Научная статья на тему 'Железнодорожный лизинг как эффективное средство развития экономики России'

Железнодорожный лизинг как эффективное средство развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
487
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
лизинг / финансовая аренда / подвижный состав / железнодорожная отрасль / лизингодатель / лизинговая компания / лизингополучатель / leasing / financial lease / rolling stock / railway industry / lessor / leasing company / lessee

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Екатерина Олеговна Ананьева, Павел Валентинович Ивлиев

В данной статье анализируется необходимость дальнейшего развития железнодорожного хозяйства в России посредством более активного применения такого инструментария, как финансовая аренда. Этот механизм является очень актуальным для развития экономики нашего государства в условиях санкций. В исследовании рассматриваются объективные факторы, позволяющие констатировать преимущества развития железнодорожного хозяйства, и положительные черты лизинга в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Railway leasing as an effective means of developing the Russian economy

This article analyzes the need for further development of the railway sector in Russia through the more active use of such tools as financial lease. This mechanism is very relevant for the development of the economy of our state in the face of sanctions. The study analyzes the objective factors that make it possible to state the advantages of the development of the railway sector, and the positive features of leasing in this area.

Текст научной работы на тему «Железнодорожный лизинг как эффективное средство развития экономики России»

Закон и право. 2022. № 8. С. 95-97.

Law and legislation. 2022;(8):95-97.

ЧАСТНОПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 347

https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_95 NIION: 1997-0063-8/22-451

EDN: https://elibrary.ru/JECSEB MOSURED: 77/27-001-2022-8-651

Железнодорожный лизинг как эффективное средство развития экономики России

Екатерина Олеговна Ананьева1, Павел Валентинович Ивлиев2

1 2 Институт Академии ФСИН России, Рязанская область, Рязань, Россия

1 a.e.o.77@yandex.ru

2 ivliev_pv@mail.ru

Аннотация. В данной статье анализируется необходимость дальнейшего развития железнодорожного хозяйства в России посредством более активного применения такого инструментария, как финансовая аренда. Этот механизм является очень актуальным для развития экономики нашего государства в условиях санкций. В исследовании рассматриваются объективные факторы, позволяющие констатировать преимущества развития железнодорожного хозяйства, и положительные черты лизинга в этой сфере.

Ключевые слова: лизинг, финансовая аренда, подвижный состав, железнодорожная отрасль, лизингодатель, лизинговая компания, лизингополучатель.

Для цитирования: Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. Железнодорожный лизинг как эффективное средство развития экономики России // Закон и право. 2022. № 8. С. 95—97. https://doi.org/10.24412/ 20733313_2022_8_95 EDN: https://elibrary.ru/JECSEB

PRIVATE LAW (CIVIL) SCIENCES

Original article

Railway leasing as an effective means of developing the Russian economy

Ekaterina O. Anan'eva1, Pavel V. Ivliev2

1 2 Institute of the Academy of FSIN of Russia, Ryazan region, Ryazan, Russia

1 a.e.o.77@yandex.ru

2 ivliev_pv@mail.ru

Abstract. This article analyzes the need for further development of the railway sector in Russia through the more active use of such tools as financial lease. This mechanism is very relevant for the development of the economy of our state in the face of sanctions. The study analyzes the objective factors that make it possible to state the advantages of the development of the railway sector, and the positive features of leasing in this area.

Keywords: leasing, financial lease, rolling stock, railway industry, lessor, leasing company, lessee.

For citation: Anan'eva E.O., Ivliev P.V. Railway leasing as an effective means of developing the Russian economy // Law and legislation. 2022;(8):95—97. https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_95 EDN: https:// elibrary.ru/JECSEB

Железнодорожная отрасль в нашей стране является нечто большим, чем просто отдельно взятая сфера народного хозяйства. Россия занимает одно из первых мест в мире по общей протяженности железных до-

© Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. М., 2022.

рог. Активное развитие железнодорожного хозяйства началось в России еще в царский период и тем самым позволило укрепить окраины нашей Родины, а также эффективно ее развивать.

После распада СССР железнодорожная отрасль долгие годы находилась в упадке. Количество произведенных вагонов и локомотивов не

LAW & LEGISLATION • 08-2022

только не росло, но и еще и сокращалось. Одним из способов решения этой проблемы является активное применения лизинговых механизмов развития данной отрасли. Для более детального анализа темы данного исследования необходимо раскрыть общее понимание лизинга.

Например, в ГК РФ содержится понятие договора лизинга, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование [1]. В дополнении к этому можно сказать, что лизингодатель не несет ответственности за выбор предмета договора лизинга и, соответственно, продавца.

Также необходимо отметить, что ФЗ № 164 предоставляет нормативное закрепление договора финансовой аренды, в соответствии с которым под лизингом понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга [2]. Использование финансовой аренды в таком государстве, как Россия, является более чем актуальным. Это находит свое выражение во многих факторах.

Во-первых, это связано с тем, что географическое положение России таково, что наше государство располагается между густонаселенными юго-восточными государствами с хорошо развитой промышленностью, с одной стороны, и западной Европой, в которой проживает несколько сотен миллионов представителей среднего класса, привыкших к высокому уровню материального потребления, с другой стороны.

Во-вторых, необходимо отметить, что перевозки из Европы в Азию могут стать перспективными из-за высокой стоимости самих транспортных услуг. А если при этом учесть, что по нашему государству длина железнодорожных путей в одном направлении составляет порядка 9 тыс. км, то это делает Россию во многом монополистом в сфере рельсовых перевозок грузов из Азии в Европу.

