Научная статья на тему 'ЖЕНЩИНЫ ТАДЖИКИСТАНА В НАУКЕ: СОЦИАЛЬНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ЖЕНЩИНЫ ТАДЖИКИСТАНА В НАУКЕ: СОЦИАЛЬНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
105
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / ГЕНДЕРНЫЙ РАЗРЫВ / НАСИЛИЕ / НАУКА / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хушкадамова Х. О.

Исследование репрезентирует пример Таджикистана по проблематике участия женщин в науке. Автором применяются разные эмпирические методы - непосредственное наблюдение, контент-анализ публикаций СМИ, биографический метод и статистический анализ официальных данных. Выявляются основные ступени подготовки ученых из числа женщин и девушек. Даются портреты известных женщин-ученых таджикского социума. Рассматриваются факторы, способствующие гендерному разрыву в науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN OF TAJIKISTAN IN SCIENCE: SOCIO-STATISTICAL ANALYSIS

The study represents the example of Tajikistan on the issue of women’s participation in science. The author used different empirical methods - direct observation, content analysis of publications in mass media of Tajikistan, biographical method, statistical analysis of official data. The main stages of training of scientists from among girls and women. Portraits of famous Tajik women scientists of the Tajik society are given. The factors contributing to the gender gap in science have been identified.

Текст научной работы на тему «ЖЕНЩИНЫ ТАДЖИКИСТАНА В НАУКЕ: СОЦИАЛЬНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Научная статья УДК 316

DOI 10.52070/2500-347X_2023_3_852_117

Женщины таджикистана в науке: социально-статистический анализ1

Х. О. Хушкадамова

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, Москва, Россия,

columnist07@mail.ru

Аннотация. Исследование репрезентирует пример Таджикистана по проблематике участия женщин

в науке. Автором применяются разные эмпирические методы - непосредственное наблюдение, контент-анализ публикаций СМИ, биографический метод и статистический анализ официальных данных. Выявляются основные ступени подготовки ученых из числа женщин и девушек. Даются портреты известных женщин-ученых таджикского социума. Рассматриваются факторы, способствующие гендерному разрыву в науке.

Ключевые слова: женщины, гендерный разрыв, насилие, наука, трудовая миграция, образование

Для цитирования: Хушкадамова Х. О. Женщины Таджикистана в науке: социально-статистический анализ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2023. Вып. 3 (852). С. 117-124. DOI 10.52070/2500-347Х_2023_3_852_117

Original article

Women of Tajikistan in Science: Socio-Statistical Analysis

H. O. Khushkadamova

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia, columnist07@mail.ru

Abstract.

Keywords: For citation:

The study represents the example of Tajikistan on the issue of women's participation in science. The author used different empirical methods - direct observation, content analysis of publications in mass media of Tajikistan, biographical method, statistical analysis of official data. The main stages of training of scientists from among girls and women. Portraits of famous Tajik women scientists of the Tajik society are given. The factors contributing to the gender gap in science have been identified.

women, gender gap, violence, science, labor migration, education

Khushkadamova, H. O. (2023). Women of Tajikistan in science: socio-statistical analysis. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social sciences, 3(852), 117-124. 10.52070/2500-347X_2023_3_852_117

1 Некоторые положения исследования были озвучены на «Круглом столе» Тверской региональной ассоциации журналисток «Руководят ли женщины наукой?» 7 апреля 2021 г. См. подробнее: Руководят ли женщины наукой? URL: http://ombudsman-tver.ru/activities-news/ rukovodyat-li-zhenshchiny-naukoy

