Научная статья на тему 'Железнодорожная символика в нагрудных знаках наградной системы российской империи'

Железнодорожная символика в нагрудных знаках наградной системы российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1884
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГРАДНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / СИМВОЛИКА / ЖЕТОН / ОРДЕН / МЕДАЛЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / САНОВНИКИ / ФАЛЕРИСТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / ЮВЕЛИРНЫЕ ФИРМЫ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ФАЛЕРИСТИКА / ПРОБА / КЛЕЙМО / JEWELLER’S FIRMS / THE RUSSIAN EMPIRE REWARDING SYSTEM / SYMBOLISM / A TOKEN / AN ORDER / A MEDAL / SOCIAL STATUS / DIGNITARIES / FALERISTICS / SOCIAL SERVICE / RAILWAY FALERISTICS / A HALL-MARK / A BRAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голубев Александр Анатольевич

В статье анализируется символика наградных знаков связанных со сферой железнодорожного транспорта в наградной системе Российской империи; выделены служебные должностные знаки, членские удостоверяющие принадлежность к союзам и обществам, памятные знаки, посвященные знаменательным событиям, академические для выпускников учебных заведений, настольные медали и сувенирные знаки с железнодорожной символикой. Наибольший интерес представляют данные о жетонах, посвященных открытию новых участков и железнодорожных линий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Railway symbolism in breast signs of the Russian Empire rewarding system

The article is devoted to the breast signs symbolism, connected with railway transport sphere in the Russian Empire rewarding system; official symbols, membership symbols identifying the essential quality to the unions and societies, memorable symbols, devoted to significant events, academic for graduates of educational institutions, reference medals and souvenir signs with railway symbolism are marked out. The information about tokens, devoted to the discovery of new sections and railway lines calls the greatest interest.

Текст научной работы на тему «Железнодорожная символика в нагрудных знаках наградной системы российской империи»

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

УДК 929.6(470+571)«1851/1917»629.4 ББК 63.215(2)52

А. А. Голубев*

Железнодорожная символика в нагрудных знаках наградной системы Российской империи

В статье анализируется символика наградных знаков связанных со сферой железнодорожного транспорта в наградной системе Российской империи; выделены служебные должностные знаки, членские - удостоверяющие принадлежность к союзам и обществам, памятные знаки, посвященные знаменательным событиям, академические - для выпускников учебных заведений, настольные медали и сувенирные знаки с железнодорожной символикой. Наибольший интерес представляют данные о жетонах, посвященных открытию новых участков и железнодорожных линий.

The article is devoted to the breast signs symbolism, connected with railway transport sphere in the Russian Empire rewarding system; official symbols, membership symbols - identifying the essential quality to the unions and societies, memorable symbols, devoted to significant events, academic - for graduates of educational institutions, reference medals and souvenir signs with railway symbolism are marked out. The information about tokens, devoted to the discovery of new sections and railway lines calls the greatest interest.

Ключевые слова: наградная система Российской империи, символика, жетон, орден, медаль, социальный статус, сановники, фалеристика, социальное служение, ювелирные фирмы, железнодорожная фалеристика, проба, клеймо.

Key words: the Russian Empire rewarding system; symbolism; a token; an order; a medal; social status; dignitaries; faleristics; social service; jeweller’s firms; railway faleristics; a hall-mark; a brand.

Награды как составная часть государственной символики, как особый культурный феномен интересует историков, музейных работников, искусствоведов, дизайнеров, коллекционеров и т. д. Награды дают представление о культурных традициях, на базе которых они возникали, ярких исторических событиях и судьбах людей, являются важным фактором развития патриотических настроений и усиления нравственных позиций граждан.

* Голубев Александр Анатольевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, Петербургский государственный университет путей сообщения, Петрозаводский филиал

Награды во все времена играли большую роль для общества и государства. В русле развития государственной символики Российской империи находилось учреждение отечественных орденов, медалей и знаков, которые стали основой наградной системы европейского типа. Становление наградной системы было направлено на развитие стимулов гражданской и военной службы и составляет важную страницу истории нашего Отечества.

