ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО
Том 9 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019 ISSN 2222-534Х
>
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Первое
экономическое издательство
г.
-J
Женщины в микробизнесе:
инвестиции в развитие экономики казахстана
Петренко Е.С. 1, Шабалтина Л.В. 1, Абзалбек Г.А. 2 3
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени ГВ. Плеханова», Москва, Россия
2 Карагандинский государственный технический университет, Караганда, Казахстан
3 Южно-Уральский Государственный Технический Университет, Челябинск, Россия
Мировые тенденции показывают устойчивый рост женского предпринимательства. Несмотря на значимую роль женского предпринимательства в создании рабочих мест и повышении благосостояния общества, траектории его развития подвержены большим препятствиям, связанным как с национальными моделями и практиками предпринимательства, так и с общими проблемами финансового рынка. В статье рассматривается современное состояние и потенциал развития женского предпринимательства в Республике Казахстан. На основе анализа статистических данных и результатов реализации программ поддержки микробизнеса определяются основные проблемы и тенденции развития женского предпринимательства.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: женское предпринимательство, программы развития, микробизнес, модель, экономика
Women in microbusiness: investment in the development of the Kazakhstan economy
Petrenko E.S. 1, Shabaltina L.V. 1, Abzalbek G.A. 2 3
1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
2 Karaganda State Technical University, Kazakhstan
3 South Ural State University, Russia
введение
В современном обществе женскому предпринимательству отводится особая роль. Интенсивно складывается новая социальная структура общества - это социальный процесс, в котором меняются старые и возникают новые социальные группы. Небольшую часть социальной группы предпринимателей составляют женщины, но масштабы их участия в бизнесе нарастают. В сегодняшнем обществе женщина-предприниматель является носителем нового мышления, философии и образа жизни, ценностных установок и морали. Исследование проводилось на основе анализа результатов программы
АННОТАЦИЯ:
поддержки микробизнеса, инициированной ЕБРР при поддержке Министерства национальной экономики РК.
Актуальность
По данным Международной организации труда, женщины составляют треть предпринимателей на планете. Около 37% валового внутреннего продукта стран произведено женщинами-предпринимателями. По прогнозам экспертов ООН, потенциал роста женского предпринимательства составляет 10-12% ежегодно [1].
По результатам исследования Mastercard Index of Women Entrepreneurs [2], женское предпринимательство процветает в более развитых странах, и этот факт может говорить о реальном благосостоянии страны и развитии ее гражданского общества гораздо больше, чем какие-либо другие финансово-экономические показатели. Используя 12 индикаторов и 25 субиндикаторов, Индекс показывает, как 57 экономик (представляющих 78,6% женской рабочей силы в мире) различаются с точки зрения уровня улучшения положения женщин, активов знаний и финансового доступа и поддержки предпринимательских факторов. Основные закономерности, полученные в результате исследования, сводятся к тому, что женское предпринимательство в развитых индустриальных странах имеет больший доступ к образованию, капиталу и финансовым сервисам. В этой связи представляется актуальным вопрос определения потенциала женского предпринимательства в Казахстане, особенно учитывая большой ресурсный потенциал и индустриальную направленность экономики Казахстана.
ABSTRACT:_
World trends show a steady increase in female entrepreneurship. Despite the significant role of female entrepreneurship in creating jobs and improving the welfare of society, the paths of its development are subject to great obstacles associated with both national models and practices of entrepreneurship, as well as with the general problems of the financial wound. The article discusses the current state and potential of the development of female entrepreneurship in the Republic of Kazakhstan. Based on the analysis of statistical data and the results of the implementation of microbusiness support programs, the main problems and trends in the development of female entrepreneurship are determined
KEYWORDS: female entrepreneurship, development programs, microbusiness, model, economy JEL Classification: L26, M21, J16 Received: 09.12.2019 / Published: 30.12.2019
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Petrenko E.S. (petrenko_yelena@ru)
CITATION:_
Petrenko E.S., Shabaltina L.V., Abzalbek G.A. (2019) Zhenschiny v mikrobiznese: investitsii v razvitie ekonomiki Kazakhstana [Women in microbusiness: investment in the development of the kazakhstan economy]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 9. (4). - 557-566. doi: 10.18334/epp.9.4.41422
Женское предпринимательство в казахстане
В Казахстане растет количество женщин-предпринимательниц. Активная роль представительниц прекрасного пола в экономике страны подтверждается показателями малого и среднего бизнеса. Доля женщин среди представителей юридических лиц малого и среднего бизнеса составляет более 50%, из числа индивидуальных предпринимателей - 66% [3]. Столь высокие показатели свидетельствуют о потенциале развития женского предпринимательства в Казахстане.
