Научная статья на тему 'Женщина в науке: зоолог и ихтиолог М.М. Иванова-Берг'

Женщина в науке: зоолог и ихтиолог М.М. Иванова-Берг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.М. Иванова-Берг / педагогический институт / экскурсии на природу / гидробиология / ихтиология / минога / M.M. Ivanova-Berg / Pedagogical Institute / excursions into nature / hydrobiology / ichthyology / lamprey

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Груздева Елена Николаевна

В статье впервые предпринята попытка изложить биографию М.М. Ивановой-Берг и рассказать о ее работе на педагогическом поприще и научных трудах в области ихтиологии. Ее жизнь пришлась на тот период, когда в обществе изменялось положение женщин и они все увереннее доказывали свое право и возможность работать научно наравне с мужчинами. Этот процесс получил дополнительный импульс в годы социалистического строительства в условиях декларированного социального равенства. М.М. Иванова-Берг, еще в предреволюционные годы окончившая один из лучших вузов столицы, внесла существенный вклад в становление ленинградской высшей и профессиональной школы, активно участвовала в экскурсионном и краеведческом движении, вписала свою главу в изучение водной фауны Северо-Запада России. Значительную поддержку в научных исследованиях ей оказал муж — зоолог Л.С. Берг, в известной степени руководивший ее работой. Ранее автором было сделано сообщение, посвященное М.М. Ивановой-Берг1. Его содержание в настоящей статье значительно расширено, прежде всего за счет привлечения материалов из архивов Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Woman in Science: Zoologist and Ichthyologist Maria Michailovna Ivanova-Berg

The article attempts first to discover the biography of M.M. Ivanova-Berg and to narrate her pedagogical activities as well as scientific research in ichthyology. During her life, there was huge social change in the status of women; as a result, they worked as successful as men, including scientific sphere. In the age of building socialism, the officially declared social equality gave further impetus to the process. Yet before the revolution, M.M. Ivanova-Berg finished one of the best higher educational institutions of St. Petersburg, and in after years she significantly contributed to the formation of the higher and professional education in Leningrad, actively developed excursion activities and regional studies, added value to the research into the aquatic fauna of Northwestern Russia. It was her husband L.S. Berg, a zoologist and geographer, who highly supported and even directed her research works. The author has already written a short report on M.M. Ivanova-Berg. Now the article broadens its scopes, thanks to the documents of St. Petersburg archives.

Текст научной работы на тему «Женщина в науке: зоолог и ихтиолог М.М. Иванова-Берг»

ЖЕНЩИНЫ В НАУКЕ

Елена Николаевна Груздева

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник

Санкт-Петербургского филиала Архива

Российской академии наук,

Санкт-Петербург, Россия;

e-mail: elgru@rambler.ru

Женщина в науке: зоолог и ихтиолог М.М. Иванова-Берг

УДК: 929

DOI: 10.24412/2079-0910-2022-3-77-88

В статье впервые предпринята попытка изложить биографию М.М. Ивановой-Берг и рассказать о ее работе на педагогическом поприще и научных трудах в области ихтиологии. Ее жизнь пришлась на тот период, когда в обществе изменялось положение женщин и они все увереннее доказывали свое право и возможность работать научно наравне с мужчинами. Этот процесс получил дополнительный импульс в годы социалистического строительства в условиях декларированного социального равенства. М.М. Иванова-Берг, еще в предреволюционные годы окончившая один из лучших вузов столицы, внесла существенный вклад в становление ленинградской высшей и профессиональной школы, активно участвовала в экскурсионном и краеведческом движении, вписала свою главу в изучение водной фауны Северо-Запада России. Значительную поддержку в научных исследованиях ей оказал муж — зоолог Л.С. Берг, в известной степени руководивший ее работой.

Ранее автором было сделано сообщение, посвященное М.М. Ивановой-Берг1. Его содержание в настоящей статье значительно расширено, прежде всего за счет привлечения материалов из архивов Санкт-Петербурга.

1 Опубликовано: Наука и техника: Вопросы истории и теории. Материалы XLII Международной годичной научной конференции Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники РАН «Наука и техника в © Груздева Е.Н., 2022

Ключевые слова: М.М. Иванова-Берг, педагогический институт, экскурсии на природу, гидробиология, ихтиология, минога.

Жизненный путь Марии Михайловны Ивановой (1887—1972), наверное, можно назвать типичным для первой половины XX в.: образованная девушка, включившаяся в социалистическое строительство, сумевшая проявить себя и профессионально, и на научном поприще. Однако нет одинаковых биографий, каждая по-своему богата событиями. Вот и жизнь героини настоящей статьи представляет интерес и сама по себе, и как зеркало научно-методических исканий межвоенного периода.

О ранних годах М.М. Ивановой известно очень немного. Она родилась 14 октября 1887 г. в Одессе в семье военного моряка, капитана первого ранга. Позже, произнося свою фамилию, Мария Михайловна делала ударение на втором слоге: Иванова, тем самым подчеркивая аристократическое (дворянское) происхождение. Детство ее закончилось рано: в 10 лет девочке пришлось оставить семью, чтобы получить хорошее образование. Ее отдали в Керченский (Кушниковский) девичий институт. В конце XIX в. на юге России это было ведущее учебное заведение для женщин, славившееся высоким уровнем преподавания и умеренной платой за обучение. Больше в родительскую семью Мария не вернулась: окончив в 1905 г. Кушниковский институт с серебряной медалью, она уехала в столицу, чтобы продолжить образование.

