пытается предотвратить возможный конфликт — с многоопытным Евфимием, который «посеял семя учения» в Алании задолго до учреждения там архирейской кафедры, а к моменту написания письма № 135, очевидно, был возведен в сан епископа (Николай называет его «господином» и «братом» Петра) и назначен викарием архиепископа Аланского.
По всей видимости, именно Евфимий был направлен в 917 году, вскоре после разгрома византийского войска в битве при Ахелое, с дипломатической миссией к болгарскому царю Симеону. В письме № 9, которое доставляет монарху не названный по имени эмиссар, он рекомендуется как «игумен отшельников на Олимпе», который «среди алан ... силой Всесвятого Духа посеял слово веры и был призван Богом к служению наравне с божественными апостолами» [1, а 21]. Стало быть, после 917 г. Евфимий был вновь направлен в Аланию, но, к сожалению, сведений о дальнейшем пребывании Петра и Евфимия в Алании нет — вероятно, именно поэтому С.Н. Малахов предположил, что около 918 г. Петр вернулся в Константинополь.
УДК: 433
ГРНТИ: 03.23.55
Литература:
1. Малахов С.Н. Алания и Византия. Источниковедческие аспекты политических и церковных связей. Избранные статьи. — Владикавказ, 2015. — 372 с.
2. Nicholas I, Patriarch of Constantinople. Letters. Greek text and English translation by R. J. H. Jenkins and L. G. Westerink. — Washington: Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies. Trustees for Harvard University, 1973 // Corpus fontium historiae byzantinae, v. VI. — XXXVII + 631 p. (Dumbarton Oaks Texts II).
3. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. — Владикавказ, 2002. — 159 с.
4. Кулаковский Ю.А. Христианство у алан // Избранные труды по истории аланов и Сарматии. — СПб.: Алетейя, 2000. — 320 с.
5. Белецкий Д. В., Виноградов А. Ю. Нижний Архыз и Сенты: древнейшие храмы России. Проблемы христианского искусства Алании и Кавказа. — М.: Индрик, 2011. — 392 с.
ЖЕНОТДЕЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОПАГАНДЫ И АГИТАЦИИ СРЕДИ
КРЕСТЬЯНОК И РАБОЧИХ
Кныш Анастасия Романовна
Студент,
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, факультет Исторического и правового образования,
г. Волгоград, Россия
АННОТОЦИЯ
Цель данной статьи заключается в раскрытии теме деятельности женских организаций в 20-е года XX века. Рассказать об истории создания женотделов. Методами являются изучение литературы, изучение и анализ документации, архивных источников в архиве ЦДНИВО. Вывод. Показана роль агитационно-массовой работы по ликвидации неграмотности и малограмотности, а также антирелигиозной пропаганде. Делается вывод о важности проделанной работы женотделами.
ABSTRACT
Background. The Purpose of this article is to reveal the topic of women's organizations in the 20s of the XX century. Tell us about the history of women's departments. Methods. Study of literature, study and analysis of documentation, archival sources in the archive CDNUA. Conclusion. The role of agitation and mass work on the elimination of illiteracy and low literacy, as well as anti-religious propaganda is shown. The conclusion is made about the importance of the work done by women's departments.
Ключевые слова: Женотделы. Всероссийский съезд работниц и крестьянок. Ликвидация неграмотности. Атеистическая пропаганда. Агитационно-пропагандистская работа среди женщин.
Keywords: women's Departments. All-Russian Congress of workers and peasants. Eradication of illiteracy. Atheistic propaganda. Campaigning and awareness-raising among women.
Данная работа актуальна на сегодняшний день, так как в последнее время большое влияние и полярность получают различные организации, которые борются за права женщин. Феминизм уже стал составляющим современного общества. Он появился в революционном XX веке, век, которые наделил женщин способностью выражать свою недовольство, а также политическими правами. В России женские организации, а именно женотделы
были созданы советской властью, как инструмент пропаганды. В каждом регионе, области и даже поселке был свой собственный женотдел. Такой был в Поволжье, но прежде чем раскрывать деятельность организации нужно сначала узнать о его создании.
Женская часть населения оказалась в центре внимания и стала одним из главных объектов усилий агитации большевиков, начиная с первых
дней существования советской власти. Наше сообщение посвящено деятельности женских организаций 20-х годов XX века на примере Нижнего Поволжья.
