Научная статья на тему 'Женская тема в социокультурной политике времен Великой Отечественной войны'

Женская тема в социокультурной политике времен Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
361
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СССР / МОДА / АТЕЛЬЕ / ПОШИВ / МОДЕЛЬЕРЫ / ЖЕНЩИНЫ / ФРОНТ / ТЫЛ / GREAT PATRIOTIC WAR / SOVIET UNION / FASHION / DRESSMAKER'S / TAILORING / COUTURIER / WOMEN / FRONT / REAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жукова Ольга Германовна

В статье исследуется тот аспект социокультурной жизни населения СССР времен Великой Отечественной войны, который касается ежедневной жизни женщин, их стремления быть женственными в условиях, когда от них требовалась мужественность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Women in social policy during the Great Patriotic War

The article investigates an aspect of women's everyday life in wartime Soviet Union the aspect which reveals women's striving to look feminine under conditions that required that they rather acted like men.

Текст научной работы на тему «Женская тема в социокультурной политике времен Великой Отечественной войны»

женская тема в социокультурной политике

ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕчЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

О. Г. Жукова (Московский гуманитарный университет)

Аннотация: В статье исследуется тот аспект социокультурной жизни населения СССР времен Великой Отечественной войны, который касается ежедневной жизни женщин, их стремления быть женственными в условиях, когда от них требовалась мужественность.

ключевые слова: Великая Отечественная война, СССР, мода, ателье, пошив, модельеры, женщины, фронт, тыл.

WOMEN IN SOciAL POLicY DuRING THE GREAT

patriotic war

O. G. Zhukova (Moscow University for the Humanities)

Abstract: The article investigates an aspect of women's everyday life in wartime Soviet Union - the aspect which reveals women's striving to look feminine under conditions that required that they rather acted like men.

Keywords: Great Patriotic war, Soviet Union, fashion, dressmaker's, tailoring, couturier, women, front, rear.

Ветеран сцены Марьяна Федоровна Потапова-Модорова вспоминает, как во время войны в ателье ЦДРИ довелось ей видеть хлопоты закройщиц над новым нарядом Клавдии Шульженко. Концертное платье должно было быть и длинным, в пол, и с довольно пышной юбкой. Ткани едва хватило, а рукавчики-фонарики пришлось подобрать из обрезков другой ткани. Режим экономии, принятый в годы войны во всех отраслях народного хозяйства страны, сказался и на индустрии моды. А ведь быть красивой и хоть в чем-то похожей на артистку кино и эстрады хотелось каждой советской женщине в тылу. И даже фронтовички подгоняли по фигуре рассчитанные на бойцов-мужчин гимнастерки и шинели...

На третий день войны 24 июня 1941 г. газета «Вечерняя Москва» публикует две информации, особенно важные для москвичек. С митингов, прошедших в столице, передавали, что на 22-й шахте Метростроя, заводе

«Москабель», Московском инструментальном заводе, Трехгорной мануфактуре и на других предприятиях женщины уже овладевают мужскими специальностями, чтобы заменить мужчин, уходящих на фронт.

Казалось бы, с этого дня в Москве и по всей необъятной нашей стране тысячи девушек и женщин, должны были надолго сменить крепдешины и ситцы в повседневном гардеробе на рабочие спецовки, шинели, ватники...

Но 4-я полоса городской газеты как будто все еще дышала мирным временем: «Магазин тканей на площади Маяковского торгует хлопчатобумажными тканями исключительно московских фабрик. 1-й ситценабивной, Трехгорной мануфактуры им. Дзержинского, фабрики им. Свердлова, Семеновской фабрики. Все виды тканей летних, демисезонных, зимних. Новейшие образцы, рисунки, расцветки. Торговля с 9 часов утра до 9 часов вечера. Без выходных дней» (Вечерняя Москва, 1941: 4).

