Научная статья на тему 'ЖАНРОВЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА В КОНТЕКСТЕ СТРУКТУРЫ И КОМПОЗИЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ш. СЕЛИМА «ШАМИЛЬ АЛЯДИН, О ЧАРЫКАХ И ПЕРОЧИННОМ НОЖЕ»'

ЖАНРОВЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА В КОНТЕКСТЕ СТРУКТУРЫ И КОМПОЗИЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ш. СЕЛИМА «ШАМИЛЬ АЛЯДИН, О ЧАРЫКАХ И ПЕРОЧИННОМ НОЖЕ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
319
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНРОВЫЙ АНАЛИЗ / ГИБРИДНЫЕ ЖАНРЫ / СТРУКТУРА / КОМПОЗИЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ / ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ / КРИТИКА / ГЕРМЕНЕВТИКА / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ШАКИР СЕЛИМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сулайманов Мухамед-Али Усманович

Актуальность статьи обусловлена недостаточностью исследований в области жанрового анализа текста в контексте структуры и композиции в крымскотатарской литературе в целом и на примере произведения Ш. Селима «Шамиль Алядин, о чарыках и перочинном ноже» в частности. Предметом исследования является жанровый анализ текста в контексте структуры и композиции на примере исследуемого произведения. Целью настоящей статьи является, не попытка определения какого-либо конкретного жанра или его признаков в произведении, что в данном случае является практически невозможным, а анализ отношений различных литературно-публицистических жанров в контексте структуры и композиции исследуемого текста. Основными выводами проведенного исследования является то, что в исследуемом произведении наблюдается «амбивалентная» гибридная жанровая форма глубоко эмоционального дневника воспоминаний (эссе) с явно выраженной экспрессией и литературно-критического очерка (статьи), с чёткой логической методологией. В тексте также проявляют себя скрытые жанровые формы монолога, заочного диалога или дискуссии. Автор вступает, если не в прямой, то в рефлексивный диалог со своими героями и читателем. Синтез и взаимодействие разных жанровых форм формирует своеобразие произведения заостряя внимание читателя на этике литературного ремесла. Если говорить об общем объединяющем жанре произведения, то это духовно-интеллектуальная проза. Таким образом, анализ структурных и композиционных особенностей произведения позволил нам выявить важные, хотя и не абсолютные критерии для определения и взаимосвязи сопредельных жанров, что в свою очередь дало возможность идентифицировать основные и вспомогательные жанровые формы исследуемого текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE ANALYSIS OF THE TEXT IN THE CONTEXT OF STRUCTURE AND COMPOSITION OF SHAKIR SELIM’S LITERARY WORK “ABOUT SHAMIL ALYADIN, CHARYKS AND THE POCKET KNIFE”

The relevance of this article is substantiated by scantiness of research dedicated to genre analysis of the text in the context of structure and composition in Crimean Tatar literature as a whole and on the example of Shakir Selim’s work “About Shamil Alyadin, Charyks and the Pocket Knife” in particular. The subject of this study is the genre analysis of the text in the context of structure and composition on the example of the indicated literary work. The goal consists in the analysis of relations between various literary-publicistic genres in the context of structure and composition of the text, rather than in the attempt to determine any specific genre and its characteristics in the literary work. The author concludes on the “ambivalent” hybrid genre form of truly emotional evocative essay with a pronounced expressiveness and literary-criticism article, and strong logical methodology. The text also contains the latent genre forms of monologue, distance dialogue, or discussion. The author begins if not a direct then reflexive dialogue with the heroes and the audience. The synthesis and interaction of different genres forms the uniqueness of the literary work, drawing attention of the reader to the ethics of literary art. The unifying genre of the work is spiritual-intellectual prose. The analysis of structural and compositional peculiarities of the literary work revealed the important, although not absolute, criteria for establishing interrelation between cognate genres, which in turn allowed identifying the main and auxiliary genre forms of the studied text.