В Петербурге девушка поступила в Женский педагогический институт, выбрав естественный разряд физико-математического отделения. Получавшие широкую общеобразовательную и специальную педагогическую подготовку слушательницы института готовились к тому, чтобы пополнить ряды домашних наставниц и учителей разных видов школ. К обязательному 4-летнему теоретическому курсу в 1908 г. был добавлен девятый семестр, во время которого слушательницы приобретали необходимые педагогические навыки. Женский педагогический институт был одним из немногих вузов, который по уровню образования не уступал университету. В нем работали многие известные столичные профессора и специалисты. На естественном отделении занятия вели ботаники В.В. Половцов, В.Г. Траншель, зоологи В.Т. Шевяков, В.А. Догель, М.Н. Римский-Корсаков, физиолог Ф.Е. Тур, химики В.Н. Верховский, С.И. Созонов, В.Н. Ипатьев, географы Б.Ф. Адлер, Ю.М. Шокальский, геологи Г.Г. фон-Петц и К.К. фон Фохт. За годы обучения М.М. Иванова прошла хорошую научную школу и получила широкое естественнонаучное образование. Врученный ей в 1910 г. диплом давал право преподавания естествоведения и географии2. Сама же М.М. Иванова отдавала предпочтение зоологии. Ее знания и интерес к науке были высоко оценены преподавателями: после окончания института она получила предложение остаться при кафедре «для усовершенствования в науках»3. В 1912 г. девушка была принята в число штатных преподавателей и выполняла обязанности ассистента профессора. Так началась многолетняя педагоги-

годы бурь и потрясений (к юбилеям А.П. Карпинского и Л.С. Берга)» (25—29 октября 2021 г.). Вып. XXXVII. СПб.: СПбФ ИИЕТ РАН, 2021. С. 33-37.

2 Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 918. Оп. 1. Д. 3345. Л. 2.

3 Там же. Л. 6.

ческая деятельность М.М. Ивановой, которая не прерывалась вплоть до ее выхода на пенсию.

Службу в институте М.М. Иванова совмещала с уроками естествоведения в Екатерининской женской гимназии, куда устроилась в 1912 г.4 Диплом института давал право на преподавание лишь в средних учебных заведениях. Однако благодаря новому закону от 19 декабря 1911 г. женщины, сдавшие экзамены за курс университета, могли получить доступ к преподаванию в вузах и к научной работе. При Женском педагогическом институте в 1913 г. начала работать собственная испытательная комиссия, в которой могли экзаменоваться слушательницы и выпускницы прежних лет. М.М. Иванова была одной из первых, кто подал прошение о допуске к экзаменам5. Все семь (!) предметов она успешно сдала за одну сессию, получив право на диплом I степени6.

В обязанности ассистента профессора входила помощь в демонстрации препаратов, в постановке опытов, в подготовке и проведении практических занятий со слушательницами в течение учебного года и обеспечение практической части во время сдачи экзаменов. Одновременно М.М. Иванова заведовала лабораторией и была хранителем естественного музея института.

Революционные преобразования почти ничего не изменили в ее жизни: она продолжала работать и в институте, и в гимназии с той лишь разницей, что оба учебных заведения вошли в систему Наробраза, а гимназия стала трудовой школой. Но число уроков и учеников возросло после того, как М.М. Иванова взяла на себя курс естествознания в рабочей школе для взрослых и начала вести занятия в клубе с красноармейцами конного полка7.

Уроки естествознания в начале ХХ в. не ограничивались аудиторными занятиями. Особенно этому способствовал новый взгляд на методы преподавания, сформировавшийся к концу 1910-х гг. По словам известного методиста Б.Е. Райкова, «После революции загнанное при старом режиме естествознание получило "право гражданства", сделалось одним из основных предметов новой школы. <...> Передовая методика <...> показала очень убедительно, каковы условия нормального положения учебного естествознания. Таковыми условиями было изучение самой природы, а не книг о природе. Изучать природу можно <.> и вне школы — на экскурсиях» [Райков, 2011, с. 670—671]. Широкое распространение получило проведение массовых экскурсий учащихся за город. В 1919 г. при Наркомпросе была создана Экскурсионная секция, занявшаяся устройством в пригороде экскурсионных станций [подробнее см.: Самокиш, 2014]. Проект курировало Общество по распространению естественно-исторического образования, объединявшее ученых и педагогов, сре-

4 ЦГИА СПб. Ф. 311. Оп. 1. Д. 463. — Дело о службе М.М. Ивановой в Екатерининской гимназии (1912—1917).

5 ЦГИА СПб. Ф. 918. Оп. 1. Д. 3345. Л. 5. — Прошение М.М. Ивановой от 02.04.1913.

6 Там же. Д. 5711. Л. 363. — О результатах государственных экзаменов в испытательных комиссиях при Женском педагогическом институте. 1913 г. (естественные науки). Обязательным условием получения диплома I степени было предоставление письменного сочинения [Там же. Д. 3345. Л. 7]. Сведений о написании М.М. Ивановой такого сочинения нами не обнаружено.

7 Архив Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (РГПУ). ППС Герц. Д. 666. Л. 24. — Curriculum vitae М.М. Ивановой [1926 г.].

ди которых можно назвать В.Л. Комарова, В.В. Половцова, Г.Н. Боча, В.М. Шим-кевича, В.А. Догеля, М.Н. Римского-Корсакова, В.Г. Вагнера, И.И. Полянского, Б.Е. Райкова. В это общество входила и М.М. Иванова, которая выполняла в нем и обязанности секретаря8. Вместе с коллегами — профессорами Педагогического института — она активно включилась в экскурсионную работу.