введение

Участие женщин в науке связано с их положением в других сферах жизнедеятельности таджикистанского общества. Традиционно именно женщины, занимающиеся наукой, актуализируют тему равноправия мужчины и женщины. Парадокс в том, что от решения разных сегментов женского вопроса зависит уровень участия женщины в науке, от уровня их образования, от их положения в семье. По нашему наблюдению и по данным исследований, проведенных в стране, насилие является серьезнейшей проблемой таджикистанского общества. Согласно данным статистики, среди лиц, совершающие физическое насилие в отношении женщин, 75,5 % составляют мужья. На втором месте мама и мачеха, соответственно 14,5 %. На третьем месте бывшие мужья - 12,7 % [Женщины и мужчины Республики Таджикистан, 2020]. В центре внимания средств массовой коммуникации страны (СМИ, социальные сети) главными проблемами наравне с темой положения женщины в обществе, выступают, в частности, гендерная составляющая насилия, тема миграции, особенно выезд мужчин за пределы страны. Ситуация такова, что каждый пятый трудоспособный гражданин Таджикистана самостоятельно выезжает на работу в другие страны. Трудовая миграция в 2019 году составила 530,9 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 2013 годом на 33,6 %. «Из числа трудовых мигрантов мужчины составляют 85,5 % и женщины - 14,5 процента» [Женщины и мужчины Республики Таджикистан, 2020, с. 118].

Приведенная статистика, несомненно, связана с поставленной нами проблемой. Женщины, желающие заниматься наукой, могут быть и среди жертв насилия, и среди жен трудовых мигрантов, и среди лиц, выезжающих на заработки. Следовательно, такой статистики нет. Существуют и примеры внезапной эмиграции женщин, их фактического бегства из страны. Иногда, уезжая с целью продолжения учебы в аспирантуре или докторантуре в Россию и другие страны, женщины не возвращаются обратно на родину. Бывает так, что приезжая на учебу, они параллельно вынуждены зарабатывать на жизнь, и в итоге не доходят до защиты своих научных работ. Как бы ни сложилась судьба женщин, связывающих свою жизнь с наукой, эти злободневные вопросы таджикистанского общества беспокоят в первую очередь именно их, женщин из науки. Их активность в данной сфере облегчает и их положение. Традиционно в науку приходят девушки, которые были отличницами в средней школе. Основы участия тренда женщины в науке создаются в школе и вузе.

гендерный аспект полного среднего образования

Образование считается главным фактором в преодолении, во-первых, болезненных явлений женской судьбы, которые еще в недавнем истории таджикского общества считались пережитками прошлого: незаконные (незарегистрированные) полигамные и ранние браки; во-вторых, проблемы нового времени: жены-вдовы при живых мужьях, высокий уровень разводов; в-третьих, высокий уровень насилия [Хушкадамова, 2020]. Исследования, проведенные в стране при поддержке международных организаций, показывают, что охват девочек образованием ниже, чем мальчиков; с особой отчетливостью гендерный разрыв увеличивается после 9 класса. Ему способствуют следующие факторы: гендерные стереотипы о роли женщин; ограниченные материальные возможности семей; 9-летнее неполное среднее образование, которое считается обязательным базовым бесплатным образованием.

Гендерному разрыву противостоит желание самих девушек учиться. А оно тоже формируется с детства в семье и в дошкольных образовательных учреждениях. «В Таджикистане, где 89 % населения вне образования, занятости или обучения в возрасте 15-24 лет составляют девушки, более 84 % детей в возрасте от 3 до 6 лет не получают базовых услуг дошкольного образования. Несмотря на увеличение инвестиций и ориентацию на дошкольное образование, показатели зачисления в дошкольные образовательные учреждения в Таджикистане не изменились и остались на уровне 15,9 % без значительных изменений с 2014 года. Более 70 % учителей дошкольного образования не имеют необходимой квалификации для поддержки развития и обучения детей младшего возраста» [Ранее образование, 2019]. Выделяются в этом сегменте преграды следующего характера: недостаточное распределение государственных ресурсов, непрерывный демографический рост, зависимость от внешнего финансирования и отсутствия экономической возможности у родителей, особенно в сельских и отдаленных районах.

Страна пытается приблизиться к полному охвату начальным и неполным средним образованием (1-9-е классы, возраст от 7 до 15 лет). Однако уровень полного среднего образования (10-11-е классы) еще не достиг 90 % [Программа среднесрочного развития, 2016]. Экспертами оптимистично оценивается динамика роста этого показателя. Хотя по данным статистики, доля девушек в учреждениях образования, начиная с 1991/1992 учебного года до 2018/2019 учебного года, остается

неизменной. Республика Таджикистан считается страной, в которой уровень образования старших поколений выше, чем уровень образования молодежи.