И если первая новость означала изменение всего уклада жизни москвичек, как оказалось, на долговременную перспективу — женщины-домохозяйки, вышедшие на производство, как правило, не бросили работу и после войны, то новость вторая будто напоминала им, что нельзя отказываться от женственности даже в условиях, требовавших безусловного мужества.

25 июня «Вечерка» рассказывала: «Вчера днем к директору 2-го троллейбусного парка пришла жена призванного в армию стахановца-водителя тов. Ремиз. — Моего мужа призвали в Красную Армию. Я же, владея профессией шофера, пришла просить вас разрешить мне заменить мужа на трудовом фронте. .Она пройдет краткосрочные курсы и затем сядет за руль троллейбуса, который водил ее муж. .От многих женщин, работавших кондукторами на троллейбусных линиях, поступают заявления с просьбой перевести их на работу в качестве слесарей, водителей и на ремонт машин»...

Но сообщением от 27 июня газета словно призывает москвичек оставаться женщинами, даже если нет в русском языке наименования их новых профессий в женском роде — слесарь, токарь, шофер: «Институт косметики и гигиены переехал: ул. Горького, корпус «Б» магазин «Тэжэ», тел. К-5-49-75. Все отделения института работают ежедневно с 9 ч. утра до 10 ч. вечера». А Московская контора Главпарфюмера приглашала посетить киоск «Тэжэ» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, где по-прежнему можно купить «крем для лица «Ночной», «Лотос», и «Освежающий». Одеколон «Крымская роза» и новый сорт «Жигули». Духи: «Крымская роза», «Новая заря» для подарков — наборы — сюрпризные коробки». Кстати, памятное представительницам старшего поколения, магически влекущее, такое «французско-звучащее» слово «Тэжэ» расшифровывалось весьма прозаически — Государственный трест жировой костеобра-

батывающей промышленности или «Трест жиркость».

«Мобилизованным на производство» москвичкам уже некогда шить и перешивать одежду на себя и детей, потому газета от 9 августа уведомляет, что «районные тресты местной промышленности приступили к организации новых мастерских по ремонту и реставрации зимней одежды и обуви. В районах столицы будут открыты 25 мастерских по ремонту трикотажных изделий, и 25 мастерских будут реставрировать старую одежду... Десятки таких же мастерских откроет скоро и промкооперация».

Яркое подтверждение газетных публикаций находим в воспоминаниях английского журналиста Александра Верта, приехавшего в СССР 3 июля 1941 г.: «Москва выглядела, как обычно. На улицах толпился народ, в магазинах все еще было полно товаров. . Молодые москвичи в летних костюмах отнюдь не выглядели бедно одетыми. На большинстве девушек были белые блузки, на юношах — белые, желтые и голубые спортивные майки или рубашки на пуговицах и с вышитыми воротниками. .Люди на улицах иной раз шутили и смеялись, хотя, что весьма показательно, лишь очень немногие открыто говорили о войне. Внешне жизнь, казалось, шла обычным порядком» (Верт, 1967).

И даже после 18 июля, когда в Москве ввели нормирование продуктов (карточки), по свидетельству А. Верта: «В магазинах еще продавались кое-какие потребительские товары; в конце августа я даже умудрился купить себе пальто из меха белой сибирской лайки в магазине в Столешниковом переулке, где по-прежнему был довольно широкий выбор оленьих полушубков и т. п. Я заплатил за свою «собачью доху» 335 рублей, что было дешево» (там же).

