был старшина, когда говорил: «Не женское это дело - война». Однако Женя проявила самый настоящий мужской характер, точно выполнив все указания старшины.
Справедливы слова Васкова, успокаивающего Женю, ударом приклада размозжившую череп фашисту, которую теперь тошнило:
-Брось,-сказал он.-Попереживала и будет. Тут одно понять надо: не люди это. не звери даже - фашисты. Вот и гляди соответственно.
И главную идею произведения, антигуманную суть войны, автор вкладывает в уста старшины, когда хоронили Соню. К словам Осяниной, что Соня была отличницей, он добавляет:
- А главное, что могла нарожать Соня ребятишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом.
Слова эти были сказаны по поводу смерти Сони, когда Галя, Рита и Женя были еще живы. Хотя потом, после смерти всех пятерых, могли и должны были относиться ко всем пятерым и многим реальным женщинам, и девушкам, погибшим в годы войны.
На протяжении всего произведения достойными помощниками старшины были Рита и Женя.
Окинув широким взглядом процесс становления, формирования их характеров к моменту начала битвы с диверсантами, можно найти в них много общего, что сближает их, но в то же время каждая из них была индивидуальна.
Из предыстории персонажей мы знаем, что Рита была женой героически погибшего пограничника и дочерью без вести пропавшего в годы войны защитника Отечества.
Женя же по происхождению - дочь кадрового офицера Красной Армии, на ее глазах немцы расстреляли семью: мать, сестренку и брата. Данное обстоятельство сближает их, то есть и у них были свои счеты с немцами.
Однако по характеру Рита была серьезная, уравновешенная, строгая по отношению к подчиненным и исполнительная по отношению к командирам.
Женя Комелькова, напротив, была жизнерадостная, веселая, любила посмеяться, пошутить. Как было отмечено в начале нашего исследования, основными средствами их характеристики являются речь, поступки, авторская оценка. Главное, что объединяет не только Риту и Женю, но и старшину Васкова, Соню и Елизавету - это их глубокий патриотизм, одинаково сильно развитое чувство ненависти к врагу.
Весёлый же нрав Комельковой прежде всего отражается в ее речи, отличительной особенностью которой было широкое использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами субъективной оценки: Четверчаток, винтовочка, ясненько.
Удивительно красивая внешне, Женя всегда была в центре внимания, девушки с нею советовалась, любили ее, особо любовались ее красотой и составляли вместе с нею группу жизнерадостных бойцов-зенитчиц, трагическую судьбу которых трудно было предугадать.
В своей работе мы не упомянули о примере редкого героизма Комельковой, когда она, преграждая путь переходящим через речку немцам, которых во что бы то ни стало надо было остановить, выбежала к речке и, рискуя жизнью, в десяти метрах от немецких автоматов стала купаться. Таким образом она заставила немцев повернуть назад и искать новое место для решения своей задачи, что в конечном итоге дало возможность выиграть время для обдумывания сложившейся ситуации и концентрации сил для дальнейшей борьбы. По тексту произведения мы помним, что в эти часы Васков и девушки еще не знали, что Лиза Бричкина не дошла до своих, и помощи ждать было неоткуда, группа еще ждала этой помощи и в ее ожидании тянула время, не давая немцам возможности переправиться на другой берег.
В характеристике образов повести пейзаж не играет столь существенной роли. Преимущественное внимание автор уделяет средствам речевой характеристики персонажей, анализирует их поступки и оценивает их сам. И. С. Тургенев, например, часто и широко соотносит пейзажные зарисовки с образами персонажей.
Портретные данные в повести Б. Васильева предельно кратки. Даже самый развернутый из них, описание внешности Жени, не сравнить с развернутыми портретами персонажей классиков русской литературы, скажем, с портретом Пугачева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, Печорина в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, с портретами героев И. С. Тургенева, Л.
H. Толстого и многих других.
Портрет Жени дается в восприятии Риты и других девушек:
«Наутро увидела и залюбовалась: высокая, рыжая, белоголовая.А глаза-детские, круглые, как блюдца».И все остальные детали портрета героини - прозрачность кожи, гармоничность фигуры, высокая грудь - справедливо сконцентрированы Ритой в одном слове «красивая».
О Лизе автор пишет: «Коренастая, плотная, то ли в плечах, то ли в бедрах - не поймешь, где шире.. .здоровая, хоть паши на ней.Не то что пигалицы городские - Галя да Соня Гурвич... Подробности портрета Гали:
«В отделении у них замухрышка одна была, Галя Четвертак. Худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки».
Таким образом, изучение повести Б. Васильева «А зори здесь тихие.» позволяет сделать заключение о месте произведения в контексте военной прозы 50-80-х годов ХХ века, о его гуманистической и антивоенной сущности, а также основных средствах создания системы женских образов в нем.
