Научная статья на тему '«Желтая пресса» в контексте проблем информационной безопасности России'

«Желтая пресса» в контексте проблем информационной безопасности России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1060
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / КУЛЬТУРНОЕ ПОЛЕ / ИДЕОЛОГИЯ / УБЕЖДЕНИЯ / ИДЕАЛЫ / КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ЖЕЛТАЯ ПРЕССА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MEDIA / CULTURAL FIELD / IDEOLOGY / BELIEFS / IDEALS / BUILDS A CULTURE FUNCTIONS / ETHICS / MORALITY / EDUCATION / TABLOIDS / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стариков Александр Георгиевич

Рассматриваются культуроформирующие функции журналистики, предполагающие распространение в обществе высоких культурных ценностей, воспитание аудитории на образцах общемировой культуры, формирование творческой личности. Дается сравнительный анализ публикаций негосударственных изданий (с 7 по 17 апреля 2011 г.), которые, пытаясь заработать деньги на свое существование, идут на все, чтобы привлечь дополнительных читателей, и государственных СМИ, имеющих поддержку из госбюджета. Объясняется, почему государственные СМИ, помещая на своих страницах исторические материалы, материалы на темы морали, воспитания, в целом культуроформирующие функции выполняют, а «свободные» СМИ от этого далеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Yellow press» in the Context of the Issues of Information Security of Russia

We consider builds a culture functions of journalism in society involving the distribution of high cultural values, education audiences on samples of world culture, the formation of a creative personality. A comparative analysis of independent editions of publications (from 7 to April 17, 2011), which are trying to earn money for their existence, going to great lengths to attract new readers and the state media, with support from the state budget. Explains why the state media, putting on their pages historical materials, the materials on the themes of morality, education, culture in general form the functions performed, and the «free» media on this far.

Текст научной работы на тему ««Желтая пресса» в контексте проблем информационной безопасности России»

УДК 316,647.8:659.3

«ЖЕЛТАЯ ПРЕССА» В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

© 2011 г. А.Г. Стариков

Донской государственный технический университет, Don State Technical University,

пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000, Gagarin Sq., 1, Rostov-on-Don, 344000,

reception@donstu. ru reception@donstu. ru

Рассматриваются культуроформирующие функции журналистики, предполагающие распространение в обществе высоких культурных ценностей, воспитание аудитории на образцах общемировой культуры, формирование творческой личности.

Дается сравнительный анализ публикаций негосударственных изданий (с 7 по 17 апреля 2011 г.), которые, пытаясь заработать деньги на свое существование, идут на все, чтобы привлечь дополнительных читателей, и государственных СМИ, имеющих поддержку из госбюджета. Объясняется, почему государственные СМИ, помещая на своих страницах исторические материалы, материалы на темы морали, воспитания, в целом культуроформирующие функции выполняют, а «свободные» СМИ от этого далеки.

Ключевые слова: средства массовой информации, культурное поле, идеология, убеждения, идеалы, культуроформи-рующие функции, мораль, нравственность, воспитание, желтая пресса, компетентность.

We consider builds a culture functions ofjournalism in society involving the distribution of high cultural values, education audiences on samples of world culture, the formation of a creative personality.

A comparative analysis of independent editions of publications (from 7 to April 17, 2011), which are trying to earn money for their existence, going to great lengths to attract new readers and the state media, with support from the state budget. Explains why the state media, putting on their pages historical materials, the materials on the themes of morality, education, culture in general form the functions performed, and the «free» media on this far.

Keywords: media, cultural field, ideology, beliefs, ideals, builds a culture functions, ethics, morality, education, tabloids, competence.

Журналистика выполняет множество функций: информационно-коммуникативную, социальной адаптации, интегрирующую, регулирующую, дифференцирующую, контрольную и ряд других. Мы остановимся на культуроформирующих функциях, которые предполагают распространение в обществе высоких культурных ценностей, воспитание аудитории на образцах общемировой культуры, формирование творческой личности.

