ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИЯ
УДК 94“16/18”(4/9)
Т. И. Зайцева
ЖЕНСКАЯ ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.: ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
На основании имеющегося в современной историографии материала рассматривается положение женщины из среды правящей элиты во Франции и Германии в первую половину XVII в. В фокусе внимания оказываются такие связанные со спецификой бытования правящей элиты вопросы, как политическая репрезентация, институт регентства, женский двор и ряд других.
Ключевые слова: Франция, Германия, первая половинаXVII в., женская правящая элита.
Понятие раннего Нового времени (XVI-XVIII вв.), широко распространенное в западной историографии и относительно недавно завоевавшее себе место в отечественном историко-гуманитарном знании, служит для обозначения переходной эпохи от средневековья к собственно индустриальной цивилизации. Выделение данного отрезка времени в самостоятельный период способствует лучшему пониманию сути происходивших трансформаций и инновационных процессов. Однако, на наш взгляд, три столетия ‘ТгиЬеп №и7е11” не были однородны. Начало новой эпохи, пришедшееся на XVI в., ознаменовали такие явления, как Возрождение и Реформация, сменившиеся ожесточенными религиозными войнами и конфессиона-лизацией (см. об этом подробнее: [1]). В свою очередь, обозначенная в названии статьи первая половина XVII в., с которой связано усиление кризисных явлений предшествующих десятилетий, предстает как своего рода рубеж начального этапа раннего Нового времени. С его завершением в Европе начали разворачиваться процессы другого порядка (воцарение Людовика XIV и связанный с ним апогей абсолютизма во Франции, заключение Вестфальского мира с его крайне тяжелым влиянием на судьбы немецких территорий и пр.).
Задача представленной публикации - охарактеризовать положение женщины из среды правящей элиты во Франции и Германии в первую половину XVII в. с учетом происходивших социальных трансформаций. Уровень развития современной историографии позволяет найти достаточно информации для рассмотрения данного вопроса. Интересные данные по положению женщины в сфере власти приводят французская исследовательница Д. Годино и отечественный историк В. В. Шишкин [2-4]. Политическому участию женщин посвятил раздел монографии по раннему Новому времени немецкий историк Д. Фрайст [5]. Специалист по
гендерной истории Х. Вундер рассмотрела положение женщины в рамках института династии; к роли династии в бытовании правящей элиты обратился в своем исследовании и отечественный германист А. Ю. Прокопьев [6, 7]. Дж. Беплер проанализировала дискурсы популярного в княжеской среде Империи жанра - женских похоронных книг [8]. М. Циммерман и Г. Штедман затронули проблему роли женщин-аристократок в трансляции культуры [9]. Опираясь на эти исследования, обратимся к поставленной проблеме.
В рассматриваемый период на французском престоле находились две королевы - вторая жена Генриха IV Мария Медичи (1573-1642), бывшая замужем за ним с 1600 по 1610 г., а в 1610-1614 гг. являвшаяся регентшей при своем несовершеннолетнем сыне, и Анна Австрийская (1601-1666), жена Людовика XIII (1615-1643), регентша в 1643-1651 гг. в малолетство сына Людовика XIV. Оценивая роль женщины-правительницы в политике в эту эпоху, историки отмечают изменения, коснувшиеся ее участия в церемониале. Первое и наиболее заметное из них - прекращение имевшей длительную традицию практики коронации. Уже первая жена Генриха IV Маргарита Валуа (15531615), с которой он развелся в 1599 г., не была коронована. Сменившая Маргариту Мария Медичи короновалась только через десять лет после вступления в брак с французским сувереном, в 1610 г. Она стала последней из французских королев, удостоившихся этой церемонии. Соответственно Анна Австрийская не была коронована.
Трансформацию претерпела и вторая главная церемония, сопровождавшая функционирование королевской власти во Франции, - торжественные королевские вступления в города. Если в XVI в. королева входила отдельно, после короля, что, по мнению Д. Годино, подчеркивало ее особый статус жены и матери правителя, посредницы и заступни-
цы перед ним; то начиная с XVII в. она была помещена рядом с супругом, в тени его как своего «сеньора», представая в роли супруги, однако без вытекавших из этого ранее посреднических полномочий.
