Научная статья на тему 'Женская домашняя прислуга в России второй половины XIX - начала ХХ В. : пути и варианты профессиональной подготовки'

Женская домашняя прислуга в России второй половины XIX - начала ХХ В. : пути и варианты профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
319
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИСЛУГА / ДОМАШНИЙ ПЕРСОНАЛ / ОБУЧЕНИЕ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / SERVANTS / DOMESTIC STAFF / EDUCATION / RUSSIAN EMPIRE / CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жукова А.Е.

В представленной статье рассматривается вопрос образования и профессиональной подготовки женской домашней прислуги в России второй половины XIX начала ХХ в. Большая часть прислуги, происходившая из крестьянской среды, не имела необходимых в городских условиях навыков работы, при этом со стороны хозяек и нанимателей они встречали всё более обозначенную потребность в квалифицированном и профессиональном домашнем персонале. При этом получить необходимую подготовку работницы могли исключительно практическим путем. Тем не менее в конце XIX начале XX в. в России существовали многочисленные благотворительные организации, имевшие прямое или косвенное отношение к данному вопросу. Часть из них была направлена на воспитание и помощь в обретении профессии подрастающему поколению, перевоспитание и исправление уже попавших в сложные жизненные ситуации девочек и девушек. В некоторых заведениях помощь оказывалась и оставшимся без работы представительницам прислуги. При этом целенаправленно обучиться такому нелегкому ремеслу, как ведение домашнего хозяйства и выполнение всех видов работ по дому, было негде, и все необходимые знания приобретались исключительно на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Female domestic servants in Russia in the second half of the XIX - early XX centuries: ways and options of professional education

This article discusses the issue of education and training of female domestic workers in Russia in the second half of the 19th early 20th centuries. Most of the servants, who came from the peasant community, did not have the necessary work skills for urban conditions, while on the part of the housewives and employers they met an increasingly marked need for qualified and professional domestic staff. However, the workers could receive the necessary skills exclusively in a practical way. Nevertheless, in the late XIX early XX centuries in Russia there were numerous charitable organizations that were directly or indirectly related to this issue. Some of them were aimed at educating and assisting in gaining a profession for the younger generation, re-educating and correcting girls and adolescents, who already got in difficult life situations. In some establishments, help was also given to women workers who lost their work. At the same time, there was no place to purposefully learn such a difficult profession as housekeeping and performing all types of housework, and all the necessary knowledge was acquired exclusively in practice.

Текст научной работы на тему «Женская домашняя прислуга в России второй половины XIX - начала ХХ В. : пути и варианты профессиональной подготовки»

УДК 94(47)"19"-055.2

ГРНТИ 03.21.31: История России Нового времени

А.Е. Жукова

Женская домашняя прислуга в России второй половины XIX - начала ХХ в.: пути и варианты профессиональной подготовки*

В представленной статье рассматривается вопрос образования и профессиональной подготовки женской домашней прислуги в России второй половины XIX - начала ХХ в. Большая часть прислуги, происходившая из крестьянской среды, не имела необходимых в городских условиях навыков работы, при этом со стороны хозяек и нанимателей они встречали всё более обозначенную потребность в квалифицированном и профессиональном домашнем персонале. При этом получить необходимую подготовку работницы могли исключительно практическим путем. Тем не менее в конце XIX - начале XX в. в России существовали многочисленные благотворительные организации, имевшие прямое или косвенное отношение к данному вопросу. Часть из них была направлена на воспитание и помощь в обретении профессии подрастающему поколению, перевоспитание и исправление уже попавших в сложные жизненные ситуации девочек и девушек. В некоторых заведениях помощь оказывалась и оставшимся без работы представительницам прислуги. При этом целенаправленно обучиться такому нелегкому ремеслу, как ведение домашнего хозяйства и выполнение всех видов работ по дому, было негде, и все необходимые знания приобретались исключительно на практике.

Ключевые слова: прислуга, домашний персонал, обучение, Российская империя, благотворительность.