Сегодня оказывается поддержка развитию предпринимательства среди женщин. Признавая растущую роль бизнесвумен в экономике, государством проводятся ряд мероприятий, направленных на поддержку женщин, желающих попробовать себя в предпринимательской среде.
В современном обществе правительства стран во всем мире пытаются решить проблемы, препятствующие развитию женского предпринимательства, путем осуществления специальных программ. Гендерные аспекты в современном обществе начали учитывать в государственной политике. Также власти стремятся повысить осведомленность о потенциальных возможностях и выгодах женского предпринимательства.
В целях поддержания экономической активности женщин-предпринимателей правительством Казахстана начиная с 2002 года осуществляются меры по поддержке женского предпринимательства [4]. За это время десятки тысяч женщин прошли обучение, получили льготные кредиты и открыли свой бизнес.
Согласно законодательству Республики Казахстан, предпринимательская деятельность осуществляется в рамках крупного, среднего и малого бизнеса. Малый и средний бизнес выполняет важную роль в развитии социально-экономической сферы страны, а также в обеспечении стабильности и благосостояния граждан. Если страна хочет быть достаточно устойчивой и развитой в экономическом плане, то она должна включать в социально-экономические программы меры по стимулированию и развитию малого и среднего бизнеса. 14 декабря 2012 года Президент РК Н. Назарбаев обратился с Посланием к народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый полити-
ОБ АВТОРАХ:_
Петренко Елена Степановна, д.э.н., профессор кафедры «Теория менеджмента и бизнес-технологий» ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» (ре^епко_уе[епа0ги)
Шабалтина Лариса Викторовна, к.э.н., доцент кафедры «Теория менеджмента и бизнес-технологий» ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» ([vs-280mai1.ru)
Абзалбек Гулнара Аманжолкызы, старший преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент предприятия», Кар ГТУ; аспирант кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», ЮрГУ (Gu1nara15-750inbox.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Петренко Е.С., Шабалтина Л.В., Абзалбек ГА. Женщины в микробизнесе: инвестиции в развитие экономики Казахстана // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 4. - С. 557-566. Сом 10.18334/ерр.9.4.41422
560 .ЮиМАЬ ОР ECONOMiCS, ENTREPRENEURSHiP АМ 1_АШ #4'2019 (0с1оЬег-РесетЬег)
ческий курс состоявшегося государства», где им была поставлена главная цель: к 2050 году создать сильное государство, которое должно войти в 30 экономически развитых стран мира. Одну из ведущих ролей в достижении этой цели должно сыграть предпринимательство. «Отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти по крайней мере вдвое» [5] (МагатЬаву, 2018).
Обращаясь ежегодно к гражданам страны, президент продолжает уделять особое внимание этому направлению экономической деятельности. В Послании Президента народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» сформулированы пять основных приоритетов, где второй приоритет предусматривает кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды. «Одной из наших стратегических целей является обеспечение к 2050 году вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны не менее 50%» [6].
Программы поддержки женского бизнеса
Одной из наиболее значимых программ по поддержке и развитию МСБ является Единая программа «Дорожная карта бизнеса-2020», утвержденная 17 февраля 2010 года. В Послании Президента РК от 5 октября 2018 года глава государства отметил, что убедился в эффективности программы «Дорожная карта бизнеса-2020» и считает, что ее действие следует продлить до 2025 года. На ее реализацию необходимо предусмотреть дополнительно не менее 30 миллиардов тенге ежегодно, что «позволит за три года дополнительно создать не менее 22 тысяч новых рабочих мест и, следовательно, обеспечит поступление 224 миллиардов тенге налогов и производство продукции на 3 триллиона тенге» [7].
О результатах действия государственных программ поддержки предпринимательства свидетельствуют следующие цифры: согласно статистическим показателям, на 1 октября 2018 года количество действующих объектов малого и среднего бизнеса достигло отметки в 1216998 млн тенге. По сравнению с соответствующей датой предыдущего года, этот показатель увеличился на 4,6%. Доля индивидуальных предпринимателей (ИП) составила 65%, юридических лиц малого предпринимательства - 18,6%, крестьянских или фермерских хозяйств - 16,2%, юридических лиц среднего предпринимательства - 0,2%. Немаловажную роль в достижении положительной динамики развития МСБ сыграли женщины [8].
