УДК 70
Ю.С.Шершнёва
ЖАНРЫ СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Статья посвящена анализу трансформации жанров спортивной журналистики, произошедшей с появлением новой фактуры в медиасфере — Интернета. На примере публикаций о Чемпионате Европы по футболу 2016, выявляются особенности, приобретаемые разными жанрами, при использовании на разных платформах. Подробно исследуется репортаж, как центральный жанр спортивной журналистики. Отмечаются не только привычные формы, но и новые способы подачи информации, такие как текстовая трансляция с элементами мультимедиа. Анализ жанров в аспекте их использования на разных платформах позволил проследить их полифактурность и способность находить новые формы подачи материала. Изучение жанровой палитры в контексте каждой фактуры позволяет сделать вывод о смене направленности печатных СМИ от информационных жанров к аналитическим, а также о фокусировании Интернет-изданий на новостном характере материалов.
Ключевые слова: спортивная журналистика, жанр, фактуры, медиасфера, репортаж, текстовая трансляция
Традиционная жанровая палитра спортивной журналистики формировалась на протяжении всего XX
века. Особенности имеющихся фактур — печати, радио и телевидения, сформировали систему, ориентированную на информационные жанры. «Заметка, корреспонденция, репортаж объективно преобладают хотя бы потому, что спортивная журналистика по сути своей событийна». [1]. Современная практика показывает, что в данный момент происходит жанровая трансформация, связанная главным образом с активным развитием Интернета. Журналистика в Сети оказалась не просто конкурентоспособной по отношению к остальным каналам СМИ, она заставила измениться привычные формы подачи спортивной информации.
При этом мнения исследователей относительно ведущего канала СМИ продолжают расходиться. В равной степени присутствуют как утверждения, что сетевые СМИ обладают достаточной популярностью у аудитории, чтобы лишить печать такого жанра, как репортаж, а также в целом уменьшить его значение в пользу новостных сообщений [2], так и позиция, что пресса и телевидение по-прежнему играют доминирующую роль в спортивной журналистике [1, с. 175]. Однако до сих пор остается неизученным вопрос о сути жанровых трансформаций, происходящих в спортивной журналистике. Материалом для этого исследования послужили публикации и эфиры, посвященные Чемпионату Европы по футболу 2016.
Появление новой платформы привело не только к формированию новой фактуры медиасферы, но и вызвало со стороны остальных «перераспределение функций, обретение новых задач и обязательств учитывать новые явления медиаландшафта» [3].
Современная журналистика конвергентна, она задействует не один, а несколько каналов информации. Аудитория получает материал в том виде, в котором хочет, на одном и том же ресурсе: текст, фото, видео, звук. Даже прежние СМИ становятся доступными в Интернете, перестраивая свой контент под новую платформу. Радиостанция «Спорт FM» позволяет подключиться к трансляции уже не только через радиоприемник, но и через телефон с выходом в Сеть. Телевизионный канал «Матч ТВ» также предлагает просмотр своей программы в Интернете. Печатные СМИ уходят в онлайн-пространство, охватывая не только большую аудиторию, но и выдавая большее количество контента.
Для систематизации жанров спортивной журналистики была выбрана классификация зарубежного автора Б.Розенталя [1, с. 271]. Так, все спортивные тексты делятся на три группы:
— Предварительные;
— Резюме;
— пост-анализ.
Данную концепцию можно назвать хронологической. Она наглядно демонстрирует событийность спортивной журналистики, так как центральное положение занимают публикации, отражающие ход мероприятия.
К резюме в первую очередь относится репортаж. Необходимо уточнить, что именно подразумевается под этим понятием. Так, «репортаж — это жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца» [4]. В случае с электронными СМИ основой репортажа становится комментирование, то есть работа журналиста (комментатора), в текстовом или голосовом виде сообщающая о происходящем в процессе соревнования.
