Научная статья на тему 'Железнодорожный транспорт в период четвертой индустриальной эпохи'

Железнодорожный транспорт в период четвертой индустриальной эпохи Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
369
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЧЕТВЕРТАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ / ПЛАТФОРМО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА / RAILWAY TRANSPORT / FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION / INFORMATION SYSTEMS / PLATFORM-ORIENTATED APPROACH / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / INFORMATION TELECOMMUNICATIONS SYSTEM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Малыгин И.Г., Титова Т.С., Комашинский В.И.

В статье рассмотрены основные черты новой индустриальной революции (Industry 4.0) в сфере железнодорожного транспорта. Ключевой технологической платформой новой индустриальной революции в железнодорожном транспорте являются информационно-управляющие системы, интегрированные с технологиями искусственного интеллекта (ИИ). Интеллектуализация железнодорожного транспорта позволит оптимизировать потребление топлива и энергетических ресурсов, повысить степень использования ресурсов пропускной способности сети железных дорог, более эффективно использовать локомотивы для перевозки пассажиров и грузов. Показана ведущая роль информационно-телекоммуникационных технологий и технологий ИИ в формировании национальной и международной интеллектуальных систем железнодорожного и мультимодального транспорта в период 4-й индустриальной революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Малыгин И.Г., Титова Т.С., Комашинский В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Railway transport in the period of the fourth industrial age

The paper considers the main features of the new industrial revolution (Industry 4.0) in the sphere of railway transport. The key technological platforms of the new industrial revolution in railway transport are information systems integrated with artificial intelligence (AI) technologies. Intellectualization of railway transport would facilitate optimisation of consumption of fuel and power resources, increase the degree of utilisation of carrying capacity resources of railway network, and use locomotives for transportation of passengers and cargoes in a more efficient manner. Leading role of information telecommunication technologies and AI technologies in forming national and international intelligent systems of railway and multimodal transport in the period of the fourth industrial revolution is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Железнодорожный транспорт в период четвертой индустриальной эпохи»

Железнодорожный транспорт в период четвертой индустриальной эпохи

И. Г. Малыгин,

д. т. н., профессор, директор Института проблем транспорта им. Н. С. Со-ломенко Российской академии наук (ИПТ РАН)

Т. С. Титова,

д. т. н., профессор, проректор по научной работе Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I

В. И. Комашинский,

д. т. н., доцент, заместитель директора по научной работе ИПТ РАН

В статье показана ведущая роль информационно-телекоммуникационных технологий и технологий искусственного интеллекта в формировании национальной и международной интеллектуальных систем железнодорожного и мультимодального транспорта в период 4-й индустриальной революции.

Ж

елезнодорожныи транспорт (ЖДТ) был и оста. ется ключевым элементом мировой экономической системы. Объемы железнодорожных перевозок постоянно возрастают, а требования к своевременности, безопасности, надежности и качеству перевозки грузов повышаются. Современный ЖДТ — это транспортные средства и сеть железных дорог (ЖД), а также объекты инфраструктуры (железнодорожные вокзалы, товарные станции и т. п.) и система управления ЖД. Очевидно, что совершенствование ЖДТ РФ следует рассматривать как важный фактор ускоренного развития национальной экономики.

Железнодорожный транспорт появился на старте первой индустриальной революции, а паровоз стал мощнейшим локомотивом ее успешного продолжения на протяжении последующего столетия (рис. 1).

Вторая индустриальная революция, основанная на использовании двигателей внутреннего сгорания и электродвигателей, привела к существенной модернизации ЖДТ, появлению различных типов тепловозов и электровозов. Это позволило

Рис. 1. Коэволюция индустриальных технологий и железнодорожного транспорта

существенно повысить скорость ЖДТ, его грузоподъемность и надежность.

Результатом третьей индустриальной революции, для которой характерен мощный прогресс в области информационных, телекоммуникационных и компьютерных технологий, стала автоматизации инфраструктуры и систем управления ЖДТ.

Железнодорожный транспорт в период наступившей четвертой индустриальной эпохи отличает дальнейшее расширение сети железных дорог, скорости, экономической эффективности и качества обслуживания пассажиров и перевозки грузов на основе интеллектуализации подвижного состава, железных дорог и систем управления [1-3].

Интеллектуализация ЖДТ (рис. 2) охватывает все его подсистемы (персональные, локомотивные, дорожные и управляющие). Персональная система сотрудников обеспечивает эффективное взаимодействие с интеллектуальным подвижным оборудованием, инфраструктурой, пассажирами и системой управления ЖДТ. Локомотивная интеллектуальная подсистема поддерживает внутреннее взаимодействие, а также взаимодействие с инфраструктурой и системой управления. Дорожная интеллектуальная подсистема обеспечивает контроль состояния железнодорожного полотна и составов, осуществляет автоматическое (автономное) реагирование на нестандартные ситуации и другие функции. Особенность интеллектуальной управляющей системы ЖДТ — всеохватывающее применение элементов прикладного искусственного интеллекта (ИИ).