Драматический для обороны Москвы день — 16 октября, когда до москвичей дошли слухи — враг прорвался к городу, многие, дрогнув, устремились на восток, заполонив машинами со скарбом Шоссе Энтузиастов. «Вечерка» публикует среди множества воззваний самое искреннее, от хлебореза Надежды Андроновой: «Я родилась в Москве, и отец, и дед мой — коренные москвичи. Детей воспитала я здесь, в своем городе. А сейчас

и и и и т Т и

мой родной город под угрозой. Сын мой Николай сегодня рано утром получил оружие и пошел защищать Москву. Дочь моя Серафима в родильном доме ухаживает за родившимися сегодня москвичами. Женщины-москвички! К вам мое слово: отстоим родной город от врага! Вместе с сынами будем бороться за свою свободу и честь. Не дадим мерзким, фашистским гадам насильничать над нашими дочерьми. Родные подруги! Больше выдержки, разоблачайте провокаторов, фашистских шпионов — на улицах, в трамваях, везде, куда они проникают. Ложные слухи помогают врагу. Не верьте слухам, не поддавайтесь панике. Матери! Поможем своим детям отстоять свое счастье, свою свободу, свою честь!»

А уже через месяц, 15 ноября, газета предлагала читателям улыбнуться, читая очерк Зинаиды Вишневой «В оккупированном Париже», где «получил широкую известность такой анекдот: в метро два чистопородных фашиста видят вычурно одетую женщину. Конечно, француженке они не уступят своего места, но немке, «настоящей» немке один из них, по мнению другого, должен уступить.

— Франц, уступи место даме. Не видишь разве? Настоящая арийка!

— Откуда ты это знаешь, Ганс? — огрызается Франц.

— У тебя глаза есть? ... Чулки французские, кофточка норвежская, шубка из Праги, а шляпка наверняка из Варшавы. А ты еще сомневаешься, олух!» Хорошая иллюстрация масштабов покорения Европы и разгула в ней грабь-армии!

Прифронтовая Москва, напротив, показывала удивительные примеры душевной щедрости, благородства и бескорыстия. В эти же ноябрьские-декабрьские дни москвичи узнали, что общее собрание артели им. Шаумяна решило: каждый член артели, имеющий швейную машинку, должен принести ее в мастерскую, чтобы нашить как можно скорее и как можно больше обмундирования для наших бойцов (Вечерняя Москва, 1941). А собственная швейная машинка для горожанки той поры была таким же сокровищем, кормилицей, как для крестьянки корова!

До 20 узелков с одеждой, бельем и обувью принесли работницы за два дня в артель «Автоштамп» для отправки в освобожденное Подмосковье. Всю важность этого сообщения поймем, осознав, что «Мосскуппромторг» открыл в те дни на рынках столицы новые скупочные пункты и даже организовал скупку вещей у населения на дому (там же). Продать, а не отдать тому, кому еще хуже, чем тебе, можно все. Принимается: «готовое платье, белье, разные меха, конфекция, ткани, обувь, трикотаж, спорки разные, пишущие и швейные машины, электроприборы, посудо-хозяйственные предметы, чемоданы, патефоны, бинокли полевые и прочие вещи домашнего обихода» (там же).

При нынешнем изобилии товаров нам, пожалуй, и не понять уже этот перечень в полной мере. Но москвички военной поры ценили спорки — кружева, бисерные вышивки и другие украшения, не раз перекочевывающие со старых или даже старинных, дореволюционных еще платьев, на новые наряды. Знали толк и в конфекции — так называли либо одежду и белье первой необходимости простого кроя массового производства, либо комплекты уже раскроенных деталей для пошива платья.

Конечно, в лихую военную годину все предприятия легкой промышленности были нацелены на выполнение оборонных заказов. Шинели и тулупы, ватники и безрукавки, гимнастерки и брюки-галифе, пилотки, фуражки и шапки, сапоги и валенки, носки и варежки, погоны и знаки раз-

личий, нижнее белье — ассортимент амуниции с учетом летней и зимней смены достаточно широк, а исполнялся в миллионах штук. И все же.

Хорошие новости декабря 1941 г. радуют рядовых москвичек: расширив свои мастерские, артель «Швейремонтодежда» Свердловского района возобновила прием частных заказов: шитье и реставрацию мужской и дамской одежды, выпуск рукавиц и прочих изделий ширпотреба. А на «Трехгорке», законченный цикл которого ни разу не нарушался за время войны, расширяется производство (там же).