Как же эти функции реализуются на страницах российских газет и журналов, в эфире радио и ТВ? Нами анализировались негосударственные издания (с 7 по 17 апреля 2011 г.), идущие на все, чтобы привлечь дополнительных читателей. Отметим, что государственные СМИ, имеющие поддержку из госбюджета, публикующие исторические материалы, материалы на темы морали, воспитания, в целом культуроформирующие функции выполняют, к сожалению, о «свободных» СМИ этого сказать нельзя.

Полистаем газету «Жизнь» № 14 от 6 - 12.04.2011 г. Какие нравственные и культурные ценности она прививает читателю, какие примеры для подражания предлагает? Несмотря на оптимистическое название газеты, первые семь полос здесь посвящены кончине Людмилы Гурченко. Слов нет, она великая актриса и есть что рассказать о ее творческом пути. Но «Жизнь» как типичный представитель «желтой прессы», и в трагической для многих тысяч поклонников народной артистки СССР ситуации находит «жареные» факты. Главное в публикации - драка за наследство Людмилы Марковны, которое оценивается в несколько десятков миллионов рублей, а также нежелание И. Кобзона проститься со своей бывшей женой, непоявление на Новодевичьем кладбище дочери Гурченко - М. Королевой, переживания осиротевших песиков - пинчера Пепа и тойтерьера Гаврика, почувствовавших, что «мамы Люси» больше нет. Что формирует в читательских душах такая публикация? Пожалуй, сочувствие к собачкам и презрение к Иосифу Давыдовичу и дочери, у которых были непростые отношения с Людмилой Марковной.

Впрочем, сенсации, слухи, сплетни, культ секса, жестокость и насилие - все это атрибуты и других изданий, многих программ радио и телевидения, тиражирующих антикультуру, получившую название массовой культуры. Задача массовых изданий, многочисленных телесериалов и передач навязать человеку идеологию потребительства, чтобы затем «продать» свою целевую аудиторию рекламодателям, производящим товары, соответствующие этой идеологии. Ну и еще - отвлечь читателя от реальных социальных проблем: мол, смотри свои двухсотсерийные сериалы, почитывай «желтые» газетенки и не вылезай на митинги протеста или демонстрации. Недаром на Западе теоретики журналистики называют массовые издания прессой для управляемых, а качественные издания для элитарных групп - прессой для управляющих.

Так ли это? Перейдем к другим страницам «Жизни». Почти полосу занимает материал «Дмитрий На-гиев: За ночь любви мне предлагали миллионы!», в

котором популярный актер и шоумен рассказывает о том, как богатые красотки умоляли его стать отцом их детей. Не безвозмездно, разумеется.

А разве не повысит уровень вашей культуры информация о том, что звезда «Ночного дозора» А. Самойлен-ко заказал на свой 47-й день рождения ящик вина из Италии восьмилетней выдержки, стоимость бутылки которого 4200 руб.? А материал о том, что популярная певица Максим разводится с мужем? А уж как культурно вы обогатитесь, когда прочтете рекламные материалы «Леха Казанова и сексуальная революция в бане», «Управляйте здоровьем и возрастом с помощью БАД» (уж сколько писали об аферах с БАДами! - А.С.).

