ФИЛОСОФИЯ
ЖЕНЩИНА КАК ХРАНИТЕЛЬ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИИ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ФИЛОСОФСКОГО ТВОРЧЕСТВА В.В. РОЗАНОВА)
Усманова Лия Рафиковна, аспирант
Астраханский государственный университет 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: [email protected]
Баева Людмила Владимировна, доктор философских наук, профессор
Астраханский государственный университет 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20 а E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме семьи и пола в творчестве русского философа В.В. Розанова, а также пониманию роли и статуса женщины в системе русского мировоззрения. Авторы раскрывают сущность представлений русских религиозных философов начала XX в. в оценке понимания женской природе как хранительницы ценностей цивилизации и культуры. Объектом изучения выступает философская позиция В.В. Розанова о том, что русская культура имеет женский характер. В связи с этим мыслителем отстаивается идея, о том, что на пути эмансипационного движения, женщина не должна уподобляться мужчине и терять качества, которые даны ей от природы, которые необходимы для гармоничного развития мира.
Ключевые слова: В.В. Розанов, семейные ценности, пол, русское мировоззрение, женское эмансипационное движение, материнство
WOMAN AS А KEEPER OF FAMILY VALUES IN RUSSIA (ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF PHILOSOPHICAL CREATIVITY OF V.V. ROZANOV)
Usmanova Liya R., post-graduate student
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia
E-mail: [email protected]
Baeva Liudmila V., D.Sc. (Philosophy), Professor
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia
E-mail: [email protected]
The article is devoted to a family and sex problem in creativity of the Russian philosopher V.V. Rozanov, and also to situation to the woman in system of the Russian outlook. Moreover, in the female nature there is all necessary for civilization and culture revival. V.V. Rozanov repeatedly confirmed in the compositions that the Russian culture has female character. Therefore on a way of emancipate movement, the woman shouldn't assimilate to the man and lose qualities which are given her by nature which are necessary for harmonious development of the world.
Keywords: V.V. Rozanov, family values, sex, Russian outlook, women's emancipate movement, motherhood
Русские философы конца XIX - начала XX в. неоднократно обращались к изучению положения женщины в системе русского мировоззрения, выявлению его
взаимосвязи с ценностями общественной культуры. В ходе изучения данного вопроса, в русской философской мысли обозначилась дискуссионность, и даже полярность взглядов. Участники полемики, каждый по-своему, видели в женщине источник нравственности, сохранение которой - у одних мыслителей или требуемое изменение у других - означало достижение гармонии в обществе. Женский вопрос в России, став предметом острых дискуссий, превратился из второстепенного в один из центральных. Во многом это было связано с зарождавшимся в на рубеже веков феминистским движением, оценки которого в отечественной философии могут быть актуальны и для современности.
Особое место в этой дискуссии занимает философская позиция русского религиозного философа Василия Васильевича Розанова, в творчестве которого центральное место занимает тема семьи и пола, в частности браку он придавал сакральное значение. Автор исходил из следующих убеждений, что счастье и жизненный путь человека во многом зависят от того, как человек решит вопрос брака и семьи. Данной проблематике была посвящена работа В.В. Розанова «Семейный вопрос в России» [6], в которой автор собрал многочисленный материал по бракоразводному делу, повлиявший на улучшение законодательства в отношении семьи в России. В связи с этим, наиболее важным в этом ключе выступает отношение В.В. Розанова к женщине, рассматриваемое через призму семейных отношений. По мнению философа, эмансипировав женщину от семейного идеала и заставив ее потерять над нами обаяние женственности, мы вместе с тем искоренили в своей жизни христианское понятие о браке как о таинстве и долге и подменили его понятием о договоре, к нарушению которого, как и всякого договора, разумеется, в поводах недостатка нет и не будет. Решение данной проблемы Розанов видит в необходимости уничтожить основную причину, т.е. возвратить русскую женщину семейному очагу, изменить собственный идеал женщины.
В трактате «Женское образовательное движение 60-х гг.» высказывается позиция по проблеме эмансипационного движения 60-х гг. Автор утверждает, что женщина в процессе эмансипации: «впала бы в «мужеобразность», нарушила бы... единственный закон существа своего» [8, с. 135]. Эти идеи, о чуждости феминизма самой природе женщины, уточняются и повторяются в статье 1898 г. «Женщина перед великою задачею» [5]. Розанов считает эмансипацию «злом», которое ведет к упадку женской красоты, «выразительности женских лиц». Женщина, желая знать все, полагает философ, утрачивает свою внутреннюю красоту, внутренний мир.