Следует отметить неизбежность цифровизации и интеллектуализации ЖДТ при внедрении высокоскоростных магистралей (ВСМ), так как существующие системы управления движением не способны адекватно реагировать

на новую скорость перемещения грузов и пассажиров.

Интеграция подсистем и их масштабирование (расширение номенклатуры и поддерживаемых процессов) предполагает применение платформо-ориенти-рованного подхода к построению информационно-управляющей инфраструктуры ЖДТ, основанного на сочетании открытых и корпоративных стандартов, интерфейсов, протоколов, сетевого и прикладного программного обеспечения. Применение платформо-ориентированного подхода к интеллектуальной транспортной системе (ИТС) ЖДТ позволяет постепенно наращивать ее функциональность на основе разработки и внедрения новых прикладных процессов.

Системная архитектура ИТС ЖДТ (рис. 3) отражает ее основные подсистемы (сетевые персональные устройства, сетевые технические узлы, сетевое подключение подвижного состава и инфраструктуры железной дороги), их взаимосвязь (различные проводные и беспроводные сети) и основные функции.

Формирование ИТС происходит при конвергенции (взаимного слияния) современных технологий построения ЖДТ, информационно-телекоммуникационных технологий и прикладного искусственного интеллекта. Это позволяет сформировать единую железнодорожную транспортную систему с уникальными свойствами наблюдаемости, прогнозируемости и управляемости, а также обеспечивает ее высокоэффективное использование на основе внедрения масштабируемых разнородных прикладных процессов и услуг.

Оборудование интеллектуального ЖД состава (рис. 4) помимо бортовой системы искусственного интеллекта включает системы беспроводного взаимодействия с персоналом, подвижным составом, ЖД и системой управления ЖДТ.

Сетевое оборудование ЖД (преимущественно беспроводное) призвано обеспечивать надежное функционирование всех стационарных и мобильных элементов ЖД (рис. 5).

Комплексные приложения, реализуемые ИТС ЖДТ, требуют объединения различных типов данных. Информационный базис для решения задач управления в ИТС представляется в виде интегрированного объекта, понимаемого как единое информационное пространство (ЕИП) ЖДТ [4].

Его особенности определяются спецификой предметной области, выражаемой следующими факторами:

Рис. 2. Основные составные части интеллектуальной транспортной системы железнодорожного транспорта

Рис. 3. Системная архитектура интеллектуальной транспортной системы железнодорожного транспорта

Рис. 4. Вариант оборудования интеллектуального железнодорожного состава

16 | «Транспорт Российской Федерации»

№ 3 (82) 2019

сеть общего пользования

Сетевые решения

GSM-R,LTE-R, 5G-R 1 2 3

> использоватьдоступные сети

У объединение сетей Мобильный роутер

TETRA Выделенная сеть: > оптоволоконная ретрансляционная ' спутниковая ретрансляционная

Выделенная сеть для туннелей через 5С или W¡F¡

Рис. 5. Вариант сетевого оборудования железных дорог

Рис. 6. Место Интеллектуальной транспортной системы железнодорожного транспорта в структуре Интеллектуальной мультимодальной транспортной системы РФ

Рис. 7. Детализированное представление архитектуры Интеллектуальной мультимодальной транспортной системы РФ

• высокая динамичность транспортной сферы, проявляемая в изменяемости ее структуры (за относительно длительный период) и состояния (в каждый момент времени);

• многочисленные и многообразные источники информации о состоянии управляемых объектов (транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры, протекающих процессов и т. п.);

• децентрализация управления, обусловленная разнохарактерными участками в ЖДТ, их географическим размахом, отличиями в стратегии поведения объектов управления и т. д.

Приведенные факторы определяют основные требования к ЕИП ЖДТ (рис. 8):

• адаптируемость собственной структуры к складывающейся обстановке, изменчивость структур и значений накапливаемых и хранимых данных;

• способность аккумулировать большие объемы данных различных форматов и типов;

• распределение хранилищ данных на значительной по площади территории.

Как было отмечено ранее, ОАО «РЖД» — открытая система, взаимодействующая с другими транспортными модами (автомобильной, водной и авиационной), пассажирами, перевозчиками грузов, предприятиями и т. д. Экономический эффект в ОАО «РЖД» может быть существенно расширен на основе активизации указанного взаимодействия в рамках единой транспортной системы страны.

Интеллектуальная мультимодальная транспортная система (ИМТС) РФ — результат конвергенции современных технологий построения транспорта различной модальности и контекстных для каждой транспортной моды информационно-телекоммуникационных технологий и прикладного транспортного искусственного интеллекта. Такие конвергентные процессы приводят к формированию единой транспортной системы страны (рис. 6) и обеспечивают ее высокоэффективное комплексное (мульти-модальное) использование.

