Научная статья на тему '«ЖЕНЩИНЫ-НЕВИДИМКИ»: ТЕНДЕНЦИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

«ЖЕНЩИНЫ-НЕВИДИМКИ»: ТЕНДЕНЦИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
110
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕМИНИЗМ / ФЕМИНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО / ЖЕНЩИНА-ПОЛИТИК / «ЖЕНЩИНА-НЕВИДИМКА» / РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПОЛИТИКЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Котляр Надежда Васильевна, Григорьева Ольга Григорьевна

В данной работе исследуется тенденция «невидимости» женщин в политической сфере как явление и ситуация, при которой в международно-политической теории и практике подразумевается участие исключительно мужчин. Одной из основных тенденций авторы видят влияние гендерного стереотипа, не позволяющего определить место и роль феминизма в теории международных отношений и общественном сознании; провоцируя «невидимость» женщин в сфере политики, этот же стереотип препятствует общему пониманию необходимости участия женщин в политических профессиях и, замыкая последовательность тенденций, создает «двойные стандарты», создающие «невидимок». Феминизм рассматривается как теория, сформировавшая идеи международно-политического характера, как тенденция гендерного неравенства, отражающаяся в незначительном присутствии женщин на должностях глав государств или правительства, как принцип соблюдения на практике равных прав участия женщин в политической жизни. К исследованию привлечены данные опроса общественного мнения среди студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), в котором, респондентами предложены наиболее распространенные представления о недооценке женщин; выявлены такие тенденция, как негативные оценки женщинами политической профессии, психологически сложной, ответственной, порицаемой обществом в случае участия в ней женщин-политиков и дипломатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVISIBLE WOMEN": TRENDS IN THE THEORY AND PRACTICE OF INTERNATIONAL RELATIONS

This paper analyzes the trend of women's "invisibility" in the political sphere as a phenomenon and a situation in which the participation of exclusively men is implied in international political theory and practice. The authors identify one of the main trends as the influence of the gender stereotype, which does not allow to define the place and role of feminism in the theory of international relations and public consciousness; provoking the "invisibility" of women in politics, the same stereotype prevents the general understanding of the need for women's participation in political occupations and, closing the sequence of trends, creates "double standards" that result in "invisibility". Feminism is considered as a theory that has formed ideas of international and political nature, as a trend of gender inequality reflected in the insignificant presence of women in positions of heads of state or government, as a principle of observing in practice equal rights of women's participation in political life. The study involved the data of a public opinion poll among students of the Vladivostok State University of Economics and Service (VSUES), in which, the respondents offered the most common perceptions of the undervaluation of women; revealed such a trend as negative assessments by women of the political profession, psychologically difficult, responsible, censured by society if women politicians and diplomats are involved in it.

Текст научной работы на тему ««ЖЕНЩИНЫ-НЕВИДИМКИ»: ТЕНДЕНЦИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

V7TK" 497 l/^i IT\ I1©2022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у /-М4 ' |(сс) ЧД5) [This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOJ. J ( j 57145/27128482 2022 11 01 01 lfcae3MI^ehttps://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)

«ЖЕНЩИНЫ-НЕВИДИМКИ»: ТЕНДЕНЦИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

© Автор(ы) 2022

КОТЛЯР Надежда Васильевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры Международных отношений и права Института права

SPIN: 7627-6900 AuthorID: 167751 ORCID: 0000-0002-2219-1245

ГРИГОРЬЕВА Ольга Григорьевна, бакалавр 4 курса кафедры Международных отношений и права Института права Владивостокский государственный университета экономики и сервиса 690014, Россия, Владивосток, olyagrigor92@gmail.com ORCID: 0000-0003-4313-1644

Аннотация. В данной работе исследуется тенденция «невидимости» женщин в политической сфере как явление и ситуация, при которой в международно-политической теории и практике подразумевается участие исключительно мужчин. Одной из основных тенденций авторы видят влияние гендерного стереотипа, не позволяющего определить место и роль феминизма в теории международных отношений и общественном сознании; провоцируя «невидимость» женщин в сфере политики, этот же стереотип препятствует общему пониманию необходимости участия женщин в политических профессиях и, замыкая последовательность тенденций, создает «двойные стандарты», создающие «невидимок». Феминизм рассматривается как теория, сформировавшая идеи международно-политического характера, как тенденция гендерного неравенства, отражающаяся в незначительном присутствии женщин на должностях глав государств или правительства, как принцип соблюдения на практике равных прав участия женщин в политической жизни. К исследованию привлечены данные опроса общественного мнения среди студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), в котором респондентами предложены наиболее распространенные представления о недооценке женщин; выявлены такие тенденции, как негативные оценки женщинами политической профессии: психологически сложная, ответственная, порицаемая обществом в случае участия в ней женщин-политиков и женщин-дипломатов.

