Научная статья на тему 'Женские лики в прозе Е. И. Замятина: национальные традиции и специфика. (к постановке проблемы)'

Женские лики в прозе Е. И. Замятина: национальные традиции и специфика. (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
178
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мануйленко Елена Николаевна

The article looks at the poetics of the female image which is the focus of E.I. Zamyatin's prose

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEMALE COUNTENANCES IN E.I. ZAMYATIN'S PROSE: NATIONAL TRADITIONS AND SPECIFICITY (POSING THE ISSUE)

The article looks at the poetics of the female image which is the focus of E.I. Zamyatin's prose

Текст научной работы на тему «Женские лики в прозе Е. И. Замятина: национальные традиции и специфика. (к постановке проблемы)»

ЖЕНСКИЕ ЛИКИ В ПРОЗЕ Е.И. ЗАМЯТИНА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И СПЕЦИФИКА. (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)1

Е.Н. Мануйленко

Manuilenko E.N. Female countenances in E.I. Zamyatin’s prose: national traditions and specificity (Posing the issue). The article looks at the poetics of the female image which is the focus of E.I. Zamyatin’s prose.

В кругу философов и писателей рубежа Х1Х-ХХ веков не раз выдвигалась отразившаяся в творчестве Е.И. Замятин идея женственности русского народа, Мировой Души, Вечной Женственности, Софии, Прекрасной Дамы. Корни этих представлений, как и поэтика многих образов прозы писателя, восходят к древним духовным основам. Н. Комлик пишет: «Женщина, дарующая жизнь, по представлению язычника-славянина, владела тайнами естества, жизни и поэтому способна была врачевать, колдовать, заговаривать, заклинать, пророчествовать... Отсюда у русских так развиты культ матери-земли и почитание образа вещей девы, сочетающие в себе недюжинные физические силы богатырей с таинственным даром предвидения и премудрости, которым соответствовал позже христианский культ Богородицы и философско-мистическое учение о Софии, лежащие в основе народной религиозности» [1].

Женщине Замятина свойственны свободная воля, стихийность характера, близость природе и таинству деторождения. Во имя любви (и к ребенку, и к мужчине) она способна на многое, выражает народный идеал женской красоты и характера, свободу выбора, свободу действий и на поле брани, и в хозяйственной деятельности, и в любви.

Особенное значение придает Замятин женским глазам. Вот глаза 1-330, когда она открывается 0-503: «Сквозь темные окна глаз - там, внутри у ней, я видел, пылает печь, искры, языки огня вверх, вверх, навалены горы сухих, смоляных дров...» [2]. Глаза 0-90: «круглые, синие глаза мне широко раскрыты - синие окна внутрь, - и я проникаю внутрь, ни за что не зацепляясь: ничего -

1 Работа выполнена в рамках научной программы Минобразования РФ «Университеты России», проект «Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи: парадигма онтологических ценностей», грант 2004 года УР 10.01.049.

внутри, т. е. ничего постороннего, ненужного» (с. 565). Глаза в произведениях Е.И. Замятина - очень много значащая деталь. Выразителен одноименный рассказ «Глаза». Глаза у Куковерова в «Рассказе о самом главном» «круглые, как у ребенка».

В прозе Замятина отмечается перенесение женских черт на природные явления и наоборот. Писатель уподобляет состояние некоторых героинь (Афимьи - «Чрево», Марьки - «Куны», Софьи - «Наводнение», Глафиры - «Алатырь») земле, пересохшей без дождя. Особое место при этом занимают древние символы земли и воды, воздуха и огня. Часто при изображении женщины делается акцент именно на грудь. В рассказе «Север», например, даже в море «набухают, дыбятся белые груди» волн.