Важно отметить, что ОАО «РЖД» — транспортный холдинг с самой передовой в стране системой цифрового управления — может стать основой создания ИМТС страны, предусмотрев возможности подключения ИТС других транспортных мод к ИТС ЖДТ. Платформо-ориентированный подход, использованный при создании ИТС ЖДТ, открывает широкие возможности для развития ИТС других мод. Использование ИТС ЖДТ в качестве «материнской плат-

формы» для ИМТС РФ позволит железнодорожной отрасли достичь существенных экономических конкурентных преимуществ относительно других транспортных мод.

Детализированное представление ИМТС (рис. 7) отражает логическую взаимосвязь ее составных частей и может использоваться для согласования работ при разработке модальных ИТС и для согласования работ с зарубежными партнерами [5-8].

Одна из важных проблем построения ИТС ЖДТ заключается в согласовании приграничных интерфейсов с ИТС зарубежных ЖД, в частности, ЖД Китая и Европейского союза.

Таким образом, дальнейшее повышение качества и эффективности функционирования ОАО «РЖД» будет зависеть от темпов цифровизации и интеллектуализации компании. Применение платформо-ори-ентированного подхода к построению ИТС ЖДТ позволяет постепенно наращивать ее возможности на основе разработки и внедрения новых прикладных процессов. В отсутствие согласования стандартов цифровой железной дороги ОАО «РЖД» с ИТС ЖД приграничных государств могут появиться

существенные проблемы для осуществления транзитных международных перевозок, прежде всего ускоренных контейнерных поездов по фиксированному расписанию. Одновременно с разработкой и строительством ИТС ЖДТ необходимо развивать технологии прикладного ИИ. □

Литература

1. Малыгин И. Г., Комашинский В. И., Ава-несов М. Ю. и др. Сети, информация и знания - основные драйверы четвертой индустриальной революции (INDUSTRIE4.0) // Информ. и космос. 2016. № 1. С. 19-22.

2. Малыгин И. Г., Комашинский В. И., Аса-ул А. Н. Четвертая индустриальная революция (INDUSTRIE4.0) в транспортной и сопутствующих отраслях // Пробл. управл. рисками в техносфере. 2016. № 2(38). С. 8-17.

3. Иванов А. Ю., Комашинский В. И., Малыгин И. Г. Концепция построения единого информационного пространства интеллектуальной мультимодальной транспортной системы // Транспорт РФ. 2016. № 6 (67). С. 24-28.

4. Иванов А. Ю., Малыгин И. Г., Комашинский В. И. Мобильные распределенные базы данных Интеллектуальной муль-тимодальной транспортной системы. -СПб. : ИПТ РАН, 2017. - 166 с.

5. Малыгин И. П, Комашинский В. И., Аса-ул А. Н. и др. Концептуальные подходы к построению интеллектуальной муль-тимодальной транспортной системы РФ // Информ. и космос. 2016. № 3. С. 8-17.

6. Малыгин И. П, Комашинский В. И., Аса-ул А. Н. Интеллектуальная мультимо-дальная транспортная система Российской Федерации // Матер. межд. науч-практ. конф. «Транспорт России: проблемы и перспективы - 2016». - СПб., 2016. Т. 1. С. 8-15.

7. Малыгин И. Г., Комашинский В. И., Афонин П. Н. Системный подход к построению когнитивных транспортных систем и сетей // Вестн. С.-Петерб. ун-та Гос. противопожарной службы МЧС России. 2015. № 4. С. 68-73.

8. Nakamura H. Railways and Progress in Electrical and Electronic Technology // Railw. Electr. Eng. 2004. Vol. 15. № 1. Р. 7-13.

9 Erasmus+

^ ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЧР ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I (ПГУПС)

Международная магистерская программа «Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Инфраструктура, экономика, экология» (англ. название программы: Economics, Ecology and Infrastructure at High-Speed Railways): • разработана в рамках европейского международного проекта

«Эразмус+» и осуществляется международным консорциумом вузов во главе с Дрезденским и Мадридским политехническими университетами;

• ПГУПС выступает координатором проекта по России и пилотной научно-образовательной площадкой;

• на обучение принимаются специалисты и бакалавры (инженерно-

го и экономического направлений подготовки), а также магистры;

• программа рассчитана на два года (четыре семестра) обучения по очной форме с отрывом от производства:

• первый и второй семестры помимо общепрофессиональных и специальных предметов — интенсивный курс изучения английского языка;

• третий семестр — возможность обучения и прохождения стажировки в Германии на базе Дрезденского технического университета;

• четвертый семестр — обучение в ПГУПС.

По результатам обучения выдаются российские дипломы государственного образца, а прошедшим обучение в Германии — сертификаты Технического университета Дрездена.

Стоимость одного года обучения — 217 500 руб.

Дополнительная информация на кафедре «Строительство дорог транспортного комплекса» ПГУПС: ауд. 7-509, тел.: 408-43-40; ж. д. тел.: 58-927; e-mail: uts_pgups@mail.ru

18 | «Транспорт Российской Федерации;

№ 3 (82) 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.