Печатные СМИ, не обладая возможностью предоставлять информацию в режиме реального времени, на данный момент отказались от использования этого жанра. Тогда как на радио и телевидении жанр продолжает оставаться популярным. При этом радиостанции, не связанные со спортивной тематикой, могут осуществлять трансляции в режиме комментариев во время эфира, сообщая только счет или основные моменты. На тематических радиостанциях репортажи осуществляются в полной мере, ведущие стремятся максимально передать атмосферу игры и добавить как можно больше описательных деталей.
Для телевидения жанр репортажа является ведущим — ему уделяется огромное внимание. Крупные соревнования освещаются не только на спортивных каналах, но и на центральных. Очевидно, что
телевизионные трансляции продолжают оставаться самым зрелищным и популярным жанром спортивной журналистики. При этом, ничто так не возмущает болельщика, как неквалифицированные реплики журналиста в процессе эфира [5]. К примеру, оговорка В.Гусева, назвавшего португальца Куарежма фамилией французского футболиста Бензема, спровоцировала волну негодования в блогосфере.
Интересны изменения, которые произошли с репортажем в Интернете. С одной стороны, как уже упоминалось, телеканалы ушли в Сеть, позволяя смотреть телевизионные трансляции в Интернете. С другой, возникают такие формы подачи материала как текстовая трансляция или мультимедиа-трансляция. Первая используется достаточно давно. Она могла быть представлена как полная расшифровка текста телевизионного комментария, так и в качестве коротких реплик, отражающих основные события соревнований.
Сайт Сочи-2014 представил новую форму Интернет-трансляций — мультимедийную. Она реализовалась в первую очередь за счет инфографики — в специальном окне графически сообщалось о ходе состязания. Например, на соревнованиях по биатлону показывали прохождение рубежей спортсменами и результаты стрельбы, а в фигурном катании отражались заявленная спортсменом программа, исполнение элементов и баллы, которые за них можно было получить. Однако подобная форма оказалась затратной по многим критериям, поэтому на сегодняшний день похожего опыта больше не возникало.
С другой стороны, мультимедийный аспект пришел в текстовые Интернет-трансляции. Именно эта форма комментирования плотно укоренилась в сетевых СМИ. К примеру, на сайте Евро-2016 в режиме реального времени появлялись небольшие комментарии, отражающие ход матча. Они были предельно информативны и лишены какой-либо предвзятости. Например, «Мюллер (Германия) бьет по воротам — удар блокирован. Красивый розыгрыш штрафного, но мяч до ворот не доходит» [6] или «Дарида (Чехия) не попадает в створ. Удар "по воробьям". Но в целом чехи атакуют все активнее. Думается, одним голом команды в этом матче не ограничатся» [7]. Однако, это только одна сторона трансляции. Чтобы достичь эффекта присутствия, в процессе репортажа выкладывались фотографии как спортсменов, так и болельщиков на трибунах. Кроме этого, присутствовали некоторые графические детали, которые тоже вносили свой вклад во внешний вид трансляции. Комментарии, относящиеся к конкретной сборной, располагались с соответствующей стороны — читатель видел уже не сплошной блок текста, а последовательность ходов со стороны каждой команды. В случае фиксирования определенных положений, например, гол или окончание тайма, рядом с комментарием появлялась соответствующая пиктограмма — часы или красная и зеленая стрелки, сообщающие о замене. Заканчивалась трансляция изображениями телекартинки с лучшим игроком матча и статистикой команд в группе.
Сенермзя Ирландия
Г ррмлмия
а1
*Р Р» г.»* и М«с
* «
ш
ШИСчОЧАПС' ИМа^лиПд.«,»
Н» И Г№1*чи г1» IV* ЛГХ
ИРГ.'