Как свидетельствуют статистические данные, на 1 ноября 2018 года более 47,1% субъектов МСБ страны возглавляют женщины. В абсолютном измерении это 568,7 тыс. Важно отметить, что МСБ под руководством женщин вносит немалый вклад в занятость населения. По последним данным, женщины в секторе МСБ обеспечивают 794,5 тыс. рабочих мест, или 30% всех рабочих мест в МСБ Казахстана.
Востребована программа микрокредитования женского предпринимательства от фонда «БАМУ». Государственная программа рассчитана на женщин, которые нужда-
ются в средствах для расширения уже существующего бизнеса. БАМИ реализует ее через банки второго уровня. Принять участие в этой программе могут как ИП, так и ТОО, где руководителями являются женщины.
Интересна программа Европейского банка «Женщины в бизнесе», который контактирует с предприятиями МСБ, возглавляемыми женщинами, с целью поддержания вовлеченности женщин в бизнес. Предоставляя доступ к финансированию и консультациям по вопросам ведения бизнеса, программа может помочь получить необходимые практические навыки, знания, ресурсы, необходимые для того, чтобы сделать следующий шаг.
Программа финансирования женских бизнес-проектов была объявлена в ходе Конгресса деловых женщин Казахстана, который состоялся 20 июня 2018 года в НурСултане.
Чтобы проверить, действуют ли государственные программы поддержки женщин-предпринимателей, мы проанализировали итоги программы ЕБРР по поддержке женщин в микробизнесе, которая была организована банком в 2019 году.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) при финансовой поддержке Правительства Республики Казахстан реализует программу «Женщины в бизнесе» с 2015 года. Эта программа предназначена для устранения гендерных проблем как с точки зрения доступа к финансированию, так и в отношении доступа к передовым знаниям и инновационным технологиям. За прошедшие три года в рамках программы партнерскими финансовыми институтами было представлено более 20 тысяч кредитов на сумму 26,1 миллиарда тенге. Чаще всего программы были обращены в поддержку крупного, среднего и малого бизнеса. В 2019 году впервые было принято решение о запуске «пилотного» обучающего проекта по поддержке микробизнеса.
Исследование результатов проекта «Женщины в микробизнесе»
Цель проекта - предоставить женщинам микробизнеса в регионах доступ к современным знаниям и практикам, необходимых для ведения бизнеса. Концепция проекта представляла собой модульное обучение и последующую коучинговую поддержку. Механика проекта представляет собой бесплатное обучение в формате двухдневных тренингов по 4 модулям обучения. Темы, выбранные для обучения, касались основных проблемных вопросов малого бизнеса и микробизнеса: маркетинг и продажи, информационные технологии, финансы и их учет, персонал и развитие предпринимателя. Основной фокус данной программы был направлен не на теоретическую базу знаний, а на внедрение полученных инструментов в действующий бизнес и формирование навыков в сфере маркетинга, продаж, финансов, работы с персоналом и т.д.
Проект был анонсирован в январе 2019 года, во всех городах и регионах страны прошли отборочные этапы, в рамках которых были выбраны участницы по критериям соответствия микробизнесу. Участие в проекте могли принять микропредприятия, возглавляемые женщинами со штатом сотрудников не более 9 человек и годовым обо-
562 .ЮиМАЬ ОР EC0N0MiCS, ENTREPRENEURSHiP АМ 1_АШ #4'2019 (0с!оЬег-йесетЬег)
ротом в размере не более чем 100 тысяч евро. Было подано 1 243 заявки со всех регионов, выбрано 373 владелицы микробизнеса, для максимальной эффективности работы группы были набраны с количеством участниц в пределах 25-29 человек в каждом регионе.
Всего участие в проекте приняли женщины 14 регионов: Актобе, Актау, Атырау, Уральск, Костанай, Талдыкорган, Шымкент, Тараз, Кызалорда, Караганда, Петропавловск, Кокшетау, Павлодар, Усть-Каменогорск, проект стартовал в феврале в г. Караганда и г. Актобе.
Первым модулем обучения стал модуль «Маркетинг и продажи», в рамках которого участницы получили теоретические знания и практические инструменты в сфере продвижения, рекламы и личного бренда, а также копирайтинга, БММ-маркетинга, клиентоориентированности и сервиса. В программу второго модуля «1Т-технологии» вошли темы, посвященные созданию сайтов и использованию интернет-площадок для рекламы и позиционирования, изучены инструменты стандартизации, автоматизации и цифровизации бизнес-процессов.
Третий модуль «Финансы» был разработан с учетом потребностей малых предприятий в недорогих способах и системах учета финансов, где участницам были предложены финансовые модели, позволяющие вести точный подсчет средств, постоянных и переменных затрат, а также планировать свою дальнейшую деятельность на основе данных. По статистике программы, большинство женщин не вели учет финансовых средств, не знали показатели своей оборачиваемости, уровни доходов и расходов, процент рентабельности и данные среднего чека.
