Научная статья на тему 'Железистые кварциты Курской магнитной аномалии в художественной обработке'

Железистые кварциты Курской магнитной аномалии в художественной обработке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Железистые кварциты Курской магнитной аномалии в художественной обработке»

1. Потапов В.А. Возможен и успех станков новой концепции? //СТИН. - 1996. - №4. -С.40-45.

2. Бушуев В.В., Хольшев И.Г. Механизмы параллельной структуры в машиностроении. // СТИН. - 2001. - №1. - С.3-8.

3. Бушуев В.В., Подзоров П.В. Особенности проектирования оборудования с параллельной кинематикой. //СТИН. - 2004. - №4. - с.3-10, №5. - с.3-8.

4. Podzorov P.V., Bushuev V.V., “Synthesis of the Equipment on the Base of Parallel Kinematic Mechanism”, 3-rd Chemnitz Parallel Kinematics Se-

minar: Development Methods and Application Experience of Parallel Kinematics. Chemnitz 2002, p.861-882.

5. Podzorov P.V., Bushuev V.V. “Structural and Parametrical Synthesis of Parallel Kinematic Mechanism”, 4-th Chemnitz Parallel Kinematics Seminar: Parallel Kinematic Machines in Research and Practice. Chemnitz 2004, p.339-419.

6. Подзоров П.В., Бушуев В.В. Структурный анализ и классификация механизмов параллельной кинематики // Мехатроника, Автоматизация, Управление. 2004.

— Коротко об авторах ----------------------------------------------------------

Подзоров П.В.- кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Станки», Московский государственный технологический университет «СТАНКИН».

-------------------------------------- © Н.В. Дятлова, Н.П. Никколова,

2005

УДК 622.375.4

Н.В. Дятлова, Н.П. Никколова

ЖЕЛЕЗИСТЫЕ КВАРЦИТЫ КУРСКОЙ МАГНИТНОЙ АНОМАЛИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ

Семинар № 18

✓"Обработка камня - одно из самых древних занятий и в этом деле накоплен огромный опыт. Наиболее важную роль играют декоративные, коллекционные камни, которые используются как учебный коллекционный материал в качестве наглядных пособий при преподавании геологических и смежных с ними дисциплин; предназначаются для научных исследований, для составления тематических научных и музейных коллекций. Они имеют не только познавательное, но и прикладное эстетическое

назначение: используются в качестве эффектных изделий для украшения интерьеров; в виде сувениров или «визитных карточек» города, района или месторождения.

Далее речь пойдет о нетрадиционном декоративном сырье - древнейших образованиях нашей планеты - докембрий-ских бедных железных рудах КМА - железистых кварцитах.

Открытие их, как нового поделочного камня, представляет интерес и для ювелиров и для геологов.

Среди них встречаются яшмовидные гематит - магнетитовые кварциты, черные кварцево-магнетитовые или кварц-железо-слюдковые, иногда попадаются черно-зеленые или зеленоватые слои, содержащие силикаты.

Одна из характерных особенностей железистых кварцитов КМА, привлекающая внимание обработчиков, их мелкая полосчатость, плойчатость - многократное чередование разноокрашенных прослоев мощностью от одного миллиметра до пяти миллиметров, - наличие включений и ... тектоника, определяющие и повышающие его декоративную ценность.

Исследование текстурных и структурных особенностей железистых кварцитов с ритмичной сменой отдельных минералов (гематита, железной слюдки, кварца, магнетита, амфиболов), занимающих значительную часть площади камня, показало, что его можно применять в качестве декоративного камня для изготовления художественно оформленных изделий.

По качеству, определяющему их декоративно-художественную ценность, они относятся ко второму и третьему сорту, т.е. это рядовой каменный материал, монолитный, хорошей сохранности для комплектования сувенирных и учебных коллекций.