п V V V

В основе российской наградной системы - отечественные традиции награждения за верную службу, что явилось эффективным инструментом регулирования государственной службы, и распространялось практически на все народы, населявшие страну, а также иностранцев.

Изучение наградной системы и отдельных видов наград происходит в рамках специальной исторической дисциплины - фалеристики (от греческого phalara, латинского phalerae - металлические украшения). Фалеристика изучает историю орденов, медалей, знаков отличия, значков и жетонов, наградные документы и наградную статистику, нагрудные знаки определенного исторического периода, что помогает в исследовании важных событий и фактов, способствует расширению и углублению знаний о различных областях жизни общества. Иерархия наград, их значимость для государства и отдельного человека включает: государственные ордена и медали; нагрудные знаки, значки, в том числе служебные, почётные, юбилейные, памятные, ведомственные и общественных организаций, об окончании учебных заведений и т. д.

Наградным знакам, становлению и функционированию наградной системы посвящены общие работы по истории орденов, медалей и знаков отличия Российского государства [2, 3, 11, 12]. В работах по фалеристике и справочной литературе представлены фотографии, рисунки и описание, статистические данные и коллекционные характеристики наградных знаков [1, 4, 5, 7, 8, 10]. Заметный вклад в железнодорожную фалеристику вносит труд

В.П. Лапина [9]. В нем представлена наградная символика железных дорог с периода становления отечественного железнодорожного транспорта до настоящего времени. В исследовании даются сведения о наградных знаках, которые подносились именитым сановникам, удачливым финансистам или высокопоставленным работникам управления дорогами, а также дарились железнодорожным служащим от товарищей и сослуживцев. Содержатся данные о материале и способе их изготовления известными ювелирными фирмами; представлены документы, фотокопии приказов, рапортов, служебных отношений, удостоверений и т. п. [9].

Достижения фалеристики в исследовании эволюции внешнего вида наград, деятельности государственных учреждений по созда-

нию документов, раскрывающих обстоятельства учреждения, изготовления и бытования наград, механизм принятия решений о награждениях, рассмотрения наградных списков, а также их роль в социальном служении являются важным историческим источником.

История российских нагрудных знаков начинает свои отсчет со знаков отличия за беспорочную службу Высочайше утвержденных в 1827 г. Развитие системы российских нагрудных знаков проходило неравномерно: на первом этапе - с 1827 по 1866 гг. было утверждено всего несколько знаков; в 1866-1867 гг. была утверждена группа так называемых «академических» знаков, присваиваемых офицерам, оканчивавшим различные военные академии. Начиная с 90-х гг. XIX в. количество утверждаемых знаков быстро возрастало. Общее число знаков Российской империи к октябрю 1917 г. превышало 1000 наименований.

Необходимо отметить, что эти знаки являлись не только элементами различия, носимыми на форменной или особо оговоренной форме одежды, но в большинстве случаев отражали высокую значимость знака как награды или отличия, что сыграло не последнюю роль и в оформлении внешнего вида нагрудных знаков. Недаром лучшие художественно-ювелирные силы России старались внести свою лепту в разработку и изготовление российских нагрудных знаков. Ведущие российские ювелирные фирмы и мастера участвовали в разработке и производстве знаков. Результатом этих усилий стало появление таких нагрудных знаков, которые смело можно отнести к разряду высокохудожественных образцов ювелирного искусства России конца XIX - начала XX в.

Система российских нагрудных знаков охватывала практически все сферы российской жизни: государственную службу, общественно-благотворительные организации, союзы, комитеты, ученые общества, общины сестер милосердия, практически все высшие учебные заведения империи. Также существовало большое количе -ство так называемых особых, или памятных нагрудных знаков: коронационных, юбилейных, реформенных и т. д.