Завершающим модулем обучения была тема «Управление персоналом», в рамках которой участницам были представлены теоретические знания и практические инструменты по подбору персонала, управлению командой, проведению собеседований, управлению изменениями и стандартизацией работы сотрудников, а также ведению кадровой работы.
После двух дней обучения после каждого модуля продолжался консультационный период - дистанционный коучинг участниц по профильным вопросам каждого модуля, оказана помощь по выполнению домашних и самостоятельных заданий и экспертные консультации, связанные с внедрением инструментов в действующий бизнес.
В результате проекта была зафиксирована следующая статистика: казахстанские деловые женщины в микробизнесе наиболее активно ведут деятельность в следующих секторах: больше всего - услуги - 60,8%, из них 21,3% - услуги в сфере образования, 6,3% - салоны красоты, 33% - другие услуги.
Остальные сферы деятельности женщин в микробизнесе: 22,9% - торговля, 14,5% -легкая и пищевая промышленность, 1,8% - другие.
Так как более 60% малого бизнеса в Казахстане на сегодняшний день управляется женщинами, то чаще всего и направление бизнеса выбирают в основном из того, что связано с устройством быта. Это сфера услуг: ателье, салоны красоты, магазины, а
14,5% 1,8%
33,0%
60,8%
■ Услуги
■ Торговля
■ Легкая и пищевая промышленность ■ другие
■ Образование
■ Салони красоты
■ Другие
Рисунок 1. Направления деятельности женского микробизнеса в Казахстане Источник: составлено автором.
также сфера здравоохранения, питания и туризма. То, чем женщина обычно занимается дома, к примеру, шьет, готовит или обучает, она научилась продавать.
Сегодня многие женщины сами пользуются подобными услугами, когда встречают гостей, ей помогают готовить, после ей помогают убираться. Пользуясь такими услугами, женщина освобождает свое время от рутинной работы, направляет его на развитие своего бизнеса и дает возможность работать другим женщинам. Это нормальная тенденция, поскольку во всем мире люди стали больше потреблять услуги, больше себя любить, больше ухаживать за собой.
По итогам проекта обучено 373 женщины, проведено свыше 1 400 консультаций за период с января по август 2019 года.
В августе 2019 годы были подведены качественные и количественные результаты работы путем опроса участниц, которые представили оцифрованные показатели изменений в собственном бизнесе: 166 собственниц бизнеса заявили об увеличении объема продаж от 10% до 100%, рост среднего чека - у 148 участниц, 238 участниц расширили клиентскую базу, 258 участниц стали использовать системы автоматизации бизнеса или создали сайт компании, 56 участниц изменили систему материальной и нематериальной мотивации сотрудников, 218 участниц освоили и внедрили финансовый учет и планирование, а также финансовую модель, 1 участница продала первую франшизу.
В результате программы были получены не только изменения на предприятиях микробизнеса, но и созданы партнерские сообщества в нескольких городах: Караганда,
Петропавловск и Павлодар. В этих городах по завершению программы женщины в разных форматах продолжили коммуникацию и партнерские отношения уже самостоятельно и по собственной инициативе. Например, в Петропавловске был создано женское партнерство «Women partners» в формате общественной организации по принципу ассоциации с участием членских взносов. Деятельность организации сфокусирована на поддержке женского бизнеса в городе, организации обучающих мероприятий и форумов, создании рекламной площадки и дисконтной системы для клиентов тех предприятий, которые вошли в состав сообщества.
В Караганде создан «Клуб миллионерш», в рамках которого участницы организуют общественные мероприятия в поддержку бизнеса в моногородах Карагандинской области: Темиртау, Абай и др., организуют бизнес-завтраки и занимаются образовательными проектами. В Павлодаре коммуникации сложились иным образом, женщины не образовали сообщество или клуб, но на площадке, организованной в рамках проекта «Женщины в микробизнесе» в социальной сети, провели взаимоподдержку по продвижению в Инстаграм каждой участницы. В течение трех дней выбирали бизнес-профиль какой-либо участницы в Инстаграм и проводили полный разбор с обратной связью и рекомендациями по улучшению системы продвижения в интернете.
