Жанры в визуальном контенте современной прессы
Николай Ворон
В статье анализируется жанровая палитра фотожурналистики, особенности подачи изобразительного материала на страницах печатных периодических изданий. Конкретно-исторический аспект рассмотрения обозначенных вопросов обусловил новизнуавторского подхода. Раскрыты факторы, определившие потребность в фотоинформации и возможность ее реализации. Отмечены теоретические и практические моменты в использовании утвердившихся жанров и появление новых форм отображения, а также их подачи на страницах газет и журналов. Ключевые слова: фотожурналистика,жанры, фотоиллюстрация, медиатекст, дизайн.
© Ворон Николай Иванович кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), [email protected]
Жанровый аспект в творчестве фотожурналиста привлекал внимание исследователей на протяжении многих десятилетий. Нередко это были практики, пытавшиеся осмыслить свой опыт работы, -так, Ю.Д. Королев (1959) писал об особенностях съемки фотоочерка, А.А. Житомирский (1983) - о создании фотомонтажа. Свои суждения высказывали и теоретики: о фотоочерке - Л.П. Дыко (1975), В.А. Никитин (1985), о фотомонтаже - А.Н. Пирожков (1980), о фоторепортаже - М.А. Крашенинникова (2017). Это были наблюдения над отдельным жанром. Отметим и попытки исследовать жанровую палитру фотожурналистики в целом. Такой подход продемонстрировали Н.И. Ворон (1978), И. Д. Бальтерманц (1981), Г.М. Чудаков (1982, 1983)1, Е.Л. Мжельская (2005), А.И. Беленький (2016). В Интернете своими суждениями о жанрах делятся А.Д. Коулман2, Грация Нери3. Жанровый аспект в разной мере присутствует в трудах Д.Г. Акчурина (1985), В.М. Березина (2016), А.С. Вартанова (1983), А.И. Лапина (2015), С.А. Морозова (1985), Г.К. Пондопуло (1982) и других исследователей.
Прежде всего следует отметить различия в подходах исследователей к определению жанров. В публикации А.Д. Коулмана «Документальная фотография, фотожур-
налистика и пресс-фотография сегодня: Вопросы и ответы»4 три понятия, обозначенные в названии, рассматриваются как жанры. Критерием их разграничения служит время, затрачиваемое на съемку темы, и количество фотографий, в котором она воплощена. Здесь, очевидно, подмена понятий. Первые два следует отнести к видам творческой деятельности, последнее -это результат этой деятельности, журналистские фотопубликации в совокупности, которые могут быть выполнены в разных жанрах на страницах прессы. Одновременно автор подчеркивает, что все три жанра в последние десятилетия претерпели изменения, границы их размыты, находятся в постоянном движении относительно друг друга. Данной точки зрения придерживается также А.И. Беленький (2016). Важность временного фактора в работе фотографа отмечает и Грация Нери5, однако исследует именно фотожурналистику, выделяя в ней три составляющие: новостную, ре-портажную и документальную фотографию, при этом указывая на фактическую идентичность этих составляющих.
Если исходить из постулата, что теория должна служить практике, временной фактор нельзя признать убедительным в суждениях о жанрах, поскольку невозможно понять специфику жанра, его характерные признаки. Важен системный подход в исследовании этого вопроса. Суть его заключается в том, что фотожурналистика рассматривается как компонент системы «журналистика», который должен проявлять интегративные характеристики и дополнять систему собственными. При таком подходе обнаруживается также сходство жанровых характеристик с другими видами журналистики. Прежде всего достигается понимание жанра как содержательной категории, исходя из этого разрабатывается типология форм отображения, которая ориентирует фоторепортеров в содержательно-структурной ор-
ганизации публикаций (подр. об этом см.: Ворон, 2012; Мжельская, 2005). Системный подход обнаруживаем и у многих других авторов, исследующих фотографию, ее использование в таких творческих сферах, как журналистика и искусство.
От фотоиллюстрации к фотоинформации
Фотография появилась в периодической печати благодаря своим природным качествам - наглядности и документальности изображения. На этом поприще она постепенно расширяла функциональный диапазон: от иллюстрации, т.е. дополняющего компонента, визуального «довеска» к тексту, до информации, самостоятельного отображения разных тем фотографическим языком, и, наконец, становясь элементом медиатекста (единство текста и фотопубликаций на полосе). Можно выделить два фактора, определившие потребность в фотоинформации и возможность ее реализации, - общественная востребованность и технико-технологическая база. Оба эти фактора усиливались и расширялись, что свидетельствует о важности конкретно-исторического аспекта в исследовании фотожурналистики.