Ключевые слова: феминизм, феминистская теория международных отношений, гендерное неравенство, женщина-политик, «женщина-невидимка», роль женщины в политике.

"INVISIBLE WOMEN": TRENDS IN THE THEORY AND PRACTICE OF INTERNATIONAL RELATIONS

©Author(s) 2022

KOTLYAR Nadezhda Vasilievna, candidate of historical sciences, associate professor of «International relations and law», Institute of Law GRIGORIEVA Olga Grigorievna, Bachelor of the 4th year «International relations and law»,

Institute of Law Vladivostok State University of Economics and Service 690014, Rassia, Vladivostok, Gogolya str., 41, e-mail: galactotes@gmail.com Abstract. This paper analyzes the trend of women's "invisibility" in the political sphere as a phenomenon and a situation in which the participation of exclusively men is implied in international political theory and practice. The authors identify one of the main trends as the influence of the gender stereotype, which does not allow to define the place and role of feminism in the theory of international relations and public consciousness; provoking the "invisibility" of women in politics, the same stereotype prevents the general understanding of the need for women's participation in political occupations and, closing the sequence of trends, creates "double standards" that result in "invisibility". Feminism is considered as a theory that has formed ideas of international and political nature, as a trend of gender inequality reflected in the insignificant presence of women in positions of heads of state or government, as a principle of observing in practice equal rights of women's participation in political life. The study involved the data of a public opinion poll among students of the Vladivostok State University of Economics and Service (VSUES), in which, the respondents offered the most common perceptions of the undervaluation of women; revealed such a trend as negative assessments by women of the political profession, psychologically difficult, responsible, censured by society if women politicians and diplomats are involved in it.

Keywords: feminism, feminist theory of international relations, gender inequality, female politician, «invisible woman», the role of women in politics.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими результатами.

«Невидимость» женщин - это явление и ситуация, при которой в международных исследованиях авторы, описывая людей вообще, реально подразумевают только мужчин. Так, термин «женщины-невидимки» использован М.М. Лебедевой в предисловии к русскому изданию монографии Энн Дж. Тикнер. «Женщины оказались «вычеркнутыми» из международно-политического процесса, а как следствие, и вне научного анализа, - некими аполитичными "невидимками", не только не участвующими в международных делах, но и даже не интересующимися ими», - отмечает М.М. Лебедева [1]. «Невидимые» за мужчинами женщины определяли себя и свою особость относительно мужчин; «она - несущностное в сравнении с сущностным; он - Субъект, он - Абсолют; она - Другой» [2]. «Невидимые» женщи-ГРНТИ: 110000; ВАК: 5.5.2.; 5.5.4.

ны [3], женщины, находящиеся за «завесой», женщины, которые «не правят миром» [4], - проблема, поднятая феминистками. Со времен зарождения феминизма в нем видят идейно-политическое движение разной степени однородности, борющееся против сексизма в отношении женщин, и обеспечивающую его теорию отстаивания социально-политических прав женщин. В контексте феминизма, в вопросах политики, как правило, речь идет о «женских» методах, отсылающих в самое начало противостояния патриархату и концепции «женственности»; современный феминизм, противостоящий любой дискриминации, очевидно, сам стал жертвой патриархальных стереотипов.

В данной работе прослеживается эволюция феминизма со времени формирования концепции тендера до включения феминистской теории в международно-политическую науку; проводится анализ участия женщин в политической сфере: суммируются данные о долевом

KOTLYAR Nadezhda Vasilievna and others "INVISIBLE WOMEN": TRENDS IN THE THEORY .

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2022. T. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8482

присутствии женщин-глав государств или правительств, а также женщин-дипломатов по странам и регионам мира; выделяются проблемные тенденции гендерного неравенства в политической сфере и низкая узнаваемость женщин-политиков на основе данных студенческого опроса. Исследование отмечает общий критический подход к феминизму как к «женской» борьбе с патриархальностью, что не учитывает этапы развития феминизма и не соответствует современному прочтению феминизма как одной из теорий международных отношений; показывает незначительное вовлечение женщин в процессы мировой политики и медленный рост такового; выявляет негативные тенденции в формировании образа женщины в политике и давление негативных ген-дерных предубеждений.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; определение неразрешенных ранее частей общей проблемы.