Не меньше «захватывает» и следующий, 15-й номер «Жизни» от 13 - 19.04.2011 г. К радости своих поклонников певец С. Михайлов, как сообщает газета, отгрохал особняк на Рублевке за 5 млн дол. и купил роскошный дом на Адриатике. А 30-летняя красавица Р. Скоркина, которая вот уже восемь лет встречается с 74-летним премьер-министром Италии С. Берлускони, утверждает, что Сильвио - лучший мужчина на свете! Ее обольстительные пышные формы (можно видеть на фото в газете) свели с ума премьера Италии. После таких сообщений появляется особая гордость за нашу страну и ее обворожительных женщин, способных не только коней на скаку останавливать и в горящую избу входить. Еще одна обворожительная и сексуальная блондинка России К. Собчак получила в качестве премии «Ташир-2011», которая вручается звездам армянского шоу-бизнеса, квартиру в центре Еревана. Какое отношение к Армении имеет Собчак в газете не поясняется. Правда, далее сообщается, что такую же премию получил и армянин - Г. Мартиросян. Но ему подарили квартиру не в Ереване, а в Москве. Вот уж, наверное, радуются за них многодетные матери, десятилетиями стоящие в очереди на жилье, ветераны Великой Отечественной войны, многим из которых только спустя 65 лет после Победы вручили ключи от квартир. Но большинство из них так и не дожили до этого счастливого мига. Думается, что кроме раздражения и формирования социальной напряженности в обществе такие публикации не несут ничего.

Ну, а любители эротики с удовольствием насладятся фотографиями обнаженных А. Вертинской и других кинодив, снявшихся в 1994 г. в экранизации легендарного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Ю. Кары. Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что кроме эротики здесь описаны и интересные эпизоды, сопровождавшие съемки фильма и многолетний запрет его выхода на экраны. Так что это, пожалуй, единственный материал газеты, где хоть каким-то образом прослеживается культуроформирующая функция. Эти и многие другие материалы «Жизни» отпечатаны тиражом 2 млн 240 тыс. экз.

«Газета Дона» вместе с еще 26 еженедельниками, входящими в Издательский дом «Провинция», имеют более скромный суммарный тираж - 746 724 экз. Но вполне достаточный, чтобы воздействовать на сознание сотен тысяч читателей. Первая ее полоса № 14 от 06.04.2011 г. с портретом А. Пугачевой анонсирует

материал о причудах российских звезд. Далее - публикации о топ-модели Н. Водяновой, о певице Максим, которая не сошлась характером с супругом Алексеем. Шутки из Интернета, прикладная хиромантия, гороскоп, сканворд, ну и остальное, что требуется для развлечения непритязательного читателя.

Есть склонность к желтизне у «МК на Дону», «АиФа», но, в соответствии с существующей типологией, их все же следует отнести к качественным массовым изданиям. В них есть достаточно серьезных аналитических материалов, рассматривающих современные проблемы, ищущих пути их решения. Публикуются материалы по истории страны, очерки об известных людях, морали и нравственности.

А вот апофеозом антикультуры стал факт, озвученный в аналитической программе «Постскриптум» телеканала «ТВ-Центр» от 09.04.2011 г. Суть в том, что по итогам Всероссийского конкурса художников первая премия присуждена за изображение мужского члена длиною более 60 м на одном из разводных мостов нашей культурной столицы - Санкт-Петербурга. Когда мост разводился, половой орган поднимался и его хорошо было видно из окон управления ФСБ. Так «художники» выражали свой протест против деяний ЧК - НКВД - КГБ, а теперь - ФСБ. Над этим можно было бы посмеяться, если бы организаторами конкурса выступали какие-то сексуально-озабоченные олигархи или правозащитные организации, изощряющиеся в различных формах протеста. Но нет. Конкурс проходил под эгидой Министерства культуры РФ, которое наградило победителей премией в размере 400 тыс. руб. Правда, «художники» за премией в Москву приехать не смогли, так как до этого были осуждены за различные хулиганские поступки и находились под подпиской о невыезде.

Министерство же культуры в очередной раз продемонстрировало свою «высокую» компетентность и профессионализм. И сейчас, вспоминая порой не всегда оправданные запреты советских министров культуры - Фурцевой, Демичева и других, невольно думаешь, что лучше бы оставались запреты и цензура, чем подобная вседозволенность.

В этой же программе «Постскриптум» ведущие художники России И. Глазунов и Н. Сафронов были удивлены и поражены той нетребовательностью, с которой происходит отбор «произведений» на такие мероприятия. Ведь в России есть множество по-настоящему талантливых живописцев. Что это? Нежелание поддерживать таланты или целенаправленная политика Министерства культуры по искоренению нашей культуры?