Став полноправным компонентом журналистики, т.е. поставщиком визуальной информации в СМИ, фотожурналистика приобрела интегративные качества, в том числе и в выработке форм отображения действительности. Привычным стало появление на страницах газет и журналов фотозаметок, фоторепортажей, фотоочерков и других форм отображения.
Можно констатировать, что в советский период сформировалась жанровая палитра отечественной фотожурналистики. В последующие десятилетия оба фактора - общественный запрос и технико-технологическая база - проявят себя особенно отчетливо.Социально-политические реалии в стране, новый уклад жизни под-
вигнут фотожурналистов на их отображение, используя утвердившиеся формы и ведя поиск новых. Здесь особенно мощно заявил о себе второй фактор, а именно появление Интернета, вхождение в практику цифровых камер и компьютерных технологий. Впервые фоторепортер приблизился в новостной оперативности телевидения, передача фотоизображения с места события в редакцию издания заняла мгновения и, что не менее важно, расширился диапазон источников информации.
В жанровой палитре отметились изменения, они наглядно проявились в фотопубликациях на страницах периодических изданий. И в первую очередь следует отметить фотомонтаж. В советский период он преимущественно раскрывал реалии холодной войны. Плодотворно работал над этой темой А. Житомирский (1983). Но неслучайно этот жанр связывают с переломными моментами истории страны, в которые он проявляет наиболее полно свой изобразительно-выразительный потенциал. Сегодня успешно создает монтажные композиции А. Дорофеев, называя их коллажами. Они публикуются фактически в каждом номере еженедельника «Аргументы и факты». Выразительное решение, например, нашел автор в отображении в этой газете (2018, № 12) результатов выборов президента нашей страны6. Немало запоминающихся фотомонтажей А. Дорофеева напечатано в «Аргументах и фактах» в прежние годы. Так, яркие фотокраски найдены им в раскрытии критического высказывания президента страны о работе госаппарата в лице М. Касьянова (2002, № 17)7. Публицистический накал проявляет автор в свой композиции, рисуя картину «утечки мозгов» из России (2009, № 43)8. Нашли отражение в его произведениях и мировые проблемы.
Работают в этом жанре и другие авторы, размещающие свои фотопубликации
в разных изданиях. В числе запомнившихся фотомонтаж А. Меньшова «Беловежская горькая» в «Литературной газете» (2006, № 50)9. Вмонтировав в фрагмент картины Василия Перова «Охотники на привале» лица трех президентов, автор дал оценку Беловежским соглашениям. Но существенно и то, что расширился тематический диапазон фотомонтажа: от острополитических вопросов до сюжетов развлекательного характера. Наглядное подтверждение этому дает, например, фотопубликация А. Лебедева в московской газете «Октябрьское поле и весь Северо-Запад» (2003, № 10)10, изобразившая в первоапрельском номере шагающего по улице человека на трех ногах и удивленных прохожих.
Тематическая широта сама по себе показательна для современного фотомонтажа, но не менее значим и тот факт, что в периодических изданиях разной идеологической направленности он приобрел соответствующий этой направленности окрас. Как никакой другой жанр фотомонтаж располагает арсеналом выразительных средств для этого. Здесь особенно значима роль технической стороны, тех возможностей, которые предоставили компьютерные технологии. Ножницы и клей заменила программа Photoshop, способная расширить выразительность фотоязыка, усилить субъективный момент в отображении реалий действительности.
Фотомонтаж предстает как знаковое в постсоветский период явление в иллюстрировании прессы.И все же значительно чаще на страницах периодических изданий, главным образом журналов, занимают место фотопубликации под названием «фоторепортаж». Нередко же этим термином называют все многокадровые публикации, не только собственно фоторепортаж, но и фотокорреспонденцию, фотоочерк, фотосерию. Однако такое широкое толкование далеко от истины. Единст-
венное, что объединяет все названные жанры, - репортажный, в отличие от постановочного, способ съемки. Этот метод -магистральный в фотожурналистике, поскольку на нем произрастает документальность отображения действительности.