Появление феминизма связывается «с экономическими изменениями и разрушением старой морали» в западном обществе XIX в., где, под влиянием идей феминизма, складывается концепция «пол/гендер», которая «завязывает категорию пола на двух сферах - социальной и производственной» [5]. Среднестатистическая американка 1950-х гг. - мать своих детей и жена своего мужа

- говорит, что у нее «такое ощущение», будто ее нет [6], и пополняет ряды феминисток. Представительницы радикального направления феминизма склонны считать, что исторически сложившаяся на патриархальных основах организация общества есть основа всех проблем женщин, а борьба с патриархатом - первоочередная задача. Именно патриархальные отношения проникли в сферу политики, где мужественность, являясь синонимом храбрости и силы, закрепила мужское доминирование. Концепция «женственности», которая была создана мужчинами, оправдала положение женщин в обществе, чуть ли не с рождения получавших «род занятий: домохозяйка» [6]. Авторы часто считают, что именно радикальное направление феминизма, возникшее на втором этапе его формирования, в 1960-1980-х гг., выработало теоретическую основу феминизма [7]. Теперь «пол» обозначает биологическое различие, «гендер» - социокультурное различие женщин и мужчин (термины введены в английский язык Энн Оукли в 1972 г.). Сам феминизм укрепился в качестве идейно-политического феномена, усматривающего патриархат буквально во всем. Не стала исключением и мировая арена, которую радикальный феминизм того времени считает «игровой площадкой» или «песочницей» для мужчин [8].

Современное широкое понимание феминизма в контексте мировой политики, где есть место негосударственным акторам, в том числе и крупным международным движениям, дает представление о влиянии, которое можно оказать на систему международных отношений не только при помощи государственной власти внутри страны [4]. В международной проблематике женщинам остается так же широко понимаемая сфера безопасности, в которой решение женщины - мирного начала, может успешно преобладать над мужским, агрессивным по природе. Дифференциальный феминизм 1960-х гг. отводит особое место изучению подходов к решению конфликтных ситуаций как внутригосударственных, так и международных. Женщины, как менее склонные к проявлению насилия и жестокости, чаще прибегают к мирному урегулированию, используя такие методы как переговоры, консультации, посредничество. Дифференциальный подход настаивает на использование в международных отношениях методов и «женских» и «мужских» (запугивание, военное давление). Привнести «женские» методы необходимо путем привлечения большего количества женщин в мировую политику. Либеральный феминизм

- противоположность дифференциальному, формирует свои положения на фоне третьей волны феминизма

с 1990 по 2013 гг., выступает за полное уничтожение каких-либо различий между мужчинами и женщинами. Феминистки либерального направления считают, что достижение равноправия возможно только при полном устранении коллективного стереотипного мышления, что вообще рассматривалось как основные положения теории феминизма. Правильная политика государства - внутренняя политика, должна быть гендерной, что, в конечном счете, будет распространяться и на внешнюю политику, способствуя глобальным изменениям.

В современных международных отношениях новая категория «гендер» укоренялась в условиях целого ряда структурных изменений. Э. Тикнер отмечает, что феминистская теория «не случайно пришла в науку о международных отношениях в конце 1980-х гг., т.е. примерно в то же самое время, что и указанные фундаментальные сомнения в основаниях этой дисциплины» [4]. Конец XX века дал множество новых направлений исследования мировой политики, в том числе феминистское прочтение безопасности: при наличии собственной внутригосударственной стабильности не будет необходимости вести военные действия, что будет способствовать созданию долговременной мирной обстановки [9]. Прагматичный подход феминизма, основанный на опыте женщин в продвижении мира и инклюзивности, внес особый вклад в дисциплину международных отношений [10].