Отмена коронации и изменения в процедуре “entree” произошли практически одновременно, способствуя символическому ослаблению правительницы: отныне она становилась королевой не милостью Бога, но милостью правящего короля. Эту эволюцию положения королевы в королевских церемониях с XVII в. французская исследовательница связывает с успехами в строительстве абсолютизма: рост концентрации власти в руках единственного человека, самого верховного правителя, привел к оттеснению его супруги с политической сцены [2, р. 85-86].
В то же время в ряде областей, напротив, наблюдается определенное укрепление положения женщины-правительницы. Так, ситуация начала XVII столетия благоприятствовала развитию практики материнского регентства. Царствование Генриха IV (1589-1610) сменилось периодом регентства Марии Медичи, а правление Людовика XIII (1610-1643) - Анны Австрийской. Обе королевы, Мария Медичи и Анна Австрийская, оказались у власти во время малолетства своих сыновей.
Приобретение регентства королевой-матерью не было само собой разумеющимся, оно опиралось не только на закон, но и на реальную расстановку сил. После смерти мужа королева должна была достаточно быстро договориться с принцами крови и парламентом, получить их одобрение, заставить вскрыть завещание умершего короля и, наконец, убедить сына официально подтвердить ее полномочия. Во время исполнения своих обязанностей регентше следовало содействовать сохранению преемственности правления между отцом и сыном, а не демонстрировать собственный политический стиль. Положение правительницы в такой ситуации отличалось непрочностью, она была вынуждена опираться на советников (Кончини и Ришелье для Марии Медичи, Мазарини для Анны Австрийской) [2, р. 86].
Однако, как отмечают Г. Штедман и М. Циммерман, Мария Медичи, внезапно превратившись после убийства Генриха IV из политически незначительной супруги французского короля в правительницу с достаточно широкой властью, предприняла много усилий для собственной репрезентации, благодаря чему оставила заметный след в культуре. Исследовательницы считают, что эта королева способствовала трансляции во Францию достижений итальянской культуры, внедрению моды на образованность, оказала влияние на стили одежды, кулинарные вкусы, живопись и строи-
тельство - исходя из чего эпоху ее правления даже называют «веком Марии» [9, Б. 2-4]. По мнению В. В. Шишкина, Анна Австрийская сумела подавить вылившуюся в эпоху Фронды оппозицию знати и укрепить в политическом плане институт французского королевского двора, тем самым внеся свой посильный вклад в строительство абсолютистского государства ее сына, «короля-солнце» Людовика XIV [3, с. 160].
В первой половине XVII в. произошло укрепление и собственно женского двора. В наибольшей степени это касается Анны Австрийской, которой, как пишет Шишкин, удалось на время остановить рост его мужской части и увеличить свое дамское окружение (особенно в период регентских полномочий). По мнению историка, это произошло вследствие происхождения Анны: будучи испанкой, выросшей в атмосфере многочисленного и пышного двора, она не могла уронить своего достоинства; однако не могли не сказаться и особенности социально-политической ситуации в целом.
Окружение Анны Австрийской было крайне непостоянным ввиду бесконечных вмешательств Людовика XIII и главного министра, кардинала Ришелье в его формирование. В штате двора Анны было много ее противников, во многом дестабилизировавших его функционирование. В то же время ряд фактов свидетельствует о признании роли дома этой королевы: то, что у Анны Австрийской имелся собственный постоянный совет; что общая численность штата ее двора, несмотря на все сокращения, также была значительно больше, чем у ее предшественниц и другое [3, с. 157-160; 4, с. 309, 311-312].
При обилии территориальных государств и правящих династий в Германии начала XVII в. особое внимание историков привлекают крупные княжества - Саксония, Бавария, Гессен, на примере ряда правительниц которых можно увидеть особенности положения этой группы. Так, по вопросу специфики отношения княгинь к верховной власти исследовательский интерес вызывает деятельность жены курфюрста Саксонии Кристиана I (15861591) Софии Бранденбургской (1568-1622). София была выдана замуж в четырнадцать лет и стала вдовой уже в двадцать три года. Как пишет А. Д. Прокопьев, Кристиан являлся сторонником кальвинизма, что противоречило укоренившимся в Саксонии лютеранским традициям и вызвало негативную реакцию территориальной элиты. Поэтому вслед за его кончиной развернулись преследования кальвинистов и стремительная реставрация лютеранской ортодоксии, во главе которых встала вдова покойного князя [7, с. 199].