Послереволюционные месяцы, советская власть приняла ряд декретов, которые касались прав женщин: с 11 ноября 1917 запрещалась ночная смена для женщин, 27 ноября были введены специализированные выплаты и декретный отпуск, а также была утверждена равная оплата труда. В декларации "Прав трудящегося и
эксплуатированного народа" было провозглашено, что права не должны зависеть от половой принадлежности. В то время ни в одной стране Запада женщины не имели права голоса при выборах органа государственного управления. Однако, 10 июля 1918 года в Конституции Российской Советской Федеративной
Социалистической Республике за гражданами РСФСР закрепилось право избираться в партию. Осенью 1918 года по инициативе Инессы Арманд в Москве был проведен I Всероссийский съезд работниц и крестьянок, в котором участвовало более тысячи делегаток. На нем также выступил Владимир Ильич Ленин: «Преследуя социалистический идеал, мы хотим бороться за полное осуществление социализма, и здесь для женщины открывается очень большое поприще работы. Мы теперь серьезно готовимся к расчистке почвы для социалистической постройки, а самая постройка социалистического общества начнется только тогда, когда мы, добившись полного равенства женщины, примемся за новую работу вместе с женщиной, освобожденной от этой мелкой, отупляющей, непроизводительной работы. Этой работы хватит нам на многие, многие годы» [1].
Решено вовлекать работниц в члены партии и вести пропаганду среди женщин, повысить роль работниц в партийных комитетах, организовать масштабную работу в партийных организациях среди работниц, а также подготовить санитарок для Рабоче-крестьянской Красной армии.
В этом же году Центральным Комитетом РКП(б) создается комиссия по пропаганде и агитации среди женского населения, председателем которой становится Арманд. Подобные комиссии создавались везде, начиная с губернских заканчивая уездными комитетами партий.
Уже на следующий год была изменена организационная структура комитетов и комиссий РКП(б). Теперь они подразделялись на отделы. Так на основе существующей Комиссии был организован Отдел по работе среди женщин (Женотдел). Первым руководителем была Инесса Арманд. Основной целью женотделов было, создание советских женщин и строительство коммунизма.
Деятельность отдела была широка. Организовывались собрания на которых выбирались представительницы отдела -делегатки. Делегатки занимались помощью больным и раненым солдатам красной армии,
агитацией и пропагандой во время Гражданской войны и после, участвовали в борьбе с голодом и разрухой, организовывали субботники, открывали эвакуационные пункты, общественные столовые. Также создавали партийные школы в целях ликвидации неграмотности. Забота о детях и сиротах, вообще, считалась одной из важнейших задач
Благодаря Отделу по работе среди женщин, Советом Народных Комисаров были приняты различные законы, закрепляющие имущественное и правовое положение женщин.
Женотдел ЦК РКП(б) состоял из трех подотделов: подотдел печати, агитационно-пропагандистского и организационно-
инструкторского.
Организовывались они во всех уголках страны, и представители находились во всех наркомах республик. Женские отделы подчинялись партийным комитетам, но также была вертикальная линия подчинения, когда уездные и районные женотделы подчинялись губернским, губернские в свою очередь республиканским женотделам и Женотделу ЦК РКП(б).
Нижнее Поволжье имело свою специфику, поскольку это многонациональный регион, то в первую очередь обучался актив других национальностей, в частности, из поволжских немцев. В Царицынской губернии был свой женский отдел, он был одним из важнейших отделов в комитетах партии.
Первоочередной задачей была активная агитационно-пропагандистская работа среди женщин, в особенности рабочих и крестьянок. Направлена она была на формирование активной, грамотной, освобождённой от религиозного мировоззрения советской женщины. Были определены принципы работы женотделов и делегатских собраний.
Направление агитации осуществлялось по трем направлениям: Первый - борьба с неграмотностью; второй - антирелигиозная пропаганда и третий- вовлечение в партию. Основные силы должны были быть направлены на работу с работницами предприятий, крестьянкам и домохозяйкам. Определенная работа велась и среди интеллигенток. Женотдел был обязан преодолевать социальную отсталость женщин путем приобщения их к практической работе, общественно-политической жизни, повышение культуры. А также проведение работы среди мужчин так как большинство из них, не понимая всей важности, просто не пускали женщин на собрания.
В селах делегатки назначались партийными комитетами. Первоначально планировалось назначать на этот пост представительниц из рабочего класса, но позже стало понятно, что надо опираться на весь женский контингент. Также рассматривалось привлечение на эту работу мужчин. Средства для оплаты были совсем незначительны, а в некоторых случаях они и вовсе работали на общественных началах.