На страницах журнала «Огонек» (2018, № 11) внимание читателей привлекут многокадровые публикации «Люди большой воды»11 и «Ирландия как праздник»12. Фоторяд последней - типичный фоторепортаж, отразивший празднование Дня святого Патрика в Москве. А фотопубликация «Люди большой воды» содержит определяющие признаки фотокорреспонденции, сообщает о результатах работы верхневолжских энергетиков. В «Огоньке» (2018, № 10) термином «фоторепортаж» обозначена публикация «Старики и море», повествующая о выживании поморов". В ее основе не событие, а явление, что предписано отображать фотоочерку. Подобные несоответствия в жанровых определениях можно обнаружить и в других изданиях. Журнал «Нэшнл Джеографик. Трэвелер» (National Geographic. Traveler) (2018, № 2) термином «фоторепортаж» сопроводил публикацию «Зеленый шум», в которой запечатлена флора и фауна Амазонки (90-метровое дерево, огромная бабочка, обезьянка весом не более ста граммов, туман над лесом)м. Приметы -признак фотозарисовки. Фоторепортажем названа подборка снимков «Степные соседи» О. Першина в журнале «Охота и рыбалка» (2018, № 6)15. Неточности в жанровых определениях проистекают из многозначности термина и, в частности, обозначения им рубрики.
Отмеченный момент значим в теоретическом аспекте. Но важно заглянуть вглубь снимков, выявить их содержательное наполнение - иными словами, раскрыть тенденции в практике фотожурналистов. Конкретно-исторический срез этой практики особенно отчетливо просма-
тривается в сравнении тематически близких фотопубликаций. К таким можно отнести фотопубликации Л. Шерстенникова «Открытые двери Америки» в «Огоньке» (1988, № 36)16 и А. Аркмана «Социализм без феминизма» в «Русском репортере» (2018, № 4)17, запечатлевшие будни американцев и корейцев. В изобразительные ряды авторы включают снимки, которыми стремятся создать образы стран. Однако подходы к реализации творческой задачи у обоих разные. Шерстенников отталкивается от жизни, от наблюдения за ней, Аркман - от идеи, которую подкрепляет фактами в снимках. Названные съемки разделяют три десятка лет, сравнение их дает возможность отметить наметившийся вектор в работе современных фотожурналистов. К такому выводу приводит и то обстоятельство, что фотопубликации размещены на страницах журналов, зарекомендовавших себя профессиональными в иллюстративной практике.
Многокадровые публикации находим и в других изданиях. Православный журнал «Фома» (2007, № 5) разместил на своих страницах фотоочерк А. Безлепкина «Сердце деревни», в котором выразительно раскрыта актуальная тема - возрождение тверского села Млёво стараниями настоятеля местного храма^. Десять лет спустя тот же журнал «Фома» (2017, № 8) включил в очерковую публикацию Д. Воло-дихина «Переславль-Залесский» изобразительный ряд из девяти снимков, на которых в большинстве отображены достопримечательности города, т.е. социальная актуальность фотоотображения снижена^. Тематически и по характеру отображения с ней перекликается «Злой город» и его враги» Н. Аронова и Д. Лебедева в журнале «Огонёк» (2018, № 15)20: на фоне исторических реалий в снимкахзапечатлены эпизоды современного Козельска Калужской области. А в фотокорреспонденции «Деловитая Старица» на страни-
цах «Огонька» (2018, № 13) А. Ведерников полностью акцентирует внимание на фактах, иллюстрируя результаты, достигнутые в социальной и производственной сферах этого района Тверской области21. С последней работой обнаруживает сходство по подходу к теме и ее воплощению фотопубликация А. Кондюриной «Обновленные рынки» в журнале «РБК» (2018, № 3), в которой отражены московские реалии22.
Упомянутые фотопубликации свидетельствуют о том, что в последние десятилетия вектор работы фоторепортеров все заметнее смещается к фактографии. Констатация же фактов - путь к описатель-ности, ограниченному использованию возможностей фотоязыка в раскрытии реалий действительности. Все чаще изобразительный ряд фотопубликаций дополняется текстом, компенсируя невостребованные собственные выразительные средства. Но перенесение части содержательной нагрузки на текст ведет к иллюстративности. Однако этот нюанс в фотопубликациях свидетельствует лишь о своеобразии, точнее об одном из моментов реализации, визуально-информационной направленности работы фоторепортеров.