А.Е. Zhukova

Female domestic servants in Russia in the second half of the XIX -early XX centuries: ways and options of professional education

This article discusses the issue of education and training of female domestic workers in Russia in the second half of the 19th - early 20th centuries. Most of the servants, who came from the peasant community, did not have the necessary work skills for urban conditions, while on the part of the housewives and employers they met an increasingly marked need for qualified and professional domestic staff. However, the workers could receive the necessary skills exclusively in a practical way. Nevertheless, in the late XIX - early XX centuries in Russia there were numerous charitable organizations that were directly or indirectly related to this issue. Some of them were aimed at educating and assisting in gaining a profession for the younger generation, re-educating

© Жукова А.Е., 2019 © Zhukova А.Е., 2019

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-09-00297.

and correcting girls and adolescents, who already got in difficult life situations. In some establishments, help was also given to women workers who lost their work. At the same time, there was no place to purposefully learn such a difficult profession as housekeeping and performing all types of housework, and all the necessary knowledge was acquired exclusively in practice.

Key words: servants, domestic staff, education, Russian empire, charity.

Период второй половины XIX - начала ХХ в. в России был временем важнейших изменений в первую очередь в социальном устройстве общества, ведь политика, проводимая руководством страны, не могла не отразиться буквально на каждом из ее жителей. Для женской части населения наступило совершенно новое время - открылись более широкие возможности для получения образования, для самовыражения не только в доме и семье, но и в профессиональном плане. И если для представительниц высших и даже средних слоев общества существовало достаточно большое разнообразие вариантов, где они могли реализоваться, то для основной массы населения, в первую очередь сельского, задача поиска работы была не из легких. Не имея зачастую никакого образования, женщины-крестьянки выбирали для себя вакансии, на первый взгляд не требующие специальной подготовки, и наиболее доступной для них была работа прислугой. Численность прислуги была огромна, лишь по официальным данным Всеобщей переписи населения она составляла почти 1,3 млн чел. или 41 % всего «самостоятельного» женского населения» [1, с. 321].

При этом такая обширная социальная группа лишь в последнее время стала предметом исторических изысканий отечественных ученых. Однако среди крайне небольшого количества исследований, посвященных истории прислуги, отсутствуют труды, специально посвященные теме обучения домашнего персонала.

В контексте изучения вопроса подготовки российской женской домашней прислуги наиболее значимыми являются работы В.А. Веременко, в частности ее статья «"Безвластная власть" - статус женской домашней прислуги в России во второй половине XIX - начале ХХ в.» [1]. Тем не менее, тема обучения и профессиональной подготовки прислуги заслуживает отдельного внимания.

К началу XX в. российская женская прислуга находилась в крайне противоречивом положении: желая найти заработок, девушки устремлялись в город для устройства на работу, с которой в теории может справиться любая женщина. Как отмечает В.А. Веременко, «работа прислугой считалась несложной, большинство трудоустраивающихся полагало, что обучиться ей можно на месте, поэтому в города прибывало огромное количество крестьянок, которые пытались устраиваться на эту должность. Однако необученные городской жизни и обязанностям прислуги женщины не были способны удовлетворить

даже элементарные требования работодателей» [1, с. 329]. При этом со стороны хозяек и нанимателей они встречали всё более явную потребность в квалифицированном и профессиональном домашнем персонале. Девушки (нужно отметить, что часто детям из бедных семей приходилось очень рано сталкиваться с необходимостью зарабатывать себе на жизнь) и женщины могли пойти разными путями: устраиваться на самые низкооплачиваемые работы или идти в услужение за гроши с целью приобрести необходимые навыки и опыт для последующего более выгодного трудоустройства. Однако была ли реальная возможность у прислуги получить профессиональные знания и умения, столь необходимые в условиях большой конкуренции на рынке труда?