В учебных целях художественно оформленные железистые кварциты (полировки) имеют не только иллюстративный, но и познавательный характер. Они служат наглядными пособиями при изучении разделов по предметам геологического цикла: «Метаморфические горные породы», «Структуры и текстуры метаморфических пород», « Облицовочные и поделочные камни», «Черные металлы», «Метаморфогенные процессы», « Складкообразование в земной коре», «Разрывные нарушения», «Магнитная сепарация» и др.

На представленных полировках кварцитов повторения почти не встречаются и каждая новая, вызывает восторг. Но иногда камень вызывает чувство незакончен-

ности, незавер-шенности и образующаяся в какой-то части пустота нарушает гармонию целого. Подобрать гармонирующий с рисунком камня вариант, который наиболее полно отразит красоту камня, можно с помощью компьютерных технологий. Новые и новые комбинации дополнений по лабиринту изгибов слоев железистых кварцитов вызывают ощущение красоты и законченности художественного произведения.

Чтобы уйти от множества однотипных плоских пришлифовок кварцитов было найдено новое художественное решение и разрушена монотонность, неизбежная при достаточном количестве материала.

Вместе с опытом повышалась, и требовательность к художественной обработке каменного материала железорудных месторождений КМА и в этих работах нет строгих правил, предписывающих раз и навсегда установленные приемы. Раскрытая в камне, заложенная природой красота, оформляется металлом, который мирно с ним сосуществует, не соперничая, а дополняя друг друга. Из железистых кварцитов с фрагментарным рисунком чаще всего выполняются художественные произведения (картины, оправы для часов, канделябры, вазы). На первое место здесь выходит способность обработчика подмечать не только то, что видно всем и бросается в глаза, но и малозаметные неуловимые мелочи, детали, тонкие переходы, а зеркальная поверхность самым выгодным образом проявляет рисунок - цвета становятся более яркими и сочными, а рисунок четким и выразительным.

Безрудные кварциты на КМА являются «бросовым» камнем, но опытная рука художника в обломке такого камня сумела выявить рисунок и еще более его подчеркнуть с помощью компьютерной графики, раскрывая его во всем великолепии.

Для кварцита с неопределенным рисунком применяется граненая форма в виде куба, пирамиды и других многогранников правильной и произвольной

формы. Таким образом, художественные изделия из железистых кварцитов, требования к которым не регламентируются, создают разнообразие в каменном мире.

Художественная обработка камня является, несомненно, важным аспектом воспитания и образования молодежи. Учебное заведение начинает свою деятельность по реализации творческого потенциала студента в художественной

обработке камня по четырем направлениям: творчество, наблюдательность и сосредоточенность, кругозор и эрудиция, удовлетворение от процесса творчества.

Наша задача, задача учебного заведения совместными усилиями поднять художественную обработку камня на новый уровень, отвечающий требованиям сегодняшнего дня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жабин А.Г. Жизнь минералов. М.,Изд. «Советская Россия», 1976,

2. Киевленко Е.Я., Чупров В.И., Драмшева Е.Е. Декоративные коллекционные минералы. - М.: Недра, 1987.

— Коротко об авторах ------------------------------------------------------------

Дятлова Н.В., Никколова Н.П. - Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Российской Федерации, Старооскольский геологоразведочный техникум имени И.И. Малышева, г. Старый Оскол, Белгородская область.

---------------------------------------------- © А.П. Дубинина, 2005

УДК 622.371.002.2 А.П. Дубинина

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ НА КАЧЕСТВО ОБРАБАТЫВАЕМЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ АЛМАЗОВ ПРИ ГРУППОВОЙ ОГРАНКЕ

Семинар № 18

оссия, занимая первое место в мире по объему разведанных запасов алмазов, с конца 1990-х годов активно развивает отечественную гранильную промышленность. В соответствии с правительственной концепцией реформы алмазно-бриллиантового ком-плекса добыча

алмазов в Российской Федерации к 2006 году должна увеличится до 2 млрд долл. в год по сравнению с почти 1,5 млрд. долл.. Поэтому актуально развивать обрабатывающую отрасль и экспортировать готовые изделия, нежели алмазное сырье, так как в России добывается примерно 20 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.