( ¥
66'
КРО« <ин1
( *
644 »V I г*-* ДО МЧ ' РЧ '
I •
20.19
Стиль подачи текстовой трансляции варьируется в зависимости от политики издания или особенностей ресурса. В Интернет-издании «Чемпионат» журналист публикует поминутные реплики, описывающие происходящее, но не только фиксирует статистику, но и эмоционально и описательно объясняет происходящее событие. К примеру, «Когда командам по большему счёту уже ничего не нужно, то можно посмотреть красивую игру. Пока получается весьма занятно»[8] или «Хедира! Фантастическим образом после подачи с углового мяч прилетел к Хедире, который с границы вратарской ударил в соперника» [9].
Новость — второй по популярности жанр спортивной журналистики. Она относится к группе «резюме», так как емко и коротко сообщает о сути события. Новость используется на всех платформах. Ключевая особенность данного жанра — актуальность. Именно это и обусловило выход Интернета на лидирующую позицию, особенно по отношению к печатным СМИ. Сетевые издания первыми публикуют новости о завершившихся мероприятиях. Во временные рамки также укладываются телевидение и радио благодаря ежечасным сводкам новостей. Печать же оказывается в заранее невыгодном положении, поэтому, газеты сосредоточены на событиях, окружающих соревнования, а не на их непосредственных итогах, например, газета «СпортЭкспресс» опубликовала новость о вручении приза лучшего молодого футболиста по итогам Евро-2016 [10].
Интервью является третьим наиболее популярным жанром спортивной журналистики, как у авторов, так и у аудитории. Оно относится либо к предварительным материалам [11], либо к пост-анализу [12]. Существует огромное количество разновидностей интервью, и каждое может оказаться актуальным. Один из самых популярных типов — блиц-интервью, активно используется в перерывах соревнований или сразу по итогам. Интерес к этому жанру объясняется тем, что для аудитории открывается возможность не только ощутить себя ближе к состязанию, но и «заглянуть в голову» спортсмену. Стоит отметить, что вне зависимости от медийной платформы ни содержание, ни форма интервью не меняются.
Отчет — сугубо информационный жанр. Он, безусловно, относится к группе «резюме». Его недостаток в том, что отчет — это не что иное, как сжатое изложение хода соревнования. Аудитория получает сухую статистику, то есть представление о событии, а не впечатление. Чаще всего этот жанр используется в печатных СМИ — отчеты о матчах вместо новостных заметок сообщают результаты. С одной стороны, отчет не менее информативен. Вся ключевая информация подается предельно коротко — к примеру, счет и авторы забитых мячей в футбольном матче. С другой стороны, несколько отчетов, расположенных на одной полосе, позволяют читателю получить общее представление о ситуации, имеющей место, например, в ежегодных чемпионатах ключевых футбольных держав.
Обзор является аналитическим жанром и, следовательно, относится к группе пост-анализа. Он позволяет подвести итоги события. Наиболее активно этот жанр используется на телевидении в формате дискуссии, где несколько экспертов или журналистов подробно разбирают завершившееся мероприятие. Например, в период Евро-2016 на телеканале Матч ТВ сразу после игры эксперты проводили разбор сыгранного матча в программе «Все на футбол». Данный жанр в равной степени используется в сетевых и печатных СМИ, но уже в формате экспертного мнения. Ввиду того, что обзор матча привлечет большее внимание аудитории на экране телевизора из-за наглядности анализируемых событий, печатные СМИ фокусируют внимание на тематике, связанной со
сферой околоспорта. К примеру, статья «Черчесов в сборной» выполнена в жанре обзора и посвящена ситуации, вызванной уходом с поста главного тренера сборной России по футболу и выбором достойного кандидата [13].
В основе жанра обозрения лежит глубокий анализ не одного, а нескольких тематически или пространственно-временным образом связанных событий. Этот достаточно сложный жанр используется редко, преимущественно перед или после крупных соревнований. Так как его суть — проследить некое явление в процессе, обозрение следует относить к блоку пост-анализа. Поэтому тот формат, который используется на радио и телевидении, относится скорее к дискуссии, ведь направлен на обсуждение и высказывание различных точек зрения. Правильнее считать, что жанр обозрения характерен для печатных СМИ или Интернет-изданий [14], хоть и не исключен для эфирных медиа.
