ЖЕНСКАЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ Киркина Н.В.
6.2. ЖЕНЩИНА НАРКОМАНКА И НАРКОПРЕСТУПНИЦА
Киркина Надежда Валерьевна, соискатель. Место учебы: Саратовская государственная юридическая академия. Подразделение: кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье на основе проведенного автором исследования рассматриваются личностные особенности женщин, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; устанавливается взаимосвязь женской наркомании и женской наркопреступности.
Ключевые слова: женская наркопреступность, женщины-наркоманки, особенности личности женщин-наркопреступниц.
A WOMAN DRUG-USER AND A DRUG-RELATED CRIMINAL
Kirkina Nadezhda Valerievna, competitor. Place of study: Saratov state law academy. Department: criminal and executive law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: Personal characteristics of women committed crimes connected with drug trafficking are revealed in the article on the basis of the research done by the author. Feminine drug addiction and feminine drug-related crimes are interrelated.
Keywords: feminine drug-related crimes, women drug-users, personal characteristics of women committed drug-related crimes.
Характерной чертой современного общества является все большая криминализация женщин. Если в 1993 году удельный вес женщин среди выявленных преступников составлял 11,2%, то в 2012 г. - уже 15,3%. Женщины все больше стали совершать преступления в сфере экономики, а также тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Проводимое нами криминологическое исследование проблем женской наркопреступности позволило выделить некоторые особенности личности женщин, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Характерно, что основная масса таких лиц употребляли наркотики сами.
Если говорить о женщинах, подверженных наркозависимости и в силу этого совершающих те или иные преступления (выражающиеся, прежде всего, в незаконном наркообороте), то их доля в общей массе таких лиц составляет примерно 25%. Из числа женщин, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, две трети (65%) - наркоманки, которые, однако, довольно часто (32%) таковыми себя не признают.
Установлено, что период, в течение которого женщина становится наркоманом, колеблется в пределах от 2-3 недель до 2-3 лет. Лечение обычно мало что дает, хотя пресса и пестрит объявлениями о предоставлении соответствующих услуг и об эффекте излечения чуть ли не на первом приеме. По данным изученных уголовных дел о совершенных женщинами наркопреступлениях, 79% женщин-наркоманок в период между нахождениями в исправительных учреждениях пару раз лечились от наркозависимости, но результаты оказались нулевыми. У мужчин временной период «созревания» наркомании отодвинут до пределов от 2-3 месяцев до 5-6 лет. Все зависит от часто-
ты употребления наркотиков, их вида, размера дозы и особенностей организма.
Если у женщин пик наркозависимости выпадает на возраст 18-20 лет, а пик наркопреступности - на возраст 20-24 года, то у мужчин, соответственно, на возраст 18-19 и 19-20 лет. Таким образом, к моменту совершения наркопреступлений женщины, как и мужчины, уже имеют определенный «стаж» употребления наркотиков. У женщин он составляет примерно полтора-два года, а у мужчин - год-полтора. Некоторое «отставание» женщин по этим показателям объясняется их большей осторожностью, повышенной чувствительностью к опасности, которая таится в употреблении наркотиков и в совершении наркопреступлений. К сожалению, с годами этот сдерживающий фактор («барьер») оказывается все более хрупким и легко «проламывается» наркокриминогенными факторами, существенным образом активизировавшимися (обострившимися) в последние полтора-два десятилетия.
Выявленные в период с 2005 по 2012 год факты совершаемых женщинами наркопреступлений, например, в Чувашской Республике, Нижегородской области и Алтайском крае распределились следующим образом: наркопреступления, квалифицированные по от. 228 УК РФ - 37%; по от. 228.1 УК РФ - 60% и по от. 228.2-233 УК РФ - 3%. При этом удельный вес тяжких и особо тяжких наркопреступлений составил 70%.
В основном, в перечень для употребления у наркопреступниц входят следующие наркотики следующие: марихуана -89% случаев, героин - 7%, опий - 3%, гашиш, гашишное масло, опий ацетилированный - 1%. Выявлено фактов хранения наркотиков - 45%, приобретения - 42 %, перевозка, изготовление и переработка наркотиков -13%.
Анкетирование женщин, подверженных наркозависимости, совершивших наркопреступления и отбывающих за них лишение свободы в женских исправительных колониях, показало, что среди них 72 % русских, а остальные - иных национальностей.
Средний возраст, в котором женщины совершили наркопреступления -28 лет. Разбег параметра составляет 17-44 года, в том числе: совершивших наркопреступления женщин в возрасте до 18 лет - 20 %; в возрасте 18-25 лет - 32 %; 26-30 лет - 24 %; 31-40 лет - 20 %; старше 40 лет - 4 %.
Большая часть осужденных женщин совершила свои наркопреступления по месту проживания (72 %). 52 % женщин-наркопреступниц не были замужем, 20 % - состояли в зарегистрированном браке, 8 % - состояли в гражданском браке, 16 % -находились в разводе и 4 % - являлись вдовами.
Из тех женщин, которые состояли в официальном или гражданском браке, никто взаимоотношений со своими мужьями не поддерживал. Семей фактически не существовало.
Не имели детей 56 % обследованных женщин. Никто из обследованных женщин-матерей никаких отношений с детьми не поддерживал, а большинство из них (84 %) вообще ничего не знало об их судьбе.