Контент-анализ публикаций «Освещение в государственных СМИ процесса учебы по президентским квотам»1 показал, что выбранная тематика данного исследования - одна из преимущественных среди других сегментов образования в таджикском обществе [Хушкадамова, 2020]. Квота дает девушкам возможность продолжить образование в высших учебных заведениях. И число желающих приобрести его растет.

Следовательно, они и приходят в науку, став не только квалифицированными специалистами, но и смело вступают на научную стезю2. В Уголовном Кодексе РТ предусмотрена ответственность за воспрепятствование к получению обязательного общего (девятилетнего) образования. Уголовно наказуемо также неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. На государственном уровне предоставляется материальная помощь в форме грантов и стипендии девушкам-студенткам, аспиранткам, а также девушкам-сиротам. Девушки из сельских регионов и девушки-сироты обеспечиваются благоустроенным общежитием на период обучения в вузах города Душанбе. При Комитете по делам женщин и семьи при Правительстве РТ действует учебный центр для девушек-сирот [Кудусов, 2016]. Как показывают данные исследований, снижение гендерного неравенства в сфере образования остается основным приоритетом политики государства. Следовательно, принятые меры минимизировали существующие проблемы в сфере гендерного образования. Только к 2015 году страна достигла показателей 1991 года по гендерной составляющей высшего образования - 28,8 % специалистов от общего числа молодежи с высшим образованием составляли девушки. В это время еще сильно было влияние советского периода в сфере образования, в том числе равного доступа к образованию. Данные показывают преимущества в сфере образования и культуры, здравоохранения и гуманитарных наук. Они составляют более

1 В выборку вошли 187 сообщений сайта НИАТ «Ховар» и 203 публикации республиканской газеты «Чумхурият» за период с 3 октября 2008 года до 18 мая 2019 года.

2 Председатель Комитета по науке, образованию, культуре и молодежной политике Парламента рассказала, насколько наука доступна для женщин в Таджикистане. См. подробнее: https:// k^юvartj/шs/2021/02/predsedate^komiteta-po-nauke-obrazovamyu-kulture-i-molodyozhnoj-politike-parlamenta-rasskazala-naskolko-nauka-dostupna-dlya-zhenshhin-v-tadzhikistane/?ysclid=ljtvpemz хр735894051

73 % [Препятствия в сфере образования, 2016]. Таким образом, девушки сами выбирают или их наставляют обучаться в традиционно женских областях. Данные 2018/2019 учебного года показывают, что студентки профессионально-технических учебных заведений почти исключительно изучали здравоохранение (64 %) и образование (28 %), в то время как 47 % будущие специалисты мужского пола участвовали в других программах. По данным исследований в этом же учебном году 82 % студенток в высших профессиональных учебных заведениях изучали одну из двух специальностей - образование или экономику. Одинаковая доля студентов мужского пола в это же время изучала экономику; образование; промышленность, транспорт; здравоохранение и т. д. [Таджикистан, Страновая гендерная оценка, 2021]. Такой подход к выбору областей обучения приводит к профессиональной сегрегации.

ученые-преподаватели и аспиранты вузов на региональном уровне

Преподавание в высших учебных заведениях -та тропинка, которая дает возможность преподавателю реализовать себя и как ученому, повысить свой социально-профессиональный статус. В педагогической деятельности апробируются проведенные им исследования, возникают горизонтальные связи с коллегами, что для ученого немаловажно. Следовательно, духовная и материальная мотивация способствуют усилиям, которые направляет преподаватель на повышение своего профессионального уровня.

