политические науки
Василенко Сергей Александрович, Дебольская Алина Александровна ЖЕНЩИНА-ПОЛИТИК: ЭВОЛЮЦИЯ ИМИДЖА НА ПРИМЕРЕ ...
УДК 32.019.51
DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0006
ЖЕНЩИНА-ПОЛИТИК: ЭВОЛЮЦИЯ ИМИДЖА НА ПРИМЕРЕ ТЕРЕЗЫ МЭЙ И ЮЛИИ ТИМОШЕНКО
© 2020
SPIN: 4319-4466
AuthorlD: 840865
ORCID: 0000- 0003-0926-9092
Василенко Сергей Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков
ORCID: 0000-0002-8508-3567
Дебольская Алина Александровна, магистрант 2-го курса
Российский университет дружбы народов (117198, Россия, Москва, улица Миклухо-Маклая д. 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. По мнению политологов, участие женщин в общественно-политической жизни страны - признак зрелости общества. Необходимо отметить, что за последние десятилетия доля женщин в правительственных кругах большинства стран заметно выросла. Это свидетельствует об изменении такого исторического явления, как отставание женщин от мужчин по уровню представительства в органах законодательной и исполнительной власти, а также в руководстве политических партий. В этом свете представляется интересным рассмотреть роль женщины в политической жизни страны на примере Великобритании и Украины, где отношение к женщинам-политикам отличается, и изучить эволюцию имиджа женщины-политика на примере ярких деятелей политики данных стран. Политическая самоидентификация избирателей ориентирована не столько на партийные программы, сколько на образы политических лидеров. В этом контексте представляется актуальным изучение проблемы использования гендерных стереотипов в политической имиджеологии. К женщине-политику предъявляются особые требования, это связано с преодолением стереотипов, сложившихся в обществе. Именно поэтому имидж женщины-политика должен сочетать в себе и мужские, и женские качества. Гендерные стереотипы являются одним из самых влиятельных факторов в формировании имиджа женщины-политика. В данной статье анализируется специфика и эволюция политического имиджа на примере ярких женщин-политиков Т. Мэй и Ю. Тимошенко.
Ключевые слова: политический имидж, имидж женщины-политика, политическая имиджеология, политик, гендерные стереотипы, эволюция политического имиджа, политическая культура, имиджевые характеристики, женщина-политик, формирование политического имиджа, гендерный аспект политического имиджа.
WOMAN IN POLITICS: EVOLUTION OF THE IMAGE BASED ON THE EXAMPLE OF THERESA MAY AND YULIA TYMOSHENKO
© 2020
Vasilenko Sergey Aleksandrovich, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Theory and Practice Department of Foreign Languages Debolskaia Alina Aleksandrovna, graduate student Peoples' Friendship University of Russia (117198, Russia, Moscow, Miklukho-Maklaya Street, 9, e-mail: [email protected])
Abstract. According to political scientists, women's participation in the social and political life of the country is a sign of the maturity of the society. It is worth noting that over the past decades the number of women in government positions in most countries has increased significantly. This indicates a change in the historical phenomenon of women lagging behind men in terms of representation in legislative bodies and executive authorities, as well as in the leadership of political parties. Thus, it is interesting to consider the role of women in the political life of a country on the example of the UK and Ukraine, where attitude towards women-politicians differs, and to study the evolution of the image of women-politicians on the example of prominent politicians of these countries. Political self-identification of voters is focused mostly not on party programs but on political leaders' image emerging in the mass consciousness. In this context, it is important to study the problem of the use of gender stereotypes in political imageology. There are special requirements for a female politician, this is due to overcoming stereotypes that have developed in society. That is why the image of a female politician should combine both male and female qualities. Gender stereotypes are one of the most significant factors in creating the image of a female politician. This article is devoted to the specifics and evolution of political image on the example of outstanding women politicians Theresa May and Yulia Tymoshenko.
Keywords: political image, image of a woman in politics, political imageology, politics, gender stereotypes, evolution of political image, political culture, image characteristics, woman in politics, formation of political image, the gender aspect of the political image.