Постпозитивизм провозгласил: «чистого» опыта не существует, истина - не норма, а о роли научного знания и его социальной природе нужно поразмыслить. Феминизм постмодерна, оторвавшийся от либерализма и эмансипации женщин, противостоящий всем видам дискриминации, угнетения или оскорбления, должен быть невероятно востребован в условиях многообразия участников и их взаимодействий на международной арене. Феминизм также актуален как критический подход, принципиально «фальсифицирующий» традиционную основу международных отношений, при этом не преувеличивая и не восхваляя женщин. Критике подверглась самые разные проблемы международных отношений. Начав с критики гегемонистской маскулинности и ее связи с идеологией и практикой реализма [11], феминизм поднимает проблемы постколониализма, отстаивая права самоопределения [12; 13]. Феминизм переживает ренессанс как глобальное социальное движение, феминистская внешняя политика набирает обороты [14; 15], беря на себя обязательство по искоренению расизма, дискриминации и превосходства белых [см.: 16; после с запуска феминистской внешней политики Швеции в 2014 г. последовала Канадская феминистская политика внешней помощи в 2017 г., затем заявления Франции и Люксембурга в 2019 г. и в январе 2020 запущена мексиканская феминистская внешняя политика].

Отечественные авторы утверждают, что феминистские теории международных отношений сложно соотнести с каким-либо одним направлением или парадигмой, хотя их и объединяет акцентирование «женского аспекта» в самых разных проблемах [17]. Суть феминистских исследований, а скорее их «пафос», «во многом состоял в обличении неправильных представлений доминирующей группы о мире [мужчины]» [18]. Теория международных отношений - консервативная и недоверчивая ко всему «женскому», что, по молчаливому согласию, олицетворяет феминизм, видит только идею политического равенства, в которой феминистки, со своей стороны, демонстрируют порой совершенно противоположные взгляды. Целый ряд категорий и понятий нашли свое место в теоретическом аппарате феминистской теории с появлением термина «феминистская внешняя политика» [19], поднявшем вопросы статуса женщин-жертв и противников войн и конфликтов [20], проблемы насилия в военных конфликтах [21], проблемы виктимизации женщин [22].

В современной науке проанализированы методологические подходы к теории феминизма, занявшей место

среди критических теорий международных отношений [23] и «устойчивой тенденции международного политического процесса, которую уже нельзя игнорировать» [24, с. 65]. Отмечена нормативность социальных ролей и доктринальные причины ограничения прав женщин [25], становление международный гендерной политики [26], включенность в борьбу за права женщин самых разных сил. В 2015 г. целью №5 названо преодоление тендерного неравенства в Глобальной повестке для устойчивого развития до 2030 г., разработанной Генеральной ассамблеей ООН [27]. Однако конкретные шаги для преодоления проблемы вырабатываются слишком медленно. Постепенно за рамки внимания и предметной области вышла сама цель феминизма - «достичь внегендерной индивидуальности» [28], образуя неразрешенную теоретическую проблему определения места и роли феминизма в международно-политической науке.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи.

\Целью является исследование современных тенденций «невидимости» женщин в политической сфере, а также влияния гендерного стереотипа на оценку феминизма в теории и практике международного политического участия, как одной из таких тенденций.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии.

Методологической основой являются принципы научной объективности, системности, а также описания и анализа конкретных ситуаций, их объяснение, сопоставление и обобщение. Системный подход рассматривает явление «невидимости» женщин в политической сфере как единого целого, отражаемого на трех уровнях: теории международных отношений, практики политического участия, данных общественного мнения (молодежи). Принцип историзма, понимаемый как требование рассматривать изучаемое явление в становлении, развитии, взаимосвязи с другими явлениями, позволяет воссоздать целостное представление об основных этапах развития феминизма. Авторы отмечают, что философия феминизма сама выступает методологией исследования [29], основываясь на стремлении преодолеть предубеждения, признавать позиции исследователя, продемонстрировать человеческое разнообразие, что также оказало опосредованное влияние. Применялись частнонаучные методы: методы эмпирического и теоретического анализа (логический вывод на основе сравнения опубликованных статистических данных, отраженных в таблицах и диаграммах), статистического опроса (устный и анкетный опросы с помощью включенного наблюдения), метод систематизации (разделение данных по избранным критериям и признакам).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Во многих государствах все еще небольшое число женщин представлено на всех уровнях принятия и выработки решений. Когда женщине удается «пробиться» в сферу государственного управления или внешне- и внутриполитического регулирования, то они чаще всего занимают должность премьер-министра, а президентами становятся лишь единицы. Эксперты связывают это с тем, что в большинстве стран президент все же выбирается народным голосованием, а премьер-министры - членами различных политических партий. Это также может говорить о тенденции недоверия женщинам, занимающим управленческие должности. Связано это с множеством факторов, в том числе с отсутствием в истории определённого государства сильного женского лидера, существование стереотипов, связанных с принижением женской значимости во всех сферах деятельности, и наличие так называемого «стеклянного потолка» (некоего невидимого барьера). Так, к примеру, в период с 1964 по 2017 гг. в 77 государствах мире ни одна женщина не заняла высший государственный пост [30],