Численность преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования Таджикистана по данным 2019 года составляло 11 681 человек. Из них мужчин - 7 725 человек, женщин - 3 956 ч. В 2014 году - 9 167 человек, женщин - 3 257 человек, мужчин 5 910 человек. [Женщины и мужчины Республики Таджикистан, 2020]. В советские времена доля девушек среди студентов высших учебных заведений составляло 49,7 %. Даже в 1991/1992 учебном году под влиянием советского времени доля девушек, обучавшихся в вузах, составляло не более 33,6 %. Однако годы войны сильно ударили по статусу девушек и женщин во всех сферах. В 1996/1997 учебном году количество девушек-студенток снизилось до 25,8 % по стране. В 2018/2019 их количество возросло всего почти на 2 % и составляло 36,4 % [Хушкадамова, 2020]. Последний показатель предоставил возможность республике, наконец, выйти на уровень 1991 года [Альтернативный отчет, 2019].

Таблица 1

численность ученых-преподавателей вузов по регионам таджикистана,

по данным 2019 года1 (человек)

регионы преп. вузов ж. м. К. н. ж м. Д. н. ж м

Хатлон 1 999 572 1 427 260 66 194 40 4 46

Согд 2 196 990 1 206 679 281 398 77 12 65

ГБАО 316 182 134 40 14 26 2 1 1

1 Таблица 1 подготовлена автором, по данным Сборника «Женщины и мужчины Республики Таджикистан». Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2020.

Республика Таджикистан состоит из различных областей. Они взаимно не совпадают почти по всем параметрам: социально-экономическому, географическому, культурно-языковому и демографическому. Следовательно, в уровне образования между регионами также сохраняются различия. Исследования, проведенные в стране, показывают, что в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) 84 % женщин имеют среднее или высшее образование. Данная статистическая цифра «является самым высоким показателем среди регионов Таджикистана». Далее следуют Согдийская область (69 %), Душанбе (63 %), Хатлонская область (53 %) и Районы республиканского подчинения (РРП) (39 %) [Таджикистан. Страновая гендерная оценка 2021, с. 5].

Статистический анализ выявил следующие интересные факты и цифры: в 2014-2016 годы в вузах Хатлонской области не было женщин-докторов наук. В 2017-2018 годы по 1 человеку. В 2019 году, как показывает таблица, их количество достигло 4. Кандидатов наук из числа женщин в 2014 году было 41, мужчин - 142. В 2015 году -47, в 2016 - 44, в 2017 - 42, в 2018 - 58. В Согдийской области в 2014 году количество мужчин-кандидатов наук составляло 370, в 2019, согласно данным таблицы - 398. Женщины-кандидаты наук в 2014 - 184, 2019 - 281. В Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) женщин с ученой степенью кандидата наук в 2014 году было 13 чел. В 2019 году их количество возросло на одного человека и составляло 14 чел. Мужчины-кандидаты наук в 2014 году - 38 человек, в 2019-40. До 2016 года докторов наук-женщин в области вообще нет, мужчин в 2014 году было 8, в 2015 году - 8, в 2016 году -10. В 2019 году мужчин и женщин докторов наук в области насчитывается 1:1. Хотя число девушек-аспирантов по сравнению с другими областями страны только в этой автономной области, как показывает таблица 2, до 2018 года было больше мужчин. Приведенная статистика

свидетельствует о том, что аспирантам не удается вовремя защитить диссертацию. Получить ученую степень становится проблематичным, потому что в вузе не действует Ученый совет. Защитить свои научные изыскания соискатели научных степеней могут в советах при вузах или научно-исследовательских институтах столицы, однако для этого требуется иметь дополнительные материальные возможности. Финансовые средства нужны для частых поездок в Душанбе21

Традиционно, когда женщины добиваются определенных успехов, в том числе в науке и образовании, эти успехи становятся достоянием той или иной сельской местности. В итоге, совокупность позитивных факторов стимулирует девушек пойти по их стопам их родителей. Показательна следующая статистика: «...более 85 процентов опрошенных женщин и мужчин считают важным, чтобы их дочь получила университетское образование» [Таджикистан. Страновая гендерная оценка, 2021, с. 6].