В.В. Розанов утверждает, что наша культура, цивилизация, подчиняясь мужским инстинктам, пошла по «мужскому пути» - высокого развития «гражданства», воспитания «ума», с забвением и пренебрежением, всего полового, т.е. самых родников, источников семьи, нового рождения. Это привело к кризису «односторонне мужской, то есть неуравновешенной» цивилизации: «мужская агрессивность», «номинализм», «дискурсивное мышление» поставили европейские народы на грань вырождения. С «землей» вообще потеряна их связь, и она потеряна в «материнстве». С высоких культурных точек зрения «земля» и чувство «земли» есть именно материнское чрево и чувство этого чрева: так глубоко они связаны, почти сливаются. Земля - «кормилица», как «кормилица» и мать. Но мать - это «Ева», «жизнь»; «высокая жена» [5, с. 243].
Отметим важный для нашего исследования момент - Розанов считает, что перед женщиной стоит великая задача - «переработать нашу цивилизацию», приблизить ее к своему исконному пути, вернуться к своим материнским корням. Задача женщины заключается в объединении своих инстинктов и посвящении себя возрождению семейных ценностей, «домашнего очага», сохранения «женственности», соблюдения вечных в природе, но в искусственной цивилизации могущих быть разрушенными черт «материнства», «семьянинки», «хозяйки» дома. Все эти ценности заложены природой в целомудренной девушке, лишь стоит только к ним прислушаться. «Ибо
какова женщина, такова есть или очень скоро станет культура» [5, с. 231]. Таким образом, В.В. Розанов видит в женщине спасение культуры, цивилизации.
Для России характерно особое осознание роли женщины как материнского начала, влияния матери на гражданское воспитание детей, на их нравственный облик. Именно это предназначение женщины определяло споры об образовании женщины и ее положении в обществе. Влияние женщины как матери определяло значимость решения женского вопроса не только для самой женщины, для мужа и детей, но и для всего общества в целом. Исходя из этого аргумента, высокая оценка материнства, признание исключительной роли матери в воспитании [10, с. 133]. По мнению Розанова, женщина является трепетным хранителем и стражем здоровья детей, так как вынашивает в своих недрах это здоровье, и это биологическое здоровье человека никому так не близко, как женщине. Автор упоминает о неком «разделении труда» между мужчиной и женщиной, которое заложено природой и инстинктами. Здоровье ребенка возможно и дорого отцу, но не в той мере как матери: она не только охраняет их от болезни, но и заботится о поддержке, расцвете, полноте сил. В соответствии с женской природой, которая является мировым станком, на которой ткется мировая вся ткань мировой жизни, женщина драгоценно относится и к мужу, родителям. Все эти тезисы подчиняются правилу: «Кто сотворяет, тот и сохраняет» [3]. Розанов упоминает о работе первого Всероссийского женского съезда, который, по его мнению, сразу же обратил внимание на первоочередные недуги, подтачивающие народное здоровье -законодательное сокращение семьи, выраженное в запрещении брака офицерам и учащимся в высших учебных заведениях. Он подчеркивает, что женщина при этом руководствуется не общепринятыми идеями и шаблонами, а непосредственно чувствует данные проблемы. И в связи с этим, необходимо прислушиваться к женскому мнению по вопросам народного здоровья, так как мнение это будет вполне компетентно.
В.В. Розанов пытается развеять миф о ветрености и несерьезности женской натуры. Многие его читательницы, как он утверждает, самокритичны и строги по отношению к себе, они не страдают избытком «самовосхваления», «самовосхищения». Если мы воспримем женщину всерьез, то перед нами раскроется «осуждение и горечь о себе». ... «Дурны мы, но это оттого, что нам дурно» [4]. Философ настроен по отношению к женщине доброжелательно, достаточно чутко относился к их слабостям и заслугам. Более того, он был убежден в том, что женщина и способна на подвиг, но тем не менее, следуя своей концепции семьи и пола, философов убежден, что чаще и удачнее она реализует себя как «хозяйка» и «домоводка». В частности, Василий Розанов писал: «Как героизм в мужчине конечно есть добродетель, - так главная добродетель в матери и жене, есть изящество манер, миловидность (другое, чем красота) лица, рост небольшой, но округлый, сложение тела нежное, не угловатое, ум проникновенно-сладкий, душа добрая и ласковая. Это те, которых помнят; те, которые нужны человеку, обществу, нации; те, которые угодны Богу и которых Бог избрал для продолжения и поддержания любимого своего рода человеческого».