а к 2022 г., по данным «Отчета о глобальном гендерном разрыве за 2022 г.», «в большинстве стран прогресс в устранении гендерного разрыва застопорился» [31]. Сегодня самый большой гендерный разрыв для всех регионов мира наблюдается в субиндексе «политические возможности», в котором на сегодня незначительное улучшение отмечено в европейском регионе, где «в 10 странах увеличилась доля лет, проведенных женщинами на руководящих должностях в качестве глав государств за последние 50 лет, хотя в девяти из 35 стран региона женщина никогда не возглавляла государство за последние 50 лет» [31]. По прогнозу ряда экспертов, при таком медленном темпе (увеличение на 0,5 % пункта ежегодно) роста внедрения женщин в процессы мировой политики гендерного равенства в рассматриваемой сфере можно ожидать через 100 лет.

Таблица 1 - Вовлеченность женщин в работу национальных парламентов по регионам (средние значения доли женщин в нижней или единственной палате) [33]

Региональные группы для расчета среднего регионального числа женщин в национальных парламентах Однопалатный парламент или нижняя палата Верхняя палата или сенат Две палаты совмещенно

Страны Северной Европы (Скандинавские страны) 44 % - -

Америка (Южная и Северная) 30,6 % 31,5 % 30,8 %

Европа (включая страны Северной Европы) 29,6 % 28,5 % 29,4 %

Европа (без Северных стран) 28,1 % 28,5 % 28,2 %

Африка к югу от Сахары 24,1 % 23,9 % 24 %

Азия 20,1 % 16,7 % 19,7 %

Ближний Восток и Северная Африка 17,7 % 10,7 % 16,8 %

Тихоокеанский регион 16,6 % 43,8 % 19,4 %

Гендерное неравенство существует и в Европейском парламенте - основном законодательном органе Европейского Союза, в котором общество свободно от различных предрассудков, унижений по каким-либо признакам в разных сферах. По состоянию на май 2021 г. Европейский парламент состоит на 63 % из мужчин и на 33 % из женщин (мужчин примерно на 200 больше, чем женщин) [34]. Увеличение количества женщин в Европейском парламенте идет крайне медленно, в среднем поднимаясь на 0,5 % в год. В национальных парламентах ряда стран ЕС также не наблюдается положительной гендерной динамики - в среднем, количество мужчин в национальных парламентах составляет 80 % и более. Многие эксперты не считают это серьезной гендерной проблемой, так как причина подобной тенденции кроется в сложных бюрократических процессах отдельных государств, которые затрудняют работу и развитие всей системы. Исследователи феминизма утверждают, что проблемы, которые касаются женщин и нарушения их прав, в обществе часто смешивают со всеми остальными проблемами, тем самым обесценивая ее [3].

«Дипломатия традиционно отставала от многих других секторов, когда речь шла о гендерном балансе, особенно на руководящих должностях» [32]. По состоянию на март 2022 г. «из 4 293 послов, назначенных в настоящее время в нашей выборке (некоторые должности были вакантны на момент сбора данных), только 927 женщин (источник содержит информацию о дипломатических миссиях лишь 40 стран мира) [32]. Также и географиче-

KOTLYAR Nadezhda Vasilievna and others "INVISIBLE WOMEN": TRENDS IN THE THEORY .

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2022. T. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8482

ское распределение женщин-послов не так велико, а у некоторых государств оно ограничивается одной международной организацией (к примеру, ООН) [35]. Необходимо учитывать тот факт, что количество отправленных за границу женщин-послов в какое-либо государство или международную организацию обычно рассматривают общим числом с отправленными мужчинами-послами, что затрудняет подсчет. Отметим, однако, что есть примеры опыта из истории государств, где женщины занимали высокие государственные должности, при том, что положение женщины в принципе там отстаёт от положения мужчины по многим параметрам [36].