В целом, анализ данных последних нескольких лет свидетельствует, что количество аспирантов увеличилось по сравнению с 90-ми годами. Если в 1991 году аспирантами Национальной академии наук числились всего 148 молодых людей, то в 2020 году их число возросло до 1200 человек, что почти в 8 раз превышает предшествующий показатель [Официальный сайт Президента Республики Таджикистан, URL].

Девушек-аспирантов в 2000 году по стране насчитывалось всего 22 человека, в 2019 году только в НАНТ в аспирантуре учились 58 девушек на

2 В 2022 году в Институте гуманитарных наук им. академика Баходу-ра Искандарова Национальной Академии Наук Таджикистана, который расположен в городе Хороге Горно-Бадахшанской автономной области,начал действовать совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по научным специальностям 5.9.2. Литература народов мира (филологические науки), 5.9.6. Языки народов Зарубежных стран (памирские языки) (филологические науки). Специалисты по упомянутым специальностям из этой области также теперь могут воспользоваться этой возможностью.

1 Анализ проведен, по данным Сборника «Женщины и мужчины Республики Таджикистан». Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2020.

Таблица 2

динамика численности аспирантов по регионам таджикистана1

регионы Тендер 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Хатлон ж. 39 35 40 25 15 21

М. 97 88 76 49 32 30

Всего 136 123 116 74 47 51

Согд ж. 75 61 47 41 36 27

М. 89 74 65 56 40 24

Всего 164 135 112 97 76 51

ГБАО ж. 54 70 37 28 13 5

М. 27 18 13 15 10 8

Всего 81 88 50 43 23 13

Душанбе ж. 496 484 461 467 352 234

М. 774 842 837 825 791 409

Всего 1270 1326 1298 1292 1143 643

соискание PhD.2 По словам Президента НАНТ академика Ф. Рахими, ныне (апрель 2023 года) в академии работают 2 тыс. 100 человек, из них 716 - женщины. 130 девушек и женщин являются обладателями ученых степеней и категорий [Хомид, 2023]. Таким образом, женщины в НАНТ составляют 40 %. 150 женщин заняты в сфере точных и естественных наук, 100 - в сфере гуманитарных наук. В целом, почти 300 женщин в академии заняты исследовательской работой3.

Начиная с 2020 года в стране реализуется программа «Двадцатилетие изучения и развития естественных, точных и математических наук в сфере науки и образования». Следовательно, ставится цель увеличить долю женщин в этих отраслях. СМИ заполняют свои страницы статистикой по этой теме. Так, уже в феврале 2021 года национальное информационное агентство Таджикистана «Ховар» сообщает: «В период с 2017 года по 31 января 2021 года свои кандидатские диссертации защитили 208 девушек, в том числе 107 из них в возрасте до 35 лет, по медицинскому направлению - 40, техническому -26 и по общественным специальностям - 142. Больше всего девушек в науке занимаются в юридическом, экономическом и филологическом

2 Председатель Комитета по науке, образованию, культуре и молодежной политике Парламента рассказала, насколько наука доступна для женщин в Таджикистане. НИАТ «Ховар». 11 февраля 2021 года.

3 Оламбегими Некдцам. Бонувон. Аз сиёсат то ихтироъкорй-"Чумх,у-рият". 2 марта 2023 г.

направлениях»4. Проводятся специальные мероприятия в рамках этой акции. На постоянной основе проходит конкурс «Наука-просвещение»5, цель которого - привлечение молодежи к изучению естественных, точных и математических наук, новых технологий и поиск новых талантов в этих сферах. Только за последние два года в конкурсе, как отмечает вице-президент НАНТ Гулчехра Кохирова, участвовали 40 % девушек6. Такой сегмент науки, как изобретательство, тоже начинается пополняться за счет девушек, причем на мировом уровне. За последние пять лет число женщин-изобретателей достигло 210 человек. В 2022 году 5 человек из них стали лауреатами и обладателями золотых медалей, двое получили серебряные медали.7

Участие женщин в науке считается мировой проблемой. Выявлены и главные препятствия на таком уровне: стереотипы и предубеждения в обществе. И в этой связи ежегодно 11 февраля в мире посвящается науке. В самом Таджикистане 14 апреля - День таджикской науки. Публикации об участии женщин в науке часто появляются в СМИ, особенно в преддверии 8 марта и в эти знаменательные дни.

