УДК 343.8 IV. VETROVA, B.A. SPASENNIKOV
ББК 67.409.13
В39 WOMEN IN CONFINEMENT
(GENDER AND LEGAL STUDIES)
Annotation: the article examines gender peculiarities of criminality and execution of punishment of convicted women who because of their gender find it difficult to be in prison. Keywords: prison, convicted woman, crime, penal system, gender problems.
ИРИНА ВИКТОРОВНА ВЕТРОВА, начальник управления делами ФСИН России; БОРИС АРИСТАРХОВИЧ СПАСЕННИКОВ, доктор юридических наук, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник
НИИ ФСИН России E-mail: [email protected].
ЖЕНЩИНЫ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ (ГЕНДЕРНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
Аннотация: в статье рассмотрены тендерные особенности преступности и исполнения наказания в отношении осужденных женщин, которым вследствие их половой принадлежности особенно трудно находиться в местах
лишения свободы.
Ключевые слова: места лишения свободы, осужденная женщина, преступность, у то ловно-исполнительная
система, тендерные проблемы
На протяжении длительного времени нами исследуются тендерные подходы к борьбе с преступностью, которые позволяют максимально индивидуализировать утоловное наказание и его исполнение в рамках реализации принципа гуманизма. Разграничение мужской и женской преступности соответствует современным требованиям развития гражданского общества и правового государства, является важным способом совершенствования путей последовательного снижения рецидивоопасности лиц, совершивших преступление. Реформирование российской уголовно-исполнительной системы свидетельствует о политике последовательной гуманизации исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин.
Принятая 22 декабря 2003 г. резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по правам человека в управлении правосудием указывает на необходимость повышенного внимания к проблемам женщин в исправительных учреждениях, в том числе к вопросам, связанным с их детьми, в целях определения основных проблем и путей их разрешения.
В российских учреждениях уголовно-исполнительной системы содержится около шести-
десяти тысяч женщин, в том числе пятьдесят тысяч осужденных, находящихся в исправительных колониях, десять тысяч женщин, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Исправление осужденных женщин в процессе исполнения наказания является одной из важнейших задач, стоящих перед соответствующими учреждениями ФСИН России.
Женская преступность вызывает особую обеспокоенность российского общества и государства. На наш взгляд, судимость матери оказывает максимальное криминогенное влияние на ее ребенка, что связано как с биологическими (генетическими), так и с социальными (педагогическими) факторами.
К сожалению, контингент отбывающих наказание в учреждениях ФСИН России осужденных женщин часто составляют наиболее в социальном плане запущенные лица, имеющие устойчивую девиацию поведения. Значительная часть женщин имеют определенную криминальную специализацию (например, распространение наркотиков, мошенничество), поэтому они являются специфическим объектом активного исправительного воздействия. Это определяет актуальность оптимизации форм, средств и методов
борьбы с женской преступностью, совершенствования исполнения наказания в отношении осужденных женщин к лишению свободы.
На наш взгляд, важным условием объективного рассмотрения этой проблемы является комплексный учет медицинско-биологических, социально-психологических особенностей физиологии и патологии женского организма, своеобразие социальной роли женщины в жизни общества. По мнению доктора медицинских наук, профессора Б. А. Спасенникова, насильственные деяния у женщины часто связаны с ее физиологическими состояниями. Так, у женщин в предменструальном периоде нарастает эмоциональная лабильность, неуравновешенность, раздражительность, вспыльчивость, что легко реализуется через насильственные деяния против жизни и здоровья потерпевшего. Осужденные женщины превалируют среди лиц, реализовавших аффективный умысел на фоне острой или хронической психотравмирующей ситуации (алкоголизация мужа или сожителя, его супружеская измена, ощущение собственной бедности на фоне необоснованного обогащения немногих, семейно-бытовое насилие, нищета, хроническое соматическое и нервно-психическое заболевание у детей, физическое и сексуальное насилие, бесплодие, сексуальная или денежно-материальная зависимость, безработица, дискриминация в трудоустройстве, иное гендерное бесправие и др.) с причинением смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Несмотря на то что количество женщин в нашей стране превосходит количество мужчин, женская преступность в 4-7 раз ниже мужской преступности. По мнению Б. А. Спасенникова, в рамках человеческой популяции организм женщины призван обеспечивать неизменность потомства от поколения к поколению, то есть женщина биологически ориентирована на социально позитивное поведение. Организм мужчины ориентирован на большую изменчивость, это объясняет то, что среди них чаще встречаются совершенно никчемные люди. Особенности как мужской, так и женской психики обусловливаются эволюционно-генетической целесообразностью, что определяет противоестественность женщины, совершившей преступление. Среди женщин меньшими темпами растет насильственная преступность (осужденных за грабеж, разбой, вымогательство женщин многократно меньше, чем мужчин). Иным в сравнении с мужчинами является соотношение числа
корыстных и насильственных преступлений. Женщины реже совершают должностные преступления, что, вероятно, связано с меньшим гендерным представительством их среди руководящих работников.
