Научная статья на тему 'Жекпе-жек - боевое искусство и национальный вид спорта в Казахстане'

Жекпе-жек - боевое искусство и национальный вид спорта в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
720
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Болдырев Борис Наумович, Авсиевич Виталий Николаевич, Санауов Жасталап Абдиканович

В статье рассматриваются актуальные проблемы жекпе-жек боевого искусства и национального вида спорта Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zhekpe-zhek is a martial art and the national sport in Kazakhstan

The article deals with the actual problems of zhekpe-zhek martial art and national sport of the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Жекпе-жек - боевое искусство и национальный вид спорта в Казахстане»

педагогические науки

наука без границ • № 10 (27) • 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 796.082

ЖЕКПЕ-ЖЕК - БОЕВОЕ ИСКУССТВО И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВИД СПОРТА

В КАЗАХСТАНЕ

Болдырев Борис Наумович, кандидат педагогических наук, доцент; Авсиевич Виталий Николаевич, PhD, старший преподаватель; Санауов Жасталап Абдиканович, докторант PhD, заслуженный тренер РК; Казахская академия спорта и туризма, Алматы, Казахстан

В статье рассматриваются актуальные проблемы жекпе-жек - боевого искусства и национального вида спорта Республики Казахстан.

Ключевые слова: национальные виды спорта; боевые искусства.

ZHEKPE-ZHEK IS A MARTIAL ART AND THE NATIONAL SPORT

IN KAZAKHSTAN

Boldyrev Boris Naumovich, PhD (Cand. Ped. Sci.), associate professor; Avsievich Vitalii Nikolaevich, PhD, senio lector; Sanauov Zhastalap Abdikanovich, candidate for a doctor's degree, honored coach of the Republic of

Kazakhstan;

Kazakh Academy of sports and tourism, Almaty, Kazakhstan

The article deals with the actual problems of zhekpe-zhek - martial art and national sport of the

Republic of Kazakhstan.

Keywords: national sports; martial arts.

Для цитирования: Болдырев Б. Н., Авсиевич В. Н., Санауов Ж. А. Жекпе-жек - боевое искусство и национальный вид спорта в Казахстане // Наука без границ. 2018. № 10 (27). С. 87-91.

Актуальность проблемы. На протяжении тысячелетий рукопашный бой являлся основным способом решения социальных и иных конфликтов. Сохраниться как этнос, тем более занять ведущее положение,

оставить свой след в истории и культуре смогли лишь те народы, которые совершенствовали свои национальные боевые искусства, в том числе в форме жекпе-жек. Следует заметить, что изначально жекпе-

жек (что дословно означает «один на один», «лицом к лицу», «поединок») представлял собой своеобразную национальную социально-культурную традицию, позволяющую в случае противоборства двух вражеских отрядов в определенной мере ограничивать массовые кровопролития. На смертельный поединок выходили только одна или несколько пар противников. В случае победы одной из сторон побежденными обязаны были признать себя все воины того соединения, чей предводитель (или представители) терпел поражение (погибал в бою).

Цель исследования. Анализ социально-педагогических основ древнего боевого искусства и современного национального вида спорта казахского народа жекпе-жек.

Результаты исследования и их обсуждение. Педагогическая практика физической культуры в нашей стране давно стала на путь широкого использования культурного наследия казахских народных видов спорта в целом и отдельных физических упражнений, в частности. Это делает актуальным данное исследование. В свое время профессор М. Таникеев отмечал: «История казахской борьбы шла и продолжает идти в русле истории нашего народа. Национальная казахская борьба является связующим звеном между легендарными эпическими богатырями-борцами и современными мастерами этого вида спорта, продолжающими и развивающими искусство мужества, силы, благородства. Деяние батыров-палуанов, непревзойденных борцов, которые защищали свою землю, свой народ от иноземных захватчиков, превратились со временем в яркие страницы нашей истории, а имена героев-борцов Балуана Шолака, Кажымукана, Боранку-ла, Молдабая, Битабара, Узаман Шолака и других передаются от отцов сыновьям, от дедов внукам, из уст в уста как эстафета немеркнущей национальной гордости и

славы» [1].

Как утверждает в своем исследовании доцент Института истории и этнологии им. Валиханова И. В. Ерофеева, в военно-политической жизни номадского общества существовал термин «батырство». Звание «батыра» никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами, а также добровольным подвижничеством в деле организации народного отпора вооруженному врагу. Во время вторжений иноземцев в казахские степи батыры выступали инициаторами создания боевых отрядов, формировавшихся из юношей-казахов, которые организованно отправлялись на войну [2].