4 Председатель Комитета по науке, образованию, культуре и молодёжной политике Парламента рассказала, насколько наука доступна для женщин в Таджикистане.НИАТ «Ховар». 11 февраля 2021 года.

5 Перевод автора с таджикского языка:Фуру™ маърифат.

6 Оламбегими Некадам, Бонувон. Аз сиёсат то ихтироъкорй-"Чумх,у-рият"-2 марта 2023 года.

7 Там же.

образцы для подражания

Модель репрезентации образцов для подражания в публичном пространстве очень популярна в современном таджикистанском обществе. Приводятся примеры из жизни женщин, внесших огромный вклад в науку. Невозможно не отметить роль информационных агентств Таджикистана, особенно НИАТ «Ховар», сайт которого послужил основной площадкой для данного исследования. Издания используют две формы презентации женщин-ученых в своем контенте: обращение к советскому прошлому и создание портретов женщин-ученых в новом Таджикистане. Так, Соро-чон Юсупова - первая женщина-ученый в области геологии. Она посвятила свою жизнь изучению и нахождению полезных ископаемых в Таджикистане. Ее именем названы геологические учебные заведения.

Софья Хакимова, советский ученый-медик, в возрасте 33 лет получила степень доктора медицинских наук (первая из таджичек), член-корреспондент Академии медицинских наук СССР, член-корреспондент РАМН. Заслуженный деятель науки Таджикской ССР; Мухиба Якубова - известный в мире ученый-биолог Таджикистана, единственная женщина-академик, которая и ныне занимается изучением физиолого-биохимических и генетических механизмов, обеспечивающие и регулирующие жизнедеятельность растений.

Изучение биографий женщин-ученых показало, что данная сфера знания приобретает популярность и в новом Таджикистане. Женщины-таджички достигают высот в одном ряду со своими европейскими коллегами1.

Это директор Института астрофизики Национальной академии наук Таджикистана (НАНТ), доктор физико-математических наук Гульчехра Ко-хирова. Ее биография, отличается от обычных биографий женщин-ученых. За ее значительный вклад в исследования малых тел солнечной системы решением Международного астрономического союза в 2014 года в ее честь малая планета № 24533 названа «КокЫ^а»2. Из четырех вице-президентов НАНТ одно место занимает эта женщина-ученый с мировым именем. Она также является председателем Отделения физико-математических, химических, геологических и технических наук НАНТ. Направление исследований Кохировой Г И. тоже не

1 Таджикские девушки, выбравшие редкие направления в науке, рассказали, почему это важно и престижно. НИАТ «Ховар». 11 февраля 2021 г. URL: https://khovar.tj/rns/2021/02/tadzhikskie-devushki-vybravshie-redkie-napravleniya-v-nauke-rasskazali-pochemu-eto-vazhno-i-prestizhno/

2 Вице-президенты НАНТ. Кохирова Гулчехра Исроиловна. URL:

https://anrt.tj/ru/prezidium-an-rt/rukovodstvo-an-rt/vitse-prezidenty-an-rt

обычное для женщин - малые тела солнечной системы, их физические и динамические свойства, их происхождение и взаимосвязи.

Таджикистан - страна гор, ледников и, следовательно, источник питьевой воды. В современных условиях особую актуальность приобретает их освоение. Чтобы изучать их, надо отказаться от кабинетного стиля работы и добраться до них, пощупать их пульс. Гляциологу Дилором Джалоловой (30 лет) удалось пять раз совершить восхождение к ледникам, в том числе в Киргизской Республике, и ознакомить со своими научными достижениями своих коллег на Международной конференции высокого уровня «Вода для устойчивого развития, 2018-2028 годы» в 2017 году. Ее основная тема - влияние изменения климата на деградацию ледников Зеравшанской долины. Девушек в Центре изучения ледников всего несколько, однако история Дилором - демонстрация того случая, когда количество, переходя в качество, привлекает в эту необычную сферу девушек от 18 до 30 лет. Докторант ФТИ имени С. Умарова Национальной академии наук Таджикистана (НАНТ) Шохина Ха-лифаева благодаря президентской квоте успешно построила свою научную биографию.