ВВЕДЕНИЕ
Изменение, эволюция и часто стереотипизация имиджа женщины-политика сделали проблему исследования политического имиджа еще более актуальной. В современном мире избиратели часто ориентируются не на партийные программы и предвыборные кампании, а на имидж политиков, созданный политтехнологами и представленный обществу через СМИ. В связи с этим изучение вопроса использования гендерных стереотипов в создании имиджа политика (особенно женщины-политика) нам представляется актуальным. Проблема эволюции имиджа женщины-политика вызывает закономерный интерес исследователей, так как в настоящее время на мировой политической арене появилось много выдающихся женщин-политиков, и их число постоянно растёт.
Анализ научной литературы показывает, что актуальность проблемы определяется не только ее слабой изученностью, но и теоретической и практической значимостью возрастающего влияния тендерного фактора на современную политику европейских стран. Исследование воздействия гендерных стереотипов на общество в настоящее время - одно из перспективных направлений в области социально-гуманитарных наук, однако степень изученности данного вопроса недостаточна.
Среди исследователей, изучающих факторы формирования имиджа женщины-политика и гендерные стереотипы в сферах политики и международных отношений, важно выделить Е.А. Баллаеву [1], Н.А. Васильеву [2], В.Е. Васильева [3], К.В. Власову [3], А.Г. Рыжкову [4], Д.О. Селентьеву [5], Э.И. Кашапову [6], Е.Б. Курганову [7], К. Цобор [7].
Vasilenko Sergey Aleksandrovich, Debolskaia Alina Aleksandrovna WOMAN IN POLITICS: EVOLUTION OF THE IMAGE BASED ..
political sciences
Изучение вопросов неравного доступа к управлению, проблем тендерного восприятия находится в центре внимания многих ученых. Многие из них посвящают свои исследования гендерной проблематике в создании мужских и женских политических имиджей в средствах массовой информации: Д.В. Будько [8], О.Е. Аграшева [9], В.Н. Зелова [10] и др. [11, 12].
Имидж и деятельность женщин в современной украинской политике были изучены такими исследователями как, например, Н.В. Деренчук [13], В.В. Фесенко [14].
Среди публикаций, направленных на исследование деятельности женщин-политиков в Великобритании, следует выделить работы, посвященные Маргарет Тэтчер и Терезе Мэй, их политической карьере и политике. Глубокие аналитические тексты были написаны отечественными исследователями Е.С. Орловой [15], И.И. Явновой [16], В.В. Заликовой [17], А.Д. Соколовой [17], А.В. Ивановой [18], А.Е. Михайловым [18]. Кроме того, нельзя не отметить исчерпывающие работы зарубежных авторов: К. Огдена и Ж.Л. Тьерио.
Анализ отечественной и зарубежной литературы по изучаемому вопросу позволяет нам сделать вывод о том, что гендерный аспект формирования политического имиджа изучен недостаточно полно, так как подобные исследования фокусируются в основном на маскулинной модели политического лидерства.
Вследствие этого возникает проблема слабой изученности влияния гендерного фактора на специфику восприятия женщины-политического лидера и эволюции ее имиджа.
МЕТОДОЛОГИЯ
В данной статье мы ставим перед собой цель проанализировать факторы формирования политического имиджа на примере ярких женщин-политиков и определить степень влияния гендерных стереотипов на их имидж.
Восприятие избирателем имиджа политика зависит от таких факторов, как установки массового сознания, фобии, предрассудки, социокультурные схемы и стереотипы. Также необходимо упомянуть, что политические предпочтения избирателя формируются с учетом политических традиций страны и его представлений об участии и мужчин, и женщин в политике [19]. Несмотря на процессы глобализации и вестернизации, исламская политическая культура, например, жёстко ограничивает участие женщин в политике, не рассматривая их даже в качестве низовых политических руководителей (избрание Тансу Чиллер в Турции и Беназир Бхутто в Пакистане на высшие посты - скорее исключение, чем правило).
Изучив факторы формирования политического имиджа, мы обратили внимание, что гендерные признаки играют в этом процессе значимую роль. И несмотря на то, что в последнее время в мире возросла тенденция к унисексу в одежде и поведении, традиции и обычаи все же диктуют разные модели поведения для мужчин и женщин. Общество позитивно воспринимает мужчин-интровертов, немногословных, склонных выражать свои идеи и мысли, но сдерживающих свои чувства и эмоции, трудолюбивых и целеустремленных, демонстрирующих свою силу и хладнокровие. Однако образ успешной женщины-политика в обществе ассоциируется с женщиной-экстравертом, кроме того, зачастую ей приписывается ряд типично «мужских» черт [5].