Низкая оценка женственности в европейской мысли обосновывалась скрыто или явно низкой оценкой приватной сферы; только публичная сфера оценивалась высоко. В сочинениях Розанова происходит переоценка ценностей; пол, семья не менее важны чем, например, творчество. В приватной сфере и следует искать великое призвание женщины - брак «должен быть центром особенно светлого и безгрешного настроения», тем более что сфера частной жизни, как показывает мыслитель в статье «Женщина перед великою задачею», самым тесным образом связана с публичной.
В связи с этим, В.В. Розанов занял резкую позицию по отношению к работе австрийского философа О. Вейнингера - «Пол и характер. Принципиальное исследование» [2]. В современной ему культуре Вейнингер с ужасом наблюдает триумф женского и еврейского начал и отмирание мужественности и духовной жизни. Симптомами этого катастрофического положения, с его точки зрения, являются эффемини-зация мужчины, начавшего по-женски определять себя через половой акт и сексуальность, а также стремление женщин к общественной роли, чудовищное умножение
промежуточных половых форм и распространение еврейского «торгового духа». По Вейнингеру, все это - элементы культурной деградации, ведущей к смерти цивилизации. Чтобы свернуть с этого гибельного пути, женщине необходимо преодолеть «женское». Однако философские заключения, сделанные Розановым из описанных современной наукой феноменов половой жизни, были диаметрально противоположны выводам Вейнингера: австрийский философ был против полового влечения и сексуальности, а Розанов - обеими руками за [1]. «Девушки, девушки! Стойте в Вашем состоянии! Вы посланы в мир животом, а не головою: вы - охранительницы Древа Жизни, а не каменных ископаемых дерев, находимых в угольных копях. Охраняйте Древо Жизни - вы его Ангел «с мечом обращающимся». И не опускайте этот меч» [9, с. 103]. Он жестко отвергает и разрушает оскорбительные утверждения О. Вей-нингера в адрес женщин, изложенные им в книге «Пол и характер», подмечает огромное влияние жены на мужа.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что проблема женщины, пола, любви занимали существенное место в трудах В.В. Розанова. Признавая женственные качества русских женщин: уступчивость, мягкость, философ видит в этих качествах большую силу, в женской природе есть все необходимое для возрождения цивилизации и культуры. В.В. Розанов неоднократно подтверждал в своих сочинениях, что русская культура имеет женский характер.
Поэтому на пути эмансипационного движения, женщина не должна уподобляться мужчине и терять качества, которые даны ей от природы, которые необходимы для гармоничного развития мира.
Полагаем, что интерес к этой теме обоснован и в XXI в., когда эмансипация не только стала свершившимся фактом в развитых странах, но и поставила перед человечеством новые проблемы. Эпоха сексуальной революции, плюрализма, снятия моральных запретов, смены гендерных ролей мужчины и женщины, разрушение института семьи и др. - принципиально изменили отношения между полами и те чувства, которые в классическом выражении формировали ценности жертвенности, заботы о Другом, верности, материнства и т.д. Современное общество переживает глубокий кризис семейных ценностей, связанных как с социокультурными, экономическими причинами, так и с процессом феминизации общества, который косвенно способствовал тому, что в «жизненном мире» современной женщины семья во многом перестала играть роль главной ценности. Именно этот фактор во многом предопределяет и то, что в России за последние 20 лет резко возросло количество детей в детских домах, которые имеют своих родителей, оставивших их по собственному желанию. Женщина сегодня играет все более яркую роль в обществе, способствуя стабилизации политической системы, снятию социальной напряженности, но на фоне этих важных процессов, важно, чтобы не оказались утрачены ценности «микросоциума», мира семьи, в условиях которого женщиной закладываются базовые ценности личности ее детей. С этих позиций, полагаем, обращение к наследию русских философов будет представлять значительный интерес и в дальнейшем.
Список литературы
1. Берштейн Е. Трагедия пола: две заметки о русском вейнингерианстве / Е. Берштейн // Независимый филологический журнал. - 2004. - № 65.
2. Вейнингер О. Пол и характер / О. Вейнингер. - Ростов н/Д., 1998. - 605 с.