Текст научной работы на тему «ЖАНРОВЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА В КОНТЕКСТЕ СТРУКТУРЫ И КОМПОЗИЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ш. СЕЛИМА «ШАМИЛЬ АЛЯДИН, О ЧАРЫКАХ И ПЕРОЧИННОМ НОЖЕ»»

Филология: научные исследования

Правильная ссылка на статью:

Сулайманов М.У. — Жанровый анализ текста в контексте структуры и композиции произведения Ш. Селима «Шамиль Алядин, о чарыках и перочинном ноже» // Филология: научные исследования. - 2021. - № 6. DOI: 10.7256/2454-0749.2021.6.35863 URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=35863

Жанровый анализ текста в контексте структуры и композиции произведения Ш. Селима «Шамиль Алядин, о чарыках и перочинном ноже»

Сулайманов Мухамед-Али Усманович

Директор, АНО ДПО и Ни "Евразийский Институт Развития им. Исмаила Гаспринского" 295015, Россия, республика Крым, г. Симферополь, ул. Маяковского, 1, оф. 1

И inbiconsulting@gmail.com

Статья из рубрики "Актуальный вопрос"

DOI:

10.7256/2454-0749.2021.6.35863

Дата направления статьи в редакцию:

30-05-2021

Дата публикации:

06-06-2021

Аннотация: Актуальность статьи обусловлена недостаточностью исследований в области жанрового анализа текста в контексте структуры и композиции в крымскотатарской литературе в целом и на примере произведения Ш. Селима «Шамиль Алядин, о чарыках и перочинном ноже» в частности. Предметом исследования является жанровый анализ текста в контексте структуры и композиции на примере исследуемого произведения. Целью настоящей статьи является, не попытка определения какого-либо конкретного жанра или его признаков в произведении, что в данном случае является практически невозможным, а анализ отношений различных литературно-публицистических жанров в контексте структуры и композиции исследуемого текста. Основными выводами проведенного исследования является то, что в исследуемом произведении наблюдается «амбивалентная» гибридная жанровая форма глубоко эмоционального дневника воспоминаний (эссе) с явно выраженной экспрессией и литературно-критического очерка (статьи), с чёткой логической методологией. В тексте также проявляют себя скрытые жанровые формы монолога, заочного диалога или дискуссии. Автор вступает, если не в прямой, то в рефлексивный диалог со своими героями и читателем. Синтез и взаимодействие разных жанровых форм формирует своеобразие произведения заостряя внимание читателя на этике литературного ремесла. Если говорить об общем объединяющем жанре произведения, то это духовно-интеллектуальная проза. Таким

образом, анализ структурных и композиционных особенностей произведения позволил нам выявить важные, хотя и не абсолютные критерии для определения и взаимосвязи сопредельных жанров, что в свою очередь дало возможность идентифицировать основные и вспомогательные жанровые формы исследуемого текста.

Ключевые слова: жанровый анализ, гибридные жанры, структура, композиция, методологический плюрализм, литературно-критическая статья, критика, герменевтика, феноменология, Шакир Селим

Проблема жанрового, структурного и композиционного анализа текста разрабатывалась такими учеными как П.Н. МедведевМ.М. Бахтин-6!, Ю.А. Васильев А.Э.

Венделанд А.Э Бабайлов-4-, Н.В. БесмертнаяВ.В. Одинцов И.В. Арнольд ^ Е.А. Баженова И.Р. Гальперин С.Г. Николаев [24], Ю.М. Лотман ^^ и др.

По проблеме жанрового анализа в контексте структуры и композиции произведения, следует отметить следующее:

Структурный анализ в контексте историзма - это техника, позволяющая проникнуть внутрь строения произведения, исследуя его как систему приемов, обусловленную авторским замыслом. Структурный анализ предполагает разложение текста на составные элементы формы и содержания. По мнению В. Белинского, «разъединение идеи от формы, разложение элементов, образующих собою данную истину или данное явление», то есть своего рода «разрушение художественного явления для того, чтобы оживить его для себя в новой красоте и новой жизни, если он найдет себя в нем...» и называется

«критикой». -8, с- 27°1. В свою очередь именно такой комплексный анализ произведения в аспекте формы и содержания, использующий, в том числе и инструментарий литературной критики позволяет не только определить доминирующую жанрово-родовую форму произведения, но и зафиксировать признаки трансформации, контаминации синтетических и синкретических гибридных жанровых форм в исследуемом тексте.