В России второй половины XIX - начала ХХ в. существовали организации, где проходило в той или иной форме обучение будущей прислуги. В некоторых из них подготовка девочек и женщин велась целенаправленно, в других же умения и навыки, необходимые для работы, приобретались на практике в ходе выполнения функций прислуги.

Развитие благотворительности в Российской империи привело к появлению разнообразных организаций и приютов еще во второй половине XIX в. Например, приют великой княгини Александры Николаевны с церковью во имя св. мученицы Александры, один из самых больших по численности призреваемых (рассчитывался на 150 детей), был основан в Петербурге 1 марта 1844 г. В 1847 г. для него был построен каменный дом на Новопетергофском пр., а через два года, в 1849 г., при нем открыто сиротское отделение на 28 круглых сирот-девочек. В 1865 г., согласно высочайшего повеления, сиротское отделение приюта получило наименование Строгановского сиротского отделения в память графини Юлии Петровны Строгановой, состоявшей более 25 лет председательницей Петербургского совета детских приютов. С принятием попечительства над приютом великой княгини Александры Петровны, с 1864 г., в состав Строгановского сиротского отделения были введены петербургское и царскосельское отделения, причем штат призреваемых был сначала определен в 75 сирот-девочек, а впоследствии увеличен до ста человек [2, с. 17].

Интересно, что воспитанниц приюта готовили к различным видам деятельности в зависимости от их способностей. Они были разделены на три группы: «первая группа, как в образцовом приюте бар. Штиглица, предназначалась для занятия в будущем мест смотрительниц и помощниц смотрительниц в петербургских приютах; вторая группа занималась исключительно рукоделием и приготовлялась к поступлению в мастерские; третья - из самых неспособных приготовлялась для занятия мест домашней прислуги» [2, с. 17]. Несмотря на то, что в итоге в прислугу поступали «самые неспособные», в данном случае наиболее важен тот факт, что уже в 60-х гг. XIX в. признавалась необходимость обучения и подготовки будущих служанок.

Московское убежище св. Марии Магдалины, открывшееся в 1866 г., попечителями которого были княгиня О.А. Голицына, Е.К. Цеймерн, князь А.А. Щербатов и В.Д. Коншин, пополнялось в основном девочками, направленными из московского врачебно-полицейского комитета. Н.К. Мартыненко отмечает, что «в течение года услугами московского магдалинского приюта пользовалось в среднем 25 чел. Постоянно проживали 13-17 девушек в возрасте от 11 до 24 лет. Как и в других подобных приютах, в основном это были мещанки, солдатские дочери, крестьянки из Москвы, Сергиева и Троицкого посадов, Подольска, Курска, Калуги, Московской, Тверской, Рязанской, Нижегородской, Смоленской, Калужской, Минской, Могилевской, Пензенской и других губерний. Только у трети имелись родственники в Москве. По правилам учреждения годичный срок пребывания можно было продлить до трех лет. Покидали приют девушки в связи с устройством прислугой, сиделкой, поступлением на обучение в ремесленное заведение и т. п., возвращением на родину, к родственникам или замужеством» [3, с. 343-348]. Так, воспитанницы приюта могли найти возможности для заработка в том числе и в рядах домашнего персонала, при том что целенаправленного обучения прислуги в приюте не проводилось.

Другой московской организацией, которая функционировала с 1870-х гг., был Болшевский приют для девочек, открытый Обществом поощрения трудолюбия. В приют принимались девочки от 4 до 14 лет. Здесь обучение носило также скорее стихийный характер: воспитанницам приходилось самостоятельно шить для себя одежду, стирать и чинить её, выполнять работы по кухне и множество других функций. При этом выпускницы приюта обеспечивались некоторым денежным вспомоществованием, а также им оказывалось содействие в устройстве на работу. Наиболее часто они устраивались работницами на фабрики, работали прислугой, домашними портнихами, горничными [4, с. 141]. И даже после трудоустройства приют не оставлял своих воспитанниц, а с некоторыми продолжалось взаимодействие и вовсе после замужества: «бывали случаи, что заботились и о замужних, помещали их детей, так как они не имели достаточно средств, чтобы воспитывать их» [5, с. 14].

