Научная статья на тему 'Женская бедность, проституция и государственная политика в викторианской Англии'

Женская бедность, проституция и государственная политика в викторианской Англии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
838
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ / ПРОСТИТУЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / "СОЦИАЛЬНАЯ ЗАБОТА" / ГРАЖДАНСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / POVERTY / PROSTITUTION / SOCIAL POLITICS / "SOCIAL CARE" / CITIZENSHIP / PUBLIC ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Снигирев Сергей Алексеевич

Отражены проблема распространения проституции в викторианской Англии, государственные методы ее решения, а также общественные позиции по данной проблеме. Сложившаяся в викторианскую эпоху историческая ситуация рассмотрена с помощью концепции «социальной заботы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN'S POVERTY, PROSTITUTION AND STATE POLICY INVICTORIANENGLAND

The article reflects the problem of the spread of prostitution in Victorian England, its solution through legitimate government methods, and public positions on the issue. The existing historical situation is considered with the help of the concept of «social care».

Текст научной работы на тему «Женская бедность, проституция и государственная политика в викторианской Англии»

Относительно соотношения приоритетов в паре «гармония» и «мастерство» (по Ш. Шварцу) мы полагаем, что гармония имела куда большее значение, чем мастерство. Ведь викторианское общество — это социальная среда, где приоритетное место занимали традиции.

Список литературы

1. Гарди Т. Тэсс из рода д'Эрбервиллей / пер. с англ. А. Кривцова. URL: https://www.e-reading.club/book.php?book=1345 (дата обращения: 24.03.2018).

2. Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах / пер. с англ. Н. Волжина. URL: https://www.e-reading.club/book.php?book=15390 (дата обращения: 20.03.2018).

3. Милль Дж. Стюарт. О подчинении женщины / пер. с англ., под ред. и с предисл. Г.Е. Благосветлова. СПб.: Тип. А. Моригеровского, 1869. 304 с.

4. Телегина О.В. Романы Э. Гаскелл в социокультурном контексте викторианской эпохи (к проблеме образования) // Филология и культура. Philologyandculture. 2013. № 2 (32). С. 255-259.

5. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: Природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 2. С. 37-67.

6. Битон И. Руководство по управлению домашним хозяйством // GoogleBooks.URL: https://www.google.ru (дата обращения: 24.03.2018).

УДК 347.92

Снигирев Сергей Алексеевич

студент III курса историко-политологического факультета

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, e-mail: Sergey199719@mail.ru

ЖЕНСКАЯ БЕДНОСТЬ, ПРОСТИТУЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ВИКТОРИАНСКОЙ АНГЛИИ

Sergey A. Snigirev

Third-year Student of Historical and Political Faculty

Perm State National Research University, Perm, Russia, e-mail: Sergey199719@mail.ru

WOMEN'S POVERTY, PROSTITUTION AND STATE POLICY

IN VICTORIAN ENGLAND

Аннотация. Отражены проблема распространения проституции в викторианской Англии, государственные методы ее решения, а также общественные позиции по данной проблеме. Сложившаяся в викторианскую эпоху историческая ситуация рассмотрена с помощью концепции «социальной заботы».

Ключевые слова: бедность, проституция, социальная политика, «социальная забота», гражданство, общественные организации.

© Снигирев С.А., 2018

Abstract. The article reflects the problem of the spread of prostitution in Victorian England, its solution through legitimate government methods, and public positions on the issue. The existing historical situation is considered with the help of the concept of «social care».

Key words: poverty, prostitution, social politics, «Social care», citizenship, public organizations.

В результате промышленного переворота к первой половине XIX в. в Великобритании прошли колоссальные изменения, среди которых были инновации в промышленно-экономической практике и перемещение рабочих и их семей из города в город в поисках работы. Эти социально-экономические события оказали влияние на жизнь простых людей. Для того чтобы заработать чуть больше денег, женщины шли работать. Но, так как их считали неполноценными людьми, мест, где они могли заработать деньги, было не так уж и много. Оказаться в работном доме было не лучшей перспективой для женщин с детьми, где их ожидали тяжелые условия труда и пребывания. Но были и альтернативные пути, и одним из самых распространенных способов заработка денег в Англии XIX в. оказалась торговля своим телом, то есть проституция.

