Научная статья на тему 'Женские гимназии и училища в российском образовании начала XIX века'

Женские гимназии и училища в российском образовании начала XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7523
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женские гимназии и училища в российском образовании начала XIX века»

ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ И УЧИЛИЩА В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА

М.М. РЕГАЛЮК, кандидат педагогических наук, доцент

Началом развития женского образования можно назвать середину XVIII в., когда был создан Смольный институт благородных девиц и появилось несколько пансионов для девушек (платных, частных).

Устав 1786 г. открыл доступ девочкам в малые и главные народные училища. Но учебных заведений было очень мало, и они охватывали лишь незначительное число девочек и девушек. Женское образование по-прежнему оставалось преимущественно домашним, а об образовании крестьянок говорить не приходилось вообще.

В начале XIX в. начали развиваться женские пансионы, закрытые институты и школы, но заметного изменения в состоянии женского образования не произошло. Те классы главных народных училищ, в которые принимались раньше девочки, были преобразованы в начале XIX в. в низшие классы гимназий. А гимназии предназначались только для мальчиков. Девочки могли обучаться вместе с мальчиками лишь в приходских училищах.

Пансионы и школы были делом частной инициативы; ни сословные, ни государственные, ни общественные учреждения не участвовали в их открытии. А поскольку плата с пансионерок была высокой, постольку учились в пансионах дети состоятельных родителей дворянского и купеческого сословий. Для дочерей разночинцев были редкие частные школы. Число учащихся в пансионах было невелико. Так, один из лучших пансионов Смоленской губернии имел всего 30 воспитанниц. Родители, имеющие средний достаток, не могли дать своим дочерям необходимого образования. Но потребность в женском образовании ясно уже осознавалась многими людьми. В 20—40-е годы XIX в. число училищ, где могли обучаться девочки, немного увеличилось. Их открывали Министерство народного просвещения (частные), Министерство государственных имуществ и другие ведомства. В сельских училищах для мальчиков (для государственных крестьян) стали создаваться классы для девочек. Некоторые помещики также открывали школы для девочек. Но все это были единичные факты [5, с. 6].

Возникновение первых женских гимназий в России относится к началу 60-х годов XIX в. Самой первой женской гимназией можно считать открытую в 1857 г. в Костроме помещиком Григорьевым на свои средства женскую гимназию для всех сословий. Заслуга организации женских гимназий в России принадлежала

профессору педагогики Главного педагогического института (г. Санкт-Петербург), инспектору классов в женском Павловском институте H.A. Выпнеград-скому. Большой вклад в постановку женского образования внесли В.И. Водовозов и К.Д. Ушинский. В 1858 г. были открыты или предназначены к открытию училища в Вологде, Тотьме, Твери, Усть-Сысольске, Рязани, Чернигове, Туле, Смоленске и Нижнем Новгороде. Им было присвоено название гимназий, так как учебный курс их по существу мало чем отличался от мужских гимназий. Правда, вместо «мертвых» древних языков здесь обстоятельно изучались новые. К 1874 г. уже насчитывалось 189 женских гимназий с общим числом учащихся 25 565 человек.

Вторым крупным начинанием H.A. Вышнеградско-го было учреждение Педагогических курсов (с 1859 г.), завершавших учебно-воспитательное дело, начатое в гимназиях. Курсы были, таким образом, первым шагом на пути женщин к высшему образованию. Постепенно и женские институты приняли программу женских гимназий.

Женские государственные учебные заведения в основном имели принадлежность или к Министерству народного просвещения (гимназии и прогимназии), или к Ведомству учреждений императрицы Марии (институты, гимназии и прогимназии — мариинские). Гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии имели семилетний курс обучения; по окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы, а получившие награду (медаль или книгу) — аттестат домашней наставницы и право без экзаменов поступать на платные педагогические курсы. Знания оценивались по двенадцатибалльной системе.

Женские гимназии Министерства народного просвещения с 1870 г. имели свой устав. Обучение в них было семилетним; восьмой класс был педагогическим. После семи классов воспитанницы получали аттестат учительницы начальной школы, по окончании восьмого класса — домашней учительницы, с медалью — домашней наставницы. После окончания восьми классов можно было поступить без экзаменов на платные Высшие женские курсы. Гимназии также были платными. Система оценки знаний — пятибалльная.

Санкт-Петербургская Александровская женская гимназия начала свою деятельность в 1860 г. H.A. Вышне-градский подыскал для нее апартаменты в доме на углу Вознесенского проспекта и Екатерининского канала, и 4 ноября 1860 г. она была официально открыта. Им-

СОсХКХхХЮ

ператрица прислала свое благословение — икону Казанской Божьей Матери.