Начальный этап формирования наградной системы и ее оформление происходит в XVIII в. Основу наград России в это время составляют ордена, медали и другие императорские пожалования. Однако система орденов не могла охватить масштаб всех заслуг перед отечеством. Для особого выделения и поощрения более широких слоев общества в XIX в. вводится наградной или должностной знак.

Преимущества знаков в первую очередь стали очевидными при определении и выделении отличия должностных лиц. Отличительные знаки в виде нагрудных блях стали вводиться в государственных министерствах и ведомствах, для придания значимости

чиновникам, выполнявшим публичные действия. Примером могут служить учрежденные должностные знаки служащих Управления перевозки почт, для служащих Министерства внутренних дел: для приставов, околоточных и др.

Рис. 1. Нагрудная бляха служащего Управления перевозки почт. Неизвестный мастер. Желтый металл

В середине XIX в. знак становится средством наглядной демонстрации успехов и побед России. Знак начинает широко использоваться в качестве дара на определенные события. Одним из первых явилось награждение в 1842 г. императором Николаем I гарнизона г. Бранденбурга, специальным знаком «В память 25-летия шефства над Первым Бранденбургским полком». Знак был изготовлен по заказу российского монарха и выполнен в серебре берлинским масте -ром К. Фишером [11, с. 331-332].

В середине XIX в. сложилась практика обращений к верховной власти с просьбами об учреждении, прежде всего, воинских знаков, что было связано с большим престижем воинской службы по срав -нению с гражданской.

Инициатива награждения исходила от главы ведомства. При существовавшей тенденции распространить пожалования на различные категории населения существовал четкий дифференцированный подход. Сложилось определенное соответствие величины награды социальному и служебному положению награждаемого, его статусу, чину. В то же время при достаточно четком порядке установления знаков правила награждения не были законодательно оформлены. При отсутствии законодательно утвержденных уставов и каких-либо положений о знаках все награждения зависели исклю -чительно от авторитарного решения, когда могли не только отмечать особые заслуги по службе, но и личную преданность. Обращаясь к практике награждений середины XIX в., надо констатировать отсутствие наградных документов, что связано с распространением устных распоряжений для награждения лиц.

Система наградных и должностных знаков получает дальнейшее развитие во второй половине XIX в. При императоре Александре II разрабатывались четкие правила получения знака. Это изменило наградную систему Российской империи и расширило круг людей, которые могли за свои заслуги и усердие в государственной службе получить соответствующее поощрение. Произошло значительное расширение социальных групп, награждаемых знаками. Наряду с государственными служащими разного уровня получить признание, отмеченное нагрудным знаком, могли деятели российской науки и культуры.

Наградная деятельность государства в XIX в. становится мощным рычагом кадровой политики и государственного управления разных уровней. В этот период устанавливается четкий порядок представления к наградным и должностным знакам, разрабатывается документирование наградной практики, обязательное указание на индивидуальные заслуги человека в той или иной сфере. Наградная система приобретает четкую организацию, а также происходит выравнивание поощрения государством гражданских лиц в соотношении с военными.

Важное место в наградной системе второй половины XIX в. заняли знаки выпускников высших учебных заведений. Они разрабатывались индивидуально под каждое учебное заведение в соответствии с его статусом и профилем. Так, нагрудный знак об окончании Института инженеров путей сообщения (рис. 2) был утвержден Министерством путей сообщения Российской Империи 18 июня 1866 г.

Особый раздел российской фалеристики составляют памятные жетоны. Жетоны как отличительные знаки появились еще в XVIII в. и выпускались в честь значимых событий, таких как коронация нового монарха, победы российской армии и флота. Во второй половине XIX в. процедура выдачи жетонов в русле развития всей наградной системы была строго документирована. Сами жетоны получили официальное деление на государственные и частные. Примером государственного может служить жетон «На коронацию Александра II», выпущенный в 1856 г. (рис. 3).