В чистом виде, фактически без текстового «довеска», информационная функция реализуется на страницах периодических изданий в материалах, обозначенных термином «фотопроект». Как форма отображения - это новое в практике фотожурналистики последних, постсоветских, десятилетий. Предпосылкой для включения фотопроекта в жанровую палитру фотожурналистики служит то обстоятельство, что он, как и все жанры, раскрывает средствами фотографии тему. И как все жанры тематически не ограничен. С другой стороны, он представляет нечто большее, чем жанр: имеется в виду во многих случаях масштаб отображения, а также то, что может сближаться по ти-
пологическим признакам с другими жанрами - скажем, с фоторепортажем, фотокорреспонденцией или фотоочерком.
Постоянно размещает на своих страницах фотопроекты журнал «Русский репортер». Например, в № 2 за 2017 г. фотографии К. Сидоровой под названием «Четвертое измерение» рассказали о молодежных субкультурах23. Этот фотопроект обнаруживает сходство с фотокорреспонденцией. А в № 3 за 2017 г. изобразительный ряд С. Тарловой «Па-де-кадр», запечатлевший, как начинают свой путь будущие прима-балерины и танцовщицы кордебалета, построен в репортажном ключе24. Журнал «Огонек» (2018, № 16) посвятил жителям села, без труда которых победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна, спецпроект «Крестьянский фронт»25. Фотографии Л. Арончикова в нем составили галерею образов сельчан. Находим фотопроекты и на страницах журнала «Вокруг света». В № 4 за 2014 г. это издание под названием «Магия расстояния» разместило запоминающийся фоторяд, в котором запечатлены известные во всем мире архитектурные сооружения с высоты птичьего полета^. Признаки фотосерии здесь налицо.
Конкретно-исторический взгляд обнаруживает и свидетельствует, что жанровая палитра фотожурналистики хотя и сформирована практикой фоторепортеров, но не является чем-то застывшим. Фотопроекты тому подтверждение. Можно найти в прессе и другие жанровые обозначения. В газете «Известия» (10 февраля 1989 г.) Э. Пархомовский и В. Сварцевич опубликовали «Московские "проселки"» с жанровым уточнением - фотофельетон27. В действительности текст Э. Пархомов-ского сопроводили документальные снимки В. Сварцевича, лишенные признаков фельетонного языка. Также не находим в периодических изданиях каких-либо типологических критериев фотоистории.
Хотя путь от зарождения до обретения зримых черт проходили все жанры. Предстоит пройти его и фотоистории, если такая форма претендует на статус жанра. В отличие от иллюстрации в прямом значении (своего рода фотоабзаца в текстовом материале или изобразительного фрагмента) в ней можно отметить стремление к завершенности отображения. Однако как показывает практика, достигает она этого за счет текста. Например, журнал «Стори» (Story) (2018, № 5) посвятил несколько страниц замечательной актрисе Алисе Фрейндлих, разместив и ряд фотографий28. И хотя они дают представление о жизненном пути героини, основную содержательную нагрузку взял на себя текст.
Итак, жанровая палитра фотожурналистики разнообразна. В ней обнаруживаются ресурсы для реализации информационной функции фотопубликаций. Причем если, скажем, фоторепортаж, фотоочерк, фотосерия адекватны ее исполнению, то фотопроект, как правило, придает ей статус визуально-информационной. Можно сказать иначе: многие жанры фотожурналистики вовсе не лишаются текстовой составляющей, но переносят акцент в отображении реалий действительности на снимки, фотопроект же минимизирует текст, включив в него лишь то, что не подвластно фотоязыку.
Медиатекст - новая реальность
Фотоистория, казалось бы, возвращает в прошлое, когда снимкам предписывалось лишь дополнять текст. На самом деле она прямым образом указывает на наметившуюся тенденцию, которая обозначается понятием «медиатекст». Выше подчеркивалось, что в советский период обе функциональные разновидности фотопубликаций утвердились в прессе. Медиатекст не нарушил сосуществование на страницах изданий снимков-иллюстраций и снимков-информаций, но в какой-
то мере сблизил их. Следует подчеркнуть, что медиатекст - явление нового исторического периода, периода внедрения в СМИ новых техник и технологий, которые и дали мощный импульс переосмыслению роли изобразительного материала, его разнообразию и связи с текстом. Снимок и слово, различаясь содержательно и функционально, предстают как целостность. Взгляд на страницу периодического издания воспринимает ее именно как организованную целостность всех ее компонентов.