Не работали и не учились на момент совершения преступления 24 % обследованных женщин-
наркопреступниц. Наиболее распространенное место работы: магазины, салоны, фирмы, строительные организации; должности: продавец (20 %), бухгалтер (12 %), оператор (12 %), зав. складом, ветеринар, няня в детском саду, таможенный декпаратор, лаборант химического анализа, бухгалтер, экономист, повар ресторана, хозяйка косметического салона, штукатур-
157
4'2014
Пробелы в российском законодательстве
маляр. Таким образом, основной род занятия будущих женщин-наркопреступниц - непроизводственная сфера деятельности. Именно она и должна стать главным объектом наркопрофилактической деятельности соответствующих органов и общественности.
Образование осужденных женщин характеризовалось следующими показателями: 32 % - общее среднее образование, столько же -среднее специальное (швея, ветеринар, правовед по социальному обеспечению, математик-программист), 28 % - неоконченное среднее, 4 % -неоконченное высшее и столько же (4 %) - высшее.
Отбывающие наказание в местах лишения свободы женщины-наркоманки примерно на половину (52 %) -из неполных («ущербных») семей, на треть (34 %) - из семей, отягощенных алкоголизмом, наркоманией, криминальной и (или) иной губительной психопатологией, 27 % - женщины так называемого «легкого» поведения, то есть проститутки, обитатели (бомжи) разного рода притонов, чердаков, подвалов, свалок, трущоб, полуразрушенного, ветхого или совершенно непригодного для проживания «жилого фонда».
Многие из женщин-наркопреступниц (30 %) бросили учебу, в том числе 28 % - из-за отсутствия желания учиться, 25 % - хотели иметь личный заработок, 16 % -любительницы интимных отношений с мужчинами, 3 % - оказались в состоянии беременности, родили ребенка или были вынуждены прибегнуть к искусственному прерыванию беременности.
Женщина-наркоманка довольно часто становится своего рода «передаточным звеном» в системе «оптовик-потребитель». В качестве оптовых сбытчиков довольно часто выступают лица цыганской национальности, а также приехавшие «на зароботки» из Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Казахстана, Украины, Литвы, Польши и некоторых других государств.
«Оптовики», как правило, избегают контактов с потребителями наркотиков, ограничивая взаимоотношения, с двумя-тремя розничными торговцами, которыми чаще всего как раз и становятся женщины, впавшие в наркозависимость.
Во многих случаях женщина совершает наркопреступление в состоянии глубокой личностной деградации, связанной с наркотическим опьянением и его последствиями в виде состояния абстиненции, выражающейся в острой потребности в очередной «дозе» («ломка»), что ставит ее на грань невменяемости. Данное обстоятельство, к сожалению, далеко не всегда учитывается следствием и в суде.
Ударяя, прежде всего, по женщине, наркопреступность, наряду с другими факторами, представляет угрозу генофонду нации. В стране год от года рождается все больше больных детей, в том числе отстающих в физическом и интеллектуальном развитии. Множится «армия» брошенных матерями детей, которые, подрастая, познают все ужасы сиротства, беспризорности, безнадзорности.
Сказанное подчеркивает важность проблемы предупреждения женской наркомании и наркопреступности, как двух взаимосвязанных и взаимообусловленных негативных социальных явлений современного российского общества.
Список литературы:
1. Преступность и правонарушения (1989-1993). Статистический сборник. М., 1994. С.24;
2. Состояние преступности в России за 2012 год. Статистический сборник. М., 2013. С. 35.
3. Кулешова Г. П., Дадаева Ю. В. Модернизация правовых механизмов антинаркотической политики в Российской Федерации // Социально-политические науки. - 2012. - №1.
4. Зиядова Д.З., Крючков В.Г. Криминологический анализ экстремизма среди женщин в регионах Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №6.
5. Галузинский А.А. Причины и условия преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков // Бизнес в законе. - 2012. - №1.
Рецензия
на научную статью соискателя кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной юридической академии Киркиной Надежды Валерьевны на тему «Женщина наркоманка и наркопреступница»
Масштабы женского криминального наркотизма в последние годы стабильно возрастают. Официальная статистика далеко неполно отражает это опаснейшее явление, укрывая его отчасти в сведениях о других преступлениях, а отчасти - в сведениях об административных правонарушениях. Данные, которыми располагает автор статьи, дают достаточно полное представление о большой общественной опасности женского криминального наркотизма.
Эффективно противодействовать женскому криминальному наркотизму можно только на основе четко выработанного плана, включающего меры уголовноправового, уголовно-исполнительного, криминологического и общесоциального характера. В этой связи научная статья Киркиной Н.В., посвященная криминологическому анализу «Женщина наркоманка и наркопреступница», представляется особенно актуальной и важной.
Научная статья Киркиной Н.В. выполнена на основе солидной информационной базы, включающей и литературные, и нормативные, и эмпирические источники. Их обобщение адекватными методами научного познания позволило соискателю достичь результатов, в обоснованности и достоверности которых сомневаться не приходиться.
Статья соискателя содержит несомненную научную новизну, которая заключается в том, что впервые в отечественной криминологической науке исследуется тема «Женщина наркоманка и наркопреступница».
Учитывая актуальность обозначенной темы, научная статья «Женщина наркоманка и наркопреступница» соискателя кафедры уголовного и уголовноисполнительного права Саратовской государственной юридической академии Киркиной Надежды Валерьевны рекомендуется для публикации в журналах ВАК.
Зав. кафедрой криминологии и правоохранительных органов Чебоксарского кооперативного института Российского Университета кооперации, д-р юрид. наук, профессор М.А.Кириллов
158