Рис. 3. Жетон «На коронацию Александра II».

Санкт-Петербургский монетный двор. Серебро

Важным решением по упорядочению наградной системы и нововведением в практике пожалований знаками к концу XIX в. стало формирование стройной структуры должностных и наградных зна -ков различных ведомств. Показательным примером внутриведомственной регламентации наград является система поощрений, внедряемая Министерством путей сообщения России.

Предметы железнодорожной фалеристики включают различные разделы: служебные, указывающие на принадлежность их владельца к железнодорожному ведомству или конкретным железнодорожным организациям; характеризующие должностное положение проводников, кочегаров и других низших категорий железнодорожных служащих, изготовленные, как правило, из меди, латуни; членские знаки, удостоверяющие принадлежность к профессиональному и творческому союзам, клубам, обществам; памятные знаки, посвящённые знаменательным событиям, датам и юбилеям; академические знаки, свидетельствующие об окончании железнодорожных учебных заведений; настольные медали, выпускаемые в память о событиях, связанных с железнодорожным транспортом; сувенирные значки с изображением станций, вокзалов, мостов, исторических

мест, символизирующих проведение съездов, конференций, выставок и других мероприятий, связанных с жизнедеятельностью железнодорожного транспорта.

В Петербургском институте инженеров путей сообщения к 100-летию вуза были выпущены серебряные жетоны (рис. 4), которые могли носить преподаватели, студенты и выпускники. На лицевой стороне размещался вензель Александра I - создателя этого учебного заведения, увенчанный короной. На обратной стороне жетона был помещен символ ведомства путей сообщения, юбилейные даты вуза, а также изображение лягушки - негласного символа сту-дентов-путейцев. В верхней части значок имел цепочку - его можно было носить как брелок или прикреплять к пуговице.

Рис. 4. Юбилейный жетон на 100-летие Петербургского института инженеров путей сообщения. Санкт-Петербург. Серебро

Знаки железнодорожной фалеристики являются истинными ми -ниатюрными памятниками истории и культуры. В отличие от государственных орденов и медалей эти простые, неброские на вид изделия являются подлинными, неопровержимыми свидетелями ярких исторических событий. На них, как правило, имеется текст, указаны даты, а иногда увековечены даже целые художественные композиции отдельных конкретных событий, в честь которых они были учреждены. Они занимают на различных этапах развития каждый свое место и являют собой целую летопись истории нашего государства.

Весьма оригинальное художественное решение использовалось при создании жетона в память сооружения Олонецкой железной дороги (рис. 5), который был учрежден Акционерным обществом Олонецкой железной дороги, осуществившим строительство этой линии. Жетон изготавливался из серебра в виде среза древесного ствола хвойных пород. На лицевой стороне изображен герб Олонецкой губернии. Данный жетон принадлежал А.А. Гулевичу, о чем свидетельствует имеющаяся на нем надпись. На жетоне присутствует год

основания Акционерного общества Олонецкой железной дороги, созданного 1 апреля 1913 г. Жетон выдавался в специальной коробке фирмы «А. Тилландер». Олонецкая железная дорога протяженностью 280 км, построенная в 1914-1916 гг., соединила Санкт-Петербург с Петрозаводском.

Рис. 5. Жетон в память сооружения Олонецкой железной дороги.

Санкт-Петербург. Изготовитель фирма «А. Тилландер».

Серебро, эмаль, позолота. Вес 18,42 г. Размер 30х35 мм

Информационной лаконичностью отличается жетон Общества Верхне-Волжской железной дороги (рис. 6), которая была построена в 1914 г. Эта железнодорожная линия соединила станцию Берендеево Северных железных дорог со станцией Завидово Николаевской железной дороги и проходила через города Переславль-Залесский, Калязин. Далее от Калязина до г. Углич была построена линия протяженностью около 310 км.