Служебный персонал во главе с директором Н.А. Вы-шнеградским и главной надзирательницей Н.П. Богданович состоял из трех учительниц и тринадцати преподавателей. Первоначально новая гимназия обладала всеми признаками частного заведения, не имела своего устава и руководствовалась правилами, установленными для Мариинского училища. В 1863 г. состоялся первый выпуск, гимназия достигла, как было задумано, семиклассного состава, а в последующие годы порой приходилось открывать еще и подготовительный класс. По «табели» 1863 г. ежедневно во всех классах следовало проводить пять часовых уроков вместо четырех продолжительностью по полтора часа [1, с. 67].

19 января 1865 г. гимназию впервые посетил император Александр II. Впоследствии он приезжал сюда неоднократно.

Тверская Мариинская женская гимназия была открыта в 1858 г. Однако задолго до того был выработан проект положения, согласно которому здесь должны были обучаться представительницы всех свободных сословий.

Купеческое сообщество Твери собрало необходимые первоначальные средства, подыскало помещение, попечитель московского учебного округа разрешил основать в Твери женское училище и 11 августа 1858 г. в присутствии императора и императрицы Ма-риинское высшее женское шестиклассное училище было торжественно открыто в составе трех классов. В 1866 г. были прибавлены седьмой и приготовительный, а в 1872 г. — восьмой, педагогический классы. Преподавательский персонал состоял в основном из домашних учительниц, уездных учителей; совсем мало было учителей из гимназий.

Московская женская классическая гимназия С.Н. Фишер. Софья Николаевна давно интересовалась вопросами образования в России, прочла об этом массу книг. Сама мысль о создании классической гимназии возникла у нее после того, как была проведена реформа мужских гимназий и утвержден их новый устав. Идея получила одобрение у М.Н. Каткова, одного из основателей знаменитого лицея Цесаревича Николая, и его директора П.М. Леонтьева; солидную административную поддержку оказывали ей попечитель Московского учебного округа князь А.П. Ширинский-Шихматов и министр народного просвещения.

Воспитанницам гимназии по «высочайшему повелению» были дарованы особые льготы: те, кто успешно окончил шесть классов, получал право называться домашними учителями, окончившие курс с отличием — домашними наставницами. Ученицам, успешно завершившим восьмилетний курс, предоставлялось право преподавать в первых четырех классах мужских гимназий и прогимназий, а также во всех классах женских гимназий Министерства народного просвещения. Главную цель учредительница гимназии видела

в том, чтобы способствовать «возведению женщины, матери и воспитательницы на ту высоту умственного уровня, на которой позволительно и желательно видеть женщину во всяком образованном обществе», дать ей классическое образование наравне с мужским.

В удивительно короткий срок женские гимназии были открыты практически по всей России. Русские женские гимназии рассматриваемого периода дают нам много примеров разумной организации учебно-воспитательной работы, а их опыт заслуживает самого внимательного изучения.

Во второй половине XIX в. растет число женских средних учебных заведений духовного ведомства — епархиальных училищ, открывавшихся с разрешения Синода. Это полузакрытые учебные заведения, по выходу из которых их воспитанницы получали право преподавания в начальных школах.

Воспитание дочерей православного духовенства до 40-х годов XIX в. ограничивалось элементарным домашним образованием, состоявшим из сообщения самых обыденных познаний и необходимых хозяйственных сведений. Хотя при монастырях и существовали женские приюты для дочерей духовенства, их нельзя было назвать учебно-воспитательными заведениями. Реальный шаг был сделан вдовой действительного статского советника Надеждой Павловной Шульц. В 1843 г Великая княжна Ольга Николаевна получила «Записку», в которой говорилось о необходимости «устроить такие учреждения, в которых девицы духовного звания получали бы прочное воспитание в началах веры, добра и нравственности, в высокой мысли о своем призвании» [6, с. 5].

22 октября 1843 г. было открыто Царскосельское училище для девиц духовного звания. Это училище стало образцом для учреждения женских духовных учебных заведений в епархиях Российской империи. К 1868 г. их начитывалось около тридцати. Некоторые из них (Царскосельское, Ярославское, Иркутское, Виленс-кое, Могилевское, Минское, Волынское, Полоцкое, Подольское) состояли под покровительством императрицы. Остальные училища, открытые в разных епархиях, состояли в ведении Святейшего Синода и управлялись епархиальными архиереями, составляющими для них уставы.