Исправительный приют для девочек Пуща при Студзенецкой колонии для мальчиков, открытый в 1890 г., принимал в свои стены «исключительно малолетних», «приговоренных судами» к тюремному заключению, пойманных за бродяжничество, «праздношатающихся и нищенствующих девочек», круглых сирот, возрастом не менее восьми и не более 14 лет [6, с. 1-2]. Приют Пуща предполагался как смешанный приют для социально неблагополучных девочек, однако в действительности, по сведениям А. Захарова, принимал только осужденных судом воспитанниц, не включая нищих и беспризорных [7,

с. 165]. Целью приюта Пуща для девочек была подготовка «хороших сельских хозяек и служанок», поэтому девочки должны были выполнять все работы по дому, заниматься хозяйством и «женскими работами» (вязанием чулок, шитьем) [7, с. 165]. «Воспитанницы прислуживают, приучаясь к обязанностям горничных», две дежурные воспитанницы по неделе готовят на кухне [8, с. 1005]. Таким образом, выполнение различных хозяйственных функций не только помогало в вопросе перевоспитания девочек, но и обеспечивало им возможности дальнейшего трудоустройства благодаря их отработанным умениям и навыкам.

Ольгинский детский приют трудолюбия начал функционировать с 31 января 1903 г. в городе Пудоже [9, с. 64]. Приют был относительно малочисленным: на 1 января 1910 г. в нем состояло 15 мальчиков и 16 девочек. Здесь можно было не только пройти курс обучения, но и на практике приобрести умения и навыки, крайне необходимые при трудоустройстве прислугой: «девочки обучались рукоделию, шитью одежды, ткацкому ремеслу, стирке белья и ведению домашнего хозяйства <...>. Девочки, воспитывающиеся в приюте, дежурили ежедневно по кухне и столовой, занимаясь приготовлением пищи как для питомцев, так равно и для служащих приюта, присматривали за прислугой и вообще следили за чистотой в кухне и во всем здании приюта» [9, с. 65].

Общество «Забота о детях», учрежденное в Петербурге в 1904 г. для «присмотра и ухода за маленькими детьми обоего пола бедных жителей С.-Петербурга и его окрестностей», ставило своей целью обучение их ремеслам или рукоделию, а также «подготовление из них домашней прислуги» [10, с. 115].

Убежище для девочек московско-нарвского отдела Общества попечения о бедных и больных детях, расположенное с 1898 г. на 22 линии Васильевского острова в новом здании с квартирой начальницы приюта, большой столовой, спальней на двадцать девочек, лазаретом, приемной и кухней, а также церковью и двумя классами, также имело своей целью «приготовлять и обучать прислугу» [11, с. 7].

Одним из классических примеров благотворительных организаций, которые помогали девочкам и девушкам обрести профессию было Попечительное общество о трудовом убежище для беспризорных девочек в С.-Петербурге. Деятельность его сосредоточивалась на нравственном воспитании питомиц и подготовке их к трудовой самостоятельной жизни, для чего они «под руководством учительницы, обучались в пределах курса начального училища Закону Божию, грамоте и арифметике <...>. Помимо этих занятий все питомицы обязательно проходили курс домоводства, а именно: поочередно дежурили на кухне, выполняя все работы, начиная от мытья и чистки посуды, стирки платьев и белья, уборки кухни и помещения

Убежища и постепенно доходя до самостоятельного приготовления стола с раскладкою продуктов для служащих и питомиц Убежища; затем все они приучаются к исполнению обязанностей горничных, уборке комнат и прислуживают служащим и друг другу, по очереди» [12, с. 286].