Таким образом, в современной спортивной журналистике прослеживается следующая тенденция — появление новой фактуры привело к значительному перераспределению функций. Телевидение, по-прежнему, сфокусировано на трансляции спортивных событий, чаще всего прямой, и, как следствие, репортаже. Однако сетевые СМИ вырабатывают новый способ подачи этого жанра. Текстовая трансляция, как особый вид репортажа, продолжает меняться и искать подходящую форму, которая не уступала бы прямому эфиру на телевидении. На данный момент, для Интернет-фактуры характерны информационные жанры, что обуславливается самой высокой скоростью распространения по сравнению с остальными платформами СМИ. В свою очередь, печать стала отдавать предпочтение аналитическим жанрам. Несмотря на то, что новость продолжает терять свое значение, она все равно частично сохраняется на страницах газет.
При этом, трансформация жанров далека от завершения, так как Интернет-фактура только открывает новые для себя возможности, что приводит к закономерному изменению и остальных фактур.
1. Спортивная журналистика: учебник для магистров / К. А. Алексеев, С.Н.Ильченко. М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 261.
2. Гатаулин Р.М. Жанровая трансформация системы спортивной журналистики в условиях развития современных СМИ // Ценностные ориентиры современной журналистики: сб. науч. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 24—26 сентября 2014 г.) / Под ред. доц. Е.К.Рева. Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. С. 65-68.
3. Шмелёва Т.В. Фактурология в контексте медиалингвистики // Речевое общение: спец. вестник / Под ред. А.П.Сковородникова. Вып.14 (22). Красноярск.: Сиб. федер. ун-т, 2012. С.138-145.
4. Журналистское мастерство. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 03061 «Журналистика» / Е.В.Барнёва, Н.Э.Шишкин, О.А.Петрова [Электр. ресурс]. URL: http://media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=1371&chapter_num=5 (дата обращения 13.09.2016).
5. Rowe D. Sport, Culture and the Media. Second Edition. London: Open University Press, 2004. P. 118.
6. Северная Ирландия—Германия. [Электр. ресурс]. URL: http://ru.uefa.com/uefaeuro/season=2016/matches/round=2000448/match=2017897/index.html (дата обращения 21.06.2016).
7. Чехия—Турция. [Электр. ресурс]. URL: http://ru.uefa.com/uefaeuro/season=2016/matches/round=2000448/match=2017900/index.html (дата обращения 21.06.2016).
8. Украина—Польша [Электр. ресурс]// Чемпионат. - URL: http://www.championat.com/football/_euro/1672/match/528792.html#text-all (дата обращения 21.06.2016).
9. Северная Ирландия—Германия [Электр. ресурс]// Чемпионат. - URL: http://www.championat.com/football/_euro/1672/match/528794.html#text-all (дата обращения 21.06.2016).
10. Ренату Санчеш опередил Комана // Спорт-Экспресс. № 151 (7095). 12.07.2016.
11. Фернандо Сантуш: «Роналду — символ страны и лучший в мире» [Электр. ресурс]// Спорт-Экспресс. URL: http://www.sport-express.ru/newspaper/2016-05-19/6_3/ (дата обращения 21.06.2016).
12. «Из Слуцкого сделали героя, а он поплыл» [Электр. ресурс] // Лента. URL: https://lenta.ru/articles/2016/06/21/mostovoyfootball/ (дата обращения 21.06.2016).
13. Егоров С. Черчесов в сборной // Спорт-Экспресс. № 177 (7121). 11.08.2016.
14. Провал России: необъяснимая «физика», слабая психология, игра в искусственный офсайд [Электр. ресурс] // Спорт-Экспресс. URL: http://www.sport-express.ru/newspaper/2016-06-22/7_1/ (дата обращения 21.06.2016).