Изображение родового герба на жетоне Общества Мальцовской железной дороги (рис. 7) показывает ее принадлежность семейству Мальцовых. Мальцовская частная железная дорога была построена в 1877-1881 гг. по инициативе русского промышленника Сергея Ивановича Мальцова. Всё необходимое оборудование выпускалось на его заводах, а обслуживающий персонал набирался из местных крестьян. Мальцовская железная дорога соединяла станции Радица и Бытоши. Она была основной транспортной магистралью, обслуживавшей «Мальцовский заводской округ» на границе Орловской, Смоленской и Калужской губерний.

Рис. 7. Жетон Общества Мальцовской железной дороги. Санкт-Петербург, частная мастерская. Золото, эмаль. Размер 33 х 27,5 мм. Вес 15,3 г

Частные железные дороги Грязи-Царицынская и Козлово -Ворон ежско-Ростовс кая 1 августа 1893 г. были объединены с государственными Орловско-Грязинской и Ливонской железными дорогами под управлением Акционерного общества Юго-Восточных железных дорог. Они проходили по территории Воронежской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Саратовской, Царицынской, Курской губерний и Области войска Донского. На жетоне (рис. 8) присутствует изображение гербов этих территорий. Сеть этих дорог связывала Донецкий угольный бассейн с Центрально-промышленным районом, Поволжьем и Сибирью. На 1913 г. протяженность линий ЮгоВосточных железных дорог составляла 3252 версты. Золотой жетон Акционерного общества Юго-Восточных железных дорог давал право его владельцу на бесплатный проезд по этой магистрали в вагонах первого класса.

Рис. 8. Жетон акционерного общества Юго-Восточных железных дорог.

Санкт-Петербург, частная мастерская. Золото, эмаль.

Размер 45 х 34 мм. Вес 11,8 г

Летящий паровоз - олицетворяет железнодорожную символику на жетоне Общества Аккерманской железной дороги (рис. 8), которая начала функционировать в 1913 г. Она соединяла города Аккерман и Кишинев.

Рис. 9. Жетон Общества Аккерманской железной дороги.

Санкт-Петербург, частная мастерская. Золото, эмаль.

Размер 32,9 х 27,9 мм. Вес 12,3 г

Жетон Общества Черноморской железной дороги (рис. 10) несет картографическое изображение территории, по которой она проходила. Черноморская железная дорога - это условное название пути, построенного в 1908-1917 гг. и шедшего по берегу Черного моря от Туапсе до Адлера. Эта линия являлась частью СевероКавказской железной дороги. Учредителями общества Черномор-

ской железной дороги в 1912 г. стали Н.Н. Перцов, А.И. Путилов и

С.С. Хрулев. В 1914 г. были начаты строительные работы, но в связи с началом Первой мировой войны строительство велось значительно медленнее, чем было намечено. Весной 1917 г. была предпринята попытка активизировать строительные работы. Специальное совещание под председательством товарища министра путей сообщения решило разобрать рельсы на некоторых линиях других железных дорог (Рязанско-Уральской, Владикавказской, Мос-ковско-Виндавской, Армавир-Туапсинской) для переброски их на Черноморскую дорогу. Кроме того, было решено прекратить строительство Батум-Трапезундской железной дороги, а ее средства передать Черноморской дороге. Полностью план строительства Черноморской железной дороги был реализован только в 19431944 гг. в условиях Великой Отечественной войны.

Рис. 10. Жетон Общества Черноморской железной дороги. Частная мастерская. Золото, эмаль.

Размер 34,2 х 24,2 мм. Вес 10,6 г

Жетон Общества Ачинск-Минусинской железной дороги (рис. 11) содержит изображение герба Енисейской губернии и транспортную символику (перекрещенные топор и якорь). Ачинск-Минусинская железная дорога, построенная Акционерным обществом в 1911 г., стала частью Великого сибирского пути, входила в сеть железных дорог, соединявших европейскую часть России с Уралом и Сибирью. В 1918 г. эта железнодорожная линия вошла в состав Томской железной дороги.