В окрестностях Петрограда в первый же год было развернуто 18 экскурсионных станций. В условиях послевоенной разрухи для них использовали заброшенные усадьбы и дворцы. Так одна из станций устраивалась в бывшей старопетергофской усадьбе-ферме Ольденбургских. Руководил ею известный гидробиолог К.М. Дерюгин. Он рассчитывал организовать не только экскурсии, но и изучение разветвленной водной системы парка. На станции работали кроме него еще пять человек: заведующая хозяйством и четверо руководителей экскурсий, одной из которых была преподаватель Педагогического института М.М. Иванова. При распределении обязанностей ей досталось руководство ботаническими прогулками. За лето было принято большое число экскурсантов самых разных возрастов и подготовки, попутно собран довольно полный гербарий местной флоры, коллекции насекомых, моллюсков и рыб [Дерюгин, 1921, с. 95].

В том же 1919 г. Наркомпросом было решено основать в Москве и Петрограде географические музеи, которые давали бы посетителям комплексную картину окружающей природы и жизни страны. В Петрограде эту работу возглавил В.П. Семе-нов-Тян-Шанский. Одним из членов оргкомитета музея стал К.М. Дерюгин. Он же предложил использовать для музея помещение пустующего императорского хозяйства под Стрельной — Михайловского имения. Когда территория и здания имения были переданы музею, началась работа по устройству будущей экспозиции. Часто музей посещали соседи — сотрудники Петергофской экскурсионной станции, помогали по мере сил9. Все они увлеклись новым делом, К.М. Дерюгин развернул работы по созданию морского отдела музея.

Массовые выезды учащихся за город носили сезонный характер. С началом уроков в школах и ввиду холодов дальние экскурсии становились невозможны. Экскурсионная секция Наркомпроса предложила преподавателям разработать краткие экскурсии, используя возможности города с его садами и парками. Наиболее удачные маршруты были напечатаны в сборниках научно-педагогических статей. Так, в один из них вошла совместная работа В.А. Догеля и М.М. Ивановой — описание учебной экскурсии, посвященной наблюдению за богатой водной фауной петроградского Таврического пруда в осенний период [Догель, Иванова, 1923].

Ученые-биологи, не ограничиваясь только просветительной работой, выдвинули идею организации за городом научно-исследовательских учреждений для круглогодичного наблюдения и изучения природы. Подобные учреждения могли использоваться и как опытные станции для университетов, чтобы сблизить академическую науку с жизнью. В 1920 г. начали открываться первые такие исследовательские институты. Один из них разместился по соседству с фермой Ольденбург-ских. М.М. Иванова вошла в число его первых сотрудников. Много лет спустя она

8 Там же. Л. 3 об. — Личный листок научного работника (от 17.11.1923).

9 Вспоминая о первых годах работы Географического музея, В.П. Семенов-Тян-Шан-ский среди активных помощников упоминал и М.М. Иванову [Семенов-Тян-Шанский, 1947, с. 29-30].

рассказывала: «В 1920 г. был основан Петергофский естественнонаучный институт, расположенный в имении герцога Лейхтенбергского "Сергиевка", в трех верстах от ж/д станции Старый Петергоф. Он был расположен на берегу Невской губы с роскошным одичавшим парком и многочисленными водоемами. Такая исключительно благоприятная обстановка и дала повод устройства здесь естественнонаучного исследовательского учреждения, превращенного впоследствии в Биологический институт с девизом "Изучение природы среди самой природы". Директором института был знаменитый ученый и прекрасный организатор проф. К.М. Дерюгин. Институт располагал восемью хорошо оборудованными лабораториями, которыми руководили известные ученые. Кроме самого К.М. Дерюгина, академики С.П. Ко-стычев, П.В. Насонов, профессора В.А. Догель, <...> известный генетик Ю.А. Фи-липченко, И.И. Соколов <...> Флористические исследования велись под руководством проф. Н.А. Буша и В.А. Траншеля, лучшего знатока флоры бывшей Ленинградской губернии. <...> В зимнее время в институте также велись работы, часть научных сотрудников и аспиранты жили в институте круглый год, и поэтому была возможность иметь для исследований живой материал и зимой непосредственно из природы, как годичные, сезонные циклы водных обитателей, так и наземной фауны (птиц, животных, насекомых), растений»10. При институте работала также метеорологическая станция.

М.М. Иванова вошла в состав институтской лаборатории зоологии беспозвоночных, которой руководил В.А. Догель. Она увлеченно участвовала в исследовательской работе, часто приезжала в Петергоф. В 1921 г. была избрана членом Петроградского общества естествоиспытателей по отделению зоологии и физиологии [Отчет о деятельности, 1922, с. 7—8]. Президентом общества тогда был академик И.П. Бородин, в состав общества входили физиологи Н.Е. Введенский, Ф.Е. Тур, гидробиолог К.М. Дерюгин, зоолог В.А. Догель и многие другие. В дореволюционные времена при обществе существовали исследовательские станции, и хотя большая часть из них закрылась, две станции продолжали работать и в советское время.

Мурманская биологическая станция находилась в Кольском заливе на скалистом берегу, в двух километрах от города Александровска. Эта территория лишь в 1920 г. освободилась от оккупировавших ее английских войск. На станцию сразу вернулись исследователи, были возобновлены научные работы, к которым после ремонта присоединилось и научное судно «Александр Ковалевский».