Пожалуй, главной задачей женотделов в 20-е годы являлась агитационно-массовая работа по ликвидации неграмотности и малограмотности. В городе женский труд давал лучшие результаты. Благодаря активной пропаганде, как со стороны правительства, так и с стороны женского отдела, женщины стали приобретать научные знания. Они посещали избы-читальни, партийные собрания, школы политграмоты.
Организационную, а вместе с ней и агитационную работу по ликвидации неграмотности проводили путем выпуска листовок, проведения делегатских собраний. Широкая печатная и устная пропаганда, подчеркивала, что малограмотность не позволяет участвовать в партийной и советской жизни, что в то время было престижным. Женотдел проводил учет неграмотных в селах и городах, подбирал «интеллигентные силы для читки лекций, докладов по научным вопросам» [2], а также находил помещение и оборудование. Во время лекций делегатки присматривали за детьми обучающихся.
Неграмотность являлась главным
препятствием женщин на пути к политическому управлению. Именно из-за это на совещании секретарей волкомов (волостные комитеты) РКП(б) и организаторов по работе среди женщин при орготделе УКОМА РКП(б) второго Донуезда был поставлен вопрос об упрощении форм отчетности [3]. Поскольку еще в 1919 году был издан Декрет по ликвидации неграмотности, по которому все малограмотные граждане в возрасте от восьми до пятидесяти лет должны пройти обучение. Обучение имело свою очередность, сначала обучались коммунистки, делегатки, а затем уже все остальные.
Местом получения знаний, проведения досуга, а вместе с тем и агитационной работы были избы-читальни. Их работа помогала крестьянкам приспособиться к новой советской жизни. В 19201921 гг. в РСФСР в целом насчитывалось свыше 25 тыс. изб-читален. Организация работы имела свои плоды, так как среди их посетителей женщин составляло около 35%.
Еще одним средством агитации стали дома, в которых проводились так называемые посиделки, народные праздники и гулянья. Различные кружки пения, рукоделия и все то же чтение газет и журналов собирали большое количество молодежи. Тем самым из-за работы по ликвидации безграмотности произошло массовое привлечение крестьянок и рабочих в активную общественно-политическую жизнь. Для женщин в ликпунктах были организованны отдельные классы, где они могли получить общеобразовательную и политическую подготовку, а затем направлялись на общественно-политическую работу. Были и те, кто продолжал обучение в высших заведениях.
Еще одним направлением работы женотдела стала атеистическая пропаганда. Все лекции для женского контингента должны были в обязательном порядке быть направлены на разрушение устоявшегося мировоззрения и
акцентировать внимание на то, что религии нет место в Советской России. Многих делегаток приглашали на проверку деятельности народного образования. Они должны были следить за тем, чтобы юных учеников настраивали против «устоявшегося мировоззрения». Что бы добиться лучших результатов проводились митинги и акции за преодоление религиозных предрассудков и обычаев. Некоторые мероприятия инициировались самими делегатками.
Праздники тесно связаны крестьянскими традициями, а вместе с тем с религией и обрядами. Поэтому очень часто народные гулянья использовались как средство вовлечения крестьян в общественную и политическую жизнь страны. Новые же советские праздники, такие как 8 марта, 1 мая и 7 ноября способствовали закреплению новых идеалов, новых традиций. Борьба с религиозными праздниками и пропаганда новых являлись одной из высших задач женотделов.
В деревне первой из задач делегаток являлась массовая работа с целью вовлечения крестьянок в переустройство сельского хозяйства.
Отдел по работе среди женщин организовывал работу партийных организаций, вел непосредственную агитацию среди работниц и крестьянок, руководил работой комсомола, пионерских отрядов, профсоюзов и Советов по решению женского вопроса.
Важность этой работы безусловна, женотделы внесли огромный вклад в формирование советской женщины. Благодаря отделу по работе среди женщин улучшилась грамотность населения. Происходило становлению новых советских ценностей, изменилось мировоззрение. Большинство женщин, которые еще вчера занимались только домом и детьми, стали активно участвовать в общественной, политической и культурной жизни страны.
Список литературы и источников
1. Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 39 «О задачах женского рабочего движения в Советской республике» / речь на IV Московской общегородской беспартийной конференции работниц. - 23 сентября 1919 г.