При артели «Универпром» организован новый пошивочный цех, для которого выделено специальное здание. В нем создается детский сад. .В этом же здании жены мобилизованных получат работу. Предприятия Пролетарского района увеличивают выпуск изделий ширпотреба. На фабриках райпромтреста расширяется производство одежды (там же). И, кажется, что в великий лозунг тех дней надо ввести существенную коррективу: Не все для фронта, но все — для Победы!

Заведующая поликлиникой Елена Сахарова на страницах своего личного дневника, повествующего о трудностях госпитальной жизни, густо пахнущей кровью, гниющей плотью и карболкой, вдруг чисто по-женски обмолвилась: «Купила себе меховое пальто за 1300 руб., кролик под котика, щипаный, цвет дымчато-коричневатый, очень красивый, сшит из спинок полосками — одна более светлая, другая более темная. Вид весьма богатый, для такого манто нужна машина, а не трамвай» (Москва военная, 1995: 482).

Но именно на трамвае, холодном, полутемном и едва-едва тащившемся по рельсам доктор Сахарова с коллегами ездила на премьеры спектаклей в московские театры. А по вечерам часто пекла пирожки и подкармливала ими раненых бойцов, устраивала танцы под патефон и мечтала, как встретит своего любимого, оказавшегося в далеком Ташкенте после ранения.

Женщинам важно быть красивыми, даже отстояв сутки за станком на заводе или много часов кряду оперируя тяжелораненых, впрягаясь в плуги и бороны вместо лошадей или выполняя боевые задания наравне с мужчинами. А мужчинам легче идти в бой, зная, какие красавицы ждут их с победой. Константин Симонов, как сценарист кинофильма «Жди меня» (1943 г.), вкладывает в уста своего героя — фронтового летчика перед боем трогательные слова о будущей встрече с женой: «Когда кончится война, я вас обоих к себе в гости приглашу. Жену попрошу ради вас надеть мое любимое платье. Здесь такое. наглухо застегнутое, а здесь так. кружева, ну, в общем, очень красивое». А в это время его верная жена в исполнении Валентины Серовой, перебирая платья, вспоминает мужа: «.в этом мы в последний раз ездили на дачу, .в этом ходили в театр».

Рассказывая в дневнике о Ленинграде, пережившем самую страшную блокадную зиму, драматург Всеволод Вишневский замечает на первый взгляд, несущественные, но, оказывается, такие важные приметы обычной жизни: «В витринах магазинов — шляпки (трогательно!), комиссионные вещи. Открылись киоски с водами. Глаз жадно останавливается на каждом проявлении жизни, на ее вечном упорстве» (Вишневский, 1956: 473). И еще: «Постепенно притуплялась острота ощущения осады. Обстрел становится настолько привычной частью быта, что даже не мог прервать, например, танцев молодежи: «Снаряды ложились в двухстах метрах, а девчушки, в праздничных платьях, беззаботно выделывали всякие «па»!...» — писал Вишневский летом 1943 г. (Вишневский, 1958: 296).

Остро чувствуя смену вех, поэтесса Ольга Берггольц в очерке «Возвращение мира» писала: «Мы жертвовали ради победы в течение многих-многих дней не только жизнью, но ежедневными, насущнейшими удобствами, без которых плохо и трудно жить. Мы обносились за время войны, устали от постоянных нехваток самого простого и мелкого. И так приятно знать, что с первых же дней мира ленинградские фабрики и заводы стали готовиться к тому, чтобы как можно больше и скорее дать людям вещей, необходимых для их обычной мирной жизни, — тканей, обуви, утвари и много-много другого» (Берггольц, 1958: 242). От зоркого глаза Берггольц не укрылась и такая трогательная деталь: «на шестидесятый день мира» весь Ленинград встречал солдат и офицеров дивизий, участвовавших в прорыве блокады: «И хотя многие-многие ленинградцы никого не ждали с этими дивизиями, и хотя не было среди ленинградцев ни одного, кто бы не утратил в этой войне близкого человека, — я никого не заметила в трауре или нарочито темных одеждах, — нет, все были в лучших своих светлых и пестрых платьях, и все — с цветами» (там же).