К.М. Дерюгину в 1921 г. удалось организовать на Мурман поездку группы гидробиологов и практикантов Петергофского естественнонаучного института. В состав группы входила и М.М. Иванова. В числе основных задач экспедиции были обследование литорали и сублиторали Большого Оленьего острова, реликтового озера Могильного, помощь в налаживании работ по Кольскому меридиану [Дерюгин, [1926], с. 37], которые рассматривались как часть комплексного изучения Белого и Баренцева морей, проводимого Северной научно-промысловой экспедицией11.

10 Музей истории РГПУ. Б.-16. Л. 1—3. — Берг (Иванова) М.М. Краткие воспоминания о Петергофском естественнонаучном институте, позже переименованном в Биологический институт Ленинградского университета.

11 Организация, носившая название «Северная научно-промысловая экспедиция», была создана декретом ВСНХ в 1920 г. для изучения арктических территорий России и сразу стала большим комплексным научно-исследовательским институтом. В 1921 г. в Экспедиции уже насчитывалось 23 отряда с общим числом участников 400 человек.

Работа проходила в летние месяцы и стала хорошей научной школой для участников. Ее результаты были изложены в коллективной статье, которая стала первой собственно научной публикацией М.М. Ивановой [Иванова и др., 1924].

В 1921—1922 гг. Мария Михайловна много работала в Центральном географическом музее у В.П. Семенова-Тян-Шанского. К тому времени музей выселили из Михайловского имения, перевели в город, где он ютился в помещении, выделенном ему Географическим институтом, пока не получил стационарное здание — особняк Бобринского на Красной улице. Из-за частых переездов экспозицию приходилось постоянно переделывать, подстраивая под новые условия. В те же годы М.М. Ивановой пришлось участвовать в еще одном переезде. При слиянии в 1922 г. педагогических вузов кафедра зоологии Женского педагогического института с Малой Посадской улицы была переведена в более просторное помещение Педагогического института (в дальнейшем им. А.И. Герцена) на Мойке. По воспоминаниям М.М. Ивановой, особенно кропотливую работу надо было совершить при перевозке музея, которым она продолжала заведовать уже в ЛГПИ им. Герцена12.

В ходе научно-педагогической работы в разных учреждениях и обществах начала 1920-х гг. произошло знакомство Марии Михайловны с Л.С. Бергом, известным географом, зоологом и ихтиологом. В 1922 г. они заключили брак13, и жена переехала в профессорскую квартиру на ул. Маклина, д. 2. Л.С. Берг занимал ее как преподаватель Географического института, располагавшегося в соседнем здании — бывшем дворце Великого князя Алексея Александровича (наб. р. Мойки, д. 122). В этой квартире прошла вся их дальнейшая совместная жизнь.

Второй брак Л.С. Берга оказался удачным. По мнению близких коллег, «Лев Семенович имел всегда поддержку от подруги жизни, которая была заботливым другом и хорошим помощником в его научных работах, разделяя с ним и трудности» [Крупенников, 1976, с. 82]. Л.С. Берг привлек жену к работам, входившим в круг его интересов. Именно ему принадлежала мысль составить указатель литературы по животному миру Туркестана. В течение ряда лет под руководством Л.С. Берга в Комиссии по изучению производительных сил России (КЕПС) в Академии наук собиралась зообиблиография Туркестана, однако она все еще оставалась не оформленной. Подготовить справочник к изданию и было поручено М.М. Ивано-вой-Берг, с 1922 г. вошедшей в число научных сотрудников Туркестанского отделения КЕПС14. Она систематизировала имеющиеся материалы, пополнила их новыми изданиями, сверила ссылки в библиотеках Ленинграда и Ташкента, куда специально выезжала в командировки. Указатель вышел под редакцией Л.С. Берга в 1927 г. [Указатель, 1927] и вскоре был замечен специалистами15.

Все эти годы М.М. Иванова-Берг продолжала вести преподавательскую работу в Педагогическом институте и заведовать лабораторией кафедры зоологии. В 1929 г. коллеги, признавая ее большой опыт «по преподаванию как в высшей школе, так и в средней», а также безупречное исполнение хозяйственных функций, избрали ее

12 Музей истории РГПУ. Б-16. Л. 8. — Берг (Иванова) М.М. Автобиография.

13 Выйдя замуж, Мария Михайловна взяла двойную фамилию — Иванова-Берг.

14 Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук (СПбФ АРАН). Ф. 4. Оп. 4. Д. 739. Л. 1. — Анкета Ивановой М.М., сотрудника АН СССР. 31.01.1926.

15 Уже вскоре после выхода книги стали появляться рецензии: [Белов Ал., 1928; Семе-нов-Тян-Шанский, 1928]. В том же году рецензия вышла и в английском журнале "Nature".

старшим ассистентом кафедры. Несмотря на отсутствие научной степени, Мария Михайловна была одним из авторитетных сотрудников. Физиолог проф. Ф.Д. Сказ-кин отмечал: «В деле организации кафедры и поднятии ее на современную высоту М.М. Берг принимала активное участие, не щадя сил и затрачивая массу времени сверх своих часов и в качестве преподавателя и в качестве зав. хозяйством. <...> Четкой постановкой практики студентов <...> кафедра зоологии обязана стараниям М.М. Берг»16. Заведовавший кафедрой проф. В.А. Догель характеризовал ее как «опытного и прекрасного преподавателя, которому неоднократно поручались ответственные заседания <...>, ведение курса "Определение местной фауны" и др.»17 Вместе с В.А. Догелем Мария Михайловна много сил вложила в расширение и обогащение коллекций музея факультета. Неоднократно она направлялась институтом в командировки для сбора зоологического материала: в 1925 г. на Аральское море, в 1928 и 1930 гг. — на озеро Иссык-Куль. Привезенных образцов было столько, что некоторые собирательница даже передавала в Зоологический музей АН18.