Министр культуры Российской Федерации А. Авдеев заявил, что в стране катастрофически сужается культурное поле народа. Только 8 % россиян доступны библиотеки, 18 % - музеи. В целом доступ к культуре открыт лишь для трети населения [1, с. 6]. Так может быть подобными «картинками» на мостах министр пытается расширить культурное поле? Однако такие изображения мы в огромном количестве видим на заборах, стенах общественных туалетов, в подъездах жилых домов.

И сейчас, как бы кто не относился к советскому строю и соцреализму, следует признать, что тогда на культуру средств не жалели. Так, «Сталин уделял огромное внимание развитию культуры, литературы, искусства. Эти направления он держал под личным контролем, хорошо понимая, что культура - основа внутренней силы государства, ее духа. Несмотря на все финансовые трудности, на развитие культуры выделялись очень большие средства. Сталин говорил, что на это "нам денег не жалко". Государство обеспечивало выпуск кинофильмов, журналов, публикацию литературных произведений, организацию выставок, содержание музеев, работу театров» [2, с. 463].

Конечно, найдутся оппоненты, которые обвинят авторов произведений советских лет в излишней идеологизированности, следовании требованиям социалистического реализма. Все это так. Но зато никто из них не опускался до пошлости и не был растлителем нравственности нашего народа.

А разве современная «желтая» пресса не идеологизирована? Вдумайтесь в следующую цитату. Еще в 1945 г. будущий шеф ЦРУ (и высокопоставленный масон) Аллен Даллес в своей разработке «Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР» писал: «Человеческий мозг, сознание людей, способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательно необратимого угасания его национального самосознания... Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства -словом, всякой безнравственности. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности» [2, с. 455 - 456].

В этой же доктрине Аллен Даллес предлагает следующие методы работы с русской молодежью: «Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов, которым бы внушались приоритеты "общечеловеческих" ценностей над национальными и государственными, идеи глобализма, эгоизма, рассуждения, что "родина человека - весь мир", "родина там, где человеку хорошо"» [2, с. 469].

Все это активно насаждалось советскому народу в годы холодной войны радиостанциями «Голос Америки», «Свободная Европа», «Свобода», Би-Би-Си, эмигрантскими печатными изданиями. Но особенно активно воплощалось во времена горбачевской гласности и перестройки. Именно тогда в уже бесцензурные советские СМИ в виде грантов вкачивались миллионы долларов в обмен за то, чтобы «свободные» и «независимые» СМИ рассказывали «правду» о сталинском режиме, зверствах КГБ, противопоставляя все это свободному и вожделен-

ному Западу. Правда, гранты давались только в том случае, если СМИ четко и безоговорочно будут выполнять указания заокеанских грантодателей. А указания эти очень четко вписываются в доктрину Аллена Даллеса. К чему это привело, всем хорошо известно: к брожению в умах граждан нашей страны, противостоянию и в конечном итоге к развалу СССР.

Не знаю как сейчас, морально или материально поддерживаются наши «независимые» СМИ и другие «культурные» организации, но тематическая направленность их деятельности на 100 % вписывается в доктрину Аллена Даллеса по развалу нашей страны. Теперь - России. По мнению российских специалистов по вопросам манипулирования личностью Г.В. Грачева и И.К. Мельника: «Использование в информационно-коммуникативных процессах манипулятивного воздействия на различные категории граждан России достигло таких масштабов, что может представлять угрозу информационно-психологической безопасности личности и российского общества в целом.

Широкомасштабное применение манипулятивного воздействия в коммуникативных процессах дезориентирует социально активную часть населения, вызывает психоэмоциональную и социальную напряженность, что не позволяет гражданам Российской Федерации адекватно воспринимать социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию, деятельность высших органов государственной власти. Это в свою очередь усиливает дестабилизацию внутриполитической ситуации и затрудняет реформирование российского общества» [3, с. 39 - 40].