Необходимо отметить, что в Казахстане боевые искусства, трансформировавшиеся в современные восточные единоборства и национальные виды спорта, имели продолжительную и интересную историю. Их зарождение и развитие связано, помимо всего прочего, с Великим Шелковым путем, соединившим кыпчакские степи со странами Востока. Его формирование и развитие, в частности казахстанского участка Шелкового пути, как утверждают многие исследователи (в том числе В.Н.Вуколов и Е.С.Никитинский), относятся к III веку до нашей эры [3].

К примененным нами методам исследования можно отнести:

1. Изучение и системно-структурное обобщение имеющихся литературных, научных и этнографических источников;

2. Анализ полученных данных.

В древности боевому искусству казахов были присущи жесткий стиль и силовой характер. Кочевники, готовясь к отражению вражеских набегов, с его помощью поддерживали физическую форму. Многочисленные документы, древние сказания и памятники культуры свидетельствуют: казахи, не посягая на чужие земли и будучи не самым многочисленным этносом, сохранили за собой огромную территорию,

педагогические науки

наука без границ • № 10 (27) • 2018

язык и традиции. Свои силы они черпали в национальной системе физического воспитания, в том числе в форме жекпе-жек. Воинскому мастерству в племенах аргы-нов, уйсуней, найманов, кипчаков обучались с малых лет. В боевое искусство входило умение отлично держаться в седле, владеть луком и иным холодным оружием (меч, копье, кинжал), соилом (дубинка), камчой и приемами рукопашного боя. Рукопашный бой предусматривал наличие своеобразного арсенала приемов, в который входили удары ногами, руками, головой, борьба и удушающие захваты. Все это позволяло противостоять вооруженному и невооруженному противникам.

У казахского народа в крови стремление к отваге, честной, бескомпромиссной борьбе. Приемами жекпе-жек владели в древности и многие женщины-казашки. Во время вражеских набегов они вставали на защиту родной земли наравне с мужчинами. Традиция жекпе-жек обеспечивала существование различных систем невооруженного и вооруженного поединков, с определенными классификацией, принципами и методами. Это позволило позднее превратить примитивный рукопашный бой в своеобразное искусство, ставшее частью национальной физической культуры.

По этим и многим другим причинам физкультурно-спортивные и философ-ско-нравственные основы жекпе-жек необходимо сделать доступными каждому, внедрив данное национальное единоборство в школьные и вузовские учебные программы физвоспитания, а также в систему боевой и физической подготовок сотрудников силовых структур страны. Философско-нравственными основами жекпе-жек должны проникнуться все ка-захстанцы, особенно молодежь. Конечно, реализация этой идеи дело не одного дня, но дорогу осилит идущий, а для сильных духом и телом путь всегда короче.

В настоящее время благодаря демокра-

тическим преобразованиям имеются все возможности для возрождения казахского национального единоборства жекпе-жек. Как известно, первый турнир по жекпе-жек прошел в сентябре 1992 года в Алма-ты. Он был посвящен первому Всемирному курултаю казахов, собравшихся на свою историческую Родину. В этом же году была образована Федерация жекпе-жек, которая свою работу начала с изучения и возрождения древнего боевого искусства казахского народа. Благодаря усилиям энтузиастов У. А. Джолдасбеко-ва, А. С.Акпаева, С. Г. Махметова, Е. Р. Смагулова, О. О. Сулейменова жекпе-жек медленно, но верно входит в спортивную жизнь Республики Казахстан. В частности, в г. Алматы было проведено несколько международных турниров по жекпе-жек, посвященных памяти известного государственного и Общественного деятеля Кар-кена Ахметова.

Казахское национальное боевое искусство жекпе-жек уходит своими корнями в далекое прошлое и аналогично различным восточным единоборствам: ушу, каратэ, тэквондо, вьетвандо, будо. Показательно в этом смысле, что первое название боевого искусства, упоминавшегося в китайских летописях, было гуннфу или хунн-фу. В Китае хуннфу (гунн-фу) означало воинское искусство. Но хуннами (гуннами) в Китае назывались племена, жившие на территории современного Казахстана. Позднее о боевом мастерстве кочевых племен упоминалось также в иранских, греческих и византийских летописях. Так, например, германские летописцы писали, что один кипчакский воин равен по своему мастерству трем германским.

В современной жизни широкое распространение получили спортивные версии восточных единоборств. Уступая в эффективности реальному боевому искусству предков, они привлекают множество людей в качестве средства физического и

духовного самосовершенствования. Такие единоборства, как айкидо, тайский бокс, каратэ, ушу, жекпе-жек и многие другие, практикуют обычно люди, увлеченные культурным наследием предков. Делают они это в том числе еще и потому, что боевые искусства и спортивные единоборства способны дать им не только физическую, но и психологическую закалку и защиту. Стремление к физическому и духовному совершенствованию заложено в современном человеке на подсознательном, генетическом уровне. И древние боевые искусства, и современные спортивные единоборства дают ни с чем не сравнимую возможность для подобного развития. Кроме того, психофизическая подготовка молодежи актуальна для службы в армии и правоохранительных структурах, в профессиональной подготовке телохранителей и в других аналогичных профессиях.