Возможно, именно разбор биологических коллекций побудил ее заняться исследовательской работой. Определить направление деятельности помог Л.С. Берг: он указал на невскую миногу — важную промысловую рыбу19, и предложил изучить разные аспекты ее биологии и жизни. Тему поддержал Институт рыбного хозяйства, и с 1928 г. М.М. Иванова-Берг занялась исследованием миноги, делала доклады на научных собраниях, опубликовала несколько статей [Иванова-Берг, 1929; IvanovaBerg, 1931; Иванова-Берг, 1932; Ivanova-Berg, 1933; Иванова-Берг, 1936, 1937]. Материалом служили образцы рыб, пойманных в устье реки Невы, а также использовались коллекции Института опытной агрономии, Зоологического института АН и Педагогического института. По оценке известного ихтиолога, проф. И.Ф. Правди-на, это были «исключительной научной ценности работы по исследованию миног Советского Союза. Эта группа рыб представляет большие трудности и для систематиков и для биологов <...> М.М. [Берг] не боясь подобных трудностей уже в продолжение нескольких лет изучает миног и достигла прекрасных результатов: многие морфологические и биологические казавшиеся такими загадочными особенности миног М.М. Берг вполне разрешены (изменения плавников, смена зубного аппарата, миграции миног, питание и т. д.). Опубликованные М.М. Берг труды (на русском и немецком языках) являются серьезным вкладом в изучение миног и без преувеличения можно сказать, что М.М. Берг в Советском Союзе есть один из лучших исследователей в области миноги»20. Коллеги подчеркивали и то, что в работах М.М. Берг «сочетается ряд существенно важных данных экологического порядка с выводами, имеющими практический интерес для промысла этой для р. Невы очень важной промысловой рыбы»21.

16 Архив РГПУ. ППС Герц. Д. 666. Л. 16. — Отзыв проф. Ф.Д. Сказкина [1934].

17 Там же. Л. 19. — Отзыв проф. В.А. Догеля о преподавателе М.М. Ивановой-Берг. 25.03.1934.

18 Там же. Л. 24. — Curriculum vitae М.М. Ивановой. 1929; ЦГА СПб. Ф. 7240. Оп. 12. Д. 606. Л. 3. — Curriculum vitae М.М. Ивановой. 25.04.1935.

19 В современной науке миногу не относят к рыбам, считая ее особым видом.

20 Архив РГПУ. ППС Герц. Д. 666. Л. 18. — Отзыв И.Ф. Правдина о научной работе М.М. Берг. 1934.

21 Там же. Л. 14. — Характеристика кафедры зоологии ЛГПИ.

Другим представителем ихтиофауны, привлекшим внимание М.М. Ивано-вой-Берг, стал иссык-кульский чебачок, исследованием которого она занималась параллельно с миногами [Иванова-Берг, 1935].

За научными успехами М.М. Ивановой-Берг наблюдали и в Педагогическом институте. В 1934 г., когда были восстановлены ученые степени и звания, кафедра обратилась в ректорат с просьбой возбудить ходатайство перед Наркомпросом об утверждении М.М. Ивановой-Берг в звании доцента биологии22. Коллеги считали, что она стала «вполне сложившимся работником в области ихтиологии, подготовленным к дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности и хорошо освоившимся с методами современного исследования». Предложение поддержали старейшие сотрудники других кафедр института, высоко оценивавшие ее научные заслуги. Ходатайство было возбуждено, и квалификационная комиссия Управления подготовки учителей Наркомпроса в заседании 25 февраля 1935 г. постановила «утвердить тов. Иванову-Берг доцентом по кафедре общей биологии и зоологии»23.

Весной того же 1935 г. факультет естественых наук ЛГПИ им. А.И. Герцена обратился в Комитет по присуждению ученых степеней с представлением М.М. Берг на соискание ученой степени по зоологии, «соответствующей ее квалификации»24. Это предложение поддерживали не только ученые Педагогического института, но и известные специалисты-ихтиологи проф. И.Ф. Правдин и член-корр. АН СССР проф. Н.М. Книпович25. Рассмотрение вопроса затянулось, ответ пришел лишь через три года: в заседании Совета МГУ от 1 февраля 1938 г. было принято постановление «утвердить Иванову-Берг М.М. в ученой степени кандидата биологических наук без защиты диссертации»26.

Однако Мария Михайловна не стала дожидаться решения об ученом звании и еще в 1936 г. вышла на пенсию27.

С тех пор в личной жизни М.М. Ивановой-Берг центральное место занимал муж — видный ученый, профессор университета, заведующий лабораторией Института озерного и речного рыбного хозяйства, член-корреспондент АН СССР (с 1928), президент РГО. Редкая работоспособность и организованность обеспечили высокую научную продуктивность его работы на всех поприщах, но не оставили времени для домашних дел. Все бытовые вопросы решала Мария Михайловна. Она же оказалась и воспитателем детей мужа от первого брака (своих детей у нее не было). Отношения между мачехой и пасынками не сложились, особенно трудно давался контакт со строптивой младшей Раисой [Берг, 2003]. Взаимная нелюбовь тем не менее не помешала Раисе оставить у отца и мачехи полугодовалого сына Митю, который с тех пор не знал другой семьи.