Можно сказать, что технологический фактор проявляет себя по отношению к медиатексту как объективная основа. Этот же фактор способствовал погружению фотопубликаций в глобальный контекст, который востребован прессой в большей мере, чем в советский период. В самом деле сегодня трудно найти периодическое издание, которое бы не размещало на своих страницах фотографий зарубежных агентств. Да и отечественные фоторепортеры расширили границы своих съемок.
Изобразительный контент в современной прессе стал разнообразнее. И здесь налицо проявление дизайнерского начала. Роль дизайнера стала заметнее в создании периодического издания. Ранее отмечался фотомонтаж как знаковое в постсоветский период явление. Речь шла о жанре как содержательной категории. Но монтаж проявил себя и в оформительской сфере. Можно сказать: дизайн на полосе издания проявил себя с выносом части изображения за рамку или границы кадра. Это заметил читатель, потому что было необычным, но это были первые шаги. Сегодня дизайнерский арсенал расширен. Но все наработки дизайнера можно свести к решению двух главных задач: привлечь внимание к фотопубликации и способствовать раскрытию ее содержания. Конечно, о содержа нии прежде всего дол -жен позаботиться автор при съемке и на-
писании сопроводительного текста. Но немалую роль играют и лица, размещающие фотопубликации на страницах газет и журналов.
Среди наработокдизайнеров некоторые просто бросаются в глаза, но они не равнозначны как накопленный опыт. Например, пролистывая газету «Известия», читатель в каждом номере видит на развороте крупную фотографию, иллюстрирующую текстовой материал на актуальную тему. Но фотография в большинстве случаев содержательно не дополняет текст, однако разбавляет его монотонность и привлекает внимание читателей. Журнал «Огонек» многокадровые фотопубликации размещает в заранее определенные «окна», одно из которых, и это всегда первое, большого формата, остальные малого. Такую заданность вряд ли следует считать адекватной тематическому и содержательному разнообразию фотопубликаций. Формат может служить выразительным средством, которым решит воспользоваться фотожурналист еще при съемке, но который не совпадает с предложенным журналом.
Среди практикуемых приемов иллюстрирования следует выделить публикацию снимка, занимающего площадь целой страницы или даже разворота. В жанровом определении это фотозаметка на злобу дня. Такую форму подачи нередко используют журналы «Русский репортер» и «Огонек». Последний (2018, № 13) под рубрикой «Фото недели» отвел целый разворот фотозаметке «Протестная обездвиженность», впечатляюще отобразившей забастовку железнодорожников Франций9. Новые технологии позволили также газетам использовать подобную форму подачи фотоснимка в другом качестве, в качестве иллюстрации. Например, «Российская газета» (13 июня 2017 г.) в размышления Андрея Кончаловского «Дело не в свободе, а в таланте» включила обтекающее
текстом фотоизображение кинорежиссера, занявшее фактически целую полосу30. Подобный прием использовал еженедельник «Аргументы и факты» (2015, № 19), расположив в тексте «Виват, Майя» изображение Плисецкой31. Творческий масштаб и общественная значимость личностей определили форму отображения. Нередко используется противоположный прием подачи - включение в текст, казалось бы, избыточного изобразительного материала. Например, газета «Чехов сегодня» (27 октября 2007 г.) рейду О. Николаевой по району «Жизнь в деревне хороша, только грязи много» отвела две полосы, на них буквально «рассыпала» десять фотографий, которые, однако, органично вписываются в содержание текста32.
Безусловно, диалог с читателем начинает дизайнер. Он начинает его подачей материалов на страницах прессы, при этом должен учитывать также соответствие характера фотоотображения читательской аудитории. Журналы «Огонек» (2018, № 18) и «За рулем» (2018, № 5) разместили на своих страницах фотопубликации «Мост наш!» и «В Крым». Объект съемки один и тот же - Крымский мост, но акценты отображения разные: в «Огоньке» читатель прочитывает в снимках В. Коротаева и Д. Азарова его социальную значимость33, в журнале «За рулем» К. Якубов сообщает об удобствах путешествия и проезда по мосту на новинках автопрома34. Журнал «Наука и жизнь» (2018, № 5) в публикации Ю. Емельянова «Особая земля», включающей двадцать пять фотографий с текстом, рассказывает о камчатских вулканах и обитающих рядом с ними в дикой природе живых существах, т.е. содержательный пласт соответствует интересу аудитории издания35. Ранее А. Шапран снял фотоочерк «Камчадалы» и опубликовал его на страницах «Общенационального русского журнала» (2008, № 3)36. в подаче изобразительного материала акценты
сделаны на ключевых моментах жизни людей на восточной окраине России, т.е. на том, что хочет узнать широкий круг читателей.