Эта проблема рассматривается в статье через значимую социологическую концепцию «социальной заботы», что позволяет взглянуть на женскую бедность в викторианской Англии с иной стороны. Что подразумевается под понятием «социальная забота»? В современных исследованиях социальной политики и повседневных практик под «заботой» подразумевают либо особую модель взаимоотношений между гражданами и государством [1, с. 77-78], либо совокупность практик и субъективаций как между гражданами, так и в отношениях граждан и государства [4, с. 124]. Петербургская исследовательница Е.А. Бороздина поддерживает точку зрения по поводу разделения концепта «заботы» на три основных значения: 1) специфический женский опыт, связанный с неоплачиваемым трудом и эмоциональной работой в приватной сфере; 2) особый тип отношений между субъектом и адресатом заботы; 3) определенный, институционально опосредованный тип работы. Роль государства в социальной заботе заключена в замене акторов (в основном

женщин), оказывающих заботу собственной семье, на институты, которые смогут обеспечивать «заботу» о разных гражданах.

Социологи уделяют большое внимание политическому концепту понятия «забота» и рассматривают публичную проблематику, то есть в фокусе их исследовательского интереса находится свойственный конкретному обществу режим заботы, а также связанное с ним гендерное и классовое неравенство [2, с. 85]. Измерение заботы концептуализируется через институт «гражданства», поэтому те, кто занимается исследованиями данного вопроса, воспринимают заботу как основное социальное право граждан.

Понятие «забота» как научный термин впервые появляется в конце XX в. в рамках исследования социальной политики в государствах всеобщего благосостояния. Теоретические основания данного подхода лежат на пересечении двух направлений феминистской критики — теории гражданства Т. Маршалла и типологии социально-политических режимов Г. Эспинг-Андерсена [2, ^ 85].

Согласно теории Маршалла, условием полноценного гражданства, а следовательно, и условием обладания всеми правами является участие в оплачиваемой деятельности. Что Маршалл подразумевает под гражданством? Гражданин для него — это тот, кто является полноправным членом общества и имеет возможность вести жизнь с принятыми его поколением стандартами [8, с. 17]. Гражданство состоит из трех компонентов: гражданского, политического и социального, последовательно утверждавшихся в ходе развития национальных государств [8, с. 8-10]. Но что делать, если некоторые слои населения, например женщины, не работают? Согласно феминистской теории, подобный подход нивелирует социальную значимость женской работы по уходу за зависимыми членами семьи (детьми) и поддержанию домашнего хозяйства.

Концепция была раскритикована с точки зрения необходимости включить проблематику преимущественно женских видов занятости в дискуссии о гражданстве. На основании критики были пересмотрены и представления о

161

роли заботы в обществе. Теперь забота рассматривается как важная форма гражданского участия, в долгосрочной перспективе и выгодная социуму в целом. Именно неоплачиваемый труд домохозяек обеспечивает как воспроизводство населения, так и большую включенность мужчин в публичную сферу. Потребность получать или осуществлять заботу служит также катализатором гражданской активности [2, с. 86].

Сформулированные Маршаллом представления о гражданстве легли в основу концепции о социальном государстве Г. Эспинг-Андерсена. Согласно его теории, определяющим фактором является критерий социальной справедливости, понимаемый как помощь нуждающимся и уничтожение социальных различий [7, с. 37]. Государство, по мнению Эспинг-Андерсена, частично берет на себя ответственность за социальную помощь некоторым индивидам, которые оказались в сложной экономической ситуации. Изменения гендерного порядка развитых стран — в частности, массовый выход женщин на рынок труда — привели к тому, что государство стало брать на себя ответственность за заботу о членах семьи. Были созданы новые государственные институты, которым были делегированы специальные полномочия о заботе (детские сады, школы, больницы) [2, с. 86].

Исходя из данных теорий, можно предположить, что забота стала осмысляться в понятии «гражданство». Важной вехой стало преодоление гендерной сегрегации, при которой неоплачиваемый труд является женским, а оплачиваемый, соответственно, мужским. Забота как социальное право предполагает, что все граждане могут наравне участвовать как в осуществлении заботы, так и в трудовой деятельности.