С началом Великой Отечественной войны супруги Берги 14 июля 1941 г. выехали из Ленинграда в эвакуацию и вскоре осели в Казахстане, где в Кокчетавской обла-

22 Там же. Л. 14. — Обращение кафедры в ректорат. 13.04.1934.

23 Там же. Л. 3. — Сообщение Наркомпроса РСФСР. 26.02.1935.

24 ЦГА СПб. Ф. 7240. Оп. 12. Д. 606. Л. 8. — Обращение факультета в Комитет по присуждению ученых степеней при ЛГУ. 22.04.1935.

25 Там же. Л. 5-7. — Отзывы о научной деятельности М.М. Ивановой-Берг. 1935.

26 Там же. Л. 21. — Выписка из протокола заседания Совета МГУ. 01.02.1938.

27 Архив РГПУ. ППС Герц. Д. 666. Л. 18. — Копия приказа № 497 от 28.09.1936 об освобождении от работы в ЛГПИ с 27 сентября 1936 г.

сти развертывался академический санаторий «Боровое». Внука Митю, вывезенного из города с группой детей, Берги скоро нашли и взяли к себе. Там, в «Боровом», все вместе они провели три года и вернулись в Ленинград лишь 29 августа 1944 г. Их дом на пр. Маклина пострадал при бомбежке: одна из стен квартиры Бергов была разрушена, но, к счастью, осталась цела библиотека ученого [Исаченков, Квасов, 1988, с. 65]. Постепенно жизнь налаживалась. Мария Михайловна воссоздавала необходимые условия для научной работы мужа, вместе с ним разделяя признание его заслуг (в 1949 г. Л.С. Берг был избран действительным членом АН СССР).

Когда в 1950 г. Л.С. Берг скончался, вдова стала его душеприказчиком. В течение ряда лет она разбирала и передавала в Академию наук обширный архив мужа. Возможно, в старых бумагах она нашла свои когда-то отложенные и забытые материалы, которые решила обработать. В 1960-е гг. вышло еще несколько небольших статей М.М. Ивановой-Берг [Ivanova-Berg, 1961, 1962, 1968].

В последние годы Мария Михайловна любила жить на даче в Комарово, гулять среди сосен. Скончалась она в 1972 г. и была похоронена на Комаровском поселковом кладбище.

Гендерная история знает немало биографий женщин, преодолевших социальный стереотип женщины-домохозяйки, господствовавший в начале ХХ в. Девушкам, получившим еще в дореволюционный период прекрасное образование, было очень непросто войти в такую «мужскую» сферу деятельности, как наука, хотя их труд был востребован во вспомогательных учреждениях: в лабораториях, библиотеках, на секретарской работе. Женщины довольно успешно продвигались на педагогическом поприще, но их вхождение в фундаментальную и даже прикладную науку было обусловлено яркой личной индивидуальностью и талантом или, что встречалось гораздо чаще, поддержкой сильного научного руководителя. Для М.М. Ивановой таким проводником стал муж. Л.С. Берг привлек ее к исследовательской работе, курировал и помогал с публикацией результатов. М.М. Иванова-Берг состоялась как ученый, приобрела авторитет как специалист в конкретной области. Однако научной карьере она предпочла скромную роль соратницы, помощницы и жены выдающегося ученого. Вместе с тем ее собственная биография, достаточно яркая, общественно активная и насыщенная событиями, достойна того, чтобы выйти «из тени» известного мужа.

Источники

Архив Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Архив РГПУ). ППС Герц. Д. 666.

Музей истории РГПУ им. А.И. Герцена. Б-16.

Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук (СПбФ АРАН). Ф. 4. Оп. 4. Д. 739.

Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 7240. Оп. 12. Д. 606.

Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 311. Оп. 1. Д. 463; Ф. 918. Оп. 1. Д. 3345, 5711.

Литература

Белов Ал. [Рец.] // Краеведение. 1928. № 8. С. 49б-497.

Берг Р.Л. Суховей: Воспоминания генетика. М.: Памятники исторической мысли, 2003. 527 с.

Дерюгин К.М. Петергофская экскурсионная станция // Экскурсионное дело. 1921. № 1. С. 94—10б.

Дерюгин К.М. Петергофский естественнонаучный институт за 5 лет его существования. 1920—1925. (Оттиск из «Трудов Петергофского естественнонаучного института». 1925. № 1). [192б].

Догель В.А., Иванова М.М. Зоологическая экскурсия на пруд Таврического сада // Естественно-исторические экскурсии по Петрограду. Сб. 1. М.; Пг.: Госиздат, 1923. С. 152—170.

Иванова М., Ушаков П., Михин В., Дерюгин Н. Литораль и сублитораль Большого Оленьего острова (в Кольском заливе) (с 1 картой) // Труды Ленинградского общества естествоиспытателей. Т. LIII. Отделение зоологии и физиологии. Вып. 2. 1924. С. 113—137.

Иванова-Берг М.М. Дальнейшие наблюдения над промыслом и биологией невской миноги // Известия Института озерного и речного рыбного хозяйства. 1932. Т. XIV. С. 5—3б.

Иванова-Берг М.М. Данные по биометрике и биологии иссык-кульского чебачка (Leuciscus bergi Raschk.) // Труды Киргизской комплексной экспедиции. 1935. Т. III. Вып. 2. С. 117-123.

