Научная статья на тему 'ЖЕНЩИНЫ НА ВОЙНЕ: НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Б.Л. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…»'

ЖЕНЩИНЫ НА ВОЙНЕ: НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Б.Л. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1818
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
война / Родина / героический поступок / героизм женщин / образ женщин.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пердебаева П.О.

Данная статья посвящена анализу образа женщин и их роли на войне в произведениях великого русского писателя Б.Л. Васильева. В статье раскрывается образ главных героинь в повести Васильева «А зори здесь тихие..» и уделяется внимание героизму и нелегкой женской доле в сложной военной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЖЕНЩИНЫ НА ВОЙНЕ: НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Б.Л. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…»»

УДК 82-32

Пердебаева П. О. студент

отделение русского языка и литературы Каракалпакский государственный университет имени Бердаха

ЖЕНЩИНЫ НА ВОЙНЕ: НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Б.Л.

ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...»

Аннотация. Данная статья посвящена анализу образа женщин и их роли на войне в произведениях великого русского писателя Б.Л. Васильева. В статье раскрывается образ главных героинь в повести Васильева «А зори здесь тихие..» и уделяется внимание героизму и нелегкой женской доле в сложной военной ситуации.

Ключевые слова: война, Родина, героический поступок, героизм женщин, образ женщин.

Perdebaeva P. O.

student

Department of Russian Language and Literature Karakalpak State University named after Berdakh

WOMEN AT WAR: ON THE EXAMPLE OF THE NOVEL BY B.L. VASILIEV «AND THE DAWNS ARE QUIET HERE.»

Annotation. This article is devoted to the analysis of the image of women and their role in the war in the works of the great Russian writer B.L. Vasiliev. The article reveals the image of the main heroines in Vasiliev's story "And the dawns are quiet here.." and pays attention to heroism and the difficult female share in a difficult military situation.

Key words: war, homeland, heroic deed, heroism of women, image of women.

Война - это грязь, кровь, смерть...

Женщинам на ней не место.

Но бывают времена, когда и им приходится брать в руки оружие.

Т.Н. Барамзина.

На сегодня в русской литературе важное место занимает тема войны. Писатели пытаются донести до читателей всю правду, какая бы она ни была. Со страниц их произведений мы узнаем о том, что война не только радость побед и горечь поражений, но также война - это суровые будни, наполненные кровью, болью, насилием: «Я помню одного убитого бойца.

Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас — смерть» [6].

О Великой Отечественной войне 1941-1945 годов написано немало книг. К теме «человек на войне» обращались К.Симонов, Б. Васильев, В. Быков, В. Астафьев, В. Распутин, Ю. Бондарев и другие. Все эти писатели показали войну, основываясь на своих переживаниях и горьком опыте.

Бондарев о войне пишет так: «Война пахнет огнём, пеплом и смертью... Война - это горький пот и кровь... Война - это письма, которых ждут и боятся получать, и это особая жгучая ненависть к злу, к уничтожению и смерти; это погибшие молодые жизни, непрожитые великие биографии; это несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами» [3].

Особое место в ряде художественных произведений, посвященных теме войны, занимает повесть Васильева «А зори здесь тихие...», так как она является одним из самых правдивых и точных произведений о войне. Эта повесть не только о подвигах русского народа, но и о героизме женщин, об отважных подвигах слабого пола, с невероятным мужеством сражавшихся на ряду с мужчинами против немецких солдат. Как утверждает сам Борис Васильев «Женская смерть страшнее, чем мужская. С женщиной погибает будущее, с мужчиной погибает прошлое. Это принципиальная разница, как полярные знаки. Убили мужчину - убили прошлое, убили женщину - убили будущее!» [7]

Борис Васильев принадлежит к числу тех писателей, которые сами прошли нелегкими дорогами войны и защищали свою Родину с оружием в руках. Борис Васильев одним из первых в истории литературы поднял тему «женщина на войне». Выбор темы является гуманистическим, так как женщины тоже сражались за Родину и умирали за нее.

В данном произведении автор описывает, как в беспощадной и жестокой войне, где даже мужчинам трудно совладать с эмоциями и терпеть физические нагрузки, солдатами становятся девушки, которые ушли на войну по своей же воле.

Автор показывает читателю непростую женскую судьбу и разные жизненные линии, которые могли бы никогда не пересекаться в повседневной жизни, но война объединила их в единое целое.