Удачное сочетание фемининных и маскулинных качеств в политическом образе, помогает в создании востребованного и эффективного имиджа. Именно на этом этапе создания имиджа происходит манипулирование гендерными стереотипами [6].
Говоря о различиях в политическом имидже мужчины и женщины, необходимо упомянуть следующие особенности. Имидж политика формируется на основании ментальных характеристик народа. Среди характеристик мужественности выделяют следующие черты: чест-
ность, решительность, остроумие, твёрдость характера. Как мы уже отметили, женщинам-политикам приписывают «мужские» характеристики, что ведет к минимизации женских черт в их имидже. Женщинам-политикам советуют делать короткие стрижки, быть представительницами «мужских» профессий и т.д. В то же время им необходимо использовать в своем имидже и женские характеристики, такие как артистизм, гибкость, мягкость и интуицию [3].
Нельзя не упомянуть, что социальные условия также оказывают влияние на «общий» образ политика. В массовом сознании сила, сдержанность, власть, твердость характера в первую очередь ассоциируются с мужественностью [5].
В обществе женщина не воспринимается только как политик. К ней предъявляют особые требования. Это связано с преодолением стереотипов, сложившихся в обществе. Именно поэтому имидж женщины-политика должен представлять собой «золотую середину» между мужскими и женскими характеристиками. Так женщина-политик может демонстрировать свои силу и самообладание [3].
Имидж «железной леди» стал образцом, так как в профессиональном плане показывает мужские характеристики, но биологически заполняется женщиной - такими ролями как жена и мать [7]. Резюмируя, мы можем сказать, что эффективный имидж успешной женщины-политика - это имидж уверенной в себе женщины, яркой личности, женщины, которая умеет оперативно переключаться между социальными ролями и достойно реагировать на критику.
Идеи, которые несут в себе стереотипы - это основа восприятия характеристик имиджа: персональных, социальных, символических. Гендерные стереотипы также считаются основой маскулинности и феминин-ности в создании имиджа политика. Так появляются определенные гендерные модели поведения, каждая из которых имеет свой набор имиджевых характеристик. Создание удачного политического имиджа подразумевает использование гендерных стереотипов в качестве важного инструмента воздействия на избирателей и аудиторию в целом [4]. Важно отметить, что имидж политика не является чем-то неизменным - до избрания президентом США Джона Кеннеди считалось, что рядом с первым лицом должна быть неприметная «серая мышь», с которой бы отождествляла себя средняя домохозяйка. Жаклин Кеннеди была красивой, умной женщиной, одевавшейся у лучших кутюрье мира, и ей удалось переломить стереотип «хранительницы очага», она не только добавила мужу популярности, но и получила от избирателей титул «американской королевы». И хотя действующим политиком она не была, её влияние на имидж политика (мужа) было бесспорным.
В процессе создания политического имиджа используются характеристики традиционных гендерных образов, укоренившихся в массовом сознании. Они позволяют разрабатывать имиджевые стратегии, являясь идеалами маскулинности и фемининности. Самые распространенные стереотипы оказывают основное воздействие на формирование набора имиджевых характеристик политика. Имидж как мужчины, так и женщины во многом определяется гендерными моделями поведения. Каждой из таких моделей соответствует свой имидж [6].
В то же время большое влияние на восприятие имиджа политика оказывают социокультурные схемы и стереотипы, укоренившиеся в массовом сознании относительно роли и образов мужчин и женщин в политике [7]. Вероятно, именно влияние консервативных стереотипов сознания в США стало причиной проигрыша Хиллари Клинтон, хотя она и победила по количеству голосов. Сходные процессы мы можем наблюдать и во Франции: хотя эта страна и является европейской и толерантной, но женщина здесь скорее жена, возлюбленная, яркая актриса, чем политик. Максимум - женщина-министр,
политические науки
Василенко Сергей Александрович, Дебольская Алина Александровна ЖЕНЩИНА-ПОЛИТИК: ЭВОЛЮЦИЯ ИМИДЖА НА ПРИМЕРЕ ...
лидер партии (М. Ле Пен), но не президент. В России, где уровень представительства женщин в парламенте на низком уровне, также практически невозможно представить женщину на посту президента.