Помимо благотворительных организаций был еще один способ получения необходимых навыков для работы прислугой, хотя он был доступен только для женщин с печально сложившейся судьбой. В воспоминаниях арестантки Марии Шеффер так описывается трудовая повседневность ее окружения: «Каторжанки, число которых было во много раз больше числа других ссыльных арестанток, взятых вместе, составляли в тюрьме особую, замкнутую касту, отнюдь не смешивавшуюся с другими пересыльными арестантками. Им была отведена особая камера, для них существовали особые порядки, они были подчинены особо строгому режиму. Все они были одеты в белое: белые коленкоровые юбки, такие же кофты и белые платки. Они не могли отказываться от работ, если начальство этого требовало, и вообще они исполняли обязанности тюремной прислуги: одна заведовала кубом, другая лампами, третья прислуживала в «детском приюте», каждый день несколько десятков каторжанок отправлялось на прачечную, где они, как выше сказано, работали с раннего утра до вечерней поверки» [13]. В теории исправившиеся и вставшие на путь истинный женщины, вдобавок вооруженные опытом выполнения обязанностей прислуги, могли после отбывания наказания начать новую жизнь и устроиться на работу. Однако вопрос о доверии хозяек по отношению к таким кандидаткам в рядах домашнего персонала в данном случае мог иметь решающее значение.

Таким образом, очевидно, что все вышеназванные учреждения играли важную роль в становлении профессиональной подготовки женской домашней прислуги в России второй половины XIX - начала XX в. Однако их деятельность была направлена в первую очередь на подрастающее поколение - девочек и девушек, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. Основная же масса прислуги - в большинстве своем это женщины из крестьянской среды, не подготовленные к выполнению функций прислуги в городе, вряд ли задумывалась о специальном образовании. Более того, необходимо отметить, что часть из них шла на работу прислугой только в зимний сезон, на несколько месяцев, и не рассматривала подобную занятость как постоянную. «Ко времени наступления сельскохозяйственных работ они возвращались в деревни» - отмечается в характеристике домашней прислуги г. Екатеринослава начала ХХ в. [14, л. 61]. Это означало полное отсутствие заинтересованности такой «сезонной» прислуги в повышении квалификации и крайне низкий уровень (а порой и вовсе отсутствие) необходимых навыков ведения хозяйства в городских условиях. С другой стороны, даже те представительницы огромного по численности

слоя прислуги, которые желали бы, говоря современным языком, развиваться в профессии, обучаться действительно качественному и рациональному ведению хозяйства, узнавать новые технологии и методы работы, они, к сожалению, имели крайне мало возможностей для этого. Чаще всего женская прислуга приобретала свои навыки только опытным путем.

Исключением среди всех категорий домашнего персонала были лишь няни - для них уже с конца XIX в. было доступно профессиональное образование. 17 октября 1895 г. Фребелевским обществом была открыта школа нянь, куда принимались девочки не моложе 14 лет, которые окончили курс начальных городских училищ. В школе их обучали шить, стирать, гладить детское белье, убирать детскую комнату, ухаживать за детьми, купать, пеленать, одевать их. Кроме того, преподавались и общеобразовательные предметы: арифметика, русский язык, география и основы гигиены [15, л. 25]. Продолжительность курса составляла год и три месяца, а после окончания школы ученицам выдавалось свидетельство на звание «помощницы детской садовницы». Соответственно, хозяйки, готовые нанять няню для своего ребенка и имеющие таковые финансовые возможности, могли найти реальных профессионалов своего дела.

Со стороны городских хозяек был действительно высок спрос на профессионально подготовленных служанок, при этом зачастую наиболее востребованной была прислуга «за всё», от которой требовалось полное ведение домашнего хозяйства и выполнение одной-единственной работницей всех функциональных обязанностей по дому. Так, одна служанка была и кухаркой, и горничной, и прачкой, а иногда и няней, и, соответственно, для выполнения всех этих ролей ей требовались самые разнообразные навыки и знания.