Дизайнеры постоянно расширяют арсенал средств выделения. Даже подложка может стать одним из них. Приведем в качестве примера газету «Москва. Северо-Запад» (2014, № 18; 2018, № 18), рассказавшую в фотопубликациях о праздновании Дня Победы в округе. В 2014 г. был опубликован фоторепортаж, поданный в виде блока фотографий, а в 2018 г. подборка фотозаметок размещена на подложке красного цвета. Можно продолжать примеры наработок дизайнеров. Однако важно выделить в них существенное. Если задачу раскрыть содержание фотопубликаций дизайнеры стремятся решать, то задачу привлечь внимание к ней, можно сказать, они решили. И здесь опять просматривается конкретно-исторический аспект.
Выводы
Таким образом, рассмотрев практику иллюстрирования периодических изданий приходим к главному выводу: дизайнерское направление в информационном процессе становится преобладающим. Медиатекст - поприще, на котором оно развивается. Жанры фотожурналистики
сохраняются, обновляясь, что мы и наблюдали, отмечая появление на страницах печатных изданий наряду с уже утвердившимися жанрами новых - фотоисторий и фотопроектов. Этот факт также опровергает мнение, будто Интернет полностью возьмет на себя информационную функцию, закрепив за фотографией в газетах и журналах оформительскую. Отметим широкое использование жанра фотомонтажа как знаковое явление, что свидетельствует о расширении изобразительно-выразительных возможностей фотожурналистики. Появление же в прессе невыразительных фотопубликаций - проблема мастерства фотожурналиста и выбора изображения оформителем.
Визуально-информационная направленность в работе фоторепортеров отмечена выше множеством примеров, при этом подчеркнута особенность - в отображении реалий действительности вектор смещается к фактографии. Наконец, заметим: благодаря своим природным качествам фотография, в отличие от слова, на страницах периодических изданий играет двуединую роль - информационную и оформительскую. Однако приоритет здесь за первой. Преобладание дизайнерского начала свидетельствует лишь о своеобразии момента в практике иллюстрирования прессы.
Примечания
1 Чудаков Г.М. Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура // Сов. фото. 1982. № 8. С. 14-16; № 10. С. 26-27; № 12. С. 40-41; 1983. № 1. С. 22-23.
2 Коулман А.Д. Документальная фотография, фотожурналистика и пресс-фотография сегодня: Вопросы и ответы. Режим доступа: https://www. photographer.ru/cult/theory/383.htm
3 Нери Г. Лекции по фотожурналистике. Режим доступа: https://www.photographer. ru/cult/practice/400.htm
4 Коулман А.Д. Указ. соч.
5 Нери Г. Указ. соч.
6 Фотомонтаж Дорофеева был размещен на первой полосе газеты. См.: Аргументы и факты. 2018. № 12.
7 Аргументы и факты. 2002. № 17.
8 Аргументы и факты. 2009. № 43.
9 Меньшов А. Беловежская горькая // Лит. газ. 2006. № 50.
10 Лебедев А. А я иду, шагаю по Москве... // Октябрьское поле и весь Северо-Запад. 2003. № 10. Апр., 1.
11 Радулова Н. Люди большой воды // Огонек. 2018. № 1. Автор фотографий - А. Ведерников.
12 Сабова А. Ирландия как праздник // Огонек. 2018. № 11. Авторы фотографий -К. Кормилицына, А. Белицкий, Ю. Мартынов.
13 Сегень П., Портнягина М. Старики и море // Огонек. 2018. № 10. Автор фотографий - Е. Максимова.
14 Фотопубликация «Зеленый шум» в «Нэшнл Джеографик. Трэвелер» (2018. № 2) не содержит признаков репортажа, запечатлевающего происходящие события, а представляет собой зарисовку, раскрывающую приметы Амазонки.