Итак, с помощью социологической науки мы можем проанализировать ситуации, когда государства берут на себя функции заботы, параллельно предоставляя женщинам право свободного осуществления трудовой деятельности. Данную социологическую концепцию заботы было бы интересно применить к такому социальному явлению, как проституция в Англии XIX в., и выяснить, позволяет ли она интерпретировать действия государства по решению данной проблемы.

Проституция в Викторианскую эпоху была бичом для страны. Рост числа проституток на улицах Лондона и других городов Англии и Уэльса принял угрожающий характер, однако их точное количество никто не мог сказать. По данным Патрика Колкухуна, создателя лондонской речной полиции, в 1790-х гг. в Лондоне насчитывалось около 50 тысяч «гулящих» женщин. По данным епископа Эксетерского, в начале XIXв. эта отметка достигла 80 тысяч. Более приземленные цифры были представлены в 1839 г. парламенту: в них полиция упоминала о 6371 проститутке, 3732 из которых находились в публичных домах, а 2639 проживали в собственных квартирах или комнатах [5, с. 14]. Приводятся и совсем заоблачные цифры — 220 тысяч [3, с. 250]. Это разнообразие цифр связано с тем, что учет проституток не велся и точные данные, которым хоть как-то можно доверять, отсутствуют.

Но кто и ради чего торговал своим телом, ежедневно пополняя армию проституток в Великобритании? Тело на продажу выставляли в основном женщины с низкой заработной платой, вдовы, которым надо было прокормить семью, или женщины, просто желавшие быть независимыми. Бедственное экономическое положение вынуждало переступить через себя и начать торговлю своим телом, несмотря на естественное чувство отвращения к этому. Из 16 тысяч проституток, отбывавших наказание в тюрьме «Миллбэнк», 14 тысяч сообщали о следующих причинах: «не нужно работать», «много денег», «независимость от кого-либо», «живешь как леди» [3, с. 251].

Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что основным фактором становления «жрицей любви» была нехватка денежных средств как для дальнейшего существования самой женщины, так и для содержания ее семьи.

Одной из причин прихода в проституцию называлась «независимость женщины от кого-либо», в частности, от мужчины, главы семейства, который должен был зарабатывать столько, чтобы хватало на содержание семьи. Доходы женщин, а уж тем более детей, имели незначительный характер. Эрик Хобсбаум утверждает, что именно этот фактор создал твердое убеждение среди англичан о низкооплачиваемом и второстепенном труде слабой половины

человечества. Зачем платить женщине больше, если она не содержит всю семью? Поскольку низкооплачиваемый женский труд конкурировал с высокооплачиваемым мужским, что вело к уменьшению зарплаты мужчин, то для мужской половины англичан выгодной была экономическая зависимость женщин от них. Если женщинам и позволялось работать, то только на самых низкооплачиваемых местах [9, с. 191-192]. Занятие проституцией являлось в такой ситуации одним из способов экономической независимости женщины, поскольку заработок куртизанки мог варьироваться от 1 шиллинга за час до 25 фунтов за 20 минут.

Непосредственным результатом масштабного распространения проституции стало увеличение числа венерических заболеваний в Англии. К 1860-м гг. количество зараженных сифилисом и прочими заболеваниями солдат приобрело угрожающий масштаб, и в 1864 г. был принят «Акт о заразных болезнях», который был дополнен в 1866 и 1869 гг. законами, направленными на защиту военнослужащих британской армии от заболеваний, передаваемых половым путем. Современники этих актов стали задаваться вопросом: зачем всю вину сваливать на женщин, когда сами солдаты и моряки являлись разносчиками венерических заболеваний? Общество раскололось на два лагеря: большая часть приняла закон, желая тем самым начать контролировать проституцию. Однако нашлись и защитники «ночных жриц», пытавшиеся отгородить их от этого жестокого закона. Среди них присутствовали пуритане, феминистки, работницы и сами проститутки [3, с. 259].