«Современной хозяйке приходится вести ежедневную и неустанную борьбу и с дороговизной жизни, и с невежеством прислуги, и с подделками и подмесями торговли» [16, с. 9], - так описывал сложившуюся ситуацию В.И. Гунст в своем учебнике домоводства 1913 г. (Подробнее о ведении домашнего хозяйства и взаимоотношениях с прислугой см.: 17-20]. Невежество, отсутствие необходимой подготовки к выполнению своих обязанностей приводило к самым печальным последствиям для обеих заинтересованных сторон: хозяйки не могли подобрать домашний персонал, удовлетворяющий их требованиям, а соискательницы оставались без работы и средств к существованию.

Яркой характеристикой данного конфликта интересов представляется деятельность посреднической конторы благотворительного общества «Помощь бедным» в С.-Петербурге [21, с. 382-384]. Сравнивая отчет за 1907 г. с отчетными данными за 1906 г., становится очевидно, что число зарегистрировавшихся нанимателей с 430 выросло до 1504, число прислуги - с 775 до 1803, число поступивших на

места - с 94 до 462. Эти данные доказывают, что спрос возрос в 3,5 раза, предложение - в 2,3 раза, а число поступивших на места - в 4,9 раза. «Несмотря на отрадное явление, что число поступивших в 1907 г. составляет приблизительно 1/3 записавшихся прислуг, тогда как в 1906 г. число поступивших составляло всего 1/8, нельзя не обратить внимания на то, что 2/3, т. е. 1341 чел., тем не менее остались без мест. Не останавливаясь на многих других причинах, почему собственно наниматели с одной стороны не могли выбрать прислуг, а еще большая часть прислуг с другой - осталась без заработка, надо указать на одну из существенных причин неуспешного соглашения спроса и предложения - на отсутствие работоспособности у массы нашей прислуги. В виду этого не только желательно, но прямо необходимо организовать школу, где бы прислуга могла бы усовершенствоваться практическим путем» [21, с. 382-383].

При этом данная контора была достаточно передовой организацией и оказывала не только помощь и поддержку безработной прислуге в виде «помещения и стола», но и заботилась о ее образовании: «...г-жа Гедда (заведующая конторой - прим. авт.) старалась привлечь желающих принести пользу массе прислуг распространением между ними просвещения. И прошлую зиму и эту велись бесплатные занятия обучения грамоте и счету, для чего г-жа Гедда приглашала желающих заняться этим делом за самое скудное вознаграждение» [21, с. 383].

Очевидная потребность в организации профессионального обучения прислуги и подготовки ее к реалиям городского типа хозяйства так и оставалась лишь предметом теоретических обсуждений. Жизнь диктовала свои условия - повседневность более или менее обеспеченных хозяек требовала постоянного наличия прислуги в доме, а сама прислуга делала всё возможное для получения выгодных мест работы с хорошими (или хотя бы терпимыми) условиями труда для обеспечения средств к существованию.

Список литературы

1. Веременко В.А. «Безвластная власть» - статус женской домашней прислуги в России во второй половине XIX - начале ХХ в. // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Сер.: История России. - 2019. - Т. 18. - № 2. - С. 320-354. URL: https://doi. org/10.22363/2312-8674-2019-18-2-320-354 (дата обращения: 22.08.2019).

2. Благотворительные учреждения России. - СПб.: Тип. Имп. уч-ща глухонемых, 1912. - 257 с.

3. Мартыненко Н.К. Организация благотворительных приютов для женщин «групп социального риска» в России в середине XIX - начале XX в. // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. - Тамбов: Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - 2009. №6 (74). - С. 343-348. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_13056698_73721749.pdf. (дата обращения: 22.08.2019).

4. Первое двадцатилетие Болшевского ремесленно-исправительного приюта для нищенствующих девочек (1874-1899): ист. очерк. - М.: Т-во «Печатня С П. Яковлева», 1899. - 152 с.

5. Труды состоявшего под августейшим покровительством его императорского высочества великого князя Сергея Александровича IV Съезда представителей русских исправительных заведений. - М.: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1896. - 422 с.

6. Условия принятия несовершеннолетних девочек в исправительный приют Пуща. - Варшава, 1891. - 2 с.