Согласно Ю.М. Лотману - в основе структурного анализа лежит взгляд на исследуемый текст как на органическое целое. Произведение в данном контексте рассматривается не как система «отдельных» составных элементов, а каждый из них реализуется, как в

отношении с другими элементами, так и структурного целого всего произведения. Структурный анализ является своего рода деконструкцией текста. Термин «деконструкция» предполагает разложение текста, разъединение его составляющих на элементы. Понятие «деконструкция» было введено Ж. Лаканом и получило

теоретическое обоснование в работе философа Ж. Деррида ———^ Метод деконструкции, будучи инструментом постструктуралистского анализа, разработан французским философом Р. Бартом, работавшим над способами, которые могли бы

способствовать улавливанию и удержанию смысловой полноты произведения с 45].

Р. Барт рассматривал текст как разновидность интертекста, утверждая, что «текст соткан

из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников» с—В современном литературоведении термин «деконструкция» употребляется как особый вид восприятия

произведения, вследствие чего происходит «понимание глубинных смыслов» с- 4], которые в частности открываются посредством метода герменевтики и герменевтической кодировки Р. Барта.

В данном контексте структурный анализ тесно связан с композиционным анализом текста, так ктак композиция является одной из основных категорий, связывающих форму с содержание произведения. По мнению А.Б. Есина, композиция является составом и определенным расположением частей, элементов и образов произведения в некоторой

значимой временной последовательности" I!5!. Композиция посредством расположения и соотношения художественных образов выражает художественный смысл, формируя, таким образом, целое из отдельных частей. Следовательно, компоненты художественной структуры, прежде всего, важны в контексте авторского замысла, как отражение его

эстетической программы.

Согласно А.Н. Кожину, О.А. Крылову и В.В. Одинцову «в композиции непосредственно объединяются, сочетаются, фокусируются содержательные и формальные элементы текста» [19, с 176"", композиция является своеобразным каркасом, на котором держится

текст 119———I80!. Композиционный анализ текста также способствует проявлению соответствия построения и жанрово-стилевой природы исследуемого произведения. Некоторые аспекты анализа литературно-критических статей в данном контексте были изучены такими учеными как Н.К. Михайловский 1231, С. И. Кормилов, Е. Б. Скороспелова Н.М. Раковская

Ранее литературно-критическое произведение Ш. Селима «Шамиль Алядин, о чарыках и

перочинном ноже» 1281 было исследовано нами в аспекте этнокультурного кода в

крымскотатарской литературной критике 1291 и особенностей композиционно-смысловой

организации текста -130", где мы определили его общую жанрово-родовую форму, как литературно-критического текста с элементами художественности и лиризма.

В настоящей статье, которая является, продолжением цикла статей по данной теме, будет детально изучен жанровый аспект исследуемого произведения, в контексте структуры и композиции литературно-критического текста. Следовательно, для комплексного подхода к вопросу мы будем вынуждены апеллировать к предшествующим статьям. На наш взгляд, для всестороннего понимания проблематики было бы целесообразным ознакомиться и с предыдущими исследованиями по данному произведению, которые логически связанны между собой.

В произведении отражена заочная дискуссия трёх литературных критиков произошедшая посредством очерка Шамиля Алядина по стихотворению Мемета Нузета «Авджы» (Охотник), ответа Пирае Кадри-заде на очерк Ш. Алядина и критической статьи Ш. Селима, где он анализирует стихотворение М. Нузета, очерк Ш. Алядина и критическое письмо П. Кадри-заде.

Предметом дискуссии стало первое четверостишье стихотворения М. нузета «Авджы»:

Бир кунь Али бельсенип чыкъа авгъа,

Яваш-яваш тырмана Чатртавгъа.

Атсам эгер бир айван, соярман, деп,

Чакъысыны къыстыра чарыкъ бавгъа.

(«Однажды Али подготовившись вышел на охоту,

Медленно поднимается он на Чатырдаг.

«Если подстрелю добычу, то разделаю» - сказав, Закрепил свой ножик (перочинный) за завязки чарыка») (Смысловой перевод. - М.А.).

Ш. Алядин в своем литературно-критическом очерке «Языджылар акъкъында икяелер» (Истории о писателях) выражает свой критический взгляд на стихотворение М. Нузета:

«...Одно нелогичное, неуместное слово роняет значение всего произведения. Если поэт при написании стихотворения не следует логике и теме, а пытается подогнать под рифму любое подходящее слово, то результат получается плохим», «С какой целью поэт так поступил?», - задаётся вопросом Ш. Алядин и продолжает: «По причине того, что поэту для рифмы со словом «тав» (гора) потребовалось слово «бав» (завязки). Для автора не важно, есть или нет смысл в произведении.» с- 17-181.

П. Кадри-Заде будучи не согласной с критикой Ш. Алядина доказывает свою позицию на конкретных фактах --311 Шакир Селим в свою очередь детально изложив доводы каждой стороны, а также сылаясь на свои личные воспоминания принимает сторону П. Кадри-заде. Параллельно размышляя по данной проблематике Ш. Селим раскрывает для читателя свой глубоко поэтический и экспрессивный внутренний мир, жизненную позицию и этно-культунный код крымскотатасркой литературной критики -28, с 801.

В исследовании выбран подход методологического плюрализма, с применением методов структурного, композиционного, герменевтического, феноменологического,

психологического анализа, философской рефлексии и рецептивной эстетики. Последовательное применение различных методов литературоведческого анализа, позволит комплексно раскрыть жанровую многоликость произведения. В процессе анализа текста также будет проведена попытка проследить происходящие в произведении жанровые метаморфозы, выявить внутренние формальные закономерности межжанровой диференциации, их последующей взаимосвязи на пути формирования единой непостоянной межжанровой формы в рамках одного произведения. Анализ сопредельных жанров позволяет выявить «скрытые» особенности рассматриваемых жанровых форм и меру взаимопроникновения одного литературного жанра в другой, выходя за границы литературного рода или вида.

Выявление жанровой особенности является отправным пунктом в литературном анализе произведения. Жанровые признаки различаются характерностью композиции текста, формой повествования, спецификой хронотопа, объемом сочинения, художественными средствами и принципами организации речевых приёмов. Согласно П.Н. Медведеву: «Каждый жанр обладает индивидуальными способами, своими средствами видения и

понимания действительности, доступными только ему» --221. Вместе с тем часто в описании действительности того или иного произведения мы можем видить гармоничное многообразие и взаимосвязь разных жанровых форм. В концепции М.М. Бахтина, где «жанр является внетекстовой изображаемой действительностью» значительным в определённом им соотношении является момент «завершения»: «Каждый жанр, если это действительно существенный жанр, есть сложная система средств и способов

понимающего овладения и завершения действительности» Момент «завершения» способствует определению особенности эстетического превращения «текущей реальности» и своеобразности функционирования жанра в ту или иную эпоху, даёт возможность показать жанр как своего рода парадигму текстов. Вместе с тем, сегодня

мы можем говорить о произведении - как о парадигме жанров и жаннровых форм.

Выбор автором определенной жанровой формы является двусторонним процессом: с одной стороны, это намеренное определение «прототипа» и отражение существенных признаков первичного жанра; с другой стороны, это безусловная трансформация жанра, обусловленная творческим замыслом писателя. Выбор жанровой формы нередко предполагает своеобразную антиномию, то есть отклонение от нее. Так и нашем случае, автор намерен написать литературно-критическую статью, но с первых строк он уходит в глубокий лиризм, внутренний монолог и воспоминания [28, с 80".

В предыдущей статье по этнокультурному коду исследуемого произведения, говоря о жанрово-родовой принадлежности произведения, мы отметили, что «в формально-субъектной организации эпического по форме произведения отчётливо проявляются признаки лирического, эмоционально-оценочного стиля...», «...с первых строк проступает чувственность, перед читателем открывается внутренний мир автора, как поэта не менее

талантливого в прозе.», что говорит о жанровом многообразии текста В

определении жанра произведения большое знаение имеет совокупность художественно-эстетических, стилистических и смысловых качеств, определяющих своеобразие того или иного литературного текста, его внутреннее строение, специфическая система его компонентов и их взаимосвязи, что по сути входит в область поэтики. В данном контексте, определение жанра произведения, что является одной из основных категорий поэтики, причем категорией, обладающей огромной силой обобщения, требует глубинного и комплексного анализа произведения.

Безусловно, в основе определения любого жанра лежит выделение и описание наиболее устойчивых, регулярно повторяющихся содержательных и формальных признаков, объединяющих группу текстов, с их последующей типизацией. Но эти признаки могут быть весьма относительны, как с точки зрения произведения, автора и читателя, так и их хронотопа. К тому же в одном произведении могут "гармонично уживаться" признаки совершенно раличных жанров, что наблюдается в частности в иследуемом тексте. Следовательно тезис «Жанры - есть исторически сложившиеся типы

литературных произведений» 1161 можно отнести, скорее к основным классическим родовым жанрам, которые по большей части выполняют роль маяков, "постоянных чисел", в "уравнении" с целым рядом "неизвестных" - то есть жанровых форм и их взаимосвязей.

Как следствие жанровый «канон» определяет ожидания читателя, отступление же от него является знаком трансформации исходной формы, которая активизирует внимание читателя, формируя в его восприятии новые межжанровые формы. Постоянная борьба «сохранения жанрового канона» с непрерывной эволюцией межжанровых форм, пожалуй один из существенных факторов развития современной литературной словестности. В этом смысле два этих постоянных процесса можно принять как основу развития современных литературных жанров. Именно такой широкий взгляд позволяет более детально исследовать межжанровые формы в современной художественной литературе и публицистике, разграничение которых сегодня становится всё сложнее.

Если взглянуть на исследуемое произведение, в контексте структуры и композиции, с точки зрения психологического, феноменологического методов анализа и герменевтики, то не совсем понятное на первый взгляд название произведения «Шамиль Алядин, о

чарыках и перочинном ноже» [28, с 801 для несведущего в крымскотатарской литературе читателя может натолкнуть на мысль, что произведение написано в жанре фельетона,

этюда или зарисовки. Но имя известного крымскотатарского писателя и даты в начале

"Ноябрь 24, 2004 с." —с:—801 произведения создают впечатление жанра биографического очерка, воспоминаний или эссе. В этом смысле название произведения имеет большое значение и может являться сутью, кратким содержанием всего сочинения. Истинный писатель может в одном названии, нескольких словах вложить философию, «тайный код» всего произведения, а иногда и эпохи. Например «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Мёртные души» Н.В. Гоголя, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ачлыкъ хатирелери» (Воспоминания о голоде) А. Ильмий, «Козьяш дивар» (Стена плача) Э. Шемьи-заде, «Къанлы отьмек» (Окровавленный хлеб) Ш. Рамазанова и пр. Таким образом, читатель погружаясь в чтение, рефлексируя, раз за разом возвращается к на з в а нию про из в е де ния , на ходя в нё м о тв е ты на в о про с ы, по с та в ле нные а в тором или им самим. Это «магия поэтики», незримая связь символов, в произведении, дарованная только истинным талантам.

Первые предложения произведения «Погода сегодня облачная. Да со стороны Азова караван чёрных туч идёт словно давит. На улице такая отталкивающая, противная

погода.» —с:—801 хотя и создают впечатление рассказа, но дата в начале произведения «Ноябрь 24, 2004 г.» и последующие предложения «Хотелось поработать

немного. Но рука не поворачивается что-либо писать...» —с:—801, посредством биографического анализа, взгляда на текст с точки зрения места сочинения в творчестве писателя и места автора в произведении, укрепляют читателя во мнении, что перед ним эпизод автобиографического очерка, дневника или воспоминаний. Так, например, жанровая форма дневника предполагает обязательное использование хронологии записи, неполные, краткие предложения, средства автокоммуникации, размышления и др. Всё это мы видим в первом коротком абзаце. Ведение дневника, как правило, связано со свободой выражения и предполагает пересечение сфер письменной и внутренней речи. Их взаимодействие при художественной трансформации жанровой формы дневника приводит к усилению художественной экспрессии, проявлению глубокого самоанализа. Определив один из доминирующих жанровых форм, читатель отчётливо замечает, что эта душевная экспрессия автора начинается буквально с

первых строк Г28, с- 801 и аллегорически принимает облик тоски целого народа. Автор слегка приоткрывает бездонную генетическую скорбь, понятную далеко не каждому «... со стороны Азова караван чёрных туч идёт словно давит... » и так же виртуозно закрывает её связав эти чувства с погодой.

Думал ли автор об этом, когда писал эти строки, или же это отражение произведения в духовном мире читателя? Возможно с читателем этого произведения могло случиться то же, что и с другом детства Умберто Эко, который после прочтения его романа «Маятник Фуко», отыскал в произведении то, что на самом деле находилось в его личной памяти Г32, с. 20-211

Такой глубокий анализ, безусловно, не возможен без тонкого психологичесого и культурно-исторического подхода к произведению. Лаконичные и простые предложения, автора, не утомляя читателя долгими рассуждениями и описанием, в одно мгновенье, буквально в нескольких предложениях отображают перед ним всю картину. Умберто Эко в сборнике эссе «Шеть прогулок в литературных лесах» сравнивая произведение с растянутым описанием события и краткое сочинение, в котором события происходят

быстро и оживлённо, говорит о бурном развитии второго в литературе ХХ-ХХ1 вв. Г32, с-

5-501. Информационный век и интернет технологии ежедневно дают человеку такое количество информации, которое невозможно прочитать и воспринять. Следовательно

актуальность слов У. Эко в ближайшие десятилетия будет только расти, что может привести к новым метаморфозам в поэтике, порождая современные межжанровые формы и виды литературы.

Рассмотрим особенности сюжетной линии произведения. В тот самый момент, когда читатель теряется в догадках, предвкушая дальнейшее развитие сюжета, автор, наконец раскрывает истинную суть произведения и переходит к основной проблеме - это открытое письмо П. Кадри-заде современникам и потомкам под названием «Мои

некоторые воспоминания о Мемете Нузете, моём деде и его семье» [31, с~—5-50,1 В исследуемом произведении начинают проступать признаки эпистолярного жанра, не только потому, что в него интегрированы элементы письма, но и само оно начинает восприниматься как письмо потомкам и это ощущение не покидает читателя до конца ч те ния .

Ш. Селим для того, чтобы основательно привлечь внимание читателя к проблематике произведения, прежде всего пригласил его узнать самого автора, его внутренний мир, ибо именно там кроются ключи к разгадке глубинных смыслов его откровения. Великий талант истинного поэта, прозаика и публициста, который ведёт читателя от строки к строке, последовательно открывая перед ним свой замысел. Так и исследователь, следуя по «цепочке его символов», посредством анализа психологии и восприятия как автора, так и его читателя, может открывать в произведении новые и новые смыслы. Такого рода рефлексия философско-эстетической интерпретации произведения подталкивает читателя к внутренним размышлениям и поиску аксиологических принципов литературной критики.

Ш. Селим, сделав акцент на своих переживаниях, чувствах, эмоциях значительно усилил лирическое начало, приблизив свое произведение к лирической прозе. В данном контексте стоит отметить, что если для лирической прозы характерны выразительные средства, направленные на эмоциональную передачу душевного мира (экспрессия, тонкая нюансировка, внимание к деталям и эмоциональным состояниям, изменчивость

речевой интонации и т.д.), то автор периодически возвращается к этим приёмам [13, с' 1551.

Таким образом доминирующие в первой части произведения характерные черты жанровых форм воспоминания, автобиографического очерка, эссе или дневниковых записей, при дальнейшем чтении трансформируются в отчётливые признаки литературно-критического жанра. Дальнейший анализ произведения способствует не только более глубокому пониманию авторского замысла, но вместе с тем и выделению других жанровых форм в тексте.

В произведении часто можно видеть сигналы стремления к достоверности, припоминания: помню, как помнится, припоминаю и др., вводящие описание какой-либо реалии, факта или ситуации в прошлом и свидетельствующие об избирательной работе памяти, например: "Хотя я ни разу в жизни не одевал чарыки, видел в детстве, что это

такое..." [28, с- 831 или "Очень хорошо помню...". [28, с- 831, что в свою очередь также является характерной чертой автобиографической прозы или воспоминаний.

На протяжении всего произведения автор раз за разом погружается в свой внутренний мир, переживаний, воспоминаний. Подходя к завершению Ш. Селим попытаться ответить пожалуй на главный вопрос своего произведния - объяснить причину критических выводов выдающегося крымскотатарского романиста Шамиля Алядина. И сделав вывод, об обусловленности его действий от давления советского режима, стон издаётся из

глубин его души: "О ты, обманчивый мир! Через какие же сложные и тяжелые испытания ты проводишь людей!..". [28, с- 84].

Таким образом, в конце произведения мы наблюдаем признаки ещё одной жанровой формы - назидание. Ш. Селим в своих размышлениях и диалоге с читателем приходит к одному из базовых принципов литературной критики: «Критика, которую мы делаем, должна быть объективной, обоснованной и отвечать принципам совести и чести. Иначе

выпущенная однажды стрела может через много лет вернуться и ранить нас самих» с. 841.

В современной литературе усиливается взаимодействие жанров и более активно проявлют себя гибридные, межжаровые формы синкретического, синтетического характера. Определение жанра для автора теперь всё больше становится не исходной точкой, а итогом творческой работы, а нередко и прирогативой читателя.

Для структурно-жанрового анализа текста важно разграничение основного жанра и вторичных жанровых форм. Но выявление жанра в новых произведениях становится существенно сложнее, так как художественные произведения, прежде всего прозаические, развиваются на основе нехудожественных или публицистических жанров. Иными словами межжанровая форма - это результат взаимодействия в литературном процессе художественных и нехудожественных жанров и этот процесс исторически непрерывный.

Библиография

1. Алядин Ш. Юксек хызмет: (Языджылар акъкъында икяелер). Ташкент : Эдебият ве санат нешрияты, 1983. 208 с.

2. Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста. [Электронный ресурс]. URL: http://mybiblioteka.su/tom3/6-14197.html (дата обращения: 13.09.2018).

3. Бабайлова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. Социопсихолингвистические аспекты. Саратов, 1987. 153 с.

4. Баженова Е.А. Композиция текста // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной, члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. 2-е изд., испр. и доп. М. : Флинта: Наука, 2006. С. 168-173.

5. Баженова Е.А., Котюрова М.П. Смысловая структура текста // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной, члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2006. C. 388-392.

6. Бахтин М. М. К методологии литературоведения // Контекст - 74. М., 1975; Его же. Вопросы литературы и эстетики. М., 1986;

7. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1994.

8. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 6. М., 1955, стр. 267-269, 270-272, 276-277, 278, 280, 283, 284-286.

9. Бессмертная Н.В. Речевая форма «динамическое описание» и ее лингвистическая характеристика. Автореф. дис. .канд. филол. наук. Киев, 1972. 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Васильев Ю.А. О влиянии композиционно-смысловой организации научного текста на его языково-стилистические характеристики // Стиль научной речи. М, 1978. 279 с.

11. Венделанд А.Э. К вопросу о композиционной смысловой структуре учебного текста и ее влиянии на понимание: Автореф. дис....канд. псих.наук. М., 1970. 14 с.

12. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 5-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2007. 144 с.

13. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 155.

14. Деррида Ж. О грамматологии; пер. с франц. и вступ. ст. Н. Автономовой / Деррида Ж. М.: Ad Marginem, 2000. 520 с.

15. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000, с.127.

16. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996. С. 384.

17. Ивлиева П.Д. Деконструктивизм как часть семантического поля литературоведения [Текст] / П.Д. Ивлиева // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы междунар. науч. конф. М., 2012. С. 4-6.

18. Кайда Л. Композиционный анализ художественного текста. М., 2000, с. 88.

19. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М.: Высшая школа, 1982. 223 с.

20. Кормилов С. И., Скороспелова Е. Б. Литературная критика в России ХХ века (после 1917 года). [Электронный ресурс]. URL: http://kursak.net/s-i-kormilov-e-bskorospelova-literaturnaya-kritika-v-rossii-xx-veka-posle-1917-goda/ (дата обращения: 18.04.2021).

21. Лотман Ю.М., Анализ поэтического текста / О поэтах и поэзии, СПб, «Искусство-СПб», 1996 г., с. 25-26.

22. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении: Критическое введение в социологическую поэтику. Л., 1928. С. 175.

23. Михайловский Н. К. Литературная критика: Статьи о русской литературе XIX начала XX века / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. Б. Аверина. Л.: Худож. лит., 1989. 608 с.

24. Николаев С.Г. Феноменология билингвизма в творчестве русских поэтов. В 2 ч. Ч. 2: Онтологические, корреляционные и функциональные характеристики иноязычия в поэзии. Ростов н/Д: Изд-во «Старые русские», 2005. 295 с.

25. Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. 263 с.

26. Раковская Н. М. Литературно-критический текст (к проблеме системного анализа). [Электронный ресурс]. URL: http://kursak.net/s-i-kormilov-e-b-

skorospelovaliteraturnaya-kritika-v-rossii-xx-veka-posle-1917-goda/ (дата обращения: 18.04.2021).

27. Сейтягъяев Н. Мемет Нузет. Къырымнынъ чёль аятындан: сайлама эсерлер джыйынтыгъы. Симферополь: Доля, 2003. С. 41-42. Селимов Ш. Къырымнаме-II: Тамчылар. Акъмесджит: Тарпан, 2008. С. 80-91.

28. Сулайманов М.У. Этнокультурный код в крымскотатарской литературной критике (на примере литературно-критической статьи Ш. Селима «О Шамиле Алядине, чарыках и перочинном ноже») // Litera. 2021. № 4. С. 104-117. DOI: 10.25136/24098698.2021.4.35485 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id = 35485

29. Сулайманов М.У. Особенности композиционно-смысловой организации текста в литературно-критической статье Ш. Селима «О Шамиле Алядине, чарыках и перочинном ноже» // Филология: научные исследования. 2021. № 5. С. 8-18. DOI: 10.7256/2454-0749.2021.5.35501 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?

id = 35501

30. Kadrizade P. Kirim - Romanya. iki ülke: Yitik Vatan. Piraye Kadrizade. Hatiralar. §iirler. Tercümeler. 2012. C. 86-95.

31. Umberto Eco Six Walks in the Fictional Woods. Harvard University Press, 1994. 285 s.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В рецензируемой статье «Жанровый анализ текста в контексте структуры и композиции произведения Ш. Селима «Шамиль Алядин, о чарыках и перочинном ноже» несомненно представлен актуальный материал. В рассматриваемой статье поднимаются проблемы жанрового, структурного и композиционного анализа текста, что является предметом исследования как языковедов, так и литературоведов в 20-21 веках ввиду междисциплинарности явления, что несомненно говорит об актуальности предлагаемой к рассмотрению работы. Кроме того, изучение произведений писателя, относящего к авторам крымскотатарской литературы, является важным вкладом в отечественную на уку.

В настоящей статье детально изучен жанровый аспект исследуемого произведения в контексте структуры и композиции литературно-критического текста.

Исследование проведено на стыке стилистики, литературной критики и герменевтики, которые являются актуальными направлениями лингвистических изысканий на сегодняшний момент. Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Автор представляет интересный материал с научной точки зрения, который имеет весомое значение как для литературной критики, так и для общей теории лингвистики. В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Исследование выполнено в русле современных подходов, а именно методологического плюрализма, с применением методов структурного, композиционного, герменевтического, феноменологического, психологического анализа, философской рефлексии и рецептивной эстетики. Статья содержит научную новизну, полученную автором при проведении исследования. Работа базируется на большом пласте научного материала. Подобные работы с применением различных методологий являются актуальными и, с учетом фактического материала, позволяют тиражировать предложенный автором принцип исследования на иной языковой материал. Автор ссылается на работы предшественников, но не компилирует полученные ранее знания, а вносит собственные предложения и делает выводы, что свидетельствует о самостоятельно проведенном исследовании на высоком научном уровне. Так, следует отметить библиографию, содержащую 31 позицию, большая часть которых являются современными источниками, а именно: научными статьями, тезисами докладов, фундаментальными работами. Однако стоит отметить малое количество зарубежных работ, которые делают рецензируемую работу в некой степени оторва нной от мировой на уки

Работа написано в соответствии с канонами научного исследования и состоит из введения, содержащего обзор и постановку задач, основной части, разбитой на смысловые части, а также заключения, которое содержит квинтэссенцию проведенного исследования. Автором были сделаны ряд обоснованных выводов по результатом исследования. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, занимающихся проблемами литературоведческой стилистики, мастерства литературной критики, общей

теории дискурса. Статья написана научным языком, хорошо структурирована, выводы логичны и четко сформулированы, опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности не обнаружены. Общее впечатление после прочтения рецензируемой статьи положительное, работа может быть рекомендована к публикации в научном журнале из перечня ВАК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.