Если в России более взрослое поколение относится к тендерному вопросу с большей критикой, или напротив, старается не придавать ей должной огласки, то среди молодежи и студентов чаще всего прослеживается игнорирование проблемы, до полного безразличия. Среди студентов 4 (выпускного) курса Владивостокского университета экономики и сервиса, обучающихся по направлению «Международные отношения», был проведен опрос, определяющий степень их вовлеченности в изучение проблем гендерного неравенства в политической сфере (с 1 по 30 ноября 2021 г.). Опрос прошли 34 студента, из них 65 % девушек и 35 % парней. Около 53 % опрошенных знают об основных проблемах ген-дерного неравенства в рассматриваемой сфере, в то время как 30 % слышали о подобном не больше двух раз, и оставшиеся 17 % слышат о подобном феномене впервые. Респонденты отметили:

1) женщин недооценивают в политической сфере, их влияние приуменьшено, доверия к ним, как к политику, практически нет. Более того, к ним чаще всего относятся несерьезно, не видя в них человека, разбирающегося в политики в целом. К женщинам-политикам часто относятся с долей скептицизма в подобных серьезных сферах (образ женщины-лидера [37]);

2) женщин, работающих в политической сфере, очень мало. Зачастую их намеренно не допускают до высоких должностей. Помимо этого, женщинам сложнее продвигаться по карьерной лестнице в данной сфере (о стереотипах «потолка в российском обществе отметим: [38]);

3) существуют «двойные стандарты» в отборе кандидатов по гендерному признаку, женщину по многим признакам считают «слабым» полом, в то время как мужчину - «сильным» (о характеристике полов отметим: [27]);

4) женщин воспринимают только в качестве «хранительниц очага». Существуют консервативные люди, поддерживающие строгое разделение обязанностей по половой принадлежности.

Узнаваемость женщин-политиков среди российской молодежи низкая. Чаще всего при виде фотографии, на которой женщина принимает участие в политическом мероприятии, у людей возникает мысль о том, что это жена одного из государственных представителей. Респондентам было предоставлено самим назвать популярных женщин-политиков (рисунок 1).

20

18

14

12

10

1

D 1

2 lllllllll.

/ ✓ f V* //// ///// / */ у Уу у / *

Рисунок 1 - Узнаваемость женщин-политиков среди опрошенных студентов (варианты ответов предоставлены респондентами)

Данные результаты говорят о том, что студенты сталкиваются только с теми именами женщин-политиков, которые чаще всего можно услышать в открытых источниках.

Из опрошенных девушек только 30 % хотели бы попробовать работать в политической сфере, 48 % выразили свое нежелание, 22 % затруднились предоставить какой-либо конкретный ответ. Некоторые женщины боятся также общественного порицания, так как многие не воспринимают их всерьез в подобной сфере. Более того, любая профессия в рассматриваемом направлении является сложной психологически (постоянная смена окружающей обстановки, большая ответственность, постоянный контакт с людьми из различных культур и так далее). Прибавляя к этому общественное недовольство, сложно представить, что испытывает женщина-политик в своей профессии. Это также «отпугивает» многих девушек-кандидаток. Тем самым, сами девушки не пытаются поспособствовать преодолению гендерного неравенства в политической сфере, образуя при этом «замкнутый круг».

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

В настоящей работе, в отличие от существующих исследований, предлагается системная оценка феминистских взглядов в теории и практике. Сделан вывод о существовании негативных гендерных предубеждений или стереотипов в контексте общего критического подхода к феминизму. При недостаточно сформированной мировоззренческой позиции в отношении роли «женской» теории (в том числе, в международно-политической науке при существовании совершенно противоположных взглядов феминисток) общественное мнение демонстрирует «неузнаваемых» женщин-политиков с не неопределенной сферой приложимости «женского», по умолчанию, знания в политических и международных институтах.

Опрос, проведенный среди студентов, выявил, помимо неузнаваемости женщин-политиков, формирование более масштабной тенденции: женщины не изъявляют желания каким-либо образом участвовать в процессах мировой политики и международных отношений, заведомо зная, что их труды не заметят или недооценят.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Неоднородность теории феминизма, формирование его современного течения в период фундаментальных изменений в основаниях международных отношений как дисциплины, породило сумму теоретических заблуждений в оценке теории и, как следствие, ее невостребованность. В политической практике отмечена положительная динамика привлечения женщин к должностям глав государств или правительства при общей негативной тенденции слабого внедрения женщин в политическую сферу; оценена, как отстающая от других секторов в ген-дерном балансе, сфера дипломатии.