По нашим данным, практически все осужденные женщины ранее сами были жертвами физического или сексуального насилия, которое осталось ненаказанным. При этом большинство женщин не обращалось за помощью в правоохранительные органы по причине своей гендер-ной уязвимости, неверия в защиту со стороны государства.
Следует признать, что за последние два десятилетия роль женщины в нашем обществе весьма изменилась. К этим изменениям относится уменьшение роли государства в охране женского здоровья, материнства и детства, снижение качества жизни подавляющего большинства женщин, особенно проживающих в небольших городах, сельской местности. Женщинами утрачены многие социальные блага, усиливается гендерное неравенство.
На наш взгляд, существует следующая закономерность. В дотационных регионах с низким уровнем экономического роста, массовой безработицей, более высоким уровнем преступности количество преступлений среди женщин также выше, что указывает на социальные корни женской преступности.
На протяжении веков особенностью женской преступности было то обстоятельство, что большинство осужденных женщин было старше 35 лет. В начале XXI века идет ее омоложение. Убийцы, воровки, детоубийцы, распространители наркотиков, мошенницы в возрасте младше 30 лет уже стали пенитенциарной повседневностью.
Большинство осужденных женщин - представительницы экономически и социально незащищенных слоев общества. Ранее среди осужденных женского пола преобладали женщины рабочих и сельскохозяйственных специальностей. Ныне появилось определенное количество осужденных женщин, которые до судимости занимались индивидуальной предпринимательской деятельностью, осуждены за налоговые преступления, деяния в сфере экономики.
Падение качества высшего образования в стране, появление в районных центрах, крупных селах, станицах филиалов вузов, не имеющих надлежащей материальной базы, профессорско-преподавательского корпуса, привело к существенному росту количества осужденных
женщин, имеющих диплом о высшем профессиональном образовании, но не имеющих надлежащих знаний, востребованных на рынке труда. Нередко такое высшее профессиональное образование не дает тех знаний, которые давали техникумы советского периода, выпускники которых получали диплом о среднем профессиональном образовании.
Недостаточная роль государства в противодействии пьянству, алкоголизму и наркомании приводит к росту числа преступлений среди женщин, совершенных в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Одновременно с этим увеличивается число женщин, осужденных за незаконный оборот наркотиков, совершение тяжких и особо тяжких преступлений, двух и более деяний.
Наказание осужденной женщины в виде лишения свободы в России, к сожалению, остается самым распространенным. Лишение свободы, не будучи приоритетной мерой в борьбе с женской преступностью, тем не менее в начале XXI века является необходимым средством воздействия, оказывающим действенное влияние на определенную категорию женщин. В связи с этим особое значение имеет деятельность учреждений ФСИН России, призванных исполнять уголовное наказание в виде лишения свободы, обеспечивать надлежащее исправление осужденных женщин в ходе отбывания ими наказания, ресоциализировать, реадаптировать их к условиям жизни современного рыночного общества после освобождения из мест лишения свободы.
На наш взгляд, изоляция осужденных женщин от общества, условия пребывания в исправительных учреждениях оказывают, к сожалению, очень сильное влияние на женскую психику, заставляют их глубоко переживать свое пребывание в местах лишения свободы. В целом нервно-психические расстройства у женщин, находящихся в этих учреждениях, встречаются в 1,5-2 раза чаще, чем у осужденных мужчин. Некоторые практические работники уголовно-исполнительной системы заявляют о низкой эффективности кратких сроков лишения свободы. Напротив, по нашему мнению, в интересах повышения эффективности ресоциализации осужденных женщин к лишению свободы необходимо расширить судебную практику назначения кратких сроков лишения свободы для женщин, что оптимизирует их ресоциализацию, уменьшает психосоматическое влияние пенитенциарного синдрома.
Оптимальная организация режима отбывания наказания в учреждениях ФСИН России, воспитательная работа, трудовая деятельность, профессионально-техническое обучение остаются основными средствами исправления и ресоциализации женщин, осужденных к реальному отбыванию лишения свободы. По нашему мнению, основными путями воспитательного воздействия на осужденных женщин должны стать дифференциация исправительного воздействия, его индивидуализация, обеспечивающая оптимальное использование имеющихся средств; организационная слаженность в работе всех подразделений, а также применяемых ими форм, средств и методов воспитательной деятельности. Все это требует от администрации и сотрудников ФСИН России проявления особого отношения к своей профессиональной деятельности.
Дальнейшая научная разработка этой проблемы может способствовать оптимизации эффективных средств и методов воздействия на осужденных женщин. Необходимо усилить реабилитирующую работу в отношении тех, кто способен к исправлению, с особым акцентом на вовлечение их в реальную трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию; оптимизировать социальную, психологическую и воспитательную работу с осужденными женщинами на основе взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений; активизировать сотрудничество со структурами гражданского общества, способными оказать позитивное гуманитарное воздействие на осужденных женщин.