Иванова-Берг М.М. Наблюдения над весенним ходом и нерестом невской миноги // Известия AH СССР. Сер. биол. 193б. № 2-3. С. 599-б04.

Иванова-Берг М.М. Невская минога и ее промысел // Известия Отделения прикладной ихтиологии и научно-промысловых исследований. 1929. Т. IX. С. 281-292.

Иванова-Берг М.М. Новые данные о распространении морской миноги // Научно-технический бюллетень ВНИОРХ. 19б1. № 15. С. 32-34.

Иванова-Берг М.М. О личинках миног // Вопросы ихтиологии. 19б2. Т. 2. № 3 (2). С. 214.

Иванова-Берг М.М. Опыты над выдерживанием невской миноги в аквариуме // Ученые записки ЛГПИ им. A.H Герцена. 1937. Вып. IV. С. 191-195.

Исаченков В.А., Квасов Д.Д. Л.С. Берг. М.: Просвещение, 1988. 79 с.

Крупенников И.А. Л.С. Берг (187б—1950). Кишинев: Штиинца, 197б. 12б с.

Отчет о деятельности Петроградского общества естествоиспытателей за 1921 // Труды Петербургского общества естествоиспытателей. Протоколы заседаний. 1922. № 1-8. С. 7-8.

Райков Б.Е. На жизненном пути: автобиографические очерки. СПб.: Коло, 2011. Кн. 1. б44 с.

Самокиш А.В. Школьные и инструкторские биологические станции в Петрограде-Ленинграде // Историко-биологические исследования. 2014. Т. б. № 1. С. 48-71.

Семенов-Тян-ШанскийА. [Рец.] // Природа. 1928. № 11. С. 1020-1021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Семенов-Тян-Шанский В.П. Константин Михайлович Дерюгин и Центральный географический музей // Труды гос. Океанографического института. Вып. 1 (13): Памяти К.М. Дерюгина. М.; Л.: Гидрометеоиздат, 1947. С. 29-33.

Указатель литературы по животному миру Туркестана. Живой мир, вредители земледелия, рыболовство, охота и животноводство / Сост. М.М. Иванова-Берг. Л.: Изд-во AH СССР, 1927. 235 с.

Ivanova-Berg M.M. Discovery of the Southern Lamprey (Geotria Australis Gray) in the Scotia Sea near Georgia Island // Problems of Ichthyology. 19б8. Vol. 8. P. 138-141.

Ivanova-Berg M.М. Zur Biologie des Flußneunauges (Lampetra fluviatilis L.) // Archiv für Hydrobiologie. 1933. Bd. 25. S. 22-37.

Ivanova-Berg М. Über die Lebensdauer der Larven von Lampetra planeri aus dem Gebiete des Finnischen Busens // Zoologischer Anzeiger. 1931. Т. 9б. S. 330-334.

Woman in Science: Zoologist and Ichthyologist Maria Michailovna Ivanova-Berg

Elena N. Gruzdeva

Archive of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg Branch, St. Petersburg, Russia e-mail: elgru@rambler.ru

The article attempts first to discover the biography of M.M. Ivanova-Berg and to narrate her pedagogical activities as well as scientific research in ichthyology. During her life, there was huge social change in the status of women; as a result, they worked as successful as men, including scientific sphere. In the age of building socialism, the officially declared social equality gave further impetus to the process. Yet before the revolution, M.M. Ivanova-Berg finished one of the best higher educational institutions of St. Petersburg, and in after years she significantly contributed to the formation of the higher and professional education in Leningrad, actively developed excursion activities and regional studies, added value to the research into the aquatic fauna of Northwestern Russia. It was her husband L.S. Berg, a zoologist and geographer, who highly supported and even directed her research works. The author has already written a short report on M.M. Ivanova-Berg. Now the article broadens its scopes, thanks to the documents of St. Petersburg archives.

Keywords: M.M. Ivanova-Berg, Pedagogical Institute, excursions into nature, hydrobiology, ichthyology, lamprey.

References

Arkhiv Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena (Arkhiv RGPU) [Archive of Herzen Russian State Pedagogical University (Archive of RSPU)], f. PPS Gerts, d. 666.

Belov, Al. (1928). [Retsenziya]. Krayevedeniye, no. 8, 496—497 (in Russian).

Berg, R.L. (2003). Sukhovey: Vospominaniya genetika [Dry wind: Memoirs of a geneticist], Moskva: Pamyatniki istoricheskoy mysli (in Russian).

Deryugin, K.M. (1921). Petergofskaya ekskursionnaya stantsiya [Peterhof Excursion Station], Ekskursionnoye delo, no. 1, 94—106 (in Russian).

Deryugin, K.M. (1925). Petergofskiy yestestvennonauchnyy institut za 5 let ego sushchestvo-vaniya. 1920-1925 [Peterhof Natural Science Institute during its five years], Trudy Petergofskogo yestestvennonauchnogo instituta, no. 1 (in Russian).

Dogel', V.A., Ivanova, M.M. (1923). Zoologicheskaya ekskursiya na prud Tavricheskogo sada [Zoological excursion to the pond of Tauride garden], Yestestvenno-istoricheskiye ekskursiipo Petrogradu [Natural science excursions around Petrograd], vol. 1 (pp. 152-170), Moskva; Petrograd (in Russian).

Ivanova, M., Ushakov, P., Mikhin, V., Deryugin, N. (1924). Litoral' i sublitoral' Bol'shogo Olen'yego ostrova (v Kol'skom zalive) (s 1 kartoy) [The littoral and sublittoral zones of Bolshoy Oleny Island (in the Kola Bay) (with 1 map)], Trudy Leningradskogo obshchestva yestestvoispytateley, vol. LIII: Otdeleniyezoologii i fiziologii, no. 2, 113-137 (in Russian).