Очень важно отметить, что формирование имиджа женщины-политика в контексте гендерных стереотипов осуществляется намного сложнее, чем имиджа мужчины-политика. Это связано с высокой степенью консервативности массового сознания: женщину не воспринимают только в роли политика. Общественность предъявляет к женщине-политику особые требования, что связано прежде всего с преодолением сложившихся стереотипов [6]. Депутат первой Государственной Думы Галина Старовойтова, претендовавшая на пост министра обороны в правительстве Гайдара, подчёркивала, что при всех прочих одинаковых требованиях, при выдвижении на любой пост, в России женщина-политик должна быть на «три головы выше мужчины», профессиональнее и компетентнее своего конкурента.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Мы выделили группу факторов формирования политического имиджа и факторов, влияющих на него, которой придерживались при анализе имиджа Т. Мэй и Ю. Тимошенко:
• Историко-культурологический фактор, который включает в себя исторически сложившуюся систему отношений в обществе;
• Политический фактор, который описывает политическую среду, участие женщин в политике, политическую культуру, политические взгляды и действия лидера;
• Социально-психологический фактор, включающий в себя гендерный и личностный факторы.
Имидж Терезы Мэй выглядит следующим образом.
Великобританию можно назвать одной из самых прогрессивных стран, в плане прав женщин. Они обладают равными правами с мужчинами во всех сферах жизни, часто занимают руководящие посты и принимают активное участие в политике. Однако при всем этом Великобритания не относится к числу стран с высоким уровнем участия женщин в политике. До 1997 г. доля представительства женщин в парламенте была крайне низкой. Лишь после выборов 1997 г. она возросла до 18,2 %, а в 2010 г. до 22 % [20].
Тереза Мэй знаменита своим персональным стилем. Она практически не выходит из дома без громоздких бус на шее. С помощью этого приема Т. Мэй формирует образ «железной леди», настраивая себя на жесткую риторику предстоящего мероприятия. Т. Мэй также известна за экстравагантный выбор туфель. Этот элемент стиля служит ей и для того, чтобы настроить прессу на шутливый лад и снизить напряженность.
Основным оттенком одежды Мэй является темно-синий цвет. Это официальный цвет Консервативной партии. Но, как правило, если Т. Мэй намеревается противопоставить свой курс курсу своих однопартийцев, она выбирает ярко-красный [18].
Анализ политических выступлений Терезы Мэй позволяет охарактеризовать ее как компетентную в риторике личность, способную аргументировано и четко призвать аудиторию к необходимым действиям.
В качестве личностных характеристик Т. Мэй мы можем выделить внешнюю холодность, жесткость и другие стереотипы именно мужского поведения. Таким образом, можно сделать вывод, что Терезой Мэй был сознательно выбран образ «железной леди» с традиционными женскими чертами.
Оценивая политический имидж Юлии Тимошенко, мы пришли к следующим выводам.
В данный момент обстановка на Украине крайне сложна. С одной стороны, отмечается высокий уровень образованности женщин, но с другой стороны, Украина переживает этап глубокого экономического кризиса, оказывающего влияние на усиление патриархальной
идеологии и патриархальных отношений в стране.
Представительство женщин во власти Украины является довольно низким. Однако парламентские выборы в 2007 году обозначили перемены. Сегодня можно проследить тенденцию роста числа женщин-политиков [21].
Важную роль в создании имиджа Юлии Тимошенко сыграл ее яркий визуальный образ. Ее коса обсуждается не меньше, чем ее политика и роль в правительстве страны. Коса, являясь традиционной украинской прической, символизирует приверженность Юлии своей стране. Эту прическу стилисты придумали Тимошенко в 2001 году, и считается, что ее смена - предвестник радикальных изменений. Так было в 2004 году, когда Юлия распустила косу и был назначен третий тур президентских выборов. В январе 2007 она снова распускает волосы, и в этот день Блок Тимошенко инициировал начало роспуска Верховной Рады. В 2016 году Тимошенко вновь решила расплести косу, когда в Раде решалась судьба кабинета министров, а возглавляемая ей фракция была одним из инициаторов отставки правительства [22].