По-своему героическая и, можно сказать, даже красивая история произошла в славном городе Севастополе, осажденном врагом. Не хватало шелка-сырца, которым для лучшего сгорания взрывчатого вещества, обкладывались изнутри гильзы боеприпасов большого калибра. И тогда, чтобы решить стратегически важную задачу, горожанки пожертвовали оружейникам свои шелковые платья (Казарин, 2011: Электр. ресурс).

...Представительница мирной и чисто женской профессии — воспитатель детского сада, председатель уличного комитета, Александра Черкасова, стала зачинательницей возрождения города-героя Сталинграда. Она и ее подруги 4 февраля 1943 г. начали приводить в порядок уцелевшие дома для размещения в них детей и престарелых. И сами ютились в землянках и подвалах. Хлеб, крупы, постное масло — по карточкам. Выносили из развалин полуистлевшие трупы врагов, среди груд мусора выбирали каждый гвоздик, целый кирпичик, бревнышко, лист искорежен-

ного железа — все шло на ремонт и строительство. Из немецких шинелей сталинградки шили себе «модные тапочки». Чтобы придать им жесткость, «лакировали» сахарным сиропом. А вечерами, переодевшись из ватных штанов и телогреек в довоенные платьица, бежали на танцы под патефон (Аргасцева, Красильникова, 2003: 329).

Именно для таких особенных девушек и женщин в военную пору работали советские модельеры, продолжая выпускать журналы мод. Удивительный факт, известный ныне не всем специалистам в области моды, привычно поругивающим советский период нашей истории за недостаточное внимание к эстетике быта. А ведь знаменитый Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком мосту вновь открыт в 1944 г. Он призван был создавать коллекции одежды для швейных фабрик и ателье СССР, проводил обучение, методическую работу, здесь создавались готовые выкройки и проводились показы моделей.

Т» и и и и

В моей личной коллекции есть ряд изданий военной поры, посвященных моде. Издание на пожелтевшей газетной бумаге—«Модели сезона 1942» выпущено Гизлегпромом в типографии Управления Делами СНК СССР. Подписано в печать 3 марта 1942 г.Тираж для военного и даже для мирного времени немалый — 100 тыс. экз.! На его страницах — «проекты костюмов, отвечающих требованиям военного времени» — из плотной хлопчатобумажной ткани. Это костюмы для групп самозащиты с такими смелыми по тем временам решениями, как юбки-брюки. Среди выходных нарядов выделяются платья и кофты «украинки» — по мотивам народной одежды, платье из шелка двух тонов, как пишут издатели, «заимствовано от старого русского сарафана» и отделано вышивкой, есть и платье из креп-жоржета — «с рукавом типа русской рубахи». Платье из шерсти двух цветов «заимствовано от бессарабского народного костюма». Удивительно, но советским женщинам предлагается и несколько оригинальных заграничных моделей одежды, как сегодня принято говорить, весьма гламурных, вечерних.

И, наконец, гордость моей коллекции — «Журнал мод» 1945-го. Цветной, на хорошей плотной бумаге, увеличенного формата. Выпущен тиражом 10 тыс. экз. Издание народного комиссариата легкой промышленности СССР. Подписан к печати 7 июня 1945 г, но очевидно, что для выпуска такого издания швейникам было необходимо начать разработку моделей, когда еще «пушки говорили, а музы молчали».

Журнал открывает редакционная статья, полная больших надежд на возрождение советской моды: «В нашей стране моделированию одежды, трикотажных изделий и обуви всегда уделялось большое внимание. Одеть советских людей в удобную, изящную и красивую одежду — почетная задача советских модельеров и художников. .Сейчас, когда война завершена полным разгромом гитлеровской Германии .мы должны, ни на

46

минуту не прекращая работы для Красной Армии, подготовить нашу промышленность к переходу на послевоенный период.