На наш взгляд, определенное несоответствие положений действующего уголовно-исполнительного законодательства и практики реализации прав и законных интересов осужденных женщин, находящихся в местах лишения свободы, вызывает затруднения в процессе их исправления. Правовое положение женщин в местах лишения свободы нуждается в дальнейшем совершенствовании норм уголовно-исполнительного законодательства. Важным направлением в этой работе является создание непрерывно действующей системы социальной реабилитации осужденных, призванной помочь женщине изменить свой нарушенный социальный статус. Для этого должна быть оптимизирована система стимулов осужденных женщин к законопослушному поведению. В основу этой системы необходимо положить нормы Европейских пенитенциарных правил, целью которых
является формирование у осужденных женщин чувства ответственности и навыков, которые будут содействовать их возвращению в семью, общество. Положительным критерием оценки работы учреждений уголовно-исполнительной системы в данном направлении должно быть желание осужденной женщины порвать с уголовной субкультурой и отказаться от нахождения в неформальных криминальных сообществах.
Большое значение для предупреждения социальной дезадаптации женщин имеет отбывание ими наказания по месту жительства до ареста с целью сохранения общественно полезных связей, что предоставлено ст. 73 УИК РФ. При отсутствии по месту жительства или месту осуждения учреждения ФСИН России соответствующего вида осужденные направляются в исправительные учреждения соседних субъектов РФ. Это определяет необходимость увеличения числа субъектов Российской Федерации, которые имели бы исправительные учреждения для женщин, что будет препятствовать полному отрыву осужденных женщин от детей, семьи, привычного уклада жизни. Регулярные встречи с детьми, родителями и другими близкими родственниками порождают у осужденных чувство вины перед ними, помогают осознать общественную опасность своего поведения, вызывают стремление изменить его. Кроме того, такая связь дает объективные сведения о жизни на свободе, о перспективах на будущее, снижает остроту изоляции, содействует подготовке женщин к жизни на свободе. Длительные свидания осужденной женщины с мужем или с отцом ее ребенка не должны рассматриваться как привилегия.
Весьма важное значение при исполнении наказания в исправительной колонии в отношении осужденных женщин имеет проблема создания домов ребенка. Сегодня при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживают 768 детей. К сожалению, число женских исправительных колоний с функционирующими при них детскими учреждениями предельно мало, в связи с чем женщины, имеющие детей, направляются для отбывания наказания на большое расстояние от постоянного места жительства. Данное обстоятельство играет негативную роль, ослабляя семейные и социальные связи осужденной, осложняя процесс исправления и ресоциализации. Для решения этой проблемы целесообразно создание небольших детских учреждений (отделений) при каждой жен-
ской исправительной колонии. Первоочередной задачей является снижение смертности и заболеваемости детей в детских учреждениях, женской смертности.
В уголовно-исполнительной системе необходимо акцентировать внимание на психофизиологических особенностях женщины, с учетом которых надо решать многие проблемы организации процесса их исправления и ресо-циализации. Осужденная женщина имеет особые потребности. Специфические медико-биологические потребности ее организма, к сожалению, не могут быть в полной мере удовлетворены в уголовно-исполнительной системе ввиду ряда объективных условий, которые не зависят от ФСИН России. Осужденной женщине недоступен ряд возможностей, которыми располагают в местах лишения свободы мужчины.
Особое место отводится в повседневной деятельности психологов и иных сотрудников ФСИН России работе с женщинами, находящимися в СИЗО, в отношении которых избрана эта мера пресечения. Они особо социально уязвимы. Иногда у экономически незащищенных женщин нет необходимых денежных средств на залог и на услуги адвоката, что является дополнительным психотравмирующим обстоятельством.
Организация исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин связана с обеспечением надлежащих материально-бытовых условий. Социальное и воспитательное значение этого фактора, на наш взгляд, достаточно велико. Мы считаем, что согласно уголовно-исполнительному законодательству материально-бытовое и медико-санитарное содержание осужденных женщин пока существенно не отличается от содержания мужчин, также отбывающих наказание в колониях общего режима. По нашему мнению, это не соответствует требованиям дифференциации условий отбывания наказания в силу физиологических и психологических особенностей женщины. Требует регламентации и корректировки обеспечение осужденным женщинам необходимых санитарно-гигиенических условий. Особое психотравмирующее воздействие на осужденную женщину оказывает неудовлетворительное состояние ее соматического, сексуального и репродуктивного здоровья. Осужденные женщины часто страдают передаваемыми половым путем заболеваниями, включая ВИЧ, но часто не имеют возможности для эффективного этио-патогенетического лечения.
Исправительная колония для женщин должна представлять собой учреждение, отражающее отношение к ней общества и государства, соответствовать уровню развития общества. Этого требуют и международные нормы обращения с осужденными. Неблагоприятной для женщины является перенаселенность жилых помещений колонии.
Мы полагаем, что в целях совершенствования организационных основ деятельности
исправительных учреждений для женщин возникает необходимость выделения норм Уголовно-исполнительного кодекса РФ, регулирующих особенности отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными женщинами, в отдельную главу УИК РФ. Необходимо совершенствовать практические рекомендации с учетом особых психофизиологических нужд осужденных женщин, их гендерной специфики.