В свете развития идей Аллена Даллеса можно рассматривать и создание на рубеже 40-х и 50-х гг. XX в. идей управления национальных оценок - мозга ЦРУ, куда были привлечены ведущие ученые США. У них были сказочные зарплаты, они удовлетворяли свое тщеславие, принимая участие в разработке самых деликатных аспектов американской политики. Один из созданных ими документов - «Психологическое наступление против СССР. Цели и задачи», датированный 10.04.1951 г. и рассекреченный в 1976 г. Его составители, в частности, подчеркивали: «...Изучение классической русской литературы, политической философии и этики показывает: Россия разделяла и находилась под влиянием творческих социальных и культурных сил, которые развивал Запад. Политические и этические идеалы русского народа в основе такие же, как на Западе, ибо они проистекают из тех же духовных источников, они извращены в коммунистическом государстве, но не умерли. Предостережение. Мы не должны перебарщивать, говоря о западном влиянии, и не производить впечатление говорящих свысока. Заверить русский народ, что свободный мир не вынашивает никаких замыслов ни против них, ни против их страны, а лишь добивается для них свободы и процветания в дружественном и сотрудничающем мире» [4, с. 139 - 140].

С точки зрения Д.А. Волкогонова: «Значительная часть буржуазного телевидения носит развлекательный характер и в основном рассчитана на эмоцио-

Поступила в редакцию

нальное восприятие. Поэтому режиссеры передач делают особый упор на манипулирование иллюзиями: пропаганду возможности разбогатеть, хорошо заработать, достичь неожиданного успеха. Это делается не только с помощью художественных лент, но и тщательно подобранной документалистики. С помощью этой "машины грез" иллюзии занимают важное место в мышлении человека, создают эфемерное представление об обществе, в котором живет зритель: обществе якобы "равных возможностей", подлинно "свободном" и "открытом". Разочарованные, часто обездоленные люди хватаются за призрачную идею "процветания" как последнюю надежду выбиться из нужды и безысходности. Наемные идеологи империалистов создали специальную видеокультуру, рассчитанную на оглупление масс, на притупление их общественного сознания. И это "оглупление" осуществляется с помощью телевидения» [5, с. 169 - 170]. Опубликована она была в 1984 г. Если бы не знать этого, то все им сказанное можно было бы смело отнести к современному российскому телевидению.

По мнению специалистов по информационным войнам В.В. Цыганова и С.Н. Бухарина, высказанному ими в наши дни: «В условиях глобализации влияние мировой политики и экономики на государства стремительно возрастает. Надо создать эффективные механизмы противодействия антироссийским информационным войнам, закрепить их законодательно. Тогда самоорганизация общества шаг за шагом защитит его от информационной агрессии извне и изнутри» [6, с. 16 - 17]. Механизмы такой самоорганизации должны определяться деятельностью основных ветвей власти - законодательной, судебной и исполнительной. При помощи «четвертой власти» - СМИ - обеспечивается взаимодействие общества и властей. Однако поток информационных войн, обусловленных ускорением изменений, препятствует регулированию СМИ через законодательные институты, созданные обществом. Необходимо понимать и учитывать, что решения об информационных войнах в большинстве своем принимаются узким кругом профессионалов - «агентов перемен», которые действуют в интересах тех, кто платит деньги. Поэтому, по нашему мнению, нужно искать новые подходы к решению указанных проблем.

Литература

1. Костиков В. Портянки для Золушки. Бедствует культура -бедствует страна // Аргументы и факты. 2011. № 14, 6 - 12 апр.

2. См.: Шамбаров В.Е. Антисоветчина, или Оборотни в Кремле. М., 2008.

3. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. М., 2003.

4. ЯковлевН.Н. ЦРУ против СССР. М., 1983.

5. Волкогонов Д.А. Психологическая война. М., 1984.

6. Цыганов В.В., Бухарин С.Н. Информационные войны в бизнесе и политике. М., 2007.

17 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.