Курс обучения в училищах был шестилетний и делился на три класса, по два года в каждом. Программа обучения первых лет носила элементарный характер. Ученицам преподавали: Закон Божий, церковное пение, грамматику, русскую историю, русскую географию, всеобщую историю, арифметику, чистописание, рисование узоров для шитья, рукоделия и основы медицины. Образовательные дисциплины мало чем отличались от тех, что были в средних светских женских учебных заведениях. Главное отличие заключалось в организации внутренней жизни и задачах воспитания: подготовить не только православных христианок, привыкших к строгому исполнению всех обычаев

православной Церкви и основательно наставленных в учении веры, но и трудолюбивых домохозяек, жен и матерей, которые не мечтали бы об увеселениях светской жизни. При составлении учебного плана училищ в основу было положено серьезное религиозное образование, поэтому для преподавания Закона Божьего привлекались лучшие педагогические силы.

С 1895 г. в училищах педагогика была заменена дидактикой, так как опыт показал, что преподавание педагогики не достигало цели.

Епархиалки изучали особенности детского возраста, усваивали основы религиозно-нравственного, умственного и физического воспитания, знакомились с устройством и внутренней организацией школы.

Чтобы полнее представить себе все значение епархиальных училищ для жизни общества, приведем некоторые статистические данные. В 1909 г. воспитанниц в епархиальных училищах было 25 182, из них 663 — дочери потомственных дворян и чиновников, 554 — мещан, 530 — крестьян, 344 — почетных граждан и купцов, 163 — военных. Больше половины выпускниц епархиальных училищ трудились учительницами церковноприходских школ и школ грамоты. Некоторые епархии предоставляли им возможность преподавать Закон Божий в начальных школах как более подготовленным к этой миссии.

Таким образом, бывшие воспитанницы епархиальных училищ и по религиозно-нравственному воспитанию, но и по специальной педагогической подготовке к учительству занимали в народных школах одно из первых мест.

Литература

1. Антология педагогической мысли России XVIII века / Сост. ИА. Соловков. - М., 1985.

2. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII -началаXIXвеков. -М., 1983.

3. Михневич В.О. Русская женщина XVIII столетия. — М., 1990.

4. Орлова Е. Высшее женское образование в России // Вестник Высшей Школы. — 1999. — № 3.

5. Очерки русской культуры XVIII века: В 4 т. — Ч. 2. — М., 1987.

6. Понамарева В.В., Хорошилова Л.Б. «Золотой век» Екатерины и образование // Педагогика. — 1999. — № 1.

7. Усачева Р.Ф. Новые тенденции в развитии женского образования в первой четверти XIX века // Образование в современной школе. — 2001. — № 11.

8. Усачева Р.Ф. Создание женских учебных заведений в России в XVIII веке // Образование в современной школе. - 2001.-№ 2.

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЫ В ИНТЕРЕСАХ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В.И. САПОЖНИКОВ,

Технология мультимедиа — информационная технология, основанная на одновременном использовании в программных комплексах и системах различных средств представления информации, обеспечивающая применение совокупности приемов, методов, способов и средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, продуцирования информации (аудиовизуальной, текстовой, графической) в условиях интерактивного взаимодействия пользователя с системой1.

С технологической точки зрения интегрировать аудио- и визуальную информацию, представленную в различной форме (текст, графика, анимация, слайды, музыка, видео), позволяют специальныемультимеди-аоперационные среды. Многокомпонентную мульти-медиасреду разделяют на три основных компонента:

1) текстовую информацию — занимает небольшие объемы памяти и может быть размещена на разного рода носителях информации;

2) аудиоряд — речь, музыка, аудиоэффекты (шум

кандидат военных наук

моря или шум дождя и пр.). Главной проблемой использования высококачественных звуковых эффектов является информационная емкость. Для решения этой проблемы используются методы сжатия (компрессии) аудиоинформации;

3) видеоряд — характеризуется множеством элементов и разделяется на статический и динамический видеоряды. Статический включает в себя графику (рисунки, схемы и символы в графическом формате) и фотографии (не только цифровое фото, но и отсканированные рисунки и фотографии). Динамический видеоряд может быть представлен обычным (24 кадра в секунду) или разряженным видео (6—12 кадров в секунду), а также анимацией (последовательностью рисованных изображений).

Использование мультимедиатехнологий в учебном процессе выдвигает повышенные требования к разрешающей способности экрана. Вторая проблема — повышенные требования к объему памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.