В-третьих, активное применение лизинга будет способствовать обновлению железнодорожной инфраструктуры и тем самым создавать десятки тысяч новых рабочих мест, что является само по себе актуальным фактором в условиях санкций, введенных против нашего государства.

В-четвертых, необходимо сказать, что перспективность железнодорожных перевозок связана еще и с тем, что альтернативные способы пе-

ревозки грузов из Азии в Европу являются не слишком конкурентоспособными.

Так, авиатранспорт хоть и способен перевозить товары быстро, затраты на его обслуживание достаточно высоки, при этом ряд тяжелых, объемных грузов авиатранспорт в принципе не может перевозить. Что же касается морских перевозок, то в данном случае это гораздо дольше по времени. Причем речь идет не только о времени следования сухогруза из порта в порт, но еще необходимо учитывать время погрузки и загрузки, которое более чем длительное.

Даже автомобильному транспорту сложно сравниться с железнодорожным, так как удельная цена перевозки единицы груза дешевле именно на рельсовом транспорте, так как он требует меньше затрат энергии. Более того, автомобильный транспорт может попасть в пробку, да и по скорости железнодорожные перевозки не только не уступают грузовым автоперевозкам, но и в случае постройки специальных скоростных железных дорого будут в разы их превосходить.

По этим причинам развитие железнодорожного транспорта может стать перспективным направлением и локомотивом в российской экономике. Лизинг железнодорожного транспорта имеет ряд неоспоримых преимуществ, о которых речь пойдет ниже.

Первым важным плюсом являются налоговые льготы для компании лизингополучателя, так как подвижный состав находится на балансе лизинговой компании. Это позволяет избежать лизингополучателю дополнительных налоговых расходов. Сюда же можно отнести реальную возможность осуществления оптимизации налогов посредством применения повышающего коэффициента амортизации. Для железнодорожной отрасли это достаточно актуально. Речь идет о том, что подвижный состав, который постоянно эксплуатируется, требует ремонта и вложений. За счет данных издержек можно снизить объем уплачиваемых налогов.

Неоспоримым преимуществом финансовой аренды, безусловно, является факт более выгодных цен на покупку подвижного состава, который обусловлен возможностью установления ряда условий в договоре лизинга на основе хорошо налаженных отношений с лизинговыми компаниями. Это позволяет выстроить такой режим платежей, который зависит от ряда факторов, которые включают, в том числе, и сезонные особенности.

Необходимо отметить также основное свойство финансовой аренды, касаемое не только же-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

лезнодорожной отрасли, но и всех остальных видов лизинга, который находит выражение в возможности оптимизировать расходы без отвлечения крупных денежных средств из своего финансового оборота, что невозможно при кредите.

Следует сказать, что длительные сроки финансирования, применяемые при лизинге, делают его еще более привлекательным, нежели обычный банковский кредит.

Еще одним преимуществом являются более низкие страховые тарифы. Это связано с тем, что вероятность каких-либо форс-мажоров в железнодорожной отрасли является достаточно низкой.

Неоспоримым плюсом является еще и то, что отсутствует необходимость осуществления регистрации вагонов лизингополучателем. Это связано с тем, что весь подвижный состав, передаваемый по договору финансовой аренды, уже полностью зарегистрирован лизингодателем.

Отметим также, что для железнодорожной отрасли очень актуальным является применение возвратного лизинга. При этом виде финансовой аренды первоначальный собственник оборудования продает его лизинговой компании, при этом сохраняя его в своем пользовании. Таким образом, получив дополнительные денежные средства, можно осуществить ремонт и обслуживание подвижного состава и расширить сферу своей предпринимательской деятельности.

Актуальность данной схемы выражается в том, что в 90-е годы прошлого века и в первом десятилетии нынешнего состояние подвижного состава не выдерживало никакой критики. Покупка новых вагонов и локомотивов была непоз-

волительной роскошью, и именно возвратный лизинг является инструментом, который кардинальным образом может изменить ситуацию.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что активное применение лизинга в железнодорожной отрасли позволит не только увеличить объемы валового внутреннего продукта нашего государства, но и обновить инфраструктуру, и наладить экономические связи с рядом стран Юго-Восточной Азии. А в условиях санкций, которые приняты в отношении России недружественными государствами, лизинг в исследуемой нами отрасли является важнейшим инструментарием.

Список источников

1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82959

2. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 № 164-ФЗ (послед. ред.) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82959/

References

1. Civil Code of the Russian Federation (Part Two) dated January 26, 1996 № 14-FZ (as amended on July 1, 2021, as amended on July 8, 2021) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959/

2. Federal Law «On Financial Lease (Leasing)» dated October 29, 1998 № 164-FZ (last edition) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959/

Информация об авторах

Ананьева Е.О. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Ивлиев П.В. — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса

Information about the authors

Anan'eva E.O. — candidate of law, associate professor, associate professor of the department of civil law and procedure

Ivliev P.V. — candidate of law, associate professor of the department of civil law and procedure

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.06.2022; одобрена после рецензирования 08.07.2022; принята к публикации 14.07.2022.

The article was submitted 19.06.2022; approved after reviewing 08.07.2022; accepted for publication

LAW & LEGISLATION • 08-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.