Вышеперечисленные законы, по мнению автора эссе «Викторианская паутина» Джада Адамса [6, с. 1], служат прекрасным политическим примером закона непредвиденных обстоятельств, который заключался в появлении общественного движения в защиту проституток. Более того, в законе не прописывались различия между куртизанками и женщинами низших классов, следовательно, полиция задерживала любого, кто подозревался в занятии проституцией [6, с. 2]. Одними из ранних критиков закона стали Флоренс

164

Найтингейл и «Общество спасения», которые поддерживали «падших женщин». Джозефина Батлер и Элизабет Вольстенхолм организовали «Национальную дамскую лигу», которая выступала за запрет «Актов о заразных болезнях» [3, с. 260]. Благодаря их действиям британский парламент отменил эти законы в 1886 г.

В Британии этого периода широко практиковалась практика перепродажи проституток как из борделя в бордель, так и на континент. Борцы с проституцией называли подобное явление «белым рабством». Как раз эти противники и побудили власти разобраться с этим пагубным явлением, то есть общественное мнение сыграло большую роль в процессе решения проблемы с проституцией в Англии XIX в.

Правительство тоже пыталось решать проблему проституции. В 1840 г. в парламенте рассматривали законопроект «О пресечении публичных домов», а в 1848 г. обсуждали законопроект «О защите женщин». Хотя проекты не стали законами, их обсуждение свидетельствует о том, что власти пытались найти решение данного вопроса, но часто расходились во мнениях: одни считали, что государство не должно регулировать проституцию, а другие — что государство не имеет права вмешиваться в дела семьи и регулировать воспитательные процессы в ней. В основном же власти видели в проституции лишь «иллюзорную угрозу».

Таким образом, проблема проституции в викторианской Англии получила

повышенное внимание от британского общества и правительства лишь во

второй половине XIX в. Считавшаяся профессией, она была «необходимым

злом» для женщин, а для некоторых еще и единственным способом заработка.

Конечно, можно предположить, что девушек с венерическими заболеваниями

лечили в специальных учреждениях бесплатно и это проявление заботы

государства, но данные действия чаще всего проводились без согласия

девушек, то есть принудительно. Именно принуждение проституток к учету и

лечению заставило общество и в первую очередь женщин, осуждающих это

отвратительное занятие, сплотиться по причинам жестокого обращения с

«падшими». В итоге можно сказать, что государство стало решать проблему

165

только после общественного резонанса. Жители викторианской Англии стали приобретать привычку выявлять, анализировать и решать социальную проблему подобным способом, привлекая к ней государство.

Исходя из приведенных в исследовании данных по проблеме проституции и развивающейся социальной политики в Англии XIX в., можно сказать, что государство не могло проводить «политику заботы» в отношении своих подданных. Но из-за общественного резонанса, возникшего в ответ на принятые законы, власти пересмотрели стратегию решения проблемы проституции и прочих социальных проблем.

Список литературы

1. Богданова Е.А. Советский опыт регулирования правовых отношений, или «в ожидании заботы» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9. № 1. С. 77-90.

2. Бороздина Е.А. Забота и социальное гражданство. [Электронный ресурс]. URL: http://socis.isras.ru/files/File/2015/2015_10/84_93_Borozdina.pdf (дата обращения: 10.03.2018).

3. Коути Е. Недобрая старая Англия. СПб.: БХВ-Петербург, 2013. 320 с.

4. Фуко М. История сексуальности: забота о себе [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.ru/read/242517-istoriya-seksualnosti-iii-zabota-o-sebe.html (дата обращения 10.03.2018).

5. Хобсбаум Э. Век империи 1875-1914. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 512 с.

6. Early and Mid-Victorian Attitudes towards Prostitution [Электронный ресурс]. URL: http://www.victorianweb.org/gender/prostitution2.html (дата обращения 15.03.2018)

7. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism [Электронный источник].

URL:

https://books.google.ru/books?id=KHdnAgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q& f=false (дата обращения: 10.03.2018).

8. Marshall T. Citizenship and Social Class, and other Essays [Электронный ресурс]. URL:http://www.jura.uni-

bielefeld.de/lehrstuehle/davy/wustldata/1950_Marshall_Citzenship_and_Social_Class_0CR.pdf (дата обращения: 10.03.2018).

9. William Acton Prostitution, considered in its Moral, Social, and Sanitary Aspects, L., 1870. 325 p.

УДК 93/94

Федотова Надежда Евгеньевна

студентка IV курса историко-политологического факультета

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, e-mail: nade.fede@gmail.com

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ

К ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТИ

© Федотова Н.Е., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.