Как показывают истории молодых женщин-ученых, в новой тридцатилетней Республике Таджикистан появляются образцы для подражания. Считается, что этот стимул дает возможность преодолеть сохраняющуюся веками конфронтацию между женственностью и наукой. По нашим наблюдениям, при назначении женщин в руководящие органы страны учитывается ученый статус кандидата на ту или иную должность.

В депутаты Парламента страны избраны 32 ученых из различных сфер. Из них 28 % составляют женщины: член-корреспондент АН, пять докторов наук и три кандидата наук. Первая женщина таджичка - доктор технических наук. Автор более 300 научных работ, в том числе 7 монографий, 12 изобретений, лауреат премии АН РТ имени С. Умарова, серебряный призер Международного симпозиума женщин-изобретательниц в городе Сеуле (Южная Корея) Мансури Дилрабо Сайдул-ло, Заместитель Председателя Маджлиси намоян-дагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, депутат от единого общереспубликанского округа (член Народной Демократической Партии Таджикистана) VI созыва [Хушкадамова, Березина, 2022]. Председатель Совета женщин Академии наук Му-хиба Махмаджанова3 считает, что хотя гендерный баланс пока не достигнут в стране, приток женщин

3 Мухиба Махмаджанова: «Научной работой сегодня заниматься престижно». В республике отмечают День таджикской науки. НИАТ Ховар-14 апреля 2019 года.

и девушек в фундаментальную науку значительно увеличился. Сегодня почти во всех институтах в магистратуре девушки обучаются в точных дисциплинах. В 2014 году из общего числа магистрантов 20 % составляли девушки. По данным 2018 года, этот показатель составил почти 50 %. При этом в некоторых институтах эта цифра достигла 6070 % в пользу девушек. Хотя создана соответствующая нормативно-правовая база для гендерного равноправия, в частности в научной сфере, следующие факторы выступают препятствиями для увеличения числа женщин и улучшения их положения в науке: социально-экономическая составляющая жизни страны, общий уровень научно-технического развития социума, культурно-религиозные традиции. Очень многое зависит от преодоления стереотипов, имеющих гендерную окраску. По данным Института статистики ЮНЕСКО, в странах Центральной Азии численность женщин в науке имеет тенденцию к росту.

заключение

Наука с первого взгляда выглядит легкой профессией с женским лицом. Однако за этими маркерами в таджикистанском обществе стоит выполнение домашних обязанностей, забота о членах большой семьи и бессонные ночи за компьютерами. И возможно именно характер таджичек - обладание терпением, желание заботиться о других и вести любое начатое дело до конца вкупе с политикой государства, направленной на достижение гендерного равенства, в том числе в науке, приводит их к высоким результатам. Тем не менее требуется уделить внимание каждой женщине-у-ченой, которая выбирает этот тернистый путь, каждой девушке, которая заканчивает аспирантуру. Несмотря на то что доля женщин со средним или высшим образованием в Таджикистане немного больше доли мужчин, в сфере высшего образования все еще сохраняется гендерное неравенство.

список источников

1. Женщины и мужчины Республики Таджикистан. Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2020.

2. Хушкадамова Х. О. Гендерное пространство образования в Таджикистане // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020. Вып. 3 (840). С. 224-236.

3. ЮНИСЕФ Таджикистан. Раннее образование детей в Таджикистане: бюллетень. Душанбе, 2019. URL: https:// www.unicef.org/tajikistan/ru

4. Программа среднесрочного развития Республики Таджикистан в 2016-2020 годы: утверждена Постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 28 декабря 2016 года № 678. Душанбе, 2016.

5. Куддусов Дж. Препятствия в сфере образования взрослых/неформального образования для женщин и девочек в Таджикистане. Душанбе, 2016.

6. Всемирный банк. Таджикистан: страновая гендерная оценка. 2021.