У этих девушек было разное образование: некоторые учились в университетах, а некоторые окончили только школу. Они также различаются по социальному статусу: кто-то из интеллигентной семьи, а кто-то из глухой деревушки. А также имеют разный жизненный опыт: кто-то уже вышел замуж и потерял мужа на войне, а кто-то только-только мечтал о большой любви. Старшина Васков - это командир отряда, чуткий

и внимательный человек. Наблюдая за бойцами-девушками, он жалеет их и понимает, как тяжело дается девушкам армейская жизнь.

Каждая из девушек индивидуальна, обладает неповторимым характером и трагичной судьбой. Есть общая цель, к которой стремятся эти девушки и она объединяет их всех. Они стремятся защищать свою Родину, свои семьи и своих близких.

Например, Рита Осянина, после смерти мужа она стала беспощадной, изменилась в характере и возненавидела немцев. Она посвятила всю свою оставшуюся жизнь защите отечества, продолжая как бы дело мужа. Иная героиня повести Женя Комелькова пережила трагичную судьбу - на её глазах, немцы расстреляли всю её семью. Несмотря на душевную рану, она оставалась весёлой и общительной. Она так же, как и Рита, добровольно вступила на фронт и стала мстителем и бойцом. Соня Гурвич познакомилась с молодым человеком, который стал ее первой настоящей любовью. Однако этот парень ушел добровольцем на фронт и за ним она.

Все эти девушки погибли на заре своих лет, в расцвете сил, молодости и красоты. В повести описан смертный бой пяти советских девушек и старшины Васкова с отрядом диверсантов -гитлеровцев. Никто: ни юные зенитчицы с тихого разъезда номер 171, ни умудренный опытом их командир старшина Васков - не предполагал, что, получив задание найти и захватить в плен замеченных в лесу двух фашистских разведчиков, их маленькая «поисковая группа», вооруженная винтовками, неожиданно натолкнется на шестнадцать с головы до ног вооруженных фашистских головорезов [5].

Б. Васильев, не отказываясь от изображения ужасов, трагедии и последствий, а также не скрывая, с каким трудом получена эта победа, показывает всю истину войны, суровость и правду этой жестокости. Содержание повести подтвердило, что все эти жертвы были не напрасны и все это было во имя спасения Родины от фашизма.

Не за долго до смерти Рита говорит о защите Родины: «Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы её защищали. Сначала её, а потом уж канал» [4].

Таким образом, группа Васкова, ее бойцы, их бой изображены в повести в естественном переплетении героического и будничного, смешного и возвышенного, радости и горя. Это настоящие живые люди с их натуральными чувствами и невыдуманным поведением. Автор дает глубокое психологическое обоснование мотивации геройских поступков девушек. Они осознанно идут на смерть ради жизни на земле [5].

Тема войны не уходит из классической русской литературы, потому что война оказывает огромное влияние на жизни людей, пробуждает чувство сострадания, горя и потери, а также она может быть источником героизма, силы и самопожертвования для лучшего будущего последующих поколений.

Использованные источники:

1. Бектурсынова А.М. Интралингвистический уровень элокутивно-экспрессивного механизма лингвориторической компетенции Ю.М. Лотмана на материале идиодискурса о проблеме текста. - журнал «PROSPECTS OF DEVELOPMENT OFSCIENCE AND EDUCATION». -2023. - Vol. 1 No. 14. - С. 13-17. - DOI 10.5281/zenodo.8373744.

2. Бектурсынова А.М., Абутова З.Ж. Способы реализации концепта "свобода" в лирике А. Галича / сборник статей международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки». - Екатеринбург, 2016. - С. 120-121.

3. Бондарев Ю.В. Безумие // Наш современник. - 1971. - № 3.

4. Васильев Б.Л. А зори здесь тихие... — М.: ДОСААФ, 1977. -Электронный источник. - Режим доступа: http: //militera.lib.ru/prose/russian/vasilyev1/index.html

5. Давыдова Е.Г. Велика Отечественная война в повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие...". - Электронный источник. - Режим доступа: https://infourok.ru/velikaya-otechestvenaya-voyna-v-proizvedenii-a-zori-zdes-tihie-bvasileva-2608560.html

6. Некрасов В.П. В окопах Сталинграда. - М., 1948. - С. 88.

7. Нинь Гууйчжу. В их мягких телах жила стальная воля. - Русский мир. 2020. Электронный источник. - Режим доступа: https://russkiymir.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.