В ходе проведения опроса общественного мнения выявлена слабая осведомленность опрошенных (47 %) об основных проблемах гендерного неравенства в рассматриваемой сфере. Выявлены и сгруппированы по 4 пунктам представления о недооценке женщин, влияния «двойных стандартов», «стеклянного потолка» и стереотипа «хранительниц очага»; общественное недовольство, отталкивающее женщин от профессиональной реализации в данной сфере.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

В дальнейшем предусматривается более детальная теоретическая проработка феминистких постулатов, извлеченных из контекста доминирования. В современной политической реальности, где «граждане обладают двумя положениями: мужским и женским» (К. Пейтман) [40], авторы видят решение проблемы в изменении кон-

цептуального подхода к участию женщин в политике, дальнейшем изучении механизма формирования гендерного стереотипа - «двойного стандарта», оказывающего негативное влияния на самих женщин. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лебедева М.М., Алексеева Т.А. «Женщина-невидимка» в мировой политике : уроки для России (предисловие к русскому изданию) // Тикнер Дж.Э. Мировая политика с гендерных позиций : проблемы и подходы эпохи, наступившей после «холодной войны» / Д. Э. Тикнер ; пер. с англ. под ред. Д.И. Полывянного ; предисл. к рус. изд. Т.А. Алексеевой, М.М. Лебедевой. — М. : Культурная революция, 2006. — 333 с. - С. 7-22.

2. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц. / Общ. ред. И вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. — М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. — 832 с. С. 3.

3. Перес К.К. Невидимые женщины: Почему мы живем в мире, удобном только для мужчин. Неравноправие, основанное на данных: пер. с англ. — 1-е изд. — Москва: Альпина Паблишер, 2021. — 496 с.

4. Тикнер Э. Мировая политика с гендерной позиции: проблемы и подходы эпохи, наступившей после холодной войны; пер. с англ. Д. Полывянный. — Москва: Культурная революция, 2007. — 336 с.

5. Малашонок С.И. Феминизм в международных отношениях. — Текст: электронный // Geoполитика. —Москва, 2014. — URL: https:// www.geopolitica.ru/article/feminizm-v-mezhdunarodnyh-otnosheniyah (дата обращения: 14.01.2022)

6. Фридан Б. Загадка женственности: пер. с англ. — 1-е изд. — Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 1993. —10 с. Загадка женственности : Пер. с англ. / Бетти Фридан; [Вступ. ст. О. А. Ворониной]. - М. : Прогресс : Литера, 1994. - 494 с.

7. Крыкова И.В. Феминизм: происхождение понятия и его трактования в современной науке // Аналитика культурологии. 2008. №2. С. 65-70.

8. Сланевская Н.М. Вклад феминисток в развитие методов политического анализа // Исследования международных отношений и журналистики. 2007. Т.2. № 7. С. 71-72.

9. Лебедева М.М. Мировая политика: учебное пособие. — Москва: Аспект Пресс, 2007. — 167 с.

10. Tickner J.A., True J. A Century of International Relations Feminism: From World War I Women's Peace Pragmatism to the Women, Peace and Security Agenda // International Studies Quarterly. 2018. Vol. 62. Issue 2. Pp. 221—233

11. Feminist Methodologies for International Relations / Edited by Brooke Ackerly, Maria Stern, and Jacqui True. - Cambridge University Press, 2006. — 316 pp. https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?-doi=10.1.1.456.8488&rep=rep1&type=pdf

12. Choi Shine, Eschle Catherine. Rethinking global nuclear politics, rethinking feminism // International Affairs. Volume 98. Issue 4. July 2022. Pр. 1129-1147

13. Agathangelou A.M. From the Colonial to Feminist IR: Feminist IR Studies, the Wider FSS/GPE Research Agenda, and the Questions of Value, Valuation, Security, and Violence // Politics & Gender. 2017. Volume 13. Issue 4. pp. 739-746

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Jennifer Thomson. What's Feminist about Feminist Foreign Policy? Sweden's and Canada's Foreign Policy Agendas // International Studies Perspectives. 2020. Volume 21. Issue 4. Pр. 424-437

15. Zhukova E., Sundstrom M.R., Elgstrbm Ole. Feminist foreign policies (FFPs) as strategic narratives: Norm translation in Sweden, Canada, France, and Mexico // Review of International Studies. 2022. Volume 48. Issue 1, pp. 195-216

16. The Coalition for a Feminist Foreign Policy in the United States / International Center for Research on Women (ICRW) — URL: https:// www.icrw.org/publications/toward-a-feminist-foreign-policy-in-the-unit-ed-states/ (дата обращения: 25.07.2022)

17. Виноградова С.М. Государство, безопасность, суверенитет: международные отношения в зеркале феминизма // ПОЛИТЭКС. 2010. Т.6. № 4. С. 55-56

18. Алексеева Т.А., Минеев А.Г, Лошкарёв И.Д., Ананьев Б.И. «Квантовыйподход» к международным отношениям: научное издание / Отв. ред. Т.А. Алексеева. — М.: АНО «Редакция журнала «Знание-сила», 2018. - 110 с.