Рука вдовствующей княгини чувствовалась в официальной пропаганде, стремившейся стереть
свидетельства склонности и дружбы покойного курфюрста с носителями «ереси». София стремилась очистить двор и провинции от следов инакомыслия. В частности, в рамках этой политической линии в 1601 г. был казнен канцлер покойного князя, ставший заложником религиозной политики последнего. По мнению Прокопьева, именно вдова добилась от менее решительных по сравнению с ней сословий согласия на проведение этой казни. На своем смертном одре в 1622 г. София обратилась к сыновьям с призывом всеми силами сторониться врагов лютеранской веры [7, с. 199, 218— 220]. Как отмечает немецкая исследовательница Дж. Беплер, религиозная увлеченность этой княгини, как личная, так и направленная на церковное строительство в своей стране, нашла отражение в посвященных ей посмертных проповедях [8, Б. 141].
Как и во Франции, в Германии в первой половине XVII в. сохранилась благоприятная ситуация для материнского правления в период несовершеннолетия правителей. Х. Вундер, например, пишет об овдовевшей баварской княгине Марии Анне (1610-1665), которая в 1651-1654 гг. управляла территориальным княжеством от лица своего малолетнего сына. Характерно, что супруг Марии Анны Максимилиан I (1597-1651) назначил ее регентшей в своем завещании 1641 г., за десять лет до своей кончины, а еще раньше, в 1639 г. в написанном для его тогда еще трехлетнего наследника «Отцовском призыве» призывал довериться сердцу и разуму его «любимой супруги» [6, Б. 9-12].
Х. Вундер также обращается к фигуре гессенской княгини Юлианы (1587-1543), муж которой, ландграф Мориц (1572-1632), в результате религиозных конфликтов отрекся от престола в пользу старшего сына, рожденного в первом браке. Юлиане, к этому времени матери собственных многочисленных детей (всего она родила четырнадцать детей, выжило из них десять), пришлось вместе с двадцатипятилетним наследником встать во главе княжества и взять в свои руки его управление; так, в частности, на ее плечи легла забота о подорванных Морицем финансах ландграфства [6, Б. 23]. Другой немецкий историк, Д. Фрайст, причисляет к ряду «замечательных» правительниц этого времени кассельскую ландграфиню Амалию Елизавету (рег. 1637-1650), энергично руководившую своей страной в сложные годы Тридцатилетней войны. На время ее правления пришлась так называемая Гессенская война (между Гессен-Касселем и Гессен-Дармштадтом), окончившаяся победой сторонников княгини [5, Б. 195].
В отношении специфики положения немецких правительниц в рамках династии интересный материал содержится в проанализированных Дж. Бе-плер сборниках посмертных проповедей. Так, по
мнению исследовательницы, в публикациях на смерть Софии Саксонской в 1622 г. содержится установка не только к политическому (как уже упоминалось, подчеркивается ее роль как поборницы лютеранства), но и к династическому значению умершей. Это значение основывается на высоком происхождении княгини; авторы сравнивают ее с правительницами древности (матерью императора Константина Еленой, спартанской королевой Лам-пидо и пр.). Высокое рождение Софии представляется как знак божественной милости, который оказывается едва ли не более значимым, чем ее качества благочестивой христианки: «дочь курфюрста, сестра курфюрста и двух курфюрстов жена и мать» [8, Б. 141, 143].
В биографических разделах проповедей подчеркивается также роль правительницы в качестве «уставной» матери, придающей династии континуитет и стабильность. Уже София с пятью детьми предстала в этом качестве. В посвященных ей проповедях утверждается, что посредством деторождения она значительно усилила саксонскую династию (тогда как ее супруг Кристиан I был единственным выжившим сыном его отца, Августа Саксонского). Еще более представительно выглядит в этом плане дочь Софии Магдалена Сибилла с ее десятью детьми, пятьюдесятью пятью внуками и двадцатью восемью правнуками. Дж. Беплер именно с этим фактором связывает особую заботу об этой княгине и дань уважения со стороны сына-курфюрста, который, например, собственноручно помогал устанавливать ее гроб для торжественного прощания [8, Б. 143, 146].
И, наконец, еще одна составляющая - политический талант княгинь как советчиц в матримониальной области. Так, София является инициатором брака ее сына Иоганна Георга I (1611-1656) с Магдаленой Сибиллой Прусской. В свою очередь сама Магдалена Сибилла также предстает в этой роли в отношении свадьбы ее дочери с датским принцем. Функция княгинь в качестве посредницы династических связей выступает как один из центральных пунктов их политической деятельности, заслуга перед будущими поколениями [8, Б. 144-145].