В этом направлении уже ведется работа по моделированию Московским домом моделей, отдельными ателье Москвы и других городов. Успешно разрабатывает новые модели меховая промышленность, как показал состоявшийся в Москве просмотр меховых изделий.

Новый "Журнал мод" ставит своей задачей оказание помощи всем моделирующим организациям, отдельным художникам, модельерам и закройщикам в области изготовления новых моделей одежды, трикотажных и меховых изделий, обуви и галантереи. "Журнал мод" должен воспитать вкус к красивой одежде, культуре вещей и вместе с тем показывать способы наиболее экономного и рационального использования тканей, пряжи и мехов.

Приступая и изданию нового «Журнала мод», мы рассчитываем на помощь работников легкой промышленности, занятых разработкой новых типов и видов одежды и обуви, на содействие швейников и обувщиков Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Ростова, Тбилиси и других городов Советского Союза. . Наступило время, когда им нужно будет в полной мере проявить свое искусство в обстановке мирной жизни, мирного труда. «Журнал мод» тоже будет служить для них советником в этой большой работе. Красиво и изящно одевать и обувать советских людей — решить эту задачу будет помогать наш журнал».

Самые лучшие, самые модные модели одежды были показаны в самом первом, победном, выпуске «Журнала мод». Меховые изделия представлены фасонами Московской меховой фабрики № 2. Московский дом моделей предлагал женскую, мужскую и детскую одежду. Самобытные изделия по народным мотивам предлагали модельеры Ордена Трудового Красного Знамени Косинской трикотажной фабрики и Загорской трикотажной фабрики им. Розы Люксембург. (Обе, к сожалению, пережив войну, не пережили лихих 90-х). Изысканные шляпки разработаны модельерами из спецунивермага НКТ СССР и фабрики головных уборов. Фабрика кожгалантереи НКЛП СССР представила оригинальные модели кожаных сумок, а Центральная модельная лаборатория при научно-исследовательском институте кожевенно-обувной промышленности — модели изящной обуви.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аргасцева, С. А., Красильникова, Т. В. (2003) Город, восстановленный из руин и пепла (Черкасовское движение) // 60 лет Сталинградской битвы в Великой Отечественной войне. М. : Книга и бизнес.

47

Берггольц, О. Ф. (1958) Сочинения : в 2 т. М. : Художественная литература. Т. 2.

Верт, А. (1967) Россия в войне 1941-1945. М. : Прогресс.

Вечерняя Москва (1941) (газета). 24 июня. С. 4.

Вишневский, В. В. (1956) Собрание сочинений : в 5 т. М. : Гослитиздат. Т. 3. Дневники военных лет 1941-1942.

Вишневский, В. В. (1958) Собрание сочинений : в 5 т. М. : Гослитиздат. Дневники военных лет 1943-1945.

Казарин, П. (2011) Шампанское для танков [Электронный ресурс] // Росбалт. URL: http://www.rosbalt.ru/ukraina/2011/05/08/846760.html [архивировано в Website] (дата обращения: 5.02.2015).

Москва военная (1995). 1941-1945. Мемуары и архивные документы. М. : Изд-во об-ния «Мосгорархив».

Жукова Ольга Германовна — кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Московского гуманитарного университета, член Союза писателей России и Союза журналистов Москвы. Адрес: 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: + 7 (499) 374-55-81. Эл. адрес: [email protected]

Zhukova Olga Germanovna, candidate of History, Senior lecturer, Department of history, Moscow University for the Humanities, Member, Russian Union of writers, Union of journalists of Moscow. Postal address: 5 Yonosti st., 111395, Moscow, Russia. Tel.: + 7 (499) 374-55-81. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.