7. Захаров А. Студзенец и Пуща // Тюрем. вестн. - 1898. - № 4.

8. Окунев Н.А. Обзор Петроградских воспитательно-исправительных заведений 1915-1916 гг. // Тюрем. вестн. - 1916. - № 10.

9. Трудовая помощь. - 1910. - № 6.

10. Трудовая помощь. - 1904. - № 1.

11. Петербургский листок. - 1898. - 20 сент. - № 258.

12. Трудовая помощь. - 1911. - № 3.

13. Шеффер М. Среди арестанток. - СПб.: Современная мысль, 1907. - URL: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8_%D0%B0 %D1 %80%D0%B5%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D0%BD%D1 %82%D0%BE%D0%BA _(%D0%A8% D0%B5%D1 %84%D1 %84%D0%B5%D1 %80_1907 (дата обращения: 22.08.2019).

14. Государственный архив Российской федерации. Ф. 6861. Оп. 1. Д. 66.

15. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 407. Оп. 1. Д. 1.

16. Гунст В.И. Учебник домоводства. - СПб.: Тип. т-ва А.С. Суворина «Новое время», 1913. - 136 с.

17. Веременко В.А. «Кухонная модернизация» и дворянская семья в России второй половины XIX - начала ХХ в. // Государство, капитализм и общество в России второй половины XIX - начала ХХ в. - Череповец, 2017. - С. 180-185.

18. Веременко В.А. «Дура в доме» - женская домашняя прислуга в дворянских семьях России второй половины XIX - начала ХХ в. // Альманах гендерной истории «Адам и Ева». - 2013. - № 21. - С. 241-273.

19. Веременко В.А. Подготовка дворянок к хозяйственной деятельности в семье в России второй половины XIX - начала ХХ вв. // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2014. - Т. 4. - №4. - С. 62-75.

20. Веременко В.А. Хозяйские заботы: жизнь замужней дворянки в провинциальном городе России в конце XIX - начале ХХ вв. // Урал. ист. вестн. - 2019. -№1. - С. 71-78.

21. Трудовая помощь. - 1908. - №4.

References

1. Veremenko V.A. «Bezvlastnaya vlast'» - status zhenskoy domashney prislugi v Rossii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v. ["Powerless Power" - the status of female domestic workers in Russia in the second half of the XIX - early XX centuries] // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii [RUDN University Bulletin. Series: History of Russia]. - 2019. - Vol. 18. - № 2. - P. 320-354. URL: https://doi. org/10.22363/2312-8674-2019-18-2-320-354 (date of use: 22.08.2019).

2. Blagotvoritel'nye uchrezhdeniya Rossii [Charitable institutions of Russia]. -SPb.: tip. Imp. Uch-shcha glukhonemykh, 1912. - 257 p.

3. Martynenko N.K. Organizatsiya blagotvoritel'nykh priyutov dlya zhenshchin "grupp sotsial'nogo riska" v Rossii v seredine XIX- nachale XX v. [Organization of char-

itable shelters for women of "social risk groups" in Russia in the middle of the XIX - early XX centuries] // Vestnik Tambovskogo Universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities]. - Tambov: Tambovskiy gosudarstvennyy universitet imeni G.R. Derzhavina. - 2009. - №6 (74). - P. 343-348. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_13056698_73721749.pdf (date of use: 22.08.2019).

4. Pervoe dvadtsatiletie Bol'shevskogo remeslenno-ispravitel'nogo priyuta dlya nishchenstvuyushchikh devochek (1874-1899 gg.). Istoricheskiy ocherk [The first twenty years of the Bolshevsk craft and correctional shelter for begging girls (1874-1899). Historical background]. - M.: T-vo «Pechatnya S.P. Yakovleva, 1899. - 152 p.