Ivanova-Berg, M.M. (Comp.) (1927). Ukazatel' literaturypozhivotnomu miru Turkestana. Zhivoy mir, vrediteli zemledeliya, rybolovstvo, okhota i zhivotnovodstvo [Index of the literature on the fauna of

Turkestan. Wildlife, agricultural pests, fishery, hunting, and animal husbandry], Leningrad: Izd-vo AN SSSR (in Russian).

Ivanova-Berg, M.M. (1929). Nevskaya minoga i yeye promysel [The Neva lamprey and its fishery], Izvestiya Otdeleniyaprikladnoy ikhtiologii inauchno-promyslovykh issledovaniy, vol. IX, 281— 292 (in Russian).

Ivanova-Berg, M. (1931). Über die Lebensdauer der Larven von Lampetra planeri aus dem Gebiete des Finnischen Busens, Zoologischer Anzeiger, no. 96, 330—334 (in German).

Ivanova-Berg, M.M. (1932). Dal'neyshiye nablyudeniya nad promyslom i biologiey nevskoy minogi [Further observations of the Neva lamprey fishery and biology], Izvestiya Instituta ozernogo i rechnogo rybnogo khozyaystva, vol. XIV, 5—36 (in Russian).

Ivanova-Berg, M.M. (1933). Zur Biologie des Flußneunauges (Lampetra fluviatilis L.), Archivfür Hydrobiologie, no. 25, 22—37 (in German).

Ivanova-Berg, M.M. (1935). Dannyye po biometrike i biologii issyk-kul'skogo chebachka (Leuciscus bergi Kaschk.) [Issyk Kul dace biometric and biological data (Leuciscus bergi Kaschk.)], Trudy Kirgizskoy kompleksnoy ekspeditsii, III(2), 117—123 (in Russian).

Ivanova-Berg, M.M. (1936). Nablyudeniya nad vesennim khodom i nerestom nevskoy minogi [Observation of the Neva lamprey upper run and spawning], Izvestiya AN SSSR, Ser. biol., no. 2-3, 599-604 (in Russian).

Ivanova-Berg, M.M. (1937). Opyty nad vyderzhivaniyem nevskoy minogi v akvariume [Experiments with keeping the Neva lamprey in an aquarium], UchenyyezapiskiLGPI im.A.I. Gertsena, vol. IV, 191-195 (in Russian).

Ivanova-Berg, M.M. (1961). Novyye dannyye o rasprostranenii morskoy minogi [New data on the sea lamprey distribution], Nauchno-tekhnicheskiy byulleten' VNIORKh, no. 15, 32-34 (in Russian).

Ivanova-Berg, M.M. (1962). O lichinkakh minog [About lamprey larvae], Voprosy ikhtiologii, 2 (3(2)), p. 214 (in Russian).

Ivanova-Berg, M.M. (1968). Discovery of the Southern Lamprey (Geotria australis Gray) in the Scotia Sea near Georgia Island, Problems of Ichthyology, no. 8, 138-141.

Isachenkov, V.A., Kvasov, D.D. (1988). L.S. Berg [L.S. Berg], Moskva: Prosveshcheniye (in Russian).

Krupennikov, I.A. (1976), L.S. Berg (1876-1950) [L.S. Berg (1876-1950)], Kishinev: Shtiintsa (in Russian).

Otchet o deyatel'nosti Petrogradskogo obshchestva yestestvoispytateley za 1921 (1922) [Report of the Petrograd Natural Science Society for 1921 (1922)], Trudy Peterburgskogo obshchestva yestestvoispytateley: Protokoly zasedaniy, no. 1-8, 7-8 (in Russian).

Muzey istorii RGPU im. A.I. Gertsena [Museum of the History of Herzen RSPU], f. B-16.

Raykov, B.E. (2011). Na zhiznennom puti: avtobiograficheskiye ocherki [In the course of life: Autobiographical essay], S.-Peterburg: Kolo, Kn. 1 (in Russian).

Samokish, A.V. (2014). Shkol'nyye i instruktorskiye biologicheskiye stantsii v Petrograde-Leningrade [School and higher school biological stations in Petrograd-Leningrad], Istoriko-biologicheskiye issledovaniya, 6 (1), 48-71 (in Russian).

Sankt-Peterburgskiy filial Arkhiva Rossiyskoy Akademii nauk [St. Petersburg Branch of the Archive of the Russian Academy of Sciences], f. 4, op. 4, d. 739.

Semenov-Tyan-Shanskiy, A. (1928). [Retsenziya], Priroda, no. 11, 1020-1021 (in Russian).

Semenov-Tyan-Shanskiy, V.P. (1947). Konstantin Mikhaylovich Deryugin i Tsentral'nyy geograficheskiy muzey [Konstantin Mikhailovich Deryugin and Central Geographical Museum], Trudy gos. Okeanograficheskogo instituta, 1 (13) 29-33 (in Russian).

Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv Sankt-Peterburga (TsGA SPb) [Central State Archive of St. Petersburg (CSA SPb)], f. 7240, op. 12, d. 606.

Tsentral'nyy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv Sankt-Peterburga (TsGIA SPb) [Central State Historical Archive of St. Petersburg (CSHA SPb)], f. 311, op. 1, d. 463; f. 918, op. 1, d. 3345, 5711.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.