2.Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 12 Оп. 1. Д.13. Л. 91
3.ЦДНИВО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 13. Л. 90
4.Иевлев Н. В. Работа государственных органов по вовлечению женщин в культурную жизнь Нижнего Поволжья в 1920 1930-е годы /Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2010 г. с.169 -171
5.Ленивихина Н. О. Партийное руководство «Женской активностью» в 20-е г. Хх века на примере Нижневолжского регион / Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015 г. с.287-294
6.Шевченко Л. А. Деятельность женских организаций в системе советского общества в 1920-
е гг. (на материалах Иркутской губернии)/ Вестник Томского государственного университета. История. - 2011г. С. 120-123
7.Харитонова С. Б. Создание специального аппарата для работы среди женского населения в 1920-1930-е годы (региональный опыт)/ Вестник Чувашского университета. - 2007 г.
Ш& 94(460.285):001(09)(5-015)(043.3)
8.Козлов Ф. Н. «Женский вопрос» как элемент социальной политики советского государства в 1920-е - первой половине 1930-х годов (в контексте государственно-церковных отношений в национальных регионах Среднего Поволжья)/ Вестник Чувашского университета. -2013 г. С. 2936
THE ROLE OF THE TOLEDO AS A CENTER FOR THE TRANSFER OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE OF MEDIEVAL EASTERN SCIENTISTS TO EUROPE
Makhmudov Otabek
Doctor of philosophy (PhD) Head of Department of World History Fergana State University DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.8.75.890
ANNOTATION
In article based on the careful analysis of the scientific literature devoted to history of the translations in Spain the 12-13th centuries, opened the role of the city of Toledo as the center of distribution of scientific knowledge of scientists of the Muslim East in Europe.
Keywords: Renaissance, science, development, East and West, The Toledo School, scientists, Middle Ages, center, distribution.
Introduction
Today it is no secret that the Muslim civilization of the Middle Ages was the force that preserved ancient knowledge for Europe gave its own scientific heritage and pushed to the Renaissance.
As for the Western Renaissance itself. Then you can see in history not one Renaissance, not one Renaissance, but several. Renaissance of the XII century, which was caused by familiarity with the Muslim educational system and science. The Renaissance of the XV century, caused by the return to art, architecture and literature of ancient standards, which, again, were preserved for Europe by the Muslims. The Renaissance of the XVI and XVII centuries was again brought to life by Muslim scientific achievements in the field of astronomy, when the scientific concepts of Galileo and Copernicus were formed under the Islamic influence, which completely turned the entire worldview of Europeans.
While the middle ages in European culture are associated with all the darkest, wildest, barbarian and backward, these same middle ages for the Muslim world were the period of the highest rise and civilizational flourishing.
For several centuries, Baghdad, Damascus, Merv, Bukhara, Khorezm, and Samarkand were the intellectual centers of the entire world. These cities were the center of the largest communities of scholars, translators, scribes and book publishers engaged in the development of Muslim science, the study of the heritage of previous civilizations and its reinterpretation within the framework of Islamic traditions [8, p. 24].
The scholars of the Muslim East, who produced an incredibly powerful intellectual civilization, were admired by neighboring peoples. The desire to touch their cultural, scientific, intellectual, spiritual and material treasures was widespread among Europeans.
Introduction to the Muslim heritage and its development by Europeans began, first of all, in the border areas where the Western and Muslim worlds touched - in Andalusia, southern France and Italy, as well as in the middle East during the Crusades.
This process of cultural and scientific exchange between Muslims and Europeans has been growing and developing continuously for several centuries. At the dawn of the Renaissance, Christian Europe wore Eastern clothing, sang songs in Arabic, studied astronomy and mathematics based on the works of al-Khwarizmi and al-Ferghani, read the philosophical works of al-Farabi, Avicenna, al-Ghazali, expanded his medical knowledge with the help of the works of ar-Razi and Avicenna [2, p. 15].
The topic of how deep the influence of Muslim civilization had on medieval Europe is quite wide open. Therefore, we will focus only on some of its most interesting aspects.
In the XII - XIII centuries, the Spanish city of Toledo played the role of a kind of transit point for the transfer of highly developed Muslim science to medieval Christian Europe. Based on the results of our doctoral research on the topic "Studying the scientific heritage of Eastern scientists in the translation centers of medieval Europe", we want to reveal the role of this city as a center for the transfer of scientific knowledge of Eastern scientists in Europe.
Results of a research
Toledo is called the city of three cultures: Christian, Islamic and Jewish. Co-existing in this city for centuries, each of the cultures has brought unique features to it.
"When God created the sun, he placed it over Toledo," says an ancient legend. But the exact date when this ancient city was founded, history has not preserved. Toledo appeared early on the historical