Юлия Тимошенко считается талантливым и неутомимым оратором. Одной из составляющих имиджа Тимошенко является тот факт, что до 30 лет она не говорила по-украински и выучила язык за несколько месяцев для того, чтобы соответствовать образу «истинной украинки» (отец Юлии - армянин, мать - русская, девичья фамилия - Григян) [13].
Юлия Тимошенко имеет имидж харизматичного, талантливого и умного политика, и при этом никогда не забывает, что она женщина: как бы ни было эффективно использование мужских черт в создании имиджа женщины-политика, в имидже Юлии они используются по минимуму. Ее отличительно женскими чертами являются тонкое понимание любой аудитории и умение находить с ней контакт.
ВЫВОДЫ
Таким образом, мы пришли к подтверждению сделанного нами ранее вывода о том, что имидж политика создается на основе восприятия гендерных стереотипов, укоренившихся в массовом сознании, и складывается из трех групп имиджевых характеристик: персональных, социальных и символических.
Анализ гендерных особенностей и эволюции имиджа женщины-политика (на примере Т. Мэй и Ю. Тимошенко) показал, что рассматриваемые факторы (историко-культурологический, политический и социально-психологический) играют важную роль в создании имиджа женщины-политика.
При сравнении имиджа Т. Мэй и Ю. Тимошенко, мы пришли к выводу, что в создании и эволюции их имиджа наблюдается довольно много схожих черт. И Т. Мэй, и Ю. Тимошенко воспринимают как «железных леди», но если Т. Мэй старается придерживаться «золотой середины» между мужскими и женскими качествами в стиле, одежде и речевом поведении, то Юлия Тимошенко всегда остается женщиной.
Рассмотренных женщин-политиков также объединяет тот факт, что ни одна из них не смогла долго удержаться на вершине «политического олимпа» при всей скрупулёзности создания положительного имиджа.
Что касается Юлии Тимошенко, то причина падения ее рейтингов заключается в том, что у нее уже нет своей особой программы, она не предлагает никаких новых идей и путей решения проблем страны. За время пребывания на посту премьер-министра она не совершила никаких ярких прорывов, а сегодня электорат уже ассоциирует ее с прежней политической элитой, которая загнала страну в тупик. Эти же обстоятельства определили её неудачу на президентских выборах 2019 года. Вследствие этого можно сделать вывод, что несмотря на старания и продуманность в создании имиджа, ей так и не удалось закрепиться на высших должностях.
Терезе Мэй, напротив, было проще занять устойчивое положение в политике Великобритании, так как
Vasilenko Sergey Aleksandrovich, Debolskaia Alina Aleksandrovna political
WOMAN IN POLITICS: EVOLUTION OF THE IMAGE BASED ... sciences
явление женщины-политика в данной стране довольно привычное событие (этому способствовало и правление королевы, и политический успех Маргарет Тэтчер), однако успех Т. Мэй не был продолжительным, так как ее правление вскрыло ее неспособность решить ни одну серьезную проблему. Сложившийся за время правления негативный имидж сыграл не последнюю роль в провале консерваторов на выборах. За время премьерства Т. Мэй консерваторы потеряли большинство мест в Палате общин, а премьер-министра все чаще стали называть нерешительной и непоследовательной: она была сторонницей членства Великобритании в ЕС, потом она стала противницей евроинтеграции, Мэй неоднократно заявляла, что досрочных выборов не будет, а потом назначила их. Т. Мэй и ее однопартийцы допустили ошибки и в вопросах социальной политики. Головокружительный взлёт, использование референдума, презрение ко многим политикам сыграли с Терезой Мэй злую шутку: во многом правильные предложения и заявления политика воспринимались сквозь призму её образа. Чрезмерная уверенность в себе, своем правительстве и своей партии привела к непреодолимому желанию граждан «поставить Терезу на место».
Таким образом, мы видим, что невербальные компоненты (стиль, мимика, жесты) вносят важный и весомый вклад в создание имиджа женщины-политика, но дополнением ко всему этому обязательно должны быть успешные результаты деятельности по управлению государством.