Рис. 11. Жетон Общества Ачинск-Минусинской железной дороги.

Частная мастерская. Золото, серебро, эмаль. Размер 34,2 х 23,8 мм. Вес 10,8 г

Жетон Общества Кольчугинской железной дороги, изготовленный в виде куска угля с золотыми деталями - гербом Томской губернии и железнодорожной символикой (рис. 12), несет в своем изображении главное предназначение дороги - связать рельсовым путем угольные районы с промышленными. Кольчугинская железная дорога - это железнодорожный путь от станции Юрга до Кузнецка-Сибирского. Она обеспечивала доставку сырья с Кольчугинских каменноугольных копей. Дорога сооружалась на средства Общества Кольчугинской железной дороги, в которое входили промышленники - владельцы угледобывающих предприятий. Строительство железной дороги было начато в 1913 г. Окончание строительства железнодорожной линии в 1925 г. совпало с ее присоединением к Западно-Сибирской железнодорожной магистрали.

Изображение сельскохозяйственной символики на жетоне Общества Кулундинской железной дороги показывает ее предназначение, как основной транспортной артерии для перевозки произведенных в крае сельскохозяйственных продуктов. Железная дорога была построена в 1917 г., а в 1918 г. вместе с Кольчугинской и Ачинск-Mинусинской железными дорогами была включена в сеть Томской железной дороги.

Рис. 13. Жетон Общества Кулундинской железной дороги.

Санкт-Петербург, частная мастерская.

Золото, серебро, эмаль. Размер 36,5 х 33,1 мм. Вес 11,2 г

Жетон Общества Токмакской железной дороги в оформлении содержит гербы Таврической и Екатеринославской губерний и эмалевое изображение движущегося паровоза рис. 14). На оборотной стороне жетона имя, отчество и фамилия его владельца Никифора Андреевича Шарапова. Токмакская железная дорога, построенная в 1914 г. на средства одноименного акционерного общества, соединила станции Цареконстантиновка и Фёдоровка на юге Российской империи. Одним из ключевых пунктов этой линии стала станция Большой Токмак, соединявшаяся подъездными путями со станцией Пришиб на железнодорожной магистрали Харьков - Севастополь.

Рис. 14. Жетон Общества Токмакской железной дороги.

Санкт-Петербург, частная мастерская. Золото, серебро, эмаль.

Размер 53,2 х 25 мм. Вес 23,3 г

Созданное русским промышленником и финансистом Алексеем Ивановичем Путиловым в 1909 г. Акционерное общество Троицкой железной дороги (рис. 15) своей задачей ставило соединить города Троицк и Кустанай с Самаро-Златоустовской железной дорогой для обеспечения вывоза зерна и сельскохозяйственных продуктов с территории этого края. Железнодорожную линию от Троицка довели до ст. Полетаево Самаро-Златоустовской железной дороги. Управление железной дороги находилось в Санкт-Петербурге. В строй линия Троицк-Кустанай вошла в 1913 г.

К концу XIX в. сложилась процедура учреждения и изготовления знаков и жетонов. Вначале на общем собрании обсуждалась идея учреждения знака, затем сами же инициаторы разрабатывали рисунок. При этом, как правило, объявлялся конкурс. Нагрудные знаки, награды исторически выполнялись в соответствии с канонами геральдики. Рисунки предлагаемых знаков отличались большой оригинальностью и разнообразием. Их авторы стремились использовать элементы, напоминавшие о железнодорожных символах, в знаки включались элементы лавровых и дубовых ветвей, кресты, короны, двуглавые орлы, вензелевые изображения, имена, названия ведомств и даты. В знаках преобладала белая, синяя, красная и зеленая эмали, это цвета, соответствовавшие раскраске государственного флага и железнодорожного ведомства.