3. Розанов В. В. Женщина как охранительница народного здоровья / В. В. Розанов // Собр. соч. - М. : Республика, 2004. - 469 с.
4. Розанов В. В. Евины внучки. Семейный вопрос в России / В. В. Розанов. - СПб. : Типография М. Меркушева, 1903. - Т. 1. - 312 с. ; Т. 2. - 516 с.
5. Розанов В. В. Женщина перед великою задачею/ В. В. Розанов // Религия и культура. -М. : Правда. - 1990. - Т. 1.
6. Розанов В. В. Семейный вопрос в России / В. В. Розанов. - СПб. : Типография М. Меркушева, 1903. - Т. 1. - 312 с. ; Т. 2. - 516 с.
7. Розанов В. В. Религия и культура : сб. ст. / В. В. Розанов. - Т. 1. - 245 с.
8. Розанов В. В. Женское образовательное движение / В. В. Розанов // Религия и культура. - М. : Правда. - 1990. - Т. 1.
9. Розанов В. В. Опавшие листья. Короб первый / В. В. Розанов // Уединенное. - М. : Политиздат, 1990. - 543 с.
10. Шабалкина К. В. Социально-политические и философские идеи русских мыслителей первой половины XIX века о месте женщине в семье и обществе / К. В. Шабалкина // Вестник МГТУ. - 2006. - Т. 9. - № 1.
References
1. Bershtejn E. Tragedija pola: dve zametki o russkom vejningerianstve / E. Bershtejn // Nezavisimyj filologicheskij zhurnal. - 2004. - № 65.
2. Vejninger O. Pol i harakter / O. Vejninger. - Rostov n/D., 1998. - 605 s.
3. Rozanov V. V. Zhenshhina kak ohranitel'nica narodnogo zdorov'ja / V. V. Rozanov // Sobr. soch. - M. : Respublika, 2004. - 469 s.
4. Rozanov V. V. Eviny vnuchki. Semejnyj vopros v Rossii / V. V. Rozanov. - SPb. : Ti-
pografija M. Merkusheva, 1903. - T. 1. - 312 c. ; T. 2. - 516 s.
5. Rozanov V. V. Zhenshhina pered velikoju zadacheju/ V. V. Rozanov // Religija i kul'tura. -M. : Pravda. - 1990. - T. 1.
6. Rozanov V. V. Semejnyj vopros v Rossii / V. V. Rozanov. - SPb. : Tipografija M. Merku-sheva, 1903. - T. 1. - 312 s. ; T. 2. - 516 s.
7. Rozanov V. V. Religija i kul'tura : sb. st. / V. V. Rozanov. - T. 1. - 245 c.
8. Rozanov V. V. Zhenskoe obrazovatel'noe dvizhenie / V. V. Rozanov // Religija i kul'tura. -
M. : Pravda. - 1990. - T. 1.
9. Rozanov V. V. Opavshie list'ja. Korob pervyj / V. V. Rozanov // Uedinennoe. - M. : Politizdat, 1990. - 543 s.
10. Shabalkina K. V. Social'no-politicheskie i filosofskie idei russkih myslitelej pervoj poloviny XIX veka o meste zhenshhine v sem'e i obshhestve / K. V. Shabalkina // Vestnik MGTU. - 2006. -T. 9. - № 1.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ГЕНЕЗИСА ЛИЧНОСТИ
Зырко Андрей Анатольевич, иерей, священник храма св. Иоанна Златоуста г. Астрахани
Астраханско-Енотаевская Епархия Русской Православной Церкви
414045, Россия, г. Астрахань, ул. Донбасская, 61
E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу нравственного генезиса развивающейся личности. Изучено влияние возрастно-демографического, амбивалентно-транзитивного, образовательного и девиантно-делинквентного факторов на формирование генезиса нравственных ценностей современной молодежи. В проведенных исследованиях предоставлены эмперические данные и психологические механизмы позитивного влияния на развитие нравственного генезиса личности.
Ключевые слова: личность, возрастно-демографический, нравственный генезис, амбивалентно-транзитивный, образовательный и девиантно-делинквентивный фактороы
DYNAMICS OF MORAL GENESIS EVOLUTION OF PERSONALITY
Zyrko Andrey A., priest of Saint Ioann Zlatoust’s Temple, Astrakhan
Astrakhan-Enotaevsk Eparchy of the Russian Orthodox Church
21 Donbasskaya st., Astrakhan, 414045, Russia
E-mail: [email protected]