7. Альтернативный отчет коалиции общественных объединений Республики Таджикистан «От равенства юридического - к равенству фактическому» по реализации Пекинской платформы действий +25. Душанбе, 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Послание Президента Республики Таджикистан, «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики» // Официальный сайт Президента Республики Таджикистан / Пресс-служба Президента РТ. URL: www.prezident.tj/ru/node/25006

9. Хомид Х. Неруи тавоно ва пешбари чомеа. Омузгор. 13 апреля, 2023 URL: http://omuzgor-gazeta.tj/?p=3700 10. Хушкадамова Х. О., Березина А. В. Политическое представительство женщин в Таджикистане и Иране //

Социологические исследования. 2022. № 9. С. 84-93.

references

1. Zhenshhiny i muzhchiny Respubliki Tadzhikistan = Women and men of the Republic of Tajikistan (2020). Dushanbe, Agentstvo po statistike pri Prezidente Respubliki Tadzhikistan. (In Russ.)

2. Hushkadamova, H. O. (2020) Gender Education Space in Tajikistan. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social sciences. 3 (840), 224-236. (In Russ.)

3. UNICEF Tajikistan (2019). Rannee obrazovanie detej v Tadzhikistane: byulleten' = Early Childhood Education in Tajikistan: Bulletin. https://www.unicef.org/tajikistan/ru (In Russ.)

4. Programma srednesrochnogo razvitiya Respubliki Tadzhikistan v 2016-2020 gody: utverzhdena Postanovleniem Madzhlisi namoyandagon Madzhlisi Oli Respubliki Tadzhikistan ot 28 dekabrya 2016 goda № 678 = Medium-term development program of the Republic of Tajikistan in 2016-2020: approved by the Resolution of the Majlisi Namoyandagon Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan dated December 28, 2016 No. 678. Dushanbe. (In Russ.)

5. Kuddusov, Dzh. (2016) Prepyatstviya v sfere obrazovaniya vzroslyh/neformal'nogo obrazovaniya dlya zhenshchin i devochek v Tadzhikistane = Obstacles in adult/non-formal education for women and girls in Tajikistan. Dushanbe. (In Russ.)

6. The World Bank (2021). Tadzhikistan, Stranovaya gendernaya ocenka = Tajikistan: Country Gender Assessment (In Russ.)

7. Al'ternativnyj otchet koalicii obshchestvennyh ob"edinenij Respubliki Tadzhikistan «Ot ravenstva yuridicheskogo-k ravenstvu fakticheskomu» po realizacii Pekinskoj platformy dejstvij +25 = Alternative report of the coalition of public associations of the Republic of Tajikistan "From legal equality to de facto equality" on the implementation of the Beijing Platform for Action +25 Dushanbe, 2019. (In Russ.)

8. Official website of the President of the Republic of Tajikistan / Press service of the President of the Republic of Tajikistan (2021). Poslanie Prezidenta Respubliki Tadzhikistan, «Ob osnovnyh napravleniyah vnutrennej i vneshnej politiki respubliki» = Message of the President of the Republic of Tajikistan, "On the main directions of the domestic and foreign policy of the republic" www.prezident.tj/ru/node/25006 (In Russ.)

9. Khomid, Kh. (April 13, 2023) Nerui tavono va peshbari nomea. Omyzgor. http://omuzgor-gazeta.tj/?p=3700 (In Russ.)

10. Hushkadamova, H. O., Berezina, A. V. (2022) Political Representation of Women in Tajikistan and Iran. Sotsiologicheskie issledovaniya, 9, 84-93. (In Russ.)

информация об авторе

Хушкадамова Халимахон Отамбековна

доктор социологических наук, доцент

профессор кафедры индоиранских и африканских языков

Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД РФ

information about the author

Hushkadamova Halimahon Otambekovna

Doctor of Sociology (Dr. habiL), Associate Professor Professor of Indian, Iranian and African Languages Department

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации

20.04.2023 16.05.2023 22.05.2023

The article was submitted approved after reviewing accepted for publication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.