Победивший на конкурсе рисунок и проект положения о знаке представлялись на высочайшее утверждение. Процедура утверждения знака заключалась в начертании на рисунке резолюции: «Согласен!». При этом каких-либо дополнительных документов не требовалось. Необходимое число знаков заказывали у ювелиров. Официальные же нагрудные знаки вводились приказами, в которых указывалось не только положение о знаке, но и правила его ношения.

Некоторые нагрудные знаки были номерными, т. е. на их оборотной стороне гравировался номер, соответствовавший списку, по которому вручались знаки. При этом строго соблюдалось старшин -ство чинов. Часто на знаке гравировали фамилию владельца и дату вручения. Иногда аналогичная гравировка выполнялась в порядке частной инициативы. Поскольку знаки изготавливались в различных мастерских и разными мастерами, то одни и те же знаки могли отличаться либо тончайшей работой и великолепными эмалями, либо представлять собой более упрощенный вариант.

Нагрудные знаки составляют самостоятельный и интереснейший исторический пласт российской истории. Несмотря на большое количество различных наград, нагрудные знаки весьма редки, а многие из них не обнаружены и не представлены в собраниях музеев и частных коллекциях. Во-первых, тиражи знаков были невелики, что объясняется высокими требованиями к выслуге лет, необходимыми для получения знака. Во-вторых, в России было небольшое количество выпускников, отмечаемых знаками учебных заведений, особенно это относится к офицерским классам, школам и курсам. В-третьих, необходимо учитывать, что ввиду присутствия на большинстве знаков элементов и символов самодержавия - вензелей, корон, двуглавых орлов, «несоответствующих надписей», хранение этих вещей в советский период было крайне опасным, а практически незаконным, что и привело к их уничтожению.

Поскольку большинство знаков изготавливалось из драгоценных металлов, то с течением времени их подавляющая часть была переплавлена. Очень малая часть, оставшаяся в неприкосновенности, хранилась в семьях. Часть знаков была вывезена за пределы России в процессе эмиграции. Этим объясняется, что число самых «распространенных» знаков не превышает 200-250 штук. А менее «распространенные» знаки в хорошем состоянии, в «родных» коробках вообще являются очень редкими и в полном смысле слова раритетными [9, 11].

Памятные знаки условно делят на две части: наградные и информационные. Наградные знаки - это воплощение моральных стимулов, предназначенных для поощрения. Иначе говоря, они являются одним из компонентов воспитания субъектов на положительном примере.

Информационные знаки более точно выражают и дополняют функции форменной одежды, уточняя ее назначение. Эти знаки отражают служебное положение железнодорожников, их права, обязанности и статус.

История железнодорожных нагрудных знаков и жетонов скла -дывалась на основе лучших традиций российской наградной систе -мы.

Список литературы

1. Бурков В.Г. Фалеристика. - М.: РГГУ, 2000.

2. Бурков В.Г. Историография отечественных фалеронимов и фалеристики. - Л.: ЛГУ, 1990.

3. Винклер П. Очерки истории орденов и знаков отличия в России от Петра Великого до наших дней. - СПб., 1899.

4. Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. - М.: Наука, 1990.

5. Ильинский В.Н. Значки и их коллекционирование. - М.: Связь, 1977.

6. Ильинский В.Н. Трудовые награды железнодорожников и транспортных строителей. - М.: Транспорт, 1988.

7. Кожевин В.Л. Фалеристика. - Омск: ОмГУ. 2000.

8. Кузнецов А. Награды: энцикл. путеводитель по истории рос. наград. -М.: Современник, 1999.

9. Лапин В.П. Нагрудные знаки и жетоны железнодорожного транспорта. -Киев: Укр. науч. об-во краеведения, геральдики и фалеристики, 2008.

10. Можейко И.В. Награды. - М.: Хронос, 1998.

11. Чепурнов Н.И. Наградные медали государства Российского. - М.: Рус. мир. 2000.

12. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. - Л.: Наука, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.