Соревнования по жекпе-жек могут проводиться как в помещениях, так и на открытом воздухе. Для этого требуется размеченная площадка 7 х 7 метров. В настоящее время бой состоит из двух раундов по 3 минуты и перерыва в одну минуту. Победителем считается тот, кто послал соперника в нокаут (10 секунд), удержал на лопатках в течение 3 секунд или по очкам по решению судей. Бой может быть остановлен рефери за явным преимуществом одного из противников - за два нокдауна или пять выходов за линию в одном из раундов.

Физическая подготовка спортсменов, занимающихся жекпе-жек, проводится как в спортивном зале, так и на свежем воздухе. Занимающиеся должны быть одеты в спортивную форму. Тренироваться желательно босиком или в мягких тапочках. Как и в других видах восточных единоборств, каждая тренировка по жекпе-жек начинается с медитации. Связано это с тем, что прежде чем приступать к тренировочным занятиям, необходимо полно-

стью изгнать из себя все негативное и отвлекающее: страх, беспокойство, личные дела, служебные и иные проблемы. Только полная отдача сознания, психических и физических сил приблизит к таинствам избранного вида единоборства.

К основам тренировочных занятий относят: бег на пальцах ног, растяжка; базовые упражнения - стойки, основные удары и блоки; силовые упражнения - отжимания на кулаках, приседания на одной ноге, закладка рук, ног, тела; приближенные к реальному поединку спаринг-бои. К основным тренировочным упражнениям в жекпе-жек относятся стойки: всадник, лук, барс; удары ногами и руками, аналогичные ударам в ушу и каратэ-до, и броски как в борьбе казахша-курес.

Соревнования по жекпе-жек проводятся личные, командные и лично-командные. Они могут проводиться по круговому способу и по олимпийской системе.

Заключение. Боевые искусства и спортивные единоборства, особенно национальные, имели и имеют большое значение. Они важны в культурном, социально-педагогическом и военно-стратегическом планах. Можно смело утверждать, что искусство боя явилось одним из главных факторов возникновения, развития и сохранения «человека разумного», а значит и цивилизации как таковой. В далеком прошлом нелегким делом были первобытная охота, войны каменного, бронзового и железного веков. Без умения правильно двигаться, расслабляться, концентрироваться, чувствовать противника, невозможно было победить, а значит и выжить. По сформировавшейся национальной традиции перед большой битвой обычно проводились парные поединки типа жекпе-жек или схватки небольших отрядов. Участвовали в них лучшие воины. Важно было не просто победить, а победить красиво и убедительно, тем самым воодушевить своих соратников и, одновременно,

педагогические науки

наука без границ • № 10 (27) • 2018

морально разоружить и сломить врага.

Выводы:

1. Современные единоборства, в том числе в стиле жекпе-жек - это состязания по общепринятым правилам, позволяющие максимально обезопасить соревнующихся.

2. Проведение национальных и между-

народных турниров способствует совершенствованию правил проведения единоборства.

3. Жекпе-жек как один из современных видов восточных единоборств служит дальнейшему подъему рейтинга казахстанского спорта на международной арене.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Таникеев М. Мир народного спорта. Алматы, 1998. 228 с.

2. Ерофеева И. В. Традиции волонтерства в кочевом обществе казахов (XVI-начало XX вв.) // Волонтерство в Казахстане. - Алматы. 2004, Гл. 2. С. 8- 10.

3. Вуколов В. Н., Никитинский Е. С. К вопросу о периодизации истории туризма в Республике Казахстан // Теория и методика физической культуры. 2006. № 1. С. 50-55.

REFERENCES

1. Tanikeev M. Mir narodnogo sporta [World of folk sports]. Almaty, 1998, 228 p.

2. Erofeeva I. V. Traditsii volonterstva v kochevom obshchestve kazahov (XVI-nachalo XX vv.) [Traditions of volunteering in the nomadic society of Kazakhs (XVI-early XX centuries.)]. Volonterstvo v Kazahstane. Almaty, 2004, chapter 2, pp. 8- 10.

3. Bykolov V. N., Nikitinskii E. S. K voprosu o periodizatsii istorii turizma v Respublike Kazahstan [On the periodization of the history of tourism in the Republic of Kazakhstan]. Teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury, 2006, no. 1, pp. 50-55.

Материал поступил в редакцию 10.10.2018 © Болдырев Б. Н., Авсиевич В. Н., Санауов Ж. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.