References
1. Sportivnaya zhurnalistika: uchebnik dlya magistrov / K.A.Alekseev, S.N.Il'chenko. M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2016. S. 261.
2. Gataulin R.M. Zhanrovaya transformatsiya sistemy sportivnoy zhurnalistiki v usloviyakh razvitiya sovremennykh SMI // Tsennostnye orientiry sovremennoy zhurnalistiki: sb. nauch. st. II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Penza, 24—26 sentyabrya 2014 g.) / Pod red. dots. E.K.Reva. Penza : Izd-vo PGU, 2014. S. 65-68.
3. Shmeleva T.V. Fakturologiya v kontekste medialingvistiki // Rechevoe obshchenie: spets. vestnik / Pod red. A.P.Skovorodnikova. Vyp.14 (22). Krasnoyarsk.: Sib. feder. un-t, 2012. S.138-145.
4. Zhurnalistskoe masterstvo. Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov spetsial'nosti 03061 «Zhurnalistika» / E.V.Barneva, N.E.Shishkin, O.A.Petrova [Elektr. resurs]. URL: http://media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=1371&chapter_num=5 (data obrashcheniya 13.09.2016).
5. Rowe D. Sport, Culture and the Media. Second Edition. London: Open University Press, 2004. P. 118.
6. Severnaya Irlandiya—Germaniya. [Elektr. resurs]. URL: http://ru.uefa.com/uefaeuro/season=2016/matches/round=2000448/match=2017897/index.html (data obrashcheniya 21.06.2016).
7. Chekhiya—Turtsiya. [Elektr. resurs]. URL: http://ru.uefa.com/uefaeuro/season=2016/matches/round=2000448/match=2017900/index.html (data obrashcheniya 21.06.2016).
8. Ukraina—Pol'sha [Elektr. resurs] // Chempionat. URL: http://www.championat.com/football/_euro/1672/match/528792.html#text-all (data obrashcheniya 21.06.2016).
9. Severnaya Irlandiya—Germaniya [Elektr. resurs] // Chempionat. URL: http://www. championat. com/football/ _euro/1672/match/528794.html#text-all (data obrashcheniya 21.06.2016).
10. Renatu Sanchesh operedil Komana // Sport-Ekspress. № 151 (7095). 12.07.2016.
11. Fernando Santush: «Ronaldu — simvol strany i luchshiy v mire» [Elektr. resurs]// Sport-Ekspress. URL: http://www.sport-express.ru/newspaper/2016-05-19/6_3/ (data obrashcheniya 21.06.2016).
12. «Iz Slutskogo sdelali geroya, a on poplyl» [Elektr. resurs] // Lenta. URL: https://lenta.ru/articles/2016/06/21/mostovoyfootball/ (data obrashcheniya 21.06.2016).
13. Egorov S. Cherchesov v sbornoy // Sport-Ekspress. № 177 (7121). 11.08.2016.
14. Proval Rossii: neob"yasnimaya «fizika», slabaya psikhologiya, igra v iskusstvennyy ofsayd [Elektr. resurs] // Sport-Ekspress. URL: http://www.sport-express.ru/newspaper/2016-06-22/7_1/ (data obrashcheniya 21.06.2016).
Shershneva Yu.S. Genres of sports journalism: current trends. In this paper we analyzed genres of sports journalism. The most significant factor that contributed to the field of journalism is development of the Internet. The nature of publications in various types of media is changing. Printed media are focused on analytics, and online portals - on news reports. In this paper we examined journalism genres, such as a reportage, news, interview, review and report. Texts of the UEFA Euro-2016 were studied in the present research. A new way of reporting is a text broadcast with multimedia elements. New perspective form of this one is a demonstration of polytexturing genres in sports journalism.
Keywords: sports journalism, genre, texture, mediasphere, reportage, text translation
Сведения об авторе. Ю.С.Шершнёва — магистрант; кафедра журналистики филологического факультета ИГУМ; [email protected].
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.08.2016.