19. Успенская Б.И., Козлова К.Н. Феминистская внешняя политика: концептуализация и имплементация понятия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022. Т. 24. № 1. С. 25-41.

20. ЖигалеваЮ.Е. Проблемные аспекты гендерного подхода ООН к миротворчеству //Academy. 2017. 4 (19). С. 106-110

21. Нелаева Г.А. Повестка «Женщины, мир и безопасность» в политике Европейского союза //Мировая политика. 2017. №2. С. 81—91.

22. Ростовская Т.К., Безвербная Н.А. Насилие в отношении женщин: мировые тенденции // Женщина н российском обществе 2020. №2. С. 89-98

23. Сергеев В.М., Казанцев А.А., Медведева Кризис конструктивизма и методологические проблемы изучения международных отношений //Полис. Политические исследования. 2019. № 5. С. 56-70.

24. Алюшева Н.И., Успенская В.И. Феминистский подход к теории международных отношений / Социально-политические процессы в меняющемся мире : Сб. науч. тр. / М-во образования Рос. Федерации. Твер. гос. ун-т Вып. 20. - С. 64-67

25. Фатехов А.К. Динамика гендерного равенства // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2021. №8. С. 101-105

26. Ковалев Ю.Ю., Яковлева П.С Тендер и устойчивость: эволюция дискурса и феминистская критика концепции устойчивого развития //История и современное мировоззрение. 2020. Т. 2. №4. С. 32-42.

27. Sustainable Development Goals (SBG) / UN official website. — URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ (дата обращения: 27.01.2022)

28. Королева Т.А. Феминизм как идейно-политический феномен // Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. №6. С. 311-319.

29. Тугаров А.Б., Очкина А.В., Петряшкина У.О. Философия феминизма как общая методология исследования гендерных отношений // Современные исследования социальных проблем. 2015 №4 (48). С. 253266.

30. The Global Gender Gap Report (Situation as of 1st October 2019) // World Economic Forum. — Geneva, 2017. — URL: https://www3.weforum. org/docs/WEF_GGGR_2017.pdf (дата обращения: 27.01.2022)

31. The Global Gender Gap Report (Insight Report of July 22 October 2022) // World Economic Forum. — Geneva, 2022. — URL: https://www. weforum.org/reports/global-gender-gap-report-2022/ (дата обращения: 24.08.2022)

32. Women in Diplomacy Index 2022 (см. https://www.agda.ac.ae/ docs/default-source/Publications/women-in-diplomacy-en-mar-2022.pd-f?sfvrsn=4)

33. Women in National Parliaments (October 2019).— URL: http://ar-chive.ipu.org/wmn-e/world.htm (дата обращения: 29.01.2022)

34. European Women's Lobby (European Des Femmes). — URL: https://www.womenlobby.org/Women-in-Politics-507?lang=en (дата обращения: 29.01.2022)

35. UN Women calculations: 2021 // United Nations Entity for Gender Equality and the Empowerment of Women (UN Women). — URL: https:// www.unwomen.org/en/digital-library/annual-report (дата обращения: 27.01.2022)

36. Aoife M.M. Emergent Women's Global Political Leadership: Progress Despite Constraints. — CUNY City College, 2020. — 37 p.

37. Кривцова Е.В., Рябуха Т. С., Шапкина Е.В., Шиллер В. В. Создание образа регионального политика-женщины в РR: востребованные качества и характеристики // Южно-российский журнал социальных наук. — 2018. Т. 19. №2.С. 117-131

38. Попова С.Л., Тараскина Е.В. Проблемы и задачи феминизма на современном этапе развития российского социума // Молодой исследователь Дона. 2021. №4(31). С. 134-137

39. Карпова М.К., Бученкова Э.О. Традиционные гендерные стереотипы в условиях современности // Электронный научный журнал Наука. Общество. Государство. 2021. Т.9. №1 (33)

40. Котляр Н.В. Откуда дует ветер свободы? (рецензия на статью: Ann Phillips «Democracy» //Россия в XXI в.: экономика, политика, культура. 2002. №1(4). С. 235-237.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests.

Received date: 2022.08.10 Approved date: 2022.08.26 Accepted date: 2022.09.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.