заключение
Таким образом, малый бизнес и микробизнес начинают занимать подобающее им место в экономике Республики Казахстан. Немаловажную роль в создании Общества Всеобщего труда государство отводит женщинам, разрабатывая и внедряя в жизнь программы поддержки женского предпринимательства. «Доходы растут, когда человек трудолюбив, является профессионалом своего дела, получает достойную заработную плату или имеет возможность открывать и развивать собственное дело» [8]. Таким образом, подобные программы поддержки бизнеса не только позволяют повысить уровень знаний и навыков женщин-предпринимательниц, улучшить результаты деятельности их предприятий, но и способствуют развитию сетевых бизнес-сообществ в регионах. Как показала казахстанская практика, программы развития женского микробизнеса являются выгодным инвестиционным вложением государства в соци-ально-эконмическое развитие общества.
ИСТОЧНИКИ:
1. Global Entrepreneurship Monitor 2018/2019 Report on Women's Entrepreneurship. Www.gemconsortium.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gemconsortium. org/report/gem-20182019-womens-entrepreneurship-report ( дата обращения: 27.11.2019 ).
2. Mastercard Index of Women Entrepreneurs (MIWE) 2018. Mastercard.com. [Электронный ресурс]. URL: https://newsroom.mastercard.com/wp-content/up-loads/2018/03/MIWE_2018_Final_Report.pdf.
экономика, предпринимательство и право № 42019 (Октябрь-декабрь)
565
3. Бизнес по-женски: как живется предпринимательницам в Казахстане. Www.zakon.
kz. [Электронный ресурс]. URL: https:www.zakon.kz%2P4872895-biznes-po-zhenski-kak-zhivetsya.html ( дата обращения: 09.09.2019 ).
4. Женщины в бизнесе. Gov.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://business.gov.kz/ru/
women-in-business/ ( дата обращения: 06.09.2019 ).
5. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана
«Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни». / газета «Казахстанская правда». - №190(28819), 2018.
6. Тыштыкова З.О. «женский» бизнес в республике казахстан // Научное сообщество
студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXI между-нар. студ. науч.-практ. конф. № 11(71). https://sibac.info/archive/economy/11(71).pdf.
7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 августа 2018 года № 522
8. Количество действующих субъектов МСБ достигло 1,2 млн. Kursiv.kz. [Электронный
ресурс]. URL: https://kursiv.kz ( дата обращения: 26.09.2019 ).
9. Вечкинзова Е.А. Сравнительный анализ развития региональной индустриально-
инновационной инфраструктуры России и Казахстана // Экономика Центральной Азии. - 2019. - № 1. - c. 19-З4.
10. Shevyakova, A., Petrenko, E., Arystan, M., Koshebayeva, G. Special institution in the real sectors of the economy with active state participation: Case of Kazakhstan // Special institution in the real sectors of the economy with active state participation: Case of Kazakhstan, Shevyakova, A., Petrenko, E., Arystan, M., Koshebayeva, G. 2019 Proceedings of the ЗЗЫ International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020: 2019 Proceedings of the ЗЗЫ International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020 https://ibima.org/accepted-paper/17289-2/.
REFERENCES:
Global Entrepreneurship Monitor 2018/2019 Report on Women's EntrepreneurshipWww.gemconsortium.org. Retrieved November 27, 2019, from https://www.gemconsortium.org/report/gem-20182019-womens-entrepreneurship-report Mastercard Index of Women Entrepreneurs (MIWE) 2018Mastercard.com. Retrieved from https://newsroom.mastercard.com/wp-content/uploads/2018/03/ MIWE_2018_Pinal_Report.pdf Nazarbaev N.A. (2018). Poslanie Prezidenta Respubliki Kazakhstan narodu Kazakhstana «Rost blagosostoyaniya kazakhstantsev: povyshenie dokhodov i kachestva zhizni» [The message of the President of the Republic of Kazakhstan to people of Kazakhstan "the Growth of welfare of Kazakhstan: increase of income and quality of life"] (in Russian).
Shevyakova, A., Petrenko, E., Arystan, M., Koshebayeva, G. Special institution in the real sectors of the economy with active state participation: Case of Kazakhstan Special institution in the real sectors of the economy with active state participation: Case of Kazakhstan, Shevyakova, A., Petrenko, E., Arystan, M., Koshebayeva, G. 2019 Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020.
Tyshtykova Z.O. «zhenskiy» biznes v respublike kazakhstan ["Women's" business in the Republic of Kazakhstan] Scientific community of students XXI century. Economic sciences. (in Russian).
Vechkinzova E.A. (2019). Sravnitelnyy analiz razvitiya regionalnoy industrialno-innovatsionnoy infrastruktury Rossii i Kazakhstana [Comparative analysis of the development of the regional industrial-innovative infrastructure of Russia and Kazakhstan]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 3 (1). 19-34. (in Russian).