Кроме того, мы выяснили, что образ кандидата, создается с учетом запросов электората и определенных тенденций в политике. Основная аксиома проста: политик и избиратели обычно не имеют выхода друг на друга и общаются посредством СМИ. Население ярко реагирует на картинку, созданную имиджмейкерами. И часто выбор граждан не сходится с реальностью, так как обычно этот выбор относится именно к образу кандидата, созданному на экране, а не к самой личности. Этой причиной мы и можем объяснить то, что описываемые нами женщины-политики стали «уходящими фигурами», так как за хорошо продуманным ярким имиджем на деле обнаружились недостаточные политические способности. И, хоть упомянутым женщинам-политикам удалось в разное время достичь серьезных успехов в политической карьере, этот успех оказался недолгим.
Так, женщина-политик предстает перед избирателями не самой собой, а в образе, созданном имиджмейкерами, том, при помощи которого она имеет наибольшие шансы завоевать электорат.
В данной теме еще достаточно неизученных аспектов, в особенности практического анализа политического имиджа женщин-политиков. Перспективно более детально рассмотреть влияние гендерных факторов на имидж политика, также исследовать влияние на эволюцию имиджа женщин-политиков таких составляющих как тип политического режима и исторический фон страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баллаева Е.А. Гендер и глобализация: теория и практика международного женского движения. М.: Книжный дом «Университет», 2016. 135 с.
2. Васильева Н.А. Страны АТЭС: гендерный аспект. СпбГУ, 2015. 31 с.
3. Васильев В.Е., Власова К.В. Основные особенности формирование политического имиджа женщины политика: гендерные аспекты //Вестник современных исследований. 2018. № 6.1 (21). С. 190-192.
4. Рыжкова А.Г. Влияние стереотипов на гендерную асимметрию политического лидерства // Modern Science. 2019. № 12-4. С. 241-244.
5. Селентьева Д.О. Формирование имиджа женщины-политика в современном политическом пространстве // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 7-5 (16). С. 162-165.
6. Кашапова Э.И. Имидж женщины-политика // Теория и практика современной науки. 2017. № 10 (28). С. 87-91.
7. Курганова Е.Б., Цобор К. Имидж европейской женщины-политика: соотношение слагаемых // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (28). С. 111-114.
8. Будько Д.В. Гендер и политика: языковые особенности жен-
щин-политиков //Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. № 2. С. 506-510.
9. Аграшева О.Е. Гендер в междискурсивном пространстве политического и экономического дискурсов (на примере выступлений американских женщин-политиков) //Россия и Запад: диалог культур. 2019. № 22. С. 73-78.
10. Зелова В.Н. Гендерные стереотипы в средствах массовой информации // Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8. № 2. С. 173-178.
11. Орлова Л.В. Гендерный аспект политического участия женщин в странах Таможенного Союза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 110-113.
12. Дзагурова Н.Х. Нормативно-правовая основа политической деятельности современных женщин // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 472-475.
13. Деренчук Н.В. Влияние языковых репрезентантов на формирование имиджа современного украинского политического деятеля // European Journal ofLiterature and Linguistics. 2017. № 1. С. 15-18.
14. Фесенко В.В. Политическая элита Украины: противоречия формирования и развития //Полис. Политические исследования. 1995. № 6. С. 87-94.
15. Орлова Е.С. Маргарет Тэтчер. Становление «железной леди» // Студенческий вестник. 2018. № 1 (21). С. 36-38.
16. Явнова И.И. Внутриполитическая деятельность консервативного правительства Маргарет Тэтчер (1987-1990) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12-2 (62). С. 215-217.
17. Заликова В.В., Соколова А.Д. Маргарет Тэтчер: черты лидерства // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2018. № 2 (22). С. 149-156.
18. Иванова А.В., Михайлов А.Е. Образ премьер-министра Великобритании Терезы Мэй в англоязычных политических карикатурах с 2016 года // Социосфера. 2017. № 4. С. 217-223.
19. Суворова И.С. Политический имидж: теоретические основания // Успехи современной науки. 2017. Т. 6. № 2. С. 185-190.
20. General election 2019: Theresa May re-elected with reduced majority [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bbc.com/ news/election-2019-50772311 (дата обращения 03.04.2020).
21. Попов Д., Мильштейн И. Оранжевая принцесса. Загадка Юлии Тимошенко. М.: Издательство Ольги Морозовой, 2006. 400 с.
22. Коса незалежности: Как менялся имидж Юлии Тимошенко [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.ru/ daily/26493/3363077/(дата обращения 03.04.2020).
Статья поступила в редакцию 14.04.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020