Красота русской женщины ставится Замятиным очень высоко, как пишет Л.В. Полякова: «...есть высшая, верховная - женская Красота...» [3]. Замятин не скрывает любования своими героинями. Большинство из них наделены своим создателем богатым внутренним миром и роскошно описаны внешне. Дарья из рассказа «Русь» - «атласная, пышная, розовая, белая, круглая - не из морской пены, из жарких банных облаков - с веником банным выйдет русская Венера...» (с. 406). Глафира из «Алатыря»: «...ростом высошенька, волос русый, глаз сверкучий, вся наливная - как спелая рожь» (с. 197). Василиса («Непутевый»): «Глаза синие, губы румяные, в косах снег серебром напорошил-ся» (с. 102). «Кряжи»: «А в кругу Марья ходила, веселая червонная, пышная: только брови собольи - строгие, да губы тонкие строгие...» (с. 234).

Одна из продуктивных тем замятинского творчества, связанных с его пониманием счастья и смысла жизни, - тема зачатия и рождения ребенка. Данная проблематика ярко представлена в повестях «Чрево», «Наводнение», в произведениях со сложной поэтикой,

«Рассказе о самом главном», романе «Мы» и некоторых других произведениях.

Однако многие семейные пары у Замятина бездетны (Шмит и Маруся, Марей и Пелька). Бездетность - знак ущербности. Это знак, символ их судьбы.

Совсем безжизненны бездетные генеральша Азанчеева («На куличках») и Корто-миха («Север»),

Через обретенных детей герои получают спасение, надежду на обновление. Так, Таля из «Рассказа о самом главном» хочет продлить жизнь Куковерова в ребенке: «Я хочу, чтобы ты оставил во мне себя, чтобы...» (с. 436). Вечное обновление в детях - основной мотив рассказа.

Мать Нафанаила из «Сподручницы грешных», похоронив девятерых родных дочерей, становится матерью девяноста монахинь, послушниц, которых любит, как своих собственных. Она - воплощение терпеливой, прощающей, мудрой, женской любви. Именно к такому образу Богородицы взывает Афи-мья: «Матушка ты милая. Ведь и ты же вот ждала же младенчика, радовалась, знаешь ведь? Ох, до чего же хорошо!» (с. 127).

Ребенка хочет иметь 0-90 («Мы»), вопреки жестоким законам Единого Государства, обрекающим своевольную мать на смерть. В О, мягкой и слабой, появляется сила для того, чтобы отстоять своего еще не родившегося малыша. Такой видит ее Д-503: «Вся она была как-то по особенному, законченно, упруго кругла. Руки и чаши грудей, и все ее тело, такое мне знакомое, круглилось и натяги-

вало юнифу: вот сейчас прорвет тонкую материю и наружу, на солнце, на свет» (с. 643).

Капитанша Нечеса - мать девятерых детей, причем, хорошо, если капитан Нечеса отец хотя бы одного из них. Однако, «любит капитан Нечеса всех восьмерых своих ребят»: «А пускай, все они - младенчики, все -ангелы божьи».

Как в славянских, народных верованиях многое сводилось к идее плодородия, рождения и смерти, так же много места и в произведениях Е.И. Замятина уделяется мотиву продолжения рода, выражения себя в детях, а часто - рождению через смерть. Об этом

В.В. Розанов в книге «Люди лунного света» писал: «Смерть есть не смерть окончательная, а только способ обновления: ведь в детях в точности я живу, в них живет моя кровь и тело, и, следовательно, буквально я не умираю вовсе, а умирает только мое сегодняшнее имя. Тело же и кровь продолжают жить; и в их детях - снова, и, затем опять в детях -вечно!» [4].

1. Комлик Н.Н. Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры. Елец, 2000. С. 51.

2. Замятин Е.И. Избр. произведения. Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы. М., 1989.

С. 639. Далее цитируется это издание с указанием страниц в тексте.

3. Полякова Л.В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи: Курс лекций. Тамбов, 2000.

4. Розанов В.В. Люди лунного света. Метафизика христианства. М., 1990. С. 70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.