Таким образом, для Франции первой половины XVII в. характерны противоречивые тенденции. С одной стороны, в условиях общего процесса становления королевского абсолютизма наблюдается церемониальное ослабление женщины-правительницы. С другой стороны, это эпоха, на которую, в силу сложившихся обстоятельств, пришлись два самых значительных в истории Франции женских регентства. Помимо материнского правления в рассматриваемый период произошло также определенное укрепление двора королевы. Указанная ситуация способствовала тому, что французские ко-
ролевы оказали достаточно выраженное влияние на развитие властно-политической сферы в условиях развертывавшейся модернизации. В Германии начала XVII столетия положение женщин-пра-вительниц также оказывается тесно связано с историческим контекстом. Женщины принимали участие в верховной власти, способствуя самоопределению территорий в рамках развернувшегося процесса конфессионализации, решению вопросов территориальной целостности, финансовых проблем. В этот период наблюдается развитие такой
формы династической публицистики, как посвященные княгиням похоронные проповеди, в рамках которых особое значение отведено их высокому происхождению, рождению многочисленного потомства, организации значимой для династии матримониальной практики. В целом обращение к особенностям положения женщины-правительницы в двух регионах Европы, Франции и Германии в первой половине XVII в. позволяет в сравнительном плане выделить их динамику и связь с происходившими социальными трансформациями.
Список литературы
1. Зайцева Т. И. Специфика ранней европейской модернизации в контексте современного историко-социологического знания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 11 (113). С. 35-40.
2. Godineau D. Le pouvoir politique // Godineau D. Les femmes dans la societe frangaise 16e-18e siecle. Р.: Armand Colin, 2003. Р. 82-89.
3. Шишкин В. В. Мужчины в доме французской королевы (XVI-XVII века) // Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда / отв. ред. Н. А. Хачатурян. М .-СПб.: Алетейя, 2001. С. 150-164.
4. Шишкин В. В. Кардинал и королева: борьба за власть при дворе Франции в 30-е гг. XVII века // Искусство власти: сб. в честь проф. Н. А. Хачатурян / отв. ред. О. В. Дмитриева. СПб.: Алетейя, 2007. С. 302-317.
5. Freist D. Politische Partizipation und Herrschaft // Fruhe Neuzeit / Hrsg. A. Volker-Rasor. Munchen: Oldenburg, 2000. S. 183-202.
6. Wunder H. Dynastie und Herrschaftssicherung: Geschlechter und Geschlecht // Dynastie und Herrschaftssicherung in der Fruhen Neuzeit: Ge-schlechter und Geschlecht / Hrsg. H. Wunder. Berlin: Duncker und Humblot, 2002. S. 9-27.
7. Прокопьев А. Ю. Династии и дворянство в конфессиональной Германии: к проблеме идентичности элит // Нобилитет в истории Старой Европы / под ред. С. Е. Федорова, А. Ю. Прокопьева. СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2010. С. 194-228.
8. Bepler J. «Im dritten Gradu, ungleichen Linie Seitwarts verwandt». Frauen und dynastisches Bewusstsein in den Funeralwerken der Fruhen Neuzeit // Dynastie und Herrschaftssicherung in der Fruhen Neuzeit: geschlechter und Geschlecht / Hrsg. H. Wunder. Berlin: Duncker und Humblot, 2002. S. 135-160.
9. Stedmann G., Zimmermann M. Kulturtransfer der Fruhen Neuzeit unter dem Zeichen von Raum und Gender: eine Problemskizze // Hofe - Salons
- Akademien: Kulturtransfer und Gender im Europa der Fruhen Neuzeit / Hrsg. G. Stedman u.a. Hidesheim, Zurich, N.-Y.: Olms, 2007. S. 1-17.
Зайцева Т. И., кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, б0, Томск, Россия, б340б1.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 27.03.2013.
T. I. Zaytseva
THE FEMALE RULING ELITE OF FRANCE AND GERMANY IN THE FIRST HALF OF THE 17TH CENTURY: GENDER ASPECTS OF SOCIAL TRANSFORMATIONS OF THE EARLY NEW TIME
In this article the position of the woman in the environment of the ruling elite in France and Germany in the first half of the 17th century is considered based on the available data in modern historiography. It’s focused on the questions of specificity existence of the ruling elite, as political representation, institute of regents, female court and others.
Key words: France, Germany, the first half of the 17th century, the female ruling elite.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
— 5В —