ЛИТЕРАТУРА:
I. Бочаров, А.Г.Человек и война/А.Г.Бочаров.:-М.,Советский писатель,1978.- 323 с.
2. Васильев, Б.Боевое содружество/Б.Васильев,А.Н.Лазукин.-М.: ДОСААФ,1981.-281 с.
3. Васильев, Б.Избранное:В 2-х т/Б.Васильев.-М.:Художественная литература,1988.-402 с.
4. Васильев, Б. А зори здесь тихие...;Не стреляйте в белых лебедей;В списках не значился/Б.Васильев.-М.: Правда,1978. - 326 с.
5. Современная русская советская литература.В 2 ч.Ч.1.Литературный процесс 50-80-х годов.Под ред.А.Г.Бочарова,Г.А.Белой.-М.:Просвещение,1987.-256 с.
6. Русская советская литература 50-70-х годов./Под ред. В.А.Ковалева.-М.:Просвещение, 1981.402 с.
7. Метченко,А.И. Современная советская литература.70-е годы(Актуальные проблемы)/А.И.Метченко,Б.С.Бутров,А.П.Герасименко.В.А.Зайцев.-М.:Московский университет,1983.- 204 с.
REFERENCES:
1. Bocharov,A.G.Human-Being and War/A.G.Bocharov.-M.:Soviet Writer,1978.-323 р.
2. Vasilyev,B.War Commonwealth /B.Vasilyev,A.N.Lazukin.M.:(Voluntary Promotion to Army, Aviation and Fleet (VPAAF) publishing-house,1988.-281 р.
3. Vasilyev,B. Selected Works: in two volumes/B.Vasilyev.-M.:Belles-Letters Literature,1988.-402 р.
4. Vasilyev,B.The Dawns Are Still...;Don4 Shoot White Cranes; No Data in Lists/B.Vasilyev.-M.: The Truth,1978.- 326 р.
5. Modern Russian Soviet Literature. In two parts. - P.1. Literary process referring to the 50-ies - 80-ies. Under the editorship of A.G. Bocharov, G.A. Belaya. - M.: Enlightenment, 1987. - 256 p.
6. Russian Soviet Literature referring to the 50 - 70-ies. Under the editorship of V.A. Kovalyov. - M.: Enlightenment, 1981.-402 р.
7. Metchenko,A.I.Modern Soviet Literature referring to the 70-ies (Actual problems)/A.I. Matchenko,B.S.Butrov,A.P.Gerasimenko,V.A.Zaytsev.- M.:Moscow State University publishing-house, 1983.- 402 р.
Женские образы в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...»
Ключевые слова: основные средства характеристики персонажей, речь, поступки, авторская оценка, портрет, пейзаж, предыстория, экспозиция.
Статья представляет собой результат изучения системы женских образов в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...». В ходе исследования проблемы автор приходит к заключению о том, что главными приёмами и средствами характеристики образов Осяниной, Комельковой, Гурвич, Бричкиной и Четвертак в повести становятся речь, их поступки, а также авторская оценка. Однако другие вспомогательные средства, как портрет, пейзаж, внутренний монолог, предметы интерьера, художественная деталь и т.п. по степени значимости уступают указанным выше средствам. По этой причине предметом пристального внимания исследователя становятся указанные выше средства. Так как произведение посвящено событиям Великой Отечественной войны, то указанные выше женские образы в большей части раскрываются не только во взаимоотношении друг с другом, а в непосредственном столкновении с врагом, в их отношении к нему. В процессе характеристики каждого образа исследователь заостряет внимание читателя на то, какой вклад каждый из персонажей вносит в общее дело борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.
Feminine Images in the Narrative "The Dawns Are Still" by B. Vassilyev
Key words: important means of personages' characterization, speech, actions, author's appreciation, portrait, landscape, prehistory, exposition.
The article under consideration presents the results of the study dealing with the system of feminine images in the narrative "The Dawns Are Still" by B. Vassilyev. In the course of considering the problems the author comes to the conclusion that the principal approaches and means aimed at characterization of the images referring to Osyanina, Komelkova, Gurvich, Brichkina and Chetvertak and their actions, speech and author's appreciation in the narrative as well. However, other auxiliary means, such as portrait, landscape, inner monologue, subjects of interiors, artistic details and etc. concede to the above-mentioned ones on the level of significance. Due to that reason these are the above-stated means that become the subject of intent attention of the explorer. As the literary production is devoted to the events of the Great Patriotic War those above-mentioned feminine images are disclosed to a greater part not only through interrelations between one another, but under direct collisions with enemies and their attitude to the foes either. In the process of characterization of each image the explorer emphasizes readers' attention on the fact that every character makes a contribution of her own into the common cause of the struggle with German-Fascistic invaders in general.
Сведения об авторе:
Шарипова Матлуба Абдуазизовна, старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail:[email protected]
Information about the author:
Sharipova Matluba Abduazizovna, senior lecturer of the Department of Russian and foreign literatures under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: [email protected]