5. Trudy sostoyavshego pod avgusteyshim pokrovitel'stvom ego imperatorskogo vysochestva velikogo knyazya Sergeya Aleksandrovicha IV S"ezda predstaviteley russ-kikh ispravitel'nykh zavedeniy [Proceedings of the IV Congress of the representatives of Russian correctional institutions, held under the august patronage of his imperial highness, Grand Duke Sergei Alexandrovich]. - M.: tov-vo tipogr. A.I. Mamontova, 1896. -422 p.

6. Usloviya prinyatiya nesovershennoletnikh devochek v ispravitel'nyy priyut Pushcha [Conditions for the admission of minor girls to the Pushcha correctional shelter]. - Varshava, 1891. 2 p.

7. Zakharov A. Studzenets i Pushcha [Studzenets and Pushcha] // Tyuremnyy vestnik [Prison newsletter]. - 1898. - № 4.

8. Okunev N.A. Obzor Petrogradskikh vospitatel'no-ispravitel'nykh zavedeniy 1915-1916 gg. [Overview of Petrograd correctional institutions 1915-1916] // Tyuremnyy vestnik [Prison newsletter]. - 1916. - № 10.

9. Trudovaya pomoshch' [Labor assistance]. - 1910. - № 6.

10. Trudovaya pomoshch' [Labor assistance]. - 1904. - №1.

11. Peterburgskiy listok [Petersburg paper]. - 1898. - 20 sept. - № 258.

12. Trudovaya pomoshch' [Labor assistance]. - 1911. - №3.

13. Sheffer M. Sredi arestantok [Among the prisoners]. - SPb.: Sovremennaya Mysl', 1907. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0% B4%D0%B8_%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%81 %D1%82%D0%B0%D0%BD%D1 % 82%D0%BE%D0%BA_(%D0%A8%D0%B5%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%80_1907 (date of use: 22.08.2019).

14. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy federatsii [The State Archive of Russian Federation]. F. 6861. Op. 1. D. 66.

15. Tsentral'nyy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv Sankt-Peterburga [Central State Historical Archive of St. Petersburg]. F. 407. Op. 1. D. 1.

16. Gunst V.I. Uchebnik domovodstva [The textbook of home economics]. - SPb.: tip. T-va A.S. Suvorina «Novoe vremya», 1913. 136 p.

17. Veremenko V.A. "Kukhonnaya modernizatsiya" i dvoryanskaya sem'ya v Ros-sii vtoroy poloviny XIX - nachala XX vv. ["Kitchen modernization" and the noble family in Russia of the second half of the XIX - early XX centuries] // Gosudarstvo, kapitalizm i obshchestvo v Rossii vtoroy poloviny XIX - nachala XX vv. [State, capitalism and society in Russia in the second half of the XIX - beginning of the XX centuries]. - Cherepovets, 2017. - P. 180-185.

18. Veremenko V.A. «Dura v dome» - zhenskaya domashnyaya prisluga v dvor-yanskikh sem'yakh Rossii vtoroy poloviny XIX - nachala XX v. ["A fool in the house" -female domestic servants in the noble families of Russia in the second half of the XIX -early XX centuries] // Al'manakh gendernoy istorii «Adam i Eva» [Almanac of gender history "Adam and Eve"]. - 2013. - № 21. - P. 241-273.

19. Veremenko V.A. Podgotovka dvoryanok k khozyaystvennoy deyatel'nosti v sem'e v Rossii vtoroy poloviny XIX - nachala XX vv. [Preparing of noblewomen for household activities in Russia in the second half of the XIX - early XX centuries] // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [Bulletin of the Pushkin Leningrad State University]. - 2014. - Vol. 4. - №4. - P. 62-75.

20. Veremenko V.A. Khozyayskie zaboty: zhizn' zamuzhney dvoryanki v provintsi-al'nom gorode Rossii v kontse XlX - nachale XX vv. [Household concerns: the life of a married noblewoman in a provincial Russian town in the late XIX - early XX centuries] // Ural'skiy istoricheskiy vestnik [Ural historical bulletin]. - 2019. - №1. - P. 71-78.

21. Trudovaya pomoshch' [Labor assistance]. - 1908. - №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.