15 Першин О. Степные соседи // Охота и рыбалка. 2018. № 6.
16 Шерстенников Л. Открытые двери Америки // Огонек. 1988. № 36. Автор фотографий - Л. Шерстенников.
17 Аркман А. Социализм без феминизма // Рус. репортер. 2018. № 4. Автор фотографий - А. Аркман.
18 Безлепкин А. Сердце деревни // Фома. 2007. № 5. Автор фотографий - А. Безлепкин.
19 Володихин Д. Переславль-Залесский // Фома. 2017. № 8. Авторы фотографий -И. Афонская, Р. Нетелев, П. Смертин, А. Струнин.
20 Аронов Н. «Злой город» и его враги // Огонек. 2018. № 15. Автор фотографий -Д. Лебедев.
21 Радулова Н. Деловитая Старица // Огонек. 2018. № 13. Автор фотографий - А. Ведерников.
22 Левинская А. Обновленные рынки // РБК. 2018. № 3. Автор фотографий - А. Кон-дюрина.
23 Сидорова К. Четвертое измерение // Рус. репортер. 2017. № 2.
24 Тарлова С. «Па-де-кадр» // Рус. репортер. 2017. № 3.
25 Курбатова З. Крестьянский фронт // Огонек. 2018. № 16. Автор фотографий -Л. Арончиков.
26 Магия расстояния // Вокруг света. 2014. № 4. Фотосерия.
27 Пархомовский Э. Московские проселки // Известия. 1989. Автор фотографий -В. Сварцевич.
28 Подборка фотографий с актрисой была составлена из фотографий личного архива В. Владимировой и А. Фрейндлих и опубликована в рубрике «Отпечатки».
29 Marin L. Протестная обездвиженность // Огонек. 2018. № 13. Автор фотографии -L. Marin L. (AFP).
30 Кончаловский А. Дело не в свободе, а в таланте // Рос. газ. 2017. Июнь, 12. Автор фотографии - А. Геодакян.
31 Шаблинская О. Виват, Майя // Аргументы и факты. 2015. № 19. Фотоснимки были взяты из базы данных фотоагентства «Русский Взгляд».
32 Николаева О. Жизнь в деревне хороша, только грязи много // Чехов сегодня. 2007. Автор фотографий - О. Николаева.
33 Радулова Н. «Мост наш!» // Огонек. 2018. № 18. Авторы фотографий - В. Корота-ев, Д. Азаров.
34 Колодочкин М., Милешкин К. В Крым // За рулем. 2018. № 5. Автор фотографий -К. Якубов.
35 Емельянов Ю. Особая земля // Наука и жизнь. 2018. № 5. Фотоиллюстрация.
36 Шапран А. Камчадалы // Общенац. рус. журнал. 2008. № 3. Фотоочерк.
Библиография
Акчурин Д.Г. Документализм и изобразительно-выразительные средства фотожурналистики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1985.
Бальтерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
Беленький А.И. Фотожурналистика в современных СМИ: учеб. пособие. СПб: Изд-во СПбГУ, 2016.
Березин В.М. Фотожурналистика. М.: Юрайт, 2016. Вартанов А.С. Фотография: документ и образ. М.: Планета, 1983. Ворон Н.И. Становление жанров советской фотожурналистики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1978.
Ворон Н.И. Жанры фотожурналистики: учеб. пособие. М.: Фак. журн. МГУ, 2012. Дыко Л.П. Фотоочерк как жанр // Фотожурналист и время. М.: Планета, 1975. С. 97-206.
ЖитомирскийА.А. Искусство политического фотомонтажа: советы художнику. Альбом. М.: Плакат, 1983.
Королев Ю.Д. Съемка фотоочерка. М.: Искусство, 1959.
Крашенинникова М.А. Отечественный фоторепортаж в период перестройки: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2017.
Лапин А.И. Фотография как. М.: Тримедиа, 2015.
Мжельская Е.Л. Редакторская подготовка фотоизданий: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2005.
Морозов С.А. Творческая фотография. М.: Планета, 1985.
Никитин В.А. Фотоочерк в советской прессе: становление жанра, вопросы теории и журналистского мастерства: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1985.
Пирожков А.Н. Фотомонтаж в советской прессе (некоторые вопросы теории жанра и публицистического мастерства): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1980. Пондопуло Г.К. Фотография и современность. М.: Искусство, 1982.