Научная статья на тему 'Жанровые особенности пьесы-романа Н. Асанбаева «Валиди»'

Жанровые особенности пьесы-романа Н. Асанбаева «Валиди» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
515
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ / ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ДРАМА / ПЬЕСА-РОМАН / Н. АСАНБАЕВ / ДРАМА-БИОГРАФИЯ / ВАЛИДИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Истякова Р. А.

В статье дается жанровая характеристика пьесы-романа Н. Асанбаева «Валиди» как исторического эпико-драматического произведения. Своеобразный синтез эпических и драматических форм лег в основу новой межродовой жанровой формы пьесы-романа, которая состоит из отдельных драм-биографий: «Пырей», «Высечь бы я хотел историю на его скалах…», «Имя твое вернулось, Валиди!» Определение жанра произведения и его составляющих частей осуществляется на основе анализа их содержания и жанровой формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанровые особенности пьесы-романа Н. Асанбаева «Валиди»»

УДК 821. 512.141.0-2

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЬЕСЫ-РОМАНА Н. АСАНБАЕВА «ВАЛИДИ»

© Р. А. Истякова

Сибайский институт Башкирского государственного университета Россия, Республика Башкортостан, 453838 г. Сибай, ул. Белова, 21.

Тел./факс: +7 (34775) 3 75 13.

В статье дается жанровая характеристика пьесы-романа Н. Асанбаева «Валиди» как исторического эпико-драматического произведения. Своеобразный синтез эпических и драматических форм лег в основу новой межродовой жанровой формы — пьесы-романа, которая состоит из отдельных драм-биографий: «Пырей», «Высечь бы я хотел историю на его скалах...», «Имя твое вернулось, Валиди!» Определение жанра произведения и его составляющих частей осуществляется на основе анализа их содержания и жанровой формы.

Ключевые слова: исторический, жанровая характеристика, драма, пьеса-роман,

Н. Асанбаев, драма-биография, Валиди.

Вопросы о сущности литературных жанров и их классификации всегда привлекали внимания ученых. В. Е. Хализев, обобщая опыты систематизации жанров в отечественном и зарубежном литературоведении, признает, что «литературоведение завершившегося столетия неоднократно намечало, а в какой-то мере и осуществляло разработку понятия «литературный жанр» не только в аспекте историко-литературном (исследования отдельных жанровых образований), но и собственнотеоретическом» [1, с. 334].

Разносторонние исследования в области литературного жанра показали нерасторжимое единство формальных компонентов и содержательных факторов, которое главным образом определяет жанровую сущность литературного произведения. Невозможно дать характеристику жанра, не обращаясь как к его структурной организации, так и к содержательным аспектам. Этот комплексный подход наиболее приемлем и в определении сущности сложных межродовых форм. Как отмечает В. Е. Хализев, жанровые структуры в литературе последних двух-трех столетий «стали податливыми и гибкими, утратили каноническую строгость, а потому открыли широкие просторы для проявления индивидуально-авторской инициативы» [1, с. 347]. Именно таким проявлением является недавно вышедшая пьеса-роман Н. Асанбаева «Валиди». Это своеобразное по своему содержанию и художественной форме произведение - новое явление, характерное для современности, когда художники получили определенную свободу в творчестве. Писатели все больше внимания уделяют прошлому своего народа, стремятся оценить, пересмотреть определенные исторические факты. Поэтому в содержании многих произведений прослеживается «глубокое укоренение принципа историзма, который характеризуется не только исторической тематикой, а представляет диалектику жизни, перспективу исторического развития, оценку событий и фактов с точки зрения народа, зарождение историко-философской концепции» [2, с. 474]. Можно сказать, что любое художественное произведение,

отражающее в лицах своих героев, индивидуальных судьбах, общественных событиях неповторимый облик определенного времени, имеет черты историзма. «Историческое призвано воплотить

конкретно-историческое содержание в целостном образе человека. Для этого вовсе не обязательно изображение больших событий эпохи. Даже интимная лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, И. Ф. Анненского,

А. А. Блока подлинно исторична; в лирических образах, созданных этими поэтами, отчетливо выразился конкретный смысл той или иной эпохи русской истории» [3, с. 322]. Однако причислить все образцы литературы с исторической направленностью к подлинно историческим произведениям было бы неправильно. Литературоведами определены следующие их основные критерии: необходимость «изображения исторического лица или события, чтобы автор не был современником описываемой эпохи, наконец (главное), историзма изображаемого» [4, с. 157]. Историзм произведения проявляется в выражении ведущих тенденций развития общества на основе отражения реальных событий и человеческих судеб. При этом автор, будучи человеком иной эпохи, может передать личные взгляды на происходящие события с позиции своего времени, обосновать определенную историко-философскую концепцию.

Идейно-тематическое содержание, проблематика пьесы-романа Нажиба Асанбаева «Валиди» основываются на историческом принципе, определяющем ее способность правдиво воссоздать облик и дух исторического времени в конкретных человеческих судьбах и событиях. Это объемное произведение состоит из трех частей в форме отдельных пьес: «Пырей», «Высечь бы я хотел историю на его скалах...», «Имя твое вернулось, Валиди!», связанных между собой единством сюжетной линии, действующих образов, композиционно-стилистических особенностей, а также единой идейно-тематической направленностью. В центре драматического действия пьес находится художественный образ исторической личности Ахметзаки Валиди. Художественное воспроизведение жизненной биографии лично-

сти с мировым именем идет в хронологическом порядке на фоне воссоздания реальных картин начала прошлого века. Минимум абстрактности характерен хронотопу пьес из трилогии - быстроме-няющиеся события происходят в исторически конкретное время и на конкретном месте. При этом явно нарушение закона драмы о единстве времени, места и действия. К примеру, в первой части произведения «Пырей» герой находится в центре событий, происходящих в 20-х годах в Туркестане, в Московском Кремле, в Башкортостане, в Иране, в Стамбульском университете и др. Широкий масштаб и эпический характер разворачивающихся событий, многоплановость действий характерны и другим пьесам из драматической трилогии. Историзм художественного содержания пьес обусловлен также действием в них образов значительных исторических фигур: Ленина, Сталина, Президентов Туркестана Ататюрка (Мустафы Кемал Паши) и Исмет Иненю, профессора Стамбульского университета Фуата Копрулузады, а также многих сподвижников и политических противников героя.

Стремительное развитие событий образует единую сюжетную линию, целью которой является отражение жизненной биографии А. Валиди, прояснение некогда искаженных фактов, спорных моментов из его жизни, тем самым создание правдивой исторической концепции. В отдельных пьесах этой трилогии на основе взаимопроникновения до-кументализма и художественного вымысла рождается существенный жанровый компонент драмы -жизнеподобие [5, с. 163]. В исторических пьесах этот жанровый компонент имеет особую силу, так как достоверность описываемых событий в пьесах основывается на реальных фактах и документальных материалах. Профессор Т. А. Кильмухаметов выделяет множество драматических форм, которые имеют возможность появления на основе жизнепо-добия: драма-быль, драма-хроника, драма-

биография, драма-репортаж, драма-исповедь, бытовая драма, политическая драма и т.д. [5, с. 166]. Глубокое жизнеподобие, отражающее драматическую судьбу исторической личности, обилие реальных фактов, подлинный историзм происходящих событий позволяют отнести составляющие части пьесы-романа к жанру исторической драмы-биографии. Жанровая природа самой пьесы-романа, объединяющей все три драмы-биографии «Пырей», «Высечь бы я хотел историю на его скалах.», «Имя твое вернулось, Валиди!», определяется единством их содержания и художественной формы.

Художественное воспроизведение жизненной биографии личности с мировым именем Ахметзаки Валиди идет на фоне воссоздания реальных картин с начала прошлого века до кончины героя, то есть до 1970 года. В этих драмах-биографиях раскрываются периоды жизни главного героя, где наиболее ярко проявляются его личностные качества как политического деятеля, патриота, ученого, семьянина.

Жизнеподобие, определяющее жанрово-стилевую природу составляющих частей «Валиди», основывается, как указывает сам автор в конце произведения, на воспоминаниях тюркского ученого Т. Бай-кары (он является одним из главных образов пьесы-романа - Р. И.), на взглядах общественных деятелей и ученых: С. Мерясова, М. Кулшарипова, Г. Хусаинова, А. Юлдашбаева, И. Тагирова, С. Бад-ретдинова [6]. Необходимо также отметить, что взгляды и воспоминания этих ученых получили отражение в книге А. Юлдашбаева «Известный и неизвестный Заки Валиди» [7].

Сюжеты драм-биографий составляют самые значительные события из жизни героя, где ярче всего проявляется его характер, историческая миссия. Сначала события разворачиваются после роспуска Башкирского правительства: преследуемый властями, Валиди вынужден был выехать из Башкортостана и России. Последующие картины показывают его вдали от Родины, где он развертывает научную деятельность, которая впоследствии приобретает мировую значимость. Жизненный путь ученого представлен в хронологическом порядке. Например, третья часть «Имя твое вернулось, Ва-лиди!» охватывает события времен Второй мировой войны. Профессор Боннского, Геттингенского университетов А. Валиди, защитив докторскую диссертацию, возвращается в Турцию, где возглавляет кафедру тюркской истории Стамбульского университета. Конфликт в этой драме имеет политический характер. Государственные деятели во главе с президентом Турции стремятся втянуть Ах-метзаки Валиди и его соратника Абдулкадира Ина-на в грязную политику против Советского Союза. С этой целью они призывают их создать и возглавить организацию тюркских патриотов, сторонников фашистской Германии. Однако «злейший враг Советов» Валиди не попадается на эту «политическую удочку». Вследствие этого Валиди лишают свободы на десять лет, а Инан остается без работы. Конфликтная ситуация обостряется преследованиями Советского посольства, идеологическими нападками со стороны газеты «Известия». Тяжелая идейно-психологическая атмосфера в драме разряжается активным действием сподвижников ученых: студентов, преподавателей, руководителей и членов Народной партии. Они возглавляют народную демонстрацию и митинг, защищавшие гражданские права двух видных ученых. Народ добивается справедливости. Эти события и составляют сюжетную линию драмы «Имя твое вернулось, Валиди!».

Историзм драм-биографий, определяющийся действием реальных образов на фоне исторических событий, широтой охвата художественного времени и пространства, лег в основу эпичности пьесы-романа «Валиди». В ней параллельно основному сюжету развиваются и вспомогательные линии: это трагические события, разворачивающиеся на Родине, в семье главного героя. Ретроспективными и

вставными сюжетами вошли в общую ткань произведения картины из судьбы Нафисы, жены А. Ва-лиди, их сына Чингиза, отца Ахметшаха, матери Умульхаят, братьев Габдерауфа и Габделхая, которые стали жертвами кровавой политики Сталина.

Историко-политическая тема, касающаяся международных отношений начала XX века, периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени, преобладающий официальный стиль общения героев заметно приглушают ассоциативность языка этих произведений и художественную условность изображенных в них картин. А также хронологическое изображение событий несколько смягчает главную конфликтную линию, разбивая ее на более мелкие картины, раскрывающие внешние противоборства и внутренние противоречия героев. Автор мало уделяет внимания художественным обобщениям и деталям. Но все же особенный, непринужденный стиль драм-биографий создает яркую историческую картину, на фоне которой достоверно вырисовывается фигура видного политического деятеля, ученого Ахметзаки Валиди. С первых до последних строк пьесы-романа раскрываются его нравственные и психологические качества. При этом используются детали-сентенции «мой Башкортостан», «мой Урал», «мои башкиры». Эти слова герой произносит как молитву. «В сентенции отражаются этические и нравственные убеждения персонажа, вытекающие из его жизненного опыта» [5, с. 326]. Поэтому образ башкирского народа присутствует всегда: и в эпизодических образах его идейных предводителей (М. Муртазина, А. Ягафа-рова, С. Мерясова, Х. Габитова, Ш. Бабича и др.), и в символических образах (курае, песнях, преданиях), периодически выступающих на передний план действиях. Строка из народной песни „Илсе Райса“ («Странник Гайса») - «Высечь бы я хотел историю на его камнях.» - стала названием второй части пьесы-романа. Здесь проводится образная параллель между героем песни - ссыльным царскими властями в Сибирь Гайсой и лишенным Родины Ахметзаки. Оба героя жили несбыточной мечтой о возвращении на Родину. «Башкортостан -мое сердце» - признание Валиди доказано на деле: кропотливый труд ученого, который вносит весомый вклад в отечественную и мировую историческую науку, был посвящен родному народу. Присутствие народного духа, народность являются формообразующим фактором произведения. Еще В. Г. Белинский отмечал, что «народность есть одно из основных условий эпической поэмы» [8, с. 36]. Можно сказать, что народность так же, как и историзм, легла в основу эпических драм-биографий «Пырей», «Высечь бы я хотел историю на его камнях. », «Имя твое вернулось, Валиди!».

Эпичность произведения «Валиди» обусловлена и содержательными, и формальными качествами. Формальные компоненты литературного произведения составляют жанр, структурно-

композиционные данные, образы и художественные средства. Каждая отдельная драма-биография, рассказывающая об определенном периоде жизни главного героя, представляет собой цельную, законченную картину, они объединены между собой единством героев, персонажей, образных средств, а также идейно-тематической направленностью. Если признать главным предназначением драматического жанра постановку на сцене, то предстает возможность отдельной реализации драм-биографий на сцене. Простому читателю постановка этого синтетического произведения в целостности не представляется возможным, так как «Валиди» является сложным, многослойным явлением, по своему содержанию и композиционно-стилистическим особенностям приближенным к жанру романа. Автор Нажиб Асанбаев определяет жанр своего объемного произведения «Валиди» как пьеса-роман. Глубокий историзм и эпичность содержания способствовали синтезу драматургической формы с эпической и созданию подобной межродовой формы.

В. Г. Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» определил драму высшим родом поэзии и венцом искусства, который представляет собой «слияние (конкрецию) эпической и лирической поэзии» [8, с. 8]. Эпичность, как утверждает

В. Е. Хализев, выступает как идейно-эмоциональная настроенность, которая может иметь место во всех литературных родах [9, с. 331]. Необходимо признать, что эпичность в произведении «Валиди» проявляется прежде всего в содержательном аспекте, как «созерцание жизни в ее сложности и многоплановости» [9, с. 331]. Объемному содержанию характерна широта пространственно-временных характеристик произведения. Драматические действия в отдельных картинах развиваются одновременно в нескольких местах, в разных временах, как это свойственно для романного жанра. Но здесь необходимо отметить, что Н. Асанбаев сумел сохранить в своем произведении важное качество драмы - ее изначальную установку: в пьесе-романе «Валиди» нет образов «не оказывающих прямого влияния на происходящее, ... не связанных с центральной интригой» [10, с. 67]. Это качество способствует воспринимать ее как драматургический жанр, принимающий в себе некоторые эпические черты - именно как пьесу-роман.

«Роман представляет развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование (курсив - Р. И.) о судьбе одного или нескольких персонажей в процессе их развития и в связи с другими героями» [10, с. 47]. В произведении «Валиди» эпическое повествование заменяют пространственные диалоги и монологи, эмоционально насыщенные, стилистически разнообразные. Центральные диалоги и монологи основываются на официально-деловой, публицистический стили языка. Н. Асанбаев также уместно формирует диалоги и монологи, выражающие

идейно-эмоциональное содержание произведений, при этом основываясь на экспрессивные разновидности стилей языка (торжественный - встреча А. Валиди с тюркскими студентами; официальный -встреча с Лениным, Президентами Туркестана; интимно-ласковый - разговор с женами Нафисой и Назмией; фамильярный - разговор со Сталиным и др.). В них раскрываются не только характеры, но и внутренние и внешние конфликты образов.

Жанровые особенности пьесы-романа «Вали-ди» определяются следующими факторами: историзмом содержания, который характеризуется исторической тематикой, действием реальных образов, выражением историко-философской концепции; эпичностью форм и содержания, которая обусловлена отдельными, самостоятельными частями -историческими драмами-биографиями, объединенными единством идейно-тематических особенностей, проблематики, действующих образов, обширностью пространственно-временных качеств, народностью содержания; в художественной ткани большое место занимают ретроспективные картины, вставные конструкции, которые способствуют расширению хронотопа событий в произведении; художественно-драматической формой изложения исторического материала, характеризующейся пространственными диалогами и монологами, где преобладают официально-деловой, публицистический стили; действенный характер всех образов в

драмах-биографиях, что является важной особенностью драматического жанра.

Все перечисленные особенности, гармонично сливаясь, образуют единое историческое эпикодраматическое произведение — пьесу-роман «Валиди». Это своеобразное произведение является находкой не только его автора Н. Асанбаева, но и современной башкирской драматургии в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2007. -405 с.

2. Башкирская литература XX века. Учебник для высших учебных заведений / Составитель и научный редактор: член-корреспондент АН РБ, профессор Р. Н. Баимов. Уфа: БашГУ, 2003. -575 с.

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001. -322 с.

4. Баимов Р. Судьба жанра. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. -320 с.

5. Кильмухаметов Т. Поэтика башкирской драматургии. Уфа: Китап, 1995. -336 с.

6. Асанбаев Н. // Агидель, 2006. №3. С. 61-89.

7. Юлдашбаев А. М. Известный и неизвестный Заки Валиди (в памяти своих современников). Уфа: Китап, 2000. -320 с.

8. Белинский В. Г. Собрание сочинений в трех томах. Т. 2. М., 1948. -930 с.

9. Хализев В. Е. Ведение в литературоведение. М.:Высшая школа, 2000. С. 328-336.

10. Мещеряков В. П., Козлов А. С., Кубарева Н. П., Сербул М. Н. Основы литературоведения. М.: Московский лицей, 